13 собственность субъектов российской федерации

13 собственность субъектов российской федерации

  1. Пункт 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ:
    • если нахождение земельного участка в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
    • если земельный участок используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Статья 1 Федерального закона № 244-ФЗ.
    Из федеральной собственности в собственность муниципальных районов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Федерального закона № 244-ФЗ, по следующим основаниям:
    • заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципальных районов;
    • предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
    • предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
  3. Глава V.5 Земельного кодекса.
    Данный порядок применяется только в случае, если в отношении земельных участков отсутствуют основания и (или) порядок, указанные в вышеперечисленных законах.
    Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса, подлежат безвозмездной передаче по заявлению главы муниципального образования в собственность муниципальных районов, утвердивших схемы территориального планирования муниципальных районов, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов.

Не подлежат передаче в собственность субъекта Российской Федерации:

  • земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;
  • земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон;
  • земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;
  • земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;
  • земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;
  • земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности или о целесообразности совершения Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства юридических и иных действий;
  • земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, или в отношении которых в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства поступили ходатайства;
  • земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;
  • земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
  • земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;
  • земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;
  • земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт ненадлежащего использования земельного участка.

Из федеральной собственности в собственность поселений, городских округов могут быть переданы земельные участки по следующим основаниям и порядкам:

  1. Пункт 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ:
    • если нахождение земельного участка в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
    • если земельный участок используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Статья 1 Федерального закона № 244-ФЗ.
    Из федеральной собственности в собственность поселений, городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Федерального закона № 244-ФЗ, по следующим основаниям:
    • заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственность поселений, городских округов;
    • предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
    • предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
  3. Федеральный закон № 423-ФЗ.
    Безвозмездной передаче в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом № 423-ФЗ подлежат земельные участки, находящиеся:
    • в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
    • в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
  4. Глава V.5 Земельного кодекса.
    Данный порядок применяется только в случае, если в отношении земельных участков отсутствуют основания и (или) порядок, указанные в вышеперечисленных законах.
    Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса, подлежат безвозмездной передаче по заявлению главы муниципального образования в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.

Не подлежат передаче в собственность субъекта Российской Федерации:

  • земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;
  • земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон;
  • земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;
  • земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;
  • земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;
  • земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности или о целесообразности совершения Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства юридических и иных действий;
  • земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, или в отношении которых в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства поступили ходатайства;
  • земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;
  • земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
  • земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;
  • земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;
  • земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт ненадлежащего использования земельного участка.

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

(в ред изменения N 1/99)

Russian classification of configurations property

Дата введения 2000-01-01

Общероссийский классификатор форм собственности (далее — ОКФС) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (далее — ЕСКК) Российской Федерации.

ОКФС разработан в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и федеральными законами с учетом практического использования Классификатора форм собственности (КФС), утвержденного постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. № 47.

Ознакомьтесь так же:  Кредит под залог имущества без

ОКФС предназначен для:

  • — формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского права;
  • — решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;
  • — обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации;
  • — анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.

Объектами классификации ОКФС являются формы собственности, установленные Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также следующими федеральными законами:

  • «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г.;
  • «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г.;
  • «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ;
  • «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ;
  • «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ;
  • «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ;
  • «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ;
  • «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 июля 1998 г. № 112-ФЗ.

Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

Собственниками имущества могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

С учетом изложенного в ОКФС формы собственности классифицируются в зависимости от типа собственника.

Например, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, является федеральной собственностью; имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, является муниципальной собственностью и т.п.

В классификаторе принята следующая форма записи позиций:

Каждая позиция в классификаторе содержит:

  • — двухразрядный цифровой код;
  • — наименование формы собственности;
  • — алгоритм сбора.

В целях сохранения преемственности с кодами широко внедренного в сфере экономики КФС, отменяемого с введением в действие настоящего классификатора, в ОКФС сохранены кодовые обозначения форм собственности, ранее использованные в КФС.

Для раскрытия содержания понятий некоторых форм собственности (группировочных позиций) в классификаторе приведены алгоритмы сбора, каждый из которых представляет собой сумму кодов позиций, входящих в данную форму собственности.

Пример построения позиции ОКФС:

где

  • 11 — код государственной собственности;
  • Государственная собственность — наименование классификационной группировки;
  • 12+13 — алгоритм сбора государственной собственности, состоящей из федеральной собственности (код 12) и собственности субъектов Российской Федерации (код 13).

В ОКФС введены позиции форм собственности «Смешанная российская собственность», «Смешанная иностранная собственность», «Собственность с совместным российским и иностранным участием», не установленные законодательством, но необходимые для обработки статистической информации.

К позициям ОКФС в приложении А даны соответствующие пояснения.

Для удобства использования данного классификатора в практических целях позиции ОКФС приведены в алфавитном порядке в приложении Б и в порядке возрастания кодов — в приложении В.

Ведение ОКФС осуществляет ГМЦ Госкомстата России во взаимодействии с ВНИИКИ Госстандарта России.

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

Приложение А
(справочное)

ПОЯСНЕНИЯ К ПОЗИЦИЯМ КЛАССИФИКАТОРА

Российской собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности гражданам и юридическим лицам России, Российской Федерации, субъектам Российской Федерации (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам), городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям и находящееся на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (ГК РФ, ст. 214).

Федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (ГК РФ, ст. 214).

Собственностью субъектов Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (ГК РФ, ст. 214).

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ГК РФ, ст. 215).

Частной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности гражданам или юридическим лицам, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Собственностью российских граждан, имеющих постоянное местожительство за границей, является имущество, принадлежащее на праве собственности гражданам Российской Федерации, имеющим постоянное местожительство за границей, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.

Собственностью потребительской кооперации, представляющей собой систему потребительских обществ и их союзов, является имущество, принадлежащее на праве собственности потребительским обществам, их союзам и образуемое за счет взносов пайщиков, дохода, получаемого в результате хозяйственной деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (ФЗ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», ст. 5; ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации», ст. 1).

Собственностью общественных и религиозных организаций (объединений) является имущество, принадлежащее на праве собственности общественным и религиозным организациям (объединениям).

Собственностью благотворительных организаций является имущество, принадлежащее на праве собственности благотворительным организациям (ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ст. 16).

Собственностью политических общественных объединений является имущество, принадлежащее на праве собственности политическим общественным объединениям (политическим организациям, в том числе политическим партиям, а также политическим движениям) (ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях», ст. 1).

Собственностью профессиональных союзов является имущество, в том числе денежные средства, принадлежащие на праве собственности союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям и необходимые для выполнения своих уставных целей и задач (ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 24).

Собственностью общественных объединений является имущество, принадлежащее на праве собственности общественным объединениям и необходимое для материального обеспечения их деятельности (ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 30).

Смешанной российской собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности.

Смешанной российской собственностью с долей государственной собственности является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли государственной собственности.

Смешанной российской собственностью с долей федеральной собственности является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли федеральной собственности и отсутствием доли собственности субъектов Российской Федерации.

Смешанной российской собственностью с долей собственности субъектов Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли собственности субъектов Российской Федерации и отсутствием доли федеральной собственности.

Смешанной российской собственностью с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием долей федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Иной смешанной российской собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности и отсутствием доли государственной собственности.

Иностранной собственностью на территории Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности международным организациям, иностранным государствам, иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам, а также российским гражданам, имеющим постоянное местожительство за границей.

Собственностью международных организаций является имущество, принадлежащее на праве собственности международным организациям.

Собственностью иностранных государств является имущество, принадлежащее на праве собственности иностранным государствам.

Собственностью иностранных юридических лиц является имущество, принадлежащее на праве собственности иностранным юридическим лицам.

Собственностью иностранных граждан, лиц без гражданства является имущество, принадлежащее на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства.

Смешанной иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества иностранных собственников различных форм собственности.

Совместной российской и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества российских и иностранных собственников.

Совместной федеральной и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности Российской Федерации и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.

Совместной собственностью субъектов Российской Федерации и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности субъектам Российской Федерации и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.

Совместной муниципальной и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности муниципальным образованиям и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.

Совместной частной и иностранной собственностью является имущество частной формы собственности, принадлежащее на праве общей собственности российским гражданам, российским юридическим лицам и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.

Совместной собственностью общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности российским общественным или религиозным организациям (объединениям) и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.

Приложение Б
(справочное)

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Приложение В
(справочное)

ПЕРЕЧЕНЬ
ПОЗИЦИЙ КЛАССИФИКАТОРА ПО ВОЗРАСТАНИЮ КОДОВ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

РАЗРАБОТАН Управлением статистического планирования Госкомстата России, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Госкомстата России

ПРЕДСТАВЛЕН Государственным комитетом Российской Федерации по статистике

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 г. № 97

ВНЕСЕНО Изменение N 1/99 к ОК 027-99, опубликованное в ИУС N 12, 1999 г.

Внесены изменения в закон о порядке передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ознакомьтесь так же:  Льготы инвалидам 3 группы томск

Федеральный закон принят Государственной Думой 12 апреля 2016 года и одобрен Советом Федерации 20 апреля 2016 года.

Справка Государственно-правового управления

В целях установления единообразного порядка безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность всех субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Федеральным законом предусмотрено распространить действие законодательных норм, регулирующих особенности безвозмездной передачи такого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на порядок передачи такого имущества в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.

Статья 212 ГК РФ. Субъекты права собственности

Новая редакция Ст. 212 ГК РФ

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Комментарий к Ст. 212 ГК РФ

В п. 1 комментируемой статьи воспроизведено положение ст. 8 Конституции РФ.

С гражданско-правовой точки зрения в комментируемой статье закреплено положение, согласно которому право собственности едино, но может различаться по субъектам. Все субъекты имеют по отношению к имуществу, находящемуся в их собственности, одинаковый объем правомочий.

Равные юридические возможности не исключают неизбежных особенностей в зависимости от субъектного состава.

Другой комментарий к Ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Содержание комментируемой статьи определяется нормой ст. 8 Конституции РФ, закрепившей существование государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности. При этом само понятие формы собственности ни в Конституции, ни в ГК не раскрывается.

Как указано в ст. 8 Конституции РФ, все формы собственности признаются и защищаются равным образом. Следовательно, нет оснований говорить о приоритете одной формы собственности (ведущей, определяющей) по отношению к другим.

2. Фактически взаимоотношение форм собственности выступает как взаимоотношение собственников — Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических и физических лиц. Эти отношения строятся как отношения равных лиц.

Однако участие публичных образований в гражданском обороте связано с рядом особенностей, что и вызвало необходимость установления в связи с этим ряда специальных норм.

В частности, некоторые объекты гражданских прав могут находиться исключительно в государственной (например, недра) или муниципальной собственности. Законы, содержащие такие правила, являются законами об ограничении прав и потому их основанием могут быть только публичные интересы. Иным образом, кроме как путем издания специальных законов, такие ограничения вводиться не могут.

Кроме того, возможно установление особенностей приобретения и прекращения права собственности в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

В частности, способы распоряжения государственной, муниципальной собственностью, ее использования зависят от тех публичных целей, для обеспечения которых она предназначена. Соответственно, государство, муниципальные образования в лице компетентных органов не могут по своему усмотрению совершать распорядительные имущественные акты, влекущие утрату или приобретение объектов собственности, а должны руководствоваться законами, иными нормативными актами.

3. В то же время в отношениях с иными лицами государство, муниципальные образования выступают в гражданском обороте на равных основаниях, и совершенные ими гражданско-правовые сделки не могут быть оспорены исходя из того, что они не отвечают целям деятельности собственника — лица публичного права.

4. В силу ст. 209 ГК собственнику принадлежит вся полнота прав на вещь. По своему содержанию право собственности, принадлежащее государству или муниципальному образованию, не отличается от права собственности, принадлежащего частному лицу (физическому или юридическому). Собственник вправе совершать любые действия, не противоречащие законам и иным правовым актам. Следовательно, возможно установление посредством закона известных границ права собственности, в том числе путем закрепления правил и процедур реализации этого права. Лица публичного права, деятельность которых строго регламентирована, значительно более ограничены в осуществлении принадлежащего им права собственности, чем физические и юридические (частные) лица. В то же время это не означает, что в той мере, в какой лица публичного права ограничиваются в своем праве собственности, иные лица получают соответствующие правомочия. Таким образом, здесь нет и оснований усматривать ограничение права в его точном юридическом смысле, как это имеет место, например, в конструкции вещного права на чужую вещь. Скорее, можно говорить о том, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не может быть использовано в полной мере, а должно служить только определенным целям, имеющим публично-правовую природу. Соответственно, отмечается более низкая эффективность функционирования имущества, находящегося в публичной собственности, чем в частной.

5. С изложенных позиций следует оценивать попытки обнаружить неизвестные Конституции РФ и ГК формы собственности — коллективную, родовую, общинную и т.п. как проявление «иных форм собственности». С экономической точки зрения отказ от частной собственности влечет снижение эффективности ее эксплуатации, а с юридической — существенно ограничивает фактический объем возможностей, предоставляемых правом собственности.

Кроме того, во всех тех случаях, когда предлагаются «иные» формы собственности, с успехом может использоваться конструкция особого юридического лица (коммерческой или некоммерческой организации) с наделением ее соответствующим имуществом.

6. В настоящее время до конца не урегулированы отношения собственности между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. К Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Ведомости РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89) имеются приложения N 1 — 3, в которых поименно указаны объекты, относящиеся соответственно к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований.

В то же время обсуждается, каким должен быть порядок передачи имущества из ведения Федерации в ведение ее субъекта, возможно ли изъятие или безвозмездная передача муниципального имущества в ведение субъекта Федерации или федеральное ведение. Детальное правовое регулирование в этой сфере пока отсутствует.

Необходимо отметить, что непосредственно законом не может быть установлено право собственности на конкретный объект, поскольку в силу ст. 8 ГК закон не может служить основанием возникновения гражданских прав. Он может установить только условия, при которых указанные в ст. 8 ГК юридические факты порождают права и обязанности.

7. При определении посредством закона условий передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Федерации необходимо учитывать, что согласно п. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах его компетенции, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Между тем к совместному ведению РФ и субъекта Федерации относится разграничение государственной собственности. Следовательно, приоритет здесь имеет федеральный закон. В то же время по иным, кроме указанного, вопросам управления собственностью, находящейся в ведении субъекта Федерации, преимущество отдается законам и нормативным актам субъекта Федерации.

Статья 18 ЗК РФ. Собственность на землю субъектов Российской Федерации

Новая редакция Ст. 18 ЗК РФ

1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

2. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

3. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 18 ЗК РФ

Пунктом 1 комментируемой статьи закрепляются основания возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки, которые в целом повторяют способы возникновения федеральной собственности на землю, установленные в п. 1 ст. 17 ЗК.

Прежде всего, субъект РФ может обладать на праве собственности определенным земельным участком в силу прямого указания на это в федеральном законе. Так, в соответствии с п. п. 4, 6 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях собственностью субъектов РФ признаются особо охраняемые природные территории регионального значения. Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» земельные участки, которые не находятся в федеральной собственности и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ.

Некоторые федеральные законы непосредственно устанавливают право собственности конкретных субъектов РФ на определенные виды земельных участков. Например, в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается, что земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов краевого значения, относятся к собственности Краснодарского края. Аналогично, Федеральный закон от 8 мая 2009 года N 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет право собственности Пермского края на земельные участки, предназначенные для размещения необходимых для проведения саммита объектов краевого значения (п. 2 ст. 10).
———————————
СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071.

Ознакомьтесь так же:  Ксерокопии документов для осаго

Право собственности субъектов РФ на земельные участки может возникнуть при разграничении государственной собственности на землю. В соответствии со ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК критериями такого разграничения служат:

1) критерий принадлежности земельного участка к виду публичной собственности расположенных на нем зданий, строений, сооружений, или объектный критерий, согласно которому земельные участки, занятые указанными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, относятся к собственности соответствующих субъектов РФ;

2) критерий принадлежности земельного участка к виду публичной собственности занимающей его организации, или субъектный критерий, на основании которого субъектам РФ на праве собственности принадлежат земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

Следует заметить, что перечень организаций регионального значения, которые используют земельные участки на каком-либо вещном праве и с нахождением которых закон связывает право собственности субъектов РФ на землю, гораздо уже перечня организаций, используемого для определения федеральной собственности на землю. В него не входят государственные академии наук и организации, созданные и (или) подведомственные государственными академиями наук, а также Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

3) критерий специального законодательного закрепления собственности субъектов РФ на земельные участки и земли, который созвучен первому из рассмотренных основанию возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки (п. 1 ст. 18 ЗК).

Необходимо обратить внимание на то, что из данного критериального разграничения государственной собственности на землю в п. 4 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК установлено исключение для двух субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. К собственности названных субъектов РФ, помимо перечисленных земельных участков, отнесены также те участки земель, которые в соответствии с п. 3 указанной статьи относятся к муниципальной собственности, если они расположены в границах соответственно Москвы или Санкт-Петербурга. Речь идет о внутригородских муниципальных образованиях, под которыми согласно п. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ понимаются части территории городов федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Равно как и РФ, субъекты РФ также могут приобретать земельные участки по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Это обусловлено тем, что субъекты РФ, а именно республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, в силу положений ст. 124 ГК являются субъектами отношений, регулируемых гражданским законодательством, на основании чего к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей их публично-правового статуса.

В ст. 8 ГК определены основания возникновения гражданских прав и обязанностей, некоторые из которых могут выступать в качестве юридических фактов, с которыми законодатель связывает возникновение права собственности на земельные участки. К таковым, в частности, относятся различные гражданско-правовые сделки, в том числе купли-продажи, мены, дарения и др., судебные решения о признании права на земельный участок, наследование по закону и завещанию и т.п. Также гражданским законодательством установлены специфические способы возникновения собственности на землю, доступные только публично-территориальным образованиям в силу их особого правового статуса: конфискация (ст. 243 ГК), изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК), изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением или используется с нарушением законодательства (ст. ст. 284, 285 ГК) и т.п.

Необходимо отметить, что законодательством в некоторых случаях предусматривается преимущественное право субъекта РФ на приобретение земельного участка в рамках гражданско-правовой сделки. Так, согласно п. 1 ст. 8 Закона N 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ (в случаях, установленных законом субъекта РФ, — муниципальное образование) имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 423-ФЗ) перечень оснований возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки был дополнен таким способом, как безвозмездная передача земельных участков субъектам РФ из федеральной собственности.
———————————
СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7365.

Данный способ действует в отношении не всех субъектов РФ, а только в отношении городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона безвозмездной передаче в собственность субъекта РФ — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга подлежат земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:

1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);

2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Основанием для безвозмездной передачи таких земельных участков в собственность названных субъектов РФ является их нахождение в пределах территории Москвы и (или) Санкт-Петербурга.

Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в собственность субъекта РФ — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.

Пункт 2 комментируемой статьи Законом N 53-ФЗ признана утратившей силу с 1 июля 2006 года.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает особое основание возникновения права собственности субъекта РФ — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на земельные участки, заключающееся в отказе собственника земельного участка от права собственности на него. Данное положение, по сути, призвано не допустить образование бесхозяйных земельных участков на территории городов Москвы или Санкт-Петербурга, что является вполне оправданным с точки зрения востребованности каждого участка земли для обеспечения публичного интереса.

Статьей 30.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество предусмотрено, что основанием для государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от него служит заявление собственника такого земельного участка. При этом государственная регистрация права собственности субъекта РФ, к собственности которого будет отнесен такой земельный участок, осуществляемая в день государственной регистрации прекращения права собственности на данный земельный участок, не требует предоставления заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

Следует добавить, что в соответствии с законами городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга подобные земельные участки могут поступать в собственность внутригородских муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов РФ.

Другой комментарий к Ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Условия признания права собственности субъекта РФ на землю в целом аналогичны тем, какие требуются для признания права федеральной собственности на землю согласно ст. 17 ЗК РФ. Эти условия установлены в п. 1 комментируемой статьи.

Согласно п. 2 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

К собственности субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся не только земельные участки, указанные выше, но и участки, указанные в п. 4 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и расположенные в границах этих субъектов РФ. Поэтому в собственности этих субъектов РФ могут находиться земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.

2. Земли особо охраняемых природных территорий регионального значения относятся к государственной собственности субъекта РФ. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ согласно ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Особо охраняемые природные территории регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Земли водного фонда также могут находиться в собственности субъектов РФ, как отмечалось в комментарии к ст. 17 ЗК РФ.