Что такое наследство какие биологические признаки наследует человек

Какие биологические признаки наследует человек?

Человек наследует анатомические и физиологические особенности которые передаются генетически из поколения в поколение. Передаются такие признаки ,как пить,есть, спать, способность человека воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить. От родителей получает черту характера, особенности внешнего вида(цвет глаз, волосы, овал лица), какие-то определенные таланты ( музыкальные, актёрские,художественные и т.д.).

Биологические признаки, которые передаются по наследству, это внешние признаки ( внешность, похожая на родителей), и биологические особенности организма (склонность к определенным болезням, определенные склонности и способности к каким-то видам деятельности, темперамент, тип нервной системы).

Ну во первых, это видовые биологические признаки. К ним относятся все обще признаки Человека, как живого существа, отличающие его от других видов млекопитающих. Они являются обязательными к наследованию и отступление от этого условия, расценивается как мутация или уродство. Эволюционными изменениями биологических признаков можно пренебречь. К видовым биологическим признакам Человека можно отнести, в первую очередь наличие интеллекта, передвижение на задних конечностях, отсутствие сплошного волосяного покрова на теле, определенное строение скелета присущее человеческой особи и т.п.

На втором месте, это субъективно-родовые биологические признаки, или иначе генетические признаки принадлежности к одной из кровных ветвей рода. Наследование их не является обязательным, и отсутствие не является нарушением. Такими признаками могут быть — цвет глаз, цвет волос, цвет кожи, рост, телосложение и строение черепа, походка, даже голос.

Проверено экспертом

Sandra1111111111111

Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа (растения, грибы, или бактерии) сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей их генетической информации. Носителями наследственной информации у организмов являются гены.
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

По наследству передаются не только внешние признаки и многие биохимические особенности организма ( обмен веществ, группы крови и др. ), но и некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям.

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

1. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?
2. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?

Уже в 5 классе в России начинают преподавать «Обществознание». Многие задаются вопросом — «Что такое наследственность и какие биологические признаки наследует человек? В данной статье мы попробуем подробно разобраться с этим.

Что такое наследственность?

Наследственность — способность человека и существ передавать свои признаки, свойства, качества, особенности развития потомству. Такая способность позволяет всем живым существам (бактерии, растения или грибы) сберечь в своих потомках типичные черты вида.

Какие биологические признаки наследует человек от родителей? В частности, он наследует черты национальности и расы, например, тип фигуры, кожи, цвет волос или кожи, черты лица и т.д.

Также стоит отметить, что по наследству передаются не только внешние признаки и большинство биохимических качеств организма (группа крови, обмен веществ и прочее), но и различные болезни, либо склонность к болезненным состояниям.

Какие биологические признаки наследует человек?

Такие дисциплины, как антропология и обществознание выделяют такие две основные части:

  1. Физиологические признаки: строение мозга, стопы, челюсти, позвоночника, развитие кисти, анатомические особенности, атавизмы, восстанавливающие организмы (редуценты).
  2. Ключевые инстинкты размножения и самосохранения (правильный сон, питание, лечение).

Что передается по наследству от родителей?

Можно ли предугадать , что передается по наследству от родителей? На кого больше будет похож ребенок? И почему у кареглазых родителей иногда рождаются голубоглазые детки? На вопросы отвечает доктор биологических наук Александр Ким

Текст: Евгения Кеда, консультант — Александр Ким, доктор биологических наук, заслуженный профессор МГУ

Однажды к известному английскому писателю Бернарду Шоу обратились с необычной просьбой — поклонница убеждала его… сделать ей ребенка. «Вы только представьте себе, малыш будет такой же красивый, как я, и такой же умный, как вы!» — мечтала она. «Мадам, — вздохнул Шоу, — а что, если получится наоборот?»

Конечно, это исторический анекдот. Но ведь наверняка современная наука может с большой вероятностью предсказать, что именно передается по наследству от родителей, что унаследуют сын или дочка — способность к математике или к музыке.

Что передается по наследству: роль хромосом

Из школьной программы по биологии мы точно помним, что пол ребенка определяет мужчина. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, рождается девочка, если Y-хромосому — мальчик.

Доказано, что Х-хромосомы несут в себе гены, в большей степени отвечающие за внешность: форму бровей, овал лица, цвет кожи и волос. Потому логично предположить, что мальчики, обладающие одной такой хромосомой, скорее унаследуют внешность мамы. А вот девочки, получившие ее от обоих родителей, в равной степени могут оказаться похожи как на мать, так и на отца.

Комментарий эксперта: «На самом деле Х-хромосома, которую получают мальчики, всего лишь одна из 46, имеющихся в генетическом коде. И во всех 46 хромосомах есть гены, отвечающие за самые разные признаки. Таким образом, мальчики совсем необязательно получаются похожими на маму».

! С большой вероятностью передаются по наследству : рост, вес, отпечатки пальцев, предрасположенность к депрессиям.

! С небольшой вероятностью передаются по наследству : застенчивость, темперамент, память, пищевые пристрастия.

Ознакомьтесь так же:  Дом сгорел как оформить землю

Что передается по наследству: побеждает сильный?

В том же учебнике четко написано: гены делятся на доминантные (сильные) и рецессивные (слабые). И у каждого человека в равной степени есть и те и другие.

Например, доминантен ген кареглазости и рецессивен — светлоглазости. У кареглазых родителей с большей вероятностью родится такой же темноглазый ребенок. Однако не нужно думать, что появление голубоглазого потомка в такой семье исключено вовсе. И мама, и папа могут нести в себе рецессивный ген светлоглазости и в момент зачатия передать именно его. Шансов, конечно, мало, но они есть. Тем более что за каждый признак со стороны родителя отвечает не один ген, а целая группа, и комбинации здесь многовариантны.

К сильным, чаще всего наследуемым генам, относятся темные и курчавые волосы, крупные черты лица, массивный подбородок, нос с горбинкой, короткопалость. У двух блондинов карапуз, скорее всего, будет белобрысым. А вот у брюнетки и блондина — темно-русым (средний цвет между мамой и папой). Иногда совершенно неожиданно ребенку передаются по наследству черты далеких родственников. Ничего удивительного в этом нет, вероятно, в предыдущих поколениях данные гены проигрывали в неравной борьбе, а тут оказались доминантными и победили.

Кроха внешне совсем на вас не похож? Присмотритесь повнимательнее. Возможно, у него ваша мимика: он так же морщит лоб, когда задумывается, выпячивает губу, когда обижается. Скажите, он вас копирует? И да, и нет. Замечено, что слепые дети, которые никогда своих родственников не видели, тем не менее довольно точно повторяют их жесты и выражения лица.
Наверное, многие замечали, что у одних и тех же родителей первый ребенок — вылитый папа, второй — необычайно похож на маму, а третий — копия дедушки. В данном случае речь идет о расщеплении генов. Среда и семья одна и та же, но комбинации генов, получаемые родными братьями и сестрами, абсолютно разные.

Комментарий эксперта: «Сами родители вряд ли смогут вычислить, что передастся по наследству ребенку. Совершенно необязательно, что у темноволосых мамы с папой родится такое же темноволосое чадо, а у светловолосых — светловолосое. В данном случае большое влияние оказывает родословная человека, история предков с обеих сторон. Разобраться поможет специалист-генетик, но и ему придется серьезно углубиться в семейное древо».

Что передается по наследству: внешность ребенка

Рост спрогнозировать тоже достаточно трудно. Если родители очень высокие, малыш, скорее всего, тоже вымахает с коломенскую версту. Папа крупный, а мама миниатюрная? Ребенок наверняка остановится на среднем показателе. Однако большое влияние оказывают и правильное детское питание, и достаточный сон ребенка, и активные занятия спортом, и даже климат.

Комментарий эксперта: «Рост человека определяется не только генами, но и многими другими факторами. Немаловажную роль играет окружающая среда, в которой росли сами родители. Не меньшее значение имеют условия развития самого ребенка».

Что передается по наследству: характер ребенка

Но все это касается внешности. А характер? Он, безусловно, сочетает в себе наследственность и воспитание. Приемный ребенок часто перенимает черты родителей, которые взяли его в семью. Так что старайтесь в общении с потомством проявлять свои лучшие качества. Передается, но наследству, конечно, не характер ребенка, а тип нервной системы. Например, вспыльчивость и раздражительность могут быть обусловлены слабым типом нервной системы, ее неспособностью противостоять даже самым обычным раздражителям. Но если родители с рождения крохи обратят на это внимание, проблему можно будет решить.

Передаются по наследству и способности к рисованию, танцам, музыке, спорту, и даже вкусовые и цветовые предпочтения. Но почему же тогда говорят: «На детях гения природа отдыхает»? Да, талант может быть унаследован, но его еще нужно развивать. А у гениальных, увлеченных своим делом родителей, часто остается слишком мало времени на детей.

Комментарий эксперта: «Черты характера определяются взаимодействием генов с типом нервной системы и влиянием социума. Если у кого-то из родителей ярко выражены способности, например к искусству, скорее всего, дети их унаследуют. Но лишите потенциального Рафаэля возможности взять в руки карандаш и краски, и талант окажется закопанным в землю. Любое дарование прежде всего нуждается во внимании и развитии».

Обществознание 5 класс Уроки 3, 4. Загадка человека

Уроки 3, 4. Загадка человека

Цели: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, наследственность, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: карточки с заданием для работы в парах; пакет с рабочим материалом для работы в группах; кубик Блума; проектор; мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.

— Как вы поняли смысл этой легенды?

— Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.

— Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?

Тема нашего урока: «Загадка человека».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

1. Чем человек отличается от животных.

2. Зачем человек рождается.

3. Что такое наследственность.

4. Наследственность — биологическая сущность всех людей.

5. Можно ли влиять на наследственность.

Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь? Что значит выражение: «Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком»?

III. Работа по теме уроков

Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ А. Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Словом, человек есть вечная загадка.

1. Чем человек отличается от животных

— Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба и вам необходимо примкнуть к одной из групп.

Первая группа утверждает, что человек — это развитое животное.

Вторая группа утверждает, что человек — существо общественное, тесно связанное с людьми и утратившее связь с животными.

— Чтобы присоединиться к одной из групп, продолжите следующее суждение.

Ознакомьтесь так же:  Пошлина на раздел квартиры

По-моему, человека можно сравнить с. потому что.

— Объясните свой выбор.

(Проверка выполнения задания.)

— Теперь предлагаю поработать в парах.

(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)

Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.

1) Способность к творчеству;

2) потребность в отдыхе;

3) наличие органов чувств;

4) сознательное выдвижение целей.

Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.

1) Словесная речь;

2) сезонная линька;

3) способность строить жилище;

4) обучение потомства;

5) потребность в пище;

6) зимняя спячка;

8) потребность в общении;

9) умение фантазировать;

10) густая шерсть.

— Наверняка вам хорошо знакомо произведение Р. Киплинга «Маугли». А знаете ли вы, что при написании книги автор основывался на реальных фактах?

— Внимательно прочитайте дополнительный материал и ответьте на поставленные вопросы.

В 1920 г. в джунглях Индии нашли двух девочек в семействе волков. Назвали девочек Амала и Камала. Они вели себя как волчата: бегали на четвереньках, днем забивались в самый темный угол, по ночам выли, срывали с себя одежду, которую на них пытались надеть. Прожили среди людей не более десяти лет. Камала к двенадцати годам научилась ходить, но очень осторожно и неуверенно, предпочитая передвигаться на четвереньках. С превеликим трудом освоила около сорока пяти слов. Развитие интеллекта остановилось на самом низшем уровне — тяжелой идиотии.

В 1954 г. в Индии был найден шестилетний мальчик по имени Раму, прозванный впоследствии «мальчиком-волком». По словам его родителей, ребенка в младенчестве похитил волк. По возвращении домой мальчик лакал молоко, как животное, любил погрызть кости и больше всего интересовался волками в зоопарке. Он умер в 1968 г.

В 1962 г. в Туркмении нашли мальчика. Назвали его Дюма. Он передвигался, как волк, и даже покусал одного из геологов, которые искали нефть и нашли ребенка. В 1991 г. ему было 37 лет, он не умел ходить по-человечески, ел сырое мясо и кусался, когда был напуган. Однако при этом он чистил зубы, умел причесываться и пользовался туалетом, как человек.

В 1970 г. в США, в штате Калифорния, была обнаружена тринадцатилетняя девочка, привязанная к стулу. Как выяснилось, ее привязывали на весь день в течение десяти лет. Девочка не умела говорить и не могла толком ходить. В настоящее время она живет в приюте.

— Как же человек становится человеком?

— Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?

— Достаточно ли того, чтобы его кормили, заботились о нем?

Таким образом, феномен детей-маугли — это иллюстрация того, что человек вовсе не рождается Homo sapiens, что уникальные качества, отличающие его от животных, — во многом продукт воспитания.

— Рассмотрите схему на с. 10 учебника и проверьте правильность своих выводов об отличиях человека от животного.

— Допустили ли вы ошибки?

— Чем вы можете их объяснить?

2. Зачем человек рождается

В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?

— Для того чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю сыграть в игру «Кубик Блума».

(На гранях кубика написано начало вопросов.

Правила игры. Учитель или ученик бросает кубик. На грани выпадает начало вопроса. Ученик должен сформулировать вопрос, начинающийся с данного слова, по теме учебного материала, а затем ответить на него.

В ходе игры учащиеся высказывают свои предположения относительно смысла существования человека.)

Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.

— Выполним задание «Оценка текста». Самостоятельно проработайте предложенные тексты и определите, зачем человек рождается, по мнению разных авторов.

Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше требует себе, тем он хуже.

(Проверка выполнения задания.)

Итак, давайте подведем итоги.

1) Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;

2) человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

3. Что такое наследственность

В XVIII в. ученые спорили между собой. Одни из них, например, англичанин Дж. Локк, утверждали, что новорожденный человек подобен чистой доске. Другие считали, что человек способен передавать свои свойства по наследству. Так родился термин наследственность.

— Познакомьтесь с определением этого термина и выделите ключевые слова.

(Ученики записывают термин в словарь.)

Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа (животные, растения, грибы, бактерии) сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей их генетической информации. Носителями наследственной информации у организмов являются гены. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и своих отдаленных предков.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству. Наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, заботы и усилий родителей и желания самого маленького человека.

(Проверка выполнения задания.)

— Итак, одинаково или по-разному наследственные признаки передаются людям и животным? Внимательно изучите

предложенную схему и примеры инстинктов, свойственных животным (с. 12 учебника), и ответьте на этот вопрос.

(Проверка выполнения задания.)

4. Наследственность — биологическая сущность всех людей

— Работая с текстом учебника на с. 12—13, определите, какие биологические признаки наследует человек.

(Проверка выполнения задания проводится в форме игры «Да — нет».

Два варианта проведения игры:

1) Вопросы задает учитель, ученики отвечают «да» или «нет» (этот вариант для менее подготовленного к такой форме работы класса).

2) Класс делится на две группы: первая задает вопросы по тексту, вторая — отвечает «да» или «нет» (этот вариант предполагает более подготовленный класс).)

1. Отражается ли биологическая сущность человека в инстинктах? (Да.)

2. Наследуется ли человеком желание пить, есть, спать, возможность передвигаться и многие другие биологические свойства организма? Да.)

3. Передает ли человек способность воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить из поколения в поколение? Да.)

4. Человек при рождении получает от родителей особенности своих эмоций? Да.)

5. Является ли человек биологическим существом? Да.)

6. Суждение «человек — часть природы» является ошибочным? (Нет.)

Ознакомьтесь так же:  Лишение родительских прав форум

7. Согласны ли вы с мнением о том, что ребенок — это «чистый лист»? (Нет.)

8. Наследует ли человек многие черты и свойства своих родителей? (Да.)

9. Отличаются ли наследуемые людьми биологические признаки от биологических признаков других живых организмов? (Да.)

10. Утверждение, что человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком, является ошибочным? (Нет.)

5. Можно ли влиять на наследственность

В конце XIX в. итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо утверждал, что склонность к совершению преступлений — биологический фактор и что «преступные типы» можно выделить посредством физического анализа формы головы. Ломброзо выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик.

Однако в наши дни ученые доказали, что у многих преступников есть в наследственном аппарате лишняя хромосома — это та часть ядра клетки организма, в которой заключена наследственная информация. Поэтому такие люди более склонны к преступному поведению. Но такая же хромосома бывает и у вполне законопослушных людей. Есть также преступники, у которых нет такой хромосомы.

— Работая в группах, определите, о чем говорят приведенные факты.

— Можно ли влиять на наследственность? Если да, то каким образом?

(Работа в группах, проверка выполнения задания.)

— Познакомьтесь с материалом рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и стихотворением О. И. Скороходовой «Думают иные».

Думают иные — те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну:

— Как она без зренья красоту опишет?

Как поймет без слуха звуки и весну?!

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая в сумрак, я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать: люблю.

Пусть я не увижу глаз его сиянье,

Не услышу голос, ласковый, живой,

Но слова без звука — чувства трепетанье —

Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова,

Так, как любят запах нежного цветка,

Так, как любят в дружбе дорогое слово,

Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,

А мечтой привольной мир я облечу.

Каждый ли из зрячих красоту опишет,

Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше — чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем

Я соткала жизни красочный узор.

Если вас чаруют красота и звуки,

Не гордитесь этим счастьем предо мной!

Лучше протяните с добрым чувством руку,

Чтоб была я с вами, а не за стеной.

— Что вы узнали об Ольге Ивановне Скороходовой?

— Какие качества помогли ей проявить свои способности?

— Какую роль в ее жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясните.

IV. Закрепление изученного материала

— Укажите верное определение.

1) Поведение человека определено только биологическими факторами.

2) Человек — это социальное существо, для которого биологические факторы не играют роли.

3) Решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты.

4) Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.

(Проверка выполнения задания.)

— Заполните таблицу. Используйте приведенные ниже словосочетания.

(Проверка выполнения задания.)

— Теперь поработаем с рубрикой «В классе и дома».

(Ученики делятся на три группы и выполняют задания 1—3 нас. 14—15 учебника.)

— Так какие же загадки таит в себе человек? Составьте синквейн по теме урока.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

— Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?

• «Бесцельно прожитая жизнь»;

• «Человек — творец своего счастья»;

• «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками».

1. Прочитать § 1, с. 10-15 учебника.

2. Задание на выбор.

• С незапамятных времен человечество пытается ответить на очень непростые вопросы: кто мы? Откуда мы? Какие версии происхождения человека вам известны?

• Подготовьте черновой вариант журнала, посвященного изучаемой теме, и напишите для него небольшие заметки о феномене человека.

Над генами: когда приобретенные признаки передаются по наследству

Стресс и недостаток материнской заботы в ранней жизни отражаются не только на самих детях, но и на последующих поколениях. Николай Кукушкин разбирает этот и другие случаи, когда приобретённые признаки, вопреки классическим представлениям о генетике, могут передаваться по наследству.

О бесполезности упражнений

Не всё так просто

Итак, приобретённые признаки не передаются по наследству. Если вам сломают нос, у ваших детей он не будет кривым. И всё-таки имя Ламарка всё чаще и чаще всплывает в серьёзной научной литературе последних десяти лет. Конечно, никто не собирается отменять генетику и возвращаться к экспериментам лысенковцев. Но как и во многих подобных случаях, детальное изучение генома и механизмов наследования показало, что категорическое отрицание наследуемости приобретённых признаков не слишком дальновидно.

Проделав колоссальную работу по анализу данных, учёные сопоставили смертность от диабета и сердечно-сосудистых заболеваний со статистикой урожаев и цен на еду. Казалось бы, всё предсказуемо: если мы слишком много едим, то больше болеем. Но результаты оказались гораздо интереснее. Выяснилось, что доступность еды в детском возрасте влияет не только на текущее, но и на последующие поколения. Причём влияет негативно. Другими словами, если ваш отец или даже дед выросли в условиях голода – ваши шансы развить диабет или атеросклероз значительно падают.

Здесь читаем, здесь – не читаем

Наиболее известным способом передать признак по наследству в обход последовательности ДНК является её химическая модификация. Участки ДНК не равнозначны: какие-то из них считываются активно, какие-то – «молчат». Метилирование (то есть добавление небольшой химической группы из одного атома углерода и трёх атомов водорода) к одному из нуклеотидов ДНК может приводить к «выключению» гена, в состав которого входит этот нуклеотид. После деления клетки ДНК удваивается: каждая клетка наследует свою копию. Оказывается, в таких случаях может копироваться и «рисунок» метилирования! Наконец, метилирование может передаваться по наследству: метилирование ДНК зародыша будет «скопировано» с метилирования ДНК сперматозоида и яйцеклетки. Грубо говоря, помимо собственно генов мы можем наследовать информацию о том, какие гены работают, а какие – нет. Помимо метилирования существует масса других механизмов, но принципиально они схожи.

Физиология или психология

Конечно, далеко не всякий признак, передающийся из поколения в поколение, обеспечивается ДНК или её метилированием. Религиозность, например, тоже передаётся «по наследству», но это не значит, что это непременно должно объясняться изменениями, связанными с генами (хотя есть и такие данные). Однако границу между чисто физиологическими и чисто социальными формами «наследования» провести довольно сложно. В конечном итоге любую социальную или интеллектуальную активность можно свести к гормонам и нервным импульсам. В работе о недостатке материнской заботы у крыс происходили физиологические изменения, отражавшиеся в дальнейшем на их способности оказывать ту же материнскую заботу. Этот замкнутый круг мы склонны считать физиологическим у крыс, но в случае с человеком речь бы шла о «социальной депрессии», то есть о психологическом эффекте.

Другими словами, наследственность – это не только ДНК. Это абсолютно все качества и признаки, которые мы передаём своим детям, а они – своим, и неважно, в какой форме: генетической, эпигенетической или просто психологической. Поэтому будущим родителям, пожалуй, будет полезно иногда вспомнить Ламарка.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции