Договор о евразийском экономическом союзе 2019 г

Оглавление:

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 августа 2018 г. № 141 “Об установлении на 2019 год тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также объемов тарифных квот в отношении этих товаров, ввозимых на территории государств — членов Евразийского экономического союза”

В соответствии со статьями 44 и 45 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, приложениями № 6 и 7 к нему и Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:

1. Установить на 2019 год в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, тарифные квоты и распределить объемы тарифных квот в отношении этих товаров, ввозимых на территории государств — членов Евразийского экономического союза, согласно приложению (далее — тарифные квоты).

2. Установить, что тарифные квоты применяются в отношении ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза сельскохозяйственных товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств — участников СНГ.

3. Российской Федерации обеспечить распределение объемов тарифных квот между третьими странами в соответствии с законодательством Российской Федерации и обязательствами Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации.

4. Государствам — членам Евразийского экономического союза:

осуществлять распределение объемов тарифных квот между участниками внешнеторговой деятельности в соответствии со своим законодательством;

поручить уполномоченным органам исполнительной власти осуществлять выдачу лицензий на импорт товаров, указанных в пункте 1 настоящего Решения.

5. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Решению Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 28 августа 2018 г. № 141

Решение Совета ЕЭК от 14.09.2018 № 68 «О проекте распоряжения Евразийского межправительственного совета «Об утверждении программы мероприятий по празднованию 25-летия евразийского проекта и 5-летия подписания Договора о ЕАЭС в 2019 году»»

Совет Евразийской экономической комиссии РЕШИЛ:

1. Одобрить проект распоряжения Евразийского межправительственного совета «Об утверждении программы мероприятий по празднованию 25-летия евразийского проекта и 5-летия подписания Договора о Евразийском экономическом союзе в 2019 году» (прилагается) и представить его для рассмотрения Евразийским межправительственным советом.

2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

От Республики Армения
М.Григорян

От Республики Беларусь
И.Петришенко

От Республики Казахстан
А.Мамин

От Кыргызской Республики
Ж.Разаков

От Российской Федерации
А.Силуанов

ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ

1. Утвердить прилагаемую программу мероприятий по празднованию 25-летия евразийского проекта и 5-летия подписания Договора о Евразийском экономическом союзе в 2019 году.

2. Евразийской экономической комиссии:

совместно с уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза организовать работу по проведению мероприятий по празднованию 25-летия евразийского проекта и 5-летия подписания Договора о Евразийском экономическом союзе в 2019 году;

утвердить состав организационного комитета по проведению мероприятий по празднованию 25-летия евразийского проекта и 5-летия подписания Договора о Евразийском экономическом союзе в 2019 году под руководством члена Коллегии Евразийской экономической комиссии и обеспечить деятельность этого организационного комитета.

4. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его принятия.

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Евразийского
межправительственного совета
от __________20__ г. N____

Решение Совета ЕЭК от 01.11.2018 № 86 «Проект решения ВЕЭС об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС на 2019 г.»

Совет Евразийской экономической комиссии РЕШИЛ:

1. Одобрить проект решения Высшего Евразийского экономического совета «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2019 год» (прилагается) и представить его для рассмотрения Высшим Евразийским экономическим советом.

2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

От Республики Армения
М.Григорян

От Республики Беларусь
И.Петришенко

От Республики Казахстан
А.Мамин

От Кыргызской Республики
Ж.Разаков

От Российской Федерации
А.Силуанов

ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

В соответствии со статьей 7 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктом 5 Порядка осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 99, Высший Евразийский экономический совет РЕШИЛ:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2019 год.

2. Определить, что подготовка проектов Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза на соответствующий год осуществляется исходя из результатов анализа предложений государств – членов Евразийского экономического союза по определению приоритетных сфер международного сотрудничества Евразийского экономического союза с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и по его целевым ориентирам, а также с учетом докладов о реализации Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза в предыдущие годы.

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от _________ 20__ г. N

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
НА 2019 ГОД

I. Основные положения о международной деятельности
Евразийского экономического союза

Настоящие Основные направления разработаны в соответствии с пунктом 5 Порядка осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 99, с учетом целей Евразийского экономического союза (далее – Союз), указанных в статье 4 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, и призваны способствовать экономическому росту в государствах – членах Союза (далее – государства-члены), наращиванию и реализации их экспортного потенциала, позиционированию Союза как надежного, предсказуемого партнера на международной арене и укреплению его международной правосубъектности.

В настоящих Основных направлениях учтены предложения государств-членов, а также выводы доклада о реализации Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза на 2017 год.

Международная деятельность Союза осуществляется в пределах полномочий и в сферах, определенных указанным Договором и международными договорами в рамках Союза.

При осуществлении Союзом международной деятельности в 2019 году приоритетными являются следующие направления:

взаимодействие с правительствами третьих стран, региональными объединениями, международными организациями и бизнес-сообществами третьих стран в целях развития существующих механизмов сотрудничества, в том числе в рамках заключенных актов международного характера, переговорных процессов в целях заключения преференциальных и непреференциальных торговых соглашений в пределах компетенции Союза, а также в иных форматах международной деятельности Союза;

взаимодействие с правительствами третьих стран, региональными объединениями, международными организациями и бизнес-сообществами третьих стран, которые проявляют заинтересованность в сотрудничестве с Союзом, в целях выявления возможных форм взаимодействия, в частности подготовки и подписания меморандумов и других актов международного характера, проведения переговоров представителей Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) и государств-членов (в случае, если переговоры проводятся переговорной делегацией совместно) о заключении преференциальных и непреференциальных торговых соглашений в пределах компетенции Союза;

взаимодействие с правительствами третьих стран, региональными объединениями, международными организациями, бизнес-сообществами и экспертными кругами третьих стран в целях продвижения актуальной информации о евразийской экономической интеграции и формирования позитивного представления о Союзе как эффективной и конкурентоспособной международной организации региональной экономической интеграции, в частности путем проведения презентаций Союза и совместных профильных мероприятий на различных международных площадках.

Основные усилия в области международной деятельности Союза и его государств-членов в 2019 году будут сосредоточены на развитии взаимодействия:

с государствами – участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), не являющимися членами Союза, Содружеством Независимых Государств и Союзным государством.

Будет продолжена целенаправленная работа по популяризации в указанных государствах идеи евразийской экономической интеграции путем проведения конференций, форумов, презентаций, круглых столов и других мероприятий, посвященных тематике евразийской экономической интеграции в контексте дополнительных возможностей, которые открывает единый рынок Союза экономикам этих государств, в том числе с участием представителей бизнес-сообществ, экспертных кругов и СМИ.

Ознакомьтесь так же:  Страховка автомобиля в германии

Взаимодействие с Республикой Молдова будет продолжено в рамках реализации Меморандума о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Республикой Молдова от 3 апреля 2017 года, а также с учетом статуса Республики Молдова в качестве государства – наблюдателя при Союзе.

Комиссия продолжит работу по повышению эффективности взаимодействия с постоянно действующими исполнительными органами региональных объединений:

с Исполнительным комитетом СНГ в рамках реализации Меморандума о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств от 17 декабря 2012 года, а также дополняющего его меморандума об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств, в том числе с Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации;

с Постоянным Комитетом Союзного государства по вопросам, входящим в компетенцию указанной организации;

с европейскими государствами, Европейским союзом, другими региональными объединениями в Европе и иными функционирующими в европейском регионе организациями.

Выстраивание международной деятельности на европейском направлении будет осуществляться с учетом интереса к сотрудничеству с Союзом со стороны правительств, бизнес-сообществ, экспертных кругов, а также их инициатив по организации мероприятий, посвященных взаимодействию Союза и Европейского союза, и будет направлено на содействие развитию взаимной торговли и либерализацию внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов государств-членов, создание диалоговых механизмов для урегулирования возникающих вопросов в ходе такой деятельности, а также на установление контактов с представителями официальных кругов и институализацию сотрудничества с правительствами государств европейского региона.

С Греческой Республикой взаимодействие будет осуществляться в рамках Совместной декларации о сотрудничестве Евразийской экономической комиссии и Правительства Греческой Республики от 24 июня 2017 года, с Республикой Сербией – в рамках переговорного процесса по подготовке соглашения о свободной торговле, направленного на унификацию торгового режима между государствами-членами и Республикой Сербией, с Венгрией – в рамках Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Министерством сельского хозяйства Венгрии о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса от 26 сентября 2016 года, с другими государствами региона, включая Австрийскую Республику, Федеративную Республику Германия, Итальянскую Республику, Словацкую Республику, Французскую Республику, Чешскую Республику и др., – в рамках традиционных мероприятий, посвященных евразийской экономической интеграции, с целью выявления возможных форматов взаимодействия и последующей институализации сотрудничества.

В рамках продвижения инициативы «интеграции интеграций» будет продолжена целенаправленная работа по установлению прямых контактов Комиссии с Европейской комиссией, реализации предложений, изложенных в памятной записке «Евразийский экономический союз – Европейский союз: контуры сотрудничества» от 17 сентября 2015 года, а также инициативы Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. о проведении конференции высокого уровня по вопросам сотрудничества Союза и Европейского союза при поддержке правительств государств-членов.

Одним из перспективных направлений деятельности по вопросам сотрудничества Союза и Европейского союза будет развитие и углубление системного взаимодействия на экспертном уровне по вопросам правового регулирования (вопросы стандартизации, технического регулирования, защиты прав потребителей, таможенного администрирования, конкуренции и антимонопольного регулирования, реализации совместных транспортных и инфраструктурных проектов, урегулирования экономических торговых споров (медиации) и функционирования внутреннего рынка, фитосанитарного контроля и обращения лекарственных средств).

Комиссия продолжит сотрудничество с международными организациями региона, оказывающими содействие развитию процессов региональной экономической интеграции, – Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (в части экономической корзины и вопросов экономической взаимосвязанности в регионе), Европейской ассоциацией свободной торговли и др.;

с государствами, региональными объединениями и бизнес-сообществами Северной Америки, в первую очередь с Соединенными Штатами Америки, Канадой, Мексиканскими Соединенными Штатами;

с государствами, региональными объединениями и международными организациями Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Усилия Комиссии будут направлены на взаимодействие со следующими ключевыми партнерами:

с Китайской Народной Республикой в рамках реализации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 года, проведения переговоров о заключении соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Союза и Китайской Народной Республики, а также по вопросам реализации идеи сопряжения развития Союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь»;

с Социалистической Республикой Вьетнам, в том числе в рамках реализации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 года;

с Республикой Индией, Республикой Сингапур в рамках переговоров о заключении соглашений о свободной торговле в пределах компетенции Союза;

с правительствами Монголии, Республики Сингапур, Королевства Камбоджа в рамках реализации заключенных меморандумов о сотрудничестве;

с правительством Народной Республики Бангладеш в рамках переговорного процесса в целях заключения меморандума о сотрудничестве;

с Министерством торговли, промышленности и энергетики Республики Корея, а также со Службой по государственным закупкам Республики Корея в рамках реализации заключенных меморандумов о взаимопонимании;

с другими государствами региона, включая Республику Индонезию, Малайзию, Королевство Таиланд, Японию и др., в целях установления или институализации сотрудничества;

с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), форумом «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), в том числе для организации презентаций современного состояния и перспектив развития Союза, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в целях формализации отношений и подписания меморандумов о сотрудничестве;

с государствами и региональными объединениями Латинской Америки, в том числе:

с правительствами Республики Куба, Республики Перу и Республики Чили в рамках реализации заключенных меморандумов о взаимопонимании;

с Министерством внешней торговли Республики Эквадор в рамках заключенного Меморандума о торгово-экономическом сотрудничестве от 24 ноября 2017 года;

с другими государствами региона, включая Аргентинскую Республику, Федеративную Республику Бразилию, Республику Колумбию и др., по рассмотрению перспектив формализации сотрудничества путем подписания меморандумов о сотрудничестве;

с Генеральным секретариатом Андского сообщества и Латиноамериканской экономической системой (ЛАЭС) в рамках реализации соответствующих меморандумов, а также с Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР), Карибским сообществом (КАРИКОМ), Ассоциацией карибских государств, в том числе по подготовке и подписанию меморандумов о сотрудничестве. Продолжится работа по налаживанию взаимодействия с Тихоокеанским Альянсом, Центральноамериканской интеграционной системой (ЦАИС), Сообществом стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК);

с государствами и региональными объединениями Ближнего Востока и Африки, в том числе:

с Арабской Республикой Египет и Государством Израиль в рамках переговорных процессов в целях заключения соглашений о свободной торговле в части компетенции Союза;

с Исламской Республикой Иран в рамках реализации Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года;

с правительствами Иорданского Хашимитского Королевства и Королевства Марокко в рамках заключенных меморандумов о сотрудничестве.

С учетом осуществляемого взаимодействия и планов по развитию сотрудничества с Федеративной Республикой Бразилией, Республикой Индией, Китайской Народной Республикой и Южно-Африканской Республикой Комиссия будет по приглашению указанных государств использовать формат и площадку БРИКС для обсуждения вопросов экономического сотрудничества с официальными представителями этих государств.

Деятельность рабочих групп, формируемых и функционирующих в соответствии с меморандумами о сотрудничестве, будет осуществляться при активном участии представителей органов исполнительной власти государств-членов, Делового совета Евразийского экономического союза, а также бизнес-сообществ государств-членов.

Государства-члены будут оказывать поддержку проводимым в рамках заключенных меморандумов форумам, конференциям, круглым столам и т.п. посредством информационного сопровождения и содействия в формировании делегаций представителей бизнес-сообществ и органов исполнительной власти государств-членов.

Будет продолжено взаимодействие с представителями правительств третьих стран по вопросам применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, включая встречи и консультации, в том числе на территориях третьих стран, а также с третьими странами, региональными интеграционными объединениями и международными организациями по тематике применения мер защиты внутреннего рынка.

Будет развиваться многостороннее сотрудничество с международными организациями:

с организациями системы Организации Объединенных Наций;

со специализированными международными организациями (в том числе с региональными), союзами и т.п., их отраслевыми органами и учреждениями в пределах компетенции Союза, в том числе:

с Всемирной таможенной организацией (ВТамО) посредством участия в пределах компетенции Союза в деятельности ее рабочих и управляющих органов, в том числе в Совете Всемирной таможенной организации, Постоянном техническом комитете, Управляющем комитете пересмотренной Киотской конвенции, Рабочей группе по внесению комплексных изменений в пересмотренную Киотскую конвенцию, Рабочей группе по Соглашению Всемирной таможенной организации об упрощении процедур торговли, Рабочей группе по электронной торговле, Рабочей группе по Рамочным стандартам безопасности и облегчения международной торговли и др., а также в мероприятиях, проводимых Всемирной таможенной организацией.

Комиссия продолжит курс на укрепление сотрудничества с Всемирной таможенной организацией в рамках реализации Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной таможенной организацией от 17 июня 2016 года и при поддержке государств-членов будет вести диалог о полноформатном участии Союза в ее работе;

Ознакомьтесь так же:  Когда можно обналичить материнский капитал 2019

с Всемирной торговой организацией (ВТО), включая работу как в регулярных комитетах и рабочих органах ВТО, так и в создаваемых в рамках многосторонних торговых переговоров специализированных рабочих группах и специальных сессиях регулярных комитетов ВТО, а также участие в процедурах разрешения споров ВТО по мерам, относящимся к компетенции Союза, в первую очередь по мерам защиты внутреннего рынка Союза в соответствии с разделением национальной и наднациональной компетенции в рамках Союза;

с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в том числе в рамках работы департаментов и рабочих органов ОЭСР.

Продолжится взаимодействие с международным деловым и экспертным сообществом, в том числе с торгово-промышленными палатами, советами делового сотрудничества, региональными банками развития и ключевыми международными дискуссионными площадками, включая Всемирный экономический форум, Международный институт прикладного системного анализа и др.

В рамках компетенции, установленной Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Комиссия продолжит деятельность, связанную с ее участием в отраслевых выставках, форумах, конференциях, в том числе в области транспорта, авиации, металлообработки, станкостроения, сельского хозяйства, сельскохозяйственного машиностроения, технического регулирования, таможенного администрирования, металлургии, информационной безопасности, защиты прав интеллектуальной собственности, государственных закупок, конкуренции и антимонопольного регулирования, функционирования внутреннего рынка, в целях изучения передового мирового опыта развития отдельных секторов экономики.

Актуальные вопросы развития евразийской экономической интеграции в глобальном контексте, а также вопросы международной деятельности Союза в 2019 году будут находиться в фокусе внимания Петербургского международного экономического форума, Петербургского международного юридического форума, Астанинского экономического форума, Восточного экономического форума, выставочного форума «Евразийская неделя», а также других аналогичных мероприятий международного уровня, проводимых на территориях государств-членов.

Успешному развитию международных связей Союза будет во многом способствовать реализация мер по диверсификации экономик государств-членов, росту объемов и улучшению структуры торговли товарами и услугами, по обеспечению свободы осуществления предпринимательской деятельности, а также недопущению ухудшения условий взаимного доступа на рынки государств-членов, устранению барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза.

Реализация настоящих Основных направлений обеспечит осуществление международной деятельности Союза на системной основе и будет способствовать созданию предпосылок для формирования экономического партнерства с широким интеграционным контуром на пространстве Евразии.

Евразийский экономический союз. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. Евразийский экономический союз — международное интеграционное экономическое объединение, участниками которого являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

Союз начал работу 1 января 2015 г.; заменил собой Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, действовало в 2000-2014 гг.).

ЕАЭС образован на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана (до 2015 г. действовали в рамках ЕврАзЭС). Впервые о создании Евразийского экономического союза было заявлено президентами РФ Дмитрием Медведевым, Белоруссии Александром Лукашенко и Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Декларации о Евразийской экономической интеграции, подписанной 18 ноября 2011 г. на встрече в Москве.

29 мая 2014 г. в Астане главы России, Казахстана и Белоруссии Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ратифицирован Россией 3 октября, Казахстаном и Белоруссией 9 октября 2014 г.).

В 2011 г. о намерении вступить в ЕАЭС заявила Киргизия, в 2013 г. — Армения. Договор о присоединении к союзу Армении был подписан 10 октября 2014 г. в Минске (фактически республика стала членом ЕАЭС с 1 января 2015 г.). 23 декабря того же года в Москве аналогичный договор заключила и Киргизия. 8 мая 2015 г. в Москве члены организации подписали документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС. 20 мая договор был ратифицирован парламентом республики, 21 мая подписан президентом. К 6 августа 2015 г. завершены ратификационные процедуры по присоединению Киргизии к ЕАЭС; 12 августа 2015 г. Договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС вступил в силу.

Цели организации

Согласно документу, целями ЕАЭС являются экономическое развитие стран-участниц, модернизация и повышение конкурентоспособности этих государств на мировом рынке. При подписании договора стороны обязались координировать экономическую политику и гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики (энергетика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт).

Структура и органы управления

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят президенты государств-членов союза. Его заседания проводятся не реже раза в год. Первое с момента начала работы ЕАЭС состоялось 8 мая 2015 г. в Кремле.

Главы правительств государств-участников входят в Евразийский межправительственный экономический совет. Он обеспечивает реализацию и контроль за исполнением решений Высшего совета на уровне президентов, дает поручения Евразийской экономической комиссии, а также осуществляет иные полномочия. Заседания проводятся не реже двух раз в год. Первое состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства.

Постоянно действующим регулирующим органом союза является Евразийская экономическая комиссия. Среди ее задач: обеспечение условий функционирования и развития союза, а также разработка предложений по экономическим вопросам сотрудничества.

В 2015 г. председательство в ЕАЭС осуществляла Белоруссия. С 1 февраля 2016 г. председательство перешло к Казахстану.

В настоящее время ЕАЭС (с учетом Киргизии) занимает территорию более 20 млн кв. км с населением 182,7 млн человек (на 1 января 2016 г.). Согласно данным Евразийской экономической комиссии, совокупный валовой внутренний продукт стран-членов ЕАЭС в январе-сентябре 2015 г. составил 1,1 трлн долларов США, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 3%. Объем промышленного производства в 2015 г. уменьшился на 3,4% (907,1 млрд долларов). По итогам 2015 г. объем взаимной торговли государств–членов ЕАЭС составил 45,4 млрд долларов, что на 25,8% меньше чем в 2014 г. Объем внешней торговли в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократился на 33,6% — до 579,5 млрд долларов, в том числе экспорт товаров — 374,1 млрд долларов, импорт — 205,4 млрд. По данным официального сайта организации, страны ЕАЭС добывают 607,5 млн т нефти в год (или 14,6% от мировой доли), а также 682,6 млрд куб. м газа (18,4%).

22 мая 2015 г. в ходе VIII Астанинского экономического форума было подписано соглашение о создании Делового совета ЕАЭС, учредителями которого выступили Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен», Российский союз промышленников и предпринимателей, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Киргизский Союз промышленников и предпринимателей. Работа Совета позволит наладить диалог между деловыми кругами стран — членов ЕАЭС, а также обеспечить их согласованное взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и руководством государств.

Создание зон свободной торговли

29 мая 2015 г. в Казахстане после заседания Евразийского межправительственного экономического совета было подписано соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом, которое стало первым международным документом о ЗСТ между ЕАЭС и третьей стороной. Соглашением предусмотрены, в частности, условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами Союза и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на значительную группу товаров. Документ вступит в силу через 60 дней после того, как во всех странах ЕАЭС и во Вьетнаме он будет ратифицирован в соответствии с национальным законодательством.

16 октября 2015 г. в казахстанском пос. Бурабай на заседание Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о начале переговоров по созданию зоны свободной торговли с Израилем. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры на уровне рабочих групп о возможности заключения аналогичных соглашений с Ираном, Индией и Египтом. С инициативой начать переговоры о создании ЗСТ с ЕАЭС выступили Иордания и Таиланд.

В 2016 г. страны Союза планируют согласовать и подписать с Китаем дорожную карту сопряжения проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. В настоящее время завершается подготовка документов по этому вопросу.

Сотрудничество с интеграционными объединениями

3 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному собранию, выступил за проработку вопроса о создании масштабного экономического партнерства между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Заседания руководящих органов

Заседания Высшего Евразийского экономического совета

С момента начала работы ЕАЭС состоялось три заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕАЭС).

Первое прошло 8 мая 2015 г. в Кремле. По его окончании президенты России, Белоруссии, Казахстана и Армении подписали протокол о внесении изменений в правоустанавливающие документы ЕАЭС в связи с присоединением к организации Киргизии. Также были подписаны договоры о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и др. Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин по итогам двусторонних переговоров на полях саммита приняли совместное заявление по сопряжению создания ЕАЭС с китайским проектом «Экономический пояс «Шелкового пути».

Ознакомьтесь так же:  Налог за приобретение вексель

16 октября 2015 г. в заседании совета в казахстанском пос. Бурабай впервые в качестве полноправного члена участвовал президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. По итогам саммита лидеры стран ЕАЭС приняли решение о начале переговоров с Израилем по созданию зоны свободной торговли. Кроме того, был рассмотрен порядок принятия новых членов в организацию, некоторые аспекты присоединения Казахстана к ВТО, сотрудничество с Китаем и др. Были утверждены Основные направления международной деятельности союза на 2015-2016 гг.

21 декабря 2015 г. в Москве на заседании ВЕАЭС было принято решение о переходе председательства в организации к Казахстану, определен персональный состав коллегии Евразийской экономической комиссии в связи с окончанием срока полномочий министров комиссии (назначаются каждые четыре года), принято решение о проведении переписей населения в странах союза в 2020 г., а также о начале разработки «дорожных карт» по сотрудничеству с Китаем. Стороны обсудили вопрос о вступлении в силу с 1 января 2016 г. соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС и риски, которые могут возникнуть в этой связи для экономик стран союза. В частности, лидеры стран ЕАЭС договорились об обмене информацией обо всех товарах, поступающих в государства союза и создании единой базы данных.

Заседания Евразийского межправительственного экономического совета

Первое заседание Евразийского межправительственного экономического совета состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства. Встреча премьеров четырех государств-членов ЕАЭС прошла с участием главы правительства Киргизии. Обсуждались вопросы развития интеграции, функционирования ЕАЭС, развитие нормативно-правовой базы, а также предстоящее вхождение в союз Киргизии. По итогам заседания главы правительств распорядились разработать концепцию создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, обеспечить финансирование пилотного проекта по внедрению единой маркировки товаров на территории государств ЕАЭС и др.

29 мая 2015 г. в пос. Бурабай Акмолинской области Казахстана прошло заседание Евразийского межправительственного совета. По его завершении ЕАЭС и Вьетнам заключили Соглашение о зоне свободной торговли. Подписи под документом поставили премьер-министры стран Союза и Вьетнама. Соглашение закрепило взаимные обязательства участников упростить доступ товаров на рынки стран-участниц данного договора. Таможенные пошлины будут снижены на 88% товаров взаимной торговли, из них на 59% ставки будут снижены сразу же, еще не 29% — постепенно через 5-10 лет. Отдельным приложением к Соглашению Россия и Вьетнам договорились об упрощении доступа на рынок в сфере услуг, позднее по желанию к этому приложению могут присоединиться и другие страны ЕАЭС.

8 сентября 2015 г. в Гродно (Белоруссия) по итогам очередного заседания Евразийского межправительственного совета был подписан ряд документов, в том числе решение «Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза» и Договор о координации действий государств ЕАЭС по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

13 апреля 2016 г. в подмосковных Горках прошло очередное заседание Евразийского межправительственного совета. Обсуждались основные стратегические вопросы, связанные с развитием сотрудничества ЕАЭС с Евросоюзом и Китаем, а также промышленная политика Союза и деятельность ЕЭК.

Евразийский экономический союз

26 февраля 1999 года Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (ТС/ЕЭП), в котором без конкретизации сроков определили следующие этапы интеграции: на первом этапе – обеспечить реализацию в полном объеме режима свободной торговли; на втором этапе – создать Таможенный союз; на третьем этапе – сформировать Единое экономическое пространство.

10 октября 2000 года было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В его состав вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

16 августа 2006 г. в Сочи на встрече глав государств-членов ЕврАзЭС было принято решение о создании Таможенного союза (ТС) трех государств (Беларусь, Казахстан, Россия) в рамках ЕврАзЭС. Таможенный союз полноценно функционирует с 1 июля 2011 года.

6 октября 2007 года в Душанбе главами государств Беларуси, Казахстана и России подписан Договор о Комиссии таможенного союза. В Договоре было закреплено, что решения, принимаемые Комиссией, будут иметь обязательную силу на территориях государств Сторон.

С 1 января 2012 года введен в действие пакет из 17 базовых соглашений, формирующих ЕЭП.

18 ноября 2011 года в ходе встречи президентов Беларуси, Казахстана и России в Москве был подписан Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), учреждаемой в качестве единого постоянно действующего регулирующего органа ТС и ЕЭП. ЕЭК начала функционировать с 1 февраля 2012 г. Полномочия по вопросам ТС и ЕЭП, которые ранее осуществлялись Межгоссоветом ЕврАзЭС (высшим органом Таможенного союза), с 18 ноября 2011 г. переданы Высшему Евразийскому экономическому совету (ВЕАЭС).

19 декабря 2012 г. на заседании ВЕАЭС в Москве правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и ЕЭК было поручено обеспечить проведение кодификации международных договоров, составляющих договорно-правовую базу ТС и ЕЭП, и подготовить к 1 мая 2014 г. проект Договора о Евразийском экономическом союзе (Договор о ЕАЭС).

29 мая 2014 г. на заседании ВЕАЭС в Астане президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. Договор вступил в силу 1 января 2015 г.

На заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Минске 10 октября 2014 г. главы государств-членов Сообщества подписали Договор о прекращении деятельности ЕврАзЭС.

В основу Договора о ЕАЭС положены результаты кодификации договорно-правовой базы ТС и ЕЭП, направленной на оптимизацию действующих норм, устранение отсылочных норм, исключение противоречий.

ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. В рамках Союза созданы условия для обеспечения четырех свобод (свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы), проведения скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Работа над устранением изъятий продолжается. Договор предусматривает, что в ряде наиболее чувствительных отраслей экономики формирование общего рынка ЕАЭС будет осуществляться поэтапно. В частности, общие рынки нефти, нефтепродуктов и газа в рамках ЕАЭС начнут функционировать не позднее 2025 г., общий рынок электроэнергетики – к 2019 г., лекарств и медицинских изделий – к 2017г.

Органами Союза определены Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия (постоянно действующий регулирующий орган Союза) и Суд ЕАЭС.

Предусматривается создание к 2025 г. наднационального органа по регулированию финансового рынка, который станет базовым элементом формирования общего финансового рынка ЕАЭС.

В Договоре определены компетенция, порядок формирования и работы ВЕАЭС, Евразийского межправительственного совета, ЕЭК и Суда ЕАЭС.

Закреплены принципы принятия всех значимых решений консенсусом и равной представленности сторон в руководстве постоянно действующих структур в ЕЭК – начиная с уровня заместителя директора департамента, в Суде – с уровня заместителя руководителя Секретариата.

Союз наделяется правом осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена возможность получения любым заинтересованным государством статуса государства-наблюдателя при Союзе.

В ходе заседания ВЕАЭС на уровне глав государств 10 октября 2014 г. в г. Минске был подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года. Договор вступил в силу 2 января 2015 года.

В ходе заседания ВЕЭС на уровне глав государств 23 декабря 2014 г. в г. Москве главами государств подписан Договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС. Договор вступил в силу 12 августа 2015 года.

На заседании Высшего Евразийского экономического совета 31 мая 2016 г. утверждены Концепция формирования общего рынка газа и Концепция формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. На основе данных концепций в 2017 году разработаны проект Программы формирования общего рынка газа ЕАЭС и проект Программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Ожидается, что указанные программы будут утверждены в 2018 году.

Согласован и подписан Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Он вступает в силу с 1 января 2018 г.

В конце 2016 года запущен единый рынок лекарственных средств и медицинских изделий ЕАЭС.

Евразийский межправительственный совет на своем заседании 25 октября 2017 г. одобрил план мероприятий («дорожную карту») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на 2018-2019 годы.

На уровне глав государств утверждены Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года.

Утвержден план мероприятий («дорожная карта») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств ЕАЭС на 2018-2020 годы.

С информацией об институциональных основах, целях, задачах и принципах функционирования ЕАЭС можно ознакомиться здесь