Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между

Оглавление:

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (Москва, 26 июня 2007 г.) (не действует)

Договор
о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан
(Москва, 26 июня 2007 г.)

Настоящий Договор прекратил действие в связи с истечением срока

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если указанным федеральным законом не установлено иное

Настоящий Договор утвержден Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Татарстан,

действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан;

учитывая опыт применения Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г., заключенного на основе референдума Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 г., и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан;

исходя из исторических, культурных, экономических, экологических и иных особенностей Республики Татарстан,

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан

Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года
Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года

Утвердить Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, подписанный в городе Москве 26 июня 2007 года.

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между

33. Разграничение предметов ведения и полномочий в РФ.

1. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов.

Такое разграничение является одним из конституционных принципов федерализма (статья 5). Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, другими договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Федеративный договор — Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации 31 марта 1992 года подписан Президентом РФ и главами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением Татарстана и Чеченской республики) и включён в действовавшую Конституцию Российской Федерации — России.

Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, иначе, чем Федеративный договор разграничила предметы ведения РФ (статья 71), совместного ведения (статья 72) и ведения субъектов РФ (статья 73). Действие большинства положений Федеративного договора перекрыто Конституцией РФ, в случае несоответствия Федеративного договора и других договоров между органами государственной власти РФ и её субъектов действуют положения Конституции РФ. Договоры и соглашения подписываются уполномоченными представителями РФ и субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» (1999) и рассматриваются в Совете Федерации, в законодательных (представительных) органах субъекта РФ. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий подписываются уполномоченными представителями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ на основании федеральных законов или при их отсутствии с условием последующего приведения в соответствие с федеральным законом после его принятия. Предметом договора могут быть конкретизация предметов ведения и полномочий, условия и порядок их осуществления, вопросы взаимодействия. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут по соглашениям передавать друг другу осуществление части полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам, соглашения подписываются на основании федеральных законов или договоров. Договоры и соглашения не могут перераспределять предметы ведения, установленные Конституцией РФ, в случае противоречия договоров и соглашений Конституции РФ и федеральным законам действуют положения Конституции РФ и федеральных законов.

2. Предметы ведения РФ.

В соответствии со статьёй 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:

  1. принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  2. федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  4. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
  5. федеральная государственная собственность и управление ею;
  6. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
  7. установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  8. федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  9. федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  10. внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
  11. внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  12. оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  13. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  14. судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно — процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  15. федеральное коллизионное право;
  16. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
  17. государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
  18. федеральная государственная служба.

3. Предметы совместного ведения.

В соответствии со статьёй 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

  1. обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  2. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  3. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  4. разграничение государственной собственности;
  5. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  6. общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  7. координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  8. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  9. установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  10. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  11. кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  12. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  13. установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  14. координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Эти положения в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

4. Предметы ведения субъектов РФ.

В соответствии со статьёй 73 Конституции РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

5. Законодательство (статья 74 Конституции РФ).

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (а также в соответствии с ними — подзаконные правовые акты), причём федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы (а также в соответствии с ними — подзаконные правовые акты) и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ и совместного ведения, в случае противоречия действует федеральный закон. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам ведения субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Данное положение не вполне согласуется с верховенством Конституции РФ и федерального закона, но федеральные законы по вопросам ведения субъектов РФ принимаются крайне редко, например, в тех случаях, когда отсутствие надлежащего законодательства субъектов РФ приводит к нарушениям прав граждан.

Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами как черта асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации

Е.А. СОЛОВЬЕВА,

соискатель кафедры административного и муниципального права Российского государственного социального университета

Возможность разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами на основании договоров предусмотрена в ч. 3 ст. 11 Конституции РФ. По нашему мнению, сама по себе возможность заключения таких договоров не свидетельствует об асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, однако создает условия для ее возникновения. Практика договорного разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами убедительно это показывает.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Полагаем, появление в Конституции РФ данного положения связано с требованиями субъектов Российской Федерации (не только республик в составе Российской Федерации, но и краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения) включить в основной закон федеративный договор, который в то время считался основой построения федеративных отношений в России[1]. Кроме того, составители Конституции РФ, принимая во внимание напряженные отношения с Республикой Татарстан и Чеченской Республикой, в целях их урегулирования предусмотрели возможность разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами иными договорами, помимо федеративного[2].

Таким образом, была создана правовая основа для разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами на основе договоров.

Этот процесс, получивший свое начало в феврале 1994 года в связи с заключением первого двухстороннего договора с Татарстаном, постепенно приобрел широкий масштаб. К лету 1999 года было заключено 46 двухсторонних договоров и около 250 соглашений[3]. Эти договоры и соглашения разделили субъекты Российской Федерации на несколько категорий. По участию в договорном процессе разграничения предметов ведения и полномочий они разделились на тех, которые подписали договоры (соглашения), и тех, которые не подписали их. Для первых правовой основой стала не только Конституция РФ и федеральные законы, но и договоры (соглашения); другие же по-прежнему строили свои отношения с федеральными органами власти только на основе Конституции РФ и федеральных законов.

Между субъектами Российской Федерации, заключившими с федеральными органами государственной власти договоры (соглашения), возникли существенные различия в статусе из-за дифференцированного подхода в определении предметов ведения и полномочий, закрепленных этими двухсторонними документами[4].

Таким образом, процесс договорного разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, по нашему мнению, однозначно привел к возникновению асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Другой проблемой, возникшей в связи с разграничением предметов ведения, стало соотношение договоров о разграничении предметов ведения и Конституции РФ, а также договоров о разграничении предметов ведения и федеральных законов.

Возникновение первой проблемы связано с тем, что договоры, заключенные Российской Федерацией с Республикой Татарстан, Республикой Башкортостан, Республикой Кабардино-Балкария и некоторыми другими субъектами, несколько изменяли предусмотренные статьями 71—73 Конституции РФ перечни предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов[5]. Точку зрения субъектов Российской Федерации, заключивших подобные договоры, выразил Президент Республики Татарстан М. Шаймиев, который заявил, что Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Татарстан выполняет роль своеобразного правового буфера между Конституцией РФ и Конституцией РТ, поскольку представляет собой некий компромисс между их положениями. При такой трактовке договор о разграничении предметов ведения обладает большей юридической силой, чем Конституция РФ.

Мы придерживаемся иной точки зрения: поскольку Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15), то договоры о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами также не должны ей противоречить.

Что касается вопроса о соотношении договора о разграничении предметов ведения и федерального закона, то здесь необходимо отметить следующее. В ст. 4 Конституции РФ провозглашается верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Однако данный принцип не учтен в ст. 11 Конституции РФ, где федеральный закон не указан в качестве одной из форм разграничения предметов ведения и полномочий. В то же время в ст. 76 предусматривается, что по предметам ведения Российской Федерации, предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, предметам ведения субъектов Российской Федерации принимаются соответственно федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. То есть договоры о разграничении предметов ведения не упоминаются. Подобная коллизия положений ч. 3 ст. 11 и ст. 76 Конституции РФ породила мнение о более высокой юридической силе договоров о разграничении предметов ведения по сравнению с федеральными законами (его придерживались представители субъектов Российской Федерации и некоторые ученые)[6].

Ознакомьтесь так же:  Льготы врачам на оплату коммунальных услуг

По мнению И.А. Умновой, позиция по данному вопросу должна базироваться на ст. 4 Конституции РФ, определяющей верховенство федеральных законов как одно из основных свойств государственного суверенитета Российской Федерации. Это означает приоритет федерального закона над договором, а также то, что главной формой разграничения предметов ведения и полномочий должен быть признан федеральный закон, в то время как договор необходимо рассматривать в качестве дополнительной к федеральному закону формы правового регулирования[7]. Аналогичного мнения придерживается С.М. Шахрай[8].

Вместе с тем, по нашему мнению, практика заключения договоров о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами фактически пошла по пути признания более высокой юридической силы данных договоров по сравнению с федеральными законами. Положения многих договоров противоречили федеральным законам и тем не менее действовали без какого-либо утверждения органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов. Подобную ситуацию нельзя было считать приемлемой, поскольку фактически она приводила к тому, что федеральные законы могли изменяться по совместному решению Президента РФ и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Анализ договоров о разграничении предметов ведения позволяет сделать вывод о существенной дифференциации конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации на основе указанных договоров. Более того, поскольку в соответствии с условиями названных договоров к ведению Российской Федерации, совместному ведению и ведению разных субъектов Российской Федерации относились различные вопросы, к 1999 году создалась угроза единству правового пространства на территории Российской Федерации[9].

Подобное положение не могло не беспокоить федеральные органы государственной власти. В результате в целях упорядочения процесса заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов был принят Федеральный закон от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон о порядке разграничения), статьи 4 и 14 которого закрепили безусловный приоритет федерального закона по отношению к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий. Отныне договоры могли заключаться лишь для конкретизации предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами при условии, если возможность заключения договора прямо предусмотрена в федеральном законе по соответствующему предмету совместного ведения, или при отсутствии федерального закона по соответствующему предмету совместного ведения с условием приведения указанного договора в соответствие с федеральным законом после его принятия. Кроме того, была введена процедура обязательного одобрения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Анализ положений Закона о порядке разграничения позволяет сделать вывод о том, что он фактически сделал заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий бессмысленным, поскольку только один федеральный закон предусматривал возможность разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами на основании договора — Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». Что касается договоров о разграничении предметов совместного ведения, по которым не издан соответствующий федеральный закон, то они носили бы временный характер (несмотря на то, что продолжительность таких временных периодов, как показала практика, может достигать и 10 лет) и сфера их заключения непременно бы сужалась. Учитывая изложенное, в результате принятия Закона о порядке разграничения договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами перестали заключаться, а большинство субъектов отказалось от уже заключенных договоров[10]. Этот процесс был также обусловлен негативным отношением к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий Президента РФ В.В. Путина. Закон о порядке разграничения сыграл положительную роль в восстановлении единства правового пространства Российской Федерации и прекращении практики заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам.

Вместе с тем Федеральным законом от 04.07.2003 № 95-ФЗ, в соответствии с которым Закон о порядке разграничения признан утратившим силу, сфера применения договоров о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами была несколько расширена. В соответствии со ст. 26-7 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 12.07.2006; далее — Закон об общих принципах) заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное разграничение полномочий, чем это установлено федеральными законами. Указанные договоры подлежат утверждению федеральным законом и не должны противоречить Конституции РФ.

Таким образом, заключение договоров о разграничении полномочий является своеобразной формой изменения норм федеральных законов применительно к отдельным субъектам Российской Федерации, имеющим какие-либо особенности. В связи с этим очень важным стало закрепление в Законе об общих принципах правила об обязательном утверждении договоров о разграничении полномочий федеральными законами.

Вопросы о соответствии возможности специального правового регулирования для отдельных субъектов Российской Федерации принципу равноправия субъектов Российской Федерации разрешены, по нашему мнению, в п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного суда РФ от 17.11.1998 № 26-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”». В данном Постановлении констатирована возможность отступления от формального равенства субъектов Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения принципов федерализма, равенства прав граждан, сохранения государственного единства. Полагаем, именно для достижения указанных целей и допускается заключение договоров о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в соответствии с Законом об общих принципах.

Изложенное позволяет сделать вывод о месте и роли договоров о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Полагаем, что их основная задача заключается в обеспечении учета географических и социально-экономических особенностей субъектов Российской Федерации при разграничении полномочий в рамках предметов совместного ведения. Именно для обеспечения соблюдения принципов федерализма, равенства прав граждан, сохранения государственного единства допустимо создание определенных черт асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Указанная асимметрия должна проявляться в предоставлении субъектам Российской Федерации дополнительных полномочий в рамках предметов совместного ведения или, наоборот, в сокращении полномочий субъектов Российской Федерации в рамках названных предметов совместного ведения (по сравнению с иными субъектами Российской Федерации). Инструментом такого перераспределения полномочий и в настоящее время являются договоры о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

В качестве характерного примера такого перераспределения может служить Договор от 29.08.1995 о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия (ныне отменен), основное содержание которого составляют нормы, посвященные организации сохранения и использования озера Байкал. Договор устанавливает специальное разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Бурятия по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

С нашей точки зрения, возможность осуществления в исключительных случаях индивидуального разграничения полномочий в рамках предметов совместного ведения между Российской Федерацией и ее субъектами с помощью договоров между Российской Федерацией и соответствующими субъектами должна быть закреплена, помимо ч. 3 ст. 11, в ст. 76 Конституции РФ, посвященной вопросам правового регулирования по указанным предметам совместного ведения. Реализация подобного предложения позволит согласовать принцип равноправия субъектов Российской Федерации с возможностью индивидуального разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в рамках предметов совместного ведения.

1 См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М., 2000. С. 128.

2 См.: Шахрай С.М. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий как инструмент региональной политики федеративного государства // Договорные принципы и формы федеративных отношений в Российской Федерации: Проблемно-тематич. сб. — М., 1999. С. 37—38.

3 См.: Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. — М., 2002. С. 160.

4 См.: Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблема реализации. — М., 2002. С. 303—304.

5 Подробнее об этом см.: Лысенко В. Разделение власти и опыт Российской Федерации // Асимметричность федера-ции / Под ред. А. Захарова. — М., 1997. С. 28—31; Умнова И.А. О феномене договорных отношений в Российской Федерации (Политико-правовая оценка и пути преодоления юридических коллизий) // Договорные принципы и формы. С. 16.

6 См.: Алферова Е.В. Конституционно-правовые договоры: взгляд российских ученых и практиков (Обзор материалов научно-практической конференции) // Договорные принципы и формы. С. 55—57.

7 См.: Умнова И.А. Указ. раб. С. 24.

8 См.: Шахрай С.М. Указ. раб. С. 41—42.

9 См.: Швецов В.С. Разделение властей в Российской Федерации. Ч. 2. — М., 2004. С. 151—152.

10 См.: Конституционное право субъектов Российской Федерации. С. 160—161.

Федеративный договор

Согласно Конституции Российской Федерации в случае несоответствия ее положениям положений настоящего Федеративного договора действуют положения Конституции Российской Федерации

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992) Править

Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов власти суверенных республик в составе Российской Федерации,

проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языку и национальному достоинству народов Российской Федерации,

признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, целостности составляющих ее республик и территории,

ставя целью достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания,

реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также право народов на самоопределение,

стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе добровольного распределения полномочий и эффективного их осуществления,

исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти республик в составе Российской Федерации самостоятельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,

руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларациями о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам федеративного устройства и федеративных отношений в Российской Федерации,

договорились о нижеследующем:

Статья I. Править

1. К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; гражданство Российской Федерации; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) статус и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба.

2. Органы власти республик в составе Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Республикам в составе Российской Федерации гарантируется представительство в федеральных органах государственной власти Российской Федерации.

Статья II. Править

1. К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации относятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик в составе Российской Федерации Конституции и законам Российской Федерации; б) защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) разграничение государственной собственности; г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; д) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; е) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; ж) проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; з) установление общих принципов налогообложения и сборов; и) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; правовое регулирование интеллектуальной собственности; к) судоустройство, адвокатура, нотариат; кадры правоохранительных органов; л) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; м) установление общих принципов организации местного самоуправления.

2. По вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.

3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи, направляются республикам в составе Российской Федерации, соответствующие предложения которых рассматриваются в Верховном Совете Российской Федерации.

Статья III. Править

1. Республики (государства) в составе Российской Федерации обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Договором. Территория и статус республики в составе Российской Федерации не могут быть изменены без ее согласия.

Ознакомьтесь так же:  Ленинский мировой суд тамбов официальный сайт

2. Республики в составе Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации, настоящему Договору. Координация международных и внешнеэкономических отношений республик в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с республиками в составе Российской Федерации.

3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов.

4. В случае если чрезвычайное положение вводится федеральными органами государственной власти Российской Федерации на территории республики в составе Российской Федерации, необходимо предварительное согласие органов государственной власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, затрагивают территорию только одной республики в составе Российской Федерации, чрезвычайное положение в этой республике может быть введено органами государственной власти этой республики с немедленным уведомлением Президента Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Статья IV. Править

1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами власти республики в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий.

2. Органы власти республик в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Статья V. Править

1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы власти республики в составе Российской Федерации исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в республике в составе Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Юридические документы, выданные органами власти Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации.

Статья VI. Править

1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут издавать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти республики в составе Российской Федерации. В случае издания органами власти республики в составе Российской Федерации законов, иных правовых актов по вопросам, отнесенным к исключительному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, применяются федеральные законы.

2. Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республик в составе Российской Федерации строятся на основе Конституции Российской Федерации, конституций республик, взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры разрешаются с обязательным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.

3. Споры по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения в соответствии со статьей II настоящего Договора, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.

Статья VII. Править

Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке.

Статья VIII. Править

Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания. После его одобрения Съездом народных депутатов Российской Федерации он становится составной частью (самостоятельным разделом) Конституции Российской Федерации. Изменения и дополнения в этот раздел Конституции Российской Федерации вносятся с согласия республик в составе Российской Федерации, подписавших настоящий Договор.

Каждая республика в составе Российской Федерации сохраняет за собой право как подписать настоящий Договор, так и регулировать свои отношения по разграничению полномочий с федеральными органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией этой республики в составе Российской Федерации.

Настоящий Договор подписан полномочными представителями:

Республики Адыгея Республики Башкортостан Республики Бурятия Республики Горный Алтай Республики Дагестан Кабардино-Балкарской Республики Республики Калмыкия — Хальмг Тангч Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республики Республики Карелия Коми Советской Социалистической Республики Марийской Советской Социалистической Республики — Республики Марий Эл Мордовской Советской Социалистической Республики Республики Саха (Якутия) Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики Республики Тува Удмуртской Республики Республики Хакасия Чувашской Республики — Чаваш Республики Российской Федерации

Протокол к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации) (Москва, 31 марта 1992 г.) Править

Мы, представители республик в составе Российской Федерации, имея полномочия на подписание парафированного 13 марта 1992 года в городе Москве Федеративного договора, доводим до сведения органов власти, что при рассмотрении парафированного Федеративного договора на совместном совещании 30 марта 1992 года пришли к согласию в том, что, реализуя положения пункта 3 статьи I Федеративного договора, необходимо обеспечить предоставление не менее 50 процентов мест в одной из палат высшего законодательного органа Российской Федерации представителям республик в составе Российской Федерации, автономных областей и автономных округов.

Согласовано полномочными представителями:

Республики Адыгея Республики Башкортостан Республики Бурятия Республики Горный Алтай Республики Дагестан Кабардино-Балкарской Республики Республики Калмыкия — Хальмг Тангч Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республики Республики Карелия Коми Советской Социалистической Республики Марийской Советской Социалистической Республики — Республики Марий Эл Мордовской Советской Социалистической Республики Республики Саха (Якутия) Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики Республики Тува Удмуртской Республики Республики Хакасия Чувашской Республики — Чаваш Республики Российской Федерации

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992) Править

Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации,

проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству народов Российской Федерации,

признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации и целостности ее территории,

ставя целью достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания,

реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, территории проживания и других обстоятельств, заботясь о его материальном благосостоянии и духовном развитии,

стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе рационального распределения полномочий и их эффективного осуществления,

исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации самостоятельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,

руководствуясь Декларацией о государственной суверенитете Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам федеративного устройства и федеративных отношений в Российской Федерации,

договорились о нижеследующем:

Статья I. Править

1. К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство, состав, территория Российской Федерации и ее целостность; утверждение образования новых краев, областей; утверждение изменений границ краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; в) защита прав и свобод человека и гражданина и гражданство Российской Федерации; защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; установление общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; д) определение основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; е) федеральная государственная собственность и управление ею; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) статус, режим и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; административно-процессуальное, трудовое, семейное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) федеральная государственная служба; т) государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

2. Органы власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу гарантируется представительство в федеральных представительных органах государственной власти Российской Федерации.

Статья II. Править

1. К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации относятся:

а) обеспечение соответствия уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам Российской Федерации; б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; в) установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге; г) установление общих принципов налогообложения в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге; д) адвокатура, нотариат; е) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; ж) административное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; з) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; и) здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; к) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; л) карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; м) другие полномочия, отнесенные Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации.

2. По вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.

3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи, направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу.

Статья III. Править

1. Все полномочия государственной власти, не отнесенные согласно статьям I и II настоящего Договора к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

2. Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

3. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов.

4. Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья IV. Править

1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации.

2. Органы государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Статья V. Править

1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями должностными лицами Российской Федерации, края, области, а также республики, автономные области, автономного округа в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации.

Статья VI. Править

1. Органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, равно как и федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным настоящим Договором к ведению краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

2. В случае издания органами государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также при противоречии правовых актов края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга федеральным законам, изданным по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, применяются федеральные законы.

3. Споры по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.

Статья VII. Править

Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга строятся на основе Конституции Российской Федерации, взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры разрешаются с обязательным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.

Статья VIII. Править

Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке.

Ознакомьтесь так же:  Тюмень горячие источники цены проживание
Статья IX. Править

Положения настоящего Договора вносятся в порядке совместной законодательной инициативы на Съезд народных депутатов Российской Федерации для их оформления в качестве раздела Конституции (Основного Закона) Российской Федерации.

Настоящий Договор подписан полномочными представителями:

Алтайского края Краснодарского края Красноярского края Приморского края Ставропольского края Хабаровского края Амурской области Архангельской области Астраханской области Белгородской области Брянской области Владимирской области Волгоградской области Вологодской области Воронежской области Ивановской области Иркутской области Калининградской области Калужской области Камчатской области Кемеровской области Кировской области Костромской области Курганской области Курской области Ленинградской области Липецкой области Магаданской области Московской области Мурманской области Нижегородской области Новгородской области Новосибирской области Омской области Оренбургской области Орловской области Пензенской области Пермской области Псковской области Ростовской области Рязанской области Самарской области Саратовской области Сахалинской области Свердловской области Смоленской области Тамбовской области Тверской области Томской области Тульской области Тюменской области Ульяновской области Челябинской области Читинской области Ярославской области города Москвы города Санкт-Петербурга Российской Федерации.

Протокол к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации) (Москва, 31 марта 1992 г.) Править

Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей Российской Федерации, стремясь к выравниванию государственно-правового статуса всех субъектов Российской Федерации, договорились о нижеследующем:

Статья 1. К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев и областей относятся:

а) разграничение государственной собственности на территории края, области; б) установление общих принципов бюджетной системы, налогообложения в Российской Федерации; в) изменение границ краев и областей.

Статья 2. Для краев, областей, подписавших настоящий Протокол, подпункт «м» пункта 1 статьи II Федерального договора исключается.

Статья 3. Уставы краев, областей и иные правовые акты краев, областей, принятые в пределах их компетенции, подлежат государственной защите на территории краев, областей так же, как и законы Российской Федерации.

Статья 4. Чрезвычайное положение вводится федеральными органами государственной власти Российской Федерации на территории края, области по согласованию с органами государственной власти края, области.

Статья 5. До принятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам, отнесенным Федеративным договором к совместному ведению согласно его статье II, органы государственной власти краев, областей вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. При издании в последующем федеральными органами государственной власти Российской Федерации актов по таким вопросам акты краев, областей приводятся в соответствие с федеральными актами.

Статья 6. Изменения и дополнения в разделы Конституции Российской Федерации о федеративном устройстве вносятся по согласованию с краями, областями, подписавшими настоящий Протокол.

1. Рекомендовать Верховному Совету Российской Федерации рассмотреть вопрос об отнесении к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей демографической политики и регулирования миграционных процессов, а также об отнесении к ведению органов государственной власти краев, областей установления и взимания платы за пользование природными ресурсами.

2. Просить Верховный Совет Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о предоставлении органам государственной власти краев, областей права принятия законов для осуществления правового регулирования на соответствующих территориях.

Настоящий Протокол является неотъемлемой частью Федеративного договора для краев, областей, пописавших данный Протокол.

Согласовано полномочными представителями:

Российской Федерации Алтайского края Краснодарского края Красноярского края Приморского края Ставропольского края Хабаровского края Амурской области Архангельской области Астраханской области Белгородской области Брянской области Владимирской области Волгоградской области Вологодской области Воронежской области Ивановской области Иркутской области Калининградской области Калужской области [1] Камчатской области Кемеровской области Кировской области Костромской области Курганской области Курской области Ленинградской области [2] Липецкой области Магаданской области Московской области Мурманской области Нижегородской области Новгородской области Новосибирской области Омской области Оренбургской области Орловской области Пензенской области Пермской области Псковской области Ростовской области Рязанской области Самарской области Саратовской области Сахалинской области Свердловской области Смоленской области Тамбовской области Тверской области Томской области Тульской области Тюменской области Ульяновской области Челябинской области Читинской области Ярославской области города Москвы города Санкт-Петербурга [2]

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992) Править

Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации,

проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству народов Российской Федерации,

признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации и целостности ее территории,

ставя целью достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания,

реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, территории проживания и других обстоятельств, заботясь о его материальном благосостоянии и духовном развитии,

стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе рационального распределения полномочий и их эффективного осуществления,

исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации самостоятельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,

руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам федеративного устройства и федеративных отношений в Российской Федерации,

договорились о нижеследующем:

Статья I. Править

1. К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство, состав, территория Российской Федерации и ее целостность; утверждение образования новых автономных областей, автономных округов; утверждение изменений границ автономных областей, автономных округов в составе Российской Федерации; в) защита прав и свобод человека и гражданина и гражданство Российской Федерации; защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; установление общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; д) определение основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в Российской Федерации; е) федеральная государственная собственность и управление ею; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) статус, режим и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; административно-процессуальное, трудовое, семейное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) федеральная государственная служба; т) государственные награды и почетные звания Российской Федерации специальные звания.

2. Органы власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Автономной области, автономным округам в составе Российской Федерации гарантируется представительство в федеральных представительных органах государственной власти Российской Федерации.

Статья II. Править

1. К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации относятся:

а) обеспечение соответствия нормативных правовых актов автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации Конституции и законам Российской Федерации; б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; в) установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в автономной области, автономных округах в составе Российской Федерации; г) установление общих принципов налогообложения в автономной области, автономных округах в составе Российской Федерации; д) адвокатура, нотариат; е) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; ж) административное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; з) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; и) здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; к) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; л) карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; м) другие полномочия, отнесенные Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и автономной области, автономных округах в составе Российской Федерации.

2. По вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, кодексы и законы, в соответствии с которыми органы государственной власти автономной области в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты. Органы государственной власти автономных округов в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции в соответствии с Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации, договорами с краями, областями, в которые входят автономные округа.

3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи, направляются автономной области, автономным округам в составе Российской Федерации.

Статья III. Править

1. Все полномочия государственной власти, не отнесенные согласно статьям I и II настоящего Договора к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, определяются законами Российской Федерации об автономной области, отдельных автономных округах, принимаемыми Верховным Советом Российской Федерации по представлению соответствующих автономной области, автономных округов, другими правовыми актами Российской Федерации и осуществляются органами государственной власти автономной области, автономных округов самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

2. Автономная область, автономные округа в составе Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

3. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации с учетом необходимости сохранения и поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующих территориях.

4. Введение чрезвычайного положения на территории автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации с уведомлением органов власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

Статья IV. Править

1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации.

2. Органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Статья V. Править

1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в автономной области, автономных округах в составе Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федерации, края, области, а также республики, автономной области, автономного округа в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации.

Статья VI. Править

1. Органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, равно как и федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным настоящим Договором к ведению автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

2. В случае издания органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также при несоответствии правовых актов автономной области, автономных округов федеральным законам, изданным по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов, применяются федеральные законы.

3. Споры по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.

Статья VII. Править

1. Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации строятся на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

2. Споры по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи VI настоящего Договора, разрешаются с использованием согласительных процедур в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации.

Статья VIII. Править

Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке.

Статья IX. Править

Положения настоящего Договора вносятся в порядке совместной законодательной инициативы на Съезд народных депутатов Российской Федерации для их оформления в качестве раздела Конституции (Основного Закона) Российской Федерации.

Настоящий Договор подписан полномочными представителями:

Еврейской автономной области Агинского Бурятского автономного округа Коми-Пермяцкого автономного округа Корякского автономного округа Ненецкого автономного округа Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Ханты-Мансийского автономного округа Чукотского автономного округа Эвенкийского автономного округа Ямало-Ненецкого автономного округа Российской Федерации