Экспертиза светофоров

ДТП на перекрестке со светофором

Добрый день. На перекрестке со светофором произошло столкновение. Мы ехали на автомобиле Ваз на мигающий зеленый прямо. С правой стороны в заднюю дверь (и частично в переднюю) получили удар от а/м Хундай. Водитель а/м Хундай утверждает, что ехал на зеленый и у него нашлись свидетели (подставные), прибывшие сотрудники ГИБДД так же оказались на его стороне. Подскажите, пожалуйста, как нам действовать в данной ситуации? На что обращать внимание и какие доказательства необходимы для решения ситуации в нашу пользу?

Ответы юристов (2)

Отвечу кратко, может кто добавит.

Суть Вашей проблемы: гаишники (на разборе) трактуют ПДД так, что если справа в Вас врезались, то Вы и виноваты (если ситуация спорная + свидетели так утверждают), по ПДД Вы обязаны пропускать тех кто справа, это практика известна (светофор моргал, икал и прочее).

Задача доказать, что ехал на разрешающий сигнал светофора.

Это не просто, учитывая свидетелей которые дают показания не в Вашу пользу.

Вам потребуется схема работы светофора (ее нужно запросить, юристы в Вашем городе знают где все это находится), схема перекрестка (должны были сотрудники ГИБДД нарисовать, в деле находится), свидетели добросовестные.

Если у Вас был авто регистратор или у тех кто ехал сзади, или сбоку, то Вам нужна эта видеозапись, на основании которой нужно сделать экспертизу, и доказать что вы не виноваты. Видеозапись нужна на регистраторе скорость которого не менее 25 кадр/с и не кусок (момент столкновения), а нормальный видеоролик. В практике был случай когда на основании такой экспертизы отменили решение ГИБДД и сняли вину с водителя (тоже автомобиль въехал справа). Как правило при даче объяснений нужно ссылаться на то, что есть регистратор (если есть конечно).

Просто учтите, что экспертиза ДТП стоит немалых денег (в Уфе например от 30 тыс. руб.), то есть от размера ущерба зависит нужно это делать или нет, у нас ущерб был около 380 тыс., так что естественно все сделали.

Так же Вам нужны свидетели, которые в Вашу пользу дадут показания, иначе шансов, если честно мало.

Я так вижу эту ситуацию.

Оцените ответ (+ или -)

Добрый день! В принципе коллега, дал достаточно информативный ответ. Вам нужны любые доказательства (добытые в рамках закона), доказывающие вашу позицию. В протоколе о ДТП, должно быть, что вы не согласны, и обоснуйте свое возражение, если будет составлено Постановление, значит вы не отрицаете свою вину в ДТПи тогда никаких разбирательств по делу не будет.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Федерация Автовладельцев России

Экспертиза организации дорожного движения

Экспертиза по вопросу:

  1. Определить, соответствует или не соответствует участок дороги по адресу: Москва, Павелецкая площадь-Садовое кольцо-ул. Дубнинская, требованиям ГОСТ Р 522890-2004 «Техническим стредствам организации дорожного движения, Правила применения дорожный знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Исследуя предоставленный экспертами материал, следует вывод:

  1. Организация дорожного движения и расположение дорожных знаков по адресу: Москва, Павелецкая площадь-Садовое кольцо-ул.Дубнинская не соответствует ГОСТ Р 522890-2004 «Техническим стредствам организации дорожного движения, Правила применения дорожный знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в части установки запрещающего знака 3.1 «Въезд запрещён» со знаком дополнительной информации (таблички) 8.14 «Полоса движения» за знаком особых предписаний 5.5 «Дорога с односторонним движением» в сочетании с запрещающим знаком 3.27 «Остановка запрещена» см. фотографию №1, №2 на расстоянии 5 (пяти) метров.

Основания:

Знак 5.5 в сочетании с запрещающим знаком 3.27 «Остановка запрещена» применяется для введения особого режима движения по дороге с односторонним движением без остановки.

Запрещающий знак 3.1 «Въезд запрещён» Запрещается въезд всех транспортных средств, в данном направлении». Знак главным образом применяют на участках дорог с односторонним движением, чтобы предупредить водителей о наличии движения во встречном направлении.

Знак дополнительной информации (табличка) 8.14 «Полоса движения» — указывает полосу движения, на которую распространяется действие знака или светофора.

Знак 3.1 в сочетании со знаком 8.14 указывает на запрещённых въезд на полосу движения расположенную под знаком въезд на иные полосы движения не запрещён.

Знак особых предписаний 5.5. «Дорога с односторонним движением», означает, что дорога или проезжая часть, по которой движение транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении и движение транспортрынх средств должно осуществляться без остановки в силу запрещающего знака 3.27 «Остановка запрещена».

Следовательно, движение транспортных средств, в данном направлении разрешено без остановки по всем полосам движения кроме правой крайней полосы, над которой установлены знаки 3.1 и 8.14.

Данный вывод следует из установленных знаков и наличия на дорожного полотне несколько полос (более одной).

Однако из предоставленных фотографий №1, №2 следует существенный факт отсутствия нескольких полос и наличия одной полосы, отсутствия разметки дороги, вследствие строительных работ и зимнего времени года. Следовательно, Знаки 3.1 и 8.14 противоречат установленным перед ними на расстоянии 5 м. знакам 5.5 и 3.27, т.к. одна пара знаков предписывает движение по полосе с односторонним движением, а другая запрещает движение по этой же полосе.

Представленная схема ПК1 дислокации дорожных знаков и разметки по адресам: Павелецкой пл. г. Москвы не содержит выше указанные знаки в данном месте.

Представленная схема дислокации дорожных знаков и разметки по адресам: Павелецкой пл. г. Москыв и фотографии №3, №4 не соответствуют друг другу в части наличия-отсутствия дорожной разметки (по ГОСТ Р 51256-99 и ГОСТ Р 52289-2004) полосы движения 1.16.2 обозначения направляющих островков в месте разделения или слияния транспортных потоков однозначно видно наличие знаков 5.15.2. Отсутствие разметки обусловлено зимним временем года.

Дорожная разметка появилась лишь 31 мая 2010 г.

Знаки 5.15.2 устанавливаются непосредственно перед перекрестком над проезжей частью дороги либо за 50-150 метров от перекрёстка. Знаки распространяются на весь перекрёсток. При этом каждый из знаков распологают над серединой полосы, для которой он предназначен. Как видно из фотографии №4, слева от установленных знаков располагается проезжая часть дороги, равная ширине проезжей части над которыми расположены выше указанные знаки. Следовательно, можно однозначно судить, что на данной проезжей части дороги, при отсутствии разметки (в зимний период времени) фактически расолагаются четыре полосы движения. Действия знаков 5.15.2 на крайние левые полосы не распространяется на основании выше изложенного.

Существенными обстоятельствами данного перекрёстка, является длинна перекрёстка, ширина проезжей части (четыре полосы), большая загруженность транспортными средствами проезжей части. Данные факты затрудняют водителям вовремя выполнить требования знака 5.15.2, а именно перестроиться на право, особенно из крайней левой полосы.

Кроме того, в нарушение требований п.5.1.9 ГОСТ 52289-2004, знак 3.1. установлен с нарушением порядка высотности, а именно существенно выше знака 4.2.1, что исключает его однозначное толкование относительно действия (см. фототаблицу).

Таким образом, нарушение установки дорожной инфраструктуры, явлется причиной выезда ТС в зону действия знака 3.1 в прямом направлении.

В нарушение требований пункта 5.6.15 ГОСТ 52289-2004, отсутствует знак 5.14 дорожная разметка (по ГОСТ Р 51256-99 и ГОСТ Р 52289-2004), необходимая для упорядочения безопасности поворота маршрутных Т.С.

Транспортные средства, располагающиеся во время движения по крайним левым полосам, имеют все основания двигаться в направлении стрелки светофора (установленного слева) на всем перекрёстке до знака 3.1 «Въезд запрещён», установленного над проезжей частью на растяжках. В насыщенном потоке транспортные средства, двигающиеся в левой крайней полосе, имеют ограничения в части обзора (зоны видимости) знаков, установленных с правой стороны проезжей части и отсутствия дорожной разметки в силу обстоятельств, движения транспортоа.

Водители транспортных средств, в данной ситуации вынуждены перед знаком 3.1 поворачивать налево, т.к. справа установлено препятствие, (отделяющее проезжую часть от трамвайных путей. Согласно п. 1.2 ПДД РФ «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.) разделяющее транспортные потоки противоположных направлений. Следовательно, двигаться в направлении знаков 5.5 и 3.27, а потом 3.1 и 8.14.

Ознакомьтесь так же:  Бланк договор поставки товара заполненный

Как видно из сделанного исследования экспертов следует вывод: В связи с реконструкцией Павелецкого вокзала организация движения, утверждённая до реконструкции Павелецкого вокзала, противоречит требованиям ГОСТ Р 52289-2004 «Техническим средствам организации дорожного движения. Правилам применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» по адресу: г. Москва, Павелецкая площадь-Садовое кольцо-ул. Дубнинская.»

На основании выше изложенного возникает большая вероятность нарушения водителями, без умысла, правил дорожного движения и возникновения ДТП, находящихся в причинно-следственной связи с данной организацией движения противоречащей законодательству РФ.

Эксперт Шукрин Александр Викторович.

Эксперт Шкурин Александр Викторович прововивший данную экспертизу предупреждён за дачу ложного заключения об ответственности по ст. 307 УК РФ.

  1. Правила дорожного движения РФ от 2010г.
  2. Комментарии к Правилам дорожного движения РФ. Авторы: М.Б.Афанасьев, Л.А.Кочетов и др.
  3. ГОСТ Р 52289-2004 «Техническим средствам организации дорожного движения. Правилам применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»

Экспертиза дорожных условий

Экспертиза дорожных условий представляет собой разновидность автотехнических экспертиз. Зачастую дорожные происшествия происходят не по вине водителей, а из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна или неправильной организации дорожного движения на данном участке трассы. Различные повреждения покрытия, отсутствие разметки, неправильно нанесенная или отсутствующая разметка, некорректно работающие светофоры причиняют порой большие неудобства и приводят к более серьезным последствиям, нежели несоблюдение правил дорожного движения. Экспертиза дорожных условий призвана оценить состояние того участка дороги, на котором произошла авария. Предметом данного вида исследования является анализ правильной организации движения на спорном участке дороги.

Примеры неправильно организованного движения на участке дороги:

  • Неверная установка дорожных знаков. Например, при обозначении главной дороги на перекрестке на улице второстепенного значения должен быть установлен знак, предписывающий водителям уступить дорогу. При отсутствии такого знака, водители, осуществляющие движение по второстепенной дороге, подвергаются опасности. К неправильной установке дорожных знаков также относится расположение их в месте, где затруднен обзор – знаки могут быть скрыты ветвями деревьев, столбами, частями мостов и эстакад, зданий, прочими конструкциями. Также видимость знака в темное время суток затрудняется при отсутствии на знаке светоотражающих элементов и достаточного электрического освещения дороги.
  • Неисправные светофоры. Дорожные службы обязаны отслеживать корректную работу светофоров, а при поломке в кратчайшие сроки устранять неисправность.
  • Отсутствие разметки или неправильное ее нанесение. В дополнение к светофорам и знакам, определяющим правила движения на данном участке дороги, на дорожное полотно должна быть нанесена разметка. В противном случае, водитель может совершить, к примеру, выезд на встречную полосу, даже не подозревая об этом, и создать аварийную ситуацию. Едва заметная разметка, несоответствие длины или ширины штрихов нормативным требованиям, также могут исказить восприятие разметки водителем.
  • Неудовлетворительное состояние дорожного полотна – наличие ям, трещин, каверн, заполненных водой и так далее, может привести к потере водителем эффективного управления транспортным средством.
  • Отсутствие защитных ограждений на данном участке дороги, а также отсутствие правильно организованной обочины.

Экспертиза дорожных условий производится по заявлению физического или юридического суда, а также по постановлению судебного органа. Перед проведением исследования его инициатор заключает с экспертным центром договор на проведение экспертизы дорожных условий. В договор вносится цель исследования, задачи, поставленные перед экспертом, список вопросов, на которые он будет отвечать в процессе осуществления экспертных мероприятий, а также стоимость и сроки проведения исследования. После заключения договора, эксперт приступает к производству экспертизы дорожных условий. При этом специалист использует все имеющиеся в его распоряжении методики. Наиболее часто при производстве экспертизы дорожных условий применяется:

  • Анализ представленных документов – справки об аварии, выданной сотрудником ГИБДД, показаний и объяснительных участников дорожно-транспортного происшествия.
  • Исследование свидетельских показаний. Данная информация подлежит проверке достоверности. Вообще, свидетельским показаниям уделяется большое внимание, так как со времени произошедшего дорожно-транспортного происшествия состояние данного участка дороги могло измениться.
  • Анализ фото- и видеоматериалов, представленных дорожными службами, свидетелями или потерпевшими, содержащих изображение данного участка дороги на момент дорожно-транспортного происшествия.
  • Осмотр участка дороги, на котором произошла авария.
  • Производство дополнительных экспертных мероприятий по мере необходимости. Эксперт может произвести необходимые ему для принятия решения анализы, а также затребовать повторные опросы свидетелей, потерпевших, представителей дорожных служб.

Правовые основы, которыми руководствуются специалисты при проведении экспертизы дорожных условий

Экспертное заключение, формулируемое специалистом по производству экспертизы дорожных условий, в обязательном порядке должно соответствовать Федеральным стандартам отчетности (ФСО-1, ФСО-2, ФСО-3). Эксперт обязан внести в заключение все разделы, предписанные данными нормативными документами.

При производстве экспертных мероприятий и формировании экспертного заключения, специалист, осуществляющий исследование, подчиняется положения Федерального закона № 73-ФЗ, определяющего процедуру осуществления экспертной деятельности в Российской Федерации.

Кроме того, статья 307 Уголовного кодекса Российской федерации предусматривает ответственность специалиста, производящего экспертизу дорожных условий, за формирование заведомо ложного экспертного заключения, а также за заведомо ложные показания в ходе судебного заседания.

Вопросы, на которые отвечает специалист по производству экспертизы дорожных условий в процессе осуществления исследования

Список вопросов формируется на этапе заключения договора на производство экспертизы дорожных условий. Конечный перечень вопросов зависит от ситуации, в которой произошло дорожно-транспортное происшествие, а также целей инициатора экспертизы и решаемых экспертом задач. В общем случае, перед специалистом могут быть поставлены следующие виды вопросов:

  1. Соответствует ли разметка на данном участке дороги нормативным требованиям, предъявляемым к ее нанесению?
  2. Какова видимость разметки на данном участке дороги?
  3. Возможно ли двоякая трактовка водителем разметки, нанесенной на дорожное полотно?
  4. Установлены ли на данном участке дороги все необходимые для регулировки движения дорожные знаки?
  5. Исходя из свидетельских показаний (фотографий и видеозаписей данного участка дороги) – были ли установлены все необходимые дорожные знаки на момент произошедшей аварии?
  6. Каково состояние дорожного полотна на спорном участке дороги?
  7. Присутствуют ли на данном участке дороги серьезные дефекты дорожного полотна?
  8. Имели ли место данные дефекты дорожного покрытия на момент дорожно-транспортного происшествия?
  9. Имеются ли на данном участке дороги необходимые элементы дорожного заграждения?
  10. Имеется ли на данном участке дороги правильным образом обустроенная обочина?
  11. Согласованы ли сигналы светофоров на данном участке дороги?
  12. Были ли согласованы сигналы светофоров на данном участке дороги в момент, когда произошло дорожно-транспортное происшествие? Какие материалы дела это подтверждают?
  13. Поступали ли в дорожные службы сигналы о несправной работе светофоров на данном участке дороги в период времени, предшествующий случившейся аварии?
  14. Обеспечена ли на данном участке дороги хорошая видимость дорожных знаков? Не мешают ли их обзору какие-либо посторонние предметы?
  15. Имеется ли электрическое освещение на данном участке дороги? Были ли его элементы исправны во время случившегося дорожно-транспортного происшествия?
  16. Оборудованы ли дорожные знаки, установленные на неосвещаемом участке дороги, светоотражающими элементами?

Экспертиза на соответствие обязательных дорожных знаков, разметки, светофоров, заградительных устройств и т.д.

Специалисты компании АНО «Центр Независимых Строительных Экспертиз» осуществляют для своих клиентов экспертизу на соответствие ГОСТам. Также они осуществляют анализ наличия или отсутствия тех дорожных знаков, которые являются обязательными, разметки, светофоров, заградительных устройств и т.д.

Как известно, организация дорожного движения в стране подчинена Национальному стандарту Российской Федерации, которым регулируются правила применения технических средств , а также организации дорожного движения, а именно — дорожных знаков, разметки, светофоров и всех видов дорожных ограждений.

Согласно положению этого стандарта в полосе отвода дороги нельзя устанавливать плакаты, афиши и другие приспособления, которые могут снизить видимость, ослепить или отвлечь внимание участников движения и тем самым создать опасность на дороге. Также нельзя наносить разметку, которая может быть ошибочно принята за дорожные знаки или же другие технические средства организации дорожного движения. Кроме того плакаты, афиши или транспаранты, которые не имеют отношения к организации дорожного движения, не могут размещаться на оборотной стороне знаков, светофоров и их опорах.

Дорожные знаки должны быть размещены так, чтобы их хорошо видели только участники движения, для которых они и предназначены. Также они должны обеспечивать удобную эксплуатацию, и должны быть защищены от повреждения. Знаки не должны быть закрыты зелеными насаждениями, опорами освещения или рекламными щитами. На тех участках дороги, где по некоторым причинам разметка временно не видна (грязь или снег) или же отсутствует, и восстановить ее в ближайшее время невозможно, устанавливают временные знаки, которые соответствуют условиям движения на данном отрезке. В случаях проведения ремонтно-технических, сезонных или иных работ на дорожном полотне, технические средства организации дорожного движения, которые были временно установлены на данном участке, должны быть убраны сразу же по окончанию этих работ. Допускается закрывать знаки или светофоры специальными чехлами.

По согласованию с федеральным органом управления Госавтоинспекции в целях проведения эксперимента разрешается применять технические средства организации дорожного движения, не предусмотренные Национальным стандартом. В этом случае участников дорожного движения должны уведомить о наличии и назначении такого технического средства, а также о целях проводимого эксперимента при помощи транспарантов или плакатов.

Правила установки дорожных знаков

При проведении экспертизы наши специалисты проверяют, в каком именно положении установлены дорожные знаки. В случае с пешеходными и велосипедными дорожками знаки устанавливают справа или над ними. Если дорога имеет две полосы движения и более, то знаки, установленные с правой стороны, дублируются, также дублирующие знаки устанавливают и на разделительной полосе. Для дорог, не имеющих разделительной полосы, дублирующие знаки устанавливают следующим образом:

  • если встречное движение проходит по одной или двум полосам, то знаки ставят слева от проезжей части;
  • если встречное движение проходит по трем и более полосам, то знак устанавливают над проезжей частью.

Если в этом есть необходимость, то таким же образом дублируются другие знаки.

Расстояние от края проезжей части должно быть 0,5 — 2,0 м.

Если рассматриваются знаки особых предписаний либо информационные знаки, то расстояние равно 0,5 — 5,0 м. Высота установки знака, то есть расстояние от нижнего края знака до поверхности дорожного покрытия устанавливается таким образом:

  • при установке знака сбоку от проезжей части вне зоны населенного пункта от 1,5 до 3,0 м;
  • в зоне населенного пункта от 2,0 до 4,0 м;
  • в случае установки знаков на приподнятых направляющих островках от 0,6 до 1,5 м;
  • при размещении знаков над зоной проезжей части — от 5,0 до 6,0 м;
  • при размещении знаков, которые размещаются на пролетных строениях искусственных сооружений, и расположены на высоте менее 5,0 м от поверхности дорожного покрытия нужно учесть, что они не должны выступать за их нижний край.

Для установления режимов и порядка движения используется дорожная разметка. Она является средством ориентирования водителей и может применяться самостоятельно или же в сочетании с другими техническими средствами , используемыми при организации дорожного движения.

Естественно, что существует огромное количество других правил и норм, которые должны быть выполнены в полном объеме. Специалисты нашей компании в краткие сроки проведут необходимую экспертизу, и помогут решить любую, даже самую ситуацию.

Дорожная экспертиза

Водители ежедневно отмечают состояние дорог. Отмечают, конечно же, не лучшую его сторону. Одной из причин ДТП зачастую становится неудовлетворительное качество покрытия проезжей части, сама дорога провоцирует ДТП. Хотя без причинно-следственной связи между всеми категориями системы водитель-автомобиль-дорога-среда (система ВАДС) обойтись не может. Психологическое и физическое состояние водителя, техническое состояние автомобиля, а также качество исходного материала покрытия проезжей части, и изменение его свойств в процессе эксплуатации, дорожные знаки, светофоры, горизонтальная и вертикальная разметки, освещение и прочие ТСОДД и их состояние, время суток и метеоусловия — все это связано между собой и непосредственно влияет на происхождение и является, в некоторых случаях предпосылкой к ДТП. Если ДТП произошло, нужно учитывать все факторы. Однако иногда случается, что и один фактор может быть той самой причиной, если не самого ДТП, то тяжести его последствий. Например, отсутствие ограждения, там, где оно должно быть.

Но если вы точно понимаете, что причиной ДТП стала именно яма, например как на фото 1, в которую колесом заехал автомобиль и получил повреждения, что же делать?

Фото 1. Пример выбоины

Часто об этом даже не задумываются участники ДТП, пуская все на самотек и забывая об еще одном незримом участнике ДТП, о дорожной службе и прочих организациях, отвечающих за порядок на дороге.

Все знать невозможно, поэтому для разъяснения причин ДТП или обстоятельств, которые послужили толчком для тяжких последствий, есть смысл провести дорожную экспертизу, для того чтобы доказать, что вина является комплексной.

Дорожная экспертиза — исследование участка автомобильной дороги, перекрестка дорог, состояния дорожного полотна, технических средств организации дорожного движения на данном участке, рекламных щитов, инженерных коммуникаций на предмет соответствия исследуемых объектов требованиям нормативно-технической документации.

Дорожная экспертиза обнародует все недочеты в организации дорожного движения и несоответствия обслуживания участков дорог. Некоторые вопросы, на которые может ответить дорожная экспертиза.

  1. Отвечает ли состояние дорожного покрытия нормативно-технической документации?
  2. Соответствует ли обслуживание данного участка дороги нормативно-технической документации?
  3. Соответствует ли реальное расположение дорожных знаков, разметки, светофоров проектной схеме?
  4. Соответствует ли установка дорожных знаков ГОСТ Р 52289-2004?
  5. Соответствует ли нанесение горизонтальной дорожной разметки требованиям ГОСТ?
  6. Соответствует ли установка светофоров нормативно-технической документации?
  7. Соответствует ли наружная реклама требованиям нормативно-технической документации?

Ответы на эти и множество других вопросов можно получить, заказав дорожную экспертизу в ООО «КиТ Оценка».

Соответствует ли разметка на участке ДТП ГОСТу и иным нормативным документам?

В случае если разметка дороги на месте ДТП не соответствует требованиям нормативно-технической документации, ответственность за ДТП может быть возложена на эксплуатирующую службу.

Соответствовало ли нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения, содержание (эксплуатационное состояние) дороги на участке ДТП на момент его совершения ?

Соответствовало ли ПДД РФ и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения, отсутствие дорожного барьерного ограждения в месте ДТП?

Каким дорожным барьерным ограждением должна быть обустроена дорога в месте ДТП и позволило бы такое дорожное ограждение предотвратить ДТП в сложившейся ДТС?

Соответствует ли Проект организации дорожного движения в данном городе, в части указанной улицы, действующему законодательству в области организации дорожного движения?

К какой категории улиц относится рассматриваемая улица согласно СНиП 2.07.01-89?

Является ли обоснованным демонтаж указанных дорожных знаков, ранее установленных на рассматриваемой улице?

Является ли обоснованным демонтаж указанных дорожных знаков?

Светофоры при расследовании ДТП

Ежедневно множество людей сталкиваются с таким техническим средством как светофор. Его назначение простое и понятно каждому человеку. Жители больших городов настолько привыкли к светофорам, что при их поломке на дороге начинается хаос, который очень часто сменяется ДТП и еще большей неразберихой.

Когда-то на дорогах передвигалось небольшое количество транспортных средств и регулировка движения, по существу, была особенно и не нужна. Первый светофор в истории изобрел Джон Пик Найт. Он был установлен в 1868 году, у светофора были две стрелки, когда стрелки были в горизонтальном положении, это означало требование остановиться, а если, они были опущены под углом в 45° , нужно было следовать с осторожностью. В 1912 году американец Лестер Вайр разработал двухсекционный светофор, работающий от электричества, однако не запатентовал свою работу и в 1914 году другой инженер Джеймс Хог сконструировал электрический светофор, который впоследствии установили на перекрестке. Управлял светофором полицейский, который находился в специальной стеклянной будке. В 1920 в Нью-Йорке и в Детройте установили трехсекционные светофоры, причем изначально цвета были не такие, как сейчас. Зеленый свет запрещал движение, красный акцентировал внимание, а белый разрешал движение. Но из-за большого количества белого света в городах, такая система была опасна, так как белый свет сливался и не был столь заметен. Конструкторами светофоров в Нью-Йорке и Детройте были Джон Харрис и Уильям Поттс. В 1940-е годы цвета на светофорах поменялись. Как же выбрали современную цветовую гамму? Руководствовались физическими параметрами. Красный цвет имеет самую большую длину волны, в то время как синий цвет имеет самую короткую длину. Соответственно, красный цвет является самым заметным, его видно дальше всех остальных.

В Европе первый светофор установили во Франции в 1922, а в СССР светофор был впервые установлен в 1930 году в Ленинграде на перекрестке Невского и Литейного проспектов.

Современный светофор уже не совсем такой, как раньше, но прообраз сохранился. Порядок сигналов светофоров в России отвечает требованиям международной Конвенции. Последовательность такова: красный, красный с желтым, зеленый, желтый, красный. Допускается последовательность без сигнала красного с желтым. Во время снижения интенсивности, часть светофорных объектов может быть переведена на «мигающий желтый», что означает, что перекресток не регулируется. ГОСТ Р 52282-2004 классифицирует современные светофоры следующим образом. По назначению можно выделить светофоры для транспорта и светофоры для пешеходов. Транспортные светофоры могут быть с двумя и тремя секциями, включать в себя дополнительные секции, могут быть расположены как вертикально, так и горизонтально. К транспортным установкам относятся не только автомобильные светофоры, но и светофоры на железнодорожных переездах, трамвайные и велосипедные светофоры. Также существуют реверсивные светофоры. Диаметр транспортного светофора зависит от его вида назначения и типа исполнения. Пешеходные светофоры имеют две секции, которые могут быть круглые или квадратные. Размер секций у пешеходного светофора будет зависеть от количества полос, если 4 полосы и более в одном направлении, то диаметр (или размер) рассеивателя 300мм, если меньше — 200мм.

Светофоры в городе установлены не везде, для их установки требуется, чтобы выполнялось хотя бы одно из условий. Их установка регламентируется ГОСТ 52289-2004. Первым условием является соблюдение определенной минимальной интенсивности пересекающихся потоков. Второе условие — общая интенсивность ТС по дороге должна быть не менее 600 ед./ч, (или 1000 ед./ч для автомобильных дорог с разделительной полосой) а пешеходов в одном направлении 150 пеш/ч, третье условие, чтобы первое и второе выполнялись одновременно на 80% или более. Четвертое условие гласит о том, что на перекрестке должно за 12 месяцев произойти не менее 3-х ДТП, которые светофорная сигнализация могла бы предотвратить, плюс первое или второе условие должны исполняться на 80% и более.

В современном мире присутствует тенденция энергосбережения, поэтому существовавшие светофоры, которые использовали лампы накаливания стараются заменять новыми светофорами, работающими на светодиодах. Замена необходима, так как у ламп накаливания повышенное энергопотребление, небольшой срок службы, повышенный износ аппаратуры из-за высоких температур. Кроме того, лампы накаливания образуют так называемый «фантомный эффект», появление иллюзий о включении секций у светофора. Светодиодные светофоры исключают появление «фантомного эффекта», корпус и линзы выполняются из ударопрочного поликарбоната, так что сломать конструкцию не так уж и просто. Однако иногда, от сильных морозов или других неординарных условий, светофоры могут выходить из строя.

Кроме этого современные светофоры оборудованы контроллерами, в зависимости от которых, светофоры могут работать по нескольким программам. Рекомендуется создавать различные программы для разного времени суток.

Светофор очень важный элемент безопасности, он сохранил множество жизней, без него всем участникам дорожного движения пришлось бы несладко. Для экспертов же, данные о светофорном регулировании являются важной частью расследования ДТП. При наличии паспорта светофорного поста можно сделать выводы о достоверности той или иной версии водителей. Кроме того, эти данные необходимы для проведения дорожной экспертизы и дорожного аудита.

ЦОДД собирается модернизировать светофорное хозяйство для борьбы с ДТП

Столичные власти собираются вложить 422 млн руб. в модернизацию московских светофоров. Новое оборудование установят более чем в 80 точках по всему городу, чтобы сократить аварийность на перекрестках. Эксперты говорят, что властям теперь нужно выходить на новый технологический уровень: все светофоры нужно объединить в единую сеть и сделать так, чтобы они взаимодействовали друг с другом без проводов.

О планах по сокращению очагов аварийности на столичных дорогах “Ъ” рассказал руководитель московского Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадим Юрьев. В ближайшее время планируется провести три аукциона для выбора подрядчиков, которые будут устанавливать оборудования в точках, перечень которых уже сформирован ЦОДД на основе обращения граждан, управ, префектур и ГИБДД: в него вошло 81 объект и перекрестки, общая сумма конкурсов — 442 млн руб. В стоимость аукционов включены 32,4 млн руб., которые выделяются на покупку, в частности, 359 транспортных светофоров (регулируют движения автомобилей), 69 поворотных секций, 210 светофоров для пешеходов, 95 устройств для переключения сигнала светофора пешеходами, 329 знаков «Пешеходный переход». Всего планируется построить 68 новых светофорных объектов и реконструировать 13 уже имеющихся.

Какое обвинение Генпрокуратура выдвинула дорогам

Как пояснил “Ъ” господин Юрьев, в результате каждый перекресток будет снабжен новыми светодиодными светофорами, устройствами звукового сопровождения пешеходов, а также «тактильными плитками желтого цвета для обеспечения информативности маломобильной группе населения». Все светофоры будут объединены в единую интеллектуальную систему управления дорожным движением: сейчас к ней подключено около 1,7 тыс. светофоров с возможностью централизованного управления.

Светофорное хозяйство Москвы насчитывает 32,4 тыс. светофоров. В 2005 году мэрией было принято решение передать все объекты с баланса УГИБДД Москвы в ЦОДД. Тогдашний глава центра Леонид Липсиц заявил, что московские светофоры находятся «в плачевном состоянии» и их нужно срочно модернизировать. В 2012 году проверка показала, что в Москве есть светофоры, которые вообще никому по документам не принадлежат (на тот момент их было 88 штук), глава департамента транспорта столицы Максим Ликсутов пообещал взять их на баланс города.

МВД РФ сокращает расходы на ФЦП дорожного движения

Цена, судя по тендерной документации, сильно зависит от объекта. Так, к примеру, комплекс мер по снижению аварийности (установка светофоров, знаков и т. д.) в конце Варшавского шоссе оценен ЦОДД в 10 млн руб., на Краснодонской улице — в 1,9 млн руб. Как пояснили “Ъ” в ЦОДД, конечная стоимость зависит от многих факторов, например от удаленности точки подключения питания для светофоров (она может быть как в десятках, так и в сотнях метрах от перекрестка), размера перекрестка и количества необходимых светофоров. Что касается стоимости самого оборудования, то предварительный анализ, проведенный “Ъ”, показал, что в сети есть магазины, продающие светофоры дешевле, чем предлагает ЦОДД (по 16–18 тыс. руб.). «Стоимость светофора формируется по средней стоимости коммерческих предложений от фирм производителей, в адрес которых предварительно направляется соответствующий запрос,— пояснил “Ъ” Вадим Юрьев.— На стадии согласования закупка (в том числе стоимость светофоров) проходит через процедуру экспертизы НМЦК (начально-максимальной цены контракта) в Мосгосэкспертизе».

В последнее время ЦОДД регулярно вкладывает значительные суммы в светофорное хозяйство. Так, в сентябре 2015 года центр заключил контракт на 49,4 млн руб. на поставку 1,5 тыс. светодиодных светофоров с ООО «Старт-Недвижимость». В декабре 2015 года был проведен еще один такой тендер уже на 79 млн руб., его выиграло ООО «НМК “Система”». Проводятся и отдельные тендеры для конкретных объектов: например, светофорный объект на пересечении улиц Софьи Ковалевской и Ангарской обошелся городу в 4,9 млн руб., на пересечении Севастопольского проспекта и Зюзинской улицы — в 7 млн руб. В 2015–2016 годах в городе, по данным ЦОДД, было установлено 75 новых светофоров. Кроме того, активно собираются жалобы от граждан на работу светофоров: ежедневно обрабатывается около 400 заявок. За семь месяцев 2016 года ЦОДД обработал около 27 тыс. жалоб, за год число заявок сократилось на 16%.

Почему ДТП в России стало меньше

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Александр Кулаков говорит, что модернизация светофоров даст ряд важных преимуществ. Так, к примеру, диодный светофор потребляет меньше энергии и лучше виден во время дождя и тумана. Важную роль, по словам господина Кулакова, играют и контроллеры: в них «зашиты» различные программы управления движением. «Весь день фазы работы светофоров не могут быть одинаковыми, ведь в течение дня трафик меняется, с одной стороны машин больше подъезжает, с другой меньше,— пояснил он “Ъ”.— Старые контроллеры могли содержать максимум восемь программ управления, новые — до 40». Профессор Московского автомобильно-дорожного института Султан Жанказиев говорит, что при текущем высоком уровне загруженности улиц светофор — едва ли не основной инструмент по регулированию трафика. Замена оборудования более современным — важный этап внедрения интеллектуальной транспортной системы, говорит он. «Главный вопрос — насколько московские светофоры скоординированы между собой,— говорит он.— В единую систему соединено около 40% объектов, но доля эта должна быть увеличена, в частности за счет светофоров, обеспечивающих транспортную связанность районов». В связи с этим возникает и еще одна проблема, говорит господин Жанказиев: нужны мощные каналы связи. «Старая проводная связь такую нагрузку уже не потянет, нужен переход на оптоволоконную или беспроводную GRPS-связь для передачи данных между светофорами,— объясняет он.— В идеале нужно, чтобы новые светофоры эти технологии поддерживали».