Как начисляется пенсия в рб в 2019 году

Новое в пенсионном законодательстве

11 апреля 2016 г. Президентом Республики Беларусь принят Указ № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ).

Указом предусматривается повышение общеустановленного пенсионного возраста с 1 января 2017 г. ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет.

Повышение пенсионного возраста будет осуществляться постепенно, с 1 января каждого года – на шесть месяцев, одновременно для обоих полов, с сохранением действующей пятилетней разницы в пенсионных возрастах у мужчин и женщин (подпункт 1.1 пункта 1 Указа).

Год обращения за пенсией

Общеустановленный пенсионный возраст

2017
2018
2019
2020
2021
2022

60 лет 6 месяцев
61 год
61 год 6 месяцев
62 года
62 года 6 месяцев
63 года

55 лет 6 месяцев
56 лет
56 лет 6 месяцев
57 лет
57 лет 6 месяцев
58 лет

Необходимо отметить, что повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан в целях обеспечения одинакового, равного подхода. Одновременно с повышением общеустановленного пенсионного возраста предусматривается повышение:пенсионных возрастов для назначения льготных (досрочных) трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет в соответствии с законами Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», от 6 января 2009г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь», от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь», а также для назначения ежемесячного денежного содержания по Указу Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих». Пенсионные возраста, дающие право на указанные виды пенсий и ежемесячное денежное содержание, повышаются ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности (подпункт 1.2 пункта 1 Указа).

Указом также рекомендуется руководителям организаций (независимо от форм собственности) с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии (пункт 3 Указа).

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено добровольное страхование дополнительной пенсии. Программы добровольного страхования дополнительной пенсии, предоставляемые страховыми организациями на финансовом рынке Беларуси, позволяют формировать дополнительную к государственной пенсии пенсионную выплату, т.е. больший пенсионный достаток. Формирование дополнительной пенсии возможно непосредственно самим гражданином и (или) его работодателем (корпоративное страхование).

Одновременно с вопросом повышения пенсионного возраста Указом регулируются вопрос повышения предельного возраста состояния на военной службе (службе в военизированных организациях), а также отдельные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций) (подпункт 1.3 пункта 1 и пункт 4 Указа). Сопровождение вопросов, касающихся прохождения военной службы (службы в военизированных организациях) и пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций), осуществляется соответствующими силовыми министерствами и ведомствами.

Когда белорусы будут выходить на пенсию

в зависимости от даты рождения

дата рождения

время выхода на пенсию

пенсионный возраст , лет

с 1 января по 30 июня 1957 года

с 1 января по 30 июня 1962 года

с 1 июля по 31 декабря 2017 года

с 1 июля по 31 декабря 1957 года

с 1 июля по 31 декабря 1962 года

с 1 июля по 31 декабря 2018 года

с 1 января по 30 июня 1958 года

с 1 января по 30 июня 1963 года

с 1 июля по 31 декабря 2019 года

с 1 июля по 31 декабря 1958 года

с 1 июля по 31 декабря 1963 года

с 1 июля по 31 декабря 2020 года

с 1 января по 30 июня 1959 года

с 1 января по 30 июня 1964 года

с 1 июля по 31 декабря 2021 года

с 1 июля по 31 декабря 1959 года и младше

с 1 июля по 31 декабря 1964 года и младше

с 1 июля 2022 года

В итоге поэтапное повышение пенсионного возраста закончится во второй половине 2022 года. Далее все будут выходить на пенсию в возрасте 58/63 лет.

Следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.

25 февраля 2015 г. Советом Министров Республики Беларусь принято постановление № 134 «Об утверждении Положения о порядке подтверждения личности граждан Республики Беларусь, не имеющих документа, удостоверяющего личность, для целей пенсионного обеспечения» (далее – постановление). Данное постановление направлено на реализацию решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 9 июля 2014 г. № Р-944/2014 «О правовой неопределенности в правовом регулировании удостоверения личности при назначении пенсии органами по труду, занятости и социальной защите».

Реализация права на государственное пенсионное обеспечение неразрывно связана с личностью гражданина. В связи с этим в целях подтверждения личности гражданина при обращении за назначением пенсии гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Документом, удостоверяющим личность гражданина Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь.

Вместе с тем, некоторые граждане Республики Беларусь не имеют паспорта в связи с отказом от его получения по религиозным и иным мотивам. Это не позволяет им реализовать право на пенсионное обеспечение.

Постановлением предусмотрено, что для целей пенсионного обеспечения в органах по труду, занятости и социальной защите личность гражданина Республики Беларусь, не имеющего паспорта, подтверждается заключением о подтверждении личности гражданина, выдаваемым органом внутренних дел по месту последней регистрации по месту жительства этого гражданина.

Для этого гражданин представляет в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации по месту жительства либо по месту фактического жительства заявление о подтверждении личности по установленной форме, свидетельство о рождении , десять одинаковых цветных фотографий, соответствующих его возрасту (40 x 50 мм), другие имеющиеся документы, которые, по мнению гражданина, могут быть использованы для подтверждения его личности .

На основании представленных документов органом по труду, занятости и социальной защите формируется запрос о подтверждении личности в орган внутренних дел.

При рассмотрении запроса орган внутренних дел проводит процедуру идентификации гражданина с изучением совокупности представленных им документов. Запрос рассматривается в течение месяца со дня его получения с вынесением по результатам рассмотрения заключения о подтверждении (не подтверждении) личности гражданина.

Заявление о назначении пенсии и необходимые для её назначения документы будут приниматься органом по труду, занятости и социальной защите не ранее даты поступления заключения о подтверждении личности.

Выплата пенсии, назначенной гражданину, личность которого подтверждена соответствующим заключением, будет осуществляться объектом почтовой связи по месту фактического жительства гражданина на основании поручения на выплату пенсии органа по труду, занятости и социальной защите. При получении пенсии в объекте почтовой связи гражданином должен предъявляться второй экземпляр данного поручения. В случае утраты (хищения) такого поручения, закрытия (переименования) объекта почтовой связи, перемены места жительства гражданину по его обращению органом по труду, занятости и социальной защите будет выдаваться новое поручение.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2015 г.

С 12 июля 2015 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 8 января 2015 г. № 238 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства крови и ее компонентов», которым внесены изменения в пункт «д» статьи 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в части установления повышения в размере 40 процентов минимальной пенсии по возрасту лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, награжденным нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Ганаровы донар Рэспубл i к i Беларусь» . Документом, подтверждающим право на повышение пенсии по указанному основанию, является удостоверение к нагрудному знаку.

Справочно: До 12 июля 2015г. право на повышение предоставлено только донорам, награжденным знаком почета «Почетный донор Республики Беларусь», знаками «Почетный донор СССР», «Почетный донор Общества Красного Креста БССР».

Новое в пенсионном обеспечении с 1 января 2016 года

31 декабря 2015 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 534 «О вопросах социального обеспечения».

закрепляется сложившаяся в последние годы практика проведения перерасчетов трудовых пенсий на основании целевых указов не реже одного раза в год в пределах имеющихся средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда);

c 1 января 2016 года увеличивается с 15 до 15 лет 6 месяцев минимальный стаж работы с уплатой страховых взносов в бюджет фонда (далее – страховой стаж), необходимый для пенсии по возрасту и за выслугу лет. Начиная с 1 января 2017 года страховой стаж постепенно (пошагово) будет увеличиваться ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца сохранены прежние требования по страховому стажу.

Увеличение страхового стажа также не затронет социально уязвимые категории лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетных матерей, инвалидов с детства и др. (статьи 17-22 Закона “О пенсионном обеспечении”). Для назначения им досрочных пенсий по возрасту требуется, как и прежде, 5 лет страхового стажа;

с 1 января 2016 года обязательное государственное социальное (пенсионное) страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь или являющихся индивидуальными предпринимателями, а также на всех физических лиц (граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства), работающих в представительствах иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.

Ознакомьтесь так же:  Требования к гостиницам и другим средствам размещения различных категорий

С 1 января 2016 года также вступают в силу нормы Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», предусматривающие:

увеличение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45 год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40 год включительно у женщин на 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 процента среднемесячного заработка (либо 0,7 процента средней заработной платы работников — в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно;

учет при исчислении пенсий (статья 56 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) заработка в пределах от 130 до 500 процентов при стаже работы 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин средней заработной платы работников в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый — третий пункта «а» части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (статья 13 Закона), — в размере 30 процентов.

Пенсии, назначенные до 1 января 2016 г., пересмотрены с учетом приведенных норм Указа № 570. То есть они перерассчитаны в автоматическом режиме без участия пенсионеров.

С 1 августа 2017 года вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

Документ направлен на урегулирование вопроса о повышении уровня пенсионного обеспечения граждан, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности (например, осуществляли уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет‚ а также за лицами, достигшими 80-летнего возраста, и др.) и по этой причине не смогли сформировать стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда, требуемый для назначения пенсии по возрасту.

В связи с этим указом предусматривается возможность назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста при страховом стаже не менее 10 лет гражданам, имеющим общий стаж работы (предусмотренный в статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении») не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин.

Продолжительность стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов также уменьшается для граждан, которые длительное время (не менее 10 календарных лет) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не имеют права на пенсию по законодательству о пенсионном обеспечении военнослужащих. Право на трудовую пенсию по возрасту предусмотрено предоставить этой категории граждан при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Примечание: в требуемые 10 лет военной службы (службу в военизированных организациях) включаются периоды предусмотренные пунктом «а» части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», за исключением периодов военной службы (службы в военизированных организациях), приходящихся на период нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми. В требуемые 25(20 лет) стажа работы – периоды работы и иной деятельности, предусмотренные статье 51 названного Закона.

Напомним, что в 2017 году требуемый страховой стаж для начисления трудовой пенсии составляет 16 лет и постепенно повышается (ежегодно на 6 месяцев) до достижения 20 лет к 2025 году.

Таблица выхода на пенсию

11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно.

Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, выход на пенсию в Беларуси в настоящий момент происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2017 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены.

Для подробного разъяснения и расчета выхода на пенсию каждого конкретного человека была составлена таблица ухода на пенсию по годам на основании даты рождения. Данная реформа будет непосредственно относиться к примерно 100 тысячам человек ежегодно, 50 тысяч из которых будет ожидать пенсии дополнительные шесть месяцев, а оставшиеся – один год.

Об особенностях начисления пенсий и возможных новациях в системе пенсионного обеспечения

С 1 ноября в Беларуси произошло третье в этом году повышение пенсий. Средний размер трудовой пенсии увеличится до Br388,1. На вопросы об особенностях начисления и выплаты пенсий, о перспективах их дальнейшего повышения и о возможных новациях в системе пенсионного обеспечения ответили во время онлайн-конференции.

Раиса Антонович, Речица:
– Мне 58 лет, получаю пенсию за выслугу лет госслужащего. Планирую выйти на работу по трудовому договору, не на госслужбу. Будет ли мне при этом выплачиваться пенсия за выслугу лет?

– Нет, не будет. Согласно пункту 7 статьи 54 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» в период работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью выплата пенсии за выслугу лет государственного служащего приостанавливается. Поскольку вы достигли общеустановленного пенсионного возраста, у вас в период работы имеется возможность получения пенсии по возрасту. По вопросу перевода на пенсию по возрасту необходимо обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите с соответствующим заявлением. Обратите внимание, что в любом случае вы обязаны информировать управление о своем трудоустройстве.

Тамара Ивановна, Столинский район:
– Выхожу на пенсию в январе 2019 года. За какой период будет учтена моя заработная плата для исчисления пенсии и можно ли включить в него наиболее выгодный мне период (до 1992 года)?

– В 2019 году заработок для исчисления пенсии будет определяться за последние 25 лет подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Поэтому если вы имеете длительный стаж работы (более 25 лет) без перерывов и продолжите работать до обращения за пенсией, то заработок для исчисления пенсии будет учитываться с 1994 года. Более ранний период может быть учтен, только если имели место перерывы в работе и иной деятельности, учитываемой в стаже работы (с учетом их продолжительности).

Скробыш Николай, Минский район:
– Получаю пенсию по возрасту. Коэффициент заработка 0,9. Планирую пойти поработать с невысокой зарплатой. Потеряю ли что-то в пенсии?

– Согласно законодательству, если индивидуальный коэффициент заработка пенсионера не превышает 1,3, то в период работы (службы) или период, в течение которого пенсионер являлся индивидуальным предпринимателем, пенсия выплачивается в полном размере. Поскольку ваш индивидуальный коэффициент заработка не превышает 1,3, то в период работы вы будете получать пенсию в полном размере.

Светлана Петровна, Быхов:
– Для оформления пенсии по возрасту в управлении социальной защиты у меня попросили справку с места работы о периоде нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Работодатель такую справку мне не выдал, поскольку приказ о предоставлении этого отпуска не сохранился. Каким образом я могу подтвердить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком?

– Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, но не более чем до достижения им трехлетнего возраста, подтверждается справкой работодателя, выданной на основании документов (приказов, лицевых счетов и иных документов), содержащих сведения о периоде указанного отпуска. Таким образом, справка о периоде нахождения в отпуске по уходу за ребенком может быть выдана на основании анализа сведений, содержащихся, в частности, в ваших лицевых счетах.

Иван Александрович, Климовичский район:
– Когда я был ребенком, моего отца репрессировали, а впоследствии реабилитировали. В связи с этим положена ли мне какая-нибудь доплата к пенсии?

– Право на повышение пенсии имеют дети, которые вместе с родителями находились в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении и впоследствии были реабилитированы. Детям, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без опеки их необоснованно репрессированных родителей, повышение пенсии не предусмотрено.

Головко Лиза, Минск:
– Получаю пенсию по случаю потери кормильца за умершую мать. В июле 2019 года мне исполнится 18 лет. Планирую обучение в учреждении образования в Польше. Будет ли мне продолжена выплата пенсии в период обучения за границей?

– Право на пенсию по случаю потери кормильца детям умершего кормильца в возрасте от 18 до 23 лет предоставляется при условии получения образования (в дневной форме) в Беларуси или за ее пределами в соответствии с международными договорами страны, т.е. направленным на обучение в иностранное государство в рамках международного договора. Обучающимся за пределами нашего государства по другим основаниям (по собственной инициативе, межвузовскому договору с иностранной организацией) пенсия по случаю потери кормильца не назначается и не выплачивается. Поэтому в случае вашего поступления в учреждение образования Польши пенсия по случаю потери кормильца выплачиваться не будет.

Ознакомьтесь так же:  Единый налог на прибыль процент

Марина Леонидовна Голубева, Барановичский район:
– В период с 1995 по 2000 год являлась индивидуальным предпринимателем, исправно платила все налоги. Отчисления в пенсионный фонд не делала, поскольку не было такой обязанности. Почему мне при назначении пенсии не засчитывают этот период?

– Согласно статье 51 Закона «О пенсионном обеспечении» периоды предпринимательской деятельности засчитываются в стаж работы для назначения трудовых пенсий при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения согласно законодательству о государственном социальном страховании. Исходя из указанной нормы, периоды предпринимательской деятельности без уплаты обязательных страховых взносов в стаж работы не засчитываются.

Елена, Минск:
– Работаю кадровиком на предприятии. Обязана ли я (от имени работодателя) сообщать пенсионным органам об увольнении с работы пенсионера.

– Работодатель обязан сообщать только о приеме на работу пенсионера. Обязанность сообщать об увольнении пенсионера на работодателя законодательством не возложена. Об этом и других обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, обязан извещать сам пенсионер.

Олег Мысин, Минский район:
– Мне 32 года, собираюсь работать в Чехии. Слышал, что Беларусь с Чехией заключила пенсионный договор. Так ли это? Если достигнув пенсионного возраста буду жить в Республике Беларусь, то кто мне будет платить пенсию за чешский стаж.

– Беларусь 14 марта 2018 года подписала с Чешской Республикой договор о пенсионном обеспечении. В настоящее время договор в силу не вступил, в Беларуси и Чехии ведется работа по его ратификации. В соответствии с документом каждое государство будет назначать и выплачивать пенсию за периоды работы на его территории с уплатой страховых взносов. Таким образом, за периоды вашей работы в Чехии пенсию будет назначать и выплачивать это государство. По вопросу пенсионирования с учетом положений договора (после вступления его в силу) необходимо будет обращаться в управление по труду, занятости, социальной защите по месту жительства.

Мария Филипповна Комарец, Сморгонский район:
– При назначении пенсии в Беларуси мне не учли 15 лет работы на территории Эстонии после распада СССР, в связи с чем пенсия у меня небольшая. В 2015 году я обращалась в пенсионные органы Эстонии, чтобы они платили мне пенсию за этот стаж. Но они мне отказали, ссылаясь на отсутствие международного пенсионного договора с Беларусью. Планируется ли заключение такого договора?

– Планируется. Экспертами Республики Беларусь и Эстонской Республики разработан проект договора о социальном обеспечении. В Беларуси завершены внутригосударственные процедуры, необходимые для подписания документа. Его подписание планируется до конца года. Для вступления в силу договора потребуется его ратификация. В части пенсионного обеспечения договор основан на принципе пропорциональности, предусматривающем назначение и выплату пенсии каждым государством за периоды работы на его территории. То есть за периоды работы на территории Эстонии пенсию будет назначать и выплачивать Эстония. Договором предусматривается возможность пересмотра пенсий, назначенных до его вступления в силу, в том числе, если при их назначении не был учтен стаж, приобретенный на территории другого государства.

Масловская Е.:
– В этом году в бюджете ФСЗН запланировано перечисление субвенций из госбюджета на сумму более Br680 млн. Первый вопрос: не потребуется ли более солидная сумма субвенций с учетом трех повышений пенсий в нынешнем году? Второй вопрос: по прогнозам Минтруда, будет ли по итогам этого года дефицит в бюджете ФСЗН? Третий вопрос: планируется ли пересмотр размеров взносов в ФСЗН? Если да, то какие изменения и когда?

Карпович Инесса Викторовна, Хойники:
– Минфин ранее предлагал снизить нагрузки по взносам в ФСЗН для предприятий. Поддерживает ли Минтруда данное предложение?

– Несмотря на проведенные перерасчеты пенсий поддержка республиканского бюджета в более высоком размере, чем это предусмотрено в законе о бюджете Фонда социальной защиты населения, не потребуется. Бюджет фонда будет исполнен с профицитом по средствам профессионального пенсионного страхования. Пересмотр размеров страховых взносов в настоящее время не планируется.

Шаститко Виталий Васильевич, Витебск:
– Можно ли проверить расчеты по сумме начисленной пенсии, каким образом и в какие сроки эти расчеты у фонда соцзащиты получить? Если общий стаж в расчетах на пенсию считается в полных годах и до полного года стажа не хватает 2 недели, то каким образом доработать эти 2 недели по новому законодательству? Можно ли заранее прикинуть суммы пенсии с этим годом стажа или без него (как выгоднее)? Каков порядок обращения с таким вопросом к инспектору фонда соцзащиты и срок такого обращения, чтобы успеть получить ответ?

– Органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, являются управления по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов, а не органы фонда. Также обращаем внимание, что с 1 января 2019 года будет действовать новый пенсионный возраст: для мужчин – 61 год и 6 месяцев. В связи с этим обратиться за назначением пенсии необходимо до 29 декабря 2018 года (последний рабочий день в 2018 году). После обработки всех представленных вами документов о стаже и заработной плате будет определена продолжительность стажа, в том числе недостающего до полного года, величина индивидуального коэффициента заработка, а также исчислен размер пенсии. При этом может быть также определен размер пенсии, если у вас будет желание доработать до полного года. Если вы решите доработать стаж до полного года, необходимо будет представить заявление об отказе в получении пенсии на определенный период органу, осуществляющему пенсионное обеспечение. После доработки стажа по вашему заявлению будет возобновлена выплата пенсии и произведен перерасчет стажа.

Зверева Ольга Александровна, Витебск:
– Здравствуйте! Согласно законодательству, ребенок-инвалид не имеет права на две пенсии (по потере кормильца и по инвалидности). Рассматривается ли вопрос о прибавке к пенсии, если в семье только один родитель, который осуществляет уход за ребенком-инвалидом, а второй родитель умер. Мой ребенок получает образование на дому, санатории в связи с диагнозом не может посещать, и вся реабилитация – за счет пенсии по инвалидности. Заранее спасибо.

– Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет и инвалидам с детства II группы к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается надбавка на уход в размере 50 % минимальной пенсии по возрасту (в ноябре – Br26,78), а инвалидам I группы – 100 % минимальной пенсии по возрасту (в ноябре – Br53,55). То есть при исчислении размера пенсии по случаю потери кормильца инвалидность (степень утраты здоровья) иждивенца учитывается. Вопрос о прибавке к пенсии ребенка, воспитываемого одним родителем, в настоящее время не рассматривается. В целях поддержки нуждающихся по объективным причинам граждан в стране действует институт государственной адресной социальной помощи, который может подключаться в трудной жизненной ситуации. По этому вопросу Вам необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

Корр. БЕЛТА:
– С ноября пенсии в Беларуси повышены уже третий раз за год в связи с ростом зарплаты. Какое сейчас соотношение размеров пенсий и зарплат.

– Соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы в сентябре 2018 года составило 38,9%; в январе-сентябре – 36,5 %. Работа по поддержанию уровня пенсионного обеспечения будет продолжена.

Марченко Светлана Алексеевна, Витебская область:
– Сколько сегодня пенсионеров в Беларуси и какой их процент в общем количестве населения, в соотношении с работающими белорусами? Какой регион самый «пенсионный»?

– Сегодня в органах по труду, занятости и социальной защите пенсию получают более 2,5 млн пенсионеров (27 % от общей численности населения). На 100 пенсионеров приходится 167 работников. Наибольший удельный вес пенсионеров в Витебской области – 29,2 % от общей численности населения данного региона; наименьший – 24,4 % – в Минске.

Шустова В.И., Борисов:
– Часто по радио и не только слышу социальную рекламу-призыв своевременно платить взносы в ФСЗН. Это, конечно, хорошо, что работодателям напоминают об их ответственности, но как реально можно влиять на неплательщиков и должников? И много ли таких сегодня, как это влияет на выплату пенсий и пособий? Часты ли обращения в Минтруда и его органы по поводу несвоевременной выплаты?

– По состоянию на 1 октября 2018 года 1744 юридических лица, осуществляющих деятельность, допустили задолженности по платежам в бюджет фонда в сумме Br30,4 млн. При неуплате взносов органами фонда в отношении предприятий-должников применяются следующие меры воздействия: приостанавливаются операции по текущим (расчетным) банковским счетам неплательщиков; предъявляются платежные требования на взыскание задолженности с текущих (расчетных) банковских счетов должников и их дебиторов в бесспорном порядке. Кроме того, на сумму взносов, не уплаченную в установленный срок в бюджет фонда, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты.

Также одной из мер воздействия на нерадивых плательщиков является привлечение их к административной ответственности, предусмотренной статьей 11.54 Кодекса об административных правонарушениях. Привлекается как руководитель (должностное лицо), так и само предприятие либо индивидуальный предприниматель. Санкции статьи предусматривают наложение штрафа на руководителя (должностное лицо) в размере от 2 до 20 базовых величин (от Br49 до Br490), а на предприятие либо индивидуального предпринимателя – в размере 20 % от суммы неуплаченных в бюджет фонда взносов.

Ознакомьтесь так же:  Договор аренды с множественностью лиц со стороны арендатора

Что касается непосредственно работника, то ему следует интересоваться состоянием своего индивидуального лицевого счета в системе персонифицированного учета. Получить информацию из него можно, обратившись в районный отдел фонда по месту жительства. При себе необходимо иметь свидетельство государственного социального страхования и паспорт. Данная информация позволит работнику оперативно реагировать в случаях, когда нанимателем не уплачиваются обязательные платежи в ФСЗН. Он сможет обратиться за объяснениями сложившейся ситуации к нанимателю, в профсоюзную организацию с целью защиты своих прав и интересов, в органы фонда, чтобы узнать о принимаемых мерах воздействия. А при необходимости истребовать в судебном порядке от нанимателя исполнения обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет фонда.

Карп И.П.:
– Запланировано ли в этом году повышение пенсий военнослужащим?

– Данный вопрос не относится к компетенции Министерства труда и социальной защиты. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется Министерством обороны.

Пименова Р.В., Минск:
– При каких условиях можно оформить досрочную пенсию?

Пенсионным законодательством предусмотрены различные основания приобретения права на досрочную пенсию (за работу с особыми условиями труда, например, по спискам № 1 и № 2), за выслугу лет, социальным основаниям (например, родителям детей-инвалидов) и др.). Общими условиями для назначения являются достижение определенного возраста, наличие требуемого стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов и общего стажа установленной продолжительности, а также специального стажа работы (например, при назначении пенсии за работу с особыми условиями труда). По вопросу назначения досрочной пенсии применительно к конкретной ситуации необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

Дробудько Галина Викторовна, г. Жодино:
– Почему работающие пенсионеры с высоким индивидуальным коэффициентом в пенсионном удостоверении (например, 2,5 и выше) получают пенсии более низкие, чем работающие пенсионеры с индивидуальным коэффициентом более низким (например, 1,4-1,8)? Считаем такое начисление пенсий несправедливым, так как пенсионеры с более высоким коэффициентом заработной платы, а также и предприятия, на которых они работали, делали большие отчисления в ФСЗН, чем работники и предприятия с более низким фондом заработной платы. Для чего в пенсионном удостоверении указан индивидуальный коэффициент, если при начислении пенсий для пенсионеров (простых, обычных, без льгот) он не превышает 1,3? Тогда тем более непонятна разница в начисленных пенсиях работающим пенсионерам с коэффициентами более 1,3. По логике, тогда все работающие пенсионеры с коэффициентом выше 1,3 должны получать одинаковый размер пенсий. Почему так происходит?

– В пенсионном удостоверении указываются параметры стажа работы, индивидуального коэффициента заработка, с учетом которых пенсионеру назначена пенсия.

Что касается размеров пенсий, то они зависят не только от индивидуального коэффициента заработка, но и от продолжительности стажа работы. Законодательством установлены ограничения по выплате пенсии в период работы – часть пенсии, исчисленная с учетом индивидуального коэффициента заработка свыше 1,3, не выплачивается. То есть на размер пенсии работающего пенсионера оказывает влияние не то, насколько его индивидуальный коэффициент заработка превышает 1,3, а продолжительность стажа. Так, у работающего пенсионера – мужчины, имеющего стаж работы 25 лет и индивидуальный коэффициент заработка 2,5, размер пенсии в октябре текущего года составил Br302,84, у работающего пенсионера, имеющего стаж работы 40 лет и индивидуальный коэффициент заработка 1,8, – Br385,43. При условии оставления работы размеры пенсий составили бы в октябре соответственно Br353,66 и Br412,38.

Прашкевич Тамара Витальевна, Новополоцк:
– Развивается ли в Беларуси как-то добровольное пенсионное страхование?

– Развивается. Дополнительное пенсионное страхование – хорошая добавка в соцпакет. Для развития этого направления государством предоставляются льготы по налогообложению и уплате обязательных взносов на социальное страхование. В целом отмечу, что вопросы, касающиеся добровольного страхования дополнительной пенсии в страховых организациях, относятся к компетенции Министерства финансов.

Романова Наталья, Витебск:
– Много ли белорусов, достигнув общеустановленного пенсионного возраста, не имеют права на назначение пенсии из-за нехватки страхового или общего трудового стажа? Предусмотрены ли для них какие-либо преференции и меры содействия при трудоустройстве, чтобы они могли доработать необходимый стаж?

– На практике имеют место случаи, когда лица к моменту достижения общеустановленного пенсионного возраста не сформировали требуемый стаж работы с уплатой страховых взносов. Статистика по таким лицам не ведется. Что касается мер по содействию в трудоустройстве, то они предусмотрены для всех граждан.

Петров И.А.:
– Есть мнение, что самые высокие пенсии у бывших госслужащих и военнослужащих. Это действительно так? Какие средние размеры пенсий сейчас у госслужащих и военнослужащих?

– Министерство труда и социальной защиты не располагает данными о пенсиях военнослужащих. Что касается государственных служащих, то их пенсии за выслугу лет несколько выше пенсий по возрасту на общих основаниях. Более высокая пенсия – это определенная компенсация тех ограничений, которые установлены для них в период прохождения государственной службы.

Александр Филиппенко, Могилев:
– Оформился на пенсию по возрасту, но продолжаю работать. Если я буду работать несколько лет, моя пенсия станет больше?

– Пенсию можно увеличить, если на время работы вы откажетесь от получения назначенной пенсии. В соответствии со статьей 23-1 Закона «О пенсионном обеспечении» при отказе от получения уже назначенной пенсии по возрасту на общих основаниях (назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста) пенсия увеличивается на 1 % заработка за каждые два месяца работы без получения пенсии; на 6 % – за первый полный год работы без получения пенсии, на 8 % – за полный второй год работы и т.д. Для этого необходимо обратиться в орган, осуществляющий ваше пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением. Размер прибавки к назначенной пенсии будет зависеть от продолжительности периода работы без получения пенсии. Например, пять лет работы без получения пенсии позволяет увеличить ее размер более чем в 1,7 раза.

Виктор Тишкевич, Гомель:
– Скажите, пожалуйста, какие трудовые гарантии есть у работников предпенсионного возраста? В связи с увеличением пенсионного возраста планируется ли удлинить период действия таких гарантий?

– Вопросы, связанные с обеспечением отдельных трудовых гарантий в части заключения, продления контрактов с гражданами предпенсионного возраста, регулируются Указом от 12 апреля 2000 года № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года № 29». Согласно абзацу третьему части первой пункта 2 указа, с работником, добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой, исполнительской и производственно-технологической дисциплины, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более двух лет, контракт продлевается не менее чем до достижения указанного возраста. Возраст, дающий право на пенсию по возрасту на общих основаниях, определяется применительно к каждому календарному году (году обращения за пенсией), а не к дате рождения.

Семеновский Иван Петрович:
– В мае этого года в Минтруда сообщали, что в Беларуси 3,6 тыс. человек не выработали требуемый страховой стаж, поэтому не получают трудовую пенсию, а только социальную. Сколько сейчас в стране насчитывается таких людей? На какую материальную поддержку они могут рассчитывать?

– Численность этих лиц осталась на прежнем уровне. Одним из институтов материальной поддержки граждан является государственная адресная социальная помощь. По вопросу оказания такой помощи необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите.

Ирейко Руслана Вианоровна, Минск:
– Сейчас для назначения пенсий берутся заработки за последние годы трудовой деятельности. Разве это справедливо? Ведь в конце трудовой деятельности, как правило, низкие заработки. Не думают ли в Минтруда пересмотреть этот временной период в 24 года?

– Период, из заработка за который исчисляется пенсия, начиная с 2000 года, увеличивается ежегодно на 1 год. В 2018 году заработок исчисляется уже за последние 24 года подряд стажа работы. Увеличение периода заработка, учитываемого при исчислении пенсии, позволяет более полно увязать размер пенсии с заработком, из которого уплачены взносы на пенсионное страхование, то есть с участием конкретного лица в финансировании пенсионной системы.

Серезович Руслан Семенович, Солигорск:
– Планируется ли в Беларуси пересмотреть минимальный страховой стаж, который необходим для назначения трудовой пенсии? И намерены ли в Беларуси пересмотреть пенсионный возраст? В сторону понижения или повышения. Например, в Польше и Италии понизили пенсионный возраст.

– Период формирования пенсионных прав не должен быть менее периода получения пенсионных выплат. Установленная продолжительность периода уплаты взносов на пенсионное страхование (с 16 лет 6 месяцев в 2018 году до 20 лет к 2025 году) не превышает средний период выплаты пенсий. Вопрос об увеличении минимального периода уплаты страховых взносов для формирования пенсионных прав не прорабатывается. Не прорабатывается и вопрос об изменении принятого решения о повышении пенсионного возраста. При этом отмечу, что пенсионный возраст даже после его увеличения до 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин не превысит пенсионный возраст, установленный в Польше и Италии.

Клинкович Э.:
– Что делать работникам предпенсионного возраста тех организаций, которые задолжали взносы в ФСЗН? Ведь они рискуют не получить часть пенсии. Сколько в Беларуси таких людей, которые из-за долгов предприятий, на которых работали до выхода на пенсию, не платили взносы в ФСЗН?

– Предприятия, имеющие задолженность по платежам в фонд социальной защиты населения, представляя работника на пенсию, как правило, изыскивают средства для погашения задолженности в отношении данного работника. Это позволяет при назначении пенсии зачесть весь трудовой стаж и заработок, из которого уплачены взносы. Проблемными являются ситуации, когда наниматель ликвидирован. В этом случае период работы, за который взносы не уплачены, не может быть учтен при назначении пенсии.