Научно-педагогическая экспертиза это

Экспертные оценки в образовании как результат научно-педагогической экспертизы

Экспертиза — слово латинского происхождения, означающее исследование, разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. В свою очередь, экс­перт означает сведущее лицо, приглашаемое в спорных или труд­ных случаях для экспертизы.

В педагогике область применения научно-педагогической экс­пертизы весьма обширна. Она связана прежде всего с необходимо­стью компетентно оценить предлагаемые новые учебники и учеб­ные пособия. Прежде чем они увидят свет и будут изданы массо­вым тиражом, целесообразность публикации оценивают рецензенты. Фамилии рецензентов, их ученые звания, место работы указыва­ют при издании книги.

Для оценки актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости научных исследований по педагогике дис-

сертационные советы, где происходят защиты диссертаций, на­значают оппонентов, выполняющих экспертные функции. Их по­ложительные заключения являются основанием для присвоения научных степеней.

Особую значимость для дошкольной педагогики имеет эксперт­ная оценка игр и игрушек для маленьких детей. Специалисты по дошкольной педагогике знают, что некоторые игры и игрушки могут провоцировать проявления жестокости и насилия, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам. Материалы, из ко­торых сделаны игрушки, а также особенности их конструкции могут быть опасны для здоровья ребенка.

Экспертной оценки требуют и стандарты образования. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и утверждаются на уровне правительства по заключению экспертов.

Экспертная оценка служит исходным основанием для научного прогнозирования путей развития системы образования, принятия как государственных, региональных программ, так и программ раз­вития конкретных образовательных учреждений.

Экспертиза может проводиться по представленным документам. Например, при лицензировании образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности подаются сведения о педагогических кадрах и укомплектованности штатов, материаль­но-технической базе и оснащенности образовательного процесса.

Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы существенно возросли в по­следние годы. Это связано с теми изменениями, которые произошли в системе образования. Разрушение ее единообразия, появление разноуровневого образования, вариативных образовательных про­грамм и технологий, стандартов образования, а также расшире­ние финансовой самостоятельности образовательных учреждений и развитие новых экономических отношений в сфере образования потребовали принципиально иного уровня управления.

Способность принять верное управленческое решение на осно­ве научно-обоснованной экспертной оценки — одно из важней­ших профессиональных умений менеджера образования как спе­циалиста, профессионально осуществляющего функции управле­ния на основе современных научных методов руководства.

Новым в педагогической практике является аттестация и ак­кредитация дошкольных учреждений, механизм осуществления ко­торых основан на научно-педагогической экспертизе.

Диагностическая оценка фактических результатов позволяет ре­гулировать и корректировать педагогический процесс, поведение и деятельность всех его участников. При переводе в режим самоуп­равления важно, чтобы каждый участник образовательного процес­са владел элементами самоанализа, самоконтроля, самооценки.

В связи с этим намечается тенденция к взаимосвязи и взаимодополня­емости внешней, независимой экспертной оценки и самоэкспертизы.

Обобщая сказанное, можно выделить три основных значения, рас­крывающих сущность понятия научно-педагогическая экспертиза:

1) рассмотрение, исследование педагогических явлений, процессов,
проблем, результатов педагогической деятельности,
а также прогно­
зирование развития системы образования, экспертная оценка
аль­
тернативных решений и определение наиболее предпочтительных
вариантов организации образовательного процесса в целях улучше­
ния качества и обновления содержания образования, оказания кон­
сультативной помощи
авторам и коллективам образовательных уч­
реждений;

2) комплекс научно-исследовательских процедур, направленный на
получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с
целью принятия компетентных решений в области управления
образованием;

3) показатель профессиональной компетенции, как одной из про­
фессиональных обязанностей менеджера образования.

Экспертная оценкарезультат научно-педагогической экспер­тизы, мотивированное мнение, суждение специалиста о качестве того, что было предметом экспертизы.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 427 . Нарушение авторских прав

Экспертный метод как механизм научно-педагогической экспертизы

Экспертный метод — это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения.

Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.

Метод экспертных оценок позволяет анализировать сложные педагогические процессы, явления или ситуации, которые характеризуются в основном качественными, неформализуемыми признаками (что затрудняет их анализ и оценку). Метод экспертных оценок используется при прогнозировании развития системы образования в ее взаимосвязи с социальной средой, для определения и ранжирования по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие педагогической системы. Данный метод обеспечивает оценку альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов решения.

Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами педагогической экспертизы.

Начальный этап (организация экспертизы) включает: •

определение цели и задач экспертизы, постановку проблемы; •

определение меры ответственности, прав и полномочий рабо чей группы экспертов; •

установление сроков проведения экспертизы; •

подбор экспертов, формирование экспертных групп (при не обходимости определение их компетентности).

Основной этап экспертизы связан со сбором данных, проведением исследовательской работы и экспертной оценкой, анализом имеющегося материала. Технология экспертизы, использование совокупности методов и критериев оценки зависят от характера экспертизы, области ее применения.

Для педагогической экспертизы чаще всего требуется разработка анкет, опросников, тестов, контрольно-диагностических заданий. Экспертная оценка является результатом аналитической деятельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные способы решения.

Завершающий этап экспертизы — опрос экспертов (индивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецензия и пр.), принятие экспертного заключения — основы для компетентного управленческого решения, которое принимает менеджер.

«Экспертное заключение» и «экспертная оценка» — понятия близкие, но не тождественные.

Экспертное заключение — это документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями и содержащий мотивированную экспертную оценку, т. е. мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы.

В зависимости от области применения экспертных методов в педагогике возможны индивидуальные, групповые и коллективные экспертные оценки. Для принятия важных экспертных заключений о перспективах и концепциях развития системы образования, государственных стандартах образования, новых образовательных программах используется метод коллективных экспертных оценок. Четко регламентирован количественный состав членов экспертной группы при проведении аттестации образовательных учреждений.

Методы коллективной работы экспертов — совещания, дискуссии, «мозговая атака», а также деловые игры.

Смысл коллективных методов работы экспертов состоит в активизации коллективного поиска решения проблемы путем сбора идей и предложений, возникающих в процессе дискуссии.

Так, метод «мозговой атаки» может быть рекомендован для нахождения нетрадиционного, оригинального решения в предельно сжатые сроки. Возможны разные способы организации «мозговой атаки». Например, после определения проблемы и задач для поис-

ка решения, знакомства с правилами «мозговой атаки», формирования рабочих групп (3 — 5 человек) дают сигнал к «мозговому штурму», и начинается генерирование идей, которые фиксируются без обсуждения и критических замечаний (возможны только уточняющие вопросы). После завершения «мозгового штурма» все высказанные идеи анализируют на основе ранее определенных критериев и подвергают экспертной оценке.

Для получения обобщенного суждения экспертов относительно прост и удобен метод ранговых оценок.

Индивидуальные экспертные оценки могут быть получены путем анкетирования, интервью, свободной беседы.

Для проведения педагогической экспертизы целесообразно использовать уже разработанные, апробированные, доказавшие свою валидность и объективность методики: они, как правило, являются результатом психолого-педагогических исследований. Если же таких методик нет, их приходится разрабатывать самим экспертам.

Требует разработки и определение критериев экспертной оценки. Алгоритм разработки: •

определяется номенклатура уровней (высокий, средний, низ кий или оптимальный, допустимый, недопустимый и т.д.); •

отрабатывается набор показателей, которые в совокупности характеризуют уровень развития оцениваемого качества, парамет ра, результата.

При разработке показателей исходят из того, что каждый из критериев оценки, например материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, может быть представлен как совокупность подкритериев более низкого уровня (предметная развивающая среда, безопасность ребенка, охрана здоровья), а они, в свою очередь, — в виде совокупности подкритериев еще более низкого уровня и т.д. Этот процесс повторяют до тех пор, пока не появляется возможность определить для каждого из критериев и подкритериев один или несколько показателей оценки (наличие оборудования, игрушек и пособий, показатели заболеваемости и травматизма, санитарное состояние помещений и территории детского сада, сформированность культурно-гигиенических навыков, уровень самотического, психофизического здоровья детей и т.д.), значение которых определяют с помощью измерительных методик или экспертной оценки.

Ознакомьтесь так же:  Оплатить налог фсс

Обзор развития методов экспертных оценок в образовании показывает тенденцию к разработке методов, позволяющих конкретно обозначить, определить, назвать и измерить результаты педагогической деятельности, подвергнуть их программно-техническим средствам обработки.

Достоверность экспертной оценки зависит от компетенции эксперта. Независимо от уровня экспертизы ее должны давать наиболее квалифицированные специалисты. Общие требования, предъявляемые к эксперту: •

креативность, развитые творческие способности, позволяю щие анализировать проблемные ситуации и находить пути разре шения противоречий; •

отсутствие склонности к конформизму, принятию мнения боль шинства; •

аналитичность, широта и конструктивность мышления; •

позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватиз ма, т. е. стремления придерживаться однажды избранной позиции.

Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения эксперта, прежде всего его честность, неподкупность, ответственность.

Наиболее простым способом оценки компетентности экспертов в области педагогики является анкетирование, разработанное в логике «постадийного развертывания вопроса» (Г. Гэллап): •

вопрос-фильтр, позволяющий выявить осведомленность оп рашиваемого о проблеме; •

вопрос, направленный на выявление общего отношения оп рашиваемого к проблеме (открытый, не предусматривающий ва риантов выбора ответа); •

вопрос для получения ответа по конкретному аспекту пробле мы (закрытый, предполагающий варианты готовых ответов); •

вопрос, позволяющий выявить причины взглядов, мотивацию его суждений (полузакрытый); •

вопрос на выявление устойчивости взглядов опрашиваемого на проблему (в закрытой форме).

Понятие статус эксперта обозначает совокупность прав и обязанностей, полномочия и ответственность эксперта. Определяется на основе нормативно-правовых документов и утверждается президиумом «кспертного совета.

Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Экспертиза — исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, например, педагогическая экспертиза. Экспертное оценивание — процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Экспертная оценка — мотивированное экспертное суждение. Экспертное заключение — документ, принимаемый в результате экспертной оценки. Экспертный метод — комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного решения. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок. Этапы экспертной оценки: Начальный этап включает определение цели и задач, которые должны быть решены экспертами, меры ответственности и прав рабочей группы, сроков проведения экспертизы, подбор экспертов для проведения экспертизы, определение их компетенции. Следующий этап — важнейший заключительный этап экспертной оценки, обеспечивающий основу для компетентного решения. Научно-педагогическая экспертиза — это анализ и оценка функциональной эффективности структурных элементов образовательного учреждения, составление проекта их развития и плана его внедрения в практику работы ДОУ.

Экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений

С целью регуляции качества дошкольного образования, защиты детей от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентации работы ДОУ на педагогику развития проводится обязательная экспертиза комплексных (включает все основные направления развития ребенка) и парциальных (включает одно или несколько направлений развития ребенка) программ дошкольного образования.

Экспертиза осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ или региональных (местных) органов управления образованием. В первом случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию во всех ДОУ РФ, во втором — в ДОУ региона (города, района).

Экспертиза набора парциальных программ осуществляется: советом педагогов ДОУ для использования набора программ в работе этого учреждения; комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

Экспертиза деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации

Экспертиза осуществляется специальной комиссией, в состав которой, как правило, включаются внешние эксперты из числа методических, психологических и социологических служб, органов управления образованием, научных организаций и др.

С целью установления соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в ДОУ требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования комиссия изучает и анализирует содержание и методы воспитания и обучения: программы и педагогические технологии; взаимодействие участников педагогического процесса; максимальный объем нагрузки на детей в организованных формах обучения.

Основными методами экспертизы являются следующие: изучение представленных материалов самоанализа деятельности ДОУ, нормативно-правовой документации; анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы; наблюдение; исследование предметноразвивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников; анализ планирования, результатов диагностики и др.

На основании экспертных заключений и сведений о ДОУ по показателям деятельности комиссия по государственной аккредитации делает выводы: об уровне и направленности реализуемой образовательной программы; о соответствии деятельности ДОУ показателям по типу, виду и категории.

Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения и Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения проводятся с целью аттестации на вторую, первую, высшую квалификационную категорию для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников.

Целью экспертизы деятельности руководителя и воспитателей ДОУ является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Основными задачами аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников; обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

Выявление уровней квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) практической деятельности осуществляется посредством комплексной экспертизы.

На первом этапе экспертами исследуются материалы самоанализа педагогических и руководящих работников.

Второй этап — определение уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников с помощью: компьютерного тестирования; анкетирования; оценки результатов профессиональной деятельности. Методы второго этапа (при аттестации педагогических работников): защита научно-методической или опытно-экспериментальной разработки, реализованного педагогического проекта; собеседование, творческий отчет. Методы второго этапа (при аттестации руководящих работников): Защита программы развития ДОУ; Собеседование по вопросам управленческой деятельности.

Определение продуктивности (результативности) практической деятельности педагогических и руководящих работников происходит на третьем этапе комплексной экспертизы. Методы третьего этапа (при аттестации педагогических работников): Анализ материалов, отражающих практические результаты педагогической деятельности; Посещение и анализ учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым. Методы третьего этапа (при аттестации руководящих работников): Анализ материалов, отражающих продуктивность деятельности ДОУ и продуктивность деятельности самого руководителя; Анализ реализации программы развития ДОУ, результатов инновационной деятельности; Презентация результативности деятельности ДОУ в форме публичного доклада.

Научно-педагогическая экспертиза — проводится с целью анализа определенных направлений работы ДОУ и принятия управленческого решения по этому направлению.

Можно выделить три группы целей научно-педагогической экспертизы в ДОУ:

1. Выявление особенностей определенного направления воспитательно-образовательной работы для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса. Такая формулировка цели встречается преимущественно в работе отдельных специалистов.

2. Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения. Диагностика с профилактической целью является наиболее распространенной в дошкольных образовательных учреждениях.

3. Выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.

Основной метод — диагностика (Медицинская, Психологическая, Педагогическая, Управленческая).

Принимать участие в диагностической работе могут все работники дошкольного образовательного учреждения: руководители, педагогический (включая педагога-психолога) и медицинский персонал. Диагностика должна охватывать всех участников образовательного процесса, исходя из этого, можно выделить направления диагностической работы: диагностическая работа с детьми; диагностическая работа с родителями; диагностическая работа с сотрудниками. Диагностическая оценка фактических результатов позволяет регулировать и корректировать педагогический процесс, поведение и деятельность всех участников.

Занятие 1. ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реформирование системы дошкольного образования России, отказ от единообразия, наличие проблем в социальной, экономической сферах требуют новых подходов к управленческой деятельности в сфере образования, высокого профессионализма руководителей.

неджера дошкольного образования, показателем его профессиональной компетенции.

Понятия «экспертные оценки в образовании», «научно-педагогическая экспертиза», «мониторинг качества образования» — центральные понятия курса, обеспечивающие успешность его освоения.

В чем суть термина «экспертные оценки в образовании»? Чем вызвана необходимость экспертных оценок и в каких областях применяются экспертные методы в педагогике? В каких значениях употребляется в педагогике термин «научно-педагогическая экспертиза»? Как экспертные оценки в образовании и научно-педагогическая экспертиза связаны с мониторингом качества образовательных услуг? Что вкладывается в данное понятие? Чем вызвана необходимость создания экспертно-диагностической службы? Почему экспертный метод является механизмом научно-педагогической экспертизы? Какие документы служат нормативно-правовым основанием для научно-педагогической экспертизы? Какое место занимает педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя ДОУ? Из каких квалификационных умений складывается система мониторинговых умений менеджера дошкольного образования? Как в управлении дошкольным образовательным учреждением используется самоэкспертиза в разных видах контроля (оперативный, тематический, итоговый)?

Ознакомьтесь так же:  Фотосток требования

Задания к занятию

Задание 1. Внимательно прочтите определения и аргументированно докажите, какие из них наиболее полно раскрывают сущность базовых понятий изучаемого курса.

Экспертные оценки в образовании — мотивированное экспертное суждение о качестве образования.

Экспертные оценки в образовании — результат научно-педагогической экспертизы.

Экспертные оценки в образовании — мотивированное мнение, суждение специалистов в области образования о качестве, достоинстве, значении того, что было предметом экспертизы.

Экспертные оценки в образовании — экспертные заключения специалистов о концепциях развития системы образования, государственных стандартах образования, образовательных программах, учебной и методической литературе, методических пособиях и игрушках, аттестации образовательных учреждений, профессиональной компетенции педагогов и руководителей системы образования.

Научно-педагогическая экспертиза — исследование специалистом актуальной педагогической проблемы в целях улучшения качества и обновления содержания образования.

Научно-педагогическая экспертиза — рассмотрение, исследование явлений, процессов, проблем, результатов педагогической дея-

тельности, прогнозирование развития педагогических систем, оценка альтернативных решений и определение оптимальных вариантов организации образовательного процесса в целях улучшения качества и обновления содержания образования, а также оказания консультативной помощи авторам и коллективам образовательных учреждений.

Научно-педагогическая экспертиза — это заключение о пригодности образовательных программ, учебных планов, дидактических пособий и игрушек.

* Научно-педагогическая экспертиза — комплекс научно-исследовательских процедур, направленных на получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с целью принятия компетентных решений в области управления образованием.

Научно-педагогическая экспертиза — функция, показатель профессиональной компетенции менеджера образования.

Мониторинг качества образования — отслеживание качества образовательных услуг, предоставляемых населению.

Мониторинг качества образования — систематическая и регулярная процедура экспертизы качества образовательных услуг в целях управления системой образования.

Мониторинг качества образования — контроль со стороны государства за работой дошкольных образовательных учреждений в целях своевременного предотвращения неблагоприятных явлений в сфере образования.

Мониторинг качества образования — способ получения достоверной информации о работе сотрудников дошкольных образовательных учреждений.

Качество образования — степень достижения поставленных образовательных целей и задач.

Качество образования — его соответствие требованиям государственного образовательного стандарта или их превышение.

Качество образования — степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования от предоставляемых дошкольным образовательным учреждением образовательных услуг.

Качество образования — высокий уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Будьте готовы дать свое определение понятиям «экспертные оценки в образовании», «научно-педагогическая экспертиза», «мониторинг качества образования» и раскрыть их сущность применительно к современной системе дошкольного образования в России.

Подсказка. С помощью словарей, энциклопедий выясните смысл понятий «оценка», «экспертиза», «мониторинг», «качество». Концепция дошкольного воспитания, современные нормативно-правовые и научно-методические документы, определяющие стратегию развития системы дошкольного образования, помогут вам в

раскрытии сущности данных понятий применительно к дошкольной педагогике.

Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. — М., 1997.

Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных пси

хологов. — М., 1995.

Управление качеством образования /Под ред. М. М. Поташника. — М., 2000.

Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. —

Задание 2. Подготовьте пакет современных нормативно-правовых и научно-методических документов, необходимых менеджеру дошкольного образования для самоэкспертизы в дошкольных образовательных учреждениях России.

Подсказка. Для выполнения задания необходимо изучить государственные документы по образованию, познакомиться с содержанием сборников и справочников для менеджеров образования, руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. документов / Ред.-еост. Р. Б. Стеркина. — М., 1996.

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. В.Г.Гиршович. — М., 1995. — Т. 1. — С. 5-41.

О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях: Метод, письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19—12 // Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов /Ред.-сост. Р. Б. Стеркина. — М., 1997. — С. 136-146.

Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений: Приказ МО РФ от 17.11.94 № 442 // Дошкольное образование в России. — М., 1997. — С. 179—190.

Положение о Федеральном экспертном совете по общему образованию Министерства образования Российской Федерации // Дошкольное образование в России. — М., 1997. — С. 241—246.

Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений // Вестник образования. — 1996. -№10. -С. 11—21.

Рекомендации по проведению аттестации и аккредитации дошкольных учреждений на территории Российской Федерации // Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. В. Г. Гиршович. — М., 1995. — Т. 1. — С. 109-132.

Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации: Метод. письмо МО РФ от 24.04.95 № 46/19—15 // Дошкольное образование в России. — М., 1997. — С. 136-138.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование в России. — М., 1997. — С. 148—175.

Задание 3. Игрушке принадлежит особая роль в развитии детей раннего и дошкольного возраста, в формировании их ценностных ориентации, интеллектуальной сферы. В условиях рынка ассортимент детских игр и игрушек требует квалифицированной педагогической экспертизы для социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий, охраны физического и эмоционально-психического здоровья. Подготовьтесь для участия в деловой игре «Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек для дошкольников».

Подготовка к деловой игре идет в рабочих группах (от 3 до 5—6 человек). Члены рабочей группы самостоятельно распределяют игровые роли (эксперты, представители отечественной промышленности или иностранных фирм по производству игрушек, торговли и пр.), разрабатывают сценарий и проводят психолого-педагогическую экспертизу одной детской игры или игрушки, выбранной ими для экспертизы с целью разрешения ее производства или заключения контракта на поставку из-за рубежа. При этом студенты могут сами выступать в качестве авторов-разработчиков игрушек. В конце игры «эксперты» должны принять мотивированное заключение по результатам экспертизы, соответствующее нормативным требованиям к оформлению данного документа.

Критерии для определения победителя:

творческая оригинальность в разработке сценария экспертизы;

точность соблюдения процедуры экспертизы;

профессиональная компетентность и этика поведения экспертов;

грамотность оформления документации;

технологичность диагностической карты экспертизы;

По д сказка. Участие в деловой игре требует тщательного изучения рекомендуемых документов о порядке проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек. Это позволяет отразить в сценарии всю процедуру экспертизы, грамотно разработать диагностическую карту экспертизы, а также соблюсти все требования к оформлению документов.

При подготовке к игре «эксперты» разрабатывают диагностическую карту обязательных требований, предъявляемых к игрушкам, и проект экспертного заключения. «Представители фирмы или торгующей организации» готовят образец-эталон либо макет

(модель) игрушки и весь пакет документов, необходимых для прохождения экспертизы.

О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях: Метод, письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19—12 // Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / Ред.-сост. Р.Б.Стер-кина. — М., 1997. — С. 136-146.

Задание 4. Исходя из рекомендаций по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации, составьте технологическую карту экспертизы и подготовьте на ее основе мотивированное экспертное заключение о целесообразности использования выбранной вами парциальной образовательной программы в ДОУ конкретного региона (города, района).

Подсказка. Выполнение задания требует изучения общих и региональных требований к образовательным программам; выбора парциальной программы на основе ознакомления с реквизитами программ, рекомендованных Министерством образования РФ или региональными экспертными советами к использованию в работе с детьми дошкольного возраста.

Разрабатывая технологическую карту и готовя экспертное заключение, целесообразно исходить из следующих смысловых параметров:

концептуальная основа программы, ее декларируемые цели и

основные принципы построения программы;

структура программы, ее основные компоненты;

своеобразие предлагаемой программы, ее оригинальность;

субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

методическое обеспечение программы;

вид и категория дошкольного образовательного учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

прогноз затруднений, которые могут возникнуть у педагогического’ коллектива при реализации программы;

требования к профессиональной подготовке педагогов для реализации предлагаемой программы.

О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития: Метод, письмо МО РФ от 24.03.95 № 42/ 19—15 // Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / Ред.-сост. Р.Б.Стеркина.-М., 1997.-С. 134-135.

Ознакомьтесь так же:  Ачит нотариус

Князева О. Л. Об экспертизе реализации образовательных программ в ДОУ // Вестник образования. — 1996. — № 11. — С. 73 — 75.

Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации: Метод, письмо МО РФ от 24.04.95 № 46/19—15 // Дошкольное образование в России. -М., 1997.-С. 136-138.

Современные образователыные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. — М., 1999.

Научно-педагогическая экспертиза это

Уральский регион отличается зоной экологической тревожности, опасности, т.к. в регионе сосредоточен большой процент промышленных предприятий, имеются районы захоронения радиоактивных отходов, в связи с этим остро встает вопрос об экологической обстановке. Они решаются не только на региональном, но и на федеральном уровне. С принятием закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» с учетом Декларации конференции ООН по окружающей среде и развитию, созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Постановление Правительства Российской Федерации «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (2010 г.) возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы экологического образования, первым звеном которого является дошкольное детство.

В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается нами как важнейший фактор нравственного формирования личности.

Современные системы образования основаны на личностно-ориентированном, гуманистическом подходе. Система образования в последние годы претерпела ряд изменений. Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду современный ребенок – это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые авторами программы, позволяют нам наметить штрихи современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада.

Педагогическую экспертизу можно рассматривать как социально – педагогический феномен, так как ее целью и результатом является профессиональный и личностный рост педагога, а следствием – развитие личности ребенка.

Педагогическая экспертиза рассматривается как часть педагогической квалиметрии, то есть: по типу – групповая, индивидуальная, рефлексивная; по форме контакта – очная и заочная; по форме предъявления материалов – устная и письменная; по отношению к объекту – открытая, закрытая, полузакрытая; по способам получения информации – прямая и косвенная; по субъектам – внешняя, внутренняя, самоэкпертиза; по целям – констатирующая, прогнозирующая, формирующее-развивающая.

В качестве особо значимых выделяются следующие положения:

— педагогическая экспертиза создает базу для изменения субъективной системы отношений педагога к тем или иным явлениям педагогической реальности. На основе отношений к профессиональной деятельности меняются профессиональные установки и ценностные ориентации, которые обуславливают новые мотивы и соответствующие потребности деятельности педагога;

— влияние педагогической экспертизы осуществляется через следующие психологические механизмы: когнитивного консонанса, т.е. совпадения понимания целей, задач, критериев и результатов педагогической экспертизы с самоэкспертизой учителя;

— идентификации собственной профессиональной деятельности с эталонами;

— принятия результатов комплексной экспертизы в их соотношении с эталонами;

— интериоризации идеальных (объективных) профессиональных установок на основе педагогической экспертизы;

— экспертиза профессиональной компетентности осуществляется на основе комплексной по содержанию и полифункциональной по субъектам и объектам диагностики.

Первая группа задач связана освоением конкретного образовательного содержания, которое включает:

— представление о методологии и методах экспертных оценок, сущности научно-педагогической экспертизы, области применения экспертных методов, специфике и методике экспертной оценки в системе дошкольного образования на основе современных научных подходов к управленческой деятельности;

— знание основных этапов педагогической экспертизы, способов оценки компетентности экспертов в области педагогики, статуса эксперта и этики его поведения, процесса формирования экспертных групп и организации работы экспертов;

— знакомство с пакетом нормативно-правовых документов по проведению педагогической экспертизы в процессе аттестации и аккредитации ДОО, по экспертной оценке работы педагогов и руководителей ДОО России;

— знание технологии разработки анкет, опросников, тестов для экспертизы, а также технологии и системы критериев комплексной оценки деятельности педагогов и руководителей детского сада в процессе педагогической экспертизы.

Вторая группа задач связана с овладением студентами следующими практическими умениями для осуществления научно-педагогической экспертизы в ДОО:

— анализ и экспертная оценка образовательных программ, педагогических технологий и методик дошкольного образования;

— анализ и экспертная оценка характера взаимодействия педагога с детьми в разных видах детской деятельности;

— экспертная оценка кадрового обеспечения педагогического процесса разного вида;

— экспертная оценка материальной развивающей среды и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ (безопасность, охрана физического и психического здоровья);

— экспертная оценка качества игрушек и методических пособий для детского сада;

— мониторинг для процедуры самоанализа в процессе аттестации ДОУ: наблюдение в группах, тестовые игровые задания для детей, анкетирование родителей и воспитателей, анализ педагогической и медицинской документации и пр.;

— оценка, исходя из государственного образовательного стандарта, и выявление причин низкого качества образовательных условий, принятие на основе педагогической экспертизы и экспертной оценки адекватного управленческого решения;

— анализ нормативных документов и на их основе экспертная оценка деятельности воспитателя (руководителя ДОУ); оформление документации по педагогической экспертизе.

Третья группа задач направлена на развитие личности студента и предполагает:

— воспитание осознанного отношения к педагогической экспертизе как к средству государственного контроля и стимулирования повышения качества образовательных услуг, обеспечивающему социальную защиту ребенка и его семьи от некомпетентных педагогических воздействий;

— осознание процедуры самоанализа как эффективного средства развития педагогической рефлексии менеджера образования, побуждающего к целенаправленной управленческой деятельности по обновлению содержания образования, созданию развивающей среды, формированию личностно ориентированного отношения к ребенку;

— умение работать в составе экспертной группы, обеспечивать гуманистический характер экспертизы, согласованность экспертных оценок и заключений.

Следовательно, педагогическая экспертиза становится фактором профессионального роста, если ее цели и результаты принимаются педагогом, способствуют изменению его профессионально-личностных качеств и становлению его как субъекта – эксперта профессиональной деятельности. Большинство педагогов не используют диагностические методики, а если и используют, то не в системе и только для констатации уровня развития детей.

Задача современности – способствовать повышению уровня экологической образованности с целью всестороннего развития личности и использования ее возможностей. Но следить за развивающим эффектом обучения, получать обоснованные данные об успешности детей в изучении отдельных предметов можно только с помощью диагностических методик. Без диагностических методов невозможно установить уровень личностного и интеллектуального развития детей на разных возрастных этапах, получить данные об индивидуальных особенностях детей, что необходимо для индивидуального подхода к детям, для коррекционной работы с ними.

В настоящее время нет четко разработанной системы диагностирования экологической образованности у дошкольников и часто выбранные методы не решают поставленной задачи, поэтому невозможно объективно оценить освоение детьми экологической программы, выявить причины недостатков в работе или утвердиться в правильности избранной технологии. Проблема состоит в том, как подобрать такую диагностику, которая наиболее полно раскрыла бы сформированность представлений о природе у дошкольников, как о взаимосвязанной экологической системе.

Данная работа может помочь педагогам, студентам познакомиться с методикой организации проведения диагностики, с методами сбора информации, с критериями измерения и оценки качества образования. Педагогическую экспертизу можно рассматривать как социально-педагогический феномен, так как ее целью и результатом является профессиональный и личностный рост педагога, а следствием – развитие личности ребенка. Это пособие поможет увидеть какой должна быть педагогическая экспертиза, место в ней диагностики и как правильно подобрать такую методику, которая даст достаточно информации и будет удобна в обработке результатов. Также в пособии подобраны диагностические методики для определения уровня интегративного развития детей, в том числе разных показателей экологического образования детей старшего дошкольного возраста, и младших школьников, сделан их анализ, определены наиболее информативные, эффективные диагностики для использования в практике дошкольного и школьного образования.

Педагоги-эксперты смогут подобрать диагностику с учетом поставленных целей, возрастных особенностей детей и с учетом выделенных недостатков методик, использовать выбранные диагностики в своей работе.