Органы опеки до 18 лет

Защиты прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства

Институт защиты прав ребенка носит комплексный характер и включает в себя нормы не только семейного, но и гражданского, гражданского процессуального, жилищного, административного, уголовного и других отраслей права. Очень часто встает вопрос о том, куда может обратиться ребенок за защитой своих прав, и может ли несовершеннолетний обратиться куда-либо в принципе. Конкретные меры содействия ребенку зависят от его возраста. Ведь дети разного возраста имеют разную степень дееспособности, и соответственно, неодинаковые возможности в области защиты своих прав и законных интересов. Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

  1. защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
  2. надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  3. контроль сохранности имущества и управления имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В Москве с 1 июля 2015 года полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа осуществляют Управления социальной защиты населения административных округов города Москвы и отделы социальной защиты населения районов административных округов города Москвы. В муниципальных образованиях, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Законом об опеке, полномочия по опеке и попечительству могут быть возложены на органы местного самоуправления.

По закону ребенок до 14 лет является малолетним, а с 14 до 18 лет — просто несовершеннолетним. До 14 лет ребенок является недееспособным, и от его имени действуют его законные представители. В соответствии с п. 2 ст. 56 СК РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, в т.ч. при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд.

Кроме того, ребенок вправе обратиться в органы внутренних дел в том случае, если в действиях лиц, нарушающих его права, имеется состав преступления. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов должны уведомить об этом органы опеки и попечительства.

Материал подготовил методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ М.В. Рязанцев

Может ли несовершеннолетний проживать отдельно от родителей, опекунов и попечителей?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Каждый ребенок имеет право на совместное проживание с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Местом жительства детей до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, является место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 54, п. 3 ст. 65 СК РФ; п. 2 ст. 20 ГК РФ).

Несовершеннолетние подопечные проживают совместно со своими опекунами и попечителями. При этом допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного (п. 2 ст. 36 ГК РФ).

Место жительства эмансипированного несовершеннолетнего

Несовершеннолетним ребенок является до исполнения ему 18 лет. Однако есть случаи, когда несовершеннолетний становится полностью дееспособным и ранее 18 лет. Так, если несовершеннолетний ребенок достиг возраста 16 лет и работает по трудовому договору, контракту или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью, то он может быть объявлен полностью дееспособным. Это называется эмансипацией (ст. 27 ГК РФ).

Есть два варианта эмансипации несовершеннолетнего — через орган опеки и попечительства либо в судебном порядке.

Если оба законных представителя ребенка согласны на то, чтобы ребенок был объявлен дееспособным, орган опеки и попечительства по заявлению ребенка с согласия законных представителей выносит решение об этом. Для этого нужно представить:

  • заявление о проведении эмансипации;
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  • документы, подтверждающие трудовую или предпринимательскую деятельность ребенка;
  • письменное согласие законных представителей;
  • паспорта законных представителей несовершеннолетнего.

Если у несовершеннолетнего нет согласия родителей или одного из родителей, усыновителей или попечителя, то 16-летний гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным (ч. 1 ст. 287 ГПК РФ).

Заявление подается в суд по месту жительства и рассматривается с участием заявителя, родителей или одного из родителей, усыновителей (усыновителя), попечителя, а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора (ст. 288 ГПК РФ).

При удовлетворении судом заявленной просьбы несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) со дня вступления в законную силу решения суда об эмансипации (ч. 2 ст. 289 ГПК РФ).

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. При этом срок для подачи апелляционной жалобы составляет один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

Принятие решения суда в окончательной форме предусматривает изготовление вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей решения ( ч. 1 ст. 198 ГПК РФ).

Резолютивная часть решения объявляется судом в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела ( ч. 1 ст. 199 ГПК РФ).

Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела. При этом в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд ( ч. 4 ст. 198 , ч. 2 ст. 199 ГПК РФ).

В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ).

Эмансипированный 16-летний гражданин вправе определять место жительства на свое усмотрение.

Кроме эмансипации несовершеннолетний может также стать полностью дееспособным и в случае, если он вступил в брак до наступления совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Место жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании родителей

Родители могут оформить соглашение и указать в нем, с кем остается ребенок после расторжения брака в случае раздельного проживания родителей.

Если родители не могут договориться, то каждый из них вправе обратиться в суд и установить место жительства несовершеннолетнего ребенка с одним из них (п. 3 ст. 65 СК РФ).

В суде место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ).

При определении места жительства суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития. Учитывается род деятельности и режим работы родителей, их материальное и семейное положение, а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10). Нужно иметь в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя.

Место жительства детей, которые остались без попечения родителей

Несовершеннолетние могут остаться без попечения родителей в случаях, если родители:

  • умерли;
  • лишены родительских прав;
  • ограничены в родительских правах;
  • признаны недееспособными;
  • больны;
  • длительно отсутствуют;
  • уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;
  • создают действиями или бездействием условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;
  • в других случаях отказывают в родительском попечении.

Защита интересов таких детей возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ).

Детей, оставшихся без попечения родителей, передают в семью на воспитание — усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. Когда такой возможности нет, временно, на период до устройства на воспитание в семью, детей передают в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ). Такие дети проживают со своими законными представителями либо в детских учреждениях.

Следует также учитывать, что допускается временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях:

  • получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг;
  • обеспечения ему временного проживания в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.

В этом случае права и обязанности законных представителей в отношении этого ребенка не прекращаются (п. 2 ст. 155.1 СК РФ).

Ознакомьтесь так же:  Экспертиза драгоценных монет

Временное помещение детей в организацию для детей-сирот осуществляется по заявлению их законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.

Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот (п. п. 12, 13 Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 N 481).

Как заключить трудовой договор с ребенком

1. С какого возраста дети могут заключать трудовые договоры?

Заключать трудовые договоры можно с детьми любого возраста. Но если ребенку меньше 15 лет, то необходимы согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и согласие органов опеки и попечительства. Кроме того, надо помнить, что дети до 16 лет могут привлекаться не на все виды работ.

Дети до 14 лет

С детьми младше 14 лет трудовые договоры могут заключать только кинематографические, театральные и концертные организации, цирки. При этом в трудовые обязанности детей могут входить только создание и исполнение произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Договор вместо ребенка должен подписать его законный представитель. Максимально допустимую продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа, определяют органы опеки.

Дети 14 лет

С детьми 14 лет можно заключать трудовые договоры на выполнение легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Работа по трудовому договору должна выполняться в свободное от учебы время.

Договор ребенок должен подписать сам, но родитель (законный представитель) должен также расписаться в договоре после подписей ребенка и работодателя.

Дети 15 лет

Подростки 15 лет могут сами заключить трудовой договор, но по закону выполнять они могут только несложные задачи, не причиняющие вреда здоровью. Если ребенок еще учится, работа также не должна мешать образовательному процессу.

Согласно Трудовому кодексу РФ, дети до 18 лет перед устройством на работу должны пройти медосмотр. Прием на работу несовершеннолетних без прохождения предварительного медосмотра — основание для привлечения работодателя к административной ответственности.

2. Как получить согласие органов опеки?

Для заключения трудового договора с ребенком младше 14 лет требуется предварительное разрешение от органа опеки и попечительства. Для получения документа понадобятся:

  • заявление;
  • проект заключаемого трудового договора;
  • ходатайство работодателя о выдаче разрешения на заключение трудового договора с несовершеннолетним;
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  • медицинская справка о состоянии здоровья несовершеннолетнего;
  • документы, удостоверяющие личность законных представителей несовершеннолетнего;
  • единый жилищный документ;
  • документ из образовательного учреждения с указанием режима обучения;
  • дополнительные документы в зависимости от возраста несовершеннолетнего (согласие малолетнего в возрасте от 10 до 14 лет на заключение трудового договора, документ, подтверждающий согласие одного из законных представителей 14-летнего подростка на заключение договора).

Подавать документы нужно в отдел социальной защиты населения по адресу регистрации ребенка. Вместо детей до 14 лет заявление подают их законные представители. Дети старше 14 лет могут подать заявление и самостоятельно.

Решение о согласии или отказе на заключение трудового договора с несовершеннолетним должно приниматься в течение 15 рабочих дней. Срок предоставления услуги начинает исчисляться на следующий день после дня подачи документов. Согласие выдается лично заявителю.

3. Как пройти медосмотр?

Несовершеннолетние дети перед приемом на работу обязаны пройти медосмотр. Затем медосмотр проводится каждый год до 18 лет.

Медосмотр осуществляется за счет нанимателя. Он же должен выдать направление.

4. Какой график работы может быть у детей?

Продолжительность рабочего времени взрослых в России не должна превышать 40 часов в неделю. У подростков сокращенные сроки:

  • до 16 лет — не более 24 часов в неделю;
  • от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю.

Есть ограничения и для ежедневной смены. Дети, получающие общее или среднее профессиональное образование, могут работать:

  • во время каникул — 4 часа — для работников в возрасте от 14 до 15 лет; 5 часов — в возрасте от 15 до 16 лет, 7 часов — в возрасте от 16 до 18 лет;
  • в учебное время — 2,5 часа — для работников в возрасте от 14 до 16 лет, 4 часа — в возрасте от 16 до 18 лет.

Несмотря на то, что рабочий день подростков сокращенный, они имеют право на отдых в течение смены наравне с остальными сотрудниками. Перерыв на отдых и питание может составлять от 30 минут до двух часов. Конкретная продолжительность отдыха устанавливается общими правилами внутреннего распорядка. В рабочее время перерыв не включается.

5. Как предоставляется отпуск?

Работникам в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день. Отпуск предоставляется именно в удобное для подростка, а не для работодателя время и не обязательно через шесть месяцев непрерывной работы. С согласия работодателя отпуск может быть предоставлен и раньше.

В отношении молодых работников не допускаются перенос отпуска на следующий год, отзыв из отпуска и замена отпуска денежной компенсацией.

Органы опеки и попечительства

Это специальные органы исполнительной власти РФ, работа которых направлена на контроль вопросов, относительно прав детей и других категорий граждан, которым необходим уход.

Органы опеки и попечительства, их функции и полномочия

Органы опеки и попечительства – специальные органы исполнительной власти Российской Федерации, работа которых направлена на контроль вопросов, относительно прав детей и других категорий граждан, которым необходима опека или попечительство.

Опека – вид и форма представительства малолетних граждан, не достигших 14 лет, которым по причине возраста необходимо иметь опекунов, законных представителей.

Деятельность органов опеки и попечительства направлена на соблюдение прав и потребностей ребенка. Действия специализированных инстанций ставят целью защиту интересов граждан, пребывающих под опекой. Основные правила в области опеки и попечительства регламентируются нормами законов и нормативно-правовых актов.

Официальный опекун имеет право от имени подопечного совершать различные действия, значимые с юридической точки зрения, в рамках закона.

Попечительство – вид и форма представительства, которая относится к гражданам от 14 до 18 лет, подразумевает необходимость наличия попечителя, как опоры в реализации прав несовершеннолетнего. Попечитель должен оказывать содействие в реализации законных прав и обязанностей подопечных. В обязанности попечителя входят действия, которые оберегают вверенное ему лицо от негативных влияний.

Основные цели существования институтов опеки и попечительства: защита, воспитание несовершеннолетних, предоставление им образования, помощь в реализации прав и обязанностей.

Обратиться в специализированные органы можно по месту жительства. Если имеет место признание гражданина недееспособным, судебные инстанции обращаются в органы опеки и попечительства. Обращение должно поступить не позднее, чем в течение ближайших 3 дней после вынесения решения суда.

  • Задачи, которые выполняют органы опеки и попечительства и направления работы:
  • Защита прав и интересов граждан, которые по ряду причин нуждаются в опеке.
  • Надзор и контроль процедуры принятия опеки или попечительства.
  • Контроль деятельности официально назначенных опекунов и попечителей.
  • Защита и контроль над управлением имуществом граждан, которые передаются под опеку или попечительство.
  • Надзор над организациями, которые работают с несовершеннолетними: образовательные учреждения, больницы, организации, которые оказывают социальные услуги.

Функции органов опеки и попечительства сосредоточены на защите прав несовершеннолетних, которые попали под опеку или попечительство. В рамках своих обязанностей, органы опеки и попечительства имеют право на:

  • Проведение контроля условий жизни лица, которое передано под опеку или попечительство;
  • Надзор за действиями опекунов и попечителей с целью защиты прав несовершеннолетних;
  • Защиту принципа целостности и сохранности имущества подопечного;
  • Контроль над выполнением обязанностей, которые предписаны попечителям и опекунам, согласно закону РФ.

Надзор и контроль может быть осуществлен по месту проживания:

  • Опекунов или попечителей;
  • Подопечного.

Официальное назначение опекуна требует издания специального документа, согласно которому лицо приобретает определенные права и обязанности по отношению к подопечному. Документ может включать пункты, которые ограничивают действия опекуна. Главное – соблюдение интересов подопечного.

Полномочия органов опеки и попечительства включают право органов опеки на установление специфических требований к опекунам или попечителям. Обязательные индивидуальные требования касаются защиты интересов подопечного и не должны противоречить нормам права.

Обязанностями органов опеки является осуществление действий, относительно защиты прав несовершеннолетних подопечных. Если имеется факт нарушения прав подопечных, органы опеки и попечительства обязательно должны принять меры для устранения данного нарушения. Принимая меры, уполномоченные органы должны уведомить об этом лицо, против которого направлены данные меры.

Основные задачи органов опеки и попечительства

Задачи органов опеки и попечительства регламентированы нормами Семейного кодекса РФ. Согласно положениям закона, органы, которые осуществляют контроль в рамках попечительства и опекунства должны выполнять такие основные задачи:

  • Защита прав граждан, которые нуждаются в опеке и попечительстве.
  • Защита интересов подопечных.
  • Контроль деятельности опекунов и попечителей с целью выявления нарушений и устранения их.
  • Надзор за организациями, которые имеют отношение к защите и реализации прав подопечных.
  • Защита имущества подопечных и законного права на распоряжение и владение этим имуществом.
  • Контроль над работой организаций медицинской и образовательной направленности.

Кроме перечисленных основных задач, полномочия органов опеки и попечительства могут быть расширены, на них могут быть возложены и другие обязанности и права в рамках действующего законодательства, если есть необходимость принять меры для защиты прав подопечного.

Условия назначения опеки и попечительства

Ответственность органов опеки и попечительства регламентируется нормами права, которые также устанавливают порядок передачи несовершеннолетнего под опеку или попечительство. Опекун или попечитель назначается, если ребенок, не достигший возраста 18 лет, потерял родителей по разным причинам. Целями и принципами опеки являются:

  • Защита законных прав гражданина.
  • Обеспечение необходимым для реализации своих прав на образование.
  • Содержание ребенка, который остался без родителей.
  • Защита интересов ребенка.

Опека устанавливается для ребенка возрастом до 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет. Назначение опекуна или попечителя необходимо, если:

  • Лицо недееспособно.
  • Лицо имеет не полную дееспособность.

Согласно закону, письменное заявление от лица, которому назначают попечителя, не требуется, но согласие является обязательным.

Чтобы стать опекуном или попечителем, необходимо собрать этот пакет документов и подать его в уполномоченные органы опеки:

  • Заявление, написанное по определенной форме, в котором излагается просьба назначения опекуном.
  • Справка, которая подтверждает размер зарплаты – берется по месту работы.
  • Документ, который подтверждает жилищные условия.
  • Справка о том, что у лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем, нет судимости.
  • Копия документа, подтверждающего факт вступления в брак.
  • Медицинская справка о состоянии здоровья.
  • Согласие членов семьи, которым уже исполнилось 18 лет – подается в письменной форме.
  • Документ, который подтверждает факт готовности лица принять на себя обязанности опекуна или попечителя.
  • При наличии – пенсионное удостоверение (копия).
  • Автобиография.
  • Документ, который подтверждает личность лица, которое претендует на роль опекуна или попечителя.
Ознакомьтесь так же:  Субсидия на ребенка в хмао

Права кандидата на опекунство:

  • Получить основную информацию о ребенке.
  • Получить данные о родственниках ребенка.
  • Ознакомиться с состоянием здоровья ребенка, его индивидуальными особенностями здоровья.
  • Заказать независимое медицинское обследование ребенка.

Если гражданин имеет намерение стать опекуном, ему необходимо:

  • Познакомиться с ребенком.
  • Подтвердить письменное ознакомление с состоянием здоровья ребенка.
  • Ознакомиться со всей документацией, которая касается ребенка.

Опекунами могут стать лица, которые являются полностью дееспособными, достигли 18 лет, в отношении их нет документа, лишающего родительских прав.

Основные факторы назначения опекуном или попечителем:

  • Личностные, моральные качества.
  • Отсутствие вредных привычек.
  • Способность выполнение обязанности опекуна.
  • Отношения с ребенком.
  • Отношение к факту установления опекунства членов семьи кандидата.
  • Благосостояние кандидата.
  • Желание претендента стать опекуном.

Факторы, которые не позволяют быть опекуном:

  • Лишение родительских прав.
  • Состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере выполнять обязанности опекуна.
  • Лица, зависимые от алкоголя или наркотиков.
  • Лица, которые имели судимость.
  • Граждане, которые состоят в отношениях с лицом своего пола.

После подачи документов орган опеки осуществляет проверку кандидата на роль опекуна или попечителя – в течение 15 дней с момента предоставления документов. По завершении периода проверки, органы опеки принимают решение относительно кандидата. В случае отказа необходимо предоставить объяснение причин и объяснить процедуру обжалования данного решения.

Меры, принимаемые органами опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются органы, наделенные специальными полномочиями в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Органы имеют право применять все законные, доступные меры в целях защиты ребенка, пребывающего под опекой или попечительством или передаваемого под опеку по причинам потери родителей.

Органы опеки могут осуществлять действия в направлении поиска опекунов для ребенка, создавать условия для реализации прав и обязанностей в рамках полномочий данных органов исполнительной власти. Также осуществляется контроль и надзор за организациями, которые имеют отношение к процессу опекунства, защите прав детей. В рамках деятельности органом опеки лежит создание единой базы данных, в которую внесены дети, лишенные опеки.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОСНОВНЫЕ НОВЕЛЛЫ

Несовершеннолетние наряду с инвалидами, престарелыми, беременными женщинами, лицами, страдающими психическими расстройствами относятся к числу тех лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества и поэтому нуждаются в особой защите своих прав и интересов.

В российском праве несовершеннолетний – это человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами государства.

В международных актах используется термин «несовершеннолетний» (малолетний, ребенок). Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит, что несовершеннолетний- это о человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.

Несовершеннолетние дети не являются или являются частично участниками гражданско- правовых отношений. Чтобы являться таковым для человека нужно быть правоспособным и дееспособным. Гражданская правоспособность — это признанная законом способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается за гражданами с рождения и прекращается с их смертью. Например, грудной ребенок может быть собственником дома, квартиры, вклада в банке и т. д.

Гражданская дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достиже­нии 18-летнего возраста (ст. 21). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной дееспособностью. Дети до 6 лет гражданской дееспособностью не обладают.

Как мы видим, чтобы осуществлять и защищать в полной мере свои права, гражданин должен быть совершеннолетним, т.е. достигшим возраста 18 лет, или эмансипированные до этого возраста по определенным причинам. А до достижения этого возраста права детей осуществляют и защищают родители или законные представители. Среди таких представителей органы опеки и попечительства занимают особое место.

Статья 56 Семейного кодекса РФ говорит нам о том, кто может выступать субъектом защиты прав и законных интересов ребенка, это – родители. В наше время нередки случаи, когда несовершеннолетние дети лишаются родителей по каким- либо причинам. Тогда их представляют лица, заменяющие родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки и попечительства, прокурор и суд.

Органы опеки и попечительства непосредственно включены в единый механизм осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан в области гражданских, семейных, жилищных отношений. Органы опеки и попечительства участвуют в установлении форм устройства и воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, осуществляют контроль за исполнением законными представителями несовершеннолетних возложенных на них полномочий. Без разрешения органов опеки и попечительства не могут быть совершены сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних. Участие органов опеки и попечительства в процессе осуществления сделок несовершеннолетними предопределено неполной дееспособностью детей. Эти органы выступают дополнительным контрольным звеном в определении законности и допустимости совершения сделок с имуществом ребенка после действий (содействия) родителей, усыновителей, опекунов (попечителей).[2]

Органы опеки и попечительства как элемент механизма защиты прав детей является комплексным и по сфере имущественных и неимущественных отношений, в которые он включен: гражданские, семейные, жилищные. В то время как вопросы регулирования указанных отношений отнесены либо к исключительному ведению РФ (гражданское законодательство), либо совместному ведению РФ и субъектов РФ (семейное, жилищное законодательство). С 1 января 2008 г. полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству переданы органам государственной власти субъектов РФ. До этого функции органы опеки и попечительства выполняли органы местного самоуправления. В настоящее время органы опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.[3]

Выделим самые главные функции данного органа:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) учет детей, оставшихся без попечения родителей ;

3) выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения;

4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей;

5) освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.[1]

В целях защиты прав несовершеннолетнего над ним устанавливается опека или попечительство.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, которые признаны судом недееспособными вследствие психического расстройства. Сущность опеки представляется в том, что вместо ребенка возрастом до 14 лет, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо- опекун. Эти лица являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени своих подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном.

Попечительство отличается от опеки содержанием обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей. Оно устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны, над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.[4]

Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо- попечитель -помогает частично дееспособному осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно). Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании подопечных, обеспечивать им уход и лечение, защищать их права и интересы, заботиться об их обучении и воспитании, если подопечные – несовершеннолетние, а также обязаны проживать совместно с подопечными.[5] Если несовершеннолетние достигли 16 лет – с разрешения органа опеки и попечительства возможно раздельное проживание.

Все положения об органах опеки и попечительстве изложены в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015). Этот закон в последние годы не потерпел кардинальных изменений. Но отдельные пункты все же подверглись преобразованиям. Например, в части 3 статьи 19 вошли новые положения о банковском счете подопечного, а именно о том, что опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного на счет, при условии, что указанные денежные средства застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает размер возмещения по вкладам (изменение, внесенное Федеральным законом от 04.11.2014 N 333-ФЗ). Тогда как в старой редакции норма звучала так: опекун или попечитель вносят денежные средства подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации.

В случае, если суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, превышает предусмотренный размер возмещения по вкладам, банк не позднее следующего рабочего дня уведомляет опекуна или попечителя, а также орган опеки и попечительства о сумме такого превышения и о последствиях такого превышения. (изменение, внесенное Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ).

Ознакомьтесь так же:  Гос пошлина в налоговую

Таким образом, органы опеки и попечительства являются одним из основных элементов системы защиты прав детей в нашей стране, и развитие законодательства РФ об обеспечении и защите прав несовершеннолетних развивается на принципах преемственности с включением элементов новизны, востребованных гражданским оборотом.

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве».- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Магдесян Г.А. Правовое положение органов опеки и попечительства в правоотношениях по опеке и попечительству // Законность и правопорядок в современном обществе.- 2013.- № 15.- С. 31-35.

Ахмедова З.А. Вопросы совершенствования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми // Юридический вестник ДГУ.- 2015. – № 4.- С.114-117

Нечаева А. М. История законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними// Законы России: опыт, анализ, практика.- 2013.- № 4.- С. 3-8.

Грибков А.М. ФЗ «Об опеке и попечительстве»: основные проблемы и пути развития// Юридическая наука и практика: история и современность. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции.- 2014.- С. 108-110.

Права несовершеннолетних: опека и попустительство

Работники органов опеки и попечительства стоят на страже интересов маленьких россиян при совершении сделок с недвижимостью. Но теперь — только если те являются собственниками. А сделки с жильем, в котором дети «лишь» зарегистрированы, остались вовсе без контроля — и составляют группу риска.

Необходимость согласовывать свои действия при решении жилищной проблемы с органами опеки и попечительства (ООП) часто вызывает досаду у благонадежных родителей. Хлопотная подготовка объемного пакета документов для получения соответствующего разрешения даже при обмене жилья, существенно улучшающем жилищные условия ребенка, раздражает: защита интересов их детей непонятно от кого оборачивается дополнительными неудобствами!

Но не всем детям повезло с родителями. Так что роль ООП трудно переоценить. Под напором суровой действительности и воздействием винных паров иные граждане «играют на понижение» со своей жилплощадью, пытаясь лишить детей столь необходимых в жизни «стартовых условий». А кто-то, хоть и незамеченный в дружбе с зеленым змием и ведущий внешне вполне добропорядочную жизнь, отличается крайней социальной инфантильностью. Такой субъект может рискнуть будущим своих детей (во имя их же интересов), вступая в сомнительные проекты. Показателен случай середины 1990-х годов. Любящая мама двоих детей, интеллигентный библиотекарь, поверила в призывы апологета МММ Лени Голубкова и собралась обменять отдельную квартиру на комнатку в коммуналке. Разницу в деньгах высокодуховная дама решила вложить в финансовую пирамиду, резко разбогатеть и купить две квартиры вместо одной. И страшно расстроилась, когда «блистательную идею» не оценили в РОНО (которому тогда были приписаны функции органа опеки и попечительства), выставив барьер на пути ее фантасмагорической затеи.

Не будем далее полемизировать о целесообразности существующего порядка. В любом случае семьям, которым предстоит решать жилищную проблему и где есть дети-собственники, придется получать разрешительные документы, необходимые при сделках с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним. Напомним основные моменты, важные для этой процедуры, и поможем рассеять традиционные заблуждения.

Классика ошибок

Самая распространенная ошибка родителей — незнание возрастных границ понятия «несовершеннолетний», четко определенных в ГК РФ. До 14 лет дети считаются недееспособными. В их интересах действуют законные представители (чаще всего родители или же опекуны либо попечители). Они расписываются во всех документах вместо детей. Молодые люди 14-18 лет подписывают документы самостоятельно, но «с письменного согласия законных представителей». При этом с 14 лет подросток принимает участие в сделках, только если имеет на руках паспорт (и свидетельство о рождении).

По инерции за согласованием часто обращаются не по адресу — в районный отдел народного образования. Но РОНО решало такие вопросы до 1999 года. В соответствии со ст. 34 ГК РФ теперь «органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления». Эти функции переданы в муниципальные образования (МО) или округа (их, к примеру, в Петербурге больше ста). Уполномоченный инспектор формирует пакет документов и передает его на комиссию, действующую при муниципалитете. Итогом работы комиссии является подписанное главой МО распоряжение, в котором должно быть четко указано, при соблюдении каких условий может быть совершена сделка.

Некоторые думают, что согласование необходимо только при ухудшении жилищных условий. На самом деле ни одна сделка, затрагивающая интересы несовершеннолетнего, не будет удостоверена нотариусом и зарегистрирована в Федеральной регистрационной службе без соответствующего распоряжения. Главенствующий принцип, обеспечивающий принятие позитивного решения: доля собственности дитяти не должна уменьшаться, а жилищные условия — ухудшаться.

Проходить комиссию по опеке и попечительству необходимо в органе местного самоуправления по адресу регистрации ребенка, даже если отчуждаемая недвижимость, в которой он является правообладателем, находится в другом месте.

Распространенное заблуждение

Распространенным заблуждением является уверенность некоторых родителей в том, что разрешение органов опеки требуется только в случаях, когда отчуждается собственность ребенка. На самом деле это касается и некоторых иных ситуаций, в которых несовершеннолетний обладал или обладает какими-либо имущественными правами, а именно:

  • при приватизации недвижимости, в которой он был ранее зарегистрирован (тем более — включен в ордер), а ныне снят с регистрации, требуется разрешение на исключение ребенка из состава участников приватизации;
  • при обмене муниципального жилья, в котором он проживает;
  • при его исключении из состава участников приватизации;
  • при делении долей в квартире, приватизированной в общую совместную собственность;
  • при оформлении родителями отказа от права преимущественной покупки доли в квартире, где ребенок является сособственником (в том числе — в коммунальной).

Органы опеки и попечительства проводят большую работу, в результате которой на свет появляется итоговый документ — распоряжение главы МО, в котором четко указывается: при каких условиях может быть совершено отчуждение недвижимой собственности несовершеннолетнего, какую именно долю в какой именно квартире следует приобрести на его имя взамен продаваемой жилплощади. Подготавливать распоряжения ООП могут до 30 дней с момента подачи полностью сформированного пакета документов. При соблюдении таких сроков объекты недвижимости, к которым причастны дети, автоматически становятся крайне нежеланными участниками рынка. Слишком часто затягиваются, а то и вовсе срываются в последний момент сделки, растянутые во времени. Кроме того, не каждый продавец квартиры, в которую въезжают детки в результате сделки, согласится хлопотать о представлении внушительного пакета документов по своему жилью, заблаговременно заказывать справки, писать какие-то гарантийные обязательства.

К конфликтам и недоразумениям приводит и отсутствие установленных нормативов, на основании которых можно было бы судить о том, не ущемляются ли права ребенка. Посему каждый инспектор, готовящий документы на комиссию, анализирует ситуацию в силу собственного разумения, основываясь на личном, часто субъективном, взгляде на вещи. Не спешите обвинять его в выдвижении парадоксальных требований с целью вымогательства. Вы же не знаете, чего ему по долгу службы пришлось насмотреться! А обжегшись на молоке, он теперь и на воду дует. Поэтому спокойно разъя-сните ему ситуацию, заблаговременно подготовив документы для обоснования вашего обращения. Кроме того, единых правил, утвержденных для всех муниципальных образований, не существует — планируя сделку, заранее уточняйте нюансы процедуры и список требуемых документов в местной администрации конкретного округа.

Парадоксальный результат законодательных инициатив

Так что, изменения в законе оказались палкой о двух концах: нисколько не упростив процедуру для благополучных семей с детьми — собственниками жилья, они увели в тень судьбу несовершеннолетних, проживающих с родителями «на правах регистрации».

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ» отменило норму, в соответствии с которой ранее требовалось согласовывать с ООП любую сделку с жилплощадью, где дети были всего лишь зарегистрированы. Но вот парадокс! Вместо того чтобы обрадоваться наставшей свободе, нынче уже покупатели и риэлторы по собственной инициативе (или по совету осторожного и вдумчивого нотариуса) нередко настаивают на том, чтобы планируемая сделка с жильем, в котором «прописан» ребенок, была подвергнута пристальному рассмотрению специалистами ООП.

Почему? Прежде всего потому, что внесение «усовершенствований» в Гражданский кодекс (ст. 292) затронуло только те случаи, когда отчуждается недвижимость, в которой зарегистрированы несовершеннолетние дети собственников (и то, если жилье было родителями ранее приобретено иным способом, нежели через приватизацию).

Новые изменения в законодательстве оказались не согласованы с сохраненными нормами. Статья 37 ГК РФ осталась прежней. А в соответствии с нею всякий отказ от прав несовершеннолетнего в результате действий его законных представителей должен сопровождаться контролем органов опеки и попечительства. В результате, многие юристы и нотариусы утверждают: статья 292 вступила в прямое противоречие со статьей 37 того же ГК РФ и статьей 60 Семейного кодекса.

Речь идет обо всех сделках по объектам недвижимости, в которых зарегистрированы дети, не являющиеся собственниками. Раз участие органа опеки не требуется, надзор за такими сделками теперь вообще не проводится. А значит, можно ожидать следующей волны злоупотреблений, когда дети социально ущербных родителей (хоть те и не лишены родительских прав) останутся на улице — родители продадут жилье, выпишутся с детьми из одного помещения, а в другое «забудут» малышей зарегистрировать. А то и вовсе ничего не приобретут взамен, спустив или «потеряв» денежки. Последствия ясны: покупатель окажется втянутым в длительное судебное разбирательство с не всегда предсказуемым результатом.

Если не в ООП, то куда?

Дабы нейтрализовать последствия правовой неразберихи, многие нотариусы разработали и внедрили новый механизм подстраховки. Вместо «незаконного» похода в ООП продавцы недвижимости, вместе с которыми зарегистрированы их несовершеннолетние дети, пишут у нотариуса обязательство. Это нотариальное действие является, по сути, односторонней сделкой, влекущей за собой определенные правовые последствия. Суть обязательства — перерегистрировать детей по новому адресу пребывания родителей, обеспечив их нормальными условиями проживания. Только так можно рассчитывать, что дети не «потеряются» и в дальнейшем не станут проблемой для нового собственника недвижимости.

Однако жестко обязать нотариусов следовать данной практике никто не может — новшества в законе придали таким заявлениям статус добровольных, регистрирующие органы их не требуют. Тем не менее, покупателям недвижимости «с прописанными детками» следует учесть возможность оформления подобного документа и пользоваться ею, даже если нотариус, к услугам которого они прибегают, сам не предлагает этой меры.