Пояснительная записка театрального кружка в школе

Программа театрального кружка в начальной школе

Программа театрального кружка в начальной школе

Дети должны жить в мире красоты и фантазии, сказки, музыки, творчества.

Рабочая программа по курсу «Театральный кружок Петрушка» составлена на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования ,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, планируемых результатов начального общего образования, примерных программ внеурочной деятельности «Начальное и основное образование». В. А. Горский, Москва «Просвещение» 2011г., «Методический конструктор». Внеурочная деятельность школьников. Москва «Просвещение»

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр .

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно — игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

В то же время театральное искусство (театрализация)

способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.

Предлагаемая программа имеет общий объём 34 часа (1 класс).

Цель — воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.

— формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

— развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

— развивать воображение, выразительность речи;

— пополнять словарный запас, образный строй речи;

— формировать способность строить диалог друг с другом;

— знакомить детей с терминологией театрального искусства.

Ожидаемые результаты программы

В результате освоения этой деятельности школьники

— приобретут знания о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут формироваться навыки зрительской культуры; будет развиваться художественный вкус, расширяться общий кругозор, пополнится словарный запас;

— овладеют практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот;

— приобретут умения оценивать театральное искусство (выражение собственного мнения при посещениях театра);

— научатся отличать понятие «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.

ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)

Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.

Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.

Ершова А.П. Уроки театра в школе.

Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.

Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании.

Тематическое планирование (33 часа)

Вводное занятие «За кулисами кукольного театра». Инструктаж по технике безопасности.

Основы актёрского мастерства: дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декломации. Импровизация. Импровизация. Диалог. Монолог.

Выбор пьесы для спектакля. Выразительное чтение пьесы «Советы здоровья». Беседа о прочитанном. Понравилась ли пьеса? Кто из героев понравился? Хотелось ли вам сыграть эту пьесу? Главная мысль пьесы. Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении? Упражнения и игры на развитие воображения?

Распределение ролей и чтение произведения учащимися: определить количество действующих лиц в пьесе; эмоциональное состояние персонажа; его характер. Развитие речевого дыхания и артикуляции.

Отработка чтения каждой роли: прочитать чётко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правильное дыхание; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за «него» и почему именно так. Упражнения и игры на внимание.

Отработка чтения каждой роли, репетиции за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок.

Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда.

Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку, голову на указательный палец руки, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребёнком. Развитие дикции на основе скороговорок.

Обучение работы над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформление, декор деталей, подача бутафории, помощь друг другу при управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

Показ пьесы детям и родителям.

Выбор пьесы «Как снеговики солнце искали» Т. Н. Караманенко. Беседа о прочитанном. Понравилась ли пьеса? Кто из героев понравился? Чтение пьесы вслух. Определение места и времени действия. Характеристика действующих лиц и их взаимоотношений. Распределение ролей. Читка по ролям за столом.

Читки по ролям, глубокий детальный разбор пьесы.

Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

Генеральная репетиция. Звуковое оформление пьесы.

Пояснительная записка. Рабочая программа театрального кружка «Лукоморье» предназначена для осуществления художественно-эстетического развития детей

2 Пояснительная записка. Рабочая программа театрального кружка «Лукоморье» предназначена для осуществления художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста на базовом уровне. Рабочая программа составлена на основании программы «Театр- Творчество-Дети» Н.Ф. Сорокиной. Обновление раздела «культура техники речи» введено из программы: «Театр и дети» под редакцией Э.Г. Чуриловой, 2003 год издания, освоение различных видов театра взято из учебного пособия «Кукляндия» М.И. Родиной, А.И. Бурениной, 2008 год издания. Актуальность. Использование театра в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию. Театральную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Данная программа сочетает возможности нескольких видов искусств музыки, актёрского игры, живописи, танца, литературы, С точки зрения гуманистической позиции все дети одаренные, и задача педагога раскрыть талант каждого ребёнка, дать ему возможность поверить в себя, прочувствовать свою успешность, особенно детям логопедических групп. Цель — приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, Задачи программы: 1. Воспитать гуманные чувства у детей: формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. 2. Формировать умение работать в команде: Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива; закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей; развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

Ознакомьтесь так же:  Дети от первого брака имеют право на наследство

3 поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. 3. Развить способности и приобщить к театральному искусству: Последовательно знакомить детей с различными видами театра; Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях. Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски; Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал; Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене. Интеграция образовательных областей: Базовая образовательная область социализация. «Чтение художественной литературы», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, и самостоятельной театрализованной деятельности. «Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей. «Познание», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли. «Музыка», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпевки. «Коммуникации» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция. «Физическая культура» использование подвижных-сюжетных игр. «Социализация» использование дидактических игр. «Труд» участие в спектаклях, подготовка к ним- это уже огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке и после художественного творчества. Организация занятий. Театральные занятия проводятся с детьми 4-6 лет без какого-либо отбора. Программа рассчитана на 3 месяца (летний период). Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей.

4 Содержание программы Виды деятельности Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи Основы театральной культуры Основы кукловождения Программные задачи Содержание работы Репертуар Развивать зрительное и слуховое внимание, память наблюдательность Учиться снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими Развивать умение произвольно реагировать на команды. Развивать умение пользоваться жестами и мимикой. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц Развивать умение равномерно двигаться по залу, не сталкиваться друг с другом. Уметь произвольно двигаться на музыкальный сигнал. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию. Учить делать диалог, подбирать слова по общим признакам и определение к словам Активизировать познавательный интерес. Познакомить с главными театральными профессиями: актер, режиссер,художник, композитор. Подведение детей к пониманию театральной игры как представление для зрителей. Познакомить с различными театральными куклами штоковые, варежковые, пальчиковый) Игры: эстафета, знакомство, кто во что одет? Весёлые обезьянки, вышивание, внимательные матрёшки. Игры и упражнения: Самолёты и бабочки, Первая потеря, Осенние листья, Бабочки, Считалочка, Муравьи, Огонь и лёд, Мокрые котята, Кактус и ива, Мишка идёт. Игры и упражнения: Мыльные пузыри, Весёлый пятачок, Колокольчик, Вопрос-ответ, Вкусные слова. Беседа диалог с детьми о создателях спектакля? Зачем нужны декорации? Музыка? Что делает режиссер, актер? Упражнение мин и сценки: «Кто тебя обидел пеорвый?», «Лимония и Малышка», Музыка П.И. Чайковского «Времена года», Грибоедова «Вальс», Р. Шумана «Первая потеря», М. Глинки «Вальс фантазия» Русские народные скороговорки: Пекла для Варюшки, Чешу, чешу волосыньки, Эй Ванюша посмотри. Театральный словарь: актер, режиссер, художник, композитор, костюмы, декорации. Диск 1-2 М.И. Родина «Пенёк теремок», «На полянке»

5 Учебный план Разделы Объём образовательной деятельности теория практика Общее количество Вводное 1 1 Театральная игра 3 3 Ритмопластика Культура и техника речи 2 2 Основы кукловождения Основы театральной культуры 1 1 Итого п/п 1 Тема Знакомство друг с другом, знакомство с театром. Календарно- тематический план Содержание Знакомство друг с другом. Игра «Эстафета», игра «Знакомство», игра «Кто во что одет?». Знакомство с театром. Что такое театр?, Виды театра. Просмотр картинок и видео роликов. 2 Как работает в театре «Закулисье» Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с театром изнутри. Беседа просморта ролика. 3 Мимика и жесты. Театральные игры: «Весёлые обезьянки», «Внимательные иатрешки», «упражнения с предметами», «Вышивание», «Конкурс лентяев» 4 Знакомство с варежковым театром 5 Сила голоса и речевое дыхание Самостоятельная деятельность. Освоение навыками. Упражнения, мини сценки «Пенек теремок», «На полянке», «Кто кого обидел первый?» Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Веселый пяточок», «Колокольчик», «Вопрос ответ», «Вкусные слова». 6 Пантомима Этюды: «Мишка идет», «Мокрые котята», «Кактус и Ива», «Осенние листья», «Бабочки и Муравьи» 7 Знакомство со штоковыми куклами Упражнения мини сценки: «Как тебя зовут?», «Лимония и Малышка». 8 Драмматизация. Игры и упражнения: «Мыльные пузырьки», «Веселый пяточок», «Колокольчик», «Вкусные слова». Инсценировка сказки «Теремок», «Курочка Ряба»

6 9 Знакомство с произведением «Когда солнышко проснется? Автор С. Мерзлякова 10 Подготовка к инсценировке сказки «Когда солнышко проснется? 11 Подготовка к инсценировке сказки «Когда солнышко проснется? 12 Театральное представление Чтение, беседа, распереление ролей, сказки «Когда солнышко проснется?» Разучивание ролей детьми. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки. Закрепление умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. Показ спектакля детям и родителям. Ожидаемые результаты освоения программы: Ребенок умеет — произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышщ. — ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке. — двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки. — коллективно и индивидуально передавать заданий ритм по кругу или цепочке. — создавать пластические импровизации под музыку разного характера. — находить оправдание заданной позе — сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. — прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. — согласовывать диалог между сказочными героями. Оборудование: 1.Театральная ширма 2.Разные виды кукольных театров: — пальчиковый — штоковый — масочный — варежковый 3. Ноутбук, колонки. 4. Костюмы.

7 Список литературы. 1. Сорокина. Программа «Театр-Творчество — Дети» образования и музыкальных руководителей детских садов — пособие для воспитателей, педагогов дополнительного- М.:АРКТИ, Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду — М : ТЦ Сфера, Родина М.И. Буренина А.И. Кукляндия: учебно-методическое пособие по театральной деятельности.- СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, Мастрюкова. Т.Е. Организация деятельности театрального кружка. Журнал «Справочник старшего воспитателя» Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М.: ТЦ Сфера, Картушина М.Ю. Музыкальные сказки о зверятах.- М.: Издательство «Скрипторий2003».

Программа театрального кружка «Творческая мастерская»

Введение

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В составленной программе кружка «Творческая мастерская» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Кружок «Творческая мастерская» — это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

На кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств — способствует развитию индивидуальности ученика.

Пояснительная записка

Программа кружка «Творческая мастерская» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.

Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоцености и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.

Театральный кружок «Творческая мастерская» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Занятия в кружке «Творческая мастерская» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Ознакомьтесь так же:  Страховая компания нижнекамск осаго

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, сто предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
  • Формирование общей культуры;
  • Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.

В результате освоения программы театрального кружка «Творческая мастерская» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года они должны:

  • Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
  • Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;
  • Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Методические рекомендации к организации занятий по программе театрального кружка «Творческая мастерская»

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельной решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» — по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

Программа театрального кружка «Колобок»

Программа театрального кружка «Колобок» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ СОШ им. И.Ф. Самаркина с. Новая Кармала, авторской программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Ганелина Е.Р., образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

Театр — это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр — симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла­ми.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на формирование личностных и метапредметных результатов, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Программа способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Целью программы является эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

— знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

— поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

— совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

— развитие речевой культуры;

— развитие эстетического вкуса.

-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Место курса в плане внеурочной деятельности.

Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, на 4 года обучения.

На реализацию театрального кружка «Колобок» в 1 классе – 66 ч, во 2—4 классах отводится по 68 ч в год (2 час в неделю). Занятия проводятся по 35-40 минут .

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.

Особенности реализации программы:

Программа включает следующие разделы

Роль театра в культуре.

Занятия сценическим искусством.

Просмотр профессионального театрального представления.

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы занятий — групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

экскурсии в театр и музеи,

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, — все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Ознакомьтесь так же:  Как платить алименты если в отпуске без содержания

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Планируемые результаты освоения программы:

1.1правилам поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

1.2 различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

1.3 чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

1.4 рассказывать наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся будут уметь

1.5 владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

1.6 действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

1.7 произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

1.8 произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

1.9 произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

1.10 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

строить диалог с партнером на заданную тему;

1.11 подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

2.1 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

2.2 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

2.3 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

2.4 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

3.1 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

3.2 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

3.3 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

3.4 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

4.1 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

4.2 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

4.3 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

5.1. включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

5.2. работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

5.3. обращаться за помощью;

5.4. формулировать свои затруднения;

5.5. предлагать помощь и сотрудничество;

4.6. слушать собеседника;

5.7. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

5.8. формулировать собственное мнение и позицию;

5.9. осуществлять взаимный контроль;

5.10. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание программы (270 часов)

Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.

1 раздел. Роль театра в культуре.

На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия — игра «Театр – экспромт».

Беседы о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Дети приобретают навыки ,необходимые для верного сценического общения ,участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции(«Немое кино» «Мультяшки — анимашки») Знакомятся с древнегреческим ,современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами .Знакомятся с создателями спектакля: писатель ,поэт, драматург.

2 раздел. Театрально-исполнительская деятельность.

Упражнения ,направленные на развитие у детей чувства ритма .Образно-игровые упражнения (поезд, мотылек ,бабочка.).Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы( огонь снег).Основы актерского мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык жестов .Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог.

3 раздел. Занятия сценическим искусством.

Упражнения и игры: превращения предмета превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна. Игры одиночные . Дети выполняют этюды по картинкам .На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации. Концентрации внимания, дыхания.

4 раздел. Освоение терминов.

Знакомятся с понятиями : драматический ,кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.

5 раздел. Просмотр профессионального театрального спектакля .Посещение театра ,беседа после просмотра спектакля .Иллюстрирование.

6 раздел. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)

базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

7 раздел. Основы пантомимы.

Дети знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство.

Рабочая программа школьного театрального кружка «Актерское мастерство»

Описание разработки

Пояснительная записка.

Рабочая программа школьного театрального кружка составлена на основе Образовательной программы «Театр» (вариант наполнения художественно-эстетического профиля). Автор Е. И. Косинец. М.: МИОО.2014 года в соответствии с ФГОС ООО.

Программа «Актёрское мастерство» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 5-7классах.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

Театр — это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.

Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива , расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр — симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

Актуальность.

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Структура программы:

В программе выделено два типа задач.

Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

— знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

— поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

— совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

— развитие речевой культуры;

— развитие эстетического вкуса.

— воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов, на 2 года обучения.

На реализацию театрального курса отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут.