Полномочия правительства республики казахстан

Назначение и прекращение деятельности Правительства Республики Казахстан

Саниязова Еркемай Казбековна,

Абубакирова Гульнур Муратбековна,

Утегенова Гульзат Амандыковна

Преподаватели КГУ им.Коркыт Ата

Назначение и прекращение деятельности Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан возглавляет Премьер-министр, полномочия которого закреплены в Конституции и в указе Президента о Правительстве. Кстати, в мировой практике в зависимости от того, перед кем зависимо правительство республики, принято делить на парламентские и президентские, а монархии на конституционные и абсолютные. Премьер – министр выполняет и другие полномочия, возложенные на него законами

При утверждении Президентом Премьер – министра на должность, последний предлагается на рассмотрение Парламента программа нового Правительства. Приведем отдельные статьи в средствах массовой информации о предыдущем правительстве Республики Казахстан.

Министры, председатели государственных комитетов являются членами правительства. Они осуществляют руководство соответствующими министерствами и государственными комитетами, несут ответственность за состояние дел в отраслях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении соответствующих министерств и государственных комитетов. Вместе с тем члены правительства коллегиально ответственны за решение, принимаемые правительством, даже если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии.

Возглавляя исполнительную систему Республики Казахстан, правительство вступает в отношения с другими ветвями государственной власти.

Правительство образуется Президентом, который утверждает структуру и состав правительства. Члены правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом республики. Оно регулярно информирует Президента о выполнении своей программы, поручений Президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента. Правительство само разрабатывает и представляет на утверждение Президента государственные социально-экономические и научно – технические программы. Оно согласовывает с Президентом планы законодательных работ. Президент отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов правительства. Эту работу Президент может осуществлять по собственной инициативе, по предложению Генерального Прокурора.

Отношение Правительства с Парламентом. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Это право реализуется правительством только в Мажилисе Парламента, то есть правительство вносит законопроект в Мажилис путем издания соответствующего постановления. Правительство

Заседание правительства проводятся не реже одного раза в месяц. На них решаются наиболее важные вопросы страны. На практике они созываются Премьер — Министром либо Президентом Республики по мере необходимости с соблюдением указанной нормы. Председательствует на заседаниях Правительства Премьер – Министр, а в его отсутствие – заместитель Премьер — Министра, замещающий его в соответствии с распределением обязанностей. Конституция и Указ «О Правительстве Республики Казахстан» предусматривает случаи, когда на заседаниях Правительства может председательствовать Президент РК. Основанием для этого является рассмотрение особо важных вопросов. Отнесение того или иного вопроса к категории особо — важных, является прерогативой Президента РК.

Кворум, необходимый для правомочности заседаний Правительства РК, составляет две третьих его членов. Члены Правительства участвуют в заседании лично без права замены. Это значит, правом решающего голоса при принятии решений Правительства пользуются только его члены. Заместители министров участвующие на заседании, правом голоса не обладают.

В соответствии с Конституцией одним из полномочий правительства является выработка мер по проведению внешней политики республики. Правительству РК как органу общей компетенции подчинены центральные органы исполнительной власти социальной компетенции. Некоторые из них по ряду вопросов непосредственно подчинены Президенту РК. Особенно широки полномочия Президента как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами. Пока нет законов, четко определяющий статус Правительства и других центральных органов исполнительной власти, практика государственного строительства основывается на том положении, что Президент, как Глава государства и гарант Конституции РК вправе принять решение по любому вопросу, связанному с организацией и функционированием исполнительной власти, за исключением тех, которые Конституцией, конституционными законами к исключительным полномочиям Правительства РК и его главы.

Правительство прекращает свои полномочия в следующих случаях: избрание нового президента Республики Казахстан, правительство и любой его член вправе заявить президенту республики о своей отставке при невозможности дальнейшего осуществления возложенных на них функций, при выражении парламентом вотума недоверия правительству

Президент республики в десятидневный срок рассматривает о принятии или отклонении отставки. Принятие отставки означает прекращение полномочий правительства либо соответствующего его члена. Принятие отставки премьер – министра означает прекращение полномочий всего правительства.

При отклонении отставки правительства или его члена президент поручает ему дальнейшее осуществление его обязанностей. При отклонении отставки правительства, заявленной в связи с его выражением ему парламентом вотума недоверия, президент вправе распустить парламент. Президент республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий правительства и освободить от должности его членов. Освобождение от должности премьер –министра означает прекращение полномочий всего правительства.

Неразрывно с правовым положение всего правительства исследование советского и нынешнего периода рассматривали правовое положение всего аппарата. Конституция РК определяет правительство органом, осуществляющим исполнительную власть, канцелярия премьер –министра, согласно положения о ней, государственное учреждение, осуществляющее информационно-аналитическое, юридическое и материально- техническое обеспечение правительства. Поэтому не нужно путать правительство- руководящий орган исполнительной власти и его аппарата- юридическое лицо, которое и представляет его в своей деятельности. Поскольку деятельность правительства неразрывно связана с деятельность аппарата канцелярии премьер-министра, а правовое положение последнего за годы независимости изменилось несколько раз, его именовали государственным органом, исполнительно-распорядительным органом или государственным учреждением. Информационно-аналитическое, правовое, организационное, протокольное, консультативное, материально-техническое и иное обеспечение премьер-министра и правительства определено одной из функций канцелярии премьер – министра. Эти аспекты деятельности канцелярии также необходимо учитывать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кулекеев Ж.А., Смаилов А.А. Тенденция экономического развития Республики Казахстан на фоне некоторых стран СНГ //Саясат, Информационно – аналитический бюллетень, 2007, №1

2. Конституция РК, с изменениями и дополнениями внесенными Законом РК от 7 октября 1998 г. № 284-1

3. Мухамеджанов Б. «Ветви разные, власть одна». // Казахстанская Правда, 30 августа, 2011 г.

4. Максутбек Р. Приватизация предприятий позитивно отразилась на их деятельности. //Новое поколение, 1998, 11 марта.

Раздел V. Правительство

1. Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью.

2. Правительство является коллегиальным органом и в своей деятельности ответственно перед Президентом Республики и Парламентом.

3. Члены Правительства подотчетны Палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6) статьи 57 Конституции.

4. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются конституционным законом.

1. Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

2. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Премьер-Министром Республики в десятидневный срок после назначения Премьер-Министра.

3. Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана.

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; по согласованию с Президентом Республики утверждает государственные программы, а также обеспечивает их исполнение;

2) представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета;

3) вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов;

4) организует управление государственной собственностью;

5) вырабатывает меры по проведению внешней политики Республики;

6) руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов;

7) отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов Республики;

Ознакомьтесь так же:  Вынужденное увольнение по соглашению сторон

8) исключен Законом РК от 10.03.2017 № 51-VI;

9) Исключен Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года № 284-І ЗРК.

9.1) по согласованию с Президентом Республики утверждает единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета;

10) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Премьер-Министр Республики Казахстан:

1) организует и руководит деятельностью Правительства, персонально отвечает за его работу;

2) Исключен Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-ІІІ ЗРК.

3) подписывает постановления Правительства;

4) докладывает Президенту и Парламенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

5) выполняет другие функции, связанные с организацией и руководством деятельностью Правительства.

1. Члены Правительства самостоятельны в принятии решений в пределах своей компетенции и несут персональную ответственность перед Премьер-Министром Республики за работу подчиненных им государственных органов. Член Правительства, не согласный с проводимой Правительством политикой или не проводящий ее, подает в отставку либо подлежит освобождению от занимаемой должности.

2. Члены Правительства не вправе быть депутатами представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, за исключением случаев, когда это является их должностными обязанностями в соответствии с законодательством.

1. Правительство Республики Казахстан по вопросам своей компетенции издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики.

2. Премьер-Министр Республики издает распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики.

3. Постановления Правительства и распоряжения Премьер-Министра не должны противоречить Конституции, законодательным актам, указам и распоряжениям Президента Республики.

1. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом Парламента Республики.

2. Правительство и любой его член вправе заявить Президенту Республики о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций.

3. Правительство заявляет Президенту Республики об отставке в случае выражения Мажилисом Парламента или Парламентом вотума недоверия Правительству.

4. Президент Республики в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки.

5. Принятие отставки означает прекращение полномочий Правительства либо соответствующего его члена. Принятие отставки Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства.

6. При отклонении отставки Правительства или его члена Президент поручает ему дальнейшее осуществление его обязанностей.

7. Президент Республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства.

Закон Республики Казахстан от 09.04.1993 года
«ОБ ОБОРОНЕ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН [утратил силу]»

Раздел III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ И РУКОВОДСТВО ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ, ДРУГИМИ ВОЙСКАМИ И ВОИНСКИМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ

Статья 15. Полномочия Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

разрабатывает основные направления политики государства н области обеспечения его обороноспособности, безопасности и организует их осуществление;

утверждает нормы снабжения и определяет объем материально — технических ресурсов, продовольствия, вещевого и другого имущества, объем ассигнований для нужд обороны и Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

организует обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан оружием, военной техникой и материально — техническими ресурсами;

обеспечивает выполнение государственных программ и планов развития вооружений;

руководит созданием инфраструктуры Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

устанавливает ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также ежегодное количество военнообученных специалистов, подлежащих подготовке и переподготовке; осуществляет общее руководство подготовкой допризывников и призывников к военной службе и призывом граждан на военную службу и накоплением военнообученных ресурсов, издает постановления о призыве военнообязанных на сборы;

утверждает Правила о порядке ведения воинского учета военнообязанных и призывников, Правила прохождения военной службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан и службы в запасе;

создает комиссию по вопросам бронирования рабочей силы за организациями, независимо от форм собственности;

создает и упраздняет высшие и средние военно — учебные заведения, научно — исследовательские организации Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан военные кафедры высших учебных заведений, республиканские военные школы, военные представительства на предприятиях промышленности, а также утверждает положения об их деятельности;

утверждает положения о местных органах военного управления;

руководит гражданской и территориальной обороной;

организует разработку мобилизационных планов экономики, устанавливает министерствам, агентствам и организациям, независимо от форм собственности, задания по накоплению и сохранению мобилизационных резервов и мобилизационных мощностей в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

утверждает положение о военно — транспортной обязанности министерств, агентств, организаций, независимо от форм собственности;

руководит мобилизационной подготовкой экономики, мобилизационным развертыванием и переводом ее на режим работы в условиях военного времени, издает нормативные акты военного времени;

устанавливает задания по подготовке и передаче в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан средств транспорта, связи, других материально — технических средств при объявлении мобилизации и в военное время, возлагает иные мобилизационные задания;

организует контроль за экспортом оружия и военной техники, стратегических материалов, передовых технологий и продукции двойного назначения;

принимает решения о создании на территории Республики Казахстан оборонных объектов и порядке пользования ими;

устанавливает порядок передачи, сдачи в аренду, реализации утилизации оружия, военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества;

устанавливает по согласованию с Государственным комитетом Республики Казахстан по государственному имуществу порядок передачи, сдачи в аренду, продажи и ликвидации оружия, военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества, представленных Министерством обороны;

принимает решения по вопросам социальных и правовых гарантий военнослужащих, лиц, уволенных в запас или в отставку, их семей, а также семей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести или попавших в плен при выполнении служебных обязанностей;

устанавливает льготы для гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

утверждает качественные требования и порядок технической приемки продукции, изготовляемой по государственному оборонному заказу.

Правительство Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан. Правительство является высшим органом исполнительной власти. Оно возглавляет систему исполнительных органов, в которую входят министерства, агентства, комитеты, местные исполнительные органы – областные, районные и городские акиматы. Президент с согласия Парламента назначает Премьер-министра, освобождает его от должности; по представлению Премьер-министра определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности его членов; образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы; принимает присягу членов Правительства. Правительство разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка; представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении; вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов; организует управление государственной собственностью; разрабатывает меры по проведению внешней политики. Премьер-министр организует и руководит деятельностью Правительства, отвечает за его работу; докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства; подписывает постановления. Члены Правительства самостоятельно принимают решения в пределах своих полномочий. Они несут ответственность за работу подчиненных им органов перед Премьер-министром.

Каждая палата Парламента вправе заслушивать отчеты членов Правительства по вопросам их деятельности. В случае неисполнения членом Правительства законов депутаты могут обратиться к Президенту с предложением об освобождении его от должности. Правительство в рамках своей компетенции принимает постановления, которые имеют обязательную силу на всей территории государства. Вновь образованное Правительство разрабатывает программу своей деятельности и представляет об этом доклад в Парламент. Если Парламент отклоняет программу Правительства, оно в течение двух месяцев представляет программу повторно. Если Парламент двумя третями голосов от общего числа депутатов повторно отклонит программу, это означает вотум недоверия Правительству.

Ознакомьтесь так же:  Подоходный налог при покупке комнаты

Правительство обладает правом законодательной инициативы. Правительство составляет план законопроектной работы, в соответствии с которым представляет в Мажилис Парламента проекты законов. В подготовке законопроектов принимают участие министерства, государственные комитеты, первые руководители которых несут ответственность за их качество.

Правительство выполняет поручения Президента о внесении законопроектов в Мажилис Парламента. Правительство выполняет и внешние функции. Оно принимает решения о реализации международных соглашений, осуществляет меры по развитию внешних отношений в области торговли, финансов, образования, науки и т. д. Правительство Республики Казахстан действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Работу Правительства Республики Казахстан координирует Канцелярия Премьер-министра, являющаяся государственным органом, осуществляющим функции контроля над деятельностью министерств и ведомств Казахстана.

Основными задачами Канцелярии являются: информационно-аналитическое, организационно-правовое, документационное обеспечение деятельности Премьер-министра и Правительства Республики Казахстан; реализация единой государственной политики в области защиты государственных секретов и координация деятельности государственных органов и организаций по защите государственных секретов и обеспечению информационной безопасности. Также Канцелярия осуществляет координацию деятельности государственных органов в процессе подготовки и исполнения актов Правительства и Премьер-министра и контроль за сроками исполнения актов и поручений Главы государства, данных Правительству, решений Правительства и Премьер-министра, поручений Премьер-министра. В Правительство Республики Казахстан входят 17 министерств. Министерство иностранных дел (МИД) Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим внешнеполитическую деятельность и возглавляющим единую систему органов дипломатической службы Республики Казахстан. Основными задачами Министерства являются: разработка концепции и основных направлений внешней политики Республики Казахстан и представление соответствующих предложений Президенту и Правительству Республики Казахстан; реализация внешнеполитического курса Республики Казахстан, содействие осуществлению внешнеэкономической политики и укреплению международного авторитета Республики Казахстан; защита прав и интересов Республики Казахстан, ее граждан и юридических лиц за рубежом.

Также к ведению МИД относятся: реализация дипломатическими средствами и методами усилий Республики Казахстан по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности; обеспечение дипломатическими средствами и методами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ Республики Казахстан, ее политических, торгово-экономических и иных интересов во взаимоотношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Также МИД осуществляет разработку предложений для Президента РК по внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии Казахстана и реализацию международных инициатив Президента. Министерство обороны Республики Казахстан осуществляет руководство Вооруженными Силами, решает задачи, связанные с обороной страны, разработкой концепций строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, проводит единую военно-техническую политику в государстве, разрабатывает государственную программу развития вооружения и военной техники, предложения по государственному оборонному заказу и ассигнованиям на нужды обороны, осуществляет материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил и организует взаимодействие с государственными органами по вопросам обороны страны.

Главным органом управления Вооруженными Силами государства в мирное и военное время является Комитет начальников штабов ВС РК. Он координирует разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, их оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, организует и осуществляет оперативно-стратегическое планирование применения и взаимодействия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также разрабатывает план оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.

Руководство обеспечением военной безопасности государства в период угрозы и в военное время, порядок создания и функционирования органов государственного и военного управления военного времени регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами Республики Казахстан. Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан – центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию по вопросам разработки и реализации государственной политики в сфере транспорта и коммуникаций. Основными задачами Министерства транспорта и коммуникаций являются: формирование государственной политики в области транспорта и коммуникаций, а также создание эффективного и технологически обновленного транспортно-коммуникационного комплекса для удовлетворения потребностей экономики и общества в транспортных и коммуникационных услугах.

Министерство имеет ведомства: Комитет развития транспортной инфраструктуры, Комитет путей сообщения, Комитет гражданской авиации, Комитет транспортного контроля. Основными функциями Министерства транспорта и коммуникаций являются: формирование государственной политики в сфере транспорта и коммуникаций; разработка государственных и отраслевых программ развития транспортно-коммуникационного комплекса; разработка законодательных актов, предложений по совершенствованию применения законодательства, а также разработка и принятие нормативно-правовых актов в области транспортно-коммуникационного комплекса по вопросам, входящим в компетенцию министерства.

Кроме того, к его функциям относятся: разработка и принятие технических условий и иных нормативов в транспортно — коммуникационном комплексе – по вопросам, входящим в компетенцию министерства; разработка прогнозов и своевременное качественное обеспечение потребностей государственных нужд и экономики в перевозках и коммуникациях.

Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан занимается созданием и развитием системы государственного планирования, способствующей эффективной реализации приоритетов социально-экономического развития Республики Казахстан. Основными задачами Министерства экономики и бюджетного планирования являются: формирование стратегических целей и приоритетов, основных направлений социально-экономического развития Казахстана; формирование государственной фискальной, таможенной и бюджетной инвестиционной политики во взаимодействии с приоритетами социально-экономического развития и денежно-кредитной политикой государства, а также политики в сфере международных экономических и финансовых отношений. Кроме того, Министерство экономики и бюджетного планирования формирует государственную политику в сфере управления государственными активами в секторах экономики. Министерство культуры и информации Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Казахстана, осуществляющим руководство в названных сферах. Основной задачей данного министерства является формирование государственной политики в областях культуры, информации, внутриполитической стабильности, межнационального согласия, развития языков, архивного дела и документации, книгоиздания, полиграфии. Министерство имеет в своем составе Комитет культуры, Комитет информации и архивов, Комитет по языкам.

Министерство здравоохранения Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство в сфере охраны здоровья граждан, медицинского и фармацевтического образования. Основными задачами Министерства здравоохранения являются: разработка государственной политики в области охраны здоровья населения, медицинской науки, медицинского и фармацевтического образования; организация обеспечения в соответствии с законодательством получения гражданами бесплатной медицинской помощи в пределах гарантированного государством объема. Кроме того, к ведению данного министерства относится организация обеспечения населения и лечебно — профилактических организаций безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами. Министерство имеет ведомства: Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Комитет фармации и Комитет по контролю за качеством медицинских услуг. Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий, управления водными ресурсами, ресурсами растительного и животного мира.

Кроме того, Министерство сельского хозяйства осуществляет координацию работы в области сельскохозяйственного машиностроения, ветеринарии, фитосанитарии, племенного животноводства, мелиорации, ирригации и дренажа, обрабатывающей промышленности в части производства пищевых продуктов. В состав данного министерства входят: Комитет по водным ресурсам, Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан осуществляет руководство, а также меж отраслевую координацию в сфере трудовых и социальных отношений. Основными задачами Министерства являются: формирование государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда, занятости, социального партнерства, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения, социального страхования и регулирования миграционных процессов в пределах своей компетенции. Министерство имеет территориальные органы в областях, городах Астане и Алматы. Также в его состав входит Комитет по миграции. Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, осуществляющим формирование государственной политики, координацию процесса управления в сферах энергетики, минеральных ресурсов, нефтегазовой, нефтехимической и атомной промышленности, а также энергосбережения, использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии.

Основной задачей данного Министерства является обеспечение устойчивого развития экономики Казахстана. Также Министерство разрабатывает программы развития топливно-энергетического комплекса страны, обеспечивает развитие топливно-энергетического комплекса и энергетическую безопасность и независимость Республики Казахстан. Кроме того, важной функцией этого Министерства является воспроизводство минерально-сырьевой базы, рациональное использование минеральных ресурсов и комплексное развитие нефтехимических производств.

Ознакомьтесь так же:  Как в 1с начислить налог на транспорт

Министерство образования и науки Республики Казахстан осуществляет руководство и межотраслевую координацию в сферах образования и науки. Основными задачами Министерства являются: формирование единой государственной политики в области образования, научной, научно-технической и аэрокосмической деятельности, а также государственной молодежной политики; создание необходимых условий для получения образования; совершенствование организации научных исследований и повышение их конкурентоспособности; обеспечение охраны прав и законных интересов детей. Министерство имеет в своем составе Комитет по надзору и аттестации в сфере образования и науки и Аэрокосмический комитет.

Министерство образования и науки в установленном законодательством порядке осуществляет разработку концепций, стратегий, государственных и целевых программ и планов, направленных на: реализацию государственной политики в сфере образования, научной и научно-технической деятельности, государственной молодежной политики; обеспечение прав и законных интересов детей; формирование политики в сфере управления качеством образования, а также формирование инновационной политики в области образования, научной и аэрокосмической деятельности, развития космического комплекса.

Министерство внутренних дел (МВД) Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство системой органов внутренних дел Республики Казахстан, а также охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности Казахстана. МВД реализует государственную политику в сфере правоохранительной деятельности.

Задачами органов внутренних дел являются: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в том числе в условиях чрезвычайного или военного положения; предупреждение, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений, а также розыск преступников; осуществление предварительного следствия, дознания и административного производства в пределах их компетенции, установленной законодательством.

Кроме того, к компетенции МВД относятся: выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних; государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения; охрана государственных и иных объектов, физических лиц, конвоирование арестованных и осужденных, участие в пресечении актов терроризма, освобождении заложников.

В дополнение к этому МВД осуществляет контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории Республики Казахстан. Деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности, единоначалия, единства системы органов внутренних дел, гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами.

Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере индустриального развития, оборонно-промышленного, научно-технического и инновационного развития страны. Кроме того, данное Министерство координирует развитие торговой деятельности, предпринимательства и защиты конкуренции, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Важной задачей указанного Министерства является создание благоприятных условий для стимулирования частных инвестиций в несырьевом секторе экономики.

Министерство имеет Комитет промышленности и научно-технического развития, Комитет по регулированию торговой и туристской деятельности, Комитет по защите конкуренции, Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Комитет по техническому регулированию и метрологии, Комитет по инвестициям.

Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан осуществляет руководство и межотраслевую координацию по вопросам разработки и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды и управления природопользованием. Основной задачей Министерства является улучшение качества окружающей среды и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития общества. В составе Министерства имеется Комитет природоохранного контроля, а также территориальные органы в организационно-правовой форме государственных учреждений – территориальные управления охраны окружающей среды в областях, городах Астане и Алматы. Министерство в установленном законодательством порядке осуществляет формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды, выработку предложений по формированию единой государственной политики в данной сфере.

Также данное Министерство занимается организацией и совершенствованием системы государственного управления в области охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы, разрешительной, лицензионной и эколого-экспертной деятельности, нормирования и стандартизации в пределах своей компетенции, а также системы экономических методов и механизмов стимулирования рационального природо-пользования и охраны окружающей среды.

Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом государства, осуществляющим руководство в бюджетно-финансовой сфере. Основными задачами данного Министерства являются: обес-печение формирования и реализация государственной политики в области исполнения государственного бюджета, таможенного, налогового контроля, внутреннего финансового контроля и государственных закупок. Кроме того, это Министерство осуществляет государственное регулирование производства и оборота табачных изделий, этилового спирта и алкогольной продукции, отдельных видов нефтепродуктов. Также к его компетенции относятся вопросы банкротства, внесудебной процедуры ликвидации должника, реабилитационных процедур в отношении несостоятельных должников, управления государственной собственностью, бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита.

Министерство имеет Комитет казначейства, Комитет таможенного контроля, Налоговый комитет, Комитет финансового контроля и государственных закупок, Комитет по работе с несостоятельными должниками, Комитет государственного имущества и приватизации. Министерство юстиции Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере законодательно-правового обеспечения деятельности государственных и общественных организаций страны. Основными задачами Министерства юстиции являются: правовое обеспечение деятельности государства; поддержание режима законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан; обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Министерство имеет территориальные органы в областях, городах Астане и Алматы, а также Комитет регистрационной службы, Комитет по правам интеллектуальной собственности, Комитет уголовно-исполнительной системы, Комитет по организации правовой помощи и оказанию юридических услуг. Министерство юстиции в установленном законодательством порядке осуществляет: развитие национального законодательства; организацию законопроектной работы; проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов.

Также к его компетенции относятся: правовое обеспечение подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан; организация правовой помощи и оказания юридических услуг населению; охрана прав интеллектуальной собственности. С недавнего времени к функциям Министерства юстиции относятся вопросы исполнения уголовных наказаний и временной изоляции в следственных изоляторах. Кроме того, данное Министерство ведает вопросами государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нормативных правовых актов, актов гражданского состояния, регистрации граждан, залога движимого имущества, документирования граждан Республики Казахстан. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан осуществляет формирование государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Гражданской обороны. Данное Министерство осуществляет государственный контроль и надзор в области пожарной и промышленной безопасности, безопасности и охраны труда на опасных производственных объектах. Также к его компетенции относится надзор за безопасным ведением работ в промышленности, вопросы формирования и развития государственного материального резерва, обеспечения функционирования и дальнейшего развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации предупреждения и тушения пожаров.

Министерство имеет территориальные органы в областях, городах Астана и Алматы, Комитет по государственному контролю и надзору в области чрезвычайных ситуаций, а также Комитет по государственным материальным резервам. В соответствии с возложенными на него задачами, Министерство осуществляет предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятия по гражданской обороне. Помимо этого, оно занимается разработкой предложений об использовании имеющихся в составе государственных и мобилизационных резервов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, а также об использовании средств из резерва Правительства Республики Казахстан для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство туризма и спорта Республики Казахстан формирует государственную политику в областях туризма и спорта. В последние годы развитие туризма приобретает все большее значение для экономики страны. Развитие любительского и профессионального спорта в Казахстане также является одним из важных направлений деятельности государства, направленной на всестороннее развитие экономики и социальной сферы Казахстана. Министерство имеет в своем составе Комитет индустрии туризма и Комитет по спорту.