Предоставление земельных участков в собственность земельный кодекс

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ в статью 30 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

2.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, — в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — плата за подключение);

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

6. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.

7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

8. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П положение пункта 12 статьи 30 настоящего Кодекса признано не противоречащим Конституции РФ

12. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей статьей, в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

13. Акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ в статью 30 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ статья 30 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу с 1 января 2010 г.

1.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ статья 30 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.2, вступающим в силу с 1 января 2010 г.

1.2. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 2.1 статьи 30 настоящего Кодекса внесены изменения

2.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Ознакомьтесь так же:  Полномочия президента швейцарии

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение (технологическое присоединение) и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 311-ФЗ статья 30 настоящего Кодекса дополнена пунктом 2.2

2.2. Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ статья 30 настоящего Кодекса дополнена пунктом 2.3

2.3. Предоставление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, принимает решение о предоставлении таких земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и заключает с указанной Государственной компанией договор аренды таких земельных участков. Порядок расчета размера арендной платы за такие земельные участки устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ статья 30 настоящего Кодекса дополнена пунктом 2.4

2.4. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования лицам, заключившим договоры об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договоры об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, некоммерческим организациям, созданным субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в аренду без проведения торгов и без предварительного согласования мест размещения объектов.

Размер арендной платы по договору аренды такого земельного участка устанавливается в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок. В случае изменения размера ставки земельного налога размер арендной платы подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке.

3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, — в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в подпункт 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса внесены изменения

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее — кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — плата за подключение (технологическое присоединение));

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

Информация об изменениях:

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ подпункт 2 пункта 5 статьи 30 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

Информация об изменениях:

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

6. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.

7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

8. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П положение пункта 12 статьи 30 настоящего Кодекса признано не противоречащим Конституции РФ

12. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей статьей, в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

13. Акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ статья 30 настоящего Кодекса дополнена пунктом 14

14. Земельный участок в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории предоставляется для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения таких объектов лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны, в аренду на основании заявления о предоставлении земельного участка. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ статья 30 настоящего Кодекса дополнена пунктом 15

15. Земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу на праве собственности, может передаваться по соглашению с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в государственную или муниципальную собственность в случае, если такой земельный участок:

1) занят объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур;

2) предназначен в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ статья 30 настоящего Кодекса дополнена пунктом 16

16. Соглашение, указанное в пункте 15 настоящей статьи, может предусматривать передачу в государственную или муниципальную собственность земельного участка, занятого объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур, находящимися в частной собственности, одновременно с безвозмездной передачей в государственную или муниципальную собственность таких объектов.

Ознакомьтесь так же:  Приказ роспотребнадзора от 20.05.2005 n 402

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ статья 30 настоящего Кодекса дополнена пунктом 17

17. Соглашение, указанное в пункте 15 или 16 настоящей статьи, должно предусматривать предоставление безвозмездно равноценного земельного участка взамен переданного в государственную или муниципальную собственность земельного участка.

Статья 19 ЗК РФ. Муниципальная собственность на землю

Новая редакция Ст. 19 ЗК РФ

1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

1.1. Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

2. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

3. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

4. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

5. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 настоящего Кодекса, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Комментарий к Статье 19 ЗК РФ

Положения комментируемой статьи регламентируют правовой режим муниципальной собственности на землю, самостоятельность которой признана на конституционном уровне (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Согласно легальному определению, закрепленному в п. 1 ст. 215 ГК, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Для раскрытия содержания указанной дефиниции следует обратиться к положениям Закона N 131-ФЗ, устанавливающим основные понятия и термины.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона муниципальное образование представляет собой городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения.

В свою очередь, сельское поселение — это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение — это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район — это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Городской округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Таким образом, субъектом муниципальной собственности (правообладателем имущества) является муниципальное образование. При этом права собственника от имени муниципального образования в силу п. 2 ст. 215 ГК осуществляют органы местного самоуправления (избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения), и лица, указанные в ст. 125 ГК.

Например, права собственника от имени Красногорского муниципального района в соответствии с решением Совета депутатов Красногорского муниципального района от 28 февраля 2008 года N 1533/2 реализует КУМИ администрации Красногорского муниципального района.
———————————
Решение Совета депутатов Красногорского муниципального района от 28 февраля 2008 года 1533/2 «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Красногорского муниципального района» // Красногорские вести. 2008. N 34.

Критерии отнесения земельных участков к муниципальной собственности в целом аналогичны тем, что предусмотрены в ст. ст. 17 — 18 ЗК применительно к определению государственной собственности на землю. Вместе с тем законодателем в комментируемой статье устанавливается ряд особенностей регулирования отношений муниципальной собственности на землю.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК земельные участки могут находиться в муниципальной собственности не только в силу прямого указания федерального закона, но и на основании принятых в соответствии с ними законами субъектов РФ. Данная норма корреспондирует с конституционным принципом соответствия законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в рассматриваемом случае по вопросам владения, пользования и распоряжения землей (п. «в» ч. 1 ст. 72, ч. 5 ст. 76 КРФ).

В качестве примера федерального закона, содержащего специальное указание на принадлежность земельных участков муниципальным образованиям, можно привести Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», в п. 3 ст. 7 которого предусмотрено, что собственностью муниципальных районов являются земельные участки, которые не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, и если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. В свою очередь, к собственности поселений и городских округов п. 4 ст. 7 названного Закона относит земельные участки, которые не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер.

Примером Закона субъекта РФ в данном случае может служить Закон Волгоградской области от 2 октября 2008 года N 1848-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области» , согласно ст. 4 которого особо охраняемые природные территории местного значения, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты, являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
———————————
Красный Север. 2008. N 118.

Муниципальная собственность на земельные участки может возникнуть при разграничении государственной собственности на землю. Напомним, что вопрос разграничения некогда единой государственной собственности на землю стал актуальным сразу после распада СССР и впервые получил свое нормативное воплощение в Постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» .
———————————
См. подробнее: комментарий к ст. 16 ЗК.

Как следует из положений ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК, критериями разграничения государственной собственности на землю и отнесения ее к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов служат:

1) критерий принадлежности земельного участка к виду публичной собственности расположенных на нем зданий, строений, сооружений, или объектный критерий, в силу которого земельные участки, занятые указанными объектами, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, относятся к собственности этих муниципальных образований;

2) критерий принадлежности земельного участка к виду публичной собственности занимающей его организации, или субъектный критерий, в соответствии с которым соответствующим муниципальным образованиям на праве собственности принадлежат земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления таких муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

3) критерий специального законодательного закрепления муниципальной собственности на земельные участки и земли, который сообразуется с первым из рассмотренных оснований возникновения муниципальной собственности на земельные участки (п. 1 ст. 19 ЗК).

Необходимо отметить, что в силу п. 4 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК земельные участки, расположенные в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, относятся к государственной собственности указанных субъектов РФ. При этом исходя из положений п. 1 ст. 19 ЗК законами данных субъектов РФ могут быть предусмотрены изъятия из названного правила.

Поскольку муниципальные образования являются субъектами гражданского права (ст. 124 ГК), им доступны способы возникновения права муниципальной собственности на земельные участки, предусмотренные гражданским законодательством.

Наряду с различными гражданско-правовыми сделками, административно-правовыми актами, наследованием и др. юридическими фактами, с которыми закон связывает возникновение права собственности на землю, среди предусмотренных гражданским законодательством оснований приобретения права собственности на земельные участки следует особо выделить такое основание, как признание судом права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, в том числе земельного участка (ст. 225 ГК). Данное основание возникновения права собственности является специфическим не только по отношению к способам приобретения частной собственности гражданами и юридическими лицами, но и применительно к способам приобретения государственной собственности РФ и субъектами РФ. Исключение составляет случай приобретательской давности бесхозяйных недвижимых вещей, находящихся на территории города федерального значения — Москвы или Санкт-Петербурга, когда по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет решением суда может быть признано право собственности такого субъекта РФ на данную вещь (п. 4 ст. 225 ГК).

Закон N 423-ФЗ, дополнивший перечень оснований возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки, соответствующие изменения внес и в п. 1 комментируемой статьи. Так, еще одним способом возникновения муниципальной собственности на земельные участки служит безвозмездная передача земельных участков муниципальным образованиям из федеральной собственности.

Исходя из положений Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в муниципальную собственность подлежат расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:

Ознакомьтесь так же:  Пенсия в сша для иммигрантов

1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);

2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.

Подобно п. 3 ст. 18 ЗК в п. 1.1 комментируемой статьи также предусмотрена возможность возникновения муниципальной собственности на земельный участок, от права собственности на который собственник отказался. Причем правом собственности наделяется городской округ, городское или сельское поселение, на территории которого расположен такой земельный участок, либо муниципальный район в случае расположения подобного земельного участка на межселенной территории. Что касается внутригородских муниципальных образований, то вопрос отнесения к их собственности рассматриваемых земельных участков решается на основании законов городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга (п. 3 ст. 18 ЗК).

Напомним, что в соответствии со ст. 30.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от него производится одномоментно с государственной регистраций права собственности соответствующего муниципального образования, при этом последняя не требует предоставления заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

Пункт 2 комментируемой статьи Законом N 53-ФЗ признана утратившей силу с 1 июля 2006 года.

Пунктом 3 комментируемой статьи установлена возможность безвозмездной передачи земли, находящейся в государственной собственности, в собственность муниципальных образований. Причем по сравнению с другими основаниями возникновения муниципальной собственности на землю в данном случае муниципальные образования могут быть правообладателями земельных участков, расположенных в том числе за пределами границ указанных муниципальных образований. Целью такой безвозмездной передачи является обеспечение развития муниципальных образований.

Порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, действующим законодательством не урегулирован.

Вместе с тем письмом Минэкономразвития России от 24 марта 2010 года N Д23-989 разъяснено, что для решения вопроса о целесообразности передачи в собственность муниципального образования земельного участка, находящегося в федеральной собственности, и подготовке проекта распоряжения Правительства РФ необходимо представить в Минэкономразвития России следующие документы:
———————————
.

1) кадастровые паспорта земельных участков;

2) выписку из Единого государственного реестра прав о правах на земельные участки;

3) сведения о наличии утвержденного генерального плана муниципального образования;

4) копию утвержденного проекта планировки, предусматривающего строительство на испрашиваемых земельных участках, указанных в обращении.

5) мнения Территориального управления Росимущества по области и высшего органа государственной власти субъекта РФ.

Таким образом, вопрос целесообразности закрепления права собственности муниципального образования на земельный участок, находящийся в федеральной собственности, решается на основании мотивированного обращения муниципального образования с учетом мнения органов государственной власти федерального и регионального уровней.

Кроме того, вышеназванное ведомство в другом письме особо подчеркнуло, что передача земельного участка может быть осуществлена только в целях развития муниципального образования, что должно подтверждаться документами территориального планирования.
———————————
См.: письмо Минэкономразвития России от 10.11.2011 N Д23-4657 // .

Примером подобной смены формы публичной собственности на землю является распоряжение Правительства РФ от 26 декабря 2011 года N 2377-р, в соответствии с которым в собственность Новоусманского муниципального района Воронежской области и Шуберского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области безвозмездно переданы находящиеся в федеральной собственности земельные участки .
———————————
Распоряжение Правительства РФ от 26 декабря 2011 года N 2377-р «О безвозмездной передаче земельных участков в собственность Новоусманского муниципального района Воронежской области и Шуберского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области» // СЗ РФ. 2012. N 2. Ст. 349.

Пункт 4 комментируемой статьи Законом N 53-ФЗ признана утратившей силу с 1 июля 2006 года.

В п. 5 комментируемой статьи сформулировано еще одно основание для безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в муниципальную собственность, которое заключается в отчуждении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, в собственность муниципальных образований на безвозмездной основе в целях предоставления указанных земельных участков гражданам бесплатно.

Условия бесплатного предоставления гражданам указанных земельных участков сформулированы в ст. 28 комментируемого Кодекса .
———————————
См. подробнее: комментарий к ст. 28 ЗК.

Следует отметить, что муниципальное образование в данном случае выступает так называемым «транзитным» собственником на землю, так как муниципальная собственность на рассматриваемые земельные участки является временной, конечной целью данного «передаточного» процесса является преобразование публичной формы собственности на землю в частную.

Кроме того, п. 5 комментируемой статьи устанавливает аналогичную возможность безвозмездной передачи земельных участков из муниципальной собственности одного муниципального образования в муниципальную собственность другого муниципального образования, а также из федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности в собственность субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Целью такой передачи остается предоставление указанных земельных участков гражданам без взимания платы.

Добавим, что проектом Федерального закона N 444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» предусмотрено расширение круга субъектов, которым могут бесплатно предоставляться земельные участки в собственность. Наряду с гражданами к таким субъектам могут быть отнесены и их некоммерческие объединения.
———————————
.

Другой комментарий к Ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Имущество, в том числе земельные участки, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Согласно ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 2 закреплены определения ряда понятий, связанных с определением земельных участков, которые могут находиться в муниципальной собственности. Так, сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение представляет собой город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Муниципальным районом является несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Городской округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных названным Законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Так же как в п. 1 ст. 17 ЗК РФ и в п. 1 ст. 18 ЗК РФ, комментируемая статья предусматривает основания для признания права муниципальной собственности на землю, аналогичные тем, что применяются к федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

2. Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» эти территории могут иметь местное значение. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В муниципальной собственности могут также находиться земли водного фонда.

3. ЗК предусматривает следующую особенность регулирования отношений муниципальной собственности на землю. В собственность муниципальных образований могут безвозмездно передаваться государственные земли, которые могут находиться как в пределах границ муниципального образования, так и вне их. Цель такой передачи — обеспечение развития муниципальных образований.

Так, например, согласно ст. 3 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет безвозмездную передачу в государственную или муниципальную собственность земельных участков Фонда, на которых расположены объекты инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков Фонда, расположенных в границах планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования.

4. Предусмотрен ряд ограничений, касающихся распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Так, ст. 63 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» закрепляет правило о том, что ипотека земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, не допускается, за исключением земельных участков, указанных в п. 1 ст. 62.1 названного Закона. В соответствии со ст. 62.1 Закона предметом залога по договору об ипотеке могут быть земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если такие земельные участки предназначены для жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства и передаются в обеспечение возврата кредита, предоставленного кредитной организацией на обустройство данных земельных участков посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.

Решения об ипотеке таких земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, принимаются органами местного самоуправления. Решения об ипотеке земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимаются органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, наделенными полномочиями на распоряжение такими земельными участками в соответствии с законодательством РФ.