Приказ о проведении аттестации рабочих мест на предприятии

Приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

от «___» ______________ 2012 г. N ______

О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ и в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»,

Приказываю:

1. С «___» ______________ 20__ г. по «___» ______________ 20__ г. провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

2. Определить ООО «XXX» на основании договора о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда N ______________ от «___» ______________ 20__ г. исполнителем работ по оказанию услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда как имеющее необходимые разрешения и аккредитацию.

3. Для организации и проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда создать аттестационную комиссию в составе:

Председатель комиссии: ____________________________________________________

Члены комиссии: ___________________________________________________________

и включить в состав аттестационной комиссии представителей аттестующей

организации на паритетной основе (по согласованию):

Эксперты по условиям труда ООО «XXX»:

4. Аттестационной комиссии:

4.1. Составить перечень рабочих мест для аттестации по условиям труда с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов на каждом рабочем месте.

4.2. Осуществлять методическое руководство и контроль за проведением работы на всех этапах.

4.3. По результатам аттестации:

— разработать мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда;

— организовать ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;

— при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов подготовить предложения о внесении изменений или дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха.

5. Для оперативного и качественного выполнения работ по договору назначить ответственным за взаимодействие с аттестующей организацией ____________________________________________________________________________.

6. Назначить ответственным за хранение документов по аттестации рабочих мест ___________________________________________________________________.

7. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой (возложить на _____________________________________________________________).

Приказ «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда»

21.11.2013 – Представляем вашему вниманию Приказ «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». В целях подтверждения особых условий труда предусмотренных Списком №1 и №2, установления доплат за работу с особыми условиями труда, определения права на дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и опасными условиями труда,

а также в целях разработки организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда и на основании требований ст. 157 Трудового Кодекса Республики Беларусь, ст.12 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» приказываю:

С «___» ___________ 20___г. по «___» ___________ 20___ г. провести на предприятии аттестацию рабочих мест в соответствии с требованиями постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 года № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» и Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 года № 35 «Об утверждении инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам».

Для руководства проводимой работой утвердить постоянно действующую комиссию в составе:

председатель: гл. инженер (Ф.И.О.)

члены комиссии: начальник ПЭО (Ф.И.О.)

начальник ПО (Ф.И.О.)

специалист по кадрам (Ф.И.О.)

вед инженер по ОТ (Ф.И.О.)

председатель профкома (Ф.И.О.)

гл. энергетик (Ф.И.О.)

начальник цеха (Ф.И.О.)

3.1. осуществлять проведение аттестации, а также организационное, методическое руководство и контроль за ее ходом;

Ответственный – председатель комиссии, главный инженер (Ф.И.О.).

3.2. сформировать на предприятии необходимую для проведения аттестации нормативную правовую базу и организовать ее изучение;

Ответственный – председатель комиссии, главный инженер (Ф.И.О.).

Срок – «___» ____________20___г.;

определить Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

Ответственный – специалист по кадрам, начальник ПЭО (Ф.И.О.);

Срок – до «____» _________20___г.;

3.4. установить соответствие наименования профессий, должностей и характера фактически выполняемых работ характеристикам работ, предусмотренным в соответствующих выпусках ЕТКС и КСД. В случае их несоответствия подготовить предложения о внесении изменений в штатное расписание, в трудовую книжку работника в порядке, установленном законодательством;

Ответственный – специалист по кадрам, начальник ПЭО;

Срок – до «____» ____________20_____г.

3.5. выявить на рабочих местах вредные и опасные производственные факторы, формирующие неблагоприятные условия труда;

Ответственный – вед. инженер по ОТ (Ф.И.О.), руководители структурных подразделений;

Срок – до «____» ____________20____г.

3.6. привлечь на договорной основе аккредитованную испытательную лабораторию для измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды на рабочих местах;

Ответственный – вед. инженер по ОТ (Ф.И.О.);

Срок исполнения – до «____» ____________20____г.

3.7 провести перед началом измерений уровней вредных и опасных факторов производственной среды обследование рабочих мест в целях проверки на соответствие производственного оборудования и технологических процессов требованиям охраны труда и устранить выявленные недостатки;

Ответственные – главный механик, главный энергетик, вед. инженер по ОТ, руководители структурных подразделений;

Срок исполнения – до «____» ___________20_____г.

3.8. организовать разработку промежуточных и завершающих документов аттестации (карты условий труда, карты фотографии рабочего дня, протоколы, приказ по результатам, перечни рабочих мест).

Ответственный – вед. инженер по ОТ, начальник ПЭО, руководители структурных подразделений;

Срок исполнения – «____» ____________20_____г.

По итогам аттестации составить:

4.1. перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее — Списки);

4.2. перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

4.3. перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены вредные и (или) опасные условия труда, соответствующие требованиям списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

4.4. перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

4.5. план мероприятий по улучшению условий труда.

Ответственные: председатель комиссии – главный инженер, члены аттестационной комиссии.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного инженера (Ф.И.О.).

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда».

Формы документов

Новости от партнеров

Популярные документы

Образец приказа о проведении очередной аттестации рабочих мест по условиям труда

В связи с окончанием срока аттестации, проведенной в ООО «Ключ» 18 мая 2008 г. (приказ об утверждении результатов аттестации от 18.05.2008 N 133),

1. Провести в ООО «Ключ» очередную аттестацию рабочих мест по условиям труда для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда и определения права работников на компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда.

2. Для проведения аттестации создать комиссию в составе:

3. Утвердить план-график проведения работ по аттестации рабочих мест (приложение к данному приказу).

4. Аттестационной комиссии:

4.1. определить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;

наименования профессий рабочих и должностей служащих Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» и характера фактически выполняемых работ характеристикам работ, приведенным в соответствующих выпусках Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД). При наличии имеющихся несоответствий подготовить предложения о внесении изменений в штатное расписание, трудовые книжки работников и другие документы в порядке, установленном законодательством;

4.3. для измерений и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды привлечь испытательную лабораторию, аккредитованную в соответствии с требованиями системы аккредитации Республики Беларусь;

4.5. руководителям структурных подразделений (перечислить):

4.5.1. провести перед началом измерений уровней вредных и опасных факторов производственной среды обследование рабочих мест в целях проверки на соответствие производственного оборудования и технологических процессов требованиям охраны труда и принять меры по устранению выявленных недостатков;

4.5.2. своими распоряжениями создать аттестационные комиссии и определить исполнителей для проведения фотографий рабочего времени и оформления карт фотографии рабочего времени по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, в срок до 19 апреля 2013 г.;

Ознакомьтесь так же:  Не конкретизированы требования

ознакомить работников с результатами аттестации;

4.6.1. перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда;

4.6.2. перечень рабочих мест работниц текстильных профессий для целей профессионального пенсионного страхования;

4.6.3. перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

4.6.4. перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены вредные и (или) опасные условия труда, соответствующие требованиям списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

4.6.5. перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

Наниматель (юридическое лицо) ____________________________

Форма настоящего документа приведена в качестве примера и может применяться как основа при разработке аналогичной формы с учетом специфики деятельности организации.

Обязанность нанимателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда закреплена в п. 8 ст. 226 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Приказ о проведении аттестации рабочих мест

Опубликовано: 23.01.2013 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

Одной из наиболее часто обсуждаемых тем стала модернизации охраны труда. Опытные эксперты затрагивают проблемы организации труда, рассматривая их с позиции трудового законодательства. По словам директора института экономики РАН Руслана Гринберга, модернизации вредит безответственность собственников за нарушение трудового законодательства, поэтому необходимы кардинальные реформы отношений в сфере труда. Одной из таких реформ становится изменение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.). Переход на новую модель охраны труда, по словам бывшего министра Минздравсоцразивтия РФ Александра Сафонова, позволит сократить количество несчастных случаев, одной из главных причин которой является несоответствие условий, неблагоприятная организация труда на предприятиях.

Цитата: ‘Именно качественные и интересные рабочие места станут основой стабильной и благополучной жизни граждан. Мы должны модернизировать 25 миллионов рабочих мест к 2025 году. Это сложная, но выполнимая задача’

Эти планы были намечены Президентом РФ Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года. Качество рабочих мест регулируется посредством проведения АРМ.

Нормативно-правовым актом о проведении АРМ является Приказ Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года (Приказ, – ред.). Приказ о проведении АРМ – официальный документ, который поэтапно устанавливает требования к проведению АРМ по оценке условий труда на рабочих местах организации. С момента вступления Приказа в силу с 1 сентября 2011 года прошло не так много времени для того, чтобы делать выводы об эффективности новой программы. Во многом на пересмотр системы повлиял анализ экономической стороны, который не в меньшей мере страдает от потерь фонда рабочего времени, от выплат пенсий нетрудоспособным гражданам. Для огромной страны убыль внутреннего валового продукта в 4,3% – это существенные потери.

Работодатели с нежеланием стараются корректировать, иной раз, даже кардинально изменять организационный процесс на предприятиях. Проведение АРМ выступает как одна из мер по борьбе с их безразличием.

Предшествующий порядок, Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569 от 31.08.2007 г. был довольно выгоден для работодателей. Самостоятельное проведение аттестации, понятное дело, всегда выдает наиболее лучшие результаты. Но положительные результаты не лучшим образом отражались в статистике о несчастных случаях. В связи с этим в новом приказе учтено данное, как его именовали, «рекомендательное» отношение и теперь при проведении АРМ к работодателям предъявляются более серьезные требования, так как важен объективный результат работ. Одним из нововведений является обязательное участие аттестующей организации. Организации, проводящие аттестацию, ранее могли привлекаться лишь при желании самих руководителей. Наиболее дальновидные деятели использовали их услуги с той целью, чтобы обезопасить себя при проверке контрольно-надзорных органов. Другие видели в отказе от участия таких компаний в АРМ, экономию средств, потому как привлечение сторонней организации связано с большими материальными затратами. С выходом новых правил участие аттестующих организаций является обязательным условием. Требования к оказанию услуг, к их участию ужесточились. Организации должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица, иметь аккредитацию на проведение АРМ, иметь в своем составе аккредитованную испытательную лабораторию с собственной поверенной приборной базой и высококвалифицированными специалистами. Для того, чтобы подробнее узнать об их деятельности, о требованиях, предъявляемых к ним, рекомендуем ознакомиться с материалом: «Организации, проводящие аттестацию рабочих мест».

Приказ четко разграничивает права и обязанности всех участников процесса. Изменения претерпел состав аттестационной комиссии, в который необходимо включать: представителей работодателя, специалиста по охране труда, представителя профсоюзной организации, представителей аттестующей организации. Что характерно, к специалистам по охране труда выдвигаются новые требования комплексного, глубокого и полного обучения вопросам охраны труда, в связи с чем, Министерством труда и социальной защиты РФ были разработаны соответствующие профессиональные и образовательные стандарты.

Новый порядок не является радикальным изменением предшествующих правил. В нем были лишь подкорректированы некоторые моменты, касающиеся ответственности исполнителей. Потому как невозможно изменить основные цели и задачи, ведь вопрос о безопасности испокон веков является наиболее важным в жизни трудящегося населения. Порядок позволяет выявить вредные и опасные факторы, которые угрожают здоровью и жизни человека с последующим проведением рациональных мероприятий, направленных на их улучшение. Прежними остаются и главные принципы АРМ – независимость, беспристрастность и достоверность.

АРМ, в соответствии с Приказом, проводится в несколько этапов. Важно правильно организовать, тщательно провести измерения и оценку, грамотно завершить проведение. Полученный результат не должен противоречить существующим условиям труда и работодателям не стоит забывать о своей ответственности за представленные документы, как и за правомерность проведенных исследований на рабочих местах.

Организация процесса состоит из выбора членов аттестационной комиссии, определения аттестующей организации, определения сроков проведения работ, выделения перечня рабочих мест, для которых необходимо провести оценку. Сроки утверждаются в графике проведения работ по АРМ при согласовании с аттестационной комиссией. Далее работодатель утверждает приказ о проведении АРМ на предприятии, который является внутренним документом, определяющим проведение аттестации и обязанности участвующих сторон.

Самый основной этап работы заключается в непосредственном проведении измерений и оценок рабочих мест. Напомним, каждое рабочее место должно проходить аттестацию один раз в пять лет. Исходя из полученных данных, формируются итоги, и дается характеристика каждого рабочего места. Если быть более точным, определяется класс условий труда, на основании которого принимается решение о назначении компенсаций, льгот за работу во вредных условиях или немедленном устранении влияния опасных факторов.

После проведения инструментальных измерений, комиссия по аттестации готовит необходимый перечень документов, который является фактическим доказательством проведения АРМ. После того, как работодатель ознакомится с ними, он обязан представить результаты в государственную инспекцию по труду в субъекте РФ. В десятидневный срок, выделенный ему на ознакомление, он может отправить документы на государственную экспертизу на соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда, на выявление правильности действий со стороны аттестующей организации. Подробно о том, как повлияет итог на дальнейшее ведение деятельности, Вы можете узнать в материале: «Результаты аттестации рабочих мест».

Сегодня невозможно представить себе существование системы охраны труда без АРМ. Не было бы ее, работодатели наверняка бы злоупотребляли интересами и правами работников. Приказ о проведении является регулирующим механизмом. От того, насколько содержательным и требовательным является нормативный документ, зависит степень ответственности, исполнительность и результат. Работодатель же должен помнить, что управление процессом развития своей деятельности нужно начинать с создания положительного психологического климата, для которого, в свою очередь, необходимы благоприятные условия среды.

Что такое приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии?

Опубликовано: 16.10.2012 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт

Многие думают, что понятие «приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии» является синонимом Приказа Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (Правила – ред.). На самом деле, это два разных приказа. Приказ Минздравсоцразвития РФ – нормативный документ, регламентирующий работу аттестационных комиссий по оценке охраны условий труда. На вопрос, что такое приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии, можно ответить следующим образом: это внутренний приказ, определяющий этапы прохождения аттестации на предприятии, определяющий график проведения работ по аттестации, утверждающий обязанности аттестационной комиссии. Приказ является основанием для организации и проведения аттестации на предприятии. Контроль над исполнением приказа оставляет за собой руководитель, назначающийся также ответственным за проведение аттестации рабочих мест на своем предприятии. Дата издания приказа является официальной датой проведения аттестации.

Ознакомьтесь так же:  Кто придумал патент на изобретение

Для каждого этапа работы по аттестации на предприятии отводятся определенные сроки, которые заносятся в график проведения работ по аттестации рабочих мест в организации. График утверждается руководителем, где по каждому пункту он назначает ответственного исполнителя. Утвержденный график прилагается к пакету документов по результатам проведенной аттестации.

Работодатель в приказе утверждает состав аттестационной комиссии, в которую входят представители со стороны работодателя, сотрудник охраны труда, представитель профсоюза, независимая аттестующая организация. В нем (в приказе) прописываются обязанности аттестационной комиссии, которая должна обеспечить руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах, сформировать необходимые нормативно-правовые и локальные акты, методическую и организационно-распорядительную документацию. Помимо этого, аттестационная комиссия приводит наименование профессий и должностей работников в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, готовит весь Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (выявление аналогичных, нестационарных рабочих мест). Помимо этого, разрабатывает рекомендации по улучшению условий труда, назначает компенсации в связи с выявлением вредных и опасных условий труда, льготы, необходимость медицинских осмотров. Члены аттестационной комиссии должны проводить работу на должном уровне, так как от объективности их решения будет зависеть дальнейший процесс развития трудовых и коллективных процессов на предприятии.

Каждое рабочее место должно аттестоваться один раз в пять лет. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.» Этот срок отсчитывается с момента подписания приказа о завершении предыдущей аттестации на предприятии. Аттестация в таком случае будет носить плановый характер. В случаях, когда организация не имеет возможности аттестовать все места одновременно, она может аттестовать только определенный перечень рабочих мест, а для оставшихся составляется график с распределением аттестуемых рабочих мест по кварталам и годам. С момента прохождения аттестации в течение последующих пяти лет может проходить и внеплановая аттестация. Основанием для нее будет являться, к примеру, ввод в эксплуатацию нового рабочего места. К сведению аттестующихся организаций, всю сопутствующую документацию об аттестации нужно хранить в организации в течение 45 лет.

Приказ о проведении аттестации по условиям рабочих мест на предприятии является обязательным документом в любой организации при проведении аттестации рабочих мест. Он регулирует организацию работы членов аттестации и аттестующей организации. Важно помнить: от результатов, полученных при аттестации рабочих мест по условиям труда будет зависеть будущее развитие того или иного предприятия.

Аттестация рабочих мест: основные вопросы

Аттестацию рабочих мест по условиям труда должны проводить все работодатели независимо от форм собственности. От процедуры аттестации освобождаются только работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Аттестация является строго формализованной процедурой и проводится в порядке, установленном законодательством.

Правовое регулирование

С 1 сентября 2011 года действует Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г. (далее – Порядок). До 1 сентября 2011 года аттестация рабочих мест проводилась в соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Минздравсоцразвития России № 569 от 31 августа 2007 г. Результаты аттестации рабочих мест, которая была проведена в соответствии с прежним Порядком, действительны до проведения очередной аттестации (п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г.).

Обязанность по проведению аттестации рабочих мест. Периодичность аттестации

Согласно ч. 3 ст. 226 Трудового кодекса РФ работодатели должны выделять на охрану труда не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Существует Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утверждённый Приказом Минздравсоцразвития РФ № 181н от 1 марта 2012 г.). В нём первым пунктом указано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда является обязанностью работодателя, предусмотренной абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Эта процедура включает в себя:

– оценку условий труда на рабочих местах для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;

– мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Проводить аттестацию рабочих мест нужно (по общему правилу) не реже одного раза в пять лет. Этот срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. Работодатель самостоятельно определяет сроки проведения очередной аттестации с учётом того, что каждое рабочее место нужно аттестовать не реже одного раза в пять лет. В некоторых случаях требуется провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже если срок следующей аттестации ещё не подошёл. Это необходимо, если на рабочих местах произошла замена производственного оборудования, изменился технологический процесс или внедрены новые средства коллективной защиты, а также в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Однако конкретные сроки проведения внеплановой аттестации законодательством не установлены.

Начать аттестацию вновь организованных рабочих мест нужно не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Положения о периодичности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда можно включить в локальный нормативный акт организации, регулирующий вопросы охраны труда (например, в Положение об охране труда), или в Коллективный договор. Датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания приказа о проведении аттестации (п. 47, 48 Порядка).

Комментарий: С момента вступления в силу нового Порядка множество проблем у работодателей вызывала установленная им периодичность проведения плановой аттестации, а также необходимость проводить аттестацию всех без исключения рабочих мест. В мае 2012 г. Минэкономразвития России провело экспертизу Порядка, в ходе которой был сделан вывод о том, что отдельные положения этого документа влекут необоснованное затруднение ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности (Заключение Минэкономразвития России от 1 мая 2012 г.). В частности, специалисты Минэкономразвития России отметили, что нерационально распространять требование о проведении аттестации на все рабочие места без дифференциации по специфическим особенностям условий труда. Ведь на некоторых рабочих местах показатели травмоопасности и возникновения профессиональных заболеваний низки или вообще отсутствуют, а вред здоровью работников не подтверждён. Также было предложено исключить из Порядка пункт о сроке проведения плановой аттестации – не реже одного раза в пять лет. В декабре 2012 г. Минтруд России подготовил проект приказа о внесении изменений в Порядок (Проект от 4 декабря 2012 г.), в котором срок проведения повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (не реже одного раза в пять лет) предлагается оставить только для тех рабочих мест, на которых в ходе предыдущей аттестации были вывялены вредные и (или) опасные производственные факторы. Планируется также изменить в сторону увеличения срок для аттестации вновь организованных рабочих мест.

На данный момент указанный приказ Минтруда России существует в виде проекта и в силу ещё не вступил. На сайте www.moedelo.org вы можете оперативно отслеживать изменение позиции законодательства по данному вопросу.

Привлечение аттестующей организации

Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан привлечь независимую аккредитованную аттестующую организацию по договору гражданско-правового характера (п. 2 Перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 г.). Можно привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. В этом случае работа по аттестации может быть распределена между ними:

– по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации;

– по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах (п. 6 Порядка, п. 2 Перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 г., Письма Роструда № 236-ПР от 28 марта 2011 г., № ПГ/2712-3-5 от 31 марта 2011 г.).

Комментарий:При проведении проверок у работодателей трудовая инспекция контролирует соблюдение требования об обязательном наличии аккредитации у аттестующей организации. Если аттестацию проведёт организация, не аккредитованная в установленном порядке, то её результаты будут признаны недействительными, а работодателю придётся повторно проводить аттестацию рабочих мест с привлечением аккредитованной организации. При выявлении нарушений соответствующая информация направляется в органы прокуратуры, финансового контроля и антимонопольной службы (Письмо Роструда № 236-ПР от 28 марта 2011 г.). С текстом письма вы можете ознакомиться на сайте www.moedelo.org .

Оценка параметров рабочих мест

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, за исключением особого порядка аттестации при выявлении аналогичных рабочих мест (п. 4 Порядка). Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Работодатели, у которых есть аналогичные рабочие места, могут провести их аттестацию в упрощённом порядке. Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков:

Ознакомьтесь так же:  Образец приказа об командировке в 2019 году

– профессии или должности одного наименования;

– выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

– использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

– работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

– использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

– одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;

– одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;

– одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (примечание к абз. 4 п. 12 Порядка).

Если отдельные рабочие места будут признаны аналогичными, работодателю не нужно проводить аттестацию всех рабочих мест. В этом случае оценка вредных и опасных производственных факторов может быть проведена на основании данных, полученных при аттестации 20 процентов таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценивают все рабочие места (п. 40 Порядка).

При аттестации рабочих мест оцениваются следующие параметры:

– условия труда на рабочем месте, их соответствие гигиеническим нормативам;

– травмобезопасность рабочего места;

– обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (п. 13 Порядка).

Условия труда на рабочем месте – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 Трудового кодекса РФ). Состав производственных факторов зависит от конкретного рабочего места. Например, при работе за компьютером на работника действуют такие вредные и опасные факторы, как повышенный уровень электромагнитного излучения, повышенный уровень статического электричества, монотонность работы, напряжение зрения и т. п. Условия труда должны соответствовать установленным гигиеническим нормативам. Оценка условий труда подразумевает исследование производственных факторов, выявление вредных и опасных факторов и определение уровня их воздействия на работника. Такая оценка проводится специалистами аттестующей организации путём инструментальных измерений в ходе штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации. Измеряются физические (шум, вибрация и т. д.), химические (вредные вещества), биологические (микроорганизмы и т. п.) факторы, тяжесть и напряжённость трудового процесса (физическая и динамическая нагрузка, наклоны корпуса и т. д.) (п. 14–19 Порядка).

Травмобезопасность рабочего места – это безопасность производственного оборудования, приспособлений и инструментов, а также обеспеченность работника средствами обучения и инструктажа. Требования к травмобезопасности рабочего места приведены в п. 23 Порядка.

Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты означает:

– соответствие фактически выданных работникам средств защиты (спецодежды, спецобуви, смывающих и обезвреживающих средств) законодательно установленным нормам их бесплатной выдачи;

– наличие сертификатов (деклараций) соответствия на средства защиты, выданные работникам;

– соблюдение установленного порядка обеспечения работников средствами защиты;

– соответствие выданных средств защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте (п. 31 Порядка).

Документальное оформление аттестации

Работодатель (руководитель организации) издаёт приказ о проведении аттестации, которым:

– создаётся аттестационная комиссия;

– определяется состав аттестационной комиссии (в неё включаются также представители сторонней (аттестующей) организации);

– утверждается график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Кроме того, этим приказом целесообразно утвердить должностное лицо работодателя, которое будет возглавлять аттестационную комиссию (председателя аттестационной комиссии). Например, это может быть руководитель организации (п. 9–11 Порядка).

В состав аттестационной комиссии включаются следующие работники (граждане):

– представители работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и зарплате, главные специалисты организации, медицинские работники и другие работники);

– специалист (подразделение) по охране труда (при его наличии в организации) или сторонний специалист (сторонняя организация), привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для выполнения функции охраны труда. В любой организации должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда. При этом в малых (в т. ч. микро-) предприятиях не обязательно должна быть служба охраны труда, штатный специалист по охране труда или привлечённые специалисты. Данными вопросами может заниматься, например, руководитель организации или уполномоченный им работник, который и включается в состав аттестационной комиссии. Характеристика малых и микропредприятий приведена в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.;

– представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (например, совета трудового коллектива) (при его наличии);

– представители аттестующей организации.

Аттестационную комиссию возглавляет представитель работодателя (п. 6, п. 9–11 Порядка).

До начала аттестации составляется перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, по установленной форме.

В процессе проведения аттестации рабочих мест составляются:

– карты аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме. К ним прилагаются протоколы измерений и оценок;

– протокол оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте по установленной форме (за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам этих средств и не требуется по фактическому состоянию условий труда);

– протоколы оценки травмобезопасности рабочих мест по установленной форме;

– сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме;

– сводная таблица классов условий труда, определённых по результатам аттестации рабочих мест, компенсаций, которые необходимо в этой связи выплачивать работникам, по установленной форме;

– план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по установленной форме;

– протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) по установленной форме;

– сведения об аттестующей организации по установленной форме. К ним прилагаются копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копия уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);

– протоколы заседаний аттестационной комиссии;

– заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

– предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Формы указанных документов приведены в Приложениях № 1–2, 4–10 к Порядку.

После завершения аттестации рабочих мест составляется отчёт об аттестации в свободной форме, который оформляет аттестационная комиссия. К этому отчёту прилагаются все материалы проведённой аттестации. Кроме того, издаётся приказ в свободной форме о завершении аттестации рабочих мест и утверждении отчёта об аттестации.

Образцы документов, оформляемых в ходе аттестации рабочих мест, вы можете скачать на сайте www.moedelo.org .

Работника нужно ознакомить с результатами аттестации его рабочего места под подпись в течение десяти рабочих дней с даты поступления работодателю итогового протокола заседания аттестационной комиссии и отчёта об аттестации (п. 9–11, п. 44 Порядка).

После проведения аттестации работодатель должен известить о её результатах трудовую инспекцию. Направлять туда нужно следующие документы:

сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме (Приложение № 6 к Порядку);

сведения об аттестующей организации по установленной форме (Приложение № 10 к Порядку). Эти документы на бумажном и электронном носителях работодатель должен направить в трудовую инспекцию в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчёта об аттестации (п. 45 Порядка).

Комментарий:На основании данных, представленных работодателями, трудовые инспекции формируют реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, который размещают на своих сайтах.

Ссылки на эти сведения также содержатся на официальном сайте Роструда http://www.rostrud.ru/ в рубрике «Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации» в разделе «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде» (приказы Роструда № 216 от 2 октября 2012 г., № 193 от 31 августа 2011 г.).

Также сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан сообщать в территориальное подразделение ФСС России. Представлять эти сведения нужно, включив их в отчёт по форме-4 ФСС. Это необходимо для определения надбавок и скидок к страховому тарифу взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 18 п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.).

Ответственность работодателя за непроведение аттестации рабочих мест

За нарушение законодательства об охране труда, в том числе за непроведение (несвоевременное проведение), а также за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест, трудовая инспекция или суд может привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф за такое правонарушение составляет:

– от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. – в отношении организации. Вместо штрафа может применяться административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток;

– от 1000 руб. до 5000 руб. – в отношении должностного лица (например, руководителя организации).

При повторном аналогичном нарушении должностное лицо организации может быть дисквалифицировано судом на срок от одного года до трёх лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).