Приказ о проведении открытого конкурса

Приказ Федерального агентства по образованию от 16 марта 2010 г. N 208 «О проведении открытого конкурса среди подведомственных Рособразованию образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, на размещение государственного задания (контрольных цифр приема граждан) по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на 2010 год»

Во исполнение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 марта 2010 г. N 156 «Об утверждении федеральным органам исполнительной власти, другим распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в ведении федеральные государственные образовательные учреждения, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета в 2010 году», на основании Положения о Федеральном агентстве по образованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 288, и в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства по образованию по исполнению государственной функции «Определение для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему», утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 июня 2009 г. N 223 и зарегистрированным Минюстом России 19 октября 2009г., регистрационный N 15055, Перечнем государственных услуг (работ), оказываемых федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства по образованию, утвержденным заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 14 сентября 2009 г. N ВМ-75/02 вн, и Перечнем государственных услуг, оказываемых Федеральным агентством по образованию физическим и (или) юридическим лицам, утвержденным Министром образования и науки Российской Федерации 20 января 2010 г. N АФ-1/02вн, приказываю:

1. Объявить открытый конкурс среди подведомственных Рособразованию образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее — высших учебных заведений), имеющих государственную аккредитацию, на размещение государственного задания (контрольных цифр приема граждан) по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на 2010 год (далее — открытый конкурс).

2. Утвердить состав конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса согласно приложению.

3. Возложить на ректора государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет приборостроения и информатики» И.В. Голубятникова нормативно-методическое, информационное и организационное обеспечение проведения открытого конкурса.

4. Управлению учреждений образования (П.Ф. Анисимову): разработать и разместить на официальном сайте Рособразования извещение о проведении открытого конкурса и конкурсную документацию; при необходимости разъяснять высшим учебным заведениям порядок проведения открытого конкурса;

обеспечить организацию работы конкурсной комиссии и публикацию результатов открытого конкурса;

на основе результатов открытого конкурса осуществить распределение государственного задания (контрольных цифр приема граждан) на 2010 год и довести его до подведомственных высших учебных заведений.

5. Руководителям подведомственных высших учебных заведений обеспечить получение конкурсной документации и представление заявок на участие в конкурсе в соответствии с порядком и сроками, предусмотренными в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приказ Федерального агентства по образованию от 16 марта 2010 г. N 208 «О проведении открытого конкурса среди подведомственных Рособразованию образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, на размещение государственного задания (контрольных цифр приема граждан) по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на 2010 год»

Текст приказа официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Надежный помощник в получении банковских гарантий и тендерных кредитов

Без скрытых комиссий. Легально и надежно. Без личного присутствия.

Узнать о наших преимуществах ↓

Вам не надо тратить время на визиты в банк и наш офис для сбора документации

Работаем по всей России

Всего за 30 минут мы подготовим полный комплект документов, необходимый для получения банковской гарантии.

Используем электронный документооборот

  • Отвечаем быстро
  • Помогаем сразу
  • Собираем документы в выходные дни и праздники
  • Ваше личное присутствие не нужно
  • Имеем налаженные схемы сотрудничества со многими банками

Компания Gostender Style держит уверенные позиции на рынке госзаказов и коммерческих контрактов благодаря обширным связям и поддержке наших партнеров

На текущий момент с нами сотрудничают более 80 партнеров, среди которых:

  • Банки из перечня Минфина, аккредитованные для выпуска гарантий.
  • Некоторые из них находятся в ТОП-100 и ТОП-20.
  • Дружественные кредитные организации.

Так же работаем в партнерстве:

Фонд предоставляет предпринимателям Москвы, участвующим в госзакупках по 44 ФЗ и 223-ФЗ поручительства по кредитам и поручительства по банковским гарантиям в объеме до 70% от требуемого залогового обеспечения и до 90 млн. рублей по ставке 0.75% годовых.

8 800 302 60 32

8 499 499 69 70

ЧТО ТАКОЕ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС

Открытый конкурс является конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором:

— информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ));

— к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);

— победителем признается тот, кто предложит лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

  1. ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА (ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА)

2.1. В каких случаях проводится открытый конкурс. Ограничения на проведение открытого конкурса >>>

2.2. Преимущества и недостатки открытого конкурса >>>

2.3. Процедура проведения заказчиком открытого конкурса >>>

2.4. Ситуации из практики. Проведение открытого конкурса (информация для заказчика) >>>

2.5. Образцы документов. Проведение открытого конкурса (информация для заказчика) >>>

2.1. В каких случаях проводится открытый конкурс.

Ограничения на проведение открытого конкурса

Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.

Вместе с тем Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.

Открытый конкурс не проводится в следующих случаях:

1) осуществляется закупка товаров (работ, услуг), указанных в ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ:

— закупаются товары (работы, услуги), поставку (выполнение, оказание) которых по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут осуществить только лица, имеющие необходимый уровень квалификации;

— закупаются работы по сохранению объектов культурного наследия народов России, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, и других работ в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ.

Закупать указанные товары (работы, услуги) можно только такими способами, как конкурс с ограниченным участием, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик) (ч. 2, 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ);

2) закупка может осуществляться только путем проведения электронного аукциона (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).

О случаях закупок путем проведения электронного аукциона см. соответствующий раздел данного Путеводителя;

3) заказчик должен применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). Такие способы используются в случаях, предусмотренных в ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ:

— закупка осуществляется для федеральных нужд, сведения о которых являются государственной тайной;

— сведения об объекте закупки, содержащиеся в документации о закупке или проекте контракта, составляют государственную тайну;

— заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

— заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране ряда имеющих историческое и иное культурное значение объектов (например, музейных предметов), которые передаются заказчиком кому-либо или принимаются от кого-либо во временное владение и (или) пользование (в том числе в связи с проведением выставок);

— закупаются услуги по уборке помещений, услуги водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика, в том числе открытый конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.

2.2. Преимущества и недостатки открытого конкурса

При выборе открытого конкурса в качестве способа определения поставщика необходимо учитывать как преимущества, так и недостатки.

Преимущества данного способа:

1) при выборе победителя помимо предложенной участниками цены учитываются и иные критерии, например качественные характеристики товара;

2) часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации в единой информационной системе (ЕИС)) может быть передана специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);

3) отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке.

К недостаткам открытого конкурса относятся:

1) высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (в связи с наличием ограничений на проведение открытого конкурса);

2) длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;

3) высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения открытого конкурса (из-за сложности и многоэтапности процедуры);

4) расширенный (по сравнению с электронным аукционом) перечень обязанностей заказчика, например по приему и регистрации заявок, обеспечению их сохранности.

2.3. Процедура проведения заказчиком открытого конкурса

Схема проведения открытого конкурса

ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятия:

Организация проведения открытого конкурса

Создание конкурсной (единой) комиссии и определение порядка ее работы

Привлечение специализированной организации при проведении открытого конкурса

Документы:

Приказ о проведении открытого конкурса

Приказ о создании конкурсной (единой) комиссии

Положение о конкурсной (единой) комиссии

Контракт со специализированной организацией при проведении открытого конкурса

Срок:

Не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе

ЭТАП 2. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятие:

Разработка и утверждение конкурсной документации

Документы:

Общие положения конкурсной документации

Информационная карта открытого конкурса

Форма заявки на участие в открытом конкурсе

Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе

Техническое задание при проведении открытого конкурса

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта при проведении открытого конкурса

Проект контракта для включения его в конкурсную документацию

Срок:

Не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе

ЭТАП 3. РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ

Мероприятия:

Регистрация заказчика в ЕИС при проведении открытого конкурса

Оформление электронной подписи при проведении открытого конкурса

Подготовка и размещение в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса

Документ:

Извещение о проведении открытого конкурса

Срок:

Не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе

ЭТАП 4. ПРИЕМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ

Мероприятие:

Получение и регистрация заявок на участие в открытом конкурсе

Документы:

Журнал регистрации заявок на участие в открытом конкурсе

Расписка в получении заявки на участие в открытом конкурсе

Срок:

До даты и времени, которые установлены в конкурсной документации для вскрытия конвертов

ЭТАП 5. ВСКРЫТИЕ КОНВЕРТОВ С ЗАЯВКАМИ НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ И ОТКРЫТИЕ ДОСТУПА К ЗАЯВКАМ, ПОДАННЫМ В ФОРМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА

Мероприятие:

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

Документ:

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

Срок:

В день и время, указанные в конкурсной документации, — вскрытие конвертов;

не позднее следующего рабочего дня — размещение протокола в ЕИС (если предметом конкурса является проведение научно-исследовательских работ с возможностью заключения контрактов с несколькими участниками или проведение двух и более поисковых научно-исследовательских работ, — в течение трех рабочих дней)

ЭТАП 6. ВЫЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДИТЕЛЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятия:

Рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе

Возврат обеспечения заявки на стадии рассмотрения и оценки заявок при проведении открытого конкурса

Документ:

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе

Срок:

Не позднее 20 календарных дней с даты вскрытия конвертов — рассмотрение и оценка заявок (при проведении закупки товаров (работ, услуг) в сфере науки, культуры или искусства срок может быть продлен заказчиком не более чем на 10 рабочих дней);

— не позднее следующего рабочего дня после подписания — размещение протокола в ЕИС;

не позднее пяти рабочих дней после подписания протокола рассмотрения и оценки заявок — возврат обеспечения заявок участникам, кроме победителя

ЭТАП 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА С ПОБЕДИТЕЛЕМ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятия:

Составление и направление проекта контракта победителю открытого конкурса

Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного победителем открытого конкурса

Подписание контракта с победителем открытого конкурса

Возврат обеспечения заявки на стадии подписания контракта с победителем открытого конкурса

Документ:

Проект контракта для направления его победителю открытого конкурса

Срок:

Не позднее трех рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок — направление указанного протокола и проекта контракта победителю конкурса или единственному участнику;

Ознакомьтесь так же:  Трудовой договор комбайнера

не ранее чем через 10 календарных дней и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок, а также не позднее 10 календарных дней с даты получения подписанного контракта и обеспечения от победителя — подписание контракта;

не позднее пяти рабочих дней с даты подписания контракта — возврат обеспечения заявки победителю

2.3.1. Этап 1. Подготовка к проведению открытого конкурса

См. схему проведения открытого конкурса.

Подготовка к проведению открытого конкурса может включать следующие мероприятия.

2.3.1.1. Организация проведения открытого конкурса >>>

Рекомендуется для координации действий заказчика и четкого определения сроков и ответственных лиц

2.3.1.2. Создание конкурсной (единой) комиссии и определение порядка ее работы >>>

Обязательно, если у заказчика отсутствует постоянная комиссия по осуществлению закупок (ч. 1 ст. 39 Закона N 44-ФЗ)

2.3.1.3. Привлечение специализированной организации при проведении открытого конкурса >>>

Рекомендуется, если у заказчика отсутствуют (ограничены) кадровые ресурсы, которые необходимы для проведения конкурса

2.3.1.1. Организация проведения открытого конкурса

См. схему проведения открытого конкурса.

2.3.1.1.1. Планирование открытого конкурса: перечень мероприятий, сроки, ответственные лица >>>

2.3.1.1.2. Приказ о проведении открытого конкурса >>>

Организация проведения открытого конкурса не является для заказчика обязательным мероприятием. Однако, чтобы избежать организационных сбоев и нарушений при проведении конкурса, заказчику целесообразно:

— спланировать предстоящий конкурс;

— издать приказ о его проведении.

На практике все подготовительные мероприятия к проведению конкурса могут занять до трех месяцев.

2.3.1.1.1. Планирование открытого конкурса:

перечень мероприятий, сроки, ответственные лица

Число мероприятий по проведению открытого конкурса может различаться (например, в зависимости от наличия или отсутствия заявок на участие в конкурсе, результатов их рассмотрения, уклонения победителя от заключения контракта). На этапе планирования целесообразно учитывать полный перечень таких мероприятий.

Таблица. Мероприятия для проведения открытого конкурса

Ориентировочное время на подготовку (проведение)

Подготовить и представить на утверждение техническое задание

Сотрудник отраслевого подразделения или иное лицо, обладающее необходимыми знаниями

До размещения конкурсной документации в ЕИС (ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ)

В среднем от 1 до 5 рабочих дней

Подготовить и представить на утверждение обоснование начальной (максимальной) цены

Сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий (п. 3 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ)

В среднем от 3 до 15 рабочих дней

Подготовить общие положения конкурсной документации

Подготовить и представить на утверждение проект контракта

Определить порядок, критерии оценки заявок, величины их значимости

Определить требования к участникам закупки

Подготовить и представить на утверждение информационную карту конкурса

Подготовить и представить на утверждение форму заявки и инструкцию по ее заполнению

Подготовить извещение о проведении конкурса и разместить его и конкурсную документацию в ЕИС

Сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий (п. п. 3, 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ)

Не позднее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 49, ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ)

В среднем до 1 рабочего дня

Принять заявки на участие в конкурсе

На протяжении всего срока приема заявок на участие в конкурсе, указанного в извещении о его проведении (ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ)

Не менее 20 календарных дней

Вскрыть конверты с заявками

Конкурсная (единая) комиссия (ч. 3 ст. 39, ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ)

В день, указанный в извещении о проведении конкурса (п. 6 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ)

1 рабочий день на предварительную подготовку, 1 рабочий день на проведение

Разместить в ЕИС протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе

Сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ)

Не позднее рабочего дня, следующего за днем вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, в отдельных случаях не позднее 3 рабочих дней с даты вскрытия конвертов (ч. 7 ст. 52 Закона N 44-ФЗ)

1 рабочий день (в отдельных случаях до 3 рабочих дней)

Рассмотреть и оценить заявки на участие в конкурсе

Конкурсная (единая) комиссия (ч. 3 ст. 39, ч. 3, 5 ст. 53 Закона N 44-ФЗ)

Не позднее даты, указанной в извещении и документации (п. 6 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). При этом срок рассмотрения и оценки заявок не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с заявками.

В отдельных случаях этот срок может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 53 Закона N 44-ФЗ)

В среднем от 1 до 20 календарных дней

Разместить в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок (рассмотрения единственной заявки)

Сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ)

Не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения и оценки заявок (рассмотрения единственной заявки) (ч. 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ)

Дополнить проект контракта данными по результатам конкурса и направить его на подписание победителю (участнику, подавшему единственную заявку) вместе с экземпляром протокола рассмотрения и оценки заявок (рассмотрения единственной заявки)

Сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ)

Не позднее 3-го рабочего дня с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок (рассмотрения единственной заявки) (ч. 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ)

В среднем 1 — 3 рабочих дня

Проверить обеспечение исполнения контракта, предоставленное победителем

Сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ)

Банковскую гарантию — в течение 3 рабочих дней со дня ее поступления (ч. 5 ст. 45 Закона N 44-ФЗ), перечисление денежных средств на счет заказчика — не позднее 10-го календарного дня с даты получения подписанного победителем проекта контракта и документов, подтверждающих такое перечисление (ч. 7 ст. 54 Закона N 44-ФЗ)

В среднем 1 — 3 рабочих дня

Подписать контракт, представленный победителем

Руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо (п. 1 ст. 160 ГК РФ)

Не позднее 10-го календарного дня с даты получения подписанного победителем проекта контракта и документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 54 Закона N 44-ФЗ)

В среднем 1 рабочий день

Передать один экземпляр контракта лицу, с которым он заключен (его представителю), либо направить по почте

Сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ)

2.3.1.1.2. Приказ о проведении открытого конкурса

См. образец приказа о проведении открытого конкурса.

Для фиксации принятых решений по организации открытого конкурса, сроков проведения мероприятий и официального назначения ответственных лиц целесообразно издать приказ о проведении открытого конкурса. В то же время отсутствие приказа не является нарушением законодательства о контрактной системе и никаких последствий не влечет, поскольку обязанность заказчика издать такой приказ Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Форма: произвольная.

Целесообразно указать:

1) информацию об объекте закупки.

К такой информации относятся наименование объекта закупки, его характеристики, позволяющие индивидуализировать закупку (например, количество товара (объем работ, услуг), место поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) и т.д.);

2) необходимые мероприятия по проведению открытого конкурса с указанием конкретных сроков и ответственных лиц;

3) фамилию, имя, отчество и должность лица, ответственного за исполнение приказа.

Кто составляет: сотрудник контрактной службы, контрактный управляющий или иное уполномоченное лицо.

Кто подписывает: руководитель заказчика или иное лицо, уполномоченное на принятие решений о проведении конкурса.

Дата подписания: до размещения в ЕИС извещения о закупке.

Рекомендация. Желательно издать приказ заранее, с учетом времени, необходимого для выполнения всех мероприятий по проведению конкурса.

2.3.1.2. Создание конкурсной (единой) комиссии

и определение порядка ее работы

См. схему проведения открытого конкурса.

2.3.1.2.1. Приказ о создании конкурсной (единой) комиссии >>>

2.3.1.2.2. Положение о конкурсной (единой) комиссии >>>

Для выполнения функций по определению поставщика при проведении открытого конкурса заказчику необходимо создать конкурсную комиссию (ч. 1 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Формировать такую комиссию не требуется, если у заказчика есть единая комиссия по осуществлению закупок, которая наделена соответствующими функциями (ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Для создания комиссии необходимо:

1) издать распорядительный документ (например, приказ);

2) разработать и утвердить положение о конкурсной (единой) комиссии.

Срок: сформировать комиссию нужно до начала проведения закупки, т.е. до размещения извещения о проведении открытого конкурса в ЕИС (п. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

О порядке создания комиссии по осуществлению закупок и об определении порядка ее работы см. соответствующий раздел данного Путеводителя.

2.3.1.2.1. Приказ о создании конкурсной (единой) комиссии

См. образец приказа о создании конкурсной комиссии.

См. образец приказа о создании единой комиссии по осуществлению закупок.

До начала закупки заказчик обязан принять решение о создании комиссии по осуществлению закупок (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). На практике такое решение оформляется приказом.

О составлении приказа о создании комиссии см. соответствующий раздел данного Путеводителя.

2.3.1.2.2. Положение о конкурсной (единой) комиссии

См. образец положения о конкурсной комиссии.

См. образец положения о единой комиссии по осуществлению закупок.

При принятии решения о создании комиссии должен быть определен порядок ее работы (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Такой порядок, как правило, устанавливается в положении о конкурсной (единой) комиссии.

О составлении положения о комиссии см. соответствующий раздел данного Путеводителя.

2.3.1.3. Привлечение специализированной организации

при проведении открытого конкурса

См. схему проведения открытого конкурса.

2.3.1.3.1. Выбор специализированной организации при проведении открытого конкурса >>>

2.3.1.3.2. Контракт со специализированной организацией при проведении открытого конкурса >>>

Заказчик вправе привлечь специализированную организацию для разработки конкурсной документации, размещения извещения о проведении открытого конкурса, выполнения некоторых иных функций (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ). Это целесообразно в том случае, если у заказчика отсутствуют или ограничены кадровые ресурсы, необходимые для проведения открытого конкурса.

Для привлечения специализированной организации необходимо:

1) выбрать специализированную организацию;

2) заключить с ней контракт.

О привлечении специализированной организации см. соответствующий раздел данного Путеводителя.

2.3.1.3.1. Выбор специализированной организации

при проведении открытого конкурса

Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком в соответствии с порядком, установленным Законом N 44-ФЗ для определения поставщика (ч. 2 ст. 40 Закона N 44-ФЗ).

О выборе специализированной организации см. соответствующий раздел данного Путеводителя.

2.3.1.3.2. Контракт со специализированной организацией

при проведении открытого конкурса

См. образец проекта контракта на оказание услуг специализированной организацией.

Заказчик привлекает специализированную организацию на основании контракта (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ).

О составлении контракта со специализированной организацией см. соответствующий раздел данного Путеводителя.

2.3.2. Этап 2. Подготовка документов

для проведения открытого конкурса

См. схему проведения открытого конкурса.

Подготовка конкурсной документации включает разработку и утверждение документов, определяющих порядок и условия участия в открытом конкурсе.

2.3.2.1. Разработка и утверждение конкурсной документации

См. схему проведения открытого конкурса.

2.3.2.1.1. Общие положения конкурсной документации >>>

2.3.2.1.2. Информационная карта открытого конкурса >>>

2.3.2.1.3. Форма заявки на участие в открытом конкурсе >>>

2.3.2.1.4. Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе >>>

2.3.2.1.5. Техническое задание при проведении открытого конкурса >>>

2.3.2.1.6. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта при проведении открытого конкурса >>>

2.3.2.1.7. Проект контракта для включения его в конкурсную документацию >>>

Частями 1, 2 ст. 50 Закона N 44-ФЗ определен перечень информации, которая должна быть отражена в конкурсной документации в обязательном порядке. Структура документации нормами Закона не регламентирована. В то же время типовая форма конкурсной документации может быть утверждена уполномоченными органами исполнительной власти на региональном и (или) отраслевом уровнях.

Как правило, конкурсная документация включает следующие разделы.

  1. Общие положения.
  2. Информационная карта.
  3. Форма заявки на участие в конкурсе.
  4. Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе.
  5. Техническое задание.
  6. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
  7. Проект контракта.

Срок: конкурсная документация должна быть разработана и утверждена не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в ней даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 49, ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

Рекомендация. Целесообразно начать разработку документации заранее, с учетом времени, которое может потребоваться на ее подготовку, согласование и утверждение. На практике подготовка документации может занять в среднем от трех до тридцати рабочих дней.

2.3.2.1.1. Общие положения конкурсной документации

См. образец общих положений конкурсной документации.

В разделе «Общие положения», как правило, отражаются требования Закона N 44-ФЗ (ст. ст. 48 — 58), которые касаются проведения конкурса в целом. Включение его в конкурсную документацию названным Законом не предусмотрено. Вместе с тем сделать это целесообразно для того, чтобы не перегружать информационную карту конкурса нормативной информацией.

Форма: произвольная.

Целесообразно указать: содержание норм Закона N 44-ФЗ, устанавливающих порядок проведения открытого конкурса, в частности:

1) права и обязанности заказчика, конкурсной комиссии, участников конкурса;

2) порядок подготовки и размещения в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации;

3) порядок подачи, изменения и отзыва заявок на участие в конкурсе;

4) порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;

5) порядок рассмотрения и оценки конкурсных заявок;

6) порядок заключения контракта по результатам открытого конкурса.

Кто составляет: сотрудник контрактной службы (контрактный управляющий).

Кто утверждает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо (общие положения могут быть утверждены в составе конкурсной документации).

Дата утверждения: не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе.

Размещение: в ЕИС в составе конкурсной документации.

Ознакомьтесь так же:  Льготы детей инвалидов при поступлении в колледж

Дата размещения: не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 49, ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: Вправе ли заказчик устанавливать в конкурсной документации требование о том, что на конверте с заявкой должна указываться информация о лице, подающем заявку?

Ответ: Нет, не вправе.

Обоснование: Согласно ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ установление в конкурсной документации требования об указании на конверте с заявкой сведений о подающем его лице, равно как и отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой, на котором отсутствует такая информация, не допускается.

2.3.2.1.2. Информационная карта открытого конкурса

См. образец информационной карты конкурса.

2.3.2.1.2.1. Общие требования к информационной карте открытого конкурса >>>

2.3.2.1.2.2. Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе >>>

2.3.2.1.2.3. Требования к банковской гарантии при проведении открытого конкурса >>>

2.3.2.1.2.1. Общие требования

к информационной карте открытого конкурса

В информационной карте открытого конкурса, как правило, указываются условия конкретной закупки и требования к ее участникам, которые установлены заказчиком на основании норм Закона N 44-ФЗ. При формировании этого раздела необходимо учитывать требования к содержанию конкурсной документации, предусмотренные ст. 42, ч. 3 ст. 49, ч. 1, 2 ст. 50 Закона N 44-ФЗ, и наличие в других частях документации сведений, предусмотренных этими нормами.

Форма: произвольная.

Целесообразно указать:

1) способ определения поставщика (п. 5 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ);

2) сведения о заказчике, специализированной организации.

К таким сведениям относятся наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо (п. 1 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ);

3) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта (п. 12 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ);

4) наименование и описание объекта закупки (п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

Требования к описанию объекта закупки определены ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В информационной карте целесообразно отразить только те характеристики объекта закупки, которые позволят его идентифицировать. Подробное описание объекта закупки приводится в техническом задании;

5) начальную (максимальную) цену контракта (п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

О порядке указания начальной (максимальной) цены контракта в закупочной документации см. соответствующий раздел данного Путеводителя;

6) наименование валюты, используемой при формировании цены контракта и расчетов с поставщиком (п. 2 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ);

7) источник финансирования закупки (уровень бюджета, за счет средств которого осуществляется закупка, коды бюджетной классификации) (п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ);

8) требования к участникам закупки (п. 2 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

Внимание! При проведении закупки работ (услуг) следует установить требование, согласно которому ее участниками не могут быть организации, находящиеся под юрисдикцией Турции, а также контролируемые ими и (или) турецкими гражданами организации. По мнению Минэкономразвития России, это необходимо для реализации запрета, который предусмотрен в п. 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.

О требованиях к участникам закупки см. соответствующий раздел данного Путеводителя;

9) сроки (дата начала, дата окончания) и порядок предоставления разъяснений положений конкурсной документации (п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

Сроком предоставления разъяснений документации является период, в течение которого участник вправе запросить их у заказчика. Датой начала этого срока является день размещения в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса. В качестве даты окончания указанного срока в соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона N 44-ФЗ приводится день за пять дней до окончания срока приема заявок. Данные выводы содержатся в Письме Минэкономразвития России от 18.03.2015 N Д28и-812.

Целесообразно определить форму, место (почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика) подачи запросов о разъяснении положений конкурсной документации, а также порядок направления (передачи) заинтересованным лицам ответов на данные запросы;

10) срок, место и порядок подачи заявок на участие в конкурсе (п. 6 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

Внимание! Не следует предусматривать подачу заявки в форме электронного документа. Это связано с тем, что в настоящее время функционал ЕИС не позволяет подавать заявки. Такая возможность должна быть обеспечена не позднее 1 января 2018 г. (абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 36). Нужно учитывать, что подача заявки в форме электронного документа иным способом, например через электронную почту заказчика, не допускается (ч. 1 ст. 5 Закона N 44-ФЗ, п. 3 Письма Минэкономразвития России от 12.02.2015 N Д28и-229).

Рекомендуется также отразить сведения о наличии по адресу подачи заявок пропускного режима и порядке оформления пропусков;

11) порядок и срок отзыва участниками своих заявок (п. 7 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ);

12) порядок внесения изменений в поданные заявки (п. 7 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ);

13) порядок возврата участникам заявок (п. 7 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ);

14) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к заявкам в электронной форме (если такая форма предусмотрена документацией) (п. 6 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

Целесообразно также отразить сведения о наличии по адресу места, где проводится вскрытие конвертов, пропускного режима и порядке оформления пропусков;

15) дату рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (п. 6 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ);

16) требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе;

17) размер обеспечения заявок (п. 10 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ);

18) порядок внесения участниками денежных средств в качестве обеспечения заявок, реквизиты счета заказчика, условия банковской гарантии (при выборе такого способа обеспечения) (п. 7 ст. 42, п. п. 1, 9 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ);

19) сведения об обеспечении исполнения контракта (п. 8 ст. 42, п. 11 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

Указываются размер обеспечения, порядок его предоставления, способы обеспечения (внесение денежных средств на счет заказчика либо банковская гарантия), реквизиты счета для перечисления денежных средств (рекомендуется также отразить сведения о назначении платежа), требования к банковской гарантии;

20) язык (языки) конкурсной документации, способы ее получения, срок, место и порядок ее предоставления (п. п. 3, 5 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ);

21) критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев (п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

По общему правилу для оценки заявок устанавливаются следующие критерии: цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (использование результатов работ), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки (ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

Первые два критерия являются стоимостными, остальные — нестоимостными. Такое деление предусмотрено п. 4 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085; далее — Правила оценки заявок).

В отдельных случаях могут применяться иные критерии оценки.

Для оценки необходимо использовать не менее двух критериев, одним из которых должна быть цена контракта (ч. 4 ст. 32 Закона N 44-ФЗ). Суммарная величина значимости критериев должна составлять 100% (ч. 5 ст. 32 Закона N 44-ФЗ). Максимальные и минимальные величины значимости стоимостных и нестоимостных критериев зависят от объекта закупки и приведены в Приложении к Правилам оценки заявок.

Нестоимостные критерии могут включать показатели, предусмотренные в п. п. 25, 27 Правил оценки заявок. Для таких показателей заказчик самостоятельно устанавливает величины значимости, в сумме составляющие 100% (п. п. 10 и 11 Правил оценки заявок);

22) порядок рассмотрения и оценки заявок (п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

Если заказчик установил нестоимостные критерии оценки заявок, в документации о закупке должно быть указано следующее:

— предмет оценки, на основании которого может быть определен исчерпывающий перечень сведений, необходимых для представления в заявке;

— зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка этих данных;

— пропорциональная зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), если в отношении такой информации возможна количественная оценка.

Выполнение указанного требования позволит выявить лучшие условия исполнения контракта. Данная позиция изложена в п. 1 Письма ФАС России от 19.10.2015 N АЦ/57532/15, Письме Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014.

В Письме ФАС России от 19.10.2015 N АЦ/57532/15 рассмотрены и другие вопросы, касающиеся порядка оценки заявок по нестоимостным критериям. В Приложении к Письму приведен пример такого порядка;

23) срок подписания проекта контракта победителем или иным участником, с которым заключается контракт (п. 12 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 54 Закона N 44-ФЗ победитель конкурса обязан подписать проект контракта в течение 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Вместе с тем заказчику нужно учитывать, что в соответствии с ч. 2 названной статьи контракт должен быть заключен не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе;

24) условия признания победителя или иного участника уклонившимся от заключения контракта (п. 12 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

В ряде случаев в конкурсной документации необходимо отразить также дополнительные сведения. Их целесообразно привести в информационной карте.

Таблица. Сведения, которые необходимо отразить в конкурсной документации при определенных условиях

Если законодательством установлены требования к лицам, осуществляющим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся объектом закупки

Исчерпывающий перечень документов, которые должны представить участники для подтверждения соответствия требованиям законодательства

Пункт 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ

Если при формировании цены контракта или расчетах по контракту используется иностранная валюта

Порядок применения при оплате контракта установленного ЦБ РФ курса иностранной валюты к российскому рублю

Пункт 3 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ

Если невозможно определить объем подлежащих выполнению (оказанию) работ (услуг):

— работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;

— услуг общественного питания;

— услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;

— услуг по проведению оценки

Цена единицы работы (услуги), цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, оборудованию.

Указание на то, что оплата работ (услуг) будет осуществляться исходя из их фактического объема, количества поставленных запасных частей, но не выше начальной (максимальной) цены контракта

Пункт 2 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ

Если должно осуществляться банковское сопровождение контракта

Информация о банковском сопровождении контракта

Пункт 8 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ

Если предусматривается плата за предоставление конкурсной документации

Размер и валюта платежа, способ его осуществления

Пункт 4 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ

Если устанавливаются преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

Сведения о преимуществах, предоставляемых при участии в конкурсе

Пункт 7 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ

Если установлены ограничения участия в открытом конкурсе

Сведения об ограничениях участия в открытом конкурсе

Пункт 4 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ

Если установлены условия, запреты, ограничения в отношении допуска товаров, происходящих из иностранного государства (группы иностранных государств), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами

Условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ (услуг)

Пункт 8 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ

Если предусматривается возможность заключить контракты с несколькими участниками при осуществлении закупки технических средств реабилитации инвалидов, создании произведений литературы или искусства, выполнении научно-исследовательских работ либо оказании услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, по организации отдыха детей и их оздоровления (ч. 10 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)

Информация о возможности заключить контракт с несколькими участниками с с указанием количества контрактов

Пункт 6 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ

Если предусматривается возможность изменения условий контракта

Информация о возможности изменения условий контракта в следующих случаях:

— при снижении цены контракта без изменения количества (объема) товаров (работ, услуг) и их качества (пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

— увеличении количества товаров (объема работ, услуг) не более чем на 10%. При этом допускается изменение цены контракта, но не более чем на 10% (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

— уменьшении количества товаров (объема работ, услуг) не более чем на 10% при пропорциональном уменьшении цены контракта (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

— увеличении количества поставляемого товара на сумму, не превышающую разницу между начальной (максимальной) ценой контракта и ценой контракта (ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)

Пункт 5 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ

Ознакомьтесь так же:  Приказ 67н 2011

Если предусматривается возможность одностороннего отказа от исполнения контракта

Информация о возможности расторжения контракта в одностороннем порядке (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ)

Пункт 13 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ

Перечень соответствующих случаев в зависимости от обеспечиваемых контрактом нужд утверждается Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией (ч. 2 ст. 35 Закона N 44-ФЗ).

Размер платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации и доставку ее заинтересованному лицу почтой (ч. 4 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

Кто составляет: сотрудник контрактной службы (контрактный управляющий).

Кто утверждает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо (информационная карта может быть утверждена в составе конкурсной документации).

Дата утверждения: не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе.

Размещение: в ЕИС в составе конкурсной документации.

Дата размещения: не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 49, ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: Заказчик включил в конкурсную документацию информацию о выплате аванса, но не указал его конкретный размер. Правомерны ли действия заказчика?

Ответ: Действия заказчика неправомерны. В конкурсной документации должен быть указан конкретный размер аванса. Это следует как из норм законодательства, так и из сложившейся правоприменительной практики.

Обоснование: Неотъемлемой частью конкурсной документации является проект контракта (ч. 2 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). В него заказчик обязан включить условия о порядке и сроках оплаты товаров, работ, услуг в силу ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Включение условия о предварительной оплате (авансе), в котором не указан ее конкретный размер, является нарушением данной нормы.

Условие об авансе используется не только для урегулирования порядка расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), но и в ряде случаев для расчета размера обеспечения исполнения контракта, которое должен предоставить победитель открытого конкурса (ч. 1, 4 ст. 37, ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Если конкретный размер аванса не указан, рассчитать размер такого обеспечения невозможно.

Правоприменительная практика: ФАС России и арбитражные суды признают нарушением включение в конкурсную документацию условия об авансе без указания его конкретного размера.

О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере закупок. Включение в документацию о торгах информации о выплате аванса без указания его конкретного размера.

СИТУАЦИЯ: Правомерно ли включать в конкурсную документацию требование о том, что участник закупки должен согласовать с заказчиком привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для выполнения контракта?

Ответ: По данному вопросу существует два подхода.

Подход 1: Нет, неправомерно.

Обоснование: В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение данного Закона. Статья 31 Закона N 44-ФЗ не предусматривает возможности установления условия о согласовании с заказчиком привлечения субподрядчиков. Кроме того, в п. 1 ст. 706 ГК РФ указано, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). При этом исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ (п. 1 ст. 770 ГК РФ).

Подход 2: Да, правомерно.

Обоснование: Исходя из ст. 706 ГК РФ требование о том, что необходимо согласовать привлечение субподрядчика к выполнению работ, представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора подряда. Соответственно, оно не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение этого Закона.

Правоприменительная практика: ФАС России и Минэкономразвития России признают установление данного требования неправомерным. Практика арбитражных судов неоднозначна.

О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере закупок. Установление в конкурсной или аукционной документации ограничений на привлечение субподрядчиков (соисполнителей).

СИТУАЦИЯ: Правомерно ли устанавливать в конкурсной документации запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для выполнения работ (оказания услуг)?

Ответ: По данному вопросу существует два подхода.

Подход 1: Нет, неправомерно.

Обоснование: В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение данного Закона. Статья 31 Закона N 44-ФЗ не предусматривает возможности установления условия о том, что участник должен выполнять работы лично, а также установления запрета на привлечение к их выполнению субподрядчика.

Подход 2: Да, правомерно.

Обоснование: Исходя из ст. 706 ГК РФ требование о том, что необходимо согласовать привлечение субподрядчика к выполнению работ, представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора подряда. Соответственно, оно не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение этого Закона.

Правоприменительная практика: ФАС России и Минэкономразвития России признают установление данного запрета неправомерным, при этом Минэкономразвития России высказывало также противоположную точку зрения. Арбитражные суды, включая Президиум ВАС РФ, придерживаются мнения о том, что такой запрет является правомерным.

О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере закупок. Установление в конкурсной или аукционной документации ограничений на привлечение субподрядчиков (соисполнителей).

СИТУАЦИЯ: Вправе ли заказчик требовать наличия у участников открытого конкурса лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну?

Ответ: Да, вправе, если доказал необходимость ее представления в соответствии с законодательством о гостайне.

Обоснование: Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31, пп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, которые осуществляют выполнение работ, являющихся объектом закупки. На основании данных норм заказчик может установить требование о наличии лицензии, если докажет, что согласно законодательству о гостайне работы, входящие в объект закупки, могут выполняться только лицами, которые имеют соответствующий допуск.

Правоприменительная практика: При оценке контролирующим органом и арбитражными судами правомерности рассматриваемого требования учитываются такие факторы, как режим объекта, на котором планируется проведение работ, характер выполняемых работ (оказываемых услуг), необходимость доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере закупок. Установление в документации о закупке требования о наличии у участников лицензии на проведение работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

СИТУАЦИЯ: Заказчик проводит открытый конкурс на выполнение ремонтных работ, вид ремонта (текущий или капитальный) в конкурсной документации не указан. Правомерно ли требовать от участников свидетельства СРО о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства?

Ответ: Да, правомерно, если в предмет конкурса включены работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Обоснование: Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31, пп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, которые осуществляют выполнение работ, являющихся объектом закупки. На основании данных норм участник обязан представить свидетельство СРО, если объект закупки включает виды работ по ремонту, предусмотренные в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624).

Правоприменительная практика: ФАС России и арбитражные суды при определении правомерности требований исходят из наличия видов работ в указанном Перечне. Вместе с тем в судебной практике существует подход, согласно которому установление требования неправомерно, если объект ремонта является объектом завершенного строительства.

О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере закупок. Установление требования о наличии у участников размещения заказа на выполнение ремонтных работ свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

СИТУАЦИЯ: В один лот со строительными работами включены работы по монтажу (ремонту, обслуживанию) средств обеспечения пожарной безопасности. Какие документы обязан требовать заказчик от участника открытого конкурса для подтверждения его соответствия требованиям законодательства?

Ответ: По данному вопросу существует два подхода.

Подход 1: Заказчик обязан установить требование о представлении в составе заявки только копии свидетельства СРО.

Обоснование: В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Работы, для выполнения которых необходимо наличие лицензии (в том числе работы по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности), могут производиться посредством привлечения субподрядчиков, обладающих соответствующей лицензией.

Подход 2: Заказчик обязан установить требование о представлении в составе заявки копии свидетельства СРО и лицензии на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности.

Обоснование: Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31, пп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, которые осуществляют выполнение работ, являющихся объектом закупки. В связи с тем что в состав работ помимо строительных входят работы по монтажу средств пожарной безопасности, которые являются лицензируемыми видами деятельности, заказчик должен установить в конкурсной документации требование о представлении как свидетельства СРО, так и лицензии.

Правоприменительная практика: ФАС России и некоторые арбитражные суды признают нарушением включение в конкурсную документацию требования о представлении участниками копии лицензии на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности. Однако существуют судебные решения, в которых указывается на правомерность такого требования.

О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере закупок. Требование о наличии у участника закупки на строительство лицензии на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности.

2.3.2.1.2.2. Требования к содержанию и составу

заявки на участие в открытом конкурсе

Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе должны быть сформулированы в конкурсной документации в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. Данной нормой предусмотрена необходимость представления участниками следующих документов и сведений:

1) наименования, фирменного наименования (при наличии), места нахождения, почтового адреса (для юридического лица), ИНН (при наличии) и других сведений в соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ;

2) выписки (или нотариально заверенной копии) из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, полученной не ранее чем за шесть месяцев до размещения в ЕИС извещения о закупке (для российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (пп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);

3) копий документов, удостоверяющих личность (для физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя) (пп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);

4) заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации лица (для иностранных лиц) (пп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);

5) копии решения о назначении или об избрании руководителя (пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);

6) доверенности (ее нотариально заверенной копии) на осуществление действий от имени участника конкурса (пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

Если доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника, необходимо представить документ, подтверждающий полномочия такого лица;

7) декларации о соответствии участника требованиям п. п. 3 — 5, 7, 7.1 и 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (пп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 51 данного Закона);

8) копий учредительных документов, если участник является юридическим лицом (пп. «д» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);

9) платежного поручения (его копии) о перечислении денежных средств или соответствующей установленным требованиям банковской гарантии в качестве подтверждения обеспечения заявки (п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);

10) предложения участника в отношении объекта закупки.

Если закупается товар, то участник должен также указать цену единицы товара и страну его происхождения (п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);

11) решения (его копии) об одобрении или о совершении крупной сделки в случае, если оно необходимо в соответствии с законодательством РФ или учредительными документами. Данный документ обязателен для участника открытого конкурса — юридического лица, если заключение контракта либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта являются для него крупной сделкой (пп. «е» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);

12) документов, подтверждающих добросовестность участника открытого конкурса. Участник должен представить их, если начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн руб. и менее, а в заявке предложено снижение такой цены на 25% и более (п. 4 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). Такие документы не требуются при условии, что участник при заключении контракта представит обеспечение его исполнения в размере, в 1,5 раза превышающем указанный в документации (но не менее чем в размере аванса, если он предусмотрен) (ч. 4 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, в ряде случаев необходимо представить дополнительные документы.

Таблица. Документы и сведения, требования о представлении которых необходимо указать в конкурсной документации при определенных условиях