Приказ росприроднадзора 792

Новый порядок ведения государственного кадастра отходов в действии

1 августа 2014 г., как и ожидалось, вступили в силу Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности» (далее — Постановление № 712) и Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее — Приказ № 792).

Напомним, что с 1 августа 2014 г. перестало действовать Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», а также вступили в силу новые Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I–IV классов опасности , утвержденные Постановлением № 712.

Кроме того, Приказом Ростехнадзора от 27.03.2014 № 125 в целях приведения нормативных правовых актов Ростехнадзора в соответствие с законодательством Российской Федерации с 1 августа 2014 г. признается утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО-2014).

В Приказе Росприроднадзора от 01.08.2014 № 479 (далее — Приказ № 479) приведен перечень объектов размещения отходов, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО).

Таким образом, было устранено несоответствие введенной в начале 2009 г. Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» терминологии при заполнении формы паспорта на отходы (словосочетание «опасные отходы» было заменено на «отходы IIV класса опасности»), а Росприроднадзор на своем официальном сайте объявил о том, что государственная функция по ведению государственного кадастра отходов теперь будет осуществляться данной Федеральной службой в полном объеме.

«НЕУДОБСТВА» ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Несмотря на то что государственным органам и собственникам отходов был дан год на подготовку к грядущим изменениям, безболезненно адаптироваться к новому законодательству не получится ни у тех, ни у других.

Во-первых, всех волнует вопрос: что делать с ранее выданными документами в области обращения с отходами, которые теперь не соответствуют действующему законодательству? Для ответа на этот вопрос Минприроды России и Росприроднадзор опубликовали ряд разъясняющих писем, согласно которым ранее выданные документы продолжат свое действие в течение указанного в них срока и в переоформлении не нуждаются. Кроме того, руководство и ответственные исполнители Отдела надзора и регулирования в области обращения с отходами Центрального аппарата Росприроднадзора охотно дают разъяснения по телефону в отношении всех вновь принятых документов. Из этих консультаций также следует, что ранее выданные паспорта, лицензии, документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) переоформлять не требуется.

Однако, как известно, письма не являются нормативными актами. Как показывает практика, изначально выбранная позиция государственных органов впоследствии может существенно измениться. Поэтому большинство законопослушных природопользователей в настоящий момент стремятся как можно более оперативно направить в Росприроднадзор вновь оформленные паспорта отходов.

В августе Росприроднадзор направил в свои территориальные органы поручение[1] на период отсутствия нормативного правового акта, регулирующего порядок организации работ по отнесению отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности для окружающей среды, передавать все поступившие материалы обоснования класса опасности отходов (независимо от того, зарегистрирован отход в ФККО или нет) на проверку в ФБУ «ФЦАО»[2].

Во-вторых, многих природопользователей в настоящее время интересует вопрос: как быть с ранее направленными в Росприроднадзор документами, по которым до 1 августа 2014 г. не было принято решение о согласовании? Особенно этот вопрос волнует тех, кто направил или подготовил к отправке в Росприроднадзор проекты НООЛР в больших количествах (например, проекты НООЛР для многочисленных филиалов одной организации). Со слов тех же сотрудников Росприроднадзора, опасаться нечего: все представленные на согласование до 1 августа 2014 г. документы будут рассмотрены в полном объеме, а ответственный исполнитель территориального органа Росприроднадзора самостоятельно «конвертирует» отходы в выдаваемом заявителю документе об утверждении НООЛР. Таким образом, проекты НООЛР, попавшие к исполнителю Росприроднадзора, владеющему позицией центрального аппарата данной Федеральной службы, будут содержать старые наименования, коды и классы опасности отходов, а выданные документы об утверждении НООЛР — новые сведения. Одновременно с этим ожидается, что некоторые заявители получат уведомление о необходимости переоформления представленных на согласование документов или отказы по формальным признакам[3].

Здесь следует отметить, что идентификация отходов с использованием опубликованного Росприроднадзором конвертера в связи с внесенными изменениями — задача не из простых. Основные вопросы скорее всего вызовут следующие моменты:

  • в ФККО-2014 отсутствует отход «Мусор от бытовых помещений организаций несортированный крупногабаритный»;
  • «Резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства», имевшие ранее код 5750010113005, в ФККО-2014 разделены на 2 группы, включающие по 2 наименования отхода каждая;
  • все отходы масел, за исключением трансмиссионных (коды по отмененному ФККО: 5410020102033; 5410020202033; 5410020302033; 5410020402033; 5410020502033), теперь разделены на 2 отхода — минеральные и синтетические.

Также ФККО-2014 существенно расширен в сравнении с ранее действующим каталогом и в настоящее время содержит порядка 800 отходов.

В-третьих, для большинства заявителей абсолютной неожиданностью стал перечень объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО, утвержденный Приказом № 479. На сегодняшний день в ГРОРО не внесено большинство объектов, на которых ранее допускалось размещать отходы и с которыми у многих собственников отходов имеются действующие договоры.

Код ФККО: 3 35 792 71 39 4

отходы полимерные от зачистки оборудования производства изделий из разнородных пластмасс

Внимание! Не действующая редакция классификатора ФККО

Данный документ утратил силу с 24 июня 2017 года в связи с изданием Приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»
Новый Федеральный классификационный каталог отходов с изменениями, классами опасности, видами агрегатного состояния и поиском см. в разделе Общероссийские классификаторы по ссылке: ФККО 2017.

Приказ росприроднадзора 792

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

от 16 февраля 2015 года N 010-90-пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КАДАСТРА ОТХОДОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа Минприроды Республики Хакасия от 23.11.2017 N 010-1125-пр, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в «Хакасии» — 09.02.2018).
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемый Порядок ведения регионального кадастра отходов Республики Хакасия.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Хакасия организовать работу по представлению информации в Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия для ведения регионального кадастра отходов Республики Хакасия.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя министра — руководителя департамента по охране окружающей среды Н.С. Янулевич.

Приложение. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КАДАСТРА ОТХОДОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Приложение
к приказу
Министерства промышленности
и природных ресурсов
Республики Хакасия
от 16.02.2015 N 010-90-пр

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок ведения регионального кадастра отходов Республики Хакасия (далее — Порядок) устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

1.2. Региональный кадастр отходов (далее — РКО) предназначен для информационного обеспечения органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе хозяйственной и иной деятельности которых осуществляется обращение с отходами, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов.

1.3. Ведение РКО осуществляется в соответствии с принципом сопоставимости данных РКО с государственным кадастром отходов.

1.4. РКО включает в себя следующие разделы:

региональный классификационный каталог отходов;

региональный реестр объектов размещения отходов;

региональный банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

1.5. Действие настоящего Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.

1.6. Информация, содержащаяся в РКО, относится к государственным информационным ресурсам и носит открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

II. Организация работ по ведению РКО

2.1. Организацию ведения РКО осуществляет Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия (далее — Министерство).

осуществляет нормативно-методическое и информационное обеспечение ведения РКО;

осуществляет разработку технического задания в целях программного обеспечения ведения РКО;

определяет организацию, выполняющую работы по сопровождению информационных баз данных об отходах на территории Республики Хакасия;

определяет организации, выполняющие специальные исследования и обследования, направленные на получения информации об отходах на территории Республики Хакасия, в установленном действующим законодательством порядке;

определяет порядок представления информации из РКО.

2.3. В РКО включается следующая информация:

документированная информация по обращению с отходами на бумажном носителе (с приложением ее копии в электронном виде), представляемая в организацию, выполняющую работы по сопровождению информационных баз данных об отходах на территории Республики Хакасия;

Ознакомьтесь так же:  Как узнать налог в красноярске

документированная информация, представляемая на бумажном носителе (с приложением ее копии в электронном виде), формируемая организациями, осуществляющими специальные исследования и обследования на территории Республики Хакасия с целью получения информации по обращению с отходами;

сведения из информационных ресурсов, формируемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия в рамках реализации своих полномочий.

2.4. Порядок и условия взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в процессе ведения РКО определяются соответствующими соглашениями.

2.5. Источниками информации для ведения РКО являются:

1) сведения, предоставляемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, имеющими в собственности и (или) эксплуатирующими объекты размещения отходов;

2) сведения, предоставляемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими сбор, накопление, транспортирование и размещение отходов;

3) сведения, предоставляемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, занимающимися разработкой технологий использования и (или) обезвреживания отходов;

4) сведения, предоставляемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, специализирующимися на использовании и (или) обезвреживании отходов;

5) сведения, полученные органами государственного экологического надзора в рамках реализации своих полномочий;

6) сведения, предоставляемые органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых расположены объекты размещения отходов, реализуются технологии использования и обезвреживания отходов, в соответствии с действующим законодательством;

7) сведения, полученные от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в рамках информационного обмена.

2.6. Предоставление сведений для ведения РКО, предусмотренных подпунктами 1, 3, 4 и 6 пункта 2.5 настоящего Порядка, осуществляется ежегодно по состоянию на 1 января в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.

Предоставление сведений по РКО, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2.5 настоящего Порядка, осуществляется ежегодно по состоянию на 1 января в срок до 1 июня года, следующего за отчетным.

III. Порядок формирования и ведения разделов РКО

3.1. Порядок формирования и ведения регионального классификационного каталога отходов

3.1.1. Региональный классификационный каталог отходов представляет собой систематизированный перечень видов отходов, с которыми обращаются в пределах Республики Хакасия, содержащий сведения о составе, свойствах и других характеристиках этих отходов, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

3.1.2. Учет отходов в региональном классификационном каталоге отходов ведется на территории Республики Хакасия по единой системе с целью:

организации учета видов отходов;

информационного обеспечения органов исполнительной власти, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов.

3.1.4. Отходы в региональном классификационном каталоге отходов систематизируются по совокупности следующих приоритетных признаков:

по происхождению отхода;

по агрегатному состоянию;

по экологической опасности.

3.1.5. Название виду отхода присваивается с учетом его происхождения и химического состава.

3.1.6. При формировании регионального классификационного каталога отходов используются четыре информационных блока:

отходы органические природного происхождения (животного и растительного);

отходы минерального происхождения;

отходы химического происхождения;

отходы коммунальные (включая бытовые).

3.1.7. Источниками информации для ведения регионального классификационного каталога отходов являются:

сведения о составе отходов, полученные от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих обращение с отходами;

сведения об отходах, полученные органами государственного экологического надзора в рамках реализации своих полномочий;

сведения об отходах, полученные от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в рамках информационного обмена.

3.1.8. Организация, выполняющая работы по сопровождению информационных баз данных об отходах на территории Республики Хакасия, осуществляет обработку и анализ информации об отходах, а также формирование и актуализацию регионального классификационного каталога отходов.

3.2. Порядок формирования и ведения регионального реестра объектов размещения отходов

3.2.1. Региональный реестр объектов размещения отходов представляет собой систематизированный свод документированных сведений о расположенных на территории Республики Хакасия объектах размещения отходов (о местоположении, целевом назначении, правовом положении объектов, их состоянии, наличии размещенных отходов и других сведений) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

3.2.2. Не подлежат включению в региональный реестр объектов размещения отходов:

объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;

объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;

специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

3.2.3. Учету в региональном реестре объектов размещения отходов подлежат:

действующие объекты размещения отходов;

объекты размещения отходов, временно не эксплуатируемые;

объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации, но не рекультивированные;

несанкционированные свалки отходов площадью более 100 кв. м.

3.2.4. Источниками информации для ведения регионального реестра объектов размещения отходов являются:

сведения, представляемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, имеющими в собственности и (или) эксплуатирующими объекты размещения отходов;

сведения об объектах размещения отходов, расположенных на территориях муниципальных образований, представляемые органами местного самоуправления;

сведения об объектах размещения отходов, полученные организациями, осуществляющими специальные исследования и обследования на территории Республики Хакасия;

сведения об объектах размещения отходов, полученные органами государственного экологического надзора в рамках реализации своих полномочий.

3.2.5. Организация, выполняющая работы по сопровождению информационных баз данных об отходах на территории Республики Хакасия, по мере поступления новой информации рассматривает полученную информацию об объектах размещения отходов, регистрирует их в региональном реестре объектов размещения отходов и присваивает кадастровый номер.

Кадастровый номер объекта имеет цифровое выражение и состоит из следующих элементов:

код типа объекта размещения отходов;

порядковый номер объекта размещения внутри одной территории;

инвентарный номер объекта размещения отходов.

К номеру объектов размещения отходов, подлежащих государственному контролю за деятельностью в области обращения с отходами, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти, добавляется буква «Ф».

3.3. Порядок формирования и ведения банка данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов

3.3.1. Сведения об отходах, включаемые в банк данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, предусматривают четыре информационных блока:

«исходные данные об отходе»;

«использование и обезвреживание отходов».

3.3.2. Блок «первичная информация» содержит сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, осуществляющих деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов на территории Республики Хакасия.

Блок «исходные данные об отходе» содержит сведения о коде подгруппы по региональному классификационному каталогу отходов, наименовании, агрегатном состоянии, компонентном составе, классе опасности, условиях и объектах размещения отходов, способах использования или обезвреживания отходов, накопленных в процессе деятельности у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Блок «движение отходов» содержит сведения о фактическом количестве временно складированных отходов и переданных для размещения, использования и обезвреживания отходов с указанием поставщика, получателя, транспортировщика отходов, а также объекта конечного размещения.

Блок «использование и обезвреживание отходов» содержит сведения о переработке либо обезвреживании отходов с указанием переработчика, поставщика, количества отходов, технологиях переработки и (или) обезвреживания, видах производимой вторичной продукции, наименовании и объемах образующихся вторичных отходов.

3.3.3. Источником сведений для ведения регионального банка данных об отходах являются сведения, предоставляемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими обращение с отходами.

3.3.4. Организация, выполняющая работы по сопровождению информационных баз данных об отходах на территории Республики Хакасия, обеспечивает обработку и внесение полученных сведений в региональный банк данных об отходах по мере поступления новой информации об отходах.

3.3.5. Сведения о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов, включаемые в банк данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, предусматривают три информационных блока:

3.3.6. Блок «разработчики» содержит общие сведения о разработчиках технологий по использованию и обезвреживанию отходов различных видов.

Блок «технологии» содержит сведения о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Блок «установки» содержит сведения об установках по использованию и обезвреживанию отходов различных видов.

3.3.7. Источниками информации для ведения банка данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов являются:

сведения, представляемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, занимающимися разработкой технологий переработки и (или) обезвреживания отходов;

сведения, представляемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, специализирующимися на переработке и (или) обезвреживании отходов;

сведения, представляемые органами местного самоуправления, на территории которых реализуются технологии использования и обезвреживания отходов, в соответствии с действующим законодательством;

сведения, полученные органами государственного экологического надзора в рамках реализации своих полномочий;

сведения, полученные от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Хакасия в рамках информационного обмена.

3.3.8. Организация, выполняющая работы по сопровождению информационных баз данных об отходах на территории Республики Хакасия, обеспечивает работу по занесению сведений в региональный банк данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов по мере поступления новой информации.

3.3.9. На основании информации, содержащейся в региональном банке данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов, организация, выполняющая работы по сопровождению информационных баз данных об отходах на территории Республики Хакасия, формирует перечень индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оказывающих услуги по использованию и обезвреживанию отходов, с указанием перечня отходов, принимаемых для этих целей, и занимающихся разработкой технологий переработки и (или) обезвреживания отходов.

Ознакомьтесь так же:  Приказ о бланках организации

3.3.10. Министерство размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечень индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оказывающих услуги по использованию и обезвреживанию отходов различных видов и занимающихся разработкой технологий переработки и (или) обезвреживания отходов.

IV. Порядок предоставления информации из РКО

4.1. Информация, содержащаяся в РКО, находится на хранении в Министерстве.

4.2. Министерство направляет сведения РКО в территориальные органы Росприроднадзора и Роспотребнадзора в случае заключения соответствующих соглашений.

4.3. Министерство представляет имеющуюся в РКО информацию по запросам заинтересованных лиц в течение 30 рабочих дней со дня регистрации запроса.

4.4. Сведения из РКО представляются в виде документированной информации в форме справки либо иной установленной форме отчетности.

4.5. Информация из РКО предоставляется бесплатно.

4.6. Данные информационных ресурсов РКО, полученные пользователями в установленном порядке, могут быть использованы ими для создания производной информации с обязательной ссылкой на источник информации.

V. Контроль за соблюдением требований по формированию и ведению РКО

Министерство в пределах своих полномочий осуществляет контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых в РКО, при осуществлении государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Приложение N 1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ КАТАЛОГ ОТХОДОВ

Приложение N 1
к Порядку ведения
регионального кадастра
отходов Республики Хакасия

О классификации отходов (Новикова С.Г.)

Дата размещения статьи: 30.05.2015

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 утвержден новый Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО) взамен старого Каталога отходов. При этом порядок отнесения отходов к классам опасности не утвержден до сих пор. Между тем процедура отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной и должна проводиться перед паспортизацией отходов, обязательной для отходов I — IV классов опасности. Как быть?

Новый Каталог отходов

С 1 августа 2014 г. предприятия, в процессе деятельности которых образуются отходы, применяют новый ФККО, утвержденный Приказом Росприроднадзора N 445.
В ФККО включены как виды отходов из прежнего Каталога , так и новые виды отходов (Письмо Росприроднадзора от 20.10.2014 N ОД-06-01-36/16371). Код каждого вида отходов в ФККО имеет 11-значную структуру .
———————————
Утвержден Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786.
В прежнем Каталоге отходов использовалась 13-значная структура.

Последний знак 11-значного классификационного кода вида отходов определяет класс опасности отхода для окружающей среды. Если в 11-м знаке кода стоит «0», то это значит, что мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов. Для видов отходов значащая цифра «1» обозначает I класс опасности, «2» — II класс опасности и т.д. Приведем примеры некоторых видов отходов, возникающих при производстве пищевых продуктов.

3 01 000 00 00 0

Отходы производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

3 01 100 00 00 0

Отходы производства пищевых продуктов

3 01 132 00 00 0

Отходы переработки и консервирования овощей (например):

3 01 132 01 29 5

3 01 132 02 29 5

— шкурки и семена овощные

3 01 141 50 00 0

Отходы очистки растительных масел:

3 01 141 51 29 4

отходы отбеливающей глины, содержащей растительные масла

3 01 159 00 00 0

3 01 159 01 10 4

Прочие отходы производства молочной продукции:

молочная продукция некондиционная

Государственный каталог отходов

С 1 августа 2014 г. вступил в силу и Приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (далее — Приказ N 792), которым утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов. Напомним, государственный кадастр отходов включает в себя (п. 1 ст. 20 Закона N 89-ФЗ) ФККО; государственный реестр объектов размещения отходов; банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (БДО).
Указанный каталог ведется в целях систематизации сведений как о самих отходах (включая технологии их использования и обезвреживания), так и об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов.

Паспортизация отходов

Предприятия, в результате деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности, должны выполнить две процедуры (ст. 14 Закона N 89-ФЗ):
— подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности;
— составить и утвердить паспорта на них.
Иначе говоря, процедура подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной по отношению к процедуре паспортизации отходов (см. Разъяснение Росприроднадзора от 03.10.2014).
Паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Форма паспорта отходов I — IV классов опасности, а также Правила его оформления утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 (далее — Правила паспортизации).
Копия паспорта направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности предприятия способом, позволяющим определить факт и дату ее получения, или вручаются под подпись (п. 7 Правил паспортизации).

Обратите внимание! В п. 2 Приложения к Письму Росприроднадзора от 03.09.2014 N ВК-03-04-36/13543 отмечено, что паспорт отхода I — IV классов опасности может быть составлен как на юридическое лицо, так и на обособленное подразделение юридического лица (филиал).
Паспорт на отходы, которые образуются в результате хозяйственной деятельности обособленного подразделения, осуществляемой по его месту нахождения, отличному от юридического адреса, составляется на обособленное подразделение юридического лица (филиал). В графе паспорта «Местонахождение» прописывается адрес обособленного подразделения (то есть адрес места осуществления хозяйственной деятельности, в результате которой образовался отход), а в графе «Почтовый адрес» — юридический адрес.

Заметим: в Правилах паспортизации обособленные подразделения не упоминаются вообще. Росприроднадзор в Письме N ВК-03-04-36/13543 также не уточнил, кто именно — головная организация или обособленное подразделение — должен составить паспорт отходов, которые образуются в результате деятельности обособленного подразделения. С учетом положений Правил паспортизации (в них говорится исключительно о юридическом лице) и разъяснений, приведенных в упомянутом Письме, полагаем, можно сделать вывод, что в случае образования отходов по месту осуществления деятельности обособленного подразделения паспорт отходов должна оформить головная организация.

Если отходы не включены в ФККО

Если образующиеся отходы еще не включены в ФККО, предприятию сначала надо подтвердить отнесение их к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования, а после того, как Росприроднадзор включит такие отходы в ФККО, оформить на них паспорт (п. 10 Правил паспортизации).
Между тем порядок отнесения отходов к классам опасности в настоящее время пока носит статус проекта. Как быть?
Очевидно, руководствоваться письменными разъяснениями, которые выпустили чиновники профильного ведомства (см., например, Письма Росприроднадзора от 15.09.2014 N 05-12-44/20925, от 30.07.2014 N 05-12-44/16059, от 24.12.2014 N АА-03-04-32/21113). Конечно, упомянутые письменные разъяснения не имеют нормативной силы, но за неимением лучшего их целесообразнее использовать в работе, тем более что адресованы они не только предприятиям, имеющим дело с отходами, но и территориальным органам Росприроднадзора.

Рекомендации чиновников о порядке отнесения отходов к классам опасности

Чиновники Росприроднадзора в Письме N АА-03-04-32/21113 указали: в случае соответствия классификационных признаков образуемого отхода классификационным признакам аналогичного отхода, включенного в ФККО, класс опасности для отхода может быть установлен на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО (формируемых Росприроднадзором согласно Приказу N 792). Получается, что дополнительное подтверждение класса опасности отхода расчетным и экспериментальным методами в соответствии с Критериями, утвержденными Приказом МПР России от 15.06.2001 N 511, не требуется.

К сведению. Критерии, по сути, являются предшественником ныне разрабатываемого и утверждаемого порядка отнесения отходов к классам опасности. Как подчеркнуто в Письме Минприроды России от 17.03.2014 N 05-12-44/5164, методологические нормы, содержащиеся в Критериях, взяты за основу при разработке нового документа.

В настоящее время не разграничена возможность применения Критериев с целью подтверждения отнесения видов отходов к I — V классам опасности для видов отходов как включенных, так и не включенных в ФККО.
В связи с этим до вступления в силу нового порядка отнесения отходов к классам опасности чиновники Росприроднадзора в Письме N АА-03-04-32/21113 рекомендуют хозяйствующим субъектам поступать следующим образом:
— отнесение конкретного вида отхода I — V класса опасности, включенного в ФККО, класс опасности которого зависит от состава отхода, к конкретному классу опасности производить в соответствии с Критериями;
— если в ФККО класс опасности конкретного вида отхода не изменяется в зависимости от содержания и количества входящих в состав отхода компонентов и веществ, класс опасности для отхода устанавливать на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО.
В целях идентификации отходов (как включенных, так не включенных в ФККО) определение их химического и (или) компонентного составов может производиться допустимым законодательством РФ способом. Выбор способа определения химического и (или) компонентного составов вида отходов — прерогатива предприятия .
———————————
Более подробные рекомендации по выполнению требований законодательства в части паспортизации отходов приведены в Разъяснениях Росприроднадзора от 03.10.2014.

Разрешительные документы: переоформлять или не переоформлять?

Вся отчетность, а также все разрешительные документы в области обращения с отходами, представляемые в Росприроднадзор и его территориальные органы с 1 августа 2014 г., должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Правил паспортизации. Иначе говоря, паспорт отходов I — IV классов опасности, оформленный до названной даты, необходимо переоформить (см. Письмо Росприроднадзора N 05-12-44/16059).
А вот разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимиты на их размещения), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности до истечения указанного в них срока действия переоформлять, по мнению Росприроднадзора, не нужно. Почему? Из-за преемственности ФККО с Каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР России N 786. Иными словами, если предприятие до 1 августа 2014 г. подтвердило отнесение отходов к конкретному классу опасности и установленный в этих материалах класс отходов не противоречит данным ФККО, такие материалы могут быть использованы для оформления разрешительной документации и после обозначенной даты.

Ознакомьтесь так же:  Типовой договор аренды оборудования между физическими лицами образец

Проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»

Для тех, кто «варится» в этом котле. Для экологов, инженер-экологов и всем тем, кто с этим связан. Будьте вкурсе событий.

В новом каталоге все отходы будут классифицированы по 9 основным видам (отходы сельского хозяйства, лесозаготовок, рыбоводства и рыболовства; отходы добычи полезных ископаемых; отходы обрабатывающей промышленности и т.д.).

Проект подготовлен в целях замены действующего федерального классификационного каталога отходов, который утвержден Приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 786. Данный каталог утрачивает силу с 1 августа 2014 года в связи с изданием Приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792, вступающего в силу с указанной даты и закрепляющего новый порядок ведения государственного кадастра отходов.

Одновременно с указанной даты вступает в силу Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N 712, согласно которому с 1 августа 2014 года Росприроднадзор будет проводить паспортизацию отходов I — IV классов опасности. Данным Постановлением отменяется старый порядок ведения государственного кадастра отходов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 N 818.

Планируется, что новый каталог вступит в силу с 1 августа 2014 года.

Приказ росприроднадзора 792

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

от 24 ноября 2014 г. N АА-03-04-36/18808

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ МИНПРИРОДЫ РОССИИ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет для руководства и учета в работе разъяснения Минприроды России по вопросу предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с вступлением в силу с 01.08.2014 приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» и приказа Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

от 20 ноября 2014 г. N 05-12-44/26395

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Минприроды России рассмотрело письмо Росприроднадзора с запросом разъяснений о предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с вступлением в силу 01.08.2014 приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее — Порядок ведения ГКО) и по поставленным с нем вопросам сообщает.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООРЛ) в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее — Порядок).

При этом согласно пункту 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов — ПНООРЛ, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Соответствующие Методические указания утверждены приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 (зарегистрирован в Минюсте России 24.10.2014, регистрационный N 34446), который вступит в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (далее — Методические указания).

Согласно пункту 5 Методических указаний основной задачей при разработке ПНООЛР является, в том числе, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.

При этом в соответствии с пунктом 6 Методических указаний при принятии территориальными органами Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются, в том числе такие сведения, содержащиеся в ПНООЛР, как:

наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества отходов каждого вида и их класса опасности;

наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, в государственном реестре объектов размещения отходов согласно Порядку ведения ГКО (далее — ГРОРО).

Согласно пунктам 25 и 26 Методических указаний хозяйствующие субъекты при заполнении в ПНООРЛ раздела «Сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов» и раздела «Предложения по лимитам ежегодного размещения отходов» в соответствующих таблицах по приложениям N 13 и N 14 к Методическим указаниям указывают наименование и номер объекта размещения отходов в формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения ГКО.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона об отходах запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

Вместе с тем, ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49.

Дополнительные разъяснения по вопросу ведения ГРОРО Минприроды России направило в Росприроднадзор письмом от 05.09.2014 N 05-12-44/20156.

В случае, если объект не включен в ГРОРО, территориальным органам Росприроднадзора при рассмотрении ПНООРЛ не представляется возможным установить производственную мощность объекта размещения отходов, необходимую для планируемого размещения отходов.

На основании изложенного Минприроды России по пункту 1 письма Росприроднадзора поясняет, что в случае, если в составе ПНООРЛ хозяйствующими субъектами представлены предложения по размещению отходов на конкретных объектах размещения отходов, не внесенных в ГРОРО, данный проект не подлежит утверждению по основанию, изложенному в пункте 10 Порядка.

При этом, в отношении пункта 1 письма Росприроднадзора Минприроды России поясняет, что, если в составе материалов для переоформления документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Документ), выданного до 01.08.2014, хозяйствующими субъектами представлена информация о размещении отходов на объекте размещения отходов, не внесенном в ГРОРО, который был указан в ранее действующем Документе, переоформление невозможно в силу части 7 статьи 12 Закона об отходах.

Вместе с тем, Минприроды России утвержден приказ от 25.07.2014 N 338 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50», который вступит в силу по итогам его государственной регистрации в Минюсте России и официальном опубликовании.

Положениями данного приказа предусматривается, в том числе:

дополнение нормы об отказе в утверждении ПНООРЛ случаем, когда объект размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, отсутствует в ГРОРО, а также,

дополнение случаев переоформления Документа — при изменении данных об объектах размещения отходов.

Таким образом, до вступления в силу приказа Минприроды России от 25.07.2014 N 338 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50» по вопросам утруждения ПНООРЛ и переоформления Документа необходимо руководствоваться вышеуказанными разъяснениями Минприроды России.

Согласно пункту 5.5.11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, а также согласно положениям Порядка ведения ГКО, Росприроднадзор ведет государственный кадастр отходов, то есть обобщает и систематизирует информацию, полученную из территориальных органов Росприроднадзора, формирует сводный перечень видов отходов, подлежащих включению в Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО). При этом ФККО согласно пункту 3.1 раздела III Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 N 191, оформляется в виде приказа.

На основании подготовительных работ, проведенных ФГБУ «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» совместно с ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия», и во исполнение возложенных полномочий Росприроднадзором приказом от 18.07.2014 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов.

Кроме того, внесение изменений и дополнений в перечень видов отходов, включенных в ФККО, осуществляется Росприроднадзором в соответствии с пунктами 10 — 13 Порядка ведения ГКО.

Таким образом, в случаях, указанных в пункте 3 письма Росприроднадзора (выявление несоответствия в установленном ранее классе опасности отходов, включенных в Документ, с данными по ФККО, а также случай, если отходы, включенные в Документ, не конвертируются либо отсутствуют в ФККО), Росприроднадзору необходимо принимать по каждому конкретному случаю безотлагательные меры, направленные на:

установление причин несоответствия информации, указанной в ранее выданном Документе, с данными, включенными в ФККО и конвертере, в том числе с привлечением вышеуказанных федеральных бюджетных учреждений,

незамедлительное устранение выявленных несоответствий путем внесения изменений в ФККО и конвертер.

Вместе с тем, Минприроды России обращает внимание на необходимость обязательного одновременного пополнения Банка данных об отходах при внесении изменений в ФККО, которые необходимо оформлять отдельными правовыми актами Росприроднадзора.