Психотерапевт требования к кабинету

Требования к кабинету педагога-психолога

В начале 90-х, когда служба школьной практической психологии переживала свое становление, в ходе одной из образовательных ярмарок ВВЦ был представлен новаторский для тех времен проект — «Специализированный кабинет детского психолога». В разработке проекта, кроме группы психологов под руководством доктора психологических наук Ольги Усановой, принимали участие архитекторы и дизайнеры.

Для организации кабинета не требовалось никаких особых пристроек. С помощью некоторых строительных и дизайнерских ухищрений в психологический кабинет, отвечающий современным требованиям психологической работы, переоборудовался обычный школьный класс. Продумано было все до мелочей — от формата окон, цвета стен и приспособлений для подсветки до базового комплекта методических материалов.

Ольга Николаевна Усанова, руководитель группы разработчиков, рассуждала так: каждму психологу нужно рабочее место, позволяющее ему полноценно реализовывать свои профессиональные задачи. Когда психолог приходит к начальству с просьбой об организации специального кабинета, ему легко отказать, если слова его ничем не подкреплены. Другое дело, если на руках у психолога целостный проект с чертежами, схемами и перечнем необходимых материалов. Да еще и обладатель золотой медали ВВЦ. Тогда администрация школы (уважающей себя школы) волей-неволей должна будет ознакомиться с проектом и принять его к сведению.

С некоторыми идеями проекта мы и хотим познакомить читателей.

Никто, конечно, не рассчитывает, что все директора школ тут же бросятся реализовывать представленные в нем красивые идеи.

Пустующие школьные кабинеты, про которые начальство бы думало: «И во что бы нам их переделать?» — скорее экзотическая редкость, чем правило. А психологи по большей части ютятся в «каморках под лестницей», где едва можно разместить два стула.

Тем более непросто раздобыть средства, для того чтобы придать окнам арочную форму и скруглить углы в комнатах. Однако некоторые идеи можно реализовать даже в небольших помещениях. Углы же скругляются не только с помощью евроремонта. Ну, а знать, каким должен быть идеальный психологический кабинет, — невредно. В один прекрасный момент эти знания могут пригодиться.

Методические рекомендации к организации

В настоящее время активно развивается психологическая служба в образовании. Для успешной деятельности практического психолога важно создать условия. Прежде всего, организовать рабочее место и обеспечить психолога инструментарием — практическими материалами.

Специализированный кабинет детского психолога разработан специально для того, чтобы помочь школам и другим образовательным учреждениям оптимизировать условия работы практического психолога с детьми и дать психологу базовый комплект систематизированных методических материалов по основным направлениям его работы.

Архитектурный проект кабинета (архитектор В. Л. Питаев) содержит технические разработки для создания рабочего места психолога в помещении стандартного школьного класса при условии некоторой его реконструкции.

Архитектурно-художественная концепция проекта в качестве первого ее принципа предполагает осознанный отход от прямого угла с целью сделать восприятие ребенка более чувственным, нежели аналитическим. Предлагается реконструировать классную комнату, скруглив углы и поделив ее на функциональные зоны подвижными перегородками, установленными по плавным кривым. Для усиления пластичности композиции предписывается использование мебели со скругленными формами, расставленной по тем же плавным кривым.

Второй принцип формирования среды кабинета состоит в создании образов природы. В проекте показано, как можно использовать керамические композиции, растительность, аквариумы и другие дополнения, чтобы интерьер помещения повышал психологическую комфортность детей.

Решение пространства ориентировано на поддержание нормального эстетического и психологического климата, что достигается как за счет общего стиля оформления помещения, так и с помощью деталей интерьера романтического характера — люстр, фонарей, дверей, профильных переходов от стены к потолку, лепных розеток на потолке и др. Все это должно вернуть ребенка в мир более чувственный, нежели бесконечно повторяемый современный интерьер, прагматичный с точки зрения стройиндустрии.

Стандартное помещение класса предлагается разделить на 6 зон, что соответствует функциям кабинета.

  1. Холл.
  2. Зона ожидания приема.
  3. Зона первичного приема и беседы с клиентом.
  4. Зона консультативной работы.
  5. Зона игровой терапии.
  6. Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.

Каждая из зон имеет свое цветовое оформление.

В зависимости от психологических задач пространство кабинета можно преобразовывать в новые формы, изменяя его по высоте, объему, цветовому, световому и звуковому оформлению.

Объем помещения может уменьшаться до камерного (например, для бесед, консультаций, индивидуальной психологической разгрузки) и увеличиваться при проведении игротерапии, занятий по психокоррекции и т. д. Эти изменения достигаются за счет использования подвижных перегородок, декоративных занавесей, подвесного потолка и расстановки мебели.

Меняющееся цветовое оформление создают покрытия стен и пола, а также подвижные детали интерьера.
Световое оформление изменяется за счет чередования естественного и искусственного освещения разной интенсивности и локализации источников света в разных точках помещения по горизонтали и вертикали.
Звуковое оформление кабинета предполагает периодическое включение записей звуков природы и музыки.
Таким образом, за счет нетрудоемкой перестройки класса, которую в соответствии с документацией проекта проводят строители, психолог получит рабочее место, адекватное задачам учреждения. Насколько нам известно, аналогов подобным проектам не существует. Проект можно использовать в качестве основы для творческой реализации в зависимости от средств и возможностей учреждения.

Второй важный момент в организации работы практического психолога в школе — подбор и систематизация диагностических методик и других профессиональных материалов. Ниже приводится перечень методического обеспечения кабинета, а затем по блокам дается подробное его описание.

Предложенная систематизация может быть использована как руководство для организации приоритетных направлений деятельности психолога в школе и контроля за ней, а также как основа для накопления банка материалов в обозначенных блоках. В дополнение к текстовым методикам психологи могут воспользоваться набором практических материалов «Лилия» — для профилактики, диагностики и коррекции нарушений психического развития у детей, в котором имеются необходимые предметные и сюжетные картинки, предметы, игрушки, таблицы, текстовые материалы и методическое руководство.

Создание специализированных кабинетов детского психолога в образовательных учреждениях — перспективная организационная форма оказания психологической помощи семье и детям. Предлагаемая модель кабинета ориентирована на оказание помощи в обычных и экстремальных условиях.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Специализированный кабинет детского психолога представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы в народном образовании — системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учреждений по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:

  • помощь воспитанникам подготовительных групп детских садов и учащихся общеобразовательных школ в обычных условиях;
  • помощь детям и их родителям в экстремальных условиях;
  • помощь детям с отклонениями в развитии. Особую роль кабинет приобретает в условиях, когда необходима экстренная помощь детям, учащимся и их родителям, оказавшимся в экстремальных и критических ситуациях в зонах экологических катастроф, в районах радиационного загрязнения (в частности, Чернобыльской АЭС), испытывающих потребность в психологической поддержке и коррекции проявлений посттравматических стрессовых нарушений и их последствий.

Таким образом, специализированный кабинет детского психолога можно рассматривать как структуру из двух составляющих, первая из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а вторая — решающей специфические задачи в особых условиях. Такая многопрофильная структура кабинета позволяет использовать его в экстремальных ситуациях и на так называемых «территориях риска», где возможно проявление отдаленных последствий вредоносных средовых воздействий, отрицательно влияющих на развитие детской психики.

Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета детского психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.

2. Контингент обслуживаемых детей специализированного кабинета — учащиеся школ и воспитанники выпускных групп детских садов в обычных и экстремальных условиях. Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоционально-волевой сфере. Степень выраженности этих нарушений позволяет детям обучаться по программе общеобразовательной школы, но в условиях поддержки: организация специального режима учебной работы, изменение темпов изучения школьной программы, а также психологическая и логопедическая помощь. В противном случае они часто попадают в разряд неуспевающих или трудновоспитуемых. Вследствие этого возникает вопрос о переводе таких детей в специализированные учреждения (в частности, во вспомогательные школы). В настоящее время многие из таких детей направляются в классы коррекции или классы компенсирующего обучения.

Группа детей с отклонениями в развитии полиморфна. Для определения характера отклонений и потенциальных возможностей развития и обучения ребенка необходима совместная работа специалистов разного профиля, среди которых работа психолога занимает одно из ведущих мест. Она может рассматриваться как начальный этап психолого-медико-педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии.

3. Основной задачей специализированного кабинета детского психолога является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей, в том числе — детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка как в условиях семьи, так и в условиях учебно-воспитательных учреждений.

Многофункциональность психологического кабинета, ориентированность его на оказание помощи в экстремальных ситуациях позволяет решать ряд задач, связанных с коррекцией стрессовых нарушений и их последствий у детей разных категорий, том числе и у детей с отклонениями в развитии:

— купирование развития острых стрессовых реакций;

— нормализация эмоционального фона деятельности;

— снятие эффектов умственного утомления;

— формирование адекватной установки на выполнение учебной деятельности;

— коррекция негативного мотивационного отношения к работе на последних уроках.

4. Основной принцип работы — индивидуальный подход к детям, что выражается:

— в поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере интересов, способностей, склонностей;

— разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей;

— выработке и реализации эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки в экстремальных и критических ситуациях.

5. Задачи и специфика работы специализированного кабинета детского психолога определяют целесообразность создания его непосредственно на базе учебно-воспитательного учреждения (детский сад, школа, школа-интернат и т. д.), что обеспечит регулярность посещения кабинета данным контингентом детей, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям жизненной среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, воспитателей и учителей.

Ознакомьтесь так же:  Пошлина за внесение изменений в учредительные документы реквизиты

Работа в условиях конкретного учебно-воспитательного учреждения позволяет психологу основательно вникнуть в воспитательную ситуацию, лучше узнать как детей, так и учителей, воспитателей, их взаимоотношения, наладить контакт с родителями. Психолог получает возможность наблюдать детей в реальных жизненных ситуациях, анализировать всю систему влияний на ребенка, видеть результаты своей деятельности: как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения происходят в жизни школы, детского сада в результате его консультативной и профилактической работы.

Особую актуальность этот фактор приобретает для зон неблагоприятных экологических воздействий или районов радиационного загрязнения, где чаще всего встречаются проявления посттравматических стрессовых нарушений и возникает необходимость срочной психологической коррекции и профилактики немедленных и отдаленных последствий стрессогенных ситуаций; неотсроченная психологическая помощь и коррекция в привычных условиях пребывания определяет эффективность реабилитации и реадаптации, самоидентификации личности.

6. Деятельность кабинета осуществляется специалистами-психологами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог». Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций психолога, педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими. Это позволит определить стратегию в решении проблем психологической помощи, создании личностно-ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с детьми различного возраста.

7. Руководство деятельностью специализированного кабинета детского психолога осуществляется научно-методическим центром по практической психологии при участии общества психологов.

Условия обеспечения эффективной деятельности специализированного кабинета детского психолога

Психологический кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и учителями, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.

1. Психологическое обеспечение

Психологическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствования для ребенка:
1.1. Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом учреждения, на базе которого создаются гуманные взаимоотношения, доброжелательное межличностное взаимодействие детей и окружающих их взрослых.
1.2. Создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками.
1.3. Максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода (сензитивность, «зона ближайшего развития»).
1.4. Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода (интересы, склонности, способности).

2. Методическое обеспечение

Основной акцент в работе следует сделать на выборе психологических средств. Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы детского психолога. Важным показателем детской и школьной психодиагностики является быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме. В работе детского психолога значение имеет не только выбор метода исследования, но и качественная характеристика полученных данных, которая будет определять ход и результаты диагностической и коррекционной работы.

Методики, разработанные в научной психологии, при использовании детским психологом требуют особой модификации. Использование уже известных и апробированных тестовых методик в условиях работы с детьми требует глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии существенно важным является не только то, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и то, чего он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии. Поэтому в работе детского психолога возникает необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента. Разработки таких методик представлены в «Наборе практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений психического развития у детей «Лилия» (О. Н. Усанова, изд. НПЦ «Коррекция»). Система методик набора направлена на психологическую работу с детьми 3–12 лет. Для психодиагностического исследования предусмотрен качественный и количественный анализ результатов.

Специфика работы детского психолога в кабинете (необходимость быстрой и оперативной информации о ребенке) определяет острую потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику. Экспресс-методики основаны на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использование так называемых функциональных проб, а в качестве экспресс-методов изучения класса — скриннинг-обследование.

Не менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы. Эффективность использования в работе психологического кабинета различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств — как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.

Психолог несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития и конечный результат. Для оценки эффективности своей работы психолог может использовать специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно после окончания определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания развивающих программ индивидуальной работы с учащимися разного возраста, оценить динамику достижений ребенка (например, изменение уровня его личностной тревожности или стрессоустойчивости).

3. Организационное обеспечение

Организационное обеспечение кабинета предполагает подготовку его оборудования, в том числе технических средств, методических материалов, документации и рекламы.

3.1. Технические средства

  • Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов.
  • Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.
  • Компьютер.

3.2. Методические материалы

  • Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей «Лилия».)
  • Практические материалы для психологической работы в школе.
  • Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т. д.).
  • Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т. д.).
  • Библиотека практического психолога.
  • Раздаточный материал для детей, родителей, учителей.

  • График работы.
  • Перспективный план работы.
  • Карты психологического изучения детей.
  • Журналы учета (первичного приема; посещаемости; групповых занятий с детьми).
  • Бланки для регистрации результатов обследования.

Мебель должна быть со скругленными формами и устанавливаться (в контексте общей пластической композиции) по плавным кривым.

  • Рабочий стол психолога.
  • Шкаф для пособий; шкаф для техники.
  • Рабочие места детей.
  • Журнальный стол.
  • Кресла.
  • Стулья.

3.5. Дополнительные средства для дизайна интерьера. Цветные сменные перегородки помещения.

График работы кабинета должен обеспечивать возможность проведения консультаций и занятий в любое удобное для детей, родителей и учителей время. Это — время непосредственно после уроков; возможно использование больших перемен.

Помимо общих организационных требований при создании специализированного кабинета детского психолога следует руководствоваться специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности кабинета.

Реализация в работе комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение таких занятий в специально оборудованных помещениях с соответствующими условиями и требованиями к тех.обеспечению и оснащению психологического кабинета.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 30.10.95 N 294 «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

1. Психотерапевтический кабинет организуется в составе территориальной поликлиники (в том числе консультативно-диагностической помощи), поликлиническом отделении центральной районной больницы, непосредственно обслуживающих не менее 25 тыс. человек взрослого населения, поликлиническом отделении областной (окружной, краевой, республиканской) больницы, психоневрологическом диспансере (диспансерном отделении), ведущих амбулаторный прием, в специализированном центре (отделении) кардиологического, гастроэнтерологического, пульмонологического, онкологического, неврологического профиля, в инфекционной больнице с отделением ВИЧ-инфекции, в стационарах мощностью не менее 200 коек.

2. Психотерапевтический кабинет обеспечивает специализированную консультативно-диагностическую, лечебную и профилактическую помощь.

3. Организационно-методическое руководство психотерапевтическим кабинетом осуществляется главным психиатром и главным психотерапевтом органа здравоохранения субъекта Российской Федерации.

4. Штаты медицинского и иного персонала кабинета устанавливаются в установленном порядке.

5. На должность врача психотерапевтического кабинета назначается врач-психотерапевт.

6. В кабинете проводится лечение больных неврозами, другими пограничными нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, больных с психическими заболеваниями в стадии ремиссии, вне обострения.

7. Основными задачами психотерапевтического кабинета являются:

— консультативно-диагностическая работа и отбор больных для лечения в кабинете;

— оказание медицинской помощи психотерапевтическими методами, при необходимости — в сочетании с медикаментозной и другой терапией;

— психогигиеническая и психопрофилактическая помощь населению, а также участие в программах охраны психического здоровья;

— повышение знаний медицинского персонала о роли психосоциальных факторов в происхождении, течении и лечении болезней (лекции, специальные тренинги, балинтовские группы и др.).

При значительной выраженности указанных болезненных расстройств с наличием психотических нарушений больные направляются в учреждение, оказывающее внебольничную и стационарную психиатрическую помощь.

8. Для обеспечения проведения лечебно-диагностических мероприятий должны быть предусмотрены: помещение для приема больных, помещение для проведения индивидуальной и групповой психотерапии, помещения для психолога, социального работника и другого персонала.

Кабинет оборудуется в соответствии с примерным перечнем оборудования психотерапевтического кабинета.

9. В кабинете ведется учетная и отчетная медицинская документация.

10. Врач-психотерапевт подчиняется руководителю учреждения или его заместителю.

Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.Н. ДЕМЕНКОВ

Приложение 8
к Приказу Минздравмедпрома РФ
от 30 октября 1995 г.
N 294

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое «ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ» в других словарях:

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР — Специализированное учреждение (функциональное подразделение клинической психиатрической больницы, центра психического здоровья), головное учреждение психотерапевтической службы территории, предназначенное для организации… … Психотерапевтическая энциклопедия

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ — Психотерапевтическая помощь в России в настоящее время осуществляется системой самостоятельных психотерапевтических учреждений и психотерапевтических подразделений (других учреждений) лечебно профилактической сети. Находящиеся на одной… … Психотерапевтическая энциклопедия

РОЛЬ ВРАЧА-ПСИХОТЕРАПЕВТА В ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ — В соответствии с современной концепцией организации психотерапевтической помощи в здравоохранении врач психотерапевт это специалист с высшим медицинским образованием, прошедший подготовку по психиатрии и психотерапии. Признание… … Психотерапевтическая энциклопедия

Николаевская больница — У этого термина существуют и другие значения, см. Николаевская больница. Николаевская больница Расположение … Википедия

ПСИХОТЕРАПИЯ — (от греч. psyche душа и therapeia лечение). В настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается… … Психотерапевтическая энциклопедия

Ознакомьтесь так же:  Доверенность в метро бланк

Покрасс, Михаил Львович — Михаил Покрасс … Википедия

Щеглов, Лев Моисеевич — Ректор Института психологии и сексологии; родился 28 августа 1946 г. в г. Ленинграде; работал врачом психотерапевтом, организовал первый в городе психотерапевтический кабинет, заведовал кафедрой сексологии и сексопатологии Государственной… … Большая биографическая энциклопедия

Психотерапевти́ческая по́мощь — вид специализированной медицинской помощи, основанный на применении различных видов психотерапии (Психотерапия). При оказании П. п. больным с непсихотическими расстройствами большое значение имеет скоординированная работа врачей психотерапевтов с … Медицинская энциклопедия

ПСИХОТЕРАПИЯ В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛОВИЯХ — Важным звеном лечебно реабилитационных мероприятий в нашей стране является санаторно курортный этап, так как больные, нуждающиеся в психотерапии, составляют значительный процент лиц, направляемых в санаторий. И. З. Вельвовским (1968), А.… … Психотерапевтическая энциклопедия

Фаргус Мультимедия — Тип частная компания Год основания 1996 Расположение … Википедия

Психотерапевт требования к кабинету

Психотерапевтический кабинет и имидж психотерапевта

Психотерапевтический кабинет и имидж психотерапевта.

Основные требования к оборудованию психотерапевтического кабинета изложены в соответствующих нормативных документах и их приложениях. В дополнение к этим требованиям можно было бы сказать, что само по себе оборудование кабинета психотерапевта не является, конечно, гарантией успешности психотерапевтической помощи.

Поэтому следует, как представляется, избегать характерной для начинающих практиков ошибки, связанной с чрезмерным увлечением вопросами дизайна интерьера психотерапевтического кабинета. Выполняя важную роль терапии средой, кабинет психотерапевта должен располагать клиента к спокойствию и доверительности. Кресла для клиента и психотерапевта должны быть удобными; помещение — хорошо проветриваемым. Эти требования стоит стараться выполнять. Мебель вообще должна быть в первую очередь функциональна. Наличие кушетки желательно независимо от принятого психотерапевтом подхода. Многие практикующие психотерапевты считают, что целесообразно иметь два места для работы с клиентом — стол со стульями (креслами) для первичного приема и кресла (кресла и кушетку) для сеанса.

В остальном следует помнить, что дизайн кабинета психотерапевта должен быть подчинен общей психотерапевтической задаче. Это означает, что избыточный декор, обильные элементы антуража скорее подходят для кабинета астролога или гадалки. Декоративные элементы допустимы, но играют только вспомогательную роль. Рекомендуются сдержанные, например, серебристо-серые цветовые решения; для гипнотария — синие и фиолетовые. Освещение в кабинете должно регулироваться в широких пределах. Рекомендуется избегать такого размещения мебели в кабинете, чтобы клиент, равно как и терапевт, оказывался находящимся в процессе терапии спиной к двери или лицом к окну.

Желательно, чтобы кабинет был оборудован двумя выходами, чтобы избежать встречи входящего и выходящего клиентов, и комнатой для ожидания. В обстановке кабинета следует избегать предметов, передающих личную информацию о психотерапевте — например, фотографий семьи. В то же время кабинет должен быть оборудован так, чтобы он выражал индивидуальный стиль психотерапевта.

Первое, что психотерапевту следует знать про «имидж», — это то, что психотерапевту не следует иметь имидж, но стоит иметь стиль. Такое требование очевидно уже из того, что имидж представляет собой маску, а стиль служит опорой для личности психотерапевта. Самый тщательно разработанный имидж вызывает у клиента ощущение неподлинности и недоверия, в то время как стиль вызывает представление о своеобразии и богатстве личности психотерапевта и способствует повышению его авторитета в глазах клиента. Из этого следует, что психотерапевт должен выглядеть так, чтобы подчеркивать свою индивидуальность и соответствовать манере собственной работы.

Тем не менее, некоторых вещей следует избегать. Разумеется, не стоит выбирать одежду крикливых цветов и крайне экстравагантных фасонов. Одежда должна быть удобной, не стеснять движений. Следует избегать символов этнической или конфессиональной принадлежности, категорически следует избегать символов социального или экономического статуса. Не стоит пользоваться парфюмерией с интенсивным запахом; «старая школа» рекомендует в этом случае выбирать парфюмерные изделия с едва заметным древесным или цитрусовым тоном. Общим и стандартным правилом «старой школы» является недопустимость обильных украшений, яркой губной помады и т.п. Не следует прятать глаз за темными очками.

Кабинет психотерапевта

Прежде чем начать разговор на эту тему, хотелось бы отметить две вещи. Первое – что данный текст, по всей видимости, не предназначен для тех психотерапевтов, которые работают в государственных учреждениях и в государственных помещениях. Такие специалисты, во-первых, зачастую мало что могут изменить в обстановке и оформлении своих кабинетов, а во-вторых, не испытывают многих перечисленных здесь проблем вообще. Большей частью данная статья, видимо, относится к моим полным коллегам – специалистам-фрилансерам, особенно испытывающим недостаток информации по данному вопросу.
И второе – что это никоим образом не директивные рекомендации, а скорее личные наблюдения и выводы, сделанные за много лет собственной частной психотерапевтической практики.

У каждого врача, как известно, есть свои рабочие инструменты: фонендоскоп, скальпель, бормашина, рентгеновский аппарат и так далее. Что же касается психотерапевтов – то бытует мнение, что им много врачебных инструментов не нужно. Что, поскольку психотерапевт занимается «лечением души средствами души», то его основной инструмент – его собственная голова, а вспомогательные — стул и стол, и больше ничего ему для работы не надо.

Однако в реальности дело обстоит совершенно иначе. Разумеется, голова психотерапевту нужна в первую очередь, а в ней – знания и опыт работы. Но еще одним важным инструментом такого специалиста является… весь его рабочий кабинет.

Об этом когда-то говорил еще Гиппократ – отец медицины. Как минимум, он особо и весьма подробно оговаривал планировку в кабинете врача – расположение окон, входной двери, стола и стульев для врача и пациента. Конечно, с тех пор изменилось многое. И требования к врачебному кабинету – и в частности к кабинету психотерапевта – стали куда больше, а оснащенность – сложнее и дороже. Этот инструмент требует отдельного внимания при его создании – в первую очередь с точки зрения оборудования и планировки.

В психотерапевтическом кабинете значение имеет всё: от обоев на стенах до «обоев» на экране компьютера. Даже широко известная фрейдовская кушетка стояла в определенном интерьере, соответствующем той эпохе и культуре, а также способствующем необходимому на тот момент седативному воздействию. Картины, обои, безделушки на полках – всё это можно рассмотреть на сохранившихся фотографиях. Кстати, в кабинете Фрейда так называемые «безделушки» были подобраны вовсе не в случайном порядке и работали как символы различных культур, помогая самому Фрейду разбираться в символизме бессознательного.

Но в любом случае клиент тогдашнего психоаналитика уже мог отгородиться обстановкой всего кабинета от внешней жизненной суеты, ощущая себя в безопасности и сосредотачиваясь на работе с собственными эмоциями и ощущениями.

Кабинету и его оснащению уделяют внимание все практикующие психотерапевты, хоть на эту тему и относительно мало написано статей. Есть даже такое понятие, как терапия средой – но увы, обычно дальше советов «повесить на стенах картины» дело не идёт.

Мощный бум на оборудование психотерапевтических кабинетов прошел у нас еще незадолго до перестройки, в период массового увлечения гипнозом и седативными техниками вообще. Тогда в большом количестве организовывались так называемые гипнотарии: кресла, изготовленные на заказ, особое освещение, специально подобранный звуковой фон… Я сам в те годы читал цикл лекций про особенности оборудования такого помещения.

Конечно, разные виды психотерапии предъявляет к кабинету разные требования. Например, для рациональной психотерапии седативный полумрак гипнотария будет уже неприемлемым. Но все равно сущность кабинета психотерапевта – давать клиенту возможность войти в такое состояние, чтобы он мог продуктивно работать, решая вместе с консультантом свои проблемы. И здесь к обстановке кабинета нужно подходить гибко: с учетом применяемых методик, особенностей вашей целевой аудитории и тому подобного.

Важными элементами психотерапии являются такие привычные вроде бы вещи, как свет и звук.

Ни для какого консультанта, как вроде бы ни странно, в кабинете не годится полная звукоизоляция, словно в сурдокамере. Стопроцентная тишина, в которой слышится лишь голос врача и стук собственного сердца, может на иных людей вообще нагонять страх! Определенная степень звукоизоляции, конечно, кабинету не мешает (особенно если в холле иногда сидят сопровождающие), но какой-то ненавязчивый звуковой фон при рабочей беседе необходим. Он создается особыми музыкальными записями: нужно, чтобы они не давали полного расслабления (клиент же участвует в процессе консультации вместе с врачом), а также не вызывали никаких непредвиденных ассоциаций (поэтому практически исключена классика и вообще любые узнаваемые, популярные вещи). Лучше всего для музыкального фона подходят мелодии без вокала и слов. И конечно, при общих таких требованиях, все равно для каждого клиента в идеале подбирается своя музыка.

Важно еще учитывать, что клиент часто приходит в кабинет с определенным внутренним напряжением, а в процессе работы не только сбрасывает его, но и еще, так скажем, «обнажает свою душу»: в связи с чем у него может возникнуть повышенная чувствительность к внешним раздражителям, в том числе к звукам. Посему особенно важна для создания фона нейтральная музыка, чтобы не вызвать у клиента никаких вполне вероятных парадоксальных реакций.

Также, кроме подбора фонограмм, в кабинете психотерапевта очень важно качество воспроизводящей акустики. Начнем с того, что желательно исключить все потенциально резонирующие детали, искажающие звуковую картину помещения. Например, хрустальная ваза на полке может смотреться красиво, но во время воспроизведения музыки создавать нежелательные резонансно-шумовые эффекты. Стекла в дверях и полках, ежели имеются, тоже изначально должны быть закреплены так, чтобы во время музыкального воспроизведения не создавать ненужных вибраций. Потому что человек в обычном состоянии может таких призвуков не заметить, а клиент в процессе работы может дать на этот призвук такой эмоциональный резонанс, что вся работа рискует пойти насмарку.

К освещению кабинета требования – почти как к звуку. Освещение должно быть управляемым и изменяемым. Например, при психоанализе – приглушенный свет, при работе с сознанием – полное освещение, и т.п.

В кабинете психотерапевта необходимо создать органичную внешнюю среду, построенную по принципу «разумному достаточно». Как нехватка, так и передоз некоторых компонентов могут одинаково негативно повлиять на процесс работы. И наверное, по большому счету совершенный и адекватно оборудованный кабинет на первый взгляд может напоминать… современную жилую комнату-гостиную. Разумеется, под «современной комнатой» каждый специалист понимает свои критерии, ориентируясь на свою целевую аудиторию.

Ознакомьтесь так же:  Приказ на право подписи в документах поставщика

Центром «композиции» может стать мебель типа «диван для гостиной», на который при необходимости возможно усесться и «с ногами».

Обои для кабинета лучше подобрать светлых (нейтральных) тонов, мягкие и рельефные (поглощающие звук), без выраженного повторяющегося рисунка. На полу также желательно звукопоглощающее покрытие (например, толстый мягкий ковролин).

Отдельный вопрос – по поводу картин на стенах. По этому поводу у разных моих коллег могут быть разные мнения. Но мое таково: в самом кабинете картины – лишние. Дело в том, что они могут оказать на разных клиентов совершенно разное (и не всегда прогнозируемое) воздействие – и таким образом осложнить сам процесс диагностики и работы. Поэтому единственные приемлемые здесь картины – это сертификаты и дипломы над письменным столом, подтверждающие квалификацию доктора.

А вот в холле, в зоне ожидания, можно повесить на стены картины или фотоснимки нейтрального характера – иногда, возможно, частично связанные с личностью самого психотерапевта, и так сказать, настраивающие на работу именно с ним. Однако желательно, чтобы и в холле картины не давали большой эмоциональной нагрузки: высокохудожественные произведения искусства, оказывающие как раз мощное эмоциональное воздействие, именно поэтому не всегда полезны даже в зоне ожидания.

В кабинете психотерапевта – особенно в мегаполисе, где особо-то кабинет не проветришь, плюс в процессе работы это нарушение звукоизоляции — важно иметь кондиционер, но тоже не всякий, а именно малошумящий, чтобы тоже не мешать рабочему процессу. А в холодную погоду – систему дополнительного обогрева (особенно если психотерапевт использует различные телесно-ориентированные методики.)

Отдельно нужно сказать несколько слов о зеркалах в кабинете. Можно установить зеркало у входа (он же выход): чтобы клиент мог отметить: какой он пришел, грубо говоря – и какой ушел. Иногда после даже одной консультации лицо у человека так меняется, так светлеет, что он сам себя в зеркале не узнаёт. Однако зеркало не должно висеть перед лицом у клиента, когда он работает с психотерапевтом: говоря напрямую – чтоб не отвлекало. А если углубляться в подробности – некоторые клиенты, постоянно смотрясь в зеркало, не могут выключить свой внутренний контроль по принципу «как я выгляжу, правильные ли вещи говорю» и т.п. Ясно, что в кабинете психотерапевта такой контроль явно лишний.

Кстати, интересным компромиссом могут стать двери с зеркальными вставками (разумеется, непрозрачные).

Думаю, излишне говорить, что в кабинете нужен еще и санузел, причем со свободным для клиента доступом. И либо его расположение должно быть очевидно сразу, либо на двери санузла нужно установить соответствующий «опознавательный знак». Потому что некоторые клиенты, пришедшие к психотерапевту вроде бы «обнажать свою душу», при этом безумно стесняются спросить «А где у вас здесь туалет».

И пожалуй, санузел – единственное место в кабинете, которое (помимо входной двери, конечно) должно запираться. И прежде всего изнутри.

Что касается обстановки – то стол и стул окончательно ушли в прошлое. Известное психотерапевтическое выражение «работа через стол» не предполагает именно такой конторской мебели. А стулья в кабинете психотерапевта используются, пожалуй, только при компьютерном тестировании. Чаще клиент сидит в широком кресле или на мягком диване-уголке: чтобы ему можно было принять любую комфортную позу. Я уже упоминал, что нередко, особенно когда идет работа с субличностью внутреннего Ребенка (по Э.Бёрну), клиенты невольно забираются на диван с ногами. А для «работы через стол» (трансакция Взрослый–Взрослый по Бёрну) вполне достаточно и журнального столика между психотерапевтом и клиентом. Здесь важна номинальная зрительная граница, не загораживающая обзор и позволяющая терапевту и клиенту все-таки видеть друг друга.

Что еще важно – это рабочее место самого психотерапевта. Если клиент располагается на диване – то кресло, на котором сидит терапевт, должно быть из того же комплекта, или как минимум не доминирующее по высоте (конечно, если это не директивная терапия). Оба собеседника – и психотерапевт, и клиент – «равны в правах», они сотрудники, и потому лучше, если они будут сидеть на одном уровне, а не так, чтобы психотерапевт подавлял клиента откуда-то сверху.

Иногда на этот столик можно поставить чай. Ритуал чаепития может использоваться как часть предварительной диагностики: совместное питье чая снимает лишние зажимы, позволяет клиенту чувствовать себя естественнее и хотя бы частично преодолевать знаменитое «внутреннее сопротивление». Не говоря уже о том, что если человек пришел зимой с мороза, ему будет нелишне банально отогреться горячим чаем. Летом по желанию клиента можно предложить ему минеральную воду: на этот случай в холодильнике кабинета необходимо иметь такую воду в маленьких бутылочках – чтобы клиент открывал ее сам. К слову — если клиент пьет чай, то и врач тоже чаевничает с ним вместе.

Кстати, пить желательно именно чай, а не кофе: «свободный» кофеин (не связанный танинами) все-таки так или иначе воздействует на нервную систему клиента, а в психотерапевтической работе особенно важно, чтобы клиент имел «неизмененное сознание».

О чайных чашках в кабинете – отдельный разговор. Желательно, чтобы и форма, и рисунок этих чашек максимально «не бросались в глаза» и вообще были достаточно нейтральными. Наше бессознательное – такая сложная область, где не всегда, особенно в начале работы, можно предугадать, какие ассоциации вызовет тот или иной предмет. И даже если на чашках изображены какие-нибудь банальные цветы или бабочки – не исключено, что у какого-нибудь клиента это вызовет негативные ассоциации, связанные с его личным прошлым. И работа не пойдет, потому что будет происходить совершенно бессознательное отторжение и/или сопротивление. Причем сам клиент может ни в жизнь не догадаться, откуда оно взялось. А оно могло быть спровоцировано в том числе рисунком на чашках, особенно если этот рисунок яркий, аляповатый, бросающийся в глаза.

Еще о форме чашек: желательно, чтобы она была достаточно «мягкой», без острых или угловатых «хвостиков», завитушек, ручек и т.п. Вообще в кабинете психотерапевта не должно быть по возможности никаких резких линий и острых углов: как писала в одном своём стихотворении Юнна Мориц – «Ни капли холодного, острого, злого». Потому что люди и так приходят с проблемами, с негативными эмоциями, – опять же помним про бессознательное, в котором все эти эмоции клубятся. В моём кабинете даже столик, за которым пьют чай — без углов: прицельно овальной формы с резными, мягких линий, гнутыми ножками.

Что касается сортов чая, то желательно в кабинете держать набор как минимум четырех видов, и если клиент в принципе изъявил желание чаевничать, то он и выбирает, какой чай будет пить вместе с доктором. Нередко именно в этой области у людей бывают достаточно выраженные вкусовые предпочтения, и если терапевт навязывает, к примеру, любителю фруктового чая чай зеленый – это может быть воспринято как давление и даже агрессия.

К чаю достаточно предложить легкое печенье или сухофрукты: ведь задача – именно начать разговор, а не набить желудок. Всё должно быть, как говорится, красиво, но опять же — ненавязчиво. Клиенту важно дать почувствовать, что он свободен, а не загнан в рамки какой-то церемонии. Кстати, он вполне имеет право отказаться от чая.

И еще одна особенность чайного ритуала: это только старт, начало психотерапевтической работы. За самой работой чай уже не пьют.

Если суммировать все требования и пожелания к оформлению и обстановке кабинета, то можно задаться вопрос — где же все это можно организовать.

Разумеется, если основываться на нежилом фонде – наилучшим вариантом будет небольшое помещение с отдельным входом. Отдельный вход опять же нужен для сохранения конфиденциальности: именно поэтому кабинет невозможно организовать в различных структурах, сдающих в аренду помещения, но где вход в само здание осуществляется по пропускной системе с предъявлением документов и подробным пояснением, куда, к кому и по какому вопросу вы идете. Далее – не во всех арендуемых помещениях вы можете, например, поменять дверь на более звукоизоляционную или обзавестись личным санузлом для клиентов. Кроме того, психотерапевтический процесс часто выходит за временнЫе рамки работы таких офисных зданий: посему доктору желательно иметь возможность эксплуатировать помещение и в вечернее время, и в выходные дни.

Еще один вариант организации кабинета – жилой фонд, сиречь обычная квартира. Тем более что сейчас разрешили вести частную практику с использованием собственного жилого фонда. Разумеется, квартира в таком случае должна быть полностью отведена под этот самый кабинет. Однако тут возникает так называемая «проблема подъезда». Потому что если подъезд чистый – то на входе, как правило, сидит консьержка, которая не хуже офисного охранника допытывается у всех незнакомых людей, к кому они пришли и с какой целью. Говорить в таком случае о конфиденциальности, понятно, не приходится. Если же консьержки нет и доступ в подъезд ограничен обычным домофоном – то в таком подъезде, как правило, может быть все, что угодно: и размалеванные стены, и исцарапанные лифты, и рекламные листовки на полу… Но возможно, прочие плюсы такого размещения перевешивают некоторую непрезентабельность подъезда.

Иногда меня спрашивают, должна ли в кабинете психотерапевта в приемной толпиться очередь? Как ни велик соблазн представить такое – отвечаю: ни в коем случае. Психотерапевтический прием необходимо организовать так, чтобы клиенты и их сопровождающие не пересекались с другими клиентами. Посему такой прием лучше вести только по предварительной записи; а если в один и тот же день у доктора назначено несколько приемов, то между этими консультациями лучше изначально запланировать достаточно длительные «разводящие перерывы».

А самое важное — клиенту в том помещении, в котором вы работаете, должно быть уютно и достаточно комфортно. Здесь следует учитывать еще и потенциальные бессознательные реакции клиента, поскольку работа психотерапевта тесно связана с областью бессознательного, на которую любые мелочи в процессе работы могут оказывать существенное влияние. И потому при оборудовании кабинета стоит уделять достаточное внимание в том числе и мелочам.

Этот материал можно обсудить в нашем блоге.