Стаж судьи 5 за 1

Информация Совета судей РФ от 23 августа 2012 г. «Обобщение вопросов и ответов»

Вопрос 1: Правомерно ли требование соответствующего органа о получении ежемесячного пожизненного содержания через отделение банка?

Ответ: Согласно п. 5.3 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утверждённой ВС РФ 29.07.2003 года, ВАС РФ 09.07.2003 года, СД при ВС РФ 03.07.2003 года ежемесячное пожизненное содержание выплачивается в суде по последнему месту работы либо в суде по месту жительства или в управлении (отделе) Судебного департамента субъекта Российской Федерации.

Ежемесячное пожизненное содержание может выплачиваться по месту жительства через предприятие связи или отделение банка по письменному заявлению получателя, которое оформляется не реже одного раза в полгода.

Исходя из приведенных норм видно, что право выбора формы и способа выплаты ежемесячного пожизненного содержания принадлежит заявителю, а не начисляющему пособие органу.

Вопрос 2: Включается ли в стаж работы в качестве судьи, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, время работы преподавателем государственного университета или юрисконсультом городского исполнительного комитета Совета народных депутатов?

Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции, как на должности судьи, так и на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Исходя из буквального толкования вышеназванной нормы, время работы на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», включается в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, только в том случае, если указанные должности содержались в штатных расписаниях судов и органов юстиции.

Вопрос 3: Правомерно ли требование об уплате налога на имущество физических лиц, работающими судьями, являющимися получателями ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

Судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но не пребывающему в отставке, в соответствии с ст. 3 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» выплачивается надбавка к заработной плате, а не необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, которое, по существу, относится к государственному пенсионному обеспечению судей.

Учитывая, что такой судья, продолжает работать, то он не приобретает статуса судьи, пребывающего в отставке, и соответственно, не приобретает права на получение установленных для него соответствующих льгот, в частности, на освобождение от уплаты налога на строения.

Вопрос 4: Включается ли в стаж работы в качестве судьи, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, время работы адвокатом?

Ответ: Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», вступившим в силу 10 января 2009 года, изменен порядок исчисления ежемесячного пожизненного содержания, установленного Федеральным законом «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

В ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» определено, что в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, с 10 января 2009 года включается только время работы в судах и органах юстиции, как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Таким образом, действующая редакция ст. 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» не предусматривает включение в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации работу на должностях прокурора, следователя, адвоката.

Однако, Постановлением Конституционного Суда РФ № 9-П от 20 апреля 2010 года ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой она распространялась на судей, назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 года и обратившихся за назначением предусмотренных законом выплат после этой даты, не позволяя тем самым засчитывать таким судьям периоды их работы прокурором, следователем и адвокатом до назначения на должность судьи в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение ежемесячной надбавки к заработной плате (при наличии права на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере), а при выходе в отставку — определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и всех других видов выплат и льгот.

Следовательно, время работы в качестве адвоката, с учётом мнения высказанного в Постановлении Конституционного Суда РФ, может быть включено в 20-летний стаж работы в должности судьи для назначения ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренный п. 5 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Вопрос 5: Включается ли в юридический стаж, дающий право на участие в конкурсе для замещения должности судьи, время работы кандидата в судьи — помощником судьи, являвшегося студентом последнего курса юридического факультета госуниверситета дневного отделения?

Ответ: Ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» установлены требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

Согласно п. 3 ст. 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи.

Порядок определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов определен Инструкцией о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утвержденной Минюстом РФ № 10 (35)-5, ВС РФ, ВАС РФ от 27.12.1996 года.

Таким образом, наличие стажа работы по юридической профессии определяется с момента получения претендентом на должность судьи высшего юридического образования и начала работы на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Вопрос 6: Вправе ли судья, пребывающий в отставке, осуществлять деятельность медиатора?

Ответ: В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе и не является предпринимательской деятельностью.

Закон не содержит прямого запрета на осуществление деятельности медиатора судьями, пребывающими в отставке. Общее ограничение для осуществления деятельности медиатора установлено п. 5 ст. 15 Закона, которая гласит, что медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В тоже время Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» определяющий виды деятельности, которую могут осуществлять судьи, устанавливает, что судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин-50) лет, вправе работать в только в конкретных органах и должностях, указанных в Законе, которые сформулированы исчерпывающим образом.

Из системного толкования пп. 3 и 4 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» следует, что судья, пребывающий в отставке, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности и деятельности, прямо названной в п. 4 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» какие-либо изменения в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», регулирующие право судей, в том числе, пребывающих в отставке, осуществлять процедуру медиации, не вносились.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования судья, пребывающий в отставке, не вправе осуществлять деятельность медиатора.

Вопрос 7: Распространяются ли положения о полуторном исчислении время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера на пятилетний стаж, указанный в статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»?

Ознакомьтесь так же:  Заявление работодателю на возврат налога

Ответ: Абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает, что время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

Данной правовой нормой, которая является специальной и устанавливающей определенную гарантию судьям, не предусмотрены особые условия для отдельного исчисления времени работы судьёй и времени работы в судах и органах юстиции.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции, как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подп. 2, 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В приведенных нормах указаны однородные понятия о стаже и времени работы в должности судьи. Физиологическая сущность работы судьёй в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случаях предусмотренных абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 7 «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» также одинакова.

Таким образом, исходя из взаимосвязанных положений приведённых норм Законов, а также буквального толкования абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», исчисление пятилетнего стажа (времени) работы в должности судьи, упомянутого в ст. 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» возможно производить в полуторном размере.

Вопрос 8: Подлежит ли назначению и выплате надбавка за ученую степень, предусмотренную абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» работнику аппарата суда, имеющему классный чин и звание кандидата технических наук?

Ответ: Согласно пп. 2, 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит, в том числе, из иных дополнительных выплат. Также установлено, что ему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», который являются специальным законом по отношению к работникам аппаратов судов, в состав заработной платы работников аппаратов судов Российской Федерации, которым присвоены классные чины, включены надбавки за ученую степень или ученое звание. При этом, надбавка за ученую степень или ученое звание включается в состав заработной платы только в случае, если ему присвоен классный чин. При этом условие о выплате такой надбавки в зависимость от специальности работника аппарата суда законодателем не ставится.

Положение абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не следует принимать во внимание, поскольку Федеральным законом «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», имеющим равную юридическую силу и принятым позднее, вопрос о включении надбавок за ученую степень или ученое звание в заработную плату работников аппаратов судов Российской Федерации урегулирован иным образом.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность назначения и выплаты надбавки за ученую степень кандидата технических наук работнику аппарата суда, имеющего классный чин и ученое звание по специальности, соответствующей его должностным обязанностям (занимаемой должности).

Обзор документа

Разъяснены отдельные вопросы статуса судей и правового положения работников аппаратов судов.

В частности, необходимый для замещения должности судьи юридический стаж исчисляется с момента получения претендентом высшего юридического образования и начала работы на соответствующих должностях.

С 10 января 2009 г. в судейский стаж, дающий право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается только время работы в судах и органах юстиции (как в качестве судьи, так и на требующих высшего юридического образования должностях или преподавателем юридических дисциплин). Причем не судейские должности должны быть включены в штатные расписания судов и органов юстиции.

Вместе с тем КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ запрет засчитывать время работы прокурором, следователем или адвокатом судьям, назначенным (избранным) до указанной даты и обратившимся за выплатами после нее. С учетом этого время работы адвокатом может быть включено в 20-летний стаж работы в должности судьи для назначения ежемесячного пожизненного содержания.

Указанное содержание выплачивается судье в суде по последнему месту работы либо месту жительства или в региональном управлении (отделе) Судебного департамента. Его могут также перечислять через предприятие связи или отделение банка на основании письменного заявления судьи. Причем такое заявление требуется подавать каждые полгода. Форму и способ выплаты содержания выбирает судья, а не начисляющий пособие орган.

Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в 1,5 размере. Это касается и исчисления минимального 5-летнего стажа работы в должности судьи (при общем 20-летнем времени работы в судах и органах юстиции), дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот.

Судьи, имеющие право на получение ежемесячного пожизненного содержания, но продолжающие работать, не освобождаются от уплаты налога на имущество (в отличие от пребывающих в отставке).

Судья в отставке не вправе осуществлять деятельность медиатора.

Работнику аппарата суда, имеющему классный чин и ученое звание по специальности, соответствующей его должностным обязанностям (занимаемой должности), может выплачиваться надбавка за ученую степень кандидата технических наук.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Пожизненное денежное содержание судей

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Условия назначения и размеры пожизненного денежного содержания судей

В соответствии со ст. 15 и 19 Закона № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) для судей, пребывающих в отставке, устанавливается ежемесячное пожизненное содержание. Соответствующие нормы содержатся также в ст. 19 Закона о Конституционном Суде РФ, ст. 30 Федерального конституционного закона № 1 Ф-КЗ «О военных судах Российской Федерации» (далее — Закон о военных судах), ст. 3, 7 и 8 Федерального закона № 6ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (далее — Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты судей), ст. 2 Федерального закона № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Ежемесячное пожизненное содержание исключает одновременное получение, каких либо видов пенсий, за исключением пенсии по инвалидности, назначенной вследствие военной травмы. Кроме того, бывшие судьи, получая ежемесячное пожизненное содержание, не имеют права одновременно получать пенсию или заниматься другой оплачиваемой работой, за исключением научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Право на пожизненное денежное содержание имеют следующие категории судей федеральных судов общей юрисдикции, судей арбитражных судов и мировых судей:

— судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет;

— бывшие судьи, ушедшие на пенсию по возрасту с должности судьи либо по истечении срока полномочий, при стаже работы в качестве судьи не менее 20 лет — с 29 июля 1992 г.;

— бывшие судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и ушедшие с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи;

— бывшие судьи, переведенные с должности судьи на работу в государственные организации и ушедшие на пенсию с этой работы, а также лица, работавшие в должности государственного арбитра и ушедшие на пенсию с этой должности.

При полном стаже работы в качестве судьи (не менее 20 лет) ежемесячное денежное содержание устанавливается независимо от возраста, а при неполном стаже — не ранее достижения возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины).

Бывшие судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и ушедшие с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, могут получать ежемесячное пожизненное содержание по достижении ими возраста 50 лет (для женщин) или 55 лет (для мужчин), чему не препятствует и то, что до достижения указанного возраста ушедшие с судейской должности могли заниматься иной оплачиваемой деятельностью.

В полном размере пожизненное денежное содержание имеют право получать судьи, ушедшие в отставку и достигшие возраста 60 лет (женщины — 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет судьей.

Не имеют права на получение ежемесячного пожизненного содержания:

— бывшие судьи, отозванные с должности судьи в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством;

— бывшие судьи, впоследствии осужденные за совершение умышленного преступления или совершившие проступки, которые применительно к судьям, пребывающим в отставке, повлекли бы ее прекращение.

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ о№ 49941 и Инструкцией, утвержденной Председателем Верховного Суда РФ, Председателем ВАС РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается:

— время работы судьей (государственным арбитром) со дня зачисления на должность судьи (государственного арбитра) в штат в установленном законом порядке по день исключения из штата;

— время работы судьей в государствах, ранее входивших в состав СССР (оно засчитывается в стаж работы только лицам, ушедшим на пенсию либо в отставку с должности судьи РФ);

— время работы в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование), в качестве стажера судьи или исполнявшего обязанности судьи, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи;

— время работы в качестве прокурора, следователя, адвоката, государственного нотариуса, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.

Для судей, назначенных на должность, время работы в должностях, предшествовавших назначению (избранию) на должность судьи, включается в стаж работы в качестве судьи при условии, что стаж их работы непосредственно в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи. В случаях прерывания работы в качестве судьи и последующего возвращения на такую работу общий судебный стаж исчисляется суммарно, независимо от перерывов, за весь период работы.

Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, в полуторном размере.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случаев избрания ему меры пресечения в виде заключения под стражу и привлечения к уголовной ответственности, не прерывает судебный стаж, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания.

Ежемесячное пожизненное денежное содержание судьям назначается в следующих размерах:

— при стаже судейской работы не менее 20 лет — в размере 80% заработка (денежного содержания) судьи, работающего на соответствующей должности;

— при стаже судейской работы более 20 лет оно увеличивается на 1% за каждый полный год судейской работы, но не более 85% денежного содержания;

— при стаже судейской работы менее 20 лет, но не менее 10 лет оно устанавливается пропорционально числу лет судейского стажа: при 10 годах — 40% заработка, при 15 — 60% и т. д.

При определении размера ежемесячного пожизненного содержания в заработную плату (денежное содержание) включаются:

— должностной оклад судьи на момент ухода его в отставку (для военных судей и оклад по воинскому званию), а при замене пенсии на ежемесячное пожизненное содержание — должностной оклад работающего судьи соответствующего уровня на день подачи заявления;

— доплата за квалификационный класс, если он присвоен;

— доплата за выслугу лет;

— 50-процентная доплата к должностному окладу за особые условия труда;

— надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»;

— надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере, установленном на день ухода судьи в отставку;

— премии (не более трех месячных фондов заработной платы в год);

— районные коэффициенты к заработной плате, установленные в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока;

— коэффициенты за работу в высокогорных районах;

— коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях;

— процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием.

Бывшим судьям, переведенным с должности судьи на работу в государственные организации и ушедшим на пенсию с этой работы, а также государственным арбитрам, ушедшим на пенсию с этой должности, ежемесячное пожизненное содержание выплачивается из расчета должностного оклада работающего судьи соответствующего уровня, доплат за квалификационный класс (если он был присвоен) и выслугу лет.

Размер ежемесячного пожизненного содержания определяется однократно при уходе или удалении судьи в отставку, и последующие изменения характеризующих данных судьи не должны влечь за собой перерасчета назначения ежемесячного пожизненного содержания, за исключением случаев увеличения заработной платы (денежного содержания) судьи.

Следует отметить, что привлечение судьи, находящегося в отставке, к осуществлению правосудия на срок до одного года по ст. 7.1 Закона о статусе судей не влечет за собой перерасчета стажа его работы в должности судьи и размера выплачиваемого ему ежемесячного пожизненного содержания.

Условия выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ несколько отличаются от условий, установленных для судей федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей.

В соответствии с Законом о Конституционном Суде РФ и Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 525, право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеет судья Конституционного Суда РФ, если полномочия этого судьи прекращены по следующим основаниям:

— истечение срока его полномочий или достижение судьей предельного возраста пребывания в должности;

— подача личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности;

— признание судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

— неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Ежемесячное пожизненное содержание выплачивается судьям Конституционного Суда РФ независимо от возраста и при наличии стажа работы в должности судьи только 15 лет, причем в этот стаж засчитывается также время всей предшествующей работы по юридической профессии.

Не имеют права на получение ежемесячного пожизненного содержания судьи Конституционного Суда РФ, ушедшие или удаленные в отставку, в отношении которых впоследствии Конституционным Судом было вынесено решение о прекращении отставки.

При восстановлении статуса судьи Конституционного Суда РФ, пребывающего в отставке, и в случае отмены обвинительного приговора или решения суда о прекращении отставки судьи выплата ранее назначенного ежемесячного пожизненного содержания возобновляется.

Ежемесячное пожизненное содержание назначается судье Конституционного Суда РФ, пребывающему в отставке, в размере 80% денежного вознаграждения работающего судьи. Для судей, имеющих право на получение надбавки за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», размер содержания с учетом этих надбавок не может превышать 85% денежного вознаграждения работающего судьи.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного денежного содержания

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного денежного содержания вышедшим в отставку судьям федеральных судов обшей юрисдикции, арбитражных судов и мировым судьям установлен инструкциями.

Основанием для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания является заявление лица, имеющего на это право, причем время его подачи каким-либо сроком не ограничивается.

Ежемесячное пожизненное содержание назначается с даты подачи заявления.

Заявление о назначении ежемесячного пожизненного содержания по общему правилу подается по желанию судьи в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ по месту жительства или суд по месту последней работы в должности судьи. К заявлению должны быть приложены копия трудовой книжки, решение квалификационной коллегии судей об отставке и другие документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы в должности судьи.

Для рассмотрения заявлений о назначении ежемесячного пожизненного содержания при управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте РФ или суде, имеющем свою бухгалтерию, создается постоянно действующая комиссия, которая в 10 дневный срок проверяет обоснованность заявления, определяет размер ежемесячного пожизненного содержания и принимает решение, которое вводится в действие в течение пяти дней приказом начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ или председателя суда. В случае несогласия получателя ежемесячного пожизненного содержания с приказом он может обжаловать его в суд в соответствии с действующим законодательством.

При переезде получателя ежемесячного пожизненного содержания в другой субъект РФ все документы по его заявлению пересылаются в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ или соответствующий суд по новому месту жительства с оставлением по старому месту выплаты копий документов.

Судьи арбитражных судов и бывшие государственные арбитры подают заявление о назначении ежемесячного пожизненного содержания и необходимые документы в Арбитражный суд по последнему месту работы или месту жительства, который направляет данное заявление с соответствующими документами в комиссию по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям при Высшем Арбитражном Суде РФ.

Комиссия в 10-дневный срок на основании представленных документов принимает решение, которое вводится в действие в течение пяти дней приказом Председателя ВАС РФ и направляется для исполнения в соответствующий суд.

Назначение ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов производится в порядке, установленном для судей федеральных судов обшей юрисдикции. Заявление о назначении содержания рассматривается комиссией при Военной коллегии Верховного Суда РФ и комиссией Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента, решения которых вводятся в действие приказами Председателя Верховного Суда РФ и Генерального директора Судебного департамента соответственно.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 525, судья Конституционного Суда РФ может подать заявление о назначении ежемесячного пожизненного содержания только в Конституционный Суд. При этом срок подачи заявления не ограничивается.

Ежемесячное пожизненное содержание назначается Конституционным Судом РФ по желанию судьи либо одновременно с принятием решения об отставке судьи, либо после принятия решения об отставке со дня, указанного в его заявлении, но не ранее дня подачи заявления. Выплата ежемесячного пожизненного содержания всем судьям производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, один раз за текущий месяц и осуществляется в суде по последнему месту работы либо в суде по месту жительства (судье Конституционного Суда РФ — непосредственно в Конституционном Суде) или в управлении (отделе) Судебного департамента субъекта РФ. Оно может также выплачиваться по месту жительства через предприятие связи или отделение банка по письменному заявлению получателя.

Выплата ежемесячного пожизненного содержания судье, пребывающему в отставке, не приостанавливается на период временного исполнения им обязанностей судьи.

Аналогичный порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячного пожизненного содержания распространяется на работающих судей, имеющих право на получение 50% ежемесячного пожизненного содержания, в случаях, если они продолжают работать, но имеют при этом право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере.

Выплата ежемесячного пожизненного содержания прекращается:

— при прекращении отставки судьи по основаниям и в порядке, предусмотренных п. 6 и 7 ст. 15 Закона о статусе судей;

— при нарушении бывшим судьей или судьей, пребывающим в отставке, условий получения ежемесячного пожизненного содержания применительно к обстоятельствам, влекущим прекращение отставки;

— при прекращении гражданства РФ;

— в случае подачи заявления о прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания;

— в случае смерти получателя ежемесячного пожизненного содержания или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим — с первого числа месяца, следующего за месяцем этих событий.

В случае поступления лиц, получающих ежемесячное пожизненное содержание, на оплачиваемую работу (кроме лиц, перечисленных в п. 4 ст. 3 Закона о статусе судей) выплата содержания прекращается со дня их приема на эту работу.

При восстановлении решением Верховного Суда РФ статуса судьи, пребывающего в отставке, а также в случае отмены обвинительного приговора или решения квалификационной коллегии судей о прекращении отставки судьи, выплата ранее назначенного ежемесячного пожизненного содержания возобновляется со дня принятия такого решения.

Оснований для прекращения выплаты ежемесячного пожизненного содержания судье Конституционного Суда РФ, пребывающему в отставке, гораздо меньше. Выплата прекращается по двум основаниям: подача судьей заявления о прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания; вынесение в отношении судьи, пребывающего в отставке, решения Конституционного Суда РФ о прекращении отставки и прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания.

Монархия
Оценка предприятий
Теория организации
Оценочная деятельность
Теории мотивации

Назад | | Вверх

Конституционный суд изменил порядок назначения пенсий судьям

Проверял Конституционный суд (КС) ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей.

Судье в отставке, согласно действующему законодательству, выплачивается пенсия на общих основаниях. Если он имеет стаж работы судьей больше 20 лет, то он может выбрать – получить пенсию на общих основаниях или пожизненное содержание в 80% от зарплаты, которое не будет облагаться налогами. Если стаж работы у судьи на момент выхода на пенсию меньше 20 лет, то размер содержания будет меньше, и, соответственно, чем больше стаж, тем больше денег будет получать судья в отставке.

Геннадий Рязанов работал судьей с 2004 года. В декабре 2013 года ему стало плохо, он заболел, а через пять дней попал в больницу. Спустя полгода ему установили инвалидность без срока переосвидетельствования. Что именно за «общее заболевание» поразило судью – не сообщается.

Осенью 2014 года (через два месяца после присвоения инвалидности) квалифколлегия судей Смоленской области прекратила его полномочия из-за состояния здоровья. Во время увольнения ему выплатили выходное пособие и все. Пожизненное содержание не назначили, ведь его стаж работы судьей был всего 10 лет (нужно как минимум 20). Зато Рязанову установили трудовую пенсию по инвалидности – 14 475 руб.

В 2015 году бывший судья Рязанов обратился в управление Суддепа и попросил назначить себе ежемесячные выплаты в размере судейской зарплаты. По закону он имел бы на это право, если бы его болезнь, из-за которой он стал инвалидом, была связана с исполнением судейских обязанностей. Но он не смог это подтвердить, и ему отказали в выплате.

Рязанов не согласился с отказом и подал в Промышленный районный суд Смоленска иск. Он утверждал, что право на ежемесячные выплаты ему дает п. 3 ст. 20 закона о статусе судей.

«В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи».

Закон о статусе судей

Суд определил приостановить производство по этому делу, потому что обнаружил неопределенность. Получается, что ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей противоречат статьям Конституции, ведь не гарантируют судьям-инвалидам пожизненное содержание.

КС напомнил: для судей установлен специальный правовой механизм, который гарантирует им достойное и согласующееся с их высоким статусом пенсионное обеспечение. При этом в качестве условий приобретения судьями права на ежемесячное пожизненное содержание закон называет пребывание в отставке и наличие стажа работы в должности судьи не менее 20 лет, а в случае недостаточной продолжительности стажа – достижение определенного возраста. Судьи, не отвечающие данным требованиям, права на ежемесячное пожизненное содержание не приобретают.

При этом, указывает суд, судья, получивший инвалидность, вправе рассчитывать на поддержку государства. Если его инвалидность не связана со служебной деятельностью, то судья сам может выбрать себе пенсию из двух вариантов:

1. Преобразование в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных в период исполнения обязанностей судьи;

2. Назначение страховой пенсии по инвалидности без учета периода работы судей, чтобы по достижении возраста 55 лет приобрести право на ежемесячное пожизненное содержание.

Таким образом, при выборе первого варианта размер страховой пенсии по инвалидности судье в отставке определяется без учета его зарплаты, а сам он ставится в худшее, по сравнению с застрахованными лицами, положение, поскольку периоды работы в должности судьи оцениваются, как правило, аналогично периодам, в которые трудовая деятельность по уважительным причинам не осуществлялась.

Получается, что для судей, уволенных по состоянию здоровья, не предусмотрено специальное пенсионное обеспечение и нет никакого «адекватного правового механизма», по выражению КС, который позволил бы им получать выплаты, соотносимые с зарплатой.

Согласно второму варианту, размер страховой пенсии по инвалидности будет определяться только на основе стажа, приобретенного до назначения на должность судьи, то есть пенсия будет еще меньше, но по достижении 55 лет судья получит выбор между получением страховой пенсии по инвалидности и ежемесячным пожизненным содержанием.

Однако оба варианта ставят судью, вышедшего на пенсию из-за инвалидности, не в лучшее положение. Получается, что даже ежемесячное возмещение членам семьи умершего судьи больше, чем выплаты живому судье, но ушедшему на пенсию раньше, чем нужно. «Социальная защита от статуса умершего кормильца предоставляется семье в более значительном объеме, по сравнению с социальной защитой, предоставляемой судьям, ставшим инвалидами вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности», – отмечает КС.

«Законодателю следует немедленно определить условия и порядок пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью».

В итоге Конституционный суд признал не соответствующими Конституции положения ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» и п. 5 ст. 15 закона «О статусе судей в Российской Федерации». Суд постановил изменить их так, чтобы гарантировать судьям надлежащую социальную защиту как «лицам, обладающим особым конституционно-правовым статусом». Третью оспариваемую норму (п. 7 ст. 20 закона о статусе судей) КС не рассматривал, потому что она не подлежит применению в этом деле.

При этом действующий сейчас порядок назначения пенсий сохранится, пока законодатели не внесут в указанные нормы изменения.

Ознакомиться с текстом постановления Конституционного суда можно здесь.