Страховка в евро

Как и где оформить страховку для шенгенской визы? Отдых без рисков

Медицинская страховка входит в список обязательных документов, которые следует подготовить для получения шенгенской визы. Требование вполне обосновано: услуги врачей в Европе стоят дорого, а у попавшего в чрезвычайную ситуацию иностранца может не оказаться денег на покрытие необходимых расходов. Здоровье и даже жизнь в этом случае оказываются под угрозой.

Страховой полис, оформленный перед выездом за рубеж, избавляет иностранного гостя от ряда непредвиденных расходов на собственное здоровье. Если гражданин решит выбрать расширенную программу страхования, в зависимости от условий договора страхования он вправе надеяться на компенсацию не только лечения, но и ряда других расходов — на проезд родственников до больницы, юридическую помощь и даже организацию спасательной операции. Рассмотрим подробнее правила оформления полиса, стоимость, а также где можно сделать страховку для шенгенской визы.

Требования к медицинской страховке для визы в страны Шенгенской зоны

Медицинское страхование выезжающих за рубеж необходимо на тот случай, если иностранному гражданину во время путешествия внепланово потребуется помощь врачей. Поводом может стать травма, заболевание или резкое ухудшение самочувствия. Если причина, по которой здоровье пострадало, попадает под категорию страхового случая, страховая компания, в зависимости от условий страхования, возьмет на себя расходы на оказание медицинской помощи. Задача обладателя полиса в этой ситуации — оперативно сообщить страхователю о происшествии. Далее ему укажут, в какую клинику обращаться, ответят на вопросы, при необходимости — предоставят переводчика (если это предусмотрено программой страхования).

Для посещения стран Шенгена медицинская страховка является обязательным условием — при ее отсутствии вам откажут в выдаче визы. Причем страховой полис должен оформить каждый заявитель, включая детей. Исключение составляют только супруги граждан Евросоюза и их дети.

Ключевые требования к полису следующие:

  1. Страховой период должен начинаться не позднее, чем гражданин пересечет границу Шенгенской зоны, и охватывать все дни поездки. Иными словами, полностью покрывать период действия краткосрочной визы (не касается мультивиз, выданных на длительные сроки). Многие страховые компании увеличивают срок на 10–15 суток, давая возможность изменить даты поездки. Количество застрахованных дней остается прежним.
  2. Зона покрытия полиса — это территория всех стран-участниц шенгенского соглашения.
  3. Полис не должен содержать франшизы. Франшиза — это установленная страхователем невозмещаемая сумма, которую застрахованный должен будет оплатить из своих средств.
  4. Минимальный страховой лимит — 30 тысяч евро.
  5. Полис должен покрывать расходы не только на лечение, но и посмертную репатриацию на случай гибели застрахованного.

Несмотря на единство Шенгенской зоны, каждая страна выдвигает собственные требования к документам, в том числе и туристической страховке для визы. Для того чтобы не ошибиться, следует внимательно изучить информацию на официальном сайте посольства, консульства или визового центра той страны, визу которой планируется запрашивать.

Как оформить страховой полис

Страховку для получения шенгенской визы можно оформить двумя способами: онлайн на сайте страховой компании (или посредника) либо при личном визите в офис. Во втором случае необходимо предъявить российский и заграничный паспорт и ответить на несколько вопросов, касающихся поездки:

  • точные даты;
  • территория страхования;
  • цель поездки;
  • тип путешествия (пляжный отдых, спорт и т.д.);
  • дата рождения.

Затем останется выбрать тариф и оплатить страховой сбор. Полис будет оформлен в течение нескольких минут. Другой вариант — сделать это не выходя из дома. Клиенту предложат заполнить анкету, указать данные загранпаспорта и внести плату с банковской карты или виртуального кошелька. Готовый полис в электронном виде (как правило, в формате PDF) компания отправит на электронную почту сразу после оплаты. Его нужно будет распечатать и приложить к пакету документов для консульства. Электронный вариант полиса имеет такую же силу, как и напечатанный на официальном бланке.

Таким образом, алгоритм действий и перечень документов при покупке полиса удаленно или очно одинаковы. Тем не менее большинство путешественников предпочитают оформлять медстраховку для шенген-визы онлайн. Не нужно тратить время на дорогу в офис и ожидание в очереди. Клиент имеет возможность предварительно рассчитать стоимость полиса при помощи виртуального калькулятора. Время от времени страховщики устраивают акции и выпускают промокоды, которые позволяют купить страховку по сниженной цене.

Стоимость страховки для шенгенской визы

Стоимость медицинской страховки для шенгенской визы зависит от совокупности факторов, а именно:

  • выбранной программы страхования: экономичный вариант, стандарт или расширенный премиум-пакет;
  • срок действия полиса;
  • сумма покрытия — максимальная сумма выплаты при наступлении страхового случая;
  • возраст страхователя и состояние здоровья.

При оформлении шенгенской визы сумма покрытия должна быть не менее 30 тысяч евро. Это экономичный пакет, который включает в себя расходы по лечению иностранного гражданина, который получил травму или внезапно заболел. Вот некоторые примеры расходов, на компенсацию которых вправе рассчитывать застрахованный по экономичному тарифу клиент ряда страховых компаний:

  • транспортировка в медицинское учреждение;
  • пребывание и лечение в стационаре или амбулаторно;
  • необходимые врачебные консультации;
  • хирургические операции;
  • приобретение назначенных врачом лекарств;
  • экстренная стоматологическая помощь, исключая плановое лечение (травма зуба или острый воспалительный процесс);
  • репатриация останков.

Следом за экономичным тарифом идет стандартный, который дополнительно может включать еще несколько пунктов. Например, оплату проезда до места жительства после больницы, проживание до отъезда после стационарного лечения и т.д. Путешественники, стремящиеся максимально обезопасить себя от возможных расходов, могут оформить программу класса премиум, в которую, ко всему прочему, может входить юридическая и административная помощь, оплата проезда наземным транспортом, если перелет после лечения противопоказан, возвращение на родину детей, которые были вместе с пострадавшим и т.д.

При оформлении страховки для шенгенской визы клиент может включить туда пункты, не связанные с медициной. Например, застраховать багаж от потери, авиаперелет — от задержки рейса, себя — от потери документов и т.д. Очевидно, что с ростом перечня услуг увеличивается и цена страховки для визы. Для сравнения, страховой полис на минимально необходимые 30 тысяч евро на 10 дней пребывания в Шенгенской зоне одному человеку обойдется примерно в сумму от 500 до 800 рублей в зависимости от выбранной компании. Если расширить сумму покрытия до 100 тысяч евро, нижняя граница стоимости возрастет примерно до 740 рублей, верхняя примерно до 1,8 тысяч рублей. А если дополнительно застраховать багаж, ценовой диапазон приобретет вид около 1 тысячи–2,5 тысяч рублей с человека.

Часто возникает вопрос: как купить оптимальную страховку для визы, чтобы не переплатить, но и не остаться без поддержки в случае форс-мажора? Опытные страховщики советуют оценивать риски объективно. Если вас ждет спокойный отдых на территории отеля, можно обойтись минимально необходимой суммой. Если в планах — покорение волны на серфборде или глубоководное погружение, лучше включить опцию, добавляющую активный спорт к страховым случаям. Дорогостоящим вещам в багаже имеет смысл обеспечить финансовую защиту, в то время как простая сумка с одеждой может отправиться в полет и без страхового полиса. Самое главное — это понимание того, что страховка — не просто формальность для получения визы, а реальная возможность уберечь себя от больших проблем и непосильных затрат.

Где оформить страховку для шенгенской визы

На рынке работает большое количество страховых компаний, где можно оформить страховку для шенгенской визы. Они отличаются не только тарифами на свои услуги, но и степенью ответственности по отношению к клиенту, когда тот окажется в трудной ситуации. Какие показатели позволяют судить о надежности страховщика? Прежде всего следует обратить внимание на официальную информацию о компании, с которой вы планируете заключить договор. Федеральный закон от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и дополняющий его Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 234-ФЗ определяют сведения, которые страховщик должен держать в открытом доступе на официальном сайте. Это регистрационные данные, указание на лицензию, годовая финансовая отчетность за три последних года, подтвержденная результатами аудита, а также рейтинги, присвоенные независимыми агентствами.

Например, ВТБ Страхование на протяжении последних лет занимает высокие позиции в независимых рейтингах. (уровень А++ (исключительно высокий уровень надежности), по версии «Эксперт РА», и BB++, по версии агентства Standard&Poor’s (наивысший рейтинг надежности среди страховых компаний с российским капиталом) — прим. ред.). Что касается медстраховки для визы, то, например, страховой полис ВТБ Страхования признают все консульства стран Шенгенской зоны. При наступлении страхового случая достаточно один раз обратиться по телефону, указанному в полисе ВТБ Страхования, и вы можете быть уверены в получении необходимой медицинской и иной помощи. Звонки принимают только русскоязычные операторы. В ряде стран (Австрия, Франция, Германия и др.) у нас работают бесплатные телефонные линии.

P.S. ВТБ Страхование присутствует на рынке страховых услуг с 2000 года, предлагая широкий спектр страховых услуг. Филиалы и офисы продаж работают более чем в 90 городах России. Более подробная информация о программах страхования и порядке предоставления услуг размещена на официальном интернет-сайте ВТБ Страхования.

Услуга предоставляется ООО СК «ВТБ Страхование», лицензии СЛ № 3398 от 17.09.2015г., СИ № 3398 от 17.09.2015г., ОС № 3398 — 03 от 17.09.2015г., ОС № 3398 — 04 от 17.09.2015г., ОС № 3398 — 05 от 17.09.2015г. Для граждан РФ более подробная информация об услуге, порядке ее предоставления www.vtbins.ru.

Страховка — не просто формальность для получения шенгенской визы, а возможность уберечь себя и своих близких от непредвиденных расходов.

Выезжая за границу, следует своевременно и ответственно подходить к вопросам страхования, особенно если речь идет об отдыхе с детьми или экстремальном туризме.

Уровень надежности страховой компании — один из важнейших критериев при выборе полиса.

Покупка полиса обойдется в небольшую сумму, однако этот шаг может полностью или частично компенсировать расходы на лечение в путешествии.

Страхование на случай отмены поездки — возможность компенсировать убытки, если оплаченное заранее путешествие было отменено или перенесено по инициативе туроператора или авиакомпании.

Сегодня оформить страховой полис можно не выходя из дома — онлайн.

Полис с расширенными опциями это:

  • страхование на случай отмены поездки;
  • компенсация убытков при задержке рейса;
  • возмещение расходов при несчастном случае;
  • страхование гражданской ответственности.

Рассчитать стоимость полиса с дополнительными опциями.

Сер­вис боль­шинст­ва стра­хов­щи­ков се­год­ня до­стиг та­ко­го уров­ня, что нет ни ма­лей­шей нуж­ды лич­но от­прав­лять­ся в офис. От­ве­ты на аб­со­лют­но лю­бые во­про­сы от­но­си­тель­но стра­хо­ва­ния мож­но по­лу­чить по те­ле­фо­ну или он-лайн. Единст­вен­ное, к че­му вы долж­ны под­хо­дить со всей от­вет­ст­вен­ностью до об­ра­ще­ния к стра­хов­щи­ку, так это к про­вер­ке на­деж­нос­ти стра­хо­вой ком­па­нии и ее фи­нан­со­вой устой­чи­вос­ти, опре­де­ля­е­мых в том чис­ле не­за­ви­си­мы­ми рей­тин­го­вы­ми агент­ст­ва­ми.

Туристическая страховка для шенгенской визы

При поездке за границу необходимо иметь в виду, что могут возникнуть различные непредвиденные расходы. Поэтому существует международный страховой медицинский полис.

Страховка для шенгенской визы является обязательной

Выписка из “Регламента ЕС 810/2009 европейского парламента и совета от 13 июля 2009 года”, которое вступило в силу 5 апреля 2010 года:

“… заявители на получение единой однократной или двукратной визы должны доказать, что имеют адекватную и действительную туристическую медицинскую страховку для покрытия любых расходов, которые могут возникнуть при репатриации по медицинским причинам, срочном медицинском обслуживании и/или получении срочной больничной неотложной помощи или смерти во время пребывания на территории стран-членов.
Страховой полис должен быть действителен на территории стран-членов и охватывать весь период запланированного пребывания или транзита данного лица. Минимальная сумма страховки должна составлять 30 000 ЕВРО” (…)

Ознакомьтесь так же:  Юмор адвокат

Кто должен купить туристическую страховку?

Любой временный путешественник в шенгенскую зону из страны, гражданам которой требуется виза, включая индивидуальных или групповых посетителей, туристов или деловых путешественников.
Страховой полис можно купить онлайн или обычным образом, в зависимости от выбранной компании.

Кто предоставляет туристическую медицинскую страховку?

Прежде всего, страховой медицинский полис, который человек уже имеет в трудовом договоре, может покрывать международные расходы на оказание срочной медицинской помощи. Однако это предложение обычно имеет ограничения. Поэтому путешественник должен хорошо знать, чего можно ожидать при возникновении медицинской проблемы на территории шенгенской зоны.

Путешественники могут купить индивидуальный туристический страховой полис на дни, которые планируется провести на шенгенской территории, в законном страховом/туристическом агентстве. Убедитесь, что выбранная вами компании имеет лицензию и принята в стране шенгенского соглашения, которую вы планируете посетить. Мы рекомендуем MAWISTA Visum – это очень недорогая компания, которая принимается посольствами, вы также можете бесплатно отменить страховку, если представите доказательство неполучения визы!

Полезные советы

Как указано выше, перед покупкой другого туристического страхового полиса для предстоящего путешествия убедитесь, что уже имеющийся полис не покрывает и не уменьшает какие-либо международные расходы на оказание срочной медицинской помощи.

Если ваш полис покрывает часть международных медицинских расходов, необходимо внимательно проверить ограничения туристического страхового полиса. Сюрпризы в этом отношении никому не нужны.

Если вы путешествуете на машине в шенгенской зоне, и не можете позволить себе платить огромные деньги при автомобильной аварии, или просто не хотите выбросить эти деньги на ветер, то вы должны подумать о покупке комбинированной туристической страховке, покрывающей потерю здоровья и личного имущества.

В зависимости от цели путешествия риск возникновения заболевания меняется при изменении климата или природной среды (незнакомые микробы). Настоятельно рекомендуется людям, имеющим такие заболевания, как аллергия, иметь при себе медицинскую карту от врача, где описано состояние здоровья и предписанные лекарства. Если у путешественника есть хроническое заболевание, то лучше всего иметь при себе предписанные лекарства в необходимом для поездки количестве.

Что обычно покрывает туристическая медицинская страховка?

  • Вызов скорой помощи (несчастный случай или болезнь)
  • Аварийная эвакуация
  • Репатриация тела
  • Возвращение несовершеннолетнего
  • Отмена поездки
  • Прерывание поездки
  • Неожиданная смерть, травма или пособие по нетрудоспособности
  • Похоронные расходы за границей
  • Потеря, кража или повреждение багажа, личного имущества или проездных документов
  • Задержка багажа (и экстренная замена важных предметов)
  • Пропуск стыковки рейсов из-за изменения расписания авиакомпании
  • Задержки транспорта из-за погодных условий
  • Захват транспортного средства
  • Обычно страховщики покрывают расходы, связанные с беременностью, если поездка происходит во время первого триместра. Кроме этого, страховое покрытие меняется от страховщика к страховщику.

Что может быть исключено или добавлено в обычный туристический страховой полис?

Все компании туристического страхования отличаются друг от друга. Однако есть компании, которые предлагают покрытие дополнительных расходов при необходимости. Если нет, можно купить добавочное страхование для покрытия таких денежных затрат, как:

  • Существующие заболевания (например, астма, диабет).
  • Экстремальный спорт (например, лыжный спорт, подводное плавание с аквалангом).
  • Поездка в страны с высоким уровнем риска (например, война, стихийные бедствия или террористические акты).
  • Острый приступ болезни. Это означает внезапный неожиданный приступ существующей болезни без предварительного предупреждения от медицинского специалиста. Если у вас уже есть заболевание, обязательно получите покрытие для защиты при любых чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть из-за существующей болезни, несмотря на лечение.

Что такое туристическая медицинская страховка?

Понятие туристической медицинской страховки связано с покрытием медицинских расходов в случае травмы или неожиданной болезни во время поездки. Необходимость покупки медицинскую страховки для поездки за границу зависит от страны назначения, а также возможности оплаты медицинских услуг во время проживания за границей.
Однако застрахованная поездка является обязательным для большинства путешественников, особенно пожилых и больных людей, нуждающихся в постоянном уходе или, если путешественник собирается поехать в слаборазвитый район.

Кроме медицинских расходов, туристическая страховка предназначена для покрытия различных убытков, понесенных в течение поездки в своей стране и других странах. Такие неожиданные происшествия, как потеря багажа, отмена рейса в последний момент, банкротство туристического агентства или гостиницы могут разрушить вашу поездку. Поэтому туристическая страховка также предоставляет страхование от аннулирования с помощью полного или частичного возврата.

При однократной поездке или многократных поездках в течение короткого времени, туристическая страховка будет покрывать точное количество дней, проведенных на международной территории, в данном случае, на шенгенской территории, при этом цена будет меняться соответствующим образом.

Медицинская страховка для Шенгенской визы

Собираясь в путешествие в одно из государств Шенген зоны, Вы рано или поздно столкнетесь с необходимостью получения визы. Особенно если ранее Вы были только в других странах, не входящих в эту зону, либо вообще не были за границей, обратите внимание на различие страховки для выезда за границу в целом и медицинской страховки для шенгенской визы. Очевидно, что у всех стран разные требования. Например, при поездке в Соединенные Штаты Америки минимальная сумма страхования составляет 50000 долларов, тогда как при поездке, скажем, в Индию эта сумма уменьшается до 30000 долларов США. Прежде чем задать документы на визу, важно внимательно изучить список необходимых для этого документов. В перечне документов, взятом с официального сайта визового центра одной из стран Шенген зоны (в данном случае Испания), находим: «Полис медицинского страхования на все виды помощи, на весь предполагаемый срок пребывания в зоне Шенгена. Страховое покрытие не менее 30.000 евро». Таким образом, видим, что минимальное страховое покрытие в страны зоны Шенген составляет 30 тысяч евро. Купить страховку для шенгенской визы (например, ингосстрах, россгострах или росно) можно при помощи удобного сервиса CHEREHAPA, который сам рассчитает минимальную сумму покрытия. Система не только сэкономит Ваше время, но и, произведя поиск по многочисленным страховым компаниям, автоматически сравнит и подберет самый оптимальный вариант по разумной цене.

Пошаговое руководство, как пользоваться этим сервисом и как сделать страховку для шенгенской визы, здесь. Таким образом, оформление страховки для шенгенской визы требует учесть ряд небольших нюансов:

  1. Медицинская страховка покрывает весь срок действия визы и охватывает все государства Шенген зоны;
  2. Минимальная сумма страхового покрытия 30000 евро. Страховка для получения шенгенской визы должна включать весь перечень медицинских услуг (за исключением опциональных, которые Вы увидите при заполнении формы);
  3. Медицинский полис должен охватывать весь период пребывания на территории Шенген. Даже если Вы делаете пересадку в аэропорту другой страны Шенгенского соглашения и прилетаете домой в 00-05.
  4. Турист должен подписать лично «Обязательство медицинского страхования» (это, как правило, контракт, где Вы увидите поле «Подпись страхователя»), в котором заявитель добровольно соглашается приобретать медицинскую страховку всякий раз, когда использует непогашенную визу повторно. Это связано с тем, что однажды получив многократную визу сроком от полугода до двух лет и более, туристы ленятся, а порой и жалеют денег на покупку повторных страховок. Не стоит этого делать! Так как страховка нужна, в первую очередь, для сохранения Вашего здоровья и, громко скажем, жизни.
  5. Стоимость страховки для шенгенской визы зависит от количества покрываемых услуг. Как уже было отмечено выше, минимальная сумма страхования — 30000 евро. Но если Вы захотите застраховать свой багаж, если Вы собираетесь заняться экстремальными видами спорта, или среди Вас есть беременная женщина и прочее — при выборе одного из перечисленных пунктов сумма страховки автоматически пересчитается. Посмотреть пример здесь.

Кроме медицинских расходов, туристическая страховка предназначена для покрытия различных убытков, понесенных в течение поездки в своей стране и других странах. Такие неожиданные происшествия, как потеря багажа, отмена рейса в последний момент, банкротство туристического агентства или гостиницы могут разрушить вашу поездку. Поэтому туристическая страховка также предоставляет страхование от аннулирования с помощью полного или частичного возврата.

Что такое «Европротокол»

Термин пришел к нам из Европы, где подобный способ оформления ДТП без участия полиции используется уже давно.

Собственно говоря, у «Европротокола» два значения:

  1. Европротокол — специальная форма Извещения о ДТП, которую самостоятельно заполняют участники ДТП, и которая подтверждает право одного из участников (Потерпевшего) на получение страховой выплаты по ОСАГО.
  2. Европротокол — система, позволяющая оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции с целью последующего получения страховой выплаты по ОСАГО.

Понятно, что второе определение «Европротокола» является более широким и включает в себя первое. Однако стоит сразу оговориться, что сегодняшнее состояние с ОСАГО в России позволяет говорить, что мы смогли реализовать лишь первое определение.

Фактически документ (Извещение о ДТП — Европротокол) у нас есть (утвержден), а реальной системы, позволяющей эффективно этим документом пользоваться — нет!

Со 2 августа 2014 года увеличились лимиты выплат при оформлении ДТП по Европротоколу с 25000 руб. до 50000 руб.

Данное повышение касается только тех ДТП, оба участника которых приобрели полис ОСАГО уже после 2 августа 2014 года!

Если хотя бы один из участников ДТП имеет полис ОСАГО, заключенный до 02.08.2014 — лимит выплат по Европротоколу остается 25000 руб.

С 11 октября 2014 вступили в силу «Правила представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» — Постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002.
Это правила необходимо применять при оформлении Европротокола в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, чтобы воспользоваться возможностью получения возмещения превышающего лимиты Европротокола (выше 50000 руб.)

Вопросы по оформлению Европротокола в России

  • Критерии применимости Европротокола.
  • Что обязательно должен сделать виновник ДТП при оформлении Европротокола.
  • Порядок заполнения формы Европротокола.
  • Оформление схемы ДТП при Европротоколе.
  • Изменения в Закон об ОСАГО в части «Европротокола».
  • Порядок оформления Извещения о ДТП (Европротокола).
  • Ограничения по сумме выплаты при оформлении Европротокола
  • В какую страховую компанию и кто из участников должен направлять заполненное Извещение о ДТП (Европротокол).
  • За что отвечает виновник ДТП при оформлении Европротокола, какие санкции предусмотрены при неисполнении им своих обязанностей.
  • За что отвечает потерпевший в ДТП при оформлении Европротокола, какие санкции предусмотрены при неисполнении им своих обязанностей.
  • Какие сроки предусмотрены для оформления Европротокола и извещения страховых компаний.
  • Может ли «виновник» позже оспорить подписанное им Извещение о ДТП.
  • Как определяется виновник ДТП в случае выявленных разногласий в двух экземплярах Извещения о ДТП.
  • Какие данные имеют приоритет в случае противоречий в Извещении о ДТП (например, на схеме ДТП нарисована одна ситуация, а по описанию ситуации получается иная)
  • Может ли потерпевший потребовать возмещения убытков напрямую с виновника, если ДТП оформлено по Европротоколу.
  • Будут ли водителей обучать оформлению Европротокола
  • Нужен ли при оформлении Европротокола аварийный комиссар.
  • Как оформить Европротокол, чтобы получить выплату по каско.
  • Бесконтактное ДТП и Европротокол.

Если при конфликте со страховой компанией или участником ДТП вам требуется помощь юриста, то специально для посетителей сайта «Знай страхование!» наши партнёры с сайта «Правовед.ру» готовы дать вам бесплатную юридическую консультацию.

Получить бесплатный ответ юриста на свой вопрос:

Действия на месте ДТП

  • Нужно полностью соблюдать Правила дорожного движения РФ, а именно: немедленно остановиться и выставить знак аварийной остановки. Если есть пострадавшие — вызвать скорую помощь, оказать им посильную помощь.
  • Для того чтобы в дальнейшем картина ДТП могла быть установлена максимально полно, нужно сохранить можно больше следов происшествия.
  • В отношении с другими участниками ДТП сохраняйте вежливость и хладнокровие. Если другие водители и/или пассажиры ведут себя чересчур эмоционально, агрессивно, пытаются оказать на вас давление или запугать — вызывайте ГИБДД (тел. 102, 112, 911).
  • Для офомления Европроткола в первую очередь поверьте, применим ли Европротокол в данном конкретном ДТП — см. ниже «Критерии применимости Европротокола».
Ознакомьтесь так же:  Нотариус черкасская область

Критерии применимости Европротокола

Проверить, можно ли оформить конкретное ДТП без участия сотрудников полиции (оформить Европротокол) или нет можно с помощью предлагаемой схемы.

Что обязательно должен сделать виновник ДТП при оформлении Европротокола

Виновник ДТП при оформление Европротокола по новым правилам (со 2 августа 2014 года) обязан:

  1. Совместно со вторым участником ДТП заполнить лицевую сторону Извещения о ДТП (Европротокол).
    Далее Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа — каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопир считается полностью идентичным первому листу).
  2. На своем листе Извещение о ДТП заполнить обратную сторону.
  3. Свой экземпляр Извещения о ДТП обязательно отправить в свою страховую компанию по адресу, указанному на полисе ОСАГО — не позднее 5-ти дней с момента ДТП. Чем раньше — тем лучше!
  4. Не ремонтировать и не утилизировать свой автомобиль до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП. Это делается, что страховая компания при необходимости могла осмотреть повреждения автомобиля.
  5. Предоставить машину на осмотр в свою страховую компании, если она этого потребует, не позднее 5-ти дней со дня получения такого требования.

Важно! Нарушение указанных требований может привести к применению к виновнику ДТП серьезных санкций — страховая компания может по Закону взыскать с нарушителя всю сумму, которую она заплатит потерпевшему в ДТП.

Порядок заполнения формы Европротокола

Приступая к заполнению, обратите внимание, что извещение о ДТП состоит из лицевой (самокопирующейся) части и оборотной стороны. При этом вся внесенная вами информация на верхней (лицевой) части должна четко отпечатываться на нижнем листке. Рекомендуем использовать шариковую ручку, поскольку записи, сделанные гелиевой ручкой или чернилами, размажутся при попадании влаги, а нанесенные карандашом пометки легко стереть или подделать.

Законодательством РФ предусмотрено, что при оформлении «Европротокола» водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк извещения о ДТП, при этом заполнены должны быть и лицевая, и оборотная стороны. При этом не имеет значения, чей из участников ДТП комплект бланков извещения о ДТП заполняется. Каждый из водителей выбирает любую из колонок («А» или «В») и вносит в нее информацию по своему транспортному средству.

Лицевая часть извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются место, дата, время ДТП, сведения об участниках ДТП, свидетелях, страховщиках, характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и другая необходимая информация.

Будьте особо внимательны при заполнении пункта 14 бланка извещения о ДТП. В данном разделе указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей и элементов транспортного средства, полученных в результате ДТП. Постарайтесь описать их максимально точно и кратко. При этом проследите, чтобы другие водители не добавили в указанный пункт иных, не относящихся к данному происшествию, повреждений деталей и элементов. При указании характера повреждений автомобиля допустимо употреблять такие термины, как царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре вашего транспортного средства экспертами.

В пункте 16 водителями на соответствующей стороне извещения о ДТП отмечаются обстоятельства ДТП, а в клетках укрупненного формата, расположенных внизу, вписывается итоговое количество отмеченных подпунктов. Кроме того, необходимо правильно отразить маневры вашего транспортного средства, учитывая, что:

  1. стоянка — это не остановка. Если ваш автомобиль остановился, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 «На стоянке». В данном случае необходимо отметить позицию 22 «Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора»;
  2. если одно транспортное средство обгоняло другое, перестраиваясь с одной полосы на другую, нужно отметить позицию 12 «Менял полосу» и позицию 13 «Обгонял».

В пункте 17 составляется схема ДТП. На ней обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

В пункте 15 «Замечания» при необходимости вы можете привести дополнительные сведения о том, что не указано в пункте 16 «Обстоятельства ДТП».

В подтверждение достоверности изложенной на лицевой стороне извещения о ДТП информации и соответствии схемы ДТП реальной ситуации водителями транспортных средств «А» и «В» проставляются подписи в пункте 18.

После заполнения лицевой стороны участники ДТП отделяют и подписывают листки. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал оба листа извещения о ДТП с лицевой стороны, а не только экземпляр, который остается у него.

Затем участники ДТП приступают к заполнению оборотной стороны документа — каждый водитель делает это самостоятельно. Здесь содержатся поля и графы, в которых указываются дополнительные сведения о происшествии и транспортных средствах.

В случае если на оборотной стороне извещения о ДТП вам не хватает места, чтобы изложить всю информацию, сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на последнем следует сделать отметку «С приложением» и указать, к чему это приложение и кем оно составлено, а также заверить приложение теми же подписями, которые проставлены на лицевой стороне извещения о ДТП.

Имейте в виду, что если в извещении о ДТП вы не указали какие-либо сведения или записи внесены неразборчиво, страховщик будет вынужден сам собирать недостающие данные. А это, в свою очередь, может повлиять как на срок осуществления выплаты, так и на возможность признания заявленного вами случая страховым событием. Поэтому извещение о ДТП следует заполнять четким почерком, желательно печатными буквами и без ошибок. Нужные ячейки лучше отмечать крестиком или галочкой. В графах, в которых отсутствуют какие-либо сведения, целесообразно нарисовать длинный прочерк либо написать большую букву Z или «Нет…(свидетелей, замечаний, примечаний и т.д.)».

Если бланк извещения о ДТП порван, испорчен или трудно читаем, нужно оформить документ на другом бланке.

Обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения — она должны быть заверены подписями обоих участников ДТП.

Если второй водитель отказывается подписывать извещение о ДТП или совместно его заполнять, это означает, что требуемого законом об ОСАГО согласия обоих участников ДТП в оценке обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств достигнуть невозможно, следовательно, документы по данному ДТП не могут быть оформлены в упрощенном порядке. В этом случае необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.

Оформление схемы ДТП

Что нужно отобразить на схеме ДТП?

На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

Нормы Закона об ОСАГО в части «Европротокола» (2014)

Для решения части вопросов по «Европротоколу» приняты поправки в Закон об ОСАГО, которые вступили в силу со 2-го августа 2014 года:

Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)

2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)

3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)

4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей.

(пункт вступает в силу через 10 дней после официального опубликования Закона и действует до 30 сентября 2019 года)

(положения данного пункта применяется к отношениям, возникшим в связи с дорожно-транспортным происшествием, гражданская ответственность обоих участников которого застрахована по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным начиная со 2 августа 2014 года)

5. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страховой выплаты, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, не применяется и страховая выплата осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

(пункт вступает в силу с 1 октября 2014 года и действует до 30 сентября 2019 года)

(положения данного пункта применяется к отношениям, возникшим в связи с дорожно-транспортным происшествием, гражданская ответственность обоих участников которого застрахована по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, после 1 октября 2014 года)

(до 1 января 2017 года кроме системы ГЛОНАСС разрешается использовать данные иных глобальных спутниковых навигационных систем)

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

(пункт вступает в силу с 1 октября 2019 года)

7. Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(пункт вступает в силу с 1 октября 2014 года)

8. Потерпевший, получивший страховую выплату на основании настоящей статьи, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей.

Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)

Статья 14. Право требования страховщика к причинителю вреда

1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:

ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков

1. Профессиональное объединение страховщиков:

в.2) информирует владельцев транспортных средств о порядке оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона;

Порядок заполнения Извещения о ДТП

Извещение о ДТП является официальным безотзывным документом. Каждый экземпляр Извещения о ДТП состоит из двух скрепленных листов: первого и самокопира (второго листа).

Лицевая сторона первого листа совместно заполняется и подписывается обоими участниками ДТП.

После заполнения лицевой стороны Извещение разъединяется — каждому из участников ДТП по одному экземпляру.

Примечание:
Ответственность каждого из участников ДТП определяется только в соответствии с данными, вносимыми обоими участниками ДТП на лицевой стороне Извещения.

Рекомендуется первый лист Извещения о ДТП оставлять предполагаемому потерпевшему, второй лист (самокопир) — предполагаемому виновнику ДТП. В принципе, не имеет значения, кому достанется первый лист, а кому второй (рекомендации связаны с тем, что оригинал Извещения легче отсканировать и переслать Страховщику виновника при прямом возмещении убытков).

После разъединения экземпляров Извещения внесение изменений на лицевой стороне Извещений не допускается.

Оба участника ДТП обязаны самостоятельно заполнить обратные стороны Извещения. Обратную сторону рекомендуется заполнить уже дома (во Франции даже рекомендуют ее заполнять вместе с юристом).

Примечание:
На обратной стороне Извещения о ДТП имеется бланк декларации, он заполняется каждым водителем отдельно. Эти данные позволяют получить дополнительную информацию, необходимую для разбирательства страхового случая.

Извещение считается заполненным только в случае если:

  • экземпляры разъединены;
  • заполнены обе стороны каждого экземпляра Извещения.

В некоторых случаях, информация с обратной стороны Извещения о ДТП от виновника ДТП может и не понадобиться для подтверждения страхового случая. Но лучше не рисковать: есть обязанность заполнить обе стороны Извещения каждым участником — значит нужно заполнить, чтобы не давать лишнего повода страховым компаниям отказать в страховой выплате.

Ограничения по сумме выплаты при оформлении Европротокола

Главное ограничение применения Европроткола в России — это ограничение максимального размера выплаты при таком (упрощенном) оформлении ДТП:

«В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 25 тысяч рублей» (Закон об ОСАГО, ст.11, п.10).

Еще год назад Минфин подготовил проект поправок в Закон об ОСАГО, в которых предложил увеличить лимит выплаты по Европротоколу до 50000 руб.

В этом году перед выборами Президента РФ ряд политиков заявили, что лимит выплат по Европротоколу нужно повысить до 75000 руб. Сейчас выборы прошли, пора предвыборных обещаний закончилась, и мы ждем, какую же цифру в конечном итоге утвердят народные избранники.

Но ключевой вопрос данной проблемы не в том, КАКИМ должен быть лимит, а ЗАЧЕМ он вообще нужен.

Есть четкий набор критериев возможности применения Европротокола, которые каждый участник ДТП способ определить на место ДТП:

  • только два участника (два транспортных средства);
  • оба застрахованы по ОСАГО;
  • нет пострадавших — не причинен вред жизни или здоровью;
  • у участников нет разногласий в части описания обстоятельств ДТП и причиненных повреждении.

Размер ущерба на месте ДТП даже специалист может определить только приблизительно. Не специалист может лишь предполагать, каков будет этот размер, следовательно, принять адекватное решение об оформлении Европротокола участники ДТП не могут.

Такое ограничение существует лишь в России, в других европейских странах применение Европротокола ограничивается лишь в случае причинении вреда жизни или здоровью. При этом любое ограничение размера ущерба всегда ущемляет интересы самих участников ДТП.

Единственный смысл введения таких ограничений это борьба с мошенничеством в страховании. Не секрет, что пока Европротокол часто используют те, кто пытается инсценировать ДТП с целью получения страховой выплаты по ОСАГО. Однако борьба с мошенничеством должна строиться не на ограничении размера страховой выплаты, а на четкой процедуре контроля со стороны страховой компании за действиями участников ДТП. Основной механизм — возможность осмотра автомобиля виновника ДТП и применение регресса к виновнику в случае непредоставления автомобиля на осмотр.

Логика действующей редакции Закона получается странная: «Если всем платить мало, то и мошенники получат мало».

Полагаю, что ограничение выплаты при оформлении Европротокола вообще нелогично и должно быть отменено в рамках совершенствования Закона об ОСАГО.

Может ли «виновник» позже оспорить подписанное им Извещение о ДТП

К сожалению, доскональным знанием всех нюансов Правил дорожного движения может похвастаться очень малая часть водителей. К чему может привести недостаточное знание ПДД при оформлении Европротокола?

Возможны ситуации, когда один из водителей-участников ДТП посчитал себя виновным и отметил это в Извещении о ДТП, второй участник, естественно, согласен с виной своего оппонента.

Но вот наш «виновник» вернулся домой, стал перечитывать Правила дорожного движения и понял, что неправильно оценил ситуацию, а на самом деле виноват в ДТП не он. Примеров таких ошибок можно привести множество.

Может ли «виновник» отозвать свою подпись под Извещением о ДТП, внести каким-либо образом исправления, чтобы избежать «неправильной» ответственности и самому получить выплату по ОСАГО?

Сегодня на это вопрос нет однозначного ответа — система Европротокола в России еще находится в зачаточном состоянии. Вместе с тем, после внесения изменений в Закон об ОСАГО в части совершенствования Европротокола, данный вопрос обязательно найдет свое отражение или в самом Законе, или в Правилах ОСАГО, или в разъяснениях РСА.

Обучение водителей оформлению Европротокола

Идея о том, что для внедрения Европротокола в России необходимо провести соответствующее обучение водителей высказывалась еще в 2008 году. Действительно, правила оформления Европроткола не столь просты, чтобы надеяться, что все водители способны их самостоятельно изучить.

Предполагается, что в обязательную программу подготовки водителей будет внесен раздел о порядке оформления Европротокола. С инициативой таких изменений в феврале 2012 года выступил РСА. Предполагается, что обучать этой «науке» начнут молодых водителей уже с 2013 года.

Нужен ли при Европротоколе аварийный комиссар

Первоначально аварийные комиссары (аваркомы) всячески приветствовали введение в России Европротокола, т.к. полагали, что работы у них прибавится. Действительно, раз водители не будут вызывать сотрудников ГАИ для оформления ДТП, то они могут вызывать аварийных комиссаров, которые помогут оформить ДТП более качественно, но… не бесплатно.

Реальность оказалась менее радужной. Если водитель не хочет ждать ГАИ, то почему он захочет ждать аварийного комиссара!

На самом деле, Европротокол можно назвать «убийцей аваркомов«. Сама система Европротокола создана именно для того, чтобы участники ДТП никого не ждали для оформления документов, а могли все сделать самостоятельно.

В настоящее время спрос на услуги аварийных комиссаров постепенно снижается — аваркомов по ОСАГО на практике уже не вызывает ни одна страховая компания (даже если такая услуга указывается при проведении конкурсов по ОСАГО).

Оформление Европротокола по каско

Сегодня требования к оформлению ДТП для получения выплаты по каско у многих страховщиков не предусматривают возможность оформления Европротокола (оформления документов без вызова сотрудников полиции) — это остается, пожалуй, самой важной причиной медленного развития Европротокола в России. Многие страхователи отказываются оформлять Европротокол как раз из-за опасения отказа в выплате по каско.

Бесконтактное ДТП и Европротокол

Одним из ограничений применения Европротокола должны стать, так называемые, «бесконтактные ДТП». Один водитель нарушил ПДД (например, выехал на перекресток, не соблюдая знаки приоритета), второй водитель, пытаясь избежать столкновения с первым автомобилем, совершил маневр, не справился с управлением и врезался в столб. Непосредственного контакта между автомобилями не было, потому такое ДТП и называют «бесконтактным».

Сегодня четких критериев определения ответственного за причиненный вред в такой ситуации нет. Правила дорожного движения предписывают водителю при появлении помехи движению применять все возможные меры к остановке машины, а не производить какие-либо маневры. Чтобы суду принять обоснованное решение в такой ситуации требуется проведение трасологической экспертизы.

Для подобных ситуаций Европротокол применяться не может, т.к. для проведения трасологии требуется, как минимум, подробная схема места ДТП, составляемая сотрудниками ГИБДД.

Аналогичные проблемы возникают в ситуациях, когда автомобили лишь незначительно соприкоснулись, после чего один из них врезается в какое-нибудь препятствие. В этой ситуации также требуется оформление ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы избежать ненужных проблем с Европротоколом.

Вопросы и ответы по применению Европротокола

06.08.2012

Вопрос:

Ответ:

27.07.2012

Вопрос:

Ответ:

21.06.2012

Вопрос:

Ответ:

20.06.2012

Вопрос:

Ответ:

19.03.2012

Вопрос:

Ответ:

30.05.2012

Вопрос:

Ответ:

23.01.2013

Вопрос:

Ответ:

17.03.2013

Вопрос:

Ответ:

17.03.2013

Вопрос:

Ответ:

16.10.2013

Вопрос:

Ответ:

28.10.2013

Вопрос:

Ответ:

10.11.2013

Вопрос:

Ответ:

17.11.2013

Вопрос:

Ответ:

28.01.2014

Вопрос:

Ответ:

31.01.2014

Вопрос:

Ответ:

Не принимать заявление СК не имеет права!
Передать документы (по списку из Правил страхования) под роспись в получении и ждать решения. Если уже совсем не берут — заказным письмом с описью вложения.
Отказать по такому поводу в письменном виде СК, скорее всего, поостережется.
Будет отказ — можно будет жаловаться в Службу банка России по финансовым рынкам.

А искать виновника Вы не обязаны, тем более, что это может тянуться бесконечно.