Требования к библиотекарю

Профессиональные требования к библиотекарю в настоящее время

Библиотечная профессия – не такова, какой ее обычно представляют, она – не для слабых душой.

Отсутствие престижности, расхожее представление о библиотекарях, как о глубоко интровертных, «не от мира сего» личностях, — с этим приходится бороться профессиональным объединениям библиотекарей в разных странах. Специфика библиотечной работы остается загадкой для общественного сознания в целом.

Библиотекарь – это специалист, имеющий специальное библиотечное образование, который занимается организацией библиотечных фондов, библиотечным обслуживанием пользователей. Библиотекарь – это связующее звено между информацией и пользователями.

Функция современного библиотекаря, работающего в условиях информационно насыщенного общества в том, чтобы создать условия, организовать информационную среду библиотеки так, чтобы с наибольшей экономией умственных сил и времени пользователя, читателя, она интериоризировалась (т.е. была глубинно усвоена) им. Библиотекарь. В первую очередь, организатор доступа к информации, знанию пользователей библиотеки, населению. Обеспечивая доступ к информации, знанию, организуя информационную комфортность библиотечной среды, библиотекарь содействует просвещению. Библиотекари представляют собой профессию, непосредственно призванную к защите интеллектуальной свободы и свободы доступа к информации. На них возложена особая обязанность обеспечивать свободный поток информации и идей в настоящем и будущем поколениях.

Библиотека – необходимый элемент гражданского общества, т.к. призвана обеспечивать документированную форму межпоколенной и этической связи индивидуальных сознаний. И библиотекарь в меру своей интеллектуальности становится либо проводником, либо фильтром в этой важнейшей форме человеческого общения.

Библиотекари призваны не только сохранять культурные ценности, но и продвигать, сближать профессиональные сознания с обыденными.

Проблема библиотечной профессии в том, что уровень интеллектуальной культуры российских библиотекарей вызывает серьезную озабоченность общественности. Так, в ходе всесоюзного исследования «Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы», проведенного в 1986 – 1991 гг., установлено, что лишь сравнительно небольшую часть работников библиотек склонна к инновационному мышлению, является инициатором новых начинаний, адекватно реагирует на изменения в обществе, способна к освоению новейших информационных технологий. Процесс активного вхождения молодых специалистов в профессиональную жизнь затягивается на многие годы. Не случайно, видимо, пик трудовой активности приходится главным образом на зрелый и предпенсионный возраст. Под интеллектуальной культурой библиотекаря понимается условное соединение таких профессионально-значимых качеств, как: широкая эрудиция, базирующаяся на историко-культурном фундаменте, профессиональная компетентность, основанная на необходимом запасе общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, методологическая оснащенность, гибкость и адаптивность мышления, обуславливающая инновационность профессионального поведения и способность пониманию условности имеющихся теоретических знаний и получению нового знания, приобретению новых практических умений и навыков.

Библиотекарь должен не только рекомендовать читателю интересные новинки в соответствии с жанровыми и тематическими предпочтениями каждого, но и ставить перед собой задачи приобщить читателей к высоким образцам изящной словесности, помочь ему проникнуть в ткань сложного текста.

Библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, возникают неповторимые конкретные ситуации.

Прочее на сайте:

Каковы же каналы коммуникации
В начале семидесятых годов отдел Министерства обороны США, известный под названием ARPA (Агентство исследовательских проектов особой сложности), занимался проблемами поддержки и сохранения коммуникационного контроля в случае потери основн .

Эволюция представлений о культуре
Интерес к культуре и попытки осмыслить этот сложный феномен восходят к глубокой древности. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, то есть воспитанностью, образованностью, которые отличали эллинов от “некультурных .

Цивилизации стационарного типа
К цивилизациям стационарного типа могут быть отнесены первичные цивилизации, охватывающие три первых географических центра исторической жизни человечества, три первоначальных очага культуры: Египет, Индию и Китай. Историческая жизнь этих .

Нужно ли высшее образование для должности педагог-библиотекарь на 0,5 ставки?

Я работаю в школе зав библиотекой 1 ставка и на 0,5 ставки педагог- библиотекарь.Мне директор говорит, чтобы я заканчила институт. У меня стаэ работы в образовании 30 лет, среднее- спецальное образование.Скажите прав мой директор? Нужно мне получать высшее образование?

Ответы юристов (1)

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников..

Педагог-библиотекарь
Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, наличие соответствующего образования является обязательным для данной должности.

Однако, в этом же приказе содержится следующее положение:

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Поэтому все зависит от аттестационной комиссии и желания самого работодателя.

С уважением, Александр.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Общая характеристика профессии

Работник библиотеки, специалист в области художественной, научно-популярной, специальной литературы.

Должностные обязанности

В культурно-просветительных учреждениях обеспечивает подбор необходимой читателям литературы, быстрое выполнение их заявок. Выдает литературу по абонементу и в читальные залы, изучает запросы читателей в целях оказания им помощи в выборе литературы. Участвует в комплектовании фонда библиотеки, обработке литературы и составлении каталогов, в работе по учету и хранению фонда, в пропаганде книг, в научно-исследовательской и научно-методической работе библиотеки. Проводит индивидуальную беседу с читателями, оказывает им помощь в выборе книг, журналов, организует тематические литературные конференции, книжные выставки, комплектует книжный фонд, ведет учет библиотечного фонда и др. Библиотекарь должен знать содержание художественной, научно-популярной, специальной литературы, методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок и т.д., правила учета и обработки книжного фонда. Профессионально важные качества библиотекаря: высокие коммуникативные способности, такт, эмоциональная выдержка, хорошая память.

Ознакомьтесь так же:  Судебные приставы жукова

Квалификационные требования

Библиотечный техникум или соответствующий факультет института культуры.

Вопрос по должности

Доброго дня! Обращаюсь с волнующим вопросом. Работаю в библиотеке политехнического колледжа (реализующего программы СПО и НПО) в должности библиотекаря 1 категории уже 5-ый год (помимо меня в библиотеке есть заведующая). Согласно «Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»

Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н»

Должностные обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с направлением и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов). Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела; основы библиотечного дела, библиографии; основные библиотечные технологические процессы; формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации

Ведущий библиотекарь — высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее 3 лет.

Библиотекарь I категории — высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее 3 лет.

Библиотекарь II категории — высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет.

Библиотекарь — среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) или среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы…»

имею право претендовать на изменение/перехода с должности «Библиотекарь 1 категории» на «Ведущий библиотекарь», т.к. соответствую всем требованиям (в/о и стаж работы в должности «Библиотекарь 1 категории» шестой год).

Однако специалист отдела кадров не может этого сделать, ссылаясь на отсутствие в штатном расписании должности «Ведущий библиотекарь». Само слово «Ведущий» вызывает противодействие непреодолимой силы.

Подскажите, как грамотно обосновать правильность изменения/перехода на должность «Ведущий библиотекарь», т.к. это влияет на заработную плату (в частности на коэффициент квалификации). И должны ли мне сделать перерасчет за упущенное время (т.е. за 2 года)?

Ответы юристов (13)

Если политехническому колледжу позволит ввести должность «Ведущий библиотекарь» вышестоящее учреждение, в вашем случае видимо Департамент по образованию. То, в таком случае, будет возможно внести изменения в штатное расписание и перевести Вас на эту должность. Могут отказать, если по каким то параметрам в колледже не может быть введена такая должность. Перерасчет делать не будут. Вы станете получать заработную плату с даты перевода на должность.

Есть вопрос к юристу?

У вас аттестация рабочих мест когда в последний раз проводилась?

Уточнение клиента

Работаю 3 года — ни разу. А какое это имеет отношение к моей теме?

20 Мая 2014, 12:25

Уважаемая Гульнара! Здравствуйте! В дополнение к мнениям уважаемых коллег примите во внимание следующее:

понятно, что от должности напрямую зависит размер оклада, премий, и, а итоге, и заработной платы в целом.

Также понятно и Ваше стремление работать уже не библиотекарем шестой год 1-ой категории.

Вместе с тем, ввод вышестоящей должности «ведущий библиотекарь», «заместитель заведующего- ведущий библиотекарь» и т.п. напрямую зависит от диалога Работодателя и Работника. Это несколько усложняется, когда Работодатель сам не может просто так ввести или упразднить те или иные должности, например, как в бюджетном учреждении.

Я просто бы рекомендовал Вам переговорить с руководителем Вашего учреждения касательно как ввода вышестоящей должности, так и перевода либо назначения на него.

Также прошу Вас обратить внимание и на такой момент, как наличие либо отсутствие положений о доплатах в зависимости от выслуги (трудового стажа).

Здесь Вы полностью вправе ставить такой вопрос перед Работодателем.

специалист отдела кадров не может этого сделать, ссылаясь на отсутствие в штатном расписании должности «Ведущий библиотекарь»

Важное значение имеет от штатного расписания вашей организации, если в ней отсутствует должность «ведущий библиотекарь», то Вам просто не смогут предоставить должность чисто физически. Вносить изменения в штатное расписание, с учётом того, что это бюджетной учреждение, очень тяжело, так как фонд заработной платы идёт из бюджета, то необходимо множество согласований.

Если у Вашей организации имеется данная должность, и она вакантна, существует вопрос, почему организация, до сих пор не закрыла данную вакансию, с учётом того, что вы подходите под требования, вас могли поставить на неё. при этом это право, а не обязанность.

Ознакомьтесь так же:  Защита прав потребителей розничная торговля

Вы можете попробовать письменно обратиться с заявлением на имя руководства с просьбой перевести вас на данную должность. В ответе вам как раз и будет указано (ответ обязаны дать в 30 дневный срок в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») на каком основании вас не переводят, нет должности или просто не хотят.
Если вакансия есть и с вами отказываются заключать трудовой договор по должности «ведущий библиотекарь», то вы можете обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда или обжаловать данное решение через суд.

Позиция Верховного суда по отказу работодателя заключать трудовой договор.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

10. При рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.).

статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

части вторая и третья статьи 64 Кодекса); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть четвертая статьи 64 Кодекса).

Уточнение клиента

В том и загвоздка, что в штатном расписании должности «ведущий» нет. С чего начать движение для разрешения вопроса?

Должностные обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с направлением и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов). Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела; основы библиотечного дела, библиографии; основные библиотечные технологические процессы; формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Ведущий библиотекарь — высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее 3 лет.

Библиотекарь I категории — высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее 3 лет.

Библиотекарь II категории — высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет.

Библиотекарь — среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) или среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Библиотекарь» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция библиотекаря, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Ознакомьтесь так же:  Приказ мвд россии 605 от 1997

Профессия библиотекарь

Библиотекарь – работник библиотеки, знаток художественной, научно-популярной, специальной литературы.

Функциональные и должностные обязанности библиотекаря

Профессия библиотекаря направлена на работу с читателями. Библиотекарь обслуживает посетителей читального зала, подбирает, выдает им необходимую литературу, комплектует фонд библиотеки – формирует заказы и закупает книги, проводит техническую обработку новой поступившей литературы, составляет каталоги, заполняет читательские абонементы, организовывает выставки книг, журналов, газет, следит за сохранностью фонда библиотеки.

Квалификационные требования к библиотекарю

Библиотекарь должен получить профильное образование в библиотечном техникуме либо в институте культуры. Библиотекарь должен знать правила составления каталогов, специальные библиотечные компьютерные программы, иметь навыки общения с людьми, хорошую память, любить читать, а также обладать такими качествами как усидчивость, внимательность, аккуратность, организованность, сосредоточенность, терпение, тактичность, эмоциональная устойчивость, склонность к выполнению монотонной работы.

Карьера и зарплата библиотекаря

Уровень заработной платы библиотекаря, как правило, невысокий. Возможности карьерного роста у библиотекаря присутствуют до позиции заведующего библиотекой.

● СПО «Библиотековедение» (071901);

● ВПО «Библиотечно-информационная деятельность» (071900; уровень подготовки – бакалавр, магистр).

Библиограф, документовед, архивариус, редактор, историк-архивист.

Тип профессии по предмету труда: работа библиотекаря связана с книгами, текстами, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Знаковая система».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.

Класс профессии: исполнительский (по характеру труда профессия библиотекаря предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).

Библиотекарь — специалист по обработке информации в библиотечной и информационной сферах.

Основная деятельность библиотекаря связана с оказанием информационных услуг населению (подбор литературы, консультирование, составление каталогов), учетом и систематизацией хранящихся в библиотеке изданий, проведением работ по сохранности имеющегося библиотечного фонда.

К основным обязанностям библиотекаря относятся:

  • комплектование, обслуживание, организация учета и хранения печатных материалов, научно-технической информации на различных носителях, управленческой документации;
  • работа по организации справочно-библиографического аппарата библиотек в традиционном и автоматизированном режиме;
  • проведение научных исследований, чтение лекций, участие в научно-практических семинарах и конференциях;
  • разработка методических пособий в области библиографии, информатики делопроизводства, проведение работ по унификации документов, разработке стандартов;
  • обслуживание пользователей библиотечных и других информационных фондов, подготовка для них обзоров, справок, документов, консультирование по вопросам наличия и поступлений интересующей их информации, правил пользования фондами.

Библиотекарь должен обладать такими личностными качествами, как хорошая память и внимание, навыки скорочтения, аккуратность, ответственность, сосредоточенность, терпение, усидчивость.

К профессионально важным качествам библиотекаря относятся:

  • интерес к чтению;
  • широкая эрудиция;
  • доброжелательность;
  • общительность;
  • хорошая долговременная и оперативная память, развитое внимание к деталям, цифрам, символам, знакам и пр.

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе библиотекарем, относятся:

  • судороги, потеря сознания;
  • некорректируемое снижение остроты зрения;
  • нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
  • расстройства слуха;
  • вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
  • расстройства координации движений.

Библиотекарь должен хорошо знать: тенденции развития мировой и отечественной культуры; творчество выдающихся писателей; основные произведения отечественной, зарубежной литературы и литературы для детей и юношества; историю системы документальных коммуникаций, специальную терминологию, историю книг и книжного дела; теоретические основы библиотековедения; типологию читателей, особенности их чтения; основы организации библиотечного обслуживания; состав и структуру библиотечных фондов; виды и формы каталогов; систему каталогов и картотек централизованной библиотечной системы; основы теории и истории библиографии как области документально-информационной деятельности; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий; нормы библиотечной этики.

Библиотекарь должен уметь:

  • осуществлять профессионально-практическую библиотечно-библиографическую деятельность;
  • комплектовать, обрабатывать и хранить библиотечные фонды;
  • осуществлять библиотечное и справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке;
  • использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности, средства механизации, автоматизации и компьютеризации отдельных участков и процессов библиотечно-библиографической деятельности, применять компьютерную технику и телекоммуникационные средства в процессе библиотечно-библиографической работы.

Библиотекари могут работать в государственных библиотеках, библиотеках высших и средних учебных заведений, библиотеках школ, медиа-центрах. На многих предприятиях существуют собственные библиотеки, для работы в которых также требуются высококвалифицированные специалисты.

Библиотекари могут работать самостоятельно (заведующий небольшой библиотекой предприятия, учреждения или школы) и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов.

Библиотекари проводят весь день в помещении: специальные кабинеты, хранилища, отделы выдачи литературы.

Рабочая поза – преимущественно сидя; если специалист осуществляет подбор и выдачу литературы – стоя.

В работе библиотекарь использует ручные средства труда (ручка, карандаш) и современные технические средства (сшиватели, штемпельное оборудование, множительную и другую оргтехнику), персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.

Рабочее место должно быть хорошо освещено; должна быть обеспечена возможность регулярного проветривания и обеспыливания.

Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.

Специальная одежда библиотекаря: халат, защищающий одежду от пыли, нарукавники и пр.

Библиотекари постоянно общаются с большим количеством людей, а значит, существует опасность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем.

Библиотекари работают с бумагами, которые долго хранились и поэтому могут вызывать аллергию, а также заболевания бронхолегочной системы.

Получить профессию библиотекаря можно в учреждениях среднего профессионального образования (специальность «Библиотековедение») либо высшего профессионального образования (специальность «Библиотечно-информационная деятельность»).

  • Учреждения среднего профессионального образования:
  • Учреждения высшего профессионального образования: