Требования к государственным закупкам

Государственные закупки: нюансы участия в государственных тендерах в 2018 году

Английским термином «тендер», дословно переводящимся как «предложение», обозначается технология запроса с последующим рассмотрением предложений на приобретение товаров или услуг. При объявлении тендера заказчик прописывает условия заключения сделки и устанавливает критерии для отбора победителя, оптимально подходящего под заявленные требования.

«Тендер» является общим термином для определения поставщиков в условиях честной конкурентной борьбы и является более широким понятием, чем «конкурс», «аукцион» или «торги».

Сфера государственных закупок: регулирующие документы и изменения в них

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 насчитывает десяток форм конкурсов и аукционов [1] , причем каждый вид предполагает свой порядок объявления государственного тендера и отклика на него со стороны потенциальных исполнителей. Все это требует тщательной работы с документацией, на основе которой принимается решение о выборе подрядчика. Дополнительную сложность представляет то, что законодательство в сфере госзакупок постоянно меняется и совершенствуется с целью установления прозрачности и объективности заключения сделок. Чтобы иметь шансы на победу в тендере, нужно держать руку на пульсе, следить за актуальностью нормативно-правовой базы и гибко реагировать на вводимые изменения.

Основными документами, регламентирующими деловые отношения заказчиков и исполнителей в сфере государственных контрактов, являются упомянутый выше № 44-ФЗ, а также № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011.

В № 44-ФЗ описаны нормы проведения закупок для всех госзаказчиков (государственных и муниципальных бюджетных организаций), утвержден список электронных площадок для проведения закупа, детально расписаны этапы и условия торговых процедур. Отдельные статьи посвящены таким узким вопросам, как меры противодействия демпингу, обоснование стартовой цены контракта и т. д. По правилам государственных закупок, нарушение порядка процедур, описанных в № 44-ФЗ, приводит к отмене закупки и штрафам на имя заказчика. А мерой наказания подрядчика, не выполнившего условия контракта, является занесение в Реестр недобросовестных поставщиков. Таким образом достигается порядок и дисциплина, взаимное соблюдение условий и своевременное финансирование контрактов.

В отличие от него, № 223-ФЗ охватывает более широкий круг заказчиков. Среди них: организации с государственным участием, предприятия с регулируемым видом деятельности (электроснабжение, газ, водоснабжение), субъекты естественных монополий в области транспорта, связи, добычи и поставки природных ресурсов и т. д. Широк и выбор площадок для осуществления закупки — фактически заказчик может выбирать любую из двух сотен тендерных площадок. Существенной разницей между законами является и то, что в № 223-ФЗ определены только основные нормы проведения закупок. Все детали и тонкости процедур регулирует сам заказчик, излагая их в положении к тендеру. Таким образом, несмотря на внешнее сходство, тендерные запросы, осуществляемые на основе № 223-ФЗ, могут разительно отличаться друг от друга, требуя от поставщиков внимательного изучения документации при подаче заявки.

Дополнительные нормы, регулирующие взаимодействие заказчика и подрядчика, а также порядок осуществления сделки с момента объявления условий до их выполнения и оплаты, описаны в Постановлениях Правительства РФ.

Например, в Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 приводится перечень штрафных санкций за ненадлежащее исполнение заказчиком или поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом [2] . А особенности предоставления банковских гарантий, правил формирования и ведения реестра БГ, требования к банкам-гарантам описаны в Постановлении Правительства от 08.11.13 № 1005 «О банковских гарантиях» [3] . С января 2018 года в него внесены существенные изменения на основании Постановления № 11 от 15.01.2018 [4] , ужесточившего требования к кредитным организациям, выдающим банковские гарантии для конкурсов и аукционов.

К самим Федеральным Законам 44 и 223 также инициируются поправки. Значительные изменения в статьи № 44-ФЗ внесены Федеральным законом № 504-ФЗ от 31.12.2017. Нововведения вступят в силу с 1 июля 2018 года.

Участие в государственных тендерах по-новому: виды определения исполнителей

В новой редакции № 44-ФЗ пункт 2 статьи 24 про перечень форм отбора поставщиков дополняется требованием (в 2018 году — добровольно, по решению заказчика, а с 2019 года — в обязательном порядке) проводить приведенные ниже виды конкурсов и аукционов в электронной форме:

  • Открытый конкурс (в № 223-ФЗ встречается просто определение «конкурс»). Выигравшим тендер признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора и отобранный таковым после объективного сопоставления всех поступивших заявок [5] .
  • Конкурс с ограниченным участием — тендер, при котором заказчик размещает сообщение о закупке в ЕИС (единой информационной системе), предъявляя к участникам как общие, так и дополнительные требования, по соответствию которым осуществляется предварительный квалификационный отбор. Таким образом, победитель определяется из ограниченного круга участников [6] . Обращение к такой форме отбора подрядчика целесообразно, когда требуется заказ инновационных, технически или технологически сложных товаров или услуг, требующих от исполнителей специфической, редкой квалификации. Другим примером выбора в пользу конкурса с ограниченным участием может стать тендер на работы по сохранению объектов культурного наследия.
  • Двухэтапный конкурс — как следует из названия, проводится в два шага. Победителем становится участник, успешно преодолевший первый этап и выдвинувший максимально приемлемые для заказчика условия исполнения контракта на втором этапе объявленного конкурса. Путем двухэтапного конкурса зачастую заключаются контракты на проведение научных исследований, проектных архитектурно-строительных работ, создание произведений искусства [7] .

Помимо открытых форм, в госзакупках уместно проведение закрытых конкурсов — если, например, закупки ведутся для проекта, составляющего государственную тайну. Другой случай — заключение контрактов на услуги по страхованию, транспортировке и охране предметов, представляющих государственную ценность (архивные документы, музейные экспонаты, драгоценности, редкие книжные и периодические издания).

  • Закрытый конкурс. Под закрытым понимается конкурсный отбор, при котором информация о закупке сообщается не публично, а лишь ограниченному кругу лиц. Принцип определения победителя такой же, как при открытом конкурсе [8] .
  • Чтобы стать поставщиком по итогам закрытого конкурса с ограниченным участием, необходимо успешно пройти предквалификационный отбор и предложить госзаказчику условия исполнения контракта, оптимально совпадающие с его запросами [9] .
  • Победителем закрытого двухэтапного конкурса становится тот, кто прошел в число допущенных ко второму этапу и представил заявку с максимально выгодными совокупными условиями исполнения контракта [10] .

Помимо перевода тендерного документооборота в электронную форму, устанавливается порядок регистрации и ведения единого реестра участников закупки.

Правила подачи заявки и процедура ее обеспечения

Кратко рассмотрим правила осуществления государственных закупок на примере открытого конкурса, требования к которому прописаны в статье 51 № 44-ФЗ [14] .

Заявки представляются в письменной (в запечатанном конверте) или электронной форме, по уставленному заказчиком образцу и в отведенные для этого сроки (эти и другие условия указываются в конкурсной документации). Требуется предоставление полных и достоверных сведений о наименовании и местонахождении юридического лица, юридических реквизитов организации: ИНН, выписка из ЕГРЮЛ, Устав и иные учредительные документы, решение (приказ) о назначении конкретного физического лица на должность, в рамках которой он уполномочен принимать участие в тендере, и т. д. Если исполнителем является физическое лицо — предоставляются паспортные данные, идентификационные документы из налоговой службы, пенсионного фонда и т. д.

В обязательном порядке заявка должна содержать ценовое предложение. Если заказчиком прописаны требования к квалификации исполнителя, то в заявку могут быть включены документы, подтверждающие данную квалификацию (дипломы, лицензии, сертификаты и т. д.).

Кроме того, заказчик, желая подстраховать себя от рисков несвоевременного или некачественного выполнения работ и поставок товара, вправе выдвинуть требование об обеспечении заявки. В таком случае участник тендера обязан предоставить соответствующее платежное поручение, свидетельствующее о перечислении средств, или банковскую гарантию, где поручителем за него выступает третья сторона.

Кстати, вводимые с июля 2018 года изменения касаются в том числе и процедуры обеспечения заявки при участии в государственных закупках. Так, согласно нововведениям подрядчик обязан завести отдельный банковский счет в аккредитованном Минфином РФ банке, включенном в специальный перечень кредитных организаций. Указанный счет создается с возможностью блокировать (замораживать) денежные средства участника закупки в качестве обеспечения его заявки вплоть до конца окончания приема товара или подписания акта выполненных работ.

Банк, в котором открывается счет, должен пройти проверку надзорным органом и иметь достаточный рейтинг кредитоспособности (определяется отраслевыми экспертными рейтинговыми агентствами). Согласно Постановлению Правительства РФ № 1005 «О банковских гарантиях» (с изменениями от 15 марта 2018 г.) отдельный реестр будет вестись и по самим банковским гарантиям [16] .

Возвращаясь к № 44-ФЗ, надо отметить, что изменения касаются и подачи электронных заявок. В такой форме осуществлять участие в тендере могут лишь лица, зарегистрированные в ЕИС и аккредитованные на электронной площадке [17] .

Заявка на участие в электронном аукционе, как и раньше, состоит из двух частей. При этом первая часть заявки должна содержать коммерческое предложение участника государственных закупок, которое фиксируется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки и не подлежит последующему изменению.

Вторая часть заявки содержит юридические данные организации или паспортные данные физического лица, сертификаты на соответствие товара или квалификацию персонала и ряд иных документов — на усмотрение заказчика. Заявка на участие направляется оператору электронной площадки. Первая и вторая части подаются одновременно. Именно на оператора возложена функция заведения реестра поступивших заявок и их беспристрастной оценки. Он присваивает заявке идентификационный номер и извещает об этом участника либо возвращает заявку обратно при выявлении каких-либо нарушений, которые легко допустить, если не следовать букве закона.

Таким образом, в 2018 году участникам электронных государственных закупок предстоит внимательно изучить десятки страниц изменений и дополнений к текущим законам, так как каждый недочет не только может уменьшить шансы на выигрыш, но и вовсе грозит отводом от участия в выгодной сделке.

Профессиональная помощь на всех этапах участия в тендерах

Квалифицированные специалисты по тендерам — золотой фонд компании. Однако далеко не каждая организация, тем более из числа представителей малого или среднего бизнеса, может пригласить в штат настоящих профессионалов своего дела. Зачастую тем, кто делает первые шаги в электронных торгах или стоит на пороге финансово весомой сделки, разумнее обратиться к услугам брокера. Например, к компании Maxi Tender, чьей визитной карточкой является профессионализм команды, хорошая репутация в системе государственных закупок, а также крепкие деловые связи с банками, имеющими высокий рейтинг кредитоспособности и высокие гарантии по обеспечению тендерных заявок.

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций №3266 выдана АО КБ «ИНТЕРПРОМБАНК» от 17.03.2015

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций №323 выдана ПАО «БИНБАНК» от 18.11.2016

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций №708 выдана ООО КБЭР «Банк Казани» от 27.05.2016

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций №963 выдана ПАО «Совкомбанк» от 5.12.2014

Св-во о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций от 4.10.2012

Участие в госзакупках требует средств в качестве обеспечения рисков. Банковская гарантия позволяет в качестве обеспечения привлекать кредитные средства, не выводя финансов из оборота компании.

При отсутствии опыта процедура оформления банковской гарантии может занять продолжительное время.

Стоимость банковской гарантии во многом зависит от суммы и срока гарантии.

Чтобы снизить риски получения поддельной банковской гарантии, стоит внимательно отнестись к выбору брокера. Серьезные компании сотрудничают только с организациями, входящими в реестр и имеющими лицензии.

Повысить шанс получения банковской гарантии можно, воспользовавшись услугами брокеров: опытные специалисты помогают заполнить необходимые анкеты, проводят скоринг, проверку документов, отправляют заявку в банк.

Выбирая брокерскую компанию, стоит обратить внимание на опыт работы организации, список клиентов, а также отзывы.

  • 1,12,13 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/1a53d0d0a68bafedeba16e5a1d0b19e4ad8c2a76/
  • 2 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_227100/
  • 3 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154374/
  • 4 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288067/
  • 5 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/fddec0f5c16a67f6fca41f9e31dfb0dcc72cc49a/
  • 6 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/3888964d9d673afd1e035771e69aad86a9a9789c/
  • 7 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/c9a6856c47d466daf9494ae0b89605f97870d908/
  • 8,9,10 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/9e8968a4e2fc5ea98644f086b1b6e37b0514f79f/
  • 11 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
  • 14 http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_144624/9949cb1d08f5dfdd90d1611d714d013904b541c6/
  • 15 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/61657e3f731b9c26e662efa54b60c51fd48fded0/#dst100438
  • 16 http://base.garant.ru/70502258/
  • 17 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/1cae86666aac2a3bc0b45916a0bbc0795cc340a2/
  • 18 https://www.minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty%20

Ре­естр на­деж­ных бан­ков, со­от­вет­ст­ву­ю­щих предъ­яв­лен­ным Пра­ви­тельст­вом РФ тре­бо­ва­ни­ям, еже­ме­сяч­но раз­ме­ща­ет­ся на ин­тер­нет-ре­сур­се Мин­фи­на . На мо­мент на­пи­са­ния статьи ре­естр пред­став­лен 274 бан­ка­ми.

Требования к государственным закупкам

Статья 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) устанавливает единые требования к участникам закупок, которым должен отвечать такой участник.

Например, лица, желающие принять участие в конкурсных процедурах закупок для государственных нужд, не должны:

— находиться в стадии ликвидации или банкротства;

Ознакомьтесь так же:  Единовременное пособие папам

— иметь недоимки по налогам и иным сборам в бюджет;

— являться оффшорной компанией и соответствовать другим перечисленным в статье требованиям.

Федеральный закон от 28.12.2016 № 489-ФЗ внес изменения в статью 31 и установил дополнительные критерии к участникам закупки.

А именно, юридическое лицо не должно быть привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) в течение двух лет, предшествовавших подачи заявки.

Кроме того, в отношении участника-физического лица, а также руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица действовавшая ранее редакция Закона о контрактной системе устанавливала требование об отсутствии судимости за преступления в сфере экономики, за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята, а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Федеральным законом № 489-ФЗ внесены дополнения в требования к участнику закупки, у которого помимо отсутствия судимости за преступления в сфере экономики не должно быть судимости за преступления, предусмотренные статьями 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 (получение взятки), 291 (дача взятки) и 291.1 (посредничество во взяточничестве) Уголовного кодекса РФ.

В случае снятия или погашения судимости такое лицо вновь может принимать участие в закупках для государственных нужд.

Разъяснения подготовлены начальником отдела по надзору за исполнением таможенного законодательства Качурой С.В.

Специалист по государственным закупкам на должность главного специалиста отдела организации размещения заказов для государственных нужд

Государственное учреждение — Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ — КРО ФСС РФ) приглашает на работу специалиста по государственным закупкам на должность главного специалиста отдела организации размещения заказов для государственных нужд.

Наличие опыта работы в сфере государственных закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

1) сопровождение определения поставщика (конкурентные способы, закупка у единственного поставщика):

— манипуляции на сайте Единой информации системы в сфере закупок (далее – ЕИС), умение работать на электронных торговых площадках (далее – ЭТП);

— составление извещения и документации о закупке и их размещение в ЕИС;

— заключение государственных контрактов, в том числе посредством ЭТП;

— согласование банковских гарантий;

2) ведение Реестра контрактов в ЕИС — размещение сведений о заключенных контрактах, их изменении, исполнении, расторжении;

3) формирование и размещение отчетов в Единой информационной системе;

4) знание Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, подзаконных нормативных актов, касающихся государственных закупок.

Требования к образованию – высшее юридическое или экономическое образование.

Желательно — наличие дополнительного профессионального образования в сфере закупок.

— уверенный пользователь ПК: Word, Exel, Outlook, Internet;

— умение работать с правовыми базами данных «Консультант плюс», в системе электронного документооборота;

— готовность к ненормированному рабочему дню;

— аналитическое мышление, коммуникабельность, исполнительность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, принимать решения и нести за них ответственность, организованность, быстрая обучаемость, пунктуальность.Полная занятость, график работы:

с понедельника по пятницу с 8-30 до 17-30

Местонахождение ГУ — КРО ФСС РФ:

660010, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, д. 117

контактные телефоны: 226-72-24, 268-72-24

Адрес:
660010 г. Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 117;
email: [email protected]

Красноярское региональное отделение ФСС РФ:

Информационно-справочная служба (Call-центр): (391) 202-61-33

Требования к уровню образования специалистов по закупкам

Приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. №№ 625н и 626н утверждены профессиональные стандарты: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок».

Стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» разработаны во исполнение ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) и призваны, в том числе, обеспечить принцип профессионализма заказчика, провозглашенный в ст. 9 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с 1 июля 2016 г. стандарты станут обязательными для работодателей.

При этом согласно ст. 195.3 ТК РФ, которая вступит в силу с 1 июля 2016 г., обязательными такие стандарты будут только в части требований к наличию образования в сфере закупок, которые, помимо стандартов, установлены в ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ. Напомним, что согласно данной норме закона работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Во всем остальном (например, требование к опыту работы, трудовым функциям, навыкам, знаниям) стандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

В нижеприведенных таблицах указаны основные квалификационные требования стандартов к специалистам в сфере закупок и экспертам в сфере закупок.

© Институт госзакупок, 2015 г., www.roszakupki.ru Протокол заседания Экспертного клуба от 16.10.2015 №17/15.

Статья генерального директора НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок» Г.А. Сухадольского.

«Профессиональные стандарты в сфере закупок», журнал «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ» №17, 2016 г.

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ

Универсальный закон №44 «О контрактной системе…», имеющий в своей основе, помимо антикоррупционного посыла, еще и стимул к развитию конкуренции, вовсе не либерально определяет условия участия в процедурах закупок для потенциальных участников государственных закупок.

Требуемые документы

С тем, чтобы соответствовать требованиям Закона, которые обозначает заказчик в своем перечне требований документации, поставщик (или исполнитель, или подрядчик) предоставляет для ознакомления заказчику ряд документов. Список документов начинается подтверждением государственной регистрации.

  1. Поскольку поставщик — субъект хозяйственной деятельности (целью которого является извлечение прибыли), принадлежность к таковым определяется государственной регистрацией, которая подтверждается учредительными документами юридического лица. Любое юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, имеет возможность принимать участие в конкурентных процедурах государственных закупок; либо свидетельством о регистрации индивидуального предпринимателя (для физических лиц, зарегистрированных таковыми). Не будем забывать, что Законом допускается участие в закупочных процедурах и простых граждан (любого физического лица), а значит, имеющих в качестве первичного документа, в пакете требуемых, простой гражданский паспорт (предусмотренные таким невиданным допущением последствия – тема отдельного исследования).
  2. Налоговая регистрация: любой субъект, будь то юридическое или физическое лицо, должно быть учтено фискальным государственным органом, а значит, иметь свой идентификационный номер налогоплательщика. Наличие ИНН подтверждается предоставлением его изображения (в зависимости от способа закупки: в электронном или копия в заверенном бумажном виде).
  3. Выписка из соответствующего реестра: не будучи простым «гражданским» лицом без регистрации субъекта деятельности (юридического лица или ИП), потенциальный участник должен предъявить еще и выписку из Единого реестра регистрации (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей – ЕГРЮЛ или ЕГРИП), как правило, полученную не ранее, чем 6 месяцев назад.
  4. Доверенность – для ответственных должностей юридического лица (или предпринимателя и его представителей) – доверенность на выполнение соответствующих действий (подачу документов, например).

Недочеты законодательства

Вышеозначенные требования являются дополняющими друг друга и явно не соответствующими государственной политике упрощения ведения бизнеса и стимулирования конкуренции. Любой желающий по исходным данным как юридического, так и физического лица, на сайте налоговой службы легко найдет ИНН, а выписка из реестров формируется так же по исходным данным на том же сайте программными методами без денег и иных требований.

Существует надежда, что соответствующая законодательная инициатива, исключающая дублирование в поиске и предоставлении документов – вопрос времени.

Требования 44 Федерального закона

Общие требования, предъявляемые в соответствии со статьей 31, предполагающие единые условия для всех участников. Задумав участие в государственных закупках, потенциальный контрагент государственной организации должен знать о себе:

  • что не начата процедура ликвидации (для юридических лиц),
  • что не приостановлена деятельность вследствие решения суда,
  • что нет долгов перед государством более 25% активов (в виде налогов и внебюджетных платежей, исключение – оспаривание долгов в суде, т.е. наличие открытых судебных споров с фискальными структурами или гос. фондами),
  • что у физического лица или у человека, состоящего на ответственной должности в организации (директор, главбух), – участнике закупки – отсутствует непогашенная судимость за экономические преступления,
  • что потенциальный участник закупки или его должностные лица не состоят в родственных отношениях с ответственными лицами заказчика, что в Законе названо «конфликтом интересов»,
  • что участник не является офшорной компанией,
  • и самое главное – участник должен быть уверен, что не находится в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Вышеперечисленные требования, как правило, декларируются участником по умолчанию (в случае электронных процедур) и прописываются в бумажных вариантах закупок. Специальные документы по перечисленным позициям не предъявляются.

Особые требования

Требования, зависящие от видов и способов государственных закупок, различаются. В случаях проведения электронных процедур закупок – вся приведенная общая информация заносится при прохождении аккредитации на электронных площадках в виде электронных документов, подписанных ЭЦП, и при формировании заявок на участие в электронных процедурах – добавляется автоматически.

Нужно только обновлять документы при истечении сроков подачи (например, выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ каждые полгода).

В случаях бумажных способов закупок – конкурсах, запросах котировок, запросах предложений – пакет документов составляется заново на каждую процедуру, копии заверяются, составляется опись пакета документов, документы сшиваются, список начинается с заявки и согласия на участие, как правило, прилагаемые заказчиком.

Нужно быть очень внимательным в процессе составления пакета документов, т.к. несоответствие требованиям заказчика как по составу пакета документов, так и по соответствию предлагаемого товара или услуги – повод так и не стать участником закупки и быть отклоненным от участия. Если заказчик предъявляет требования по характеристикам товаров или услуг – то нужно указывать конкретные требования.

Обеспечение заявки и контракта

В некоторых процедурах закупок законодателем предусмотрено как обеспечение участия в процедуре закупки, так и обеспечение выполнения государственного контракта. В этих случаях перечень обязательных документов дополняется. Обеспечение участия предусмотрено для электронных аукционов в размере от 0,5 до 5% от начальной цены аукциона.

Предоставление специальных документов в этом случае не требуется, т.к. финансовое обеспечение автоматически удерживается с персонального счета участника на электронной площадке (сначала его нужно пополнить) в момент подачи заявки на участие (и автоматически же высвобождается при подписании контракта победителем).

Но вот если заказчиком предусмотрено обеспечение исполнения контракта, и участник становится победителем (т.е. поставщиком/исполнителем), то от него требуется предоставить: банковскую гарантию – если заказчик предусмотрел такой вариант обеспечения, или платежное поручение о перечислении средств на указанный заказчиком банковский счет. Размер обеспечения исполнения контракта – до 30% от начальной цены аукциона.

Разрешительные документы участника

Бесспорным моментом является запрос специальных (как правило, государственных разрешительных) документов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, выполнении специальных видов работ или услуг.

Эти специальные документы – лицензии, разрешения, сертификаты, подтверждения членства в саморегулируемых организациях – требуются и в повседневных условиях деятельности фармацевтических, медицинских, строительных организаций. Требования определяются Законом и обозначаются заказчиком в перечне закупочной документации по каждой конкретной закупочной процедуре.

Подтверждение добросовестности

Спорным, но законным, является обязательное требование подтверждения собственной добросовестности в случае, если в пылу торгов, участник, предложивший наименьшую цену, опустился на более, чем 25% от начальной стоимости закупки.

В этом случае такой участник предоставляет документальное подтверждение выполнения подобных государственных контрактов или значительное финансовое обеспечение исполнения контракта – 150% начальной стоимости.

Обратите внимание

В целом документальные требования для участников государственных закупок логичны, строги и избыточны, что характерно для современного уровня развития законодательства в РФ.

В любом случае – проводником исполнения Закона в нашей деятельности является Заказчик – он задает требования, ориентируясь на известные нормы, а значит, за каждой закупкой и требованием того или иного комплекта документов, стоят знания, квалификация, опыт конкретного исполнителя со стороны заказчика.

Поэтому в силах потенциального поставщика проверить, а если надо – оспорить документальные требования заказчика. Читайте, анализируйте, дерзайте в государственных закупках… и good-tender вам в помощь.

Общие требования к процедурам государственных закупок

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»,информация о государственных закупках и акты законодательства о государственных закупках размещаются на белорусском и (или) русском языках в открытом доступе на официальном сайте.

Порядок размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте определяется Советом Министров Республики Беларусь.

К информации о государственных закупках относятся:

Ознакомьтесь так же:  Команды на развод в сампе

• годовые планы государственных закупок;

• приглашения к участию в процедурах государственных закупок;

• документы, представляемые участнику для подготовки предложения на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе;

• сообщения о результатах процедур государственных закупок;

• сведения о договорах, определяемые Советом Министров Республики Беларусь;

• список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

• протоколы заседаний комиссий по вопросам открытия предложений;

• подведения итогов процедуры государственной закупки в случае проведения открытых конкурсов, электронных аукционов.

При проведении электронного аукциона информация о государственных закупках размещается также на электронной торговой площадке.

Информация о государственных закупках размещается на официальном сайте и электронной торговой площадке заказчиком (организатором), уполномоченным государственным органом по государственным закупкам в электронном виде, если иное не установлено Законом «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и иными актами законодательства о государственных закупках.

Заказчик ежегодно утверждает годовой план государственных закупок и до 8 марта текущего года размещает его на официальном сайте.

Заказчик вправе вносить изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок в порядке, в котором годовой план государственных закупок был утвержден. Изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок в течение пятнадцати календарных дней со дня их принятия подлежат размещению на официальном сайте.

На официальном сайте не размещаются:

— сведения о государственных закупках, составляющие государственные секреты, коммерческую и профессиональную тайну, иную информацию, доступ к которой ограничен законодательными актами;

— объекты авторского права и смежных прав, автором или иным правообладателем которых является заказчик (организатор), участник и (или) поставщик (подрядчик, исполнитель).

В случаях организации и проведения открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений заказчик (организатор) формирует комиссию (при необходимости – несколько комиссий), определяет ее задачи и предоставляет ей полномочия для выполнения этих задач.

Комиссия является подотчетной создавшему ее заказчику (организатору) и выполняет его задания и поручения, оформленные в письменном виде. Необходимость формирования комиссии при организации и проведении процедуры закупки из одного источника определяется заказчиком (организатором).

Заказчик (организатор) обеспечивает включение в состав комиссии специалистов в области предмета государственной закупки и ежегодную замену не менее одной трети состава постоянно действующей комиссии, включая ее председателя.

Физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, может являться членом постоянно действующей комиссии не более трех лет подряд.

Членами комиссии не могут быть:

— физические лица, лично заинтересованные в результатах процедур государственных закупок, в том числе физические лица, подавшие предложения;

— работники потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в том числе физические лица, являющиеся участниками потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), членами их органов управления или кредиторами потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

— должностные лица государственного органа, уполномоченного законодательными актами на осуществление контроля (надзора) в области государственных закупок, непосредственно осуществляющие контроль (надзор) в этой области.

Члены комиссии и эксперты, привлекаемые к участию в ее работе, не могут представлять лицам, не входящим в состав комиссии, информацию о содержании предложений, об их оценке и сравнении, если иное не установлено законодательством.

Описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При описании технических показателей (характеристик) предмета государственной закупки должны использоваться характеристики, требования, символы и термины в соответствии с техническими регламентами, техническими кодексами установившейся практики, стандартами, техническими условиями.

Технические показатели (характеристики) предмета государственной закупки не должны содержать ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя).

Если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки, то технические показатели (характеристики) должны содержать слова «или аналог».

Исключение составляют случаи, когда использование аналогов недопустимо в целях обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (выполненными работами, оказанными услугами). Обоснование необходимости обеспечения совместимости входит в компетенцию заказчика.

Объем (количество) однородных товаров (работ, услуг), составляющих предмет государственной закупки, не может составлять менее квартальной потребности в них, предусмотренной годовым планом государственных закупок. Допускается в ходе процедуры государственной закупки или исполнения договора изменение объема (количества) предмета государственной закупки, но не более чем на десять процентов, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором.

Предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам) в целях подачи предложений участниками на любую из таких частей (лотов).

Не допускается объединять в предмете государственной закупки или его части (лоте):

• технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в том числе в целях исключения возможности добросовестной конкуренции среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

• товары (работы, услуги), включая однородные товары (работы, услуги), сведения о части которых составляют государственные секреты.

Приглашение на участие в государственных закупках составляется на белорусском и (или) русском языках, а при необходимости и на других языках и должно содержать:

• наименование вида процедуры государственной закупки;

• описание предмета государственной закупки, включая объем (количество), а также срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки;

• наименование (фамилию, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика заказчика, а также организатора и (или) оператора электронной торговой площадки в случае их участия в организации и проведении процедуры государственной закупки, адрес электронной почты и (или) сайта в глобальной компьютерной сети Интернет заказчика, а также организатора и (или) оператора электронной торговой площадки;

• указание источника финансирования государственной закупки;

• указание сроков, места и порядка получения документов, представляемых участнику для подготовки предложений, а также информацию о цене таких документов в случае, если заказчиком (организатором) такая цена установлена (за исключением случаев проведения открытого конкурса и электронного аукциона);

• указание срока для подготовки и подачи предложений, а также места их подачи;

• указание даты торгов в случае, если проводится электронный аукцион. Время начала торгов устанавливается оператором электронной торговой площадки в соответствии с требованиями своего регламента;

• требования к составу участников;

• требования к квалификационным данным участников, включая перечень документов и сведений для их проверки, в случае, если заказчик (организатор) проводит такую проверку;

• порядок участия в процедуре государственной закупки субъектов малого и среднего предпринимательства;

• фамилии, имена, отчества, номера телефонов работников заказчика (организатора), определенных для осуществления контактов с участниками либо иными юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями;

• указание размера оплаты услуг организатора и (или) оператора электронной торговой площадки в случае, если в организации и проведении процедуры государственной закупки участвуют организатор и (или) оператор электронной торговой площадки и обязанность оплаты таких услуг участником установлена законодательством о государственных закупках;

• требование о предоставлении конкурсного или аукционного обеспечения и указание его размера, если заказчиком (организатором) установлено такое требование;

• указание начальной цены электронного аукциона, если ею определяется ориентировочная стоимость государственной закупки, или указание на то, что начальной ценой электронного аукциона является наименьшая цена из предложений участников, допущенных к торгам, в случае, если проводится электронный аукцион;

• иные сведения в соответствии с законодательством о государственных закупках.

В целях обеспечения гласности и прозрачности процесса государственных закупок заказчик (организатор) размещает приглашение на официальном сайте (за исключением случаев проведения процедуры закупки из одного источника), а также вправе дополнительно разместить такое приглашение в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет.

Приглашение к участию в электронном аукционе размещается заказчиком (организатором) также в открытом доступе на электронной торговой площадке.

Приглашения к участию в процедурах государственных закупок, сведения о которых составляют государственные секреты, не размещаются на официальном сайте, а также в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет. К участию в таких процедурах государственных закупок потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) приглашаются индивидуально.

Приглашение считается размещенным со дня его размещения на официальном сайте.

До размещения приглашения на официальном сайте его размещение в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет, за исключением официального сайта, а равно направление индивидуального приглашения потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю), в том числе для ознакомления, не допускаются.

Заказчик (организатор) до истечения срока для подготовки и подачи предложений вправе изменить и (или) дополнить приглашение, за исключением изменения предмета государственной закупки, требований к составу участников, а также требований к квалификационным данным участников.

При этом срок для подготовки и подачи предложений при необходимости изменяется и со дня размещения таких изменений и (или) дополнений должен составлять не менее пятнадцати календарных дней при проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона и не менее пяти рабочих дней при повторном проведении таких процедур государственных закупок, а также при проведении запроса ценовых предложений и электронного аукциона, если ориентировочная стоимость государственной закупки не превышает 3000 базовых величин.

По истечении срока для подготовки и подачи предложений изменения и (или) дополнения в приглашение не допускаются.

Заказчик (организатор) вправе отменить процедуру государственной закупки на любом этапе ее проведения в случае отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), возникновения необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет государственной закупки, требования к составу участников, требования к квалификационным данным участников, если такие требования были раннее предусмотрены, а также в случае выявления заказчиком (организатором) нарушений при организации и проведении процедуры государственной закупки.

Изменения и (или) дополнения в приглашение, а также сообщение об отмене процедуры государственной закупки должны быть размещены на официальном сайте, в открытом доступе на электронной торговой площадке, а также в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет, где было размещено это приглашение.

Взимание заказчиком с участников платы за участие в процедуре государственной закупки не допускается.

Исключение составляют расходы на изготовление документов, представляемых участнику для подготовки предложения, в случае, если такие документы представляются на бумажных носителях на возмездной основе. Цена, взимаемая за такие документы, должна включать в себя только расходы на их размножение и доставку участникам.

Срок для подготовки и подачи предложений должен составлять в случае проведения:

• открытого конкурса – не менее тридцати календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте;

• закрытого конкурса – не менее тридцати календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям);

• электронного аукциона – не менее двадцати календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте либо не менее десяти рабочих дней, если ориентировочная стоимость государственной закупки не превышает 3000 базовых величин;

• процедуры запроса ценовых предложений – не менее десяти рабочих дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в случае государственных закупок, сведения о которых составляют государственные секреты).

При проведении процедуры закупки из одного источника срок для подготовки и подачи предложений определяется заказчиком (организатором) по собственному усмотрению.

В случае, если предполагается размещение приглашения в иностранных средствах массовой информации, срок для подготовки и подачи предложений должен составлять на десять календарных дней больше срока, определенного выше.

При проведении повторных процедур государственных закупок срок для подготовки и подачи предложений может быть сокращен заказчиком (организатором), но не более чем вдвое минимального срока, определенного выше.

Заказчик (организатор) в период до истечения срока для подготовки и подачи предложений вправе по собственному усмотрению или по обоснованной просьбе участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, продлить такой срок. О продлении срока для подготовки и подачи предложений извещаются все участники. При этом соответствующее изменение в приглашение размещается на официальном сайте, в открытом доступе на электронной торговой площадке, а также в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет, где было размещено это приглашение.

Документы, представляемые участнику для подготовки предложения, составляются заказчиком (организатором) на белорусском и (или) русском языках, а при необходимости и на других языках.

Ознакомьтесь так же:  Как оформить стенку в саду

Предложения составляются участниками на белорусском и (или) русском языках.

Обмен документами и сведениями осуществляется в письменной форме посредством почтовой или факсимильной связи, доставки курьером, либо в форме электронного документа, если иное не установлено Законом и иными актами законодательства о государственных закупках.

Подача предложения осуществляется в форме электронного документа либо на бумажных носителях в закрытом конверте. Подача предложений посредством факсимильной связи не допускается.

Заказчик (организатор) вправе требовать представления оригиналов переданных с помощью факсимильной связи документов посредством почтовой связи, доставки курьером, либо в форме электронного документа.

Избранные формы обмена документами и сведениями должны быть общедоступными и не ограничивать возможности потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) принять участие в процедуре государственной закупки.

Документы и сведения, направляемые в форме электронного документа, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника, заказчика (организатора), оператора электронной торговой площадки, уполномоченного государственного органа по государственным закупкам.

Договор между заказчиком и участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения, а в случае проведения электронного аукциона – по цене последней ставки этого участника, в том числе с учетом ее уменьшения, если такое уменьшение имело место, а также с учетом применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь.

В случае, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре.

Договор должен содержать обязательное условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных этим договором, а также обязательные условия о порядке оплаты и осуществления заказчиком приемки результата государственной закупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором.

Договор может содержать условие о предоставлении обеспечения исполнения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Для бюджетных организаций требование о предоставлении обеспечения исполнения договора не устанавливается.

Размер и порядок предоставления обеспечения исполнения договора устанавливаются в проекте договора и документах, представляемых участнику для подготовки предложения.

Размер обеспечения исполнения договора не должен превышать пятнадцати процентов от цены договора, если иное не установлено законодательством о государственных закупках.

Обеспечением исполнения договора могут быть банковская гарантия, перечисление заказчику денежных средств, иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Советом Министров Республики Беларусь.

В случае, если проектом договора и документами, представляемыми участнику для подготовки предложения, было предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора, участник-победитель (участник процедуры закупки из одного источника) предоставляет такое обеспечение одновременно с подписанным проектом договора.

В случае неисполнения обязательств, в обеспечение исполнения которых предоставлено обеспечение исполнения договора, денежные средства перечисляются в соответствующий бюджет, за счет средств которого предусмотрено осуществление государственной закупки.

Договор между заказчиком и участником-победителем, за исключением процедуры закупки из одного источника, подлежит заключению по истечении срока для обжалования решения о выборе участника-победителя, установленного Законом, а если имело место обжалование – после принятия решения по результатам рассмотрения жалобы в течение:

двадцати календарных дней – в случае проведения открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона;

тридцати календарных дней – в случае проведения иных видов процедур государственных закупок.

Сведения о договоре подлежат размещению на официальном сайте. Такие сведения и цена договора, начиная с которой сведения о договоре подлежат размещению на официальном сайте, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Порядок исполнения обязательств заказчиков по договорам в части оплаты с использованием бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов определяется бюджетным законодательством.

Не допускается изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части объема (количества) предмета государственной закупки, цены и срока его исполнения, за исключением случаев:

• изменения объема (количества) предмета государственной закупки. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения;

• изменения цены договора, если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, а также в связи с изменением законодательства;

• увеличения срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика после оплаты полностью или частично обязательств по договору, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги).

В случае надлежащего исполнения обязательств по договору односторонний отказ заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) от их исполнения не допускается.

Процедура государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки признается несостоявшейся по истечении срока для подготовки и подачи предложений в случае, если:

• участник-победитель не определен (подано только одно предложение (за исключением процедуры закупки из одного источника), не представлены предложения, в результате рассмотрения и отклонения предложений осталось менее двух предложений, отклонены все предложения, в ходе торгов ни один из участников не сделал ставку);

• участник-победитель (участник процедуры закупки из одного источника) отказался от заключения договора;

• жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, признана обоснованной и уполномоченный государственный орган по государственным закупкам распорядился прекратить процедуру государственной закупки и обязал заказчика (организатора) провести повторную процедуру государственной закупки или процедуру закупки из одного источника.

В случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести:

— повторную процедуру государственной закупки;

— процедуру запроса ценовых предложений в случае, если процедура государственной закупки признана несостоявшейся в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки, ориентировочная стоимость государственной закупки по которым не превышает порогового значения, установленного Советом Министров Республики Беларусь для применения процедуры запроса ценовых предложений;

— процедуру закупки из одного источника по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.

Заказчик (организатор) извещает в течение трех рабочих дней:

• всех участников – со дня принятия решения обо всех изменениях, вносимых в документы, представляемые участнику для подготовки предложения, а также о выборе участника-победителя, заключении договора, об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся;

• участников, предложения которых отклонены, – со дня принятия решения о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся;

• любого из участников по его запросу – после получения запроса.

При проведении электронного аукциона оператор электронной торговой площадки извещает участников о соответствующей информации в день ее размещения заказчиком (организатором) на электронной торговой площадке.

Заказчик (организатор) размещает в открытом доступе на официальном сайте, а в случае проведения электронного аукциона – на электронной торговой площадке сообщение о результате процедуры государственной закупки, приглашение к участию в которой подлежит размещению, после заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.

Сообщение о результате процедуры государственной закупки должно содержать:

— наименование вида процедуры государственной закупки;

— описание предмета государственной закупки, включая объем (количество);

— наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) – для индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика заказчика, а также организатора и (или) оператора электронной торговой площадки в случае их участия в организации и проведении процедуры государственной закупки;

— дату заключения договора либо дату принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся;

— наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, – для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика участника, с которым заключен договор, в случае, если такой договор заключен;

— цену заключенного договора в случае, если договор заключен;

— наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, – для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика каждого из иных участников (в случае проведения электронного аукциона – участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки) и цены их предложений (ставки).

Справка о процедуре государственной закупки составляется заказчиком (организатором) в течение пяти рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.

Справка о процедуре государственной закупки должна содержать:

— наименование вида процедуры государственной закупки и обоснование его выбора;

— краткое описание предмета государственной закупки, включая объем (количество);

— наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) – для индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика заказчика, а также организатора и (или) оператора электронной торговой площадки в случае их участия в организации и проведении процедуры государственной закупки;

— наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, – для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика каждого участника (в случае проведения электронного аукциона – участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки);

— краткое описание результатов проверки требований к составу участников, а также требований к квалификационным данным участников;

— цены предложений либо последнюю и предпоследнюю ставки в случае проведения электронного аукциона;

— краткое описание результатов оценки и сравнения предложений, в том числе с учетом применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь;

— наименование участника-победителя (участника процедуры закупки из одного источника) и цену заключенного с ним договора либо обоснование отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся. Если участник-победитель (участник процедуры закупки из одного источника) отказался от заключения договора, в справке указывается информация об этом;

— в случае отклонения предложений – информацию об этом;

— указание причин ограничения участия потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедуре государственной закупки в случае, если такое ограничение применялось;

— дату и источники размещения приглашения и сообщения о результате процедуры государственной закупки;

— краткое изложение запросов о разъяснении документов, представляемых участнику для подготовки предложения, ответов на них, а также каждого изменения и (или) дополнения, внесенных в эти документы или приглашение;

— сведения о поступлении жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта, заявлений по поводу таких действий (бездействия) и (или) решения, а также о результатах их рассмотрения в случае, если такие жалобы и заявления поступали;

— другую информацию, предусмотренную Законом, либо определенную при необходимости уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.

Заказчик (организатор) ведет дело по процедурам государственных закупок и хранит его в течение пяти лет. Оператор электронной торговой площадки обеспечивает хранение электронных документов по процедурам государственных закупок в виде электронного аукциона в течение семи лет.

В дело по процедурам государственных закупок должны быть включены документы, представляемые участнику для подготовки предложения, приглашения, протоколы заседаний комиссии, предложения, договор (за исключением дела по процедурам государственных закупок, которое ведет организатор), справка о процедуре государственной закупки, а также иные документы, определяемые государственным уполномоченным органом по государственным закупкам.

Субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.

Если предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам), формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более десяти процентов объема (количества) этого предмета государственной закупки. Участниками по такой части (лоту) могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства, предлагающие товары (работы, услуги) собственного производства согласно перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь. В случае отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся по такой части (лоту) ее объем (количество) включается в иные соответствующие части (лоты) предмета государственной закупки либо проводится новая процедура государственной закупки, участниками которой могут быть и иные юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

При возможном включении объема (количества) указанной части (лота) в иные соответствующие части (лоты):

• рассмотрение, оценка и сравнение предложений по такой части (лоту) осуществляются до рассмотрения, оценки и сравнения предложений по иным частям (лотам);

• документы, представляемые участнику для подготовки предложения, должны содержать порядок участия в процедуре государственной закупки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядок включения объема (количества) части (лота) предмета государственной закупки, процедура которой отменена или признана несостоявшейся, в иные соответствующие части (лоты).