Требования к кабинету информатики санпин 2.4.2.2821-10

Требования к кабинету информатики санпин 2.4.2.2821-10

8(495)912-63-37
[email protected]

СанПиН 2.4.2.2821 — 10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Скачать полностью документ СанПиН 2.4.2.2821 — 10

» САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
(с изменениями от 29.06.2011 N 85)

Выдержки — положения касающиеся кабинета информатики и урока информатики.

7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики — на север, северо-восток.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, на классной доске 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради — освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика ) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 — 4 классов — 2 — 3 уроках; для обучающихся 5 — 11-х классов — на 2 — 4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4 уроках.

Шкала трудности предметов для 1 — 4 классов

Русский (национальный, иностранный язык)

Природоведение, информатика

6

Русская (национальная) литература

История (4 классов)

Рисование и музыка

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых

Количество баллов (ранг трудности)

Информатика

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых

в 10 — 11 классах

Информатика,

к СанПиН 2.4.2.2821-10

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК (ФМ)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее — ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее — и.п.) — сидя на стуле. 1 — 2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 — 4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 — 2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 — 4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6 — 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак. 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

2. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 5 — круговые движения тазом в одну сторону. 4 — 6 — то же в другую сторону. 7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

3. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 — 4 — и.п., 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. -сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7 — 8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13 — 14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4 — 6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2 — 3 раза -средний, 4 — 5 — быстрый, 6 — медленный.

к СанПиН 2.4.2.2821-10

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ГЛАЗ

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 — 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 — 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 — 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 — 6. Повторять 4 — 5 раз

5. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторять 1 — 2 раза.

Требования к кабинету информатики

Выписки из постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями)

4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики — на север, северо-восток.

7.1.9. Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, на классной доске 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещённость на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Выписки из постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (с изменениями и дополнениями)

XI. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования

11.1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

11.2 Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

— две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 — 760 мм и вторая — для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надёжной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 — 15 градусов);

— ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

— опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находится провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

— увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.

11.3. Высота края стола, обращённого к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви.

11.4. При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

11.5. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +-5 градусов, допустимое +-10 градусов.

11.6. Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 “О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30 (ч. 1), ст. 4079; № 48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч. 1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, № 1 (часть I), ст. 11; № 27, ст. 3951; № 29 (часть I), ст. 4339 и ст. 4359), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

Внести изменения № 3 в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано Минюстом России 03.03.2011, регистрационный № 19993), с изменениями внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85 (зарегистрировано Минюстом России 15.12.2011, регистрационный № 22637) и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72 (зарегистрировано Минюстом России 27.03.2014, регистрационный № 31751) (приложение).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г.
Регистрационный № 40154

Изменения № 3
в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81)

Внести следующие изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10:

Ознакомьтесь так же:  Заявление в суд затопили соседи

1. Пункт 1.3. изложить в редакции:

«Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях».

2. По всему тексту санитарных правил:

— слова «образовательный процесс» заменить словами «образовательная деятельность»;

— слова «I ступени» заменить словами «начального общего образования»;

— слова «II ступени» заменить словами «основного общего образования»;

— слова «III ступени» заменить словами «среднего общего образования»;

— слова «образовательное учреждение» заменить словами «организация, осуществляющая образовательную деятельность» в соответствующем падеже.

3. Пункт 3.8. дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«На территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.».

4. Пункт 3.13. исключить.

5. Пункт 4.1. дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

«При проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.».

6. Второе предложение абзаца первого пункта 4.5. изложить в следующей редакции: «Гардеробы оснащаются вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки.».

7. Абзац второй пункта 4.13. изложить в следующей редакции:

«При размещении спортивного зала на 2-м этаже должны обеспечиваться нормативные уровни звукового давления и вибрации в соответствии с гигиеническими нормами.» .

8. В пункте 4.21 абзац второй изложить в следующей редакции:

«Медицинское обслуживание учащихся малокомплектных общеобразовательных организаций допускается на базе организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.».

9. В абзаце пятом пункта 4.25 слова «дезинфицирующими средствами» заменить на слова «дезинфекционными средствами».

10. Абзац пятый пункта 4.25 дополнить следующим предложением: «Допускается использование одноразовых сидений на унитаз».

11. В пункте 4.28. во втором предложении слова «при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся — не менее 3,6 м.» заменить на слова «при условии соблюдения кратности воздухообмена».

12. В абзаце первом пункта 5.7 после слов после «иметь темно-зеленый» дополнить словами «или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие.».

13. Первое предложение абзаца четвертого пункта 5.7. изложить в следующей редакции:

«Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям.»

14. Главу V «Требования к помещениям и оборудованию» дополнить пунктом 5.19. следующего содержания:

«5.19. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование.

5.19.1. При проектировании малокомплектных общеобразовательных организациях, обязательный набор помещений включает: гардероб; учебные кабинеты; столовую; санитарные узлы (раздельно для обучающихся и персонала); рекреации; помещение для хранения уборочного инвентаря; помещения медицинского назначения (кабинет врача для осмотра детей, процедурный кабинет); спортивный зал, помещение снарядной; административно-хозяйственные помещения, актовый зал и библиотеку. При спортивных залах оборудуются раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

5.19.2. Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания.

При проектировании общеобразовательной организации помещения раздевальных при спортивном зале предусматриваются площадью не менее 14,0 каждая.

5.19.3. В составе производственных помещений пищеблока предусматриваются следующие помещения: обработки овощей, заготовочный и горячий цеха, моечная для раздельного мытья столовой и кухонной посуды.

Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья должно осуществляться в помещениях кладовых (для овощей, сухих продуктов, скоропортящихся продуктов). При организации ежедневного поступления пищевых продуктов и продовольственного сырья допускается использование одного помещения кладовой.

5.19.4. Содержание и организация работы столовой в части объемно- планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания, в том числе формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, организации питьевого режима, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся в организации*.

5.19.5. Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность.

Площадь кабинета врача предусматривается не менее 12 , процедурного — не менее 12 .

В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

Помещения должны иметь естественное освещение.

Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Необходимо предусмотреть помещение и (или) место для временной изоляции заболевших обучающихся.».

15. Абзац первый пункта 6.2. после слов «спортивного зала — 20 — 22°С» дополнить словами «душевых — 24 — 25°С, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19 — 21°С».

16. В абзаце втором пункта 8.1. исключить слова «во вновь строящихся и реконструируемых».

17. Пункт 8.5. изложить в следующей редакции:

«В неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.».

18. В пункте 10.1. абзац второй изложить в следующей редакции:

«Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.».

19. Пункт 10.5. изложить в редакции:

«Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ

1. Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, Правилами техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ министерства просвещения СССР, Правилами техники безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ министерства просвещения РФ, Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах, Положением об учебных мастерских общеобразовательной школы, Уставом МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина.

2. Общие требования к учебному кабинету.

2.1. Учебный кабинет — это учебное помещение образовательного учреждения, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, индивидуальная и внеклассная работа с обучающимися в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами, учебным планом и образовательными программами, а также методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса.

2.2. В учебном кабинете должен быть в наличии паспорт учебного кабинета, содержащий:

· договор о материальной ответственности (при необходимости);

· характеристика кабинета (площадь, количество окон, дверей, светильников, перечень мебели с указанием ростовых групп);

· перечень технических средств обучения (далее ТСО) с инвентарными номерами, годом выпуска;

· перечень оборудования, приспособлений и инструментов;

· перечень дидактических материалов;

· каталог библиотечно-информационных ресурсов кабинета;

· акт-разрешение на проведение занятий (кабинеты повышенной опасности);

· инструкции по охране труда и технике безопасности;

· график работы кабинета на учебный год;

· план работы кабинета на учебный год и перспективу;

· анализ работы кабинета за предыдущий учебный год.

2.3. Учебный кабинет должен соответствовать требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (к отделочным материалам; составу, размерам и размещению мебели; воздушно-тепловому режиму, режиму естественного и искусственного освещения). В учебном кабинете должны соблюдаться требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации (средства пожаротушения), требования правил безопасности во время образовательного процесса (инструкции по охране труда и технике безопасности, аптечка, правила оказания первой медицинской помощи).

2.4. Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования; обеспечен дидактическими, дифференцированными раздаточными материалами в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, комплектом заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требований образовательного стандарта, электронные образовательные ресурсы. В учебном кабинете должны быть в наличии постоянные и сменные учебно-информационные стенды.

2.5. Обучающиеся начальной образовательной школы обучаются в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, выделенных в отдельный блок.

Не допускается использование цокольных и подвальных помещений под учебные кабинеты.

В кабинетах начальных классов, учебных кабинетах повышенной опасности обязательно устанавливаются умывальники.

Кабинеты повышенной опасности: химии, физики, информатики, биологии, учебные мастерские, кабинет обслуживающего труда, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

2.6. Оборудование учебных кабинетов, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

2.7. Площадь учебных кабинетов должна составлять не менее 2,5м² на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, не менее 3,5м² при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий без учета площади необходимой для расстановки дополнительной мебели для хранения учебных пособий и оборудования.

3. Организация работы учебного кабинета.

3.1. Занятия обучающихся в учебном кабинете проводятся по расписанию, утвержденному директором образовательного учреждения.

3.2. Основное содержание работы учебных кабинетов:

§ проведение учебных занятий в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, занятий дополнительного образования по профилю учебного кабинета;

§ создание оптимальных условий для качественного проведения образовательного процесса на базе учебного кабинета;

§ подготовка информационно-методических и дидактических средств обучения;

§ составление педагогическим работником, ответственным за организацию работы учебного кабинета, заявок на планово-предупредительный ремонт, обеспечение контроля выполнения ремонта;

§ соблюдение мер охраны здоровья обучающихся и педагогических работников, охраны труда, противопожарной защиты, санитарии и гигиены;

§ участие в проведении смотров-конкурсов учебных кабинетов;

§ обеспечение сохранности имущества кабинета.

4. Руководство учебным кабинетом

4.1. Руководство учебным кабинетом осуществляет заведующий кабинетом, назначенный из числа педагогического состава приказом директора образовательного учреждения.

4.2. Оплата заведующему за руководство учебным кабинетом осуществляется в установленном порядке.

4.3. Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется:

· Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Правилами внутреннего трудового распорядка;

· СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

· Уставом МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина.

· Должностной инструкцией заведующего учебным кабинетом.

4.4. Заведующий учебным кабинетом:

1. планирует работу учебного кабинета, в т. ч. организацию методической работы;

2. максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления образовательного процесса;

3. выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению технических средств обучения, пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного оборудования, других средств обучения, т. е. по ремонту и восполнению учебно-материального фонда кабинета;

4. осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета;

5. принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета, ведет их учет в установленном порядке;

6. при нахождении обучающихся в учебном кабинете несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья обучающихся;

7. ведет опись оборудования учебного кабинета.

5. Оценка деятельности учебного кабинета.

Администрация совместно с представителем первичной профсоюзной организации образовательного учреждения проводит смотр кабинетов 2 раза в учебный год. По результатам смотра издается приказ директора образовательного учреждения об оплате за заведование кабинетом.

Смотр учебного кабинета осуществляется согласно следующим критериям:

1. Общее состояние кабинета

1) соблюдение санитарно-гигиенических норм:

— функционирование системы проветривания;

2) соблюдение техники безопасности,

— наличие инструкций по охране труда и технике безопасности;

— наличие первичных средств пожаротушения, СИЗ и аптечки для оказания доврачебной помощи (в кабинетах повышенной опасности).

2. Лаборатория учителя

— демонстрационный отдел (таблицы, карты, наглядные пособия, раздаточный материал и др.) и его систематизация;

— классная доска (приспособления для демонстрации таблиц, карт, место для мела и тряпки);

3. Оформление кабинета

— постоянные и временные экспозиции по профилю кабинета

— расписание работы кабинета;

— наличие паспорта кабинета.

4. Методический отдел

— План развития и работы кабинета на текущий учебный год;

— Инвентарная книга кабинета;

— Дидактический, раздаточный материал;

— Наличие карточек и т.п.;

— Творческие работы обучающихся;

— Наличие методической литературы по предмету;

— Наличие электронных образовательных ресурсов.

6. Оснащение учебного кабинета.

6.1. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом в соответствии с его ростом.

Ознакомьтесь так же:  Получить ежемесячное пособие по уходу за ребенком

6.2. В зависимости от назначения учебных кабинетов могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Размеры мебели и ее маркировка

6.3. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

6.4. Парты (столы) расставляются в учебных кабинетах по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

6.5. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

— между рядами двухместных столов — не менее 60;

— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 100;

— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50;

— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — 100;

— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

— от первой парты до учебной доски — не менее 240;

— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

— высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;

-расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

6.6. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

7. Требования к учебным кабинетам повышенной опасности.

7.1. Кабинет химии.

7.1.1. В кабинете химии из внеурочных мероприятий разрешается проводить только занятия химического кружка и факультатива по химии.

Запрещается использовать кабинеты химии в качестве классных комнат для занятий по другим предметам и групп продленного дня.

Пребывание обучающихся в лаборантской запрещается, в помещении кабинета (лаборатории) разрешается только в присутствии учителя химии.

7.1.2. Лаборантская должна располагаться смежно с кабинетом химии со стороны классной доски и имеет два выхода: один — в кабинет, другой — в коридор, на лестницу, в рекреационное или иное смежное помещение. Двери из лаборантской и кабинета должны открываться по пути эвакуации. Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно быть не менее 0,8 м.

Кабинеты химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусматривается установка пультов управления проектной аппаратурой, оборудуется подача воды, электричества, канализация. Для лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливают на подиум.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

7.1.3.Удаленность последнего места обучающегося от классной доски не должна превышать 10 м.

7.1.4. В кабинете химии и лаборантской должны быть установлены раковины с подводкой холодной и горячей воды.

7.1.5.Кабинет химии и лаборантская обеспечиваются освещением, вентиляцией, водопроводом, канализацией, системой электроснабжения, первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты.

7.1.6. Лабораторные столы для учащихся в кабинете химии должны надежно прикрепляться к полу. Размеры столов: длина 1,2 м, ширина 0,45 — 0,5 м. Покрытие должно быть устойчиво к слабым растворам кислот и щелочей.

7.1.7. Демонстрационный стол учителя должен удовлетворять ГОСТ 18607-73 «Столы демонстрационные» и иметь химически стойкое покрытие.

7.1.8. Вытяжной шкаф изнутри должен быть облицован легко моющимся химически стойким покрытием.

Стулья кабинетов (лабораторий) химии должны быть со спинками и соответствовать ростовым группам столов.

7.1.9. Освещение кабинета химии должно соответствовать требованиям СНиП «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования». Поток солнечного света должен падать с левой стороны от учащихся, минимальная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть не ниже 300 лк, вертикальной поверхности классной доски — 500 лк. Запрещается применение люминесцентных ламп и ламп накаливания без светорассеивающей арматуры. По истечении гарантийного срока службы (для ламп накаливания 1000, люминесцентных — 2500 — 3000 ч горения) лампы необходимо заменить, не дожидаясь полного выхода их из строя. Смена ламп и очистка светильников производится только электриком. Очистка светильников производится в соответствии с Санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ не реже одного раза в три месяца.

7.1.10. Для обеспечения надлежащей естественной освещенности нельзя расставлять на подоконники цветы, стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не реже 2 раз в год. К этой работе в кабинетах химии привлекать обучающихся запрещается.

7.1.11. Питание электроприборов кабинета (лаборатории) химии должно осуществляться от щита с разделительными трансформаторами, подсоединенного к электрическому вводу через защитно-отключающее устройство (УЗОШ). Все используемые демонстрационные и лабораторные электрические приборы должны отвечать требованиям Правил по технике электробезопасности при проведении занятий в учебных кабинетах (классах) общеобразовательных школ и практики школьников на промышленных объектах.

7.1.12. Проверка состояния изоляции электрических сетей, электроприборов и электрооборудования, согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), организуется ежегодно директором или лицом, ответственным за электрохозяйство данной школы, с составлением акта.

7.1.13. Помещение кабинета химии оборудуется вентиляцией и отоплением в соответствии с требованиями СНиП «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».

Окна кабинета (лаборатории) и лаборантской должны быть оборудованы открывающимися с пола фрамугами (форточками) для проветривания. Площадь открывающихся проемов — не менее 1/50 площади пола.

Проветривание должно производиться только в отсутствие школьников.

7.1.14. Один из водопроводных кранов в лаборантской или кабинете химии оборудуется съемным шлангом с насадкой для смыва с кожи едких веществ. На другом кране должна быть постоянно надета резиновая трубка с насадкой для промывания глаз.

7.1.15. Пожарная безопасность в кабинете химии организуется в соответствии с Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений.

Необходимый минимум первичных средств пожаротушения кабинетов химии включает:

— пенные огнетушители типа ОХП-10, ОХВП-10, порошковые огнетушители типа ОП-1 («Момент-1»), «Спутник», «Момент-2», ОП-2Б, размещаемые непосредственно в кабинете и лаборантской. Место установки обозначается знаком 4.1 по ГОСТ 12.4.026-76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»;

— закрывающийся крышкой ящик с сухим просеянным песком вместимостью 0,05 куб. м, укомплектованный совком вместимостью не менее 2 кг песка. Вместо ящика разрешается размещать песок в металлических сосудах вместимостью 4 — 6 кг;

— накидки из огнезащищенной ткани размером 1,2 x 1,8 м и 0,5 x 0,5 м.

7.1.16 Загорания в кабинете (лаборатории) химии необходимо немедленно ликвидировать, при этом:

— ЛВЖ, ГЖ (легковоспламеняющиеся жидкости и горючие жидкости) и электропроводку следует гасить песком, огнезащищенной тканью, порошковыми огнетушителями;

— обесточенную электропроводку можно гасить водой;

— загорание в вытяжном шкафу ликвидируется первичными средствами пожаротушения вслед за отключением вентилятора.

7.2. Кабинет физики

7.2.1. Кабинет физики оборудуется лабораторными столами и стульями, демонстрационным столом, шкафами для хранения учебного оборудования, используемого при лабораторных и практических работах. В лаборантской устанавливаются шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования, универсальный стол-верстак (препараторский стол), на котором учитель (лаборант) в процессе подготовки к занятиям выполняет работы по ремонту оборудования, готовит опыты.

Кабинеты физики должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусматривается установка пультов управления проектной аппаратурой, оборудуется подача воды, электричества, канализация. Для лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливают на подиум.

7.2.2. Для обеспечения нормального воздушно-теплового режима запрещается оклеивать и забивать фрамуги (форточки). Открывание фрамуг (форточек) должно производиться механическими приводами, расположенными на высоте, удобной для управления с пола.

7.2.3. Кабинет физики оснащается медицинской аптечкой с набором перевязочных средств и медикаментов, комплектом средств индивидуальной защиты и Инструкцией по технике безопасности для обучающихся.

7.2.4. Пребывание обучающихся в помещении кабинета физики и в лаборантской допускается только в присутствии учителя физики.

7.2.5. Запрещается использовать кабинеты физики в качестве классных комнат для проведения занятий по другим предметам, сборов.

7.2.6. Световой поток солнечного света должен падать с левой стороны от обучающихся; наименьшая общая искусственная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть для учебных кабинетов не ниже 150 лк при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентных лампах.

Смена ламп и очистка светильников производится электриком школы.

Очистка светильников производится не реже одного раза в три месяца.

Для улучшения естественной освещенности нельзя расставлять на подоконники цветы, стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее 3 — 4 раз в год. К мытью окон зданий любой этажности привлекать обучающихся запрещается.

7.2.7. Шторы затемнения в нерабочем состоянии не должны снижать естественной освещенности. Оконные проемы с южной ориентацией оборудуются солнцезащитными устройствами (жалюзи, козырьки и пр.).

7.2.8. В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок (ПТЭ) потребителей кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. Электрооборудование кабинета с напряжением питания выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока заземляют.

Электророзетки запрещается размещать в непосредственной близости от стояков водопроводных и отопительных систем, радиаторов и раковин.

7.2.9. Запрещается подавать на рабочие столы учащихся напряжение выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

Состояние заземления и изоляции электрических сетей, электроприборов и электрооборудования, согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), проверяется ежегодно.

Для обеспечения электробезопасности в электросетях кабинета физики должно применяться электрическое разделение сетей. Токоведущие части сборок и щитов, установленные в кабинете (лаборатории) физики и доступные для электротехнического персонала, надежно закрываются защитными ограждениями (кожухами). Запрещается применение оборудования, приборов, проводов и кабелей с открытыми токоведущими частями.

7.2.10. Радиаторы и трубопроводы отопительной, газовой, канализационной и водопроводной систем оборудуются диэлектрическим (деревянным) ограждением.

7.2.11. Двухпроводная электрическая сеть подводится к электрощиту управления, размещенному в классе (лаборатории) на стене слева от классной доски. Электрический щит управления оснащается кнопкой аварийного выключения.

С электрощита управления линия однофазного тока подводится через защитно-отключающее устройство школьное (УЗОШ) к демонстрационному столу и пульту управления комплекта аппаратуры электроснабжения. При этом предохранители и выключатели ставятся только в цепь фазного провода.

Включение оборудования производится последовательно от общего выключателя к выключателям отходящих цепей, последние при этом должны быть отключены, выключение производится в обратном порядке.

Запрещается применение нестандартных предохранителей. На предохранителях должна быть надпись, называющая номинальный ток плавкой вставки. Запрещается применение в электроприемниках предохранителей, через которые может проходить ток, превышающий номинальный более чем на 25%.

Пробочные предохранители устанавливаются так, чтобы при вынутых пробках винтовые гильзы предохранителей не оказались под напряжением. При смене предохранителей под напряжением следует пользоваться защитными средствами: клещами, диэлектрическими перчатками, очками, ковриками. Перегоревший предохранитель заменяется другим такого же типа.

При всех замеченных неисправностях в электросети кабинета физики, в том числе в случае перегорания электроламп, необходимо поставить в известность электрика или ответственного за электрохозяйство школы.

7.2.12. Запрещается оклеивать учебное помещение обоями или бумагой, окрашивать деревянные стены и потолки масляными красками, нитрокрасками. Шторы затемнения пропитываются огнестойким составом.

7.2.13. Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты (лаборатории) физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящик с песком, лопатка, плотная мешковина (пропитанная огнестойким составом), углекислотный (ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8) или порошковый (ОП-1, «Спутник», ОП-5, «Турист») огнетушитель.

7.3 Кабинет информатики.

7.3.1. Окна преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

7.3.2. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) — 4,5 м2.

7.3.3. Кабинеты информатики должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

7.3.4. В кабинетах информатики проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата

7.3.5. Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

Ознакомьтесь так же:  Правила оформления опеки над детьми

7.3.6. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 — 500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк.

7.3.7. В качестве источников света при искусственном освещении следует применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ).

Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается.

7.3.8. Общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении видеодисплейных терминалов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору.

7.3.9. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов — не менее 1,2 м.

7.3.10. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

7.3.11. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

— две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 — 760 мм и вторая — для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 — 15 градусов);

— ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

— опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

— увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.

7.3.12. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви.

7.3.13. При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

7.3.14. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +/- 5 градусов, допустимое +/- 10 градусов.

7.3.15. Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви.

7.4. Спортивный зал.

7.4.1. Помещения спортивных залов, размещение в них оборудования должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил), а также Правил по технике электробезопасности и пожаробезопасности для общеобразовательных школ.

7.4.2. Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 кв. м на одного обучающегося. Заполнение зала сверх установленной нормы запрещается.

7.4.3. Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской. Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий должны быть сухими и чистыми.

7.4.4. Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкать при касании стен.

7.4.5. Стены спортивного зала на высоту 1,8 м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты панелями на ту же высоту. Приборы отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать из плоскости стены.

7.4.6. Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам, остекление окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, окна должны иметь фрамуги, открывающиеся с пола, и солнцезащитные приспособления.

7.4.7. В качестве источников света для залов должны быть использованы либо люминесцентные светильники типа потолочных плафонов, снабженные бесшумными пускорегулирующими аппаратами, либо светильники с лампами накаливания полностью отраженного или преимущественно отраженного светораспределения, при этом применение светильников с защитными углами менее 30° не допускается. Чистка светильников должна проводиться электротехническим персоналом не менее двух раз в месяц.

7.4.8.Вентиляция крытых спортивных сооружений должна осуществляться естественным сквозным способом проветривания зала через окна и фрамуги, а также с помощью специальных вентиляционных приточно-вытяжных устройств, при этом устройства должны быть всегда исправны, подвергаться планово-предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно-гигиеническому испытанию. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал.

7.4.9. Для механизированной уборки в спортивном зале должно предусматриваться не менее двух штепсельных розеток в двух противоположных углах зала. На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.

7.4.10. В помещении основных спортивных сооружений на видном месте должен быть вывешен план эвакуации занимающихся на случай пожара или стихийного бедствия. Расстояние от наиболее удаленной точки пола до дверей, ведущих к эвакуационному выходу, не должно превышать 27 м. Двери, предназначенные для эвакуации, должны открываться в сторону выхода из помещения.

7.4.11. В спортивном зале должно быть не менее двух дверей. Двери эвакуационных выходов в спортивных залах допускается запирать только изнутри, с помощью легко открывающихся запоров, задвижек или крючков. Категорически запрещается забивать наглухо или загромождать двери запасных выходов из гимнастического зала.

7.4.12. Спортивный зал в должен быть оборудован набором ручного противопожарного инвентаря в количестве: огнетушителей — 2 шт.; ведер пожарных — 2 — 4 шт.; топоров — 2 — 4 шт.; ломов — 1 — 2 шт.; багров — 2 — 4 шт. Использование пожарного инвентаря и оборудования для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с пожаротушением, категорически запрещается.

7.5. Учебные мастерские.

7.5.1. Учебные мастерские должны иметь площадь из расчета 6,0 м² на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

7.5.2. Столярные мастерские оборудуются верстаками. Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног. Расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80 см, а между рядами (проходы вдоль мастерской) — не менее 100 см.

От станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.

Крайние тиски на многоместных слесарных верстаках, упирающихся торцами в стену, должны отстоять от стены не менее чем на 70 см.

Расстояние между столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см, а между рядами — не менее 70 см.

В столярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличение их размеров за счет выдвижения зажимных винтов.

7.5.3 Механическое оборудование следует располагать ближе к рабочему месту учителя. Токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40 — 50 см от стены.

Заточной станок устанавливается возможно дальше от других станков.

7.5.4.Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

7.5.5 Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (Приложение 1).

7.5.6 Учебные мастерские оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

7.6. Кабинет обслуживающего труда.

7.6.1. В кабинете обслуживающего труда для обучения навыкам приготовления пищи предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, не менее 2-х разделочных столов, холодильника, шкафа для хранения посуды, мойки для посуды с подводкой холодной и горячей воды со смесителем и умывальника.

Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

7.6.2. Часть кабинета обслуживающего труда, используемая для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

7.6.3. Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

7.7. Кабинет биологии.

7.7.1 . Площадь помещения кабинета (лаборатории) должна составлять 66 кв. метров, а лаборантской — не менее 16 кв. метров. Лаборантскую следует располагать смежно с кабинетом (лабораторией) биологии со стороны классной доски и соединить с кабинетом (лабораторией) дверью. Из лаборантской необходимо предусмотреть второй выход в коридор или рекреацию школы.

7.7.2. Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно составлять не менее 800 мм, удаленность последнего места учащихся от классной доски — не более 10 м.

7.7.3. Содержание некоторых комнатных растений на окнах кабинета (лаборатории) биологии и лаборантской допустимо в строго ограниченных пределах, определяемых нормами освещенности школьных помещений. Остальные растения размещаются на специальных подставках. В кабинете (лаборатории) биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай).

7.7.4. Пребывание обучающихся в помещении кабинета (лаборатории) биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя биологии.

7.7.5 Наименьшая освещенность рабочей поверхности вертикальной плоскости на доске и горизонтальной плоскости на уровне 0,8 м от пола в кабинете (лаборатории) биологии и в лаборантской может достигать при системе общего освещения 300 лк. Лампы светильников в случае выхода из строя подлежат немедленной замене. Светильники искусственного освещения необходимо содержать в чистоте, их очистка производится не реже одного раза в 3 месяца. Очистка стекол световых проемов производится не реже 2 — 3 раз в год.

7.7.6. Кабинет биологии должен быть оснащен следующим противопожарным инвентарем: огнетушители пенные и углекислотные, ведро с песком и совком.

7.7.7. Все химикалии следует хранить в лаборантской в запертом глухом (со сплошными дверцами без стекол) шкафу. Жидкие химикалии и растворы хранятся в толстостенных склянках с притертыми пробками, а твердые — в толстостенных банках с притертыми пробками, каждая склянка или банка с четко написанной этикеткой помещается в определенном, установленном месте. Вещества, не имеющие этикеток, подлежат обязательному уничтожению.

В кабинете биологии нельзя хранить концентрированные кислоты и щелочи в сухом виде. Эти вещества должны находиться в кабинете биологии в виде растворов тех концентраций (не выше 10%), которые требуются для проведения демонстрационных экспериментов и лабораторных занятий. Кислоты и щелочи хранятся на специально отведенных для них полках.

Сосуды с огнеопасными веществами — такие, как этиловый спирт, бензин, должны иметь этикетку с надписью «Огнеопасно», сделанную красным цветом. Перманганат калия нельзя хранить в непосредственной близости с крахмалом, углем, которые в присутствии окислителя легко воспламеняются.

7.7.8. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты должны храниться в запертых шкафах с глухими (неостекленными) дверными створками.

7.7.9. В кабинете биологии должна быть аптечка для оказания первой помощи при травмах.

8. Право собственности и распоряжение оборудованием учебного кабинета.

8.1. Оборудование учебного кабинета, приобретенное на средства учредителя, средства образовательного учреждения является неотъемлемым имуществом МБОУ СОШ №35, которым она распоряжается на основании Устава и договора с учредителем.

8.2. Оборудование и оснащение учебного кабинета, созданное педагогическими работниками во время их работы в штатной должности работника образовательного учреждения без привлечения личных материально-финансовых ресурсов принадлежит образовательному учреждению на праве собственности.

8.3. Оборудование и оснащение учебного кабинета образовательного учреждения, приобретенное за счет личных финансовых средств работника МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина принадлежит данному работнику образовательного учреждения при заключении Соглашения о пользовании в учреждении личным имуществом и оборудованием.

9. Права и обязанности администрации:

9.1. Администрация образовательного учреждения обязана:

— определять порядок использования оборудования учебных кабинетов,

— следить за выполнением требований к санитарно-гигиеническим характеристикам и нормам техники безопасности,

— обеспечивать сохранность оборудования кабинета во внеурочное время и санитарно-гигиеническое обслуживание кабинета по окончании учебных занятий.

9.2. Администрация образовательного учреждения имеет право:

— получать информацию о работе учебного кабинета от заведующего кабинетом;

— ходатайствовать перед директором образовательного учреждения о поощрении заведующего учебным кабинетом по итогам смотра учебных кабинетов.

10.Права и обязанности заведующего учебным кабинетом:

10.1. Заведующий учебным кабинетом обязан:

— принимать своевременные меры по эстетическому оформлению кабинета,

— принимать меры, направленные на обеспечение кабинета необходимым оборудованием и приборами согласно учебным программам,

— содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями,

— способствовать развитию материально-технической базы кабинета в соответствии с его спецификой,

— следить за чистотой кабинета,

— следить за озеленением кабинета,

— обеспечивать кабинет различной учебно-методической документацией, каталогами, справочниками, инструкциями,

— составлять перспективный план развития кабинета на 3 года и план развития и работы кабинета на текущий учебный год, вести контроль за выполнением данных планов,

— обеспечивать надлежащий уход за имуществом кабинета,

-обеспечивать функционирование систем проветривания и освещения, в случае неисправностей письменно подавать заявки электрику, плотнику.

— обеспечивать своевременное списание в установленном порядке пришедшего в негодность оборудования, приборов и другого имущества,

— организовывать внеклассную работу по предмету (консультации, дополнительные занятия, заседания клубов и др.), отражать ее в расписании работы кабинетов,

— обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, правил поведения в кабинете, проводить соответствующие инструктажи с обучающимися с отметкой в классных журналах или журналах регистрации инструктажей по ТБ,

— проводить работу по созданию банка творческих работ учителя и обучающихся.

10.2. Заведующий учебным кабинетом имеет право:

— Ставить перед администрацией вопросы по улучшению работы учебного кабинета;

— При несогласии с решением администрации по вопросам работы учебного кабинета обоснованно опротестовать их в установленном законодательством порядке;

— По итогам смотра учебных кабинетов получить поощрения в виде денежной премии на основании приказа директора образовательного учреждения.