Требования к теме научного исследования

Основные требования, предъявляемые к учебным научным работам

Главная > Реферат >Журналистика

Правила оформления научно-исследовательской работы……………………. 6

Список использованных источников…………………………………………. 12

В современных условиях совершенствования российского законодательства, увеличения количества научной информации, быстрого обновления различных отраслей знаний серьезное значение приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую профессиональную и теоретическую подготовку, способных к самостоятельной творческой работе. Но в этом направлении можно выделить определенный комплекс проблем, связанных с отсутствием модернизации способов проведения научных исследований.

Изучением и разработкой данной проблемы занимались ученые А.Я. Баскаков, И.Н. Кузнецов, А.А. Лудченко, Я.А. Лудченко, Г.И. Рузавин, Р.А. Сабитов, М.Ф. Шкляр.

Целью написания данной работы является рассмотрение особенностей научно-исследовательской деятельности. При этом стоит отметить, что для достижения этой цели следует поставить задачи, в круг которых входит:

выявление основных признаков научного исследования;

составление классификации научных работ;

изучение сущности научного исследования.

При написании работы мной использовались такие методы познания, как анализ научных изданий, синтез и структуризация полученных знаний, а также их обобщение.

В структуру данной работы входят элементы, раскрывающие сущность и классификацию требований, предъявляемых к учебным научным работам.

Способы написания текста

Авторы научных работ применяют такие способы написания текста, как строго последовательный, целостный, выборочный 1 .

При строго последовательном способе изложения научных материалов автор переходит к следующему параграфу (разделу) только после того, как он закончил работу над предыдущим.

Целостный способ заключается в том, что пишется вся работа вчерне, а затем в нее вносятся исправления и дополнения, шлифуется текст рукописи.

При выборочном способе автор пишет работу в том порядке, в каком ему удобно и который обусловливает полнота собранного фактического материала по главам и параграфам 2 .

После того, как готова черновая рукопись, ее необходимо обработать. Обработка рукописи состоит в уточнении ее содержания, литературной правке и оформлении.

Рекомендуется сначала уточнить композицию научной работы, названия глав и параграфов, их расположение, логичность и последовательность изложения материала. Желательно проверить все формулировки, определения и выводы, убедительность и достоверность аргументов в защиту отстаиваемых позиций. Литературная правка состоит в обработке произведения с точки

зрения его языка и стиля, характерных для научной литературы.

Р.А. Сабитов утверждает: «Проверка правильности оформления рукописи касается титульного листа, оглавления, рубрикаций, ссылок на источники, цитирования, таблиц, графиков, формул, составления списка использованной литературы и приложений. В зависимости от целевого назначения и специфики содержания научной работы используются различные типы изложения материала: описательный, повествовательный или объяснительный» 1 .

Описание применяется в тех случаях, когда необходимо дать характеристику исследуемого предмета или явления, описать его развитие, структуру, составляющие элементы и признаки. К этому типу изложения прибегают, например, при анализе правовой нормы или составов правонарушений. Повествовательный тип изложения характеризуется изложением материала в хронологическом порядке, обрисовкой причинно-следственных связей исследуемых предметов и явлений. Повествовательные тексты обычно начинаются с описания причин и условий, вызвавших то или иное явление. Этот тип изложения может быть использован, например, при описании историко-правовых явлений, отдельных видов преступности. Объяснительный тип изложения применяется для объяснения тех или иных правовых установлений, доказывания или опровержения научных положений и выводов.

Правила оформления научно-исследовательской работы

Любое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Большинство учебно-научных работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов:

1) титульного листа;

4) основной части;

6) списка использованных источников.

Некоторые работы имеют седьмой элемент – приложения, куда включаю таблицы, графики и другие дополнительные материалы.

Титульный лист – это первая страница рукописи, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения работы. 1

Оглавление раскрывает содержание работы путем обозначения глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием страниц, с которых они начинаются. Оно может быть в начале либо в конце работы. Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.

Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблем и вопросов. В нем определяются актуальность, новизна, научная и практическая значимость темы, показывается степень ее разработанности, то есть тем самым обосновывается выбор темы научного исследования. Здесь же формулируются цели и задачи, которые ставились автором, описываются методы и практическая база исследования. В диссертационных исследованиях, кроме того, указывают объект и предмет исследования, положения, выносимые на защиту, теоретическую и практическую ценность полученных результатов и сведения об их апробации. Обычно объем введения не превышает 5 – 7% объема основного текста.

Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы. Первый параграф студенты нередко посвящают истории или общетеоретическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрывают основные ее аспекты. В них рассматривается действующее законодательство, излагаются теоретические положения, дается анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется свое мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического материала, анкетирования, изучения документов и т.д. Некоторые научные руководители рекомендуют в конце каждой главы делать краткие выводы. Но если они будут отражены в заключении, то повторяться не следует.

В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в практику, определяют дальнейшие перспективы работы над темой. В студенческих учебно-научных работах кратко должны быть изложены выводы по каждой главе, а также предложения и рекомендации, направленные на совершенствование законодательства, практики его применения, развитие юридической науки и учебного процесса в вузе. Объем заключения не должен превышать 57% объема основного текста.

В список литературы включаются только те литературные источники, которые были использованы при написании работы и упомянуты в тексте или сносках. Список составляется по разделам с учетом требований государственного стандарта.

Общие требования. Работа должны быть отпечатана машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора межстрочных интервала. Допускается печатать работу через два межстрочных интервала. Минимальная высота шрифта 2,5 мм.

Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата не более А2. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей:

левое — не менее 30 мм,

правое — не менее 10 мм,

верхнее — не менее 15 мм,

нижнее — не менее 20 мм 1 .

Шрифт машинки должен быть четким, лента — черного цвета средней жирности. Плотность текста работы должна быть одинаковой.

Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным способом или черной тушью, рукописным способом.

Текст основной части работы делят на разделы, подразделы, пункты. Заголовки разделов печатают симметрично тексту прописными буквами. Заголовки подразделов печатают с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит их двух предложений, из разделяют точкой. Абзацы в тексте равны пяти ударам пишущей машинки (15. 17 мм).

Слова, напечатанные на отдельной строке прописными буквами («СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ», «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, ЕДИНИЦ И ТЕРМИНОВ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ»), должны служить заголовками соответствующих структурных частей отчета.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно тремчетырем интервалам. Подчеркивать заголовки не допускается.

Каждый раздел следует начинать с новой страницы.

Нумерация. Страницы работы нумеруют арабскими цифрами. Титульный лист не включают в общую нумерацию работы. На титульном листе номер не ставят, на последующих страницах номера проставляют в правом верхнем углу 1 .

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и должны обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются.

Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела должна быть точка, например: «2.3.» (третий подраздел второго раздела).

Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела, пункта, разделенных точками. В конце номера должна быть точка, например: «1.1.2» (второй пункт первого подраздела первого раздела).

Если работа состоит из двух или более частей (книг), то номер каждой части (книги) проставляют римскими цифрами. Номер части (книги) проставляют на титульном листе под указанием вида работы.

Ознакомьтесь так же:  Требования единства изобретения

Ссылки в тексте на литературные источники допускается приводить в подстрочном примечании или указывать порядковый номер по списку источников, выделенный двумя косыми чертами.

Список исполнителей. В список должны быть включены фамилии всех ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей (авторов работы), принимавших творческое участие в выполнении работы. Фамилии исполнителей и соисполнителей следует располагать столбцом. Слева указывают должности, ученые степени, ученые звания исполнителей и соисполнителей.

Приложения оформляют как продолжение работы на последующих его страницах или в виде отдельной части (книги), располагая их в порядке появления ссылок в тексте 1 .

Научное исследование – это сложная научная категория, сущность которой включает в себя множество квалификационных вариаций. Кроме того данный вид деятельности имеет ряд признаков и особенностей, наглядно демонстрирующих его качественное отличие от других видов. Особое внимание при рассмотрении научно-исследовательской деятельности стоит уделять многоуровневой реализации процесса получения знаний, способствующему более глубокому проникновению в суть изучаемого вопроса.

Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Таким образом, главной формой осуществления развития науки является научное исследование, то есть изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом. Для дальнейшего успешного функционирования научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на увязке теории с практикой.

Список использованных источников

Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: Учебное пособие. / Под ред. М.В. Дроздецкой. — К.: МАУП, 2004. — 216 с.

Кузнецов И.Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Н.П. Иващенко. — М.: Дашков и К°, 2003. — 340 с.

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. / Под ред. Л.Г. Князевой. — М.: Мысль, 1975. — 237 с.

Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие. -Челябинск, 2002. — 138 с.

Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие. — М.: Дашков и К°, 2009. — 244 с.

Основы научных исследований: Учебное пособие / Под ред. А.А. Лудченко. — К.: Знания, 2001. — 113 с.

1 См.: Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2009. С. 145.

2 См.: Там же. С. 147.

1 См.: Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие. Челябинск, 2002. С. 30.

1 См.: Рузавин Г.И. Методы научного исследования. / Под ред. Л.Г. Князевой. М.: Мысль, 1975. С.34-35.

1 См.: Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: Учебное пособие. / Под ред. М.В. Дроздецкой. К.: МАУП, 2004. С. 56.

1 См.: Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: Учебное пособие. / Под ред. М.В. Дроздецкой. К.: МАУП, 2004. С. 57.

1 См.: Основы научных исследований: Учебное пособие / Под ред. А.А. Лудченко. К.: Знания, 2001. С. 19.

Требования к результатам научного исследования и формы их представления

Смысл научного исследования, его общественная ценность опре­деляется полученным научным результатом.

Научный результат это продукт научной деятельности, полученный на основе применения некоторого научно-мето­дического аппарата и удовлетворяющий требованиям но­визны, достоверности и полезности.

Основные требования, предъявляе­мые к научному результату, — это достоверность, новизна и полезность.

Достоверность научного результата— это показатель степени доверия к результатам исследования.

Новизна научного результата это понятие, характери­зующее тот факт, что научный результат являетсяпринципиально новым, неизвестным до сих пор.

Полезность научного результата это востребованность данного результата наукой и/или практикой.

Результаты исследования с точки зрения их вклада в науку и практику классифицируют на теоретические и практические.

Теоретические результаты формулируются в виде научных положе­ний.

Для научных результатов, являющихся вкладом в науку, характер­на высокая степень обобщения и абстрактности.

Существует множество форм представления результатов научно­го исследования. К письменным опубликованным формам относятся: моногра­фия, научная статья, тезисы научного доклада. К письменным неопубликованным формам относятся: диссертация, депониро­ванная рукопись и научно-технический отчет.

Монография —это научное книжное издание, которое содержит полное и всестороннее исследова­ние некоторой темы.

Научная статья это публикация научного ха­рактера ограниченного объема (как правило, до 10 — 12 страниц печатного текста), в которой авторы из­лагают результаты собственного исследования.

Тезисы доклада это письменная информация объемом
0,5-2 страницы печатного текста, содержащая кратко сформулированные основные положения устного выступления.

Диссертация это квалификационная научная работа, ко­торая содержит новое решение актуальной научной проблемы, свидетельствует о личном вкладе автора в на­уку и представлена к защите на соискание автором ученой степени кандидата или доктора наук.

Депонированная рукопись это неопубликованный научный документ, который изготавливается в нескольких экземпля­рах на компьютере (пишущей машинке) или фиксируется на дискете и передается для депонирования в органы информации.

Научно-технический отчет (отчет о научно-исследова­тельских работах и опытно-конструкторских разра­ботках) это документ, содержащий детальное описание хода и результатов иссле­довательской работы, выполняемой в сфере науки и техники.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 48 ; Нарушение авторских прав

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии раскрыты основные подходы к определению понятий «наука», «научное знание». Отличительные признаки науки. Наука как система. Процесс развития науки. Цель и задачи науки. Субъект и объект науки. Классификация наук. Характерные особенности современной науки. Учебное пособие предназначено для студентов обучающихся по специальности «Финансы и кредит».

Основные требования к теме научного исследования

Тема должна быть актуальной, т.е. важной, требующей надлежащего разрешения и разработки именно в настоящее время. Это требование является одним из основных. Критериев для оценки степени актуальности не существует. При оценке актуальности прикладных научных разработок более актуальной считается та тема, которая обеспечит больший экономический эффект.

Тема должна решать новую научную задачу, т.е. в достаточной мере соответствовать такой характеристике, как новизна. Это значит, что тема в принятой постановке никогда не разрабатывалась и не разрабатывается.

Грань между научными и инженерными исследованиями с каждым годом стирается все в большей степени. Однако при выборе темы новизна должна быть не инженерной, а именно научной, т.е. принципиально новой. Если разрабатывается даже новая задача, но на основе уже открытого закона, это область инженерно-экономических, а не научных разработок.

Тема должна быть экономически эффективной и значимой.

На стадии выбора темы исследования ожидаемый экономический эффект может быть определен, как правило, ориентировочно. Иногда экономический эффект на начальной стадии установить вообще невозможно. В таких случаях для ориентировочной оценки эффективности темы исследования можно использовать существующие аналоги.

Значимость как главный критерий темы имеет место при разработке исследований, определяющих уровень науки, составляющих фундамент для прикладных исследований или направленных на совершенствование общественных, экономических и производственных отношений и т.д.

Тема должна соответствовать профилю и специфике научного коллектива. Каждый научный коллектив по сложившимся традициям имеет свой профиль, квалификацию, компетентность. Это способствует накоплению опыта исследований, повышает теоретический уровень разработок, качество и экономическую эффективность, сокращает сроки выполнения исследования. Инициативу и прилив творческих сил в коллективе может вызвать выполнение нескольких (до 10%) непрофильных тем, не отличающихся резко от основной тематики коллектива.

Важной характеристикой темы является возможность ее практической реализации.

Большое значение при проведении научного исследования имеет обмен опытом с отраслевыми и академическими институтами, кафедрами родственных вузов. Особую роль также приобретает общение с ведущими научными работниками, ведущими специалистами в.данной сфере.

Методика выбора темы в научном коллективе, имеющем свои научные традиции и разрабатывающем комплексную проблему, существенно упрощается. В таких коллективах научные исследования выполняются не одиночками, а специализированными группами. При коллективной разработке научных исследований большую роль приобретают критика, дискуссия, обсуждение проблем.

В вузах именно таким образом создаются благоприятные условия для участия в научно-исследовательской работе не только преподавателей кафедр, но и студентов.

После ознакомления с темой научный работник перед коллегами обосновывает постановку вопроса и его состояние на момент получения темы.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Выбор темы и реализация научного исследования

Выбор темы научного исследования является одним из ответственных этапов. Тема, которую выбирает для исследования студент, должна быть связана с основными направлениями развития отрасли (туристическо-гостиничной индустрии международного туризма) и научными исследованиями, которые проводятся в вузе.

Ознакомьтесь так же:  Шаблон заявление на возврат товара

Под научным направлением понимают сферу научных исследований научного коллектива высшего учебного заведения, который в течение соответствующего времени решает ту или иную проблему. Научное направление подразделяется на отдельные научные проблемы. их решают несколько научных коллективов в течение двух или более лет.

Каждая научная проблема состоит из ряда тем. Тема — это научное задание, которое охватывает определенную отрасль научного исследования. Она базируется на многочисленных научных вопросах. Под научными вопросами понимают более мелкие научные задачи, которые принадлежат к конкретной отрасли научного исследования. Исследования по отдельным темам могут быть индивидуальными или проводиться группой научных работников в течение одного или ряда лет.

В каждой теме выделяются научные вопросы, которые решаются одним или несколькими исследователями. Например: главной научной проблемой в Киевском университете туризма, экономики и права являются:

— «Туризм как общественный феномен: проблемы теории (туризмология) и практики», а факультетские темы такие:

— «Глобализация мировой экономики и проблемы развития международного туризма»;

— «Повышение эффективности развития отрасли туристсько-гостиничной индустрии»;

— «Правовое обеспечение туризма в Украине».

Выбор той или иной темы для индивидуального или коллективного исследования осуществляется студентами самостоятельно по утвержденной тематикой кафедры на основании следующих критериев: актуальность темы, новизна темы, перспективность, соответствие профиля обучения студентов, осуществление разработки студентами темы в условиях университета, степень соответствия темы, выбранной студентами, тематической направленности научной работы кафедр.

Под актуальностью темы понимают ее народнохозяйственную ценность, то есть необходимость и неотложность ее решения для потребностей развития народного хозяйства.

Так, кафедрой менеджмента и маркетинга КУТЭП разработан перечень тем, которые требуют первоочередного исследования. К ним относятся:

— Экономический риск хозяйственной деятельности предприятий туризма в условиях рынка и предложения по их имущества.

— Обоснование объема предложений услуг на предприятиях сферы туризма;

— Анализ и обоснование численности и состава работников предприятий гостиничного хозяйства.

— Совершенствование системы управления персоналом в организациях туристской индустрии.

— Анализ эффективности инновационной деятельности предприятий гостиничного хозяйства и туризма и т.д.

Важным требованием к выбору темы исследования является ее перспективность или стабильность: исследователь должен понимать тенденции развития явлений и процессов, которые он собирается исследовать. Требования перспективности определяют параметры для выбора объекта обследования, подбора соответствующих методов исследования, а также характеристики условий, для которых будет осуществляться внедрение результатов научной работы. Для оценки перспективности тем применяют два метода: математический и экспертных оценок. Профессор А. Дудченко предлагает использовать в прикладных темах показатель перспективности Кп, в основу которого положены экономические показатели эффективности:

Кп = Езаг./Зд (1-Гг), где:

Езаг — общий ожидаемый экономический эффект (грн.);

Г — вероятность риска; устанавливается на основе научного прогноза;

Из — общие затраты на научное исследование (грн.).

Чем выше Кп, тем более перспективная тема, которая планируется для проработки.

При применении метода экспертных оценок используют балльную шкалу оценивания темы по определенным критериям перспективности группой экспертов. Тема, которая наберет больше всего баллов, считается перспективной.

Выбранная студентом тема должна соответствовать профилю обучения и арсенала методов, которые специалист после окончания вуза будет иметь возможность квалифицированно использовать в практической деятельности. Но это не означает, что в процессе исследования тема не может выходить за пределы основной специальной дисциплины. Наоборот, при выборе темы студент может начертить проведения исследований вопросов и из смежных дисциплин. Соответствие выбранной темы по профилю обучения студента чаще всего диктуется необходимостью использования основных результатов исследования при написании курсовых и дипломных работ, отчета о практике, при выступлениях на семинарах, конференциях и др.

При выборе темы исследования необходимо также учесть возможности ее разработки непосредственно в учебном заведении. В первую очередь имеется в виду то время, которое студент сможет выделить на разработку той или иной темы с учетом всего учебного процесса. Кроме этого, должны быть учтены все возможности разработки темы с точки зрения затрат материальных и финансовых ресурсов. Опыт свидетельствует, что большую роль при выборе темы студент играет степень ее соответствия тематической направленности научно-исследовательской работы соответствующей кафедры. Например, тема разрабатывается студентом под руководством преподавателя, научного руководителя, следовательно он сможет получить квалифицированную помощь только тогда, когда этот преподаватель в течение некоторого времени выполнял исследования по этому направлению.

Кроме этого, при совпадении круга научных интересов кафедры, преподавателя — руководителя научного исследования и студента значительно повышается интерес к исследованию со стороны студента, ускоряется процесс поиска методов работы и внедрение результатов НСД. Следует иметь в виду и то, что выбора темы должно предшествовать тщательное ознакомление студента с соответствующими отечественными и зарубежными литературными источниками своей и смежной специальности.

На втором этапе студент, в соответствии с выбранной темой, самостоятельно подбирает соответствующие литературные источники (книги, брошюры, статьи), официальные документы, ведомственные материалы по теме и обрабатывает их.

Данные о литературный источник заносятся на библиотечные карточки и перфокарты. На каждое литературное источник заполняется отдельная карточка.

Следовательно, формируется картотека литературных источников по теме исследования. Карты желательно сгруппировать в соответствующих вопросов, которые рассматриваются в научной работе.

Третий этап — уточнение проблемы (темы) и составление содержания научно-исследовательской работы. При составлении содержания работы прежде всего необходимо сделать обоснование темы, определить ее актуальность, новизну, поставить цель, разработать задания и т.п.

Цель исследования — это то, что в самом общем виде нужно достичь в конечном результате исследования. Формулировка цели обычно начинается словами: «разработать методику (модель, критерии, требования, основы, и т.д.)», «обосновать. », «обнаружить. », раскрыть особенности. », выявить возможности использования. » и т.д.

Четвертый этап — формулирование гипотезы, научного предвидения, предположения, выдвинутого для объяснения каких-либо явлений, процессов, причин, которые обусловили настоящее следствие.

Гипотеза является компасом, который определяет направление деятельности исследования. Удачно сформулирована гипотеза предполагает неопределенность результата исследования и направляет исследования на доведение реальности существования предполагаемого предположение.

Пятый этап. Сформулирована цель и гипотеза исследования логично определяют задачи, которые нужно решать в процессе работы. Чаще всего они звучат так: 1) изучить; 2) выявить; 3) разработать и т.д. Желательно, чтобы ответом на поставленные задачи был содержание соответствующих разделов работы.

Шестым этапом является определение методологии исследования. В научно-исследовательской работе применяются преимущественно методы наблюдения в его различных формах, анализ и обобщение собственного практического опыта и опыта других работников, проводится научный эксперимент, анализ результатов работы предприятий, учреждений, различные специальные исследовательские методы, а также методы математической статистики, моделирования, и т.п.

Седьмой этап — работа по систематизации накопленного материала в соответствии с планом работы, проведения анализа научных трудов, практического опыта, обобщение и т.д.

Восьмой этап. На этом этапе собранные при экспериментальном исследовании материалы обрабатывают статистически. На основе полученных материалов об отдельных явлениях, изучаемых определяют данные, которые характеризуют исследуемый комплекс в целом.

Сводки результатов исследования не следует путать с подведением итогов, то есть суммированием данных, накопленных в ходе исследования. После возведения результатов исследования может вияснитись, что полученные данные недостаточно достоверны, возникает необходимость в дополнительном сборе материалов. Проводится дополнительная серия наблюдений и экспериментов. При этом нужно иметь в виду, что дополнительные наблюдения и эксперименты должны проводиться в тех же условиях, что и основные. Сводные результаты исследования подлежат изучению и анализу. Главная задача анализа полученных данных заключается в их сравнении со сформулированной гипотезой и уточнением ее.

Девятый этап — составление расширенного плана научно-исследовательской работы, в соответствии с содержанием наработанного материала.

Десятый этап — литературное оформление результатов исследования. Все материалы исследования систематизируют и готовят к обобщению и литературного оформления, формулируются общие выводы к научно-исследовательской работы. При оформлении работы следует руководствоваться требованиями ВАК. На схеме 7 показаны этапы проведения научного исследования (по А.А. Киверялгом).

Схема 7. Этапы научного исследования (по Киверялгом А.А.).

Внедрение результатов исследования в практику — это начало применения результатов исследования в реальных практических условиях в образовании, на производстве и т. д.

Требования к теме научного исследования

Объектная область — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования — это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.).

Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности

Тема исследования — это сфера производимой исследовательской деятельности.

Проблема — это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию исследования.

Определение актуальности исследования — обязательное требование к любой научно-исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.

Ознакомьтесь так же:  Налог на доход с выигрышей

    Ряд практических шагов-приемов помогающих самостоятельно выбрать тему:
  • Аналитический обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов.
  • Руководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их.
  • Поисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой, новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин.
  • Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов.
  • Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве.
  • Поиск темы может вестись в «естественных» условиях научно-творческого общения начинающего исследователя с компетентными специалистами в избранной области изысканий.
  • Изучение научной литературы и уточнение темы

    1. Проведение поиска нужной информации.
    2. Составление предварительного списка изданий
    3. Непосредственная работа с источниками

    Определив тему и проблему своей работы, школьнику следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимы с выбранной объектной областью :

    1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования.
    2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения.
    3. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.

    Гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении .

    Основные свойства гипотезы:

    1. Неопределенность истинного значения.
    2. Направленность на раскрытие данного явления.
    3. Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы.
    4. Возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.

    Основные требования к формированию гипотезы:

    • В основе ее формирования должны находиться факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области.
    • Сама формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам.
    • Плодотворное использование гипотезы осуществимо только в том случае, если исследователь способен работать с ней как уже к принятой в системе науки теории.
    • Недопустимо, чтобы исследователь исходил из любой мыслимой гипотезы. Он должен основываться на отдельных свойствах, связях, зависимостях, взаимодействиях, условиях, объяснимых с помощью выводимых из данной гипотезы законов.

    Формулирование цели и задачи исследования

    Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.

    Можно поставить целью:

    • выявить…
    • установить…
    • обосновать…
    • уточнить
    • разработать….

    Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

    Задачи принято делить на практические и познавательные. Практические задачи призваны способствовать непосредственному преобразованию окружающей действительности. Второй тип задач включает подуровень эмпирических познавательных задач

    Определение методов исследования

    Общие и частные методы научных исследований, а также принципы подходов к различным типов объектов действительности и к разным классам научным задач изучает методология науки.

    Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений.

    Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование.

    Эмпирических методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация.

    Математические методы:

    • Статистические методы
    • Методы и модели теории графов и сетевого моделирования
    • Методы и модели динамического программирования
    • Методы и модели массового обслуживания
    • Метод визуализации данных (функции, графики)

    23. Выбор темы научного исследования

    Тема научного исследования может относиться к научному направлению или к

    или научных проблем, в области которых ведутся исследования. Например,

    научные исследования, выполняемые экономистами, охватываются общим

    направлением «экономика» (экономические науки). Внутри него можно

    выделить конкретные направления, основой которых являются специальные

    экономические науки: статистика, бухгалтерский учет, анализ хозяйственной

    деятельности, финансы, кредит, денежное обращение, ценообразование,

    экономика труда и т.д.

    Научная проблема — это совокупность сложных теоретических и(или)

    практических задач. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой,

    межотраслевой, но и глобальной, поскольку затрагивает интересы мирового

    Тема научного исследования является составной частью проблемы. В

    результате исследований по теме получают ответы на вопросы, охватывающие

    Под научными вопросами обычно понимаются мелкие научные задачи,

    Относящиеся к конкретной теме научного исследования.

    При выборе проблемы и тем научного исследования (на основе анализа

    противоречий исследуемого направления) формулируется сама проблема, и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, затем разрабатывается

    структура проблемы, выделяются темы, вопросы, устанавливается их

    Выбору темы должно предшествовать тщательное ознакомление с

    отечественными и зарубежными литературными источниками по данной и

    смежным специальностям. Существенно упрощается методика выбора тем в

    научном коллективе, имеющем научные традиции (свой профиль) и раз-

    рабатывающим комплексную проблему. При коллективной разработке научных

    исследований большую роль приобретают критика, дискуссии, обсуждение

    проблем и тем. В процессе дискуссии выявляются новые, еще не решенные

    актуальные задачи разной степени важности и объема.

    Научные темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными.

    24. Определение цели и задачи научного исследования.

    Название научной работы, цель и задачи. Конечно, чаще всего тему

    формулирует и предлагает студенту преподаватель, научный руководитель, но и

    студент может проявлять инициативу и предлагать сваю формулировку.

    При этом формулировка названия темы должна отвечать ряду требований:

    в названии темы должна быть сформулирована проблема;

    тема должна быть достаточно конкретной;

    в названии темы должны присутствовать важнейшие категории, вы-

    ражающие качественные характеристики проблемы.

    Например, если выбрать тему «Государственное управление», то такая тема

    для научной работы не подойдет, будет слишком абстрактной. Тема

    «Таможенная политика Российской Федерации» для учебной работы (реферата,

    курсовой или дипломной), может быть, и подходит, но в таком названии нет

    проблемы. Даже для учебных целей лучше бы взять какой-то конкретный аспект:

    «Таможенная политика РФ как инструмент государственного управления». Здесь

    уже очевидна проблема: как реализуется государственное управление

    экономическими процессами с помощью изменения таможенных методов. Для

    научной работы лучше взять еще более конкретную тему: «Стимулирование

    малого и среднего бизнеса с помощью таможенной политики». В соответствии е

    обозначенной темой формулируется цель, которая должна быть ясно и четко

    К основным требованиям к названию темы научной работы относится и

    актуальность научной темы определяется новизной, связью с жизнью общества, назревшим противоречием. Здесь имеется еще один рискованный критерий —

    модность. Если тема модная, оперативно отражает конъюнктуру в данной сфере,

    спрос на решение проблемы, то можно выиграть, если раньше конкурентов

    написать и опубликовать работу, в которой предложить решение этой проблемы.

    Но если промедлить, то появляется огромное количество конкурентов и будет

    сложно показать преимущества и новизну своей работы, ее оригинальность.

    Информационное обеспечение научной работы студента

    Под источником информации понимается документ, содержащий какие-либо

    сведения. К документам относят различного рода издания, являющиеся

    основным источником научной информации. Издание — это документ,

    предназначенный для распространения содержащейся в нем информации,

    прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или

    тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные

    Источниками научной информации служат неопубликованные документы:

    диссертации, депонированные рукописи, отчеты о научно-исследовательских

    работах и опытно-конструкторских разработках, научные переводы, обзорно-

    аналитические материалы. В отличие от изданий эти документы не рассчитаны

    на широкое и многократное использование, находятся в виде рукописей либо

    тиражируются в небольшом количестве экземпляров средствами машинописи или

    Все документальные источники научной информации делятся на первичные и

    вторичные. Первичные документы содержат исходную информацию,

    непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники

    научных трудов, авторефераты диссертаций и т.д.), а вторичные документы

    являются результатом аналитической и логической переработки первичных

    документов (справочные, информационные, библиографические и другие тому

    Издания классифицируют по различным основаниям: по целевому

    назначению (официальное, научное, учебное, справочное и др.); степени

    аналитико-синтетической переработки информации (информационное,

    библиографическое, реферативное, обзорное); материальной конструкции

    (книжное, журнальное, листовое, газетное и т.д.); знаковой природе информации

    (текстовое, нотное, картографическое, изоиздание); объему (книга, брошюра,

    листовка); периодичности (непериодическое, сериальное периодическое,

    продолжающееся); составу основного текста (моноиздание, сборник); структуре

    (серия, однотомное, многотомное, собрание сочинений, избранные сочинения).

    Нас в первую очередь интересуют издания, из которых может быть

    почерпнута необходимая для научно-исследовательской работы информация. Это

    научные, учебные, справочные и информационные издания.