Требования освещение в школе

Гигиенические требования к освещению в учебных классах

26 марта 2015 14:05 | санитарный надзор

Обязательными требованиями к искусственному освещению помещений образовательных организаций изложены в пункте 7.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Согласно данному документу во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

В учебных кабинетах следует применять систему общего освещения. Она обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением — софитами, предназначенными для освещения классных досок. Рекомендуется размещать светильники выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону пространства перед доской.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателям дискомфорности (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 ед. При этом не следует использовать в одном помещении люминесцентные и лампы и лампы накаливания.

Минимальные уровни освещенности установлены для учебных кабинетов, аудиторий, лабораторий, рекреаций. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусматривать раздельное включение линий светильников. Кроме того, для наиболее рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с нормируемыми коэффициентами отражения:

Следует использовать следующие цвета красок: для потолков – белый; для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого; розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) – цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам – белый.

Чистку осветительной арматуры светильников необходимо проводить по мере загрязнения, не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собирают в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

Управлением при проведении надзорных мероприятий проводится оценка уровня освещенности в детских учреждениях требованиям санитарного законодательства. В 2014 году проверки проведены в отношении 188 общеобразовательных учреждений. В ходе проверок в детских и подростковых учреждениях области проведено 11952 замера уровней искусственной освещенности. Удельный вес неудовлетворительных результатов замеров составил 7,8%, что связано в основном с неудовлетворительными замерами коэффициента пульсации – показателя качества искусственной освещенности в учебных помещениях. По результатам неудовлетворительных результатов выданы предписания по устранению недостатков и проведены мероприятия по улучшению освещенности в образовательных организациях.

Недостаточные уровни освещенности являются одной из причин формирования патологии органа зрения. В целом по данным результатов профилактических осмотров детского населения в организованных коллективах области в 2014 году в сравнении с 2013 годом отмечается уменьшение выявляемости детей с понижением зрения на 3,4%.

Специалистами Управления в 2014 году по результатам контрольно – надзорных мероприятий в образовательных организациях области за нарушения санитарного законодательства, в том числе за несоответствие гигиеническим нормативам искусственной освещенности составлено 963 протокола об административном правонарушении, вынесены постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде штрафов.

Требования освещение в школе

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 8 апреля 2003 г. N 34
«О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03»

На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ * «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 ** постановляю:

Ввести в действие санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 апреля 2003 г., с 15 июня 2003 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2003 г. Регистрационный N 4443

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295.

2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация
предприятий, планировка и застройка населенных пунктов

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03
«Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному
освещению жилых и общественных зданий»
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 апреля 2003 г.)

Дата введения: с 15 июня 2003 г.

жилых и общественных зданий

жилых и общественных зданий

и общественных зданий

I. Область применения и общие положения

1.1. Настоящие санитарные правила и нормы (далее — санитарные правила) разработаны на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999Ю N 14, ст.1650), Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295).

1.2. Санитарные правила предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством и реконструкцией жилых, общественных зданий в городах, поселках и сельских населенных пунктах, а также учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

1.3. Санитарные правила распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания.

1.4. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий.

1.5. Гигиеническая оценка освещения жилых и общественных зданий проводится для установления соответствия настоящим санитарным правилам.

Расчеты освещения являются обязательным разделом в составе предпроектной и проектной документации.

1.6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

II. Гигиенические требования к естественному освещению помещений жилых и
общественных зданий

2.1. Общие требования

2.1.1. Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.

2.1.2. Естественное освещение подразделяется на следующие типы: боковое, верхнее и комбинированное (верхнее и боковое).

2.1.3. При верхнем или комбинированном естественном освещении помещений любого назначения нормируется среднее значение коэффициента естественной освещенности (КЕО) в точках, расположенных на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и рабочей поверхности. Расчетная точка принимается в геометрическом центре помещения или на расстоянии 1 м от поверхности стены, противостоящей боковому светопроему.

2.1.4. При комбинированном естественном освещении допускается деление помещения на зоны с боковым освещением (зоны, примыкающие к наружным стенам с окнами) и зоны с верхним освещением. Нормирование и расчет естественного освещения в каждой зоне производятся независимо друг от друга.

2.1.5. При двухстороннем боковом освещении помещений любого назначения нормированное значение КЕО должно быть обеспечено в геометрическом центре помещения (на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и рабочей поверхности).

2.1.6. В центральной части и исторических зонах города в помещениях жилых и общественных зданий с односторонним боковым освещением, кроме помещений, указанных в подпунктах 2.3.2 а) , 2.3.3 а) и 2.3.4 а) настоящих норм, нормированное значение КЕО, равное 0,50%, должно быть обеспечено в центре помещения.

2.1.7. Расчет естественного освещения помещений производится без учета мебели, оборудования, озеленения и деревьев, а также при стопроцентном использовании светопрозрачных заполнений в светопроемах. Допускается снижение расчетного значения КЕО от нормируемого КЕО (е_н) не более чем на 10%.

2.1.8. Расчетное значение средневзвешенного коэффициента отражения внутренних поверхностей помещения следует принимать равным 0,5.

2.1.9. Неравномерность естественного освещения помещений с верхним или комбинированным естественным освещением не должна превышать 3:1. Расчетное значение КЕО при верхнем и комбинированном естественном освещении в любой точке на линии пересечения условной рабочей поверхности и плоскости характерного вертикального разреза помещения должно быть не менее нормированного значения КЕО (е_н) при боковом освещении в соответствии с таблицами 1 , 2 .

2.1.10. Без естественного освещения допускается проектировать помещения, приведенные в таблицах 1 , 2 настоящих норм, требования к которым по естественному освещению не предъявляются.

2.2. Требования к естественному освещению помещений жилых зданий

2.2.1. Требования к естественному освещению жилых зданий в зависимости от назначения помещения изложены в таблице 1 .

2.2.2. При одностороннем боковом освещении в жилых зданиях нормируемое значение КЕО должно быть обеспечено в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов: в одной комнате для 1-, 2- и 3-комнатных квартир и в двух комнатах для 4- и более комнатных квартир.

Ознакомьтесь так же:  Стоимость осаго для приоры

В остальных комнатах многокомнатных квартир и в кухне нормируемое значение КЕО при боковом освещении должно обеспечиваться в расчетной точке, расположенной в центре помещения на плоскости пола.

2.2.3. При одностороннем боковом освещении жилых комнат общежитий, гостиных и номеров гостиниц нормируемое значение КЕО должно быть обеспечено в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола в геометрическом центре помещения.

2.3. Требования к естественному освещению общественных зданий

2.3.1. Требования к естественному освещению общественных зданий в зависимости от назначения помещений изложены в таблице 2 .

2.3.2. При одностороннем боковом освещении в помещениях детских дошкольных учреждений нормируемое значение КЕО должно быть обеспечено:

а) в групповых и игровых помещениях — в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;

б) в остальных помещениях — в расчетной точке, расположенной в геометрическом центре помещения на рабочей поверхности.

2.3.3. При одностороннем боковом освещении помещений школ, школ-интернатов, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений нормируемое значение КЕО должно быть обеспечено:

а) в учебных и учебно-производственных помещениях — в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;

б) в остальных помещениях — в расчетной точке, расположенной в геометрическом центре помещения на рабочей поверхности.

2.3.4. При одностороннем боковом освещении помещений учреждений здравоохранения нормируемое значение КЕО должно быть обеспечено:

а) в палатах больниц, в палатах и спальных комнатах объектов социального обеспечения (интернатов, пансионатов для престарелых инвалидов и т.п.), санаториев и домов отдыха — в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;

б) в кабинетах врачей, ведущих прием больных, в смотровых, в приемно-смотровых боксах, перевязочных — в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;

в) в остальных помещениях — в расчетной точке, расположенной в центре помещения на рабочей поверхности.

2.3.5. В помещениях общественных зданий, за исключением помещений, указанных в пунктах 2.3.2 а) , 2.3.3 а) и 2.3.4 а ), допускается деление помещений на зоны с достаточным и недостаточным естественным освещением.

III. Гигиенические требования к искусственному освещению помещений жилых и
общественных зданий

3.1. Общие требования

3.1.1. Искусственное освещение подразделяется на рабочее и аварийное.

3.1.2. Искусственное освещение помещений подразделяется на общее и комбинированное.

3.1.3. Рабочее освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта.

3.1.4. Нормируемые значения освещенности в настоящих нормах установлены в точках ее минимального значения на рабочей поверхности внутри помещений для разрядных источников света.

3.1.5. Для общего освещения помещений следует использовать разрядные лампы и/или лампы накаливания.

Для местного освещения, кроме разрядных источников света, допускается использование ламп накаливания, преимущественно галогенных.

Применение ксеноновых ламп внутри помещений не допускается.

3.1.6. Нормированные значения освещенности в люксах, отличающиеся на одну ступень, следует принимать по шкале: 0,2; 0,3; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 10; 15; 20; 30; 50; 75; 100; 150; 200; 300; 400; 500; 600; 750; 1000; 1250; 1500; 2000; 2500; 3000; 3500; 4000; 4500; 5000.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

3.1.7. Нормы освещенности, приведенные в таблицах 1 и 2 , допускается снижать на одну ступень по шкале освещенности в следующих случаях:

а) при использовании люминесцентных ламп улучшенной цветопередачи * только при сохранении норм по коэффициенту пульсации;

б) для всех разрядов зрительных работ при использовании ламп накаливания, в том числе галогенных.

3.1.8. Показатель дискомфорта не должен превышать нормативных значений, приведенных в таблицах 1 и 2 , в расчетной точке, расположенной на центральной оси стены помещения, перпендикулярной линии светильников, на высоте 1,5 м от пола.

Показатель дискомфорта не регламентируется для помещений, длина которых не превышает двойной высоты установки светильников над полом.

3.2. Требования к искусственному освещению помещений жилых зданий

3.2.1. Требования к искусственному освещению в зависимости от назначения помещения изложены в таблице 1 .

3.2.2. Общедомовые помещения должны быть обеспечены общим искусственным освещением.

3.3. Требования к искусственному освещению помещений общественных зданий

3.3.1. Требования к искусственному освещению в зависимости от назначения помещения изложены в таблице 2 .

3.3.2. В помещениях общественных зданий следует применять систему общего освещения. Рекомендуется применение системы комбинированного освещения в помещениях общественных зданий, где выполняется напряженная зрительная работа.

3.3.3. Общее освещение в помещениях общественных зданий должно быть равномерным. Общее локализованное освещение допускается предусматривать:

— в помещениях со стационарным крупным оборудованием (торговые залы магазинов, архиво- и книгохранилища);

— в выставочных помещениях с постоянно фиксированными плоскостями экспозиции;

— в помещениях, в которых рабочие места расположены группами, сосредоточенными на отдельных участках (пошивочные и ремонтные мастерские, гладильные, лаборатории);

— в помещения, на разных участках которых выполняются работы различной точности, требующие разные уровни освещенности.

3.3.4. Уровни суммарной засветки окон жилых зданий, палат лечебных учреждений, палат и спальных комнат объектов социального обеспечения световыми приборами наружного освещения не должны превышать следующих значений средней вертикальной освещенности:

— 7 лк — при норме средней яркости проезжей части 0,4 кд/м2;

— 10 лк — при норме средней яркости проезжей части 0,6 — 1,0 кд/м2;

— 20 лк — при норме средней яркости проезжей части 1,2 — 1,6 кд/м2.

3.3.5. Уровни суммарной засветки окон жилых зданий, палат лечебных учреждений, палат и спальных комнат объектов социального обеспечения от архитектурного, рекламного освещения, а также установок освещения строительных площадок не должны превышать более чем на 10% величин, указанных в п.3.3.4 .

3.3.6. Размещение пульсирующих рекламных установок допускается при отсутствии прямой видимости их воздействия в точке, расположенной на расстоянии 1 м от геометрического центра светопроема.

IV. Гигиенические требования к совмещенному освещению помещений жилых и
общественных зданий

4.1. Совмещенное освещение помещений жилых и общественных зданий допускается предусматривать в случаях, когда это требуется по условиям выбора рациональных объемно-планировочных или градостроительных решений, за исключением жилых комнат домов и общежитий, гостиных и номеров гостиниц, спальных помещений санаториев и домов отдыха, групповых и игральных детских дошкольных учреждений, палат лечебно-профилактических учреждений, палат и спальных комнат объектов социального обеспечения (интернатов, пансионатов для престарелых и инвалидов и т.п.).

4.2. Требования к совмещенному освещению в зависимости от назначения помещения изложены: для жилых зданий — в таблице 1 ; для общественных зданий — в таблице 2 .

4.3. При совмещенном освещении общественных зданий нормируемые значения КЕО должны составлять от нормированных значений КЕО при естественном освещении:

— не менее 87% для учебных и учебно-производственных помещений школ, школ-интернатов, учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

— не менее 60% для остальных помещений.

4.4. При совмещенном освещении нормируемую освещенность в учебных и учебно-производственных помещениях школ, школ-интернатов, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений следует повышать на одну ступень по шкале освещенности в соответствии с п.3.1.6.

4.5. При совмещенном освещении учебных и учебно-производственных помещений школ, школ-интернатов, учебных заведений начального и среднего профессионального образования следует предусматривать раздельное включение рядов светильников, расположенных параллельно светопроемам.

4.6. Искусственное освещение при совмещенном освещении помещений следует проектировать в соответствии с разделом IV настоящих норм. При этом необходимо предусматривать раздельное включение общего искусственного освещения и дополнительного искусственного освещения, используемого в течение дня.

* Индекс цветопередачи — R_a >= 90%

Прочерки в таблице означают отсутствие предъявляемых требований

* В жилых домах и квартирах приведенные значения освещенности, показателя дискомфорта и коэффициента пульсации являются рекомендуемыми.

** Норма дана для ламп накаливания.

Нормируемые показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений общественного здания, а также сопутствующих им производственных помещений

Каким должно быть освещение в школе

В жизни каждого человека школа занимает большое значение, так как именно здесь протекают лучшие года детства, и происходит процесс обучения детей новым знаниям. Поскольку детский организм очень восприимчив к новой информации, а также окружающей его среде, то для наибольшей эффективности образовательного процесса в школе должны быть созданы благоприятные условия обучения. Особенно важно здесь освещение.

Создание системы освещения в любом образовательном учреждении требует четкого соблюдения определенных норм и требований для того, чтобы уровень освещенности не оказывал на детей неблагоприятного эффекта, а они могли спокойно обучаться и получать новые знания. О том, как сделать освещение в школе правильным, причем во всех его разнообразных помещениях, расскажет эта сегодняшняя статья.

Ознакомьтесь так же:  Приказ о расширении зоны платных парковок

Особенности организации образовательных учреждений

Школы в нашей стране рассчитаны для обучения детей, входящих в разные возрастные группы. Так в младшей школе обучаются еще совсем маленькие дети, а в средней и старшей уже постарше. Поэтому требования и нормы, предъявляемые для класса, будут отличаться в зависимости от того, какого возраста здесь будут обучаться дети.

Дети в школе проводят большую часть дня, занимаясь самыми разнообразными действиями:

  • пишут и читают;
  • занимаются изобразительным искусством и трудов;
  • занимаются спортом;
  • отдыхают на переменках;
  • кушают в столовой;
  • проводят лабораторные занятия в кабинетах химии и физики.

Чтобы все манипуляции, описанные выше, проходили качественно и безопасно, необходимо создать правильное освещение не только учебного класса и отдельного рабочего места каждого ребенка, но и коридоров и спортзалов.
Стоит отметить, что неправильно организованной уровень освещенности в любом помещении школы будет негативным образом влиять на психику, здоровье и успеваемость каждого школьника. Поэтому чтобы уровень освещённости был оптимальным, были разработаны специальные нормы и требования. Эти нормы и требования прописаны в специальной документации (СанПин и СНиП).

Нормы уровня освещенности для школ

В этих документах, особенно в СанПин описаны все нормы и требования, которые следует учитывать при организации каждого рабочего места для школьника, а также уровня освещенности для любых образовательных помещений.

Обратите внимание! Освещение школьных комнат и других помещений является весомым компонентов, если не самым важным, в правильной организации учебного процесса.

По этой причине именно образовательным учреждениям в СанПин и СНиП отводиться достаточная часть. Здесь прописаны все нормы и требования, которые обязательно стоит учитывать при организации освещенности школы. Здесь стоит отметить, что требования и нормы, указанные в СанПин нужно применять ко всем типам освещения (искусственное и естественное) и с оценкой особенностей каждого отдельного помещения:

  • учебного класса и отдельного рабочего места для школьника;
  • коридора;
  • столовой;
  • спортзала;
  • лабораторных кабинетов и т.д.

Поэтому в каждом помещении, как говорят требования и нормы указанные в СанПин и СНиП касательно уровня освещенности, должны использоваться свои типы светильников (могут быть светодиодными, люминесцентными и т.д.), обладающие определенными характеристиками.

Естественный и искусственный тип освещения школы

В регламентирующей документации (СанПин и СНиП) прописаны нормы и требования для двух типов освещения:

При этом максимальное значение при создании уровня освещенности для рабочего места школьника или целого помещения уделяется естественной подсветки.

Обратите внимание! Естественное освещение максимально оптимально для человеческого глаза. Поэтому для детей такой свет будем самым лучшим решением.

Естественное освещение в образовательных учреждениях достигается благодаря большим оконным проемам. Конкретные нормы и требования, касательно естественного типа подсветки приведены в СанПин и СНиП. Причем большое значение здесь уделяется для подсветки рабочего места каждого школьника.

Естественное освещение школы

Естественное освещение под собой подразумевает свет, исходящий от солнца в ясную или пасмурную погоду в вечерние, утренние или дневные часы. Но бывают ситуации, когда естественное освещение не способно на оптимальном уровне создать требуемый по нормам уровень освещенности. В такой ситуации нормы регламентирующей документации предписывают использовать искусственный тип подсветки.

Обратите внимание! Искусственная подсветка реализуется через различные типы осветительных приборов, уровень освещенности которых можно регулировать. В отличие от него, естественное освещение изменяется только опосредованно, с помощью штор и жалюзи.

Искусственная подсветка школы

Для создания искусственной подсветки существуют следующие требования к ее организации:

  • для рабочего места любого школьника должен создаваться оптимальный уровень освещенности. Такие требования предъявляются для каждого школьного помещения (класса, спортзала, столовой, коридора и т.д.);
  • отсутствие слепящего и мерцающего эффекта;
  • равномерное распределение светового потока по площади помещения;
  • свет должен быть рассеянным и без резких теней;
  • быть безопасным для детей и не изменять химические свойства воздуха, т.е. создавать экологически чистым осветительными приборами и источниками света (например, светодиодное).

Рассмотрим вариант создания искусственной подсветки в каждом типе школьного помещения.

Освещение в классных комнатах и кабинетах

Самым важным помещением в школе является классные комнаты или кабинеты. В них дети проводят большую часть образовательного времени, получая новые знания по самым разнообразным наукам. Здесь для школьника определено его постоянное рабочее место. При этом для рабочего места каждого отдельного ученика нормы и требования по СанПин и СНиП существуют одни и те же, что позволяет создать оптимальный уровень освещенности на всей площади освещаемого помещения. В результате этого повышается успеваемость, как отдельного школьника, так и всего класса в целом.

Классные комнаты и кабинеты должны выполнять следующие требования и нормы:

  • освещаться теплым светом. Причем это требование более актуально для классов начальной школы;
  • расположение осветительных приборов должно выбираться на основании геометрии помещения, угла рассеивания света и уровня яркости;
  • равномерное освещение помещения;
  • для освещения можно использовать светодиодное или люминесцентное освещение;
  • отношение наименьшей освещённости в классах не должно превышать 0,5. Минимальной степени освещенности составляет 150 люкс. При этом максимальный уровень подсветки в классах должен находиться на уровне 750 люкс.

При этом особое внимание здесь нужно уделить школьной доске. Это связано с тем, что работа школьника в классе предполагает выход его к доске. Для комфортного пребывания школьника возле доски здесь должны быть соблюдены следующие требования:

  • полное исключение слепящего эффекта;
  • создание светового потока, который позволяет комфортно и удобно обозревать текст и графики с любой точки класса;
  • независимости осветительных приборов от других типов электроприборов;
  • экономичность светильников;
  • минимальный уровень создаваемого осветительными приборами шума.

Освещение возле доски

Зачастую в классах в качестве осветительных приборов используют продолговатые люминесцентные светильники. Но в последнее время все большую популярность в данном вопросе завоевывают светодиодные светильники. Но они стоят несколько дороже люминесцентных. Поэтому последние так быстро и не вытесняются с рынка осветительной продукции.

Освещение в школьных коридорах

По школьным коридорам школьники и преподаватели перемещаются в перерывах между занятиями. Здесь же дети поводят свободное от уроков время и отдыхают. Поэтому система освещения здесь не менее важна, чем в классных комнатах.

Освещение в школьном коридоре

Обеспечить максимальную безопасность передвижения по этим помещениям, а также комфортное времяпрепровождение учащихся можно с помощью правильно организованной подсветки. Здесь обычно используются встраиваемые или накладные растровые светильники, в которые встроены люминесцентные лампочки.

Обратите внимание! Осветительные приборы школьных коридоров могут быть оснащены специальными отражателями для рассеивания света.

Такие светильники дают оптимальный световой поток при низком потреблении электроэнергии.

Освещение актового и спортивного зала

Важное место в создании качественной подсветки в школе занимает освещение спортзала. Здесь дети занимаются физическими упражнениями, поэтому важно создать для спортзала максимально безопасные условия нахождения детей во время занятий физкультурой.

Освещение школьного спортзала

И главную роль в этом играет освещение. Большую часть световой нагрузки ложиться в этом помещении на искусственную подсветку, поскольку окна в спортзалах располагаются зачастую под потолком и защищены решетками для защиты стекол от механических повреждений.
Для освещения спортзала используют люминесцентные светильники, которые располагаются вдоль двух длинных стен.

Обратите внимание! Осветительные приборы в спортзале никогда не размещают на торцевых стенах. Такое размещение светильников может создать слепящий эффект, что во время занятия школьниками активными играми может привести к их травмированию.

Освещение в актовом зале

Иногда, если люминесцентные светильники создают недостаточный уровень освещенности, то в таких помещениях используют прожекторы. Их размещают в углах спортивных залов. Такой же принцип подсветки применяется и для актовых залов. Но здесь возможно качественное естественное освещение через большие оконные проемы.
Освещение данных помещений является наиболее сложным в плане организации, поскольку они имеют свою узкую специализацию. Для каждого зала здесь существуют свои нормы и требования, указанные в СНиП и СанПин.

Освещение школьной столовой

Еще одним важным школьным помещением является столовая. В ней школьники питаются на большом перерыве. Поэтому здесь обычно наблюдается столпотворение детей. Из-за этого световой поток здесь также должен отвечать требованиям СНиП и СанПин, чтобы минимизировать риск травмирования детей.

Освещение в школьной столовой

Здесь светильники должны выступать в качестве эстетического интерьера и своим свечением создавать комфортную обстановку для питания. В школьном кафетерии можно использовать следующие типы светильников:

Обратите внимание! В школьной столовой следует отдавать предпочтение источникам света, дающих теплый световой поток.

В школе имеется много разнообразных помещений с определенными требованиями и нормами, применяемых к уровню освещенности. Все эти сложности обусловлены тем, что в классных комнатах, коридорах, кафетерии и спортивных залах нужно создать максимально комфортные и удобные условиях для пребывания в них людей. Кроме этого здесь нужно создать безопасные условия для передвижения. Все нормы и требования для школьных учреждений оговорены в СанПин и СНиП. Они помогут вам в правильной организации освещения любых школьных помещений.

Ознакомьтесь так же:  Приказ 67н 2011

Современное освещение школ

Федюкина Г.В. канд. тех. наук (под общей редакцией проф. Ю.Б. Айзенберга)

Брошюра подготовлена Московским Домом Света по заказу Проекта ПРООН/ГЭФ/Минэнерго РФ «Преобразование рынка для продвижения энергоэффективного освещения в России».
В брошюре приведены практические рекомендации по устройству современного освещения школьных помещений. Сформулированы основные требования к освещению, даны нормируемые параметры, обеспечивающие условия освещения, необходимые с точки зрения гигиены зрения детей и подростков. Показаны реальные возможности повышения энергоэффективности освещения школ за счет применения новых источников света и средств управления, что позволяет снизить выбросы в атмосферу вредных веществ, уменьшая тем самым загрязнение окружающей среды. Брошюра является популярным изданием и не предназначена в качестве пособия для проектирования.
Брошюра подготовлена при участии независимых экспертов и консультантов. Мнение авторов необязательно отражает точку зрения ПРООН, других учреждений системы ООН, Министерства энергетики РФ и организаций, сотрудниками которых они являются.
© Программа развития Организации Объединенных Наций
(ПРООН), http://www.undp.ru/, 2011

Введение

Практика показывает, что существует взаимозависимость между успешной учебой и состоянием здоровья школьников и состоянием окружающей среды в школе, поэтому хорошие условия для обучения — это инвестиции в будущее.

Искусственное освещение школьных зданий имеет большое значение для правильной постановки и проведения учебного процесса, создания комфортных условий для выполнения сложных зрительных задач и в деле эффективного использования электроэнергии, расходуемой на освещение.

Одним из главных при этом является вопрос гигиены зрения, поскольку в России сложилось крайне неблагоприятное положение с состоянием зрения детей и юношества.

Известны статистические данные, в соответствии с которыми 22—25 % молодых людей заканчивают школу с дефектами зрения, при этом патология возрастает за период обучения в 2,4—2,5 раза. Прежде всего — это появление и развитие близорукости (миопии). В числе причин близорукости серьезным считается недостаток дневного света и искусственного освещения. Подтверждением этого является зависимость частоты общей близорукости школьников от района проживания. По результатам исследований, проводимых в нашей стране с 1978 по 1982 гг., на севере близорукость была выявлена у 11—39 % школьников, на юге — у 5—8 %. Ученые объясняют распространенность миопии в северных районах рядом причин, главная из которых — особенности светового режима, в том числе неудовлетворительное освещение школ. Известно, что недостаточное или некачественное освещение способствует развитию близорукости из-за вынужденной позы, приближающей глаза к рассматриваемым объектам при чтении, письме, рисовании, для увеличения угловых размеров рассматриваемых объектов. Именно поэтому особенно высоки требования к оздоравливающему воздействию света в период роста организма, когда вырабатываются зрительные навыки и продолжается рост глаза, формируется оптическая рефракция глаз, заканчивающиеся у детей в разных климатических условиях и в разных этнических группах населения лишь к 18—24 годам.

Обследования состояния освещения школ, регулярно проводимые в России в городах и сельской местности в начале 80-х годов прошлого века, затем в начале этого века показали, что нормы освещения не выполняются и наполовину и, в целом, прослеживается даже тенденция ухудшения условий освещения школ. Так, даже в обследованных школах Москвы освещенность на досках составляет 130—140 лк при норме 500 лк, в классах на рабочих местах освещенность составляет от 50—100 лк до 250—260 лк при норме 400 лк. Большинство школ, освещенных устаревшими люминесцентными лампами, имеют уровень пульсации светового потока в 2,5—3 раза превышающий максимально допустимый. Несмотря на то, что утвержденные в 2003 г. нормативные документы запрещают применение ламп накаливания при освещении учебных помещений, они до сих пор используются во многих школах в давно устаревших неэффективных светильниках, из-за чего перерасход электроэнергии в школах зачастую составляет до 35—40 %, что свидетельствует о значительных резервах экономии.

Таким образом, возникает серьезная необходимость обеспечить правильное освещение школ, которое означает соблюдение основных требований к освещению при применении новых современных технологий.

Основные требования к освещению

Требования к освещению содержат гигиенический, экологический и энергетический аспекты. Кроме того, условия освещения должны быть комфортны.

Гигиенический аспект включает нормирование основных параметров освещения, обеспечивающих зрительную работоспособность при минимальном утомлении. Энергетический и экологический аспекты заключаются в использовании наиболее энергоэффективных источников света и применении способов и средств управления освещением, обеспечивающих меньшее энергопотребление. Это, в свою очередь, позволяет снизить выбросы в атмосферу вредных веществ и уменьшить тем самым загрязнение окружающей среды. Стоит отметить, что проблема сохранения окружающей среды уже входит в программу школьного обучения, поэтому его некоторые практические светотехнические стороны (например, необходимость отключения неиспользуемого освещения), привитые с детства, могут в какой-то мере повлиять на будущее человеческой цивилизации. Обобщающей и накладывающей фоновое влияние на все нормируемые характеристики освещения является комфортность освещения, делающая благоприятным восприятие световой среды.

Конкретные величины рекомендуемых параметров освещения зависят от многих факторов: характера и назначения помещения, вида, сложности и длительности выполняемой в них зрительной работы.

Согласно современной концепции системы общего образования, школа выполняет социальную функцию центра учебно-воспитательной работы в жилой среде и в оптимальном варианте трактуется как школа полного дня, в которой учащиеся будут получать образование, выполнять уроки, заниматься спортом в различных кружках и студиях, отдыхать, питаться. Для управления, организации, проведения и контроля учебно-воспитательного процесса предусматривается широкое применение технических средств обучения.

В этой связи архитектурно-планировочные решения и инженерные устройства зданий, а также технологическое оборудование должны соответствовать требованиям учебного процесса, а специалисты, занимающиеся проектированием современного освещения школ, должны обладать всей совокупностью знаний техники освещения.

Исходными отечественными документами при проектировании являются санитарные и строительные нормы, существенно приближенные к международным.

Стоит отметить, что введенные с 1 сентября 2011 года новые санитарные нормы для общеобразовательных учреждений включают требования к освещению, отвечающие современному уровню.

Показатели освещения

Основной характеристикой освещения является освещенность на рабочей поверхности, причем, согласно отечественным документам — минимальная освещенность. Нормируемые значения освещенности устанавливаются в зависимости от точности и сложности зрительной работы и по уровням утомления, оцениваемым приближенно по доле времени чисто зрительной работы при направлении линии зрения на рабочую поверхность. Для чтения и письма на рабочих местах (партах) нормируется 400 лк, для черчения и рисования — 500 лк, освещенность на доске — 500 лк. Освещенность может быть плоскостной (горизонтальной, вертикальной) и пространственной (цилиндрической).

Коэффициент запаса. Нормируемые значения являются величинами, ниже которых освещенность не должна быть за все время эксплуатации оборудования. Поэтому вводится коэффициент запаса, значение которого для школьных помещений с нормальными условиями среды принимается равным 1,4 и на который увеличиваются нормируемые значения.

Неравномерность освещенности. Освещенность определяется в пределах так называемой рабочей зоны, при этом, во избежание перепадов яркости в поле зрения, нормируется освещенность в зоне непосредственного окружения, которая, как правило, имеет меньшее значение.

Ограничение блескости. Мешающим зрению побочным действием являются прямая и отраженная блескость, возникающая за счет большого контраста между очень светлыми и очень темными поверхностями или при взгляде на светящиеся предметы. Ограничение прямой блескости, согласно последней редакции отечественных норм, выполняется обобщенным показателем дискомфорта «UGR» (Unified Glare Rating), принятым в международной практике и учитывающим совокупное действие всех светильников в помещении. Нормируемые значения « UGR» для школьных помещений разного назначения составляют 14—25.

Тенеобразование. Для восприятия объемных объектов, определения их структуры необходимо правильное сочетание света и тени, что достигается определенным соотношением горизонтальной и цилиндрической освещенностей. Оптимальное соотношение E/Eгц= 1,6—3,0.

Спектральный состав излучения источников света. Для обеспечения психофизиологического комфорта в помещениях выбор источников света осуществляется по их цветовым характеристикам: цветовой температуре Tц и индексу цветопередачи Rа. Для классов, помещений, где дети общаются между собой (столовые, игровые комнаты, спортзалы) и где очень важно правильное восприятие лица и рук, рекомендованы источники света с T = 3000-4500 К (тепло-белые и белые) при индексе цветопередачи Rа> 80. В кабинетах рисования следует применять источники света с T не менее 5000 К.

Ограничение пульсации светового потока. Световой поток разрядных источников света при питании током промышленной частоты пульсирует с частотой 100 Гц. Не воспринимаемая зрительно, пульсация отрицательно влияет на биологическую активность мозга. Может появиться напряжение в глазах, усталость и головная боль. Количественной характеристикой пульсации принят коэффициент пульсации, значение которого для большинства школьных помещений не должно превышать 10%, а в помещениях, где учащиеся работают с компьютерами — 5%. Основной мерой предотвращения пульсации является преобразование тока питания ламп в высокочастотный, т.е. применение электронных аппаратов.

распечатать | скачать бесплатно Современное освещение школ, Источник: Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Российской Федерации,
www.undp.ru

скачать архив.zip(1419 кБт)