Требования санпин коррекционных школ

Новые СанПиНы: тонкости организации обучения детей с РАС

В связи с принятием санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения обучающихся с ОВЗ (СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ, далее – СанПиН) возникают вопросы по организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Возможности реального применения нового СанПиНа для организации обучения детей с РАС комментирует юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис.

Исходя из СанПиНа, дети с РАС могут обучаться только в условиях инклюзии. Однако надо понимать, что инклюзия – это не только обучение в среде сверстников без ОВЗ. Инклюзией считается и включение детей с определенными нарушениями развития в среду сверстников с иными нарушениями (отличными от нарушений этих детей), но имеющих сходные образовательные потребности. Обучение в среде сверстников без ОВЗ, исходя из федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598), предлагается для обучения ребенка с РАС по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС.

Второй вариант программы также может реализовываться в среде сверстников без ОВЗ. Однако возникает организационный вопрос. Обучение в начальной школе по 2-му варианту программы для детей с РАС предполагает пролонгированные сроки: 5 и 6 лет. Как школа будет обеспечивать обучение в среде сверстников без ОВЗ, если программа их обучения рассчитана на 4 года?

Обратимся к Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015). Согласно его нормам учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, могут обучаться совместно с учащимися с задержкой психического развития, а учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью, могут обучаться совместно с обучающимися с умственной отсталостью, но не более одного ребенка в один класс.

Если сопоставить нормы Порядка с требованиями СанПиНа, то получается, что ребенок с РАС по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС может обучаться в классе для детей с ЗПР (СанПиН предусматривает, что класс для детей с ЗПР по 2-му варианту программы составляет не более 12 обучающихся, что соответствует требованиям к общей наполняемости класса при включении в него обучающихся с РАС). Отметим также, что обучение детей с ЗПР по 2-му варианту образовательной программы в соответствии с федеральными стандартами предусмотрено в течение 5 лет за счет введения первого дополнительного класса. Это также подтверждает цель законодателя: ребенок с РАС по 2-му варианту программы включается в класс для детей с ЗПР (обеспечиваются пролонгированные сроки обучения).

Что касается 3-го варианта образовательной программы для детей с РАС, то сопоставление норм Порядка и СанПиН предполагает включение ребенка с РАС в класс обучающихся с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Требования к общей наполняемости класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью – не более 12 обучающихся. При включении в такой класс ребенка с РАС требования к общей наполняемости ужесточаются: не более 9 обучающихся в классе. Обучение также предполагает пролонгированные сроки и для обучающихся с умственной отсталостью, и для обучающихся с РАС (в соответствии с федеральными стандартами).

Аналогично получается вывод и об обучении детей с РАС по 4-му варианту образовательной программы. Ребенок с РАС в таком случае включается в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) – не более 5 обучающихся в классе.

Таким образом, включение ребенка с РАС в обычный класс реально осуществимо только при наличии заключения ПМПК об обучении по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС. При этом СанПиН устанавливает ограничения общей наполняемости класса: не более 20 обучающихся при включении в класс одного обучающегося с РАС, не более 15 – при включении в класс двух обучающихся с РАС.

В остальных случаях инклюзия может быть иного характера. В класс для детей с ЗПР включаются не более двух обучающихся с РАС с заключением ПМПК об обучении по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС. Такой класс может быть организован в обычной школе. Дети с РАС по 3-му варианту включаются в класс для детей с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями), а по 4-му варианту – в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) при соответствующих заключениях ПМПК.

Необходимо отметить, что при наличии ресурсов и желания регионы могут организовывать обычные классы с численностью 12 обучающихся, в которые включать детей с РАС по 2-му варианту. Однако представить это в реальности трудно.

Нормы санпина для детей с ОВЗ (инклюзия)

Роспотребнадзор утвердил санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Роспотребнадзор утвердил санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

СанПин для обучающихся с ОВЗ касаются организаций с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием детей, а также распространяются на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе группы продленного дня.

В частности, приведены требования к оборудованию и санитарному состоянию помещений, организации образовательной деятельности и режиму дня, питанию и медицинскому обслуживанию детей.

Статус: Документ в силу вступает с 01.09.16
Дата начала действия: 01 сентября 2016 года

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Внеурочная деятельность в школе формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные – на развивающую область с учётом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной, так и во время урочной деятельности.

Максимальный объём недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ

Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ

В настоящее время тема инклюзии в России является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.

Вместе с тем эксперты отметили и объективные риски: возможное ухудшение качества образования здоровых детей, увеличение нагрузки на педагогов школ. По мнению участников опроса, основные проблемы, заключаются в дефиците специалистов — тьютеров, логопедов, психологов, дефектологов, а также в отсутствии программ преподавания совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.

Эксперты ОНФ также считают, что внедрение инклюзивного образования для детей-инвалидов проходит неэффективно,

«Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками. При этом сами коррекционные учреждения стали закрывать», — отметила член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина.

Главная же проблема, как считают эксперты Центра, содержится в отсутствии “общего концептуального понимания системы (федеральной модели) внедрения инклюзивного образования” и отсутствие региональных “дорожных карт”.

Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ

В настоящее время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов находятся пока в формате проектов. Это:

4.Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

6.Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015

7.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»
8.Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»)
9.Правовое регулирование инклюзивного образования в Федеральном законе «Об образовании в РФ» — статья

Ознакомьтесь так же:  Экспертиза на частный дом

Читайте также в блоге

Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ : 82 комментария

Не знаете ли вы, в каких нормативных документах можно найти информацию о продолжительности одного урока в коррекционных школах для детей с умственной отсталостью? 45 мин? 35 мин?
Также нет информации о предельной наполняемости класса коррекционной школы с умственной отсталостью.

Добрый день, Екатерина! Порядок организации образовательной деятельности коррекционных школ регулируется приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 раздел III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Согласно п. 22 приказа, исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями — СанПиН 2.4.2821-10. Согласно п. 10.9. продолжительность урока в компенсирующем классе не должна превышать 40 минут.
О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов можно прочитать в письме Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 в ред. письма Минобразования РФ от 26.12.2000 N 3.

подскажите, есть ли стандартные требования к написанию индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, например VIIIвида? где можно посмотреть? спасибо.

Добрый день, Светлана! Разработка подобных программ относится к компетенции образовательной организации и может регламентироваться соответствующим локальным актом. Общие требования изложены в ФГОС для обучающихся с ОВЗ (приказы от 14.12.2014 №1598, от 19.12.2014 № 1599, Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для детей с ОВЗ), а также в Комментарии Минобрнауки РФ к ФГОС ООО ( письмо от 07 августа 2015 года № 08-1228).

Здравствуйте, написано все очень хорошо, а на деле-ничего не выполняется школами и сидит ребенок с ОВЗ вынужденно в норме. Никто нас, родителей особых детей, не спрашивает-хотим ли мы инклюзии вообще? Особенно хорошо детям с ЗПР досталось. Классы КРО позакрывали,оставив два на город миллионный. Чтобы добраться до одной школы-надо второе авто покупать, а в другой школе,заявленной, как место для обучения детей группы соц.риска, и где вовсю цветет девиант, там только уголовника выучить можно.
Сидим в норме. Без адаптированной программы, без доп.занятий с психологом, без доп.часов у учителя. А про индивидуальный подход и прочее и мечтать не приходится.

Добрый день, Юлия! Советуем обратиться в региональный орган управления образованием или Минобрнауки РФ.

начала составлять тематическое планирование для 6 и 9 класса и вопрос такой сколько часов должно быть, если программа рассчитано на 3 часа в неделю( автор кауфман. английский язык)

Добрый день, Раушания! Советуем обратиться в муниципальную или региональную методическую организацию.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, чем отличаются учебно-методические требования ФГОС НОО и ФГОС с ОВЗ.

Добрый день, Наталья! Советуем Вам обратиться к методистам регионального учреждения повышения квалификации педработников либо на сайт Минобрнауки РФ.

Здравствуйте. Какими нормативными документами регулируется продолжительность пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности в МБДОУ? Возникла ситуация: родители настаивают на том, чтобы ребёнок остался в детском саду и в специализированной группе до 8 лет, т.к. психиатр рекомендует отложить поступление в школу на год. Диагноз аутизм и ЗПР. Недостатки речи преодолены.
Что будет являться законным основанием для такого исключения? Достаточно ли справки психиатра и рекомендации ПМПК?

Добрый день, Лариса! Для официального ответа и решения вопроса советуем обратиться в местный или региональный орган управления образованием либо в Минобрнауки РФ.

простите но на счет рабочей программы педагога Вы не правы. Разработка подобных программ не относится к компетенции образовательной организации и не может регламентироваться соответствующим локальным актом. Рабочие программ разрабатываются на основе утвержденных Мин и Регион комиссиями примерных авторских программ. Не вводите учителей в заблуждение

Добрый день, Павел! Предоставляемая нами информация дается только на основании имеющихся документов и официальных материалов. Цитируем п.1 раздела 1 ст. 48 Федерального закона N 273-ФЗ): «1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».
И еще цитата из того же документа ( п.п. 3, 5 части 3 статьи 47: педагоги имеют «право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»; а также «право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ».
Цитата из письма Минобрнауки России от 07.08.2015 N 08-1228 п.11:
«Рабочие программы учебных предметов разрабатываются образовательной организацией
самостоятельно в соответствии со Стандартом с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (примерных рабочих программ учебных предметов).
Педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, а также право на участие в разработке образовательных программ, в том числе рабочих программ учебных предметов (пункт 3 части 3 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой».
Советуем также ознакомиться письмом Минобрнауки России от 03.03.2016 № 08-334, приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 ,от 31.12.2015 г. № 1577 ,от 31.12.2015 г. № 1578.

Здравствуйте! Разработан ли ФГО для детей с ОВЗ для основной школы и если да когда он должен быть внедрен? Спасибо.

Добрый день, Наталья Владимировна! Подобной информацией мы не располагаем. Советуем обратиться на сайт Минобрнауки России.

Добрый день, разъясните, пожалуйста, в чем отличие адаптированной образовательной программы от адаптированной основной образовательной программы. Каковы основания их разработки.

Добрый день, Ольга! Согласно определениям, данным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированные образовательные программы разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе основных образовательных программ и реализуются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Примерная адаптированная основная образовательная программа – это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. В её структуру включаются: примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов и иные компоненты. Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Проекты примерных основных программ разрабатываются по заданию Минобрнауки и проходят соответствующую экспертизу. Порядок разработки и экспертизы установлен приказом Минобрнауки от 28 мая 2014 г. N 594.
Подробные разъяснения Вы найдете в письме Минобрнауки от 20 августа 2014 г. № ВК-1748/07 “О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью” по ссылке
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70643208/#ixzz4FP8GwZqL

Подскажите пожалуйста, какие документы необходимы ФГОС для детей с ОВЗ основной школе

Добрый день, ИмяАйнга! Минобрнауки утверждены пока только ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью.

Добрый день! Подскажите пожалуйста, есть ли требования к количеству детей с ОВЗ в общеобразовательном классе. Родителям кажется , что я обделяю вниманием обычных детей.

Добрый день, Лидия! Для официального ответа советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа.

Да, есть. Это новые СанПиН 2.4.2.3286-15 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Источник: http://prom-nadzor.ru/content/sanpin-2-4-2-3286-15http://prom-nadzor.ru/content/sanpin-2-4-2-3286-15

Особого дефицита в логопедах, психологах и т.д. НЕТ. Просто не хотят вводить новые (дополнительные) ставки! Мне так и сказали (я, учитель-логопед МДОУ),что доп. ставок с привлечением специалистов НЕТ и не будет. Просили «войти в положение района» и молча «тянуть» всех детей с ОВЗ на 1 ставку. Наполняемость детей по СанПин с тяжелыми нарушениями речи НЕ выполняются!

Ознакомьтесь так же:  Кто имеет право арестовывать счета в банке

Добрый день, Елена! Советуем обратиться в Роспотребнадзор.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какое количество обучающихся с ЗПР ( вариантВ) положено на ставку логопеда? Спасибо.

Добрый день, Мила! Для официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием
либо на сайт Общероссийского профсоюза образования рубрика «Ответы на вопросы».

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, вступивший в действие ФГОС начальной школы для детей с ОВЗ не распространяется на детей, зачисленных в 1 класс ранее (2014г.)? Какими НПА регулируется тогда их обучение? (ребенок-инвалид по эндокринологическому профилю) Особенно интересует обязательность внеурочной деятельности, где она прописана, и как от неё отказаться, если ребенок не имеет возможности посещать? Спасибо!

Добрый день, Ирина! В письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» приводится следующая последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ:
2016-2017 уч.г. — 1 классы
2017-2018 уч.г. — 1 и 2 классы
2018-2019 уч.г. — 1,2 и 3 классы
2019-2020уч.г. — 1,2,3 и 4 классы
Внеурочную деятельность – это часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, поэтому отказаться от нее нельзя. Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с планом мероприятий внеурочной деятельности в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.

Скажите, пожалуйста, какие документы должен иметь педагог-психолог в школе для организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ?

Добрый день, вера! При введении ФГОС ОВЗ педработники должны пройти соответствующую переподготовку, в т.ч. обязательную профессиональную переподготовку в области специальной психологии. Советуем обратиться в региональное методическое учреждение или региональный орган управления образованием.

Добрый день! Чем регулируется сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях? Спасибо!

Добрый день, Елена! Статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования.

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, где можно найти учебный план для ребенка (надомное обучение). В справке прописано: «рекомендовано обучение по программе ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями вариант 2». Не могу разобраться к какой группе будет относиться данный ребенок (ЗПР, умственная отсталость. ) Help.
Благодарна за ответы)

Добрый день, Татьяна! Советуем обратиться в образовательную организацию или методическую службу.

Здравствуйте. Если ПМПК рекомендовало обучение Пр.1599 вариант 2, это относится к детям с умеренной умственной отсталость. Следует составлять АООП для детей с умеренной умственной отсталостью на основе ФГОС ОВЗ для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Все программы примерные разработаны на сайте fgosreestr.ru РЕЕСТР ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

может быть прописан тьютор ребенку ( синдром Дауна )для обучения в школе?
ПМПК отказывает прописывать,говоря,что в школах нет такой единицы в штате.

Добрый день, елена! Введение должности тьютора в штат школы это компетенция ее директора. А для этого должен быть соответствующее решение региональной власти. Советуем обратиться в региональный орган управления образованием. Что касается ПМПК, то им, конечно, надо исходить из необходимости, а не из возможностей. Вам будет трудно что-то просить, если нет такой рекомендации. Попробуйте убедить комиссию дать такой документ, если это положено.

Я закончила университет факультет психолог -педагог начальные классы и работаю в коррекционном школе интернате. В связи введенными стандартами нас заставляют проходить курсы связанные с работой с детьми олигофренами за свой счет. У вопрос разве не школа должна оплачивать эти курсы? И при чем школа коррекции и олигафрены?

Добрый день, Халимат! В соответствии с п.5 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Необходимость дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд в соответствии со статьей 196 ТК РФ определяется работодателем с учетом положений, предусмотренных статьями 187 и 197 ТК РФ. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. В соответствии с указанными статьями ТК РФ работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным. В случае нарушения этих положений педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда.
Подробнее вы можете узнать в нашем блоге в материале «Повышение квалификации – и право и обязанность педагога».

Здравствуйте.
31 марта в Москве состоялась Международная конференция «Логопедия: вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации». На конференции выступала представитель Мин. образования, которая сказала о том, что готовится новое Положение о работе школьных логопунктов. В настоящее время этот вопрос очень актуален. Когда предполагается выход Положения о работе школьных логопунктов ?

Добрый день, Татьяна! Советуем адресовать свой вопрос Минобрнауки Рф.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста! Я работаю учителем-логопедом В ДОУ, с детьми с ТНР (ОНР, 3 уровня). Не понимаю, почему данную категорию детей отнесли к группе детей с ОВЗ, и второе, какую программу необходимо для работы разрабатывать: рабочую или адаптированную? Спасибо!

Добрый день, Татьяна! Советуем обратиться в региональный институт развития образования.

Здравствуйте. Если ПМПК определило статус ребёнка с ОВЗ, где была рекомендована программа для детей с ТНР, необходимо разрабатывать АОП. В помощь специалистам МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АДАПТИРОВАННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о детях, обучающихся в массовых классах, которым ПМПК рекомендовала обучение по АООП вар. 7.2. Понятно, что идеально, если эти дети обучаются в классе КРО. Но такие классы есть далеко не во всех школах. Каким образом пролонгировать обучение в соответствии с учебным планом для вар. 7.2? Обязательно ли его пролонгировать за счет 1 доп. класса? Каким образом при обучении в массовом классе ребенок с ЗПР (вар. 7.2) будет изучать ин. яз., который в его уч. плане появляется лишь в 3 классе? Речь идет о ребенке, который худо-бедно освоил программу 1-го класса.

Добрый день, Елена! Вам следует обратиться в местный орган управления образованием, т.к.все эти вопросы относятся к его компетенции.

Правильно ли я поняла — на уровне региона должен быть разработан «Порядок организации обучения …»

Добрый день, Елена! Да.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какую мнепрограмму использовать для ребёнка с тяжёлыми многочисленными нарушениями? Рекомендуют вариант 2 . Это какую именно? Какая должна быть недельная нагрузка? Девочка оч тяжёлая.

Добрый день, Людмила! Советуем обратиться к специалистам образования и здравоохранения по месту жительства.

Здравствуйте. Необходимо разработать программу ПР.1599 вариант 2. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) Разработать АООП на основе ФГОС ОВЗ для детей с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) либо с ориентировкой на примерную АООП на сайте http://fgosreestr.ru/

Добрый день! А как регулируется законом оплата труда учителя в классе, где есть ребенок с ОВЗ? Я учитель начальных классов, у меня в классе ребенок с ЗПР (7.1). Столкнулась с тем, что при надбавке в 15 % из НТФ «за работу с воспитанниками (учащимися), имеющими отклонения в развитии», по требованию администрации вынуждена эту надбавку «отрабатывать»: 2 ч в неделю заниматься с ребенком дополнительно коррекционной работой. Директор объясняет это необходимостью выполнения АООП и перегрузкой школьного психолога и логопеда.

Добрый день, Наталья! По данному вопросу официальный ответ вы можете получить в местном органе управления образованием. Вы также можете обратиться на горячую линию по вопросам оплаты труда Минобрнауки РФ. Телефон для ответов на устные обращения 8-800-200-87-55 (режим работы: с 9.00 до 18.00 по рабочим дням)

Добрый день!! Мой ребенок обучается по программе СИПР 2 вид в коррекционной школе. У нас было пропущено 3 недели занятий в связи с поездкой на лечение, учителя в журнале написали что уроки якобы были проведены. Когда я попрасила в каникулярное время эти пропущенные занятия провести, мне отказали, ссылаясь на то, что это нарушение ФГОС. Подскажите, пожалуйста, как мне правильнее поступить в данной ситуации. Должны ли быть эти пропущенные часы проведены. Обращалась к заучу по учебной части, на что она мне ответила что мы не можем заставить учителей работать.

Ознакомьтесь так же:  Служебная записка по расходам в командировке

Добрый день, Елена! В данном случае возможны занятия по индивидуальному учебному плану. Советуем для официального ответа обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа.

Здравствуйте.Существуют ли утвержденные конкретные, исчерпывающие, закрытые перечни имущества, товаров, предметов, работ и услуг, необходимых для реализации мероприятий по обучению детей-инвалидов и созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению организаций специальным, в том числе учебным , реабилитационным, компьютерным оборудованием и др.

Добрый день, надежда! Для официального ответа советуем обратиться на сайт Минобрнауки РФ.

Добрый день! Прошу подсказать: ресурсный класс в котором дети обучаются по программам вида 8.2,8.3,8.4. Может ли учитель — дефектолог брать детей с уроков для индивидуальных занятий? Как документ это подтверждает? Спасибо

Добрый день, Виктория! Конечно, с уроков детей брать нельзя, иначе они не получать предусмотренные программой знания. А нормативный документ, на основании которого это происходит, попросите в учреждении.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, существует ли такой документ, в котором был бы указан объем коррекционной помощи в часах дошкольникам с ОВЗ (ТНР и ЗПР)?

Добрый день, Екатерина! Для официального ответа советуем обратиться в Рособрнадзор либо в Минобрнауки РФ.

Добрый вечер. На основании каких документов разрабатывается АООП НПО обучающихся с ОВЗ?

Добрый день, Надежда! АООП для детей с ОВЗ разрабатываются на основании ФГОС обучающихся с ОВЗ. С примерными АООП можно ознакомиться на сайте «Центр инклюзивного образования» http://inkluziv.irooo.ru/аооп-ноо-овз/

Здравствуйте! Коррекционные занятия обучающихся с ОВЗ проводятся во внеурочное время, или можно заменить ими какие-то предметы.

Добрый день, Наталья! Согласно СанПиН 2.4.2.3286-15 Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности так и во время урочной деятельности.

Здравствуйте! Мой ребенок был принят в первый класс 2016г. по месту регистрации на общих основаниях. В октябре 2016г. ТПМПК ему был установлен статус ОВЗ и рекомендовано обучение по индивидуальному плану. В нашем классе 34 ученика (22 ученика по месту регистрации и 12 не по месту регистрации). Те родители, дети которых в нашем классе не по месту регистрации, очень хотят убрать моего ребенка из класса: пишут заявления и на моего ребенка (в том числе в отдел полиции), на меня во всевозможные инстанции . Во втором классе ТПМПК статус ОВЗ моему ребенку подтвердили и рекомендовали обучение по адаптированной программе, что еще больше разозлило родителей и они уже к заявлениям на нас с ребенком начали писать и заявления на школу, обвиняя их в бездействии по исключению моего ребенка. В режиме военных действий мы закончили второй класс. По закону, если мой ребенок со статусом ОВЗ, то в классе должно быть не более 25 учащихся. Скажите пожалуйста на каком основании и каким образом (без судов и проверок прокуратуры) директором может быть приведена численность класса в порядок? Спасибо большое за ответ!

Добрый день, Светлана! Если вы согласны на обучение по адаптированной программе, напишите об этом заявление на имя директора. Если в школе есть такое обучение, то ребенка должны перевести в этот класс. Если в школе такого обучения нет, то вам следует обратиться в орган управления образованием для решения вопроса.

Здравствуйте, спасибо большое за ответ. Но вопрос заключался в том, как и на каком основании директор может сократить численность в классе до 25 человек, если в 1 классе (в ноябре), когда уже набрали 34 учащихся, был установлен статус ОВЗ одному ребенку. В классе более 10 учеников не по месту регистрации. Спасибо.

Добрый день, Светлана! Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 с последующими изменениями (п.22 Порядка), исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек. Официальный ответ вы можете получить, обратившись в орган управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение.

Здравствуйте, поясните пожалуйста, каким образом производится оплата коррекционных занятий, входящих во внеурочную деятельность согласно ФГОС ОВЗ ? Следует ли тарифицировать внеурочные часы коррекционной работы или эти часы должны вести дефектологи, психологи в рамках своих должностных обязанностей согласно приказа Минобрнауки РФ от 30.08.13 № 1015.

Добрый день, Елена! Советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется это учреждение.

Добрый день! Работаю в учреждении дополнительного образования, занимаюсь с детьми ОВЗ (умственная отсталость, ДЦП, аутизм). Не могу найти документ в котором регламентируется продолжительность занятий в доп.образовании для детей этой категории. в СанПине доп. образования про это нет, для детей ОВЗ только касается школьных уроков и общей нагрузки внеурочной деятельности. Подскажите, чем руководствоваться, потому что реально такой ребенок не может заниматься 45 минут (театральная деятельность, изостудия)

Добрый день, Светлана! Извините, но Блог подобной информацией не располагает.

Добрый день! Подскажите пожалуйста, какие документы должны быть в школе по обучению детей с ОВЗ в основной школе в 2018 — 2019 учебном году? Надо ли для обучающихся с ОВЗ 5-х классов разрабатывать отдельно рабочую программу по предметам в этом учебном году?

Добрый день, Лариса! Для официального ответа советуем обратиться в орган управления образованием.

Здравствуйте! Вопрос по рабочей программе педагога, а именно по структуре. Сколько пунктов должно быть? К как в Приказе 15 99 — 7 пунктов? Или есть изменения, как, например, в общеобразовательных классах теперь осталось з раздела.

Добрый день, Юлия! В соответствии с приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576, N 1577 и №1578
рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
P.S.Минпросвещения РФ ведет доработку ФГОС. Предполагается, что они будут кончательно приняты в декабре т.г.

Скажите пожалуйста каким документом регламентируется возраст детей ,занимающихся на школьном логопункте? Школьному логопеду направили одиннадцатиклассника и десятиклассника на занятия по развитию речи. У обоих заключение от ПМПК. Программ нет, ПМПК отказало в помощи,в РИРО не знают. Все отвечают : «придумайте сами» Как быть?

Добрый день, Анна! Согласно ч.3 ст. 42 Федерального закона об образовании психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в специальных центрах или в образовательных организациях, в которых обучаются эти дети.Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей) в соответствии с рекомендациями ПМПК. В школе для этого организуется логопедический пункт или логопедические группы. Возраст обучающихся, зачисляемых в них, не оговаривается.Пока действующим документом является письмо Минобрнауки от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», согласно которому в логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (возраст не указан)
на основе обследования речи обучающихся и заявления родителей.
В школе должен быть соответствующий локальный акт.
Что делать? Читайте вышеупомянутое письмо Минобра, загляните в Интернет и т.д. Сейчас это несложно — надо только захотеть!

Добрый день!
подскажите, пожалуйста, есть ли какой-то законодательный документ, в котором прописаны сроки — когда школой должны быть предоставлены специалисты ребенку по заключению ЦПМПК. У нас уже несколько недель. как предоставлено заключение цпмпк в школу, но специалисты ребенка в работу не берут, ссылаясь на отсутствие такой возможности из-за большого количества детей, с которыми работают. Поставили нас на очередь. Есть ли какой-то документ, в котором четко прописаны сроки предоставления данной услуги ребенку?! спасибо!

Добрый день, Ксения! Не совсем ясно, о чем и дет речь: о какой школе и каких специалистах.