В древнем китае господствовала собственность

Древнейший Китай (до XII в. до н. э.)

Во II тысячелетии до н. э., далеко к востоку от древнейших цивилизаций Передней Азии и Индии, складывается рабовладельческое общество и возникает первое рабовладельческое государство в Северном Китае. Это имело огромное значение для истории народов, населявших как Китай, так и другие страны Дальнего Востока. К этому времени восходят древнейшие предания китайского народа, начатки его иероглифической письменности, рост и распространение влияния его высокой культуры. С этого времени берёт своё начало многовековая история великого китайского народа.

Разложение первобытно-общинного строя и возникновение государства Шан (Инь)

Русское название «Китай» заимствовано у среднеазиатских народов, которые дали стране это наименование по имени китаев (народа монгольского происхождения), владевших в Х—XII вв. н. э. северной частью Китая. Западноевропейские и ближневосточные названия Китая восходят к слову «Чин», таджикско-персидскому обозначению названия страны. Это название происходит от наименования древнекитайского царства Цинь, распространившего свою власть на большую часть Китая в III в. до н. э.

Сами китайцы называли свою страну по-разному, чаще всего по имени царствовавших династий, например: Щан, Чжоу, Цинь, Хань и т. д. С древних времён было распространено также название «Чжун го» («Срединное государство»), которое сохранилось до настоящего времени. Другое китайское название страны—«Хуа» («Цветущая») или «Чжун хуа» («Срединная цветущая»); ныне оно входит в состав наименования Китайской Народной Республики.

Природа и население

По географическим и экономическим особенностям современный Китай обычно делят на две части: западную и восточную. Территория Западного Китая представляет собой обширное плоскогорье с такими мощными горными системами, как Гималаи, Куньлунь и Тянь-Шань. Высочайшие в мире горные хребты Гималаев, имеющие местами высоту более 8 км над уровнем моря, образуют как бы барьер между Китаем и Индией.

Восточный Китай не имеет таких мощных горных систем, как Западный; значительную часть территории здесь составляют низменности, приморские равнины, к ним примыкают горы средней высоты и плато.

В Восточном Китае более благоприятные природные условия, чем в Западном, значительно мягче климат, разнообразнее растительность и т. п. Все эти условия способствовали тому, что именно в этой части Китая зародилась древнейшая земледельческая культура, появились первые очаги китайской цивилизации, раньше, чем в других частях страны, возникло государство.

Китай обладает значительной речной сетью, но все крупные реки находятся в восточной части страны. Главные реки Китая текут с запада на восток. Долины рек — самые плодородные и наиболее населённые области страны. Древнее население Китая сосредоточивалось в речных долинах. Бассейн главной реки Северного Китая — Хуанхэ, протяжённость которой составляет более 4 тыс. км, был центром древнейшей китайской цивилизации. Хуанхэ — бурная река. Она неоднократно меняла своё русло, затопляла огромные пространства земли, принося большие бедствия населению. Самой большой рекой Китая является Янцзыцзян, имеющая протяжённость свыше 5 тыс. км, её бассейн — Центральный Китай. Крупнейшей рекой Южного Китая является многоводная Сицзян (около 2 тыс. км).

Недра Китая изобилуют полезными ископаемыми. Реки, озёра и моря богаты рыбой. В древности обшинрые территории в Катае были покрыты лесами.

Климат восточной части Китая весьма благоприятен для сельского хозяйства, так как на самое жаркое время года — лето приходится наибольшее количество атмосферных осадков, осень же тёплая и сухая. Климат западной части Китая отличается значительной сухостью: здесь длинная холодная зима и короткое знойное лето.

Население Китая в древности не было однородным. Собственно китайские племена, носившие, согласно указаниям более поздних литературных источников, названия ся, шан, чжоу и др., уже в очень ранние времена занимали значительную часть Восточного, Северного и Северо-Западного Китая. На юге и юго-западе страны обитали в основном родственные китайцам различные племена сино-тибетской группы языков. Запад, север и северо-восток Китая заселяли преимущественно племена тюркской, монгольской и маньчжуро-тунгусской групп языков.

Основными районами расселения китайцев в древние времена были области среднего и нижнего течения реки Хуанхэ, а также равнина, примыкающая к Бохайскому (Чжилийскому) заливу. Здесь преобладала плодородная наносная (аллювиальная) почва, образовавшаяся главным образом из речного ила. Плодородная почва и умеренный климат Великой Китайской равнины способствовали развитию здесь земледелия у древних китайских племён.

В менее выгодном положении находились древние племена, заселявшие район лёссовых почв, которые занимают огромное пространство в Северном и Северо-Западном Китае. Лёсс, представляющий собой отложения частиц минеральной пыли, сдуваемой зимними муссонами с горных возвышенностей, содержит питательные вещества (органические остатки и легкорастворимые щёлочи), которые позволяют обходиться без удобрений. Но в районе лёссового плато осадков выпадает сравнительно мало, поэтому здесь для развития земледелия требуется искусственное орошение. В силу отмеченных выше условий у племён, населявших в древние времена лёссовое плато, земледелие было менее развито, чем в районе нижнего течения Хуанхэ.

Разложение первобытно-общинного строя

По данным китайских литературных источников можно сделать вывод о сохранении в Китае в III тысячелетии до н. э. пережитков материнского рода. Это видно из того, что древние источники, сообщая о происхождении первых родоначальников племен шан, чжоу и цинь, не говорят об их отцах, а приводят лишь имена матерей, счет родства вёлся тогда по материнской линии. Известно, что при материнском роде (матриархате) сыновья не могли наследовать отцу, так как они принадлежали к другому роду, именно к роду матери. Согласно данным Сыма Цяня, автора «Исторических записок» 1(«Исторические записки» («Ши цзи»), состоящие из 130 глав, представляют собой первую по времени в Китае сводную историю страны, охватывающую период от легендарной древности до I в. до н. э. Сыма Цянь (II—1 вв. до н. э.), автор этого труда, использовал источники, доступные в его время и утраченные впоследствии. «Исторические записки» освещают большой круг вопросов: внутриполитические события, внешние связи Китая в древние времена, экономический строй страны (главным образом II—1 вв. до н. э.), культурное развитие и др.), легендарные правители Яо и Шунь перед смертью избирали себе преемников не из числа своих сыновей.

«Исторические записки» доносят до нас воспоминания о периоде, когда существовал совет родовых старейшин. Вождь племени часто советовался с ним по важнейшим вопросам. Родовые или племенные вожди по решению совета старейшин могли быть освобождены от своих обязанностей. Из преданий, приводимых литературными источниками, можно сделать вывод, что в конце III тысячелетия выборное начало было заменено наследственным правом: племенные вожди уже не избирались, появляется наследственная власть вождя, передававшаяся от отца к сыну. Семья вождя, обособившаяся от остального племени, стала в дальнейшем носительницей царской власти. Но и в этих условиях совет старейшин ещё существует, хотя его права ограничиваются, а его решения становятся необязательными для наследственных вождей племени.

Данные археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что во II тысячелетии, когда в Китае появляется бронза, происходит разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к классовому, рабовладельческому обществу.

Источники не дают возможности проследить весь процесс разложения родового строя и перехода к классовому обществу в Китае; они сообщают об этом лишь отрывочные данные. По ним можно сделать вывод, что ещё в недрах родового общества появляется рабство. Пленных, захваченных во время войн между отдельными племенами и родами, использовали в качестве рабочей силы, превращали в рабов. Этот процесс происходил на базе дальнейшего развития производительных сил, появления частной собственности на средства производства и продукты труда, на основе роста имущественного неравенства и проходил в непрерывной борьбе как внутри племён, .населявших Китай в древнейшее время, так и между племенами. На основании китайских литературных источников можно предполагать, что борьба внутри племён сопровождалась борьбой родовых старейшин против вождей племён.

К концу III тысячелетия, как можно предположить на основании древних преданий, решающую роль на территории древнего Китая играли племена ся и шан. В конечном счёте победителем оказалось племя шан, с именем которого связано создание первого государства в истории Китая. О племени ся наука не располагает достоверными археологическими данными. О нём мы можем судить лишь по некоторым данным литературных источников.

Создание государства Шан(Инь)

Судя по преданиям, сохранившимся в древних литературных источниках, племя шан первоначально заселяло бассейн реки Ишуй (северо-западная часть нынешней провинции Хэбэй). Затем, как предполагают некоторые современные китайские исследователи, это племя расселяется из бассейна реки Ишуй по разным направлениям: на запад — на территорию современной провинции Шаньси, на юг — в Хэнань, на юго-восток — в Шаньдун, на северо-восток — по побережью Бохайского залива до Ляодунского полуострова.

Позднее племя шан продвигается ещё дальше на юго-запад и проникает вглубь современной провинции Хэнань.

К XVIII в. до н. э., когда, по преданиям, во главе племени шаи стоял Чэн Taн, относится окончательное покорение им племени ся.

Чэн Тан, согласно китайской традиции, основал династию, получившую название Шан. В более поздние времена, после падения этой династии, в надписях на бронзовых сосудах династию Шан и государство в целом, а также коронное население его, впервые стали обозначать иероглифом «инь». Это название получило широкое распространение как в древних источниках, так и в современной китайской и иностранной литературе. Поэтому мы тоже применяем для обозначения одного и того же государства или периода два названия: Шан и Инь.

Название Шан, приме нявшееся вплоть до уничтожения этого царства в XII в. до н. э., происходит от названия местности, где, повиди мому, находились родовые владения вождей племени Шан. Это название применялось и для обозначения племени, затем оно было принято в качестве названия государства и страны.

Основным источником сведений о царстве Шан (Инь) являются данные, почерпнутые из раскопок остатков последней столицы этого царства, города Шан, найденных близ города Аньян, у деревни Сяотунь (в современной провинции Хэнань). Особое значение имеют найденные здесь кости с надписями. Эти надписи представляют собой в основном гадательные записи — вопросы иньских царей к оракулам и ответы последних. Надписи сделаны на костях различных животных (чаще всего быков и оленей) и щитках (панцырях) черепах и могут быть отнесены к XIV—XII вв. до н. э.

На основании данных этих надписей некоторые исследователи делают вывод, что вся территория государства Шан (Инь) разделялась на пять больших районов, носивших названия: Шан, Северные земли, Южные земли, Восточные земли и Западные земли. Район Шан считался центральным, основным, поэтому в надписях на костях он назывался Центральный Шан.

Царство Шан (Инь) занимало территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Вокруг царства Шан находился целый ряд полузависимых, временами подчинявшихся ему, в том числе китайских по языку племён. По соседству с Западными землями обитали племена чжоу, цян, гуйфан, куфан; соседями Северных земель были племена люйфан и туфан; соседями Южных земель — цаофан и др., и, наконец, по соседству с Восточными землями находилось племя жэньфан.

Орудия труда. Сельское хозяйство.

Материалы археологических раскопок дают известное представление о развитии производительных сил в период Шан (Инь). Прежде всего широкое распространение получают изделия из бронзы, но одновременно ещё сохраняют большое значение каменные и костяные орудия.

Ознакомьтесь так же:  Приказ сокращение штатных единиц

При раскопках в Сяотуне иньского города, столицы царства Шан (Инь), обнаружено много изделий из меди и бронзы: жертвенные сосуды, домашняя утварь и оружие — мечи, алебарды, секиры, наконечники стрел, острия копий. Кроме того, были найдены бронзовые орудия труда: топоры, ножи, шилья, долота, вилы и иглы. Если учесть, что в доиньский период сосуды производились главным образом из глины, а орудия и оружие —из камня и кости, то следует сделать вывод, что в период Шан (Инь) был достигнут большой прогресс в развитии производительных сил. Об этом же свидетельствует и большое разнообразие форм, более искусная выделка изделий, в частности сосудов, богатая роспись на них.

Хотя в жизни населения древнего Китая в этот период попрежнему сохраняли значение примитивные формы хозяйства — рыболовство и частично охота, однако они уже не играли решающей роли. Их вытесняли скотоводство и земледелие, причём последнее стало играть основную роль.

Для обозначения различного рода понятий, связанных с земледелием, в надписях на костях применяется ряд знаков, означающих: «поле», «колодец», «пашня», «межа», «пшенипа», «просо» и др. Знак «поле» (тянь) изображался в виде соединённых вместе правильных четырёх квадратов, или в виде прямоугольника, разделённого на несколько частей, или же в виде неровного пяти-шестиугольника.

Главными зерновыми культурами в Северном Китае были просо, требовавшее сравнительно мало влаги, пшеница, ячмень и сорго (гаолян). Возможно, что культура риса также существовала в это время в бассейне Хуанхэ. Надписи на костях свидетельствуют о наличии в период Шан (Инь) садово-огородных культур, а также о разведении шелковичных червей (шелкопряда) и выращивании тутовых деревьев. По преданиям, шелковичные черви разводились в Китае с глубокой древности. Шёлковые коконы были обнаружены при раскопках одной из неолитических стоянок в деревне Синьцунь (провинция Шаньси). В надписях на костях часто встречаются знаки, изображающие шелковичного червя. Гусеницы шелкопряда были в почёте у иньцев Их духам даже совершали жертвоприношения. В гадательных надписях часто встречаются также знаки, изображающие шёлковые нити (продукт шелкопряда), платье и т. д.

О дальнейшем развитии земледелия свидетельствует более высокая, чем прежде, техника обработки земли. Ряд современных китайских учёных высказывает предположение о том, что уже тогда применялось орошение, повидимому примитивное и ещё в небольших размерах. Этот вывод подсказывают как древние предания, сообщающие о зачатках искусственного орошения ещё в доиньский период, так и надписи на костях. В последних встречается ряд иероглифов, выражающих идею орошения. Один из них изображал поле и потоки воды, являвшиеся как бы оросительными каналами.

В земледелии применялись уже и металлические орудия. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках в окрестностях Лояна и близ Аньяна медные лопаты. Интерпретация ряда знаков в надписях на костях даёт возможность предположить, что иньцы использовали скот при обработке земли. Так, один из знаков, «у», изображал вола, стоящего сбоку земледельческого орудия. Другой знак, «ли» (плуг, пахать), в своём составе также имеет вола, а иногда, но редко—лошадь. В гадательных надписях встречаются также сочетания двух иероглифов, обозначающих плуг и быка.

Согласно китайским преданиям, в глубокой древности существовала так называемая «спаренная вспашка», когда два человека пахали вместе. Это давало больше эффекта при разрыхлении земли. Понятие «спаренная вспашка» имело и более широкий смысл: оно означало соединение усилий двух и более человек при обработке земли, т. е. коллективную обработку поля.

Охота и рыболовство теперь уже не играли основной роли в хозяйстве иньцев, однако продолжали сохранять существенное значение. Об этом свидетельствуют многие надписи на костях.

В иньском обществе значительное место занимало скотоводство. Об этом свидетельствует количество животных, приносившихся в жертву духам. Иногда оно числе и белая каолиновая. В эту пору уже существовал гончарный круг, хотя глиняные сосуды производились и ручным способом. Глиняные изделия обжигались, иногда покрывались глазурью, часто украшались тонким орнаментом.

Мы уже говорили о развитии в иньские времена шелководства. Об изготовлении шёлковых тканей и развитии ткацкого дела свидетельствует существованитаких иероглифов, которые обозначали понятия «шёлковая нить», «одежда», «платок» и др.

Существование различных отраслей ремесла и особых мастерских, а также высокое мастерство иньских ремесленников свидетельствуют о том, что ремесленное производство прошло уже немалый путь в своём развитии.

Развитие обмена.

С появлением разделения труда между земледелием и ремеслом и ростом избыточных продуктов сельского хозяйства и изделий ремесла получает развитие обмен. Археологические находки позволяют сделать вывод о существовании экономических связей между иньцами и другими племенами, в том числе и весьма отдалёнными. От племён с побережья Бохай иньцы получали рыбу, морские раковины; повидимому, из современного Синьцзяна — яшму. Из областей, находившихся в верхнем течении реки Янцзыцзян и в Южном Китае, привозились медь и олово, из которых выплавлялась бронза. Кочевые и полукочевые племена получали от иньцев продукты земледелия и изделия ремесла, в частности оружие. Находки на реке Абакане сосудов, а на реке Енисее— бронзового оружия, однотипных с изделиями шанских ремесленников, свидетельствуют о связях иньцев с племенами Сибири.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что по крайней мере после XIV в. до н. э. у иньцев мерилом стоимости были драгоценные раковины каури.

В развалинах иньской столицы найдено много таких раковин с гладкой, отполированной наружной стороной. Для того чтобы раковины удобнее было носить, в них просверливали отверстия и нанизывали на нить. Стоимость связок, повидимому, была значительной. В надписях встречается упоминание о подарке царём нескольких связок, самое большее до десяти. В дальнейшем, по мере расширения обмена, количество имевшихся в обращении морских раковин стало недостаточным, добывать их было трудно. Тогда стали прибегать к замене натуральных раковин искусственными, сделанными из яшмы или костей. Раковины, став мерилом стоимости, в дальнейшем превратились в символ драгоценности, богатства. Понятия, означающие драгоценность, богатство, накопление и многие другие, близкие им по смыслу, стали обозначаться иероглифами, в которых основной составной частью являлась раковина.

Классовый характер иньского общества.

Остатки жилищ и погребений указывают на значительное имущественное расслоение. В то время как бедняки ютились в землянках, богачи жили в больших деревянных домах с каменными фундаментами. Погребения также отражают классовую дифференциацию. Усыпальницы царей и знати по обилию и богатству найденных в них вещей резко отличаются от погребений простых людей. В погребениях знати обнаружено большое количество дорогих вещей из бронзы и нефрита, а также разукрашенное оружие. Вместе с умершими знатными людьми хоронились их слуги, вероятно рабы. Так, в могилах иньских парей были найдены трупы с отрубленными головами. Есть основания предполагать, что иногда рабов хоронили и живыми.

До сравнительно недавнего времени учёные единодушно считали иньское общество доклассовым, отмечая при этом, что к концу его существования (XII в. до н. э.) произошло разложение первобытно-общинных отношений и совершился переход к рабовладельческому строю. Однако дальнейшие исследования по расшифровке иньских надписей на костях и археологические раскопки, произведённые китайскими учёными за последние годы, позволили сделать другой вывод, а именно: иньское общество было классовым, рабовладельческим обществом. Но установить точное время перехода от родового общества к классовому весьма трудно. Хотя данные археологических раскопок, отражающие классовые отношения, и относятся к периоду после перенесения столицы царём Пань Гэном в Шан, т. е. к XIV в. до н. э., можно предположить, что классовое общество возникло ещё до этого времени. В течение длительного времени этот строй, разумеется, сохранял значительные пережитки первобытно-общинных отношений.

Наиболее достоверным литературным памятником, данные которого об иньцах проливают свет и на период, предшествовавший созданию династии Шан, является глава «Основные записи об Инь» из «Исторических записок» Сыма Цяня. Характерно, что приводимый Сыма Цянем список иньских ванов (правителей, царей) в основном подтверждается надписями на костях. Это и даёт основание считать материалы Сыма Цяня достаточно достоверными. Как сообщает Сыма Цянь, Чэн Тан, обращаясь к чжухоу (военачальникам) и к населению, говорил: «Тех из вас, кто не будет уважать мои приказы, я сурово накажу и уничтожу. Никому не будет пощады». Так мог говорить правитель, уже полностью распоряжавшийся жизнью подчинённых.

Право Древнего Китая (2)

Главная > Лекция >История

Право Древнего Китая.

В древнекитайском праве земля формально считалась государственной собственностью, но фактически ею владела община. Власть получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о купле – продаже земли в частную собственность не сохранились. Общинное владение землей было основой хозяйственной жизни.

В начале династии Чжоу проводилась важная земельная реформа. Царь в своих интересах ввел так называемую систему колодезных полей. Каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел ванну. Реформа обеспечила своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины. Она была для крестьян меньше чем десятина. Позднее положение крестьян ухудшилось, т. к. крупные собственники стали делить пожалованные земли на участки и сдавать их на кабальные условия аренды.

Система «колодезных полей», по которой подать взималась натурой, со временем перестала удовлетворять власти. Вместо нее постепенно стал вводиться денежный налог с единицы площади земли. Затем его стали взимать с каждой семьи. Новое обложение вводилось не сразу, на это потребовалось несколько столетий (VI – IIIвв. до н.э. ). Основы общинного землевладения были подорваны. Положение крестьян ухудшелось. Появление денег, ростовщичества, продажа земли – все это означало вступление китайского общества на новый этап развития.

Правовой режим земельных участков в отдельные эпохи различался:

в период ИНЬ – земля – собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар владениями.

В эпоху ЧЖОУ – землевладения превращаются в индивидуальную собственность;

В период ЦИНЬ – с середины I в. до н.э. – активно совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается землевладение.

Древнекитайское обязательственное право регламентировало различные виды договоров граждан, в том числе:

договор купли – продажи;

договор аренды земли;

договор личного найма.

Договор мены появился одним из первых.

Договор купли – продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.

Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия, другого имущества.

Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали возможность отсрочки платежа, внесения залога, выдачи письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство.

В V – III вв. до н.э. получил распространение договор аренды земли.

Общество Древнего Китая

Общество Древнего Китая имело сложную структуру. Высшее сословие составляли цзюнь-цзы, то есть дети благородных, аристократия. К цзюнь-цзы относились члены императорской семьи, придворные, сановники. Они были свободны от налогов, повинностей и телесных наказаний. Многочисленное и строго иерархизированное сословие составляли чэн – чиновники. Китайские чиновники не были свободны от телесных наказаний; они подвергались периодическим публичным поркам, имевшим профилактический характер. Чиновничество в Китае отличалось открытостью; в него имели доступ горожане и крестьяне, получившие образование и прошедшие испытания. В ханьскую эпоху установилась практика сдачи экзаменов на чиновничьи должности. Рядом с многочисленным чиновничеством находились ши – ученые. Они служили в библиотеках, архивах, преподавали в школах. Со II века до нашей эры стали возникать академии, объединявшие самых выдающихся ученых. В 125 году до нашей эры была учреждена Государственная академия – Го-сюэ. В нее входили бо-ши: академики и профессора. Они входили в императорские советы, выступали референтами по важнейшим государственным вопросам, участвовали в приеме экзаменов на чиновничьи должности. Бо-ши не подлежали телесным наказаниям. Существовали еще жрецы си и бу, но они, в отличие от других стран Востока, не образовывали в Китае отдельного сословия, но входили в состав ши.

Ознакомьтесь так же:  Налог за патент иностранных граждан

Основу общества составляли земледельцы – нун. Они несли основные повинности, платили налоги, несли военную службу, исполняли общественные работы на строительстве оросительной системы, каналов, дорог, городов и пр. Существовала система 9 полей: 8 предоставлялись земледельцам, главам семей, а 9-е поле, центральное, являлось государственным; оно обрабатывалось земледельцами совместно и все, произведенное на нем, принадлежало государству. Земледельцы стояли вне образования, которое считалось излишним для них. Однако самые даровитые дети земледельцев, обладавшие природными способностями к обучению, могли получить образование, сдать экзамен на чин и изменить свое социальное положение. В Древнем Китае, в отличие от других стран, не получило развития рабство.

Специфика социальных отношений в Китае во многом определялась состоянием семьи. На протяжении всей древней истории там господствовала большая патриархальная семья. Ее главой считался дед, чей авторитет был непререкаем. Сохранялась полигамия. Император обязательно должен был иметь гарем. Императорский гарем мог достигать нескольких тысяч женщин. Минимум для сына Неба составляли 1 императрица, 3 старших жены, 9 жен второго ранга, 81 наложница. Статус жены повышался после рождения сына; она могла стать императрицей и даже регентшей. Таковой была императрица Люй-Хоу, правившая в 188–180 годы до нашей эры. В обычной китайской семье также допускалось многоженство, существование наложниц. Традиции китайского «Домостроя» стали утверждаться со времен Кун Фу-цзы, или Конфуция (551–479 годы до нашей эры). Брак стал считаться нравственной обязанностью «благородного мужа». Нарушение порядка семейной жизни и супружеской верности стали расцениваться как угроза общественному и государственному порядку. Супруги должны были жить в раздельных помещениях, пользоваться индивидуальной посудой; они не могли проявлять свою близость на людях. Яркие одежды и украшения были предосудительными для девушек и подобали только замужним женщинам. Жены не имели права на семейную собственность. Повторное замужество допускалось только после смерти мужа, но оно осуждалось в общественном мнении. Жена могла жаловаться в суд в случае жестокого обращения мужа.

Право Древнего Китая (источники, основные институты, общая характеристика).

Первоначально право Древнего Китая базировалось на нормах обычного права с дополнениями норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти.

Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен появлением многочисленных сборников права.

Виды собственности в Древнем Китае характеризовались эволюцией от общинных форм к частной собственности, прежде всего на землю и рабов. Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как не землю, так и на рабов.

Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики. При совершении торговый сделок требовалось заключение договора в письменной форме, кроме того уплачивалась денежная пошлина. С развитием ростовщичества получает распространение договор займа, который оформлялся долговой распиской. Кроме того были известны договора дарения, аренды земли, личного найма и др.

Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования.

Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний (источники выделяют их более 3000) следующие виды преступлений:

1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).

Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью. В период государства Чжоу было выделено пять основных наказаний: «мосин» — клеймение тушью на лице, «исин» — отрезание носа, «фэйсин» — отрезание ног, «чужин» кастрация для мужчин и превращение женщин в рабынь-затворниц, «данисин» — отрубание головы. Кроме того применялись такие наказания как битье палками и плетьми. отрезание ушей, выкалывание глаз и т.п.

Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения.

Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но начиная с периода Цинь в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным.

Древний Китай (V—III тыс. до н.э. — II в. н.э.)

Древнекитайская цивилизация возникла из неолитических культур, сложившихся в V—III тыс. до н.э. в среднем течении р. Хуанхэ. Акватория р. Янцзы стала осваиваться значительно позднее. До III тыс. до н.э. в хозяйственной структуре Китая господствовал матриархат.

В III тыс. до н.э. в долине р. Хуанхэ появляется искусственное орошение, строятся гидротехнические сооружения. В это время человек уже приручает лошадей, буйволов, свиней, овец, коз и использует их в домашнем хозяйстве, выращивает рис, просо, сорго, пшеницу. Орудия труда чаще каменные, со временем появляются и бронзовые, применяется гончарный круг. Патриархальный коллективизм лежит в основе хозяйственной деятельности, но по мере усиления социальной дифференциации патриархальные отношения уступают место классовым, создаются условия для появления государства.

Во II тыс. до н.э. на территории Северного Китая возникает первое рабовладельческое государство. Его население состояло из множества различных племен и народов, проживающих в разных природно-географических зонах. Именно эти причины привели к тому, что Китай уже в глубокой древности разделялся по частям света: восточный, западный, северный и южный. Объединение нескольких племен и народов под властью одного правителя становилось исходным условием для образования государства. Первыми легендарными правителями в Древнем Китае были Яо и Шунь; они правили на севере Древнего Китая четыре тысячи лет назад.

Периодизация Древнего Китая весьма условна, так как летоисчисление стали вести только с 341 г. до н.э. Для истории экономики особый интерес представляют те периоды Древнего Китая, которые в наибольшей мере были связаны с его хозяйственной жизнью [1] .

В ранних государственных образованиях правитель (ван) одновременно являлся верховным жрецом и объявлялся собственником всех земель в государстве. Похожая система была в Египте, Ассирии, в других государствах Востока.

Самым древним рабовладельческим государством Китая считается Шан (Инь), оно существовало с XVIII по XII в. до н.э. В этот период уже использовались медь и бронза, развивалось скотоводство и земледелие, садово-огороднические культуры, ткачество и шелководство. Буйволы и лошади использовались в государстве Шан в качестве тягловой силы, а слоны были ударной силой армии. Среди ремесленных производств широкое распространение получают литейное, гончарное производства, изготовление шелковых тканей, оружия и др.

В государстве Шан успешно развивалась внутренняя и внешняя торговля. До середины XIV в. до н.э. в качестве денежного эквивалента в Китае использовались раковины каури. Затем они стали заменяться искусственными раковинами, сделанными из яшмы или бронзы.

Развитие товарно-денежных отношений усиливало имущественное неравенство, укрепляло авторитет государственной власти, о чем свидетельствуют «Исторические записки» Сыма Цяня (ок. 135 — ок. 90 г. до н.э.). Именно в это время происходит замена патриархальных институтов управления, опирающихся на коллективистские родоплеменные традиции, на деспотические и абсолютистские формы правления. Царь становится самым крупным собственником земли, высшим авторитетом государства, получает от жречества титул «сына бога». Отныне власть передается по наследству, образуются династии.

Правящую группу помимо правителей представляли царская администрация, земледельческая аристократия, военная элита и жрецы, а самую большую группу населения — земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы и рабы. Рабов в Древнем Китае, как правило, клеймили, чтобы они не смогли убежать, по религиозным праздникам их приносили в жертву богам. Количество рабов пополнялось за счет войн и дани с соседних племен. Рабская принадлежность передавалась по наследству, раб в государстве Шан (Инь) не считался человеком.

Крестьяне были главной производительной силой в сельском хозяйстве; в «Книге документов» (Шу цзин) их называют народом или мелким людом. Земли общинников-земледельцев делились на две части: частное и общественное поле. Урожай с общественного поля собирался сообща, учитывался старостой и направлялся в административный центр, а частные поля не являлись собственностью земледельцев, поэтому за пользование землей они платили налог, т.е. основой принципов хозяйствования государства Шан (Инь) были патриархально-центристские отношения.

За время своего существования государство Шан (Инь) пережило несколько спадов и подъемов, обусловленных борьбой за власть, восстаниями подвластных племен, неурожайными годами и набегами кочевников. В последней четверти XII в. до н.э. Шоу Синь, очередной правитель государства Шан, чрезмерно увеличил налоги и поборы с населения, что стало причиной крестьянских восстаний и ослабило государство. В это время политическую и экономическую власть берет под контроль племя чжоу, которое в 1122 г. до н.э. создает новое государство на территории государства Шан.

Государство Чжоу в своем развитии пережило три периода: расцвет Западного Чжоу (с 1122 по 771 г. до н.э.), лидерство Восточного Чжоу (770-403 гг. до н.э.), период воюющих царств (403—221 гг. до н.э.).

В государствах Чжоу в качестве денег использовались серебряные и бронзовые пластины в виде колокольчиков и ключиков. В эпоху воюющих царств появляются деньги из золота и серебра, например в государстве Чу деньги были в виде золотых слитков, в Цинь — в форме мотыги, в Ци — в форме ножа.

Вначале экономический расцвет сопутствовал Западному Чжоу. Оно становится самым влиятельным государством региона, что подтверждают «Шу тзин» (Книга документов), а также другие источники того времени. Вокруг городов этого государства возводились крепостные стены, вдоль границы — пограничные столбы и строились различные охранные сооружения.

Экономическая реформа, проведенная в Западном Чжоу, предусматривала фиксированный налог в размере У3 части урожая. Земельная реформа осуществлялась вместе с введением новой системы управления. Начальной административной единицей была община, состоявшая из пяти семей, пять общин объединялись в деревню, четыре деревни — в клан, пять кланов — в группу, пять групп — в округ, пять округов — в губернию (сан сану).

Пахотные земли в размере 900 му 2 (1 му равнялся 1,1/15 га) распределялись внутри общины по следующему принципу: 8 /9 — семейные наделы, У9 — «колодезная», т.е. государственная земля; она обрабатывалась сельской общиной, урожай шел в доход государству. Земля у крестьян находилась в условной собственности, они платили поземельный налог. Целинные земли считались собственностью частных владельцев. Система распределения земельного фонда называлась «цзинтянь», просуществовала с XII по VIII в. до н.э. и считалась самой прогрессивной среди цивилизаций того времени.

Правящая элита за свою службу получала земельные наделы и работающих на земле людей, имела право распоряжаться своей собственностью. Иерархичность элиты закреплялась строгим соблюдением этикета, предусматривающего ежегодные подношения и дары от младшего по рангу старшему.

Развитие экономических отношений подталкивало развитие правовой системы. В итоге появляется уголовный кодекс, описывающий наказания за 3000 преступлений, устанавливаются запреты на употребление вина и вольную охоту (браконьерство).

Ознакомьтесь так же:  Просроченное осаго наказание

Западное Чжоу, как и государство Шан, погубили деспотизм и жадность правителя Ли-вана (около 877—841 гг. до н.э.). Государство распалось на пять царств.

С VIII по III в. до н.э. в Древнем Китае завершается распад родоплеменных отношений, утверждаются новые принципы хозяйствования. Начинается массовое использование железа в сельском хозяйстве и строительстве, с появлением Восточного Чжоу — нового политического и экономического лидера — возрастает роль государства.

Государство Восточное Чжоу возвысилось в результате успешных войн с соседними племенами и государствами. Эти войны обусловили приток рабов, которые использовались в экономике повсеместно. Количество военных столкновений достигало 500 за год, что стало непосильным грузом для крестьян. Каждый крестьянский двор был обязан поставлять в армию одного мужчину, сельские общины облагались дополнительными налогами на военные расходы, достигающие 7 /10 урожая.

В 594 г. до н.э. в Восточном Чжоу была осуществлена земельная реформа: «колодезная» система отменена, государственные земли были переданы служивому люду, крестьян заставили платить налог с каждого му земли. До этой реформы крестьянин платил налог с объема урожая и был обязан обрабатывать «колодезную землю».

В результате неурожаев и войн начинается массовое разорение крестьян, они теряют свои земли, которые становятся собственностью крупных землевладельцев. Переход на новую экономическую систему осуществлялся поэтапно, с учетом опыта одного, а потом нескольких хозяйств. Вся реформа была осуществлена за 54 года. Из этого следует, что крупные собственники земли тщательно подбирали удобную для себя модель налогообложения, апробируя разные варианты ее эффективности.

В V в. до н.э. Восточное Чжоу переживает экономический спад, терпит поражение в войнах, приток рабов сокращается, начинается экономический кризис. Стоимость взрослого раба достигает 15 тыс. монет, а взрослой рабыни — 20 тыс. (для сравнения: лошадь стоила 4 тыс., а бык —1,5 тыс. монет). Недостаток рабов попытались компенсировать реформами, направленными на дальнейшее закабаление крестьян, в ответ последовали крестьянские бунты.

В конце V в. до н.э. в Китае появляются «бумажные деньги» — квитанции, отражающие стоимость имеющегося товара, кредитные расписки, суммы залогов. Эти квитанции становятся своеобразным эквивалентом денег. Такое новшество позволило увеличить масштабы торговли, но создало проблему, связанную с обменом бумажных дубликатов денег на металлические деньги.

На рубеже VI—V вв. до н.э. в Древнем Китае появляется несколько мировоззренческих учений, оказавших огромное влияние на экономические отношения и принципы хозяйствования:

  • • даосизм (основатель Лао-цзы (конец VII — середина VI вв. до н.э.), который осудил произвол правителей и войны и призвал земледельцев к отстаиванию своих прав);
  • • конфуцианство (основатель Конфуций (551 —479 гг. до н.э.)). Конфуцианство признавало социальное расслоение в обществе, выступало против экономических реформ, товарно-денежные отношения объявляло вредными для общественных устоев, призывало к строгому соблюдению традиций. Для Конфуция труд земледельца, сельская община были основой хозяйствования, торговля и ремесла считались источником реформ и безнравственности. Особое место в конфуцианстве отводилось понятию долга — перед родственниками, перед общиной, перед государством. Представители конфуцианства считали, что для усвоения нравственных и экономических традиций нужна система образования и воспитания. Действительно, вся система производства, распределения и потребления в Древнем Китае так или иначе была связана с понятием долга. На этом были построены иерархическая система элиты, взаимоотношение правителя с народом. Для того чтобы подданные лучше понимали свой долг и способствовали укреплению государства, Конфуций призывал к введению в стране всеобщего образования как необходимого условия разумного и справедливого управления. Правитель должен, по мнению Конфуция, обладать такими достоинствами, как знание и мудрость, а не ориентироваться на знатность и богатство;
  • • фацзя (легисты), ставшее популярным в эпоху «воюющих царств». Его основателем был Шан Ян (390—338 гг. до н.э.). По его мнению, строжайшее соблюдение законов будет осуществляться в том случае, когда перед законом будут все равны. Для этого нужно иметь сильное государство, контролировать все общество, оценивать людей по их делам, хорошо знать реальное экономическое положение в стране. Легисты (или законники) пришли к власти в государствах Ци и Цинь, установив там свои законы и жесткие наказания за их несоблюдение. Из представителей аристократии легисты признавали только военных, купцов низвели до уровня рабов, ввели государственную помощь бедным. В их понимании вся система общественных отношений должна соответствовать порядку, рынок должен быть лицом государства, так как по его функционированию легко определяется порядок в государстве. Учение легистов о сильном государстве и власти силы называли «школой закона». Это учение спустя века нашло продолжение в трудах Н. Макиавелли (1469—1527).

Распад Восточного Чжоу привел к появлению семи царств: Ци, Вэй, Чжао, Хань, Чу, Цинь, Янь. Междуусобная борьба между ними возвеличивала то одно, то другое царство, в то время как каждое из них имело свои достоинства. Культурным центром считалось царство Ци; царство Чу было самым богатым; царство Хань специализировалось на изготовлении и продаже железного оружия; царство Янь занимало стратегически важную территорию; а через царство Цинь проходили важнейшие торговые пути, поэтому оно стало ядром новой империи. Эпоха семи царств показывает наличие четкой специализации в регионах Древнего Китая.

С III в. до н.э. начинается правление династий Цинь (221—206 гг. до н.э.), на смену которой пришла династия Хань. Во времена правления династий Цинь начинается строительство Великой китайской стены, укрепляется имперское правление, в состав государства входят новые земли. Династическое правление по своей форме представляло собой симбиоз восточной деспотии и просвещенной абсолютистской монархии. Династия Цинь поддерживала взгляды легис- тов о первенстве закона, отодвигая традиции на второй план. Законы отныне устанавливаются правителем, утверждают градацию прав собственности, землю определяют как товар, который свободно покупается и продается.

С помощью законов проводится реформирование системы управления, страна разделяется на 31 уезд (есть источники, указывающие на 41 и 21 уезд). Но при этом устои функционирования сельской общины остаются неизменными. Сельская община состоит из 5—10 семей, связанных между собой взаимоответственностью за любые преступления, включая неуплату налогов. Начальной армейской единицей также становятся пятерки и десятки, устанавливается иерархия армейских чинов из 18 степеней знатности, которые присваивались за военные заслуги. Ремесленники и торговцы по новым законам отныне объявлялись зависимыми от государства, т.е. становились его собственностью. Реформа предусматривала дальнейшее развитие товарно-денежных отношений, о чем, в частности, свидетельствовали введение государственной монополии на железо и соль, распространение металлических денег, чеканка которых контролировалась государством.

Реформы позволили создать мощное централизованное государство, ограничить вольницу князей.

В конце III в. до н.э. медь и железо прочно утверждаются в быту, растет их добыча. ВIII в. до н.э. в Древнем Китае было 467 производств по добыче меди и 3609 производств по добыче железа. Все эти данные содержатся в книге правителя области Шан (Шан цзюнь шу).

При правлении династии Цинь бурно растут города, появляются наемные работники, множество мелких арендаторов, развиваются налоговая и финансовая системы, появляются даже элементы ранних капиталистических отношений. В то же время объем работ, выполняемый рабами, остается весьма значительным, в сельской местности сохраняются патриархально-общинные отношения, т.е. многоукладная структура Древнего Китая ограничивается сложившимися традициями.

Экономические и социальные проблемы при правлении династии Цинь в конечном итоге вызвали конфликты: с одной стороны, крестьянские бунты, вызванные постоянным увеличением налогов и повинностей, ослабляли империю, а с другой стороны, крупные землевладельцы требовали от правителей новых успешных войн и рабов. Решая возникшую проблему «рабочих рук», правители сделали ставку на внутренние ресурсы: статус ремесленников, безземельных крестьян и мелких торговцев снизили до уровня рабов. В ответ вспыхнули новые восстания. В социальный раздор включилась и бывшая родовая аристократия, потерявшая свои привилегии; она стала организовывать многочисленные заговоры, которые ослабляли экономическое могущество государства.

В 210 г. до н.э. династия Цинь прекратила свое существование. Началось «смутное время» междуусобиц, в которых сила и военное мастерство решали все. В результате один из военачальников смог выделиться из среды претендентов на власть и провозгласил себя основателем новой династии — Хань.

Династия Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) на первых порах смогла обеспечить экономический подъем и стабильность, которые длились с небольшими перерывами 70 лет. Прогресс сельского хозяйства был обеспечен бурным расширением ирригационных сетей, началом использования плуга с сеялкой и тяжелого плуга с двумя лемехами, внедрением системы «переменных» полей. Уровень экономического развития областей империи был разным, технологические новшества применялись не столь широко, как бы этого хотелось.

Начинается бурное развитие различных производств, связанных с добычей руд металлов, обработкой драгоценных металлов, появляются жемчужные, рыболовные, соляные и другие промыслы, развивается металлургия, ткацкое и шелкоткацкое ремесло. На государственных производствах трудятся от сотен до нескольких тысяч человек, в основном рабы. Торговые пути из империи Хань ведут в Рим, в далекие страны Запада, в Северную Корею, Монголию и другие страны.

Развитие производств и товарно-денежных отношений делают города торгово-ремесленными центрами, а развитие внутренней торговли вызвало необходимость денежной реформы. Наряду с медными деньгами в оборот входят золотые слитки (цзинь) = 244 г; за 1 цзинь давали 10 тыс. медных монет. Кредит составляет 20% и выше. Деньги чеканились только под контролем государства, оно же владело монополией на вино, соль, железо, контролировало внешнюю торговлю.

Труд рабов становится доминирующим; сельские общины, не выдерживая такой конкуренции, разоряются. Патриархальные традиции сельской общины становятся историей, а деньги — мерилом общественного положения. Особое внимание уделяется развитию внутренней и внешней торговли. В 115-114 гг. до н.э. династия Хань устанавливает торговые отношения с Бактрией, государствами Средней Азии, захватывает новые территории.

КI в. до н.э. Ханьская империя становится мощным централизованным государством, ее административный аппарат превышает 130 тысяч человек. Социальная дифференциация в обществе усиливается, что вызывает массовые протесты, в результате в 25 г. н.э. одна династия Хань сменяется на другую, военные ставят своего представителя Лю Сю во главе государства. Смена власти дает экономический эффект и устанавливает временную политическую стабильность, развиваются науки и ремесла.

В 166 г. н.э. в столицу Лоян прибывает посольство из Рима для установления постоянных торговых отношений. В это же время в Китае появляются такие технологические новшества, как водоподъемная машина (насос), новый более эффективный ткацкий станок, воздуходувные кузнечные меха, ручная мельница и др. В сельском хозяйстве и на производствах труд рабов становится менее востребованным ввиду сокращения их притока и улучшения положения крестьян. Законы отныне запрещают убийство и клеймение рабов. Торговцы и ростовщики перестают быть нежелательным элементом для государства, в экономике страны заметную роль начинают играть «сильные дома» — крупные хозяйства, разбогатевшие на кабальной аренде и эксплуатации земледельцев. Веками существовавшая сельская община стала окончательно разрушаться. Вскоре империя приходит в упадок под ударами стихийных бедствий, породивших эпидемии, неурожаи и голод. Об уровне катастрофы свидетельствует сравнение переписи населения середины II в. (50 млн человек) и середины III в. (7,5 млн человек). Империя в итоге распалась на три небольших царства.

  • [1] Цивилизация периода Шан (Инь): XVIII—XII вв. до н.э.;цивилизация периода Чжоу: 1122—221 гг. до н.э.;имперский Китай династий Цинь и Хань: 221 г. до н.э. — II в. н.э.