Гипотеза требования к ней

Гипотеза требования к ней

Решение научной проблемы никогда не начинается непосредственно с эксперимента. Этой процедуре предшествует очень важный этап, связанный с выдвижением гипотезы. «Научная гипотеза — это утверждение, содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы» [20, С. 39]. По-существу гипотеза — это главная идея решения.

Для избежания возможных ошибок в формулировке гипотез следует придерживаться следующих подходов:

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования. Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук, имеющих в качестве предмета исследования совсем другое. Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том, что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону, звучит так: «Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников». Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя, можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.

3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т.п. Оказалось, что спортсмены, имеющие одинаково высокие проявления тех или иных физических качеств, тем не менее показывают не одинаково спортивные результаты. Так, спортивные результаты стайеров не всегда зависят от уровня их выносливости, результаты штангистов от силы и т.п. Для того, чтобы оправдать исходную теоретическую посылку, была выдвинута защитная гипотеза о взаимосвязи физических качеств. Именно следствием этого шага оказалось введение в научный оборот понятий «скоростно-силовые качества», «скоростная и силовая выносливость», «взрывная сила» и т.д.

4. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна 5 . Например, из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (семь лет) благоприятен для развития координационных способностей. Т.о., предположение о том, что «педагогические воздействия, направленные на развитие этих способностей, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте», может служить общей гипотезой при проведении исследований, связанных с разработкой методик для развития координационных способностей. Однако этого не будет достаточно для определения рабочей гипотезы, так как не всегда существует необходимость в ее выделении вообще. В рабочей гипотезе целесообразно определить те положения, которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном случае может выглядеть следующим образом: «Предполагается, что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей семи лет» — именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем методики.

В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.

В научно-методической литературе предлагаются шаблоны формулировок гипотез [1, 7, 10, 15, 19, 23]:

1. Что-то влияет на что-то в том случае, если.

2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.

3. Что-то будет успешным, если.

4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.

Таким образом, наличие гипотезы — это важное условие научного исследования. Гипотеза — это связь между настоящими и будущими знаниями, это брусчатка мостовой науки.

В заключение второй главы приводим те положения, которые, по нашему убеждению, должен знать каждый студент для избегания ошибок в установлении цели, задач и в конечном итоге рабочей гипотезы:

1. Целью исследований может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, воспитания физических качеств, форм и методов физического воспитания в различных структурных подразделениях и возрастных группах, содержания обучения, путей и средств совершенствования управления учебно-тренировочных и воспитательных процессов; но никак не разработка основ и принципов физического воспитания и тренировки.

2. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

3. Гипотеза должна быть: сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна; обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них. Кроме того, гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями; сформулирована.

Основными подходами в научном руководстве курсовыми и выпускными квалификационными при установлении цели, задач и гипотезы работ студентов по специальности «Физическая культура», по нашему мнению, могут стать:

1) сравнение проблемы с вопросом, цели с кратким ответом на вопрос-проблему, задач с описанием характеристик цели, гипотезу с главной идеей решения проблемы;

2) целесообразное использование, во-первых, шаблонов формулировок цели и гипотез, во-вторых, набора глаголов для установления задач;

3) при формулировании задач исследования не подменять их формулировками этапов и методов исследования;

4) практическое упражнение студентов в формулировании цели, задач и рабочей гипотезы исследования.

Каковы основные требования к научной гипотезе?

Для того чтобы быть научной, Гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям.
1. Научная Гипотеза должна быть проверяемой, т. е. следствия, выведенные из неё путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать (или удовлетворять) результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу и т.д.

Ознакомьтесь так же:  Какой налог на купленную квартиру

2. Гипотеза должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях (свойство, характерное, в частности, для т. н. математических Гипотеза).

3. Гипотеза не должна быть логически противоречивой. Из противоречивой Гипотеза по правилам логики можно вывести любые следствия, как проверяемые в смысле 1-го требования, так и их отрицания.

Формальные условия для гипотез

1. «Во-первых, гипотеза должна формулироваться таким образом, чтобы из нее можно было выводить следствия, а также чтобы всегда можно было определить, объясняет она или нет рассматриваемые факты.»
2. «Второе, вполне очевидное условие, которое должна выполнять гипотеза, заключается в том, что она должна предлагать ответ на проблему, изначально ее породившую.»
3. «Гипотеза должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее материальные следствия были проявлены. Данное требование означает, что гипотеза должна быть доступна верификации.»
4. «. предпочтительной является более простая из двух гипотез. . Таким образом, одна теория считается более простой или более общей, чем другая, если первая, в отличие от второй, способна продемонстрировать исследуемые ею связи в виде отдельных примеров отношений, рассматривающихся в ней в качестве основополагающих.» Другими словами, лучше та гипотеза, которая объясняет факты без ввода специальных допущений ad hoc (по случаю).

В др. источниках иногда говорится, что гипотеза не должна противоречить с уже доказанными теориями, но это требование относительное, «так как иначе оно исключает возможность развития знаний».

Евсеенков [Требования к гипотезе:

  • Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.к. ее содержание должно быть сопоставимо с содержанием эмпирических данных.
  • Гипотеза должна быть обоснована не только эмпирически, но и теоретически (не противоречить установленным наукой законам).
  • Гипотеза не должна быть внутренне противоречивой.
  • Простота гипотезы. Из «конкурирующих» гипотез выбирается та, которая является наиболее простым объяснением. Сами ученые называют это требование «бритвой Оккама» по имени философа Уильяма Оккама. Смысл этого правила в том, что более простые объяснения природных явлений с большей вероятностью могут оказаться правильными, чем более сложные. Если мы располагаем двумя гипотезами, объясняющими одни и те же явления, то следует выбирать ту из них, которая включает наименьшее из возможных число допущений или сложных выкладок, отсекая (как бритвой) те, которые содержат избыточные принципы. «Бритва Оккама» оказалась исключительно полезным методологическим правилом, однако в современной науке его применяют с осторожностью, т.к. он не является верным в каждом конкретном случае. ]

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 168 ; Нарушение авторских прав

Значение слова «Гипотеза» в Большой Советской Энциклопедии

Аристотеля. В современном словоупотреблении Гипотеза — выраженное в форме суждения (или суждений) предположение или предугадывание чего-либо: например, «предугадывание природы» в формулировке естественнонаучных законов. При этом первоначальный смысл термина «Гипотеза» вошёл в содержание понятия «научная Гипотеза», выражающего предположительное суждение о закономерной (или причинной) связи явлений. По выражению И. Канта, Гипотеза — это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Являясь одним из способов объяснения фактов и наблюдений — опытных данных, Гипотеза чаще всего создаются по правилу: «то, что мы хотим объяснить, аналогично тому, что мы уже знаем». Любая научная Гипотеза начинается с познавательного вопроса. Например, «Если небесные тела подчиняются закону свободного падения, то каким образом возможно движение планет?». Вопрос выражает потребность познания — перейти от незнания к знанию, и возникает тогда, когда для ответа на него уже имеются некоторые данные — факты, вспомогательные теории или Гипотеза и др. В этом смысле научная Гипотеза по своей гносеологической роли является связующим звеном между «знанием» и «незнанием» (отсюда роль Гипотеза в процессах научного открытия), а по своей логической роли — «формой развития естествознания, поскольку оно мыслит. » (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 555). Характеристика Гипотеза как основной формы мысленного освоения мира отражает не только роль Гипотеза в естествознании, но в равной мере и её роль в общественных науках. Примером может служить выдвинутая К. Марксом Гипотеза материализма в социологии, которая, по словам Ленина, впервые возвела социологию на степень науки (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 136-37, 139-40).

Для того чтобы быть научной, Гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям. 1-е требование: научная Гипотеза должна быть (хотя бы в принципе) проверяемой, т. е. следствия, выведенные из неё путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать (или удовлетворять) результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу и т.д. Отсюда — тенденция науки придавать научной Гипотеза точную логическую (математическую) формулировку, обеспечивающую включение Гипотеза в качестве общего принципа в дедуктивную систему с последующим сравнением результатов дедукции с результатами наблюдений и экспериментов. Чисто логический «скелет» процедуры введения Гипотеза в (дедуктивное) доказательство и их исключения даётся, например, правилами т. н. естественного логического вывода (см. Логика). Техника методов подтверждения Гипотеза, в частности её вероятности при данном уровне знания, исследуется в индуктивной и вероятностной логике (см. Индукция), в теории статистических решений, 2-е требование: Гипотеза должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях (свойство, характерное, в частности, для т. н. математических Гипотеза). 3-е требование: Гипотеза не должна быть логически противоречивой. Из противоречивой Гипотеза по правилам логики можно вывести любые следствия, как проверяемые в смысле 1-го требования, так и их отрицания. Противоречивая Гипотеза заведомо лишена познавательной ценности, 1-е и 2-е требования отличают научные Гипотеза от т. н. рабочих Гипотеза, рассчитанных только на «условное объяснение» данного явления и не претендующих на отображение «действительного положения вещей». Рабочие Гипотеза часто используются как промежуточные звенья в научных построениях благодаря их дидактической ценности.

Лит.: Навиль Э., Логика гипотезы, СПБ, 1882; Джевонс С., Основы науки, СПБ, 1881, гл. 23; Асмус В. Ф., Гипотеза, в кн.: Логика, М., 1956; Кузнецов И. В., О математической гипотезе, «Вопросы философии», 1962, № 10; Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., М., 1957; Копнин П. В., Гипотеза и познание действительности, К., 1962; Новосёлов М. М., К вопросу о корректном применении вероятностных методов при анализе мыслительных задач, «Вопросы психологии», 1963, № 2; Вилькеев Д. В., Роль гипотезы в обучении, «Советская педагогика», 1967, № 6; Баженов Л. Б., Современная научная гипотеза, в кн.: Материалистическая диалектика н методы естественных наук, М., 1968.

Б. В. Бирюков, М. М. Новосёлов.

Ознакомьтесь так же:  Раздел жилья купленного за материнский капитал при разводе

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом «Гипотеза»

Статья про слово «Гипотеза» в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 14878 раз

Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам;

Гипотезы — обоснованные предположения о структуре исследуемых объектов, характере связей между изучаемыми явлениями и возможных подходах к решению проблем

Требования к гипотезам:

1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема.

2. Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам.

3. Она должна быть простой (меньше возможных допущений).

4. Хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений.

5. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне знаний.

6. В формулировке гипотезы не должно быть неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий.

Гипотеза – предположение, ответ исследователя на основной вопрос научного исследования. Поскольку гипотеза — это всего лишь предположение, то оно нуждается в проверке (доказательстве или опровержении).

Бывают: теоретическая, эмпирическая, основная, дополнительная, альтернативная.

Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории или для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания. Гипотезы – эмпирические предположения выдвигаются для решения проблемы методом экспериментального исследования. Поэтому их еще называют экспериментальными гипотезами.

Существует три уровня экспериментальных гипотез по их происхождению.

1. Теоретически обоснованные гипотезы – основываются на теориях или моделях реальности и представляют собой прогнозы, следствия данных теорий или моделей. Гипотезы этого уровня служат для проверки следствий конкретной теории или модели.

2. Научные экспериментальные гипотезы – выдвигаются для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями. Отличие их от гипотез первого уровня в том, что они не основаны на существующих теориях.

3. Эмпирические гипотезы – выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, т. е. формулируются для данного случая. После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт.

Признаками продуктивной гипотезы являются адекватность, правдивость и возможность проверки. Адекватность гипотезы заключается в соответствии теории исследования его целям и задачам, а также в соотнесенности с изучаемой реальностью. Правдивость гипотезы состоит в том, что она базируется на реальных и научно обоснованных фактах и содержит логику здравого смысла. Возможность проверки гипотезы выступает в двух принципах: фальсифицируемости и верифицируемости. Принцип фальсифицируемости заключается в том, что в ходе эксперимента гипотеза может быть опровергнута. Этот принцип абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости состоит в том, что в ходе эксперимента гипотеза подтверждается. Этот принцип относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.

Тема 2.4 Интерпретация и представление результатов психологического исследования. /2 лек./

Вопросы:

1. Обработка данных психологического исследования.

Гипотеза требования к ней

Джевонс Уильям Стэнли

Английский экономист, статистик и логик.

Проверка научных гипотез

Требования к научной гипотезе по Уильяму Джевонсу

Уильям Джевонс, опираясь на более ранние работы Томаса Гоббса и Роберта Бойля , сформулировал три требования к научной гипотезе:

«1) Чтобы она давала возможность дедуктивного умозаключения и вывода следствий, допускающих сравнение с результатом наблюдения.

2) Чтобы она не противоречила никаким законам природы или ума, которые мы считаем верными.

3) Чтобы выведенные из неё следствия согласовались бы с фактами наблюдения».

Уильям Джевонс, Основы науки: трактат о логике и научном методе, М., «Либроком», 2011 г., с. 478-479.

Виды гипотез. Требования, предъявляемые к научным гипотезам

Проблема различения науки и лженауки является весьма сложной. В настоящее время существует множество лженаучных концепций, некоторые из которых пытаются представиться как научные. Особенно сложно отличить от научных теорий те, которые создаются самими учеными и являются либо заблуждением, либо намеренной фальсификацией. Требуется некоторое правило, которое позволило бы отличить научную концепцию от лженаучной уже в момент появления. Однако все попытки найти точный формальный критерий до сих пор остаются безуспешными. Правила, которое позволяло бы достоверно определить научность гипотез, не существует.

Философы – постпозитивисты К.Поппер и Т.Кун показали, что научные представления изменяются со временем. Те теории, которые когда-то признавались научными, позднее могли быть отвергнуты как ненаучные. И наоборот, слишком смелая гипотеза, которая не признавалась сначала научным сообществом, могла быть классифицированная как научная, после того как была подтверждена экспериментально. Совокупность теорий, которые считаются научными, был в разное время разным. Поэтому нам представляется, что построить точный критерий для такого изменяющегося объекта вряд ли возможно в принципе.

Витгенштейн предложил использовать для характеристики понятий с нечеткими границами семейные сходства. В «Философских исследованиях» Витгенштейн пишет о языковых играх и замечает, что нет такого свойства, которое было бы присущим для всех игр. «Мы видим сложную сеть подобий, накладывающихся друг на друга и переплетающихся друг с другом, сходств в большом и малом» [1]. Каким образом должен строиться критерий для понятия с нечеткими границами?

Рассмотрим сначала то, как формулируется критерий в том случае, если считать понятие точно определенным. (Примером таких понятий могут служить математические понятия.) Стандартный критерий формулируется следующим образом:

«Объект x обладает свойством A тогда и только тогда, когда x находится в отношениях B1 с объектами x1, x2, . xn; в отношениях B2 с объектами y1, y2, . ym и т.д.».

Формально этот критерий может быть записан:

A(x) Û B1(x; x1, x2. xn) Ù B1(x; y1, y2. ym) Ù B1(x; z1, z2. zl).

где x – имя определяемого объекта;

xi, yi, . zi – имена некоторых объектов;

A – одноместный предикат;

B1, B2, …, Bk – некоторые предикаты, которые показывают отношения объекта x с объектами.

Если понятие не имеет четких границ, то мы не можем требовать, чтобы x обладал перечисленными отношениями с необходимостью. Тогда в формулировке критерия для нечетких понятий конъюнкция отношений заменится на дизъюнкцию:

A(x) Û B1(x; x1, x2. xn) Ú B2(x; y1, y2. ym) Ú…Ú Bk (x; z1, z2. zl). (1) Чтобы x обладал свойством A необходимо и достаточно, чтобы хотя бы одно условие выполнялось, то есть, чтобы хотя бы один предикат B1, B2, …, Bk был истинным.

Однако, это условие недостаточно жесткое для наших целей. Дело в том, что некоторые свойства могут оказаться присущими какой-нибудь из лженаучных теории. Мы предполагаем, что научная гипотеза характеризуется большим числом перечисленных свойств, чем ненаучная поэтому для того, чтобы построить рабочий критерий требуется ограничить снизу количество характеристик которые должны быть истинными

Обозначим через m минимальное количество свойств или отношений, которыми должен обладать объект x, для того, чтобы мы могли сказать: «x имеет свойство A». Учитывая, что P(x) = 1, если P(x) – истинно и P(x) = 0, если P(x) – ложно, запишем формально ограничение на количество отношений, в которых должен находиться объект x с объектами xi, yi, . zi.

B1 (x; x1, x 2. xn) + B2 (x; y1, y2. ym) +…+ Bk (x; z1, z2. zl) ³ m. (2) где 1 £ m £ k.

Таким образом, условие (2) позволяет отбросить те объекты, которые имеют недостаточное количество требуемых характеристик. Теперь «x имеет свойство A» если и только если x обладает не менее чем m свойствами и отношениями.

Ознакомьтесь так же:  Как оформить дверь после установки

Реально часто оказывается, что свойства не равноценны между собой. Наличие некоторых свойств может оказаться более существенным, чем наличие каких-нибудь других. Чтобы это пояснить рассмотрим пример.

Среди требований, которые предъявляются к научным теориям, фигурируют, в частности, требования логической непротиворечивости и эмпирической подтверждаемости. Если проверяемая теория является естественно-научной, то требование эмпирической подтверждаемости является более важным. Требование логической непротиворечивости в естественных науках не столь важно. Новая эмпирическая теория, как правило, в какой-то момент времени противоречит некоторым из сложившихся убеждений. Однако, если речь идет о математической теории, то требование логической непротиворечивости является необходимым.

Таким образом, нам требуется приписать веса нашим предикатам, которые мы обозначим bi. Эти веса позволяют отразить степень значимости того или иного признака для объектов данного вида.

b1 * B1(x; x1, x2. xn) + b2* B2(x; y1, y2. ym) +…+ bk* Bk (x; z1, z2. zl) ³ m. (2′)

где bi такие, что 0 £ bi

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Требования к гипотезам

Требования, которые могут быть . предъявлены к принимаемым при

исследовании СУ гипотезам, могут быть следующими:

  • — целенаправленность, обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему;
  • — релевантность (англ. relevant — относящийся к делу, уместный), т.е. опирающаяся на факты и обеспечивающая допустимость признания ее как в науке, так и в практике. Если гипотеза не использует факты, то ее называют иррелевантной;
  • — прогностичность, обеспечивающая прогнозирование результатов исследования;
  • — проверяемость, позволяющая принципиальную возможность проверки гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдений или экспериментов. Это должно обеспечить ее опровержение (фальсифицируемость) или подтверждение (верифицируемость). Однако нельзя утверждать, что все гипотезы могут оказываться проверяемыми. К таковым относятся: во-первых, те, которые невозможно проверить в настоящий период времени из-за несовершенства технических средств, не открытых еще до сих пор законов и закономерностей и т.п.; во-вторых, принципиально непроверяемые на основе фактов гипотезы; в-третьих, универсальные математические гипотезы, относящиеся к абстрактным объектам исследования и не допускающие эмпирического подтверждения;
  • — непротиворечивость, достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы;
  • — совместимость, обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научными теоретическими и практическими знаниями. В случае наличия несовместимости и противоречий выдвинутой гипотезы с имеющимися знаниями необходимо проверить законы и факты, на которые опирается рассматриваемая гипотеза и прежнее знание;
  • — потенциальность, включающая возможности использования гипотезы по вытекающим из нее количеству и качеству дедуктивных выводов и следствий, их силе и влиянию на развитие системного управления;
  • — простота, основывающаяся на системности и меньшем числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий; а также на достаточно большом числе объясняемых ею фактов. При этом гипотеза одновременно может носить более общий характер. Простота гипотезы, конечно, не может исключать использование для ее подтверждения сложного математического аппарата.

Выполнение приведенных выше требований отличает принятую научную гипотезу от обычной догадки. При этом возникает относительно много вопросов, связанных с подтверждением или опровержением гипотез. Однако важнейшим критерием того или другого, т.е. истинности гипотезы, является все-таки ее эмпирическая проверяемость. Именно здесь проявляются трудности их проверки.

Очевидно, что между подтверждением и опровержением гипотезы в сущности заложена полная противоположность. Однако, если смысл подтверждения имеет, как правило, относительно временный характер, то опровержение — окончательный. Более того, для опровержения достаточно дедуктивного обоснования ложности всего лишь одного следствия гипотезы, а подтверждение истинности ее на основе доказанности части утверждений делать неправомерно. В последнем случае заключение делается с использованием индуктивного метода. Кроме того, при рассмотрении взаимосвязанных утверждений и обоснованности каждого из них в отдельности сделать вывод об истинности всей гипотезы или нескольких связанных между собой гипотез в большем числе случаев нельзя, так как при взаимодействии утверждений в гипотезе могут появиться синергетические свойства. Следовательно, при подтверждении, в том числе при проверке, истинности гипотез целесообразно применять системный подход.

Разработка гипотезы

Формирование гипотез — один из трудных и мало формализуемых процессов исследования. Тем не менее, весь процесс формирования и развития гипотез в контексте всего исследования можно подразделить на ряд стадий, в состав которых для большинства случаев, в частности, должны войти:

  • — подготовительная стадия: сбор информации и выявление проблемы; определение конкретного объекта и предмета исследования; постановка целей и задач исследования; накопление и предварительный анализ фактического материала, формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);
  • — формирующая: анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик; выявление влияющих на проблему факторов и их связей; выявление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемых результатов; сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности, сделанных на основе гипотетических предположений; определение условий, путей и методов решения задач; формулирование исходных гипотез.

В дальнейшем осуществляются все те этапы и работы, которые предусмотрены методикой исследования, включая: планирование, организацию и проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов; проверку правильности и достоверности полученных предполагаемых результатов на практике и уточнение гипотез на основе результатов такой проверки. В случае несоответствия гипотез фактическим результатам их необходимо пересмотреть и в необходимой мере скорректировать.

При формировании гипотез очень важно правильно использовать возможные для этого методы. Следует отметить, что логические методы в меньшей степени пригодны для поиска научной истины в опытных науках (например, в физике и т.п.), но для социально-экономических СУ их нельзя недооценивать. Особенно они эффективны в сочетании с дедуктивно-индуктивными правилами разработки гипотез, а также совместно с абстрагированием информации. Абстрагирование дает возможность исключить излишнюю второстепенную информацию, которая может затруднить принятие простых и реалистичных допущений и, в итоге, формулирование достоверной гипотезы.

Результаты использования различных методов при формировании гипотез во многом зависят не только от наличия имеющейся информации, но и от уровня общих знаний, глубины проникновения исследователя в изучаемую проблему, опыта и интуиции. Если гипотеза не выдержала ряд проверок, то она опровергается или вовсе отвергается.

При подтверждении такая гипотеза в ряде случаев может приобрести статус теории. Следует отметить, что в общем случае теория (греч. — наблюдение, рассмотрение, исследование) может пониматься как учение, как совокупность обобщающих основополагающих научных понятий, идей и методологических положений, имеющегося опыта и практики, образующих ту или иную отрасль (подотрасль) знаний, объективно отражающих законы и закономерности ее развития. Вместе с тем, теория рассматривается также как развитая форма систематизации и организации научного знания, позволяющая целостно воспринимать определенные явления реальности. Очевидно, что наиболее важными базовыми составляющими теории являются исходные понятия, идеи, законы, закономерности и идеализированные или абстрактные объекты. Теория, имея свою логику, позволяет обосновывать новые утверждения исходя из ранее имеющихся.