Государственная экспертиза предприятий и территорий

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое «Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» в других словарях:

Государственная экспертиза проектов МЧС России — государственное учреждение, созданное для организации, осуществления управленческих функций и проведения государственной экспертизы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подготовки предложений об… … Словарь черезвычайных ситуаций

СП 11-107-98: Порядок разработки и состава раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства — Терминология СП 11 107 98: Порядок разработки и состава раздела «Инженерно технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства: Авария опасное техногенное происшествие … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Трунов, Игорь Леонидович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Трунов. Игорь Леонидович Трунов Портрет Род деятельности: Адвокат Дата рождения: 1961 год(1 … Википедия

безопасность — 2.38 безопасность (security): Сочетание доступности, конфиденциальности, целостности и отслеживаемое™ [18]. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 22600 2 2009: Информатизация здоровья. Управление полномочиями и контроль доступа. Часть 2. Формальные модел … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

Постановление 857-ПП: Правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве — Терминология Постановление 857 ПП: Правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве: 15.12. « Филиал ГУ « ФЛЦ при Госстрое России » в г. Москве « Мосс тройлицензия » : готовит… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Правила: Правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве — Терминология Правила: Правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве: 15.25. Авторский надзор за строительством объектов осуществляется в целях обеспечения надежности зданий и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Государственная экспертиза предприятий и территорий

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 26) государственная экспертиза* проектов и решений организуется и проводится по тем объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения.

В стране в настоящее время действует ряд правовых актов, нормативных и методических документов, которые регламентируют требования к выполнению мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций различного характера, защите населения и территорий при их возникновении, а также обеспечивают влияние территориальных органов управления ГОЧС на выбор места размещения и строительство объектов, реализацию в градостроительной документации и проектах мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций. К наиболее важным из этих актов в рассматриваемой области относятся: Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2001 г. № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации», «Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование и согласование документации на строительство, а также оплаты указанных услуг» (Минстрой России, 1996г.), СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства», «Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в системе МЧС России», «Методические рекомендации о порядке проведения экспертизы в области защиты населения и территорий» (приказ МЧС России от 10 июня 1996 г. № 383).

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 26) проектные решения по предупреждению чрезвычайных ситуаций подлежат государственной экспертизе в области защиты населения и территорий. Другими словами, этим законом введен новый вид специализированной государственной экспертизы. Ее цель — выявление степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также и в области проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО).

Объектами данного вида экспертизы являются:
* проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных федеральных и региональных программ;
* проекты территориальной организации производительных сил;
* градостроительная документация всех видов, обоснования инвестиций в строительство, технико-экономические обоснования и проекты нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности;
* декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов;
* проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Субъекты данного вида экспертизы — это экспертные органы МЧС России. В настоящее время в системе МЧС России созданы и действуют: в центре — Экспертный совет при Межведомственной комиссии (МВК) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Государственная экспертиза проектов МЧС России; на территориях — комиссии, образованные из специалистов региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации. Среди этих экспертных органов установлено разделение полномочий.

Экспертный совет при МВК по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен рассматривать программные документы федерального уровня, проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Государственная экспертиза проектов МЧС России (Положение утверждено приказом МЧС России от 10 июля 2001 г. №309) должна рассматривать градостроительную документацию по планированию развития территорий субъектов Российской Федерации, генеральные планы городов, отнесенных к группам по гражданской обороне или с численностью населения 250 тыс. чел. и более, декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, проекты строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, проекты строительства объектов МЧС России.

В соответствии с «Положением о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению градостроительной, предпроектной и проектной документации между МЧС России и Госстроем России» (№ МЧС России 1-4-29/1 от 22.6.01, № Госстроя России АШ-3440/24 от 26.6.01) рассмотрению в Государственной экспертизе проектов МЧС России подлежат проекты строительства следующих объектов:
— строящихся полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых по государственной гарантии, а также за счет других средств, получаемых в качестве государственной поддержки;
— находящихся в государственной собственности;
— строящихся за границей при техническом содействии Российской Федерации, находящихся в совместном пользовании Российской Федерации и других государств и строящихся с привлечением иностранных инвестиций, сооружаемых при реализации соглашений о разделе продукции, включенных в федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов;
— строящихся по экспериментальным и базовым проектам, предназначенным для массового пользования;
строящихся по заказу МЧС России и включенных в федеральные целевые программы, государственным заказчиком которых является МЧС России;
— потенциально опасных и технически особо сложных, независимо от источников финансирования и формы собственности, в том числе:
* ядерно и радиационно опасных объектов (атомных электростанций, исследовательских реакторов, предприятий ядерного топливного цикла, хранилищ временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
* объектов по уничтожению химического оружия и ракетного топлива, уничтожению и захоронению химических и других опасных отходов;
* гидротехнических сооружений 1 и 2-го классов;
* опасных производственных объектов, предусмотренных приложением № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
* тепловых электростанций электрической мощностью 150 мегаватт и выше;
* линий электропередач и подстанций напряжением 330 киловольт и выше;
* морских портов, космодромов, аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мостов и тоннелей длиной более 500 м, метрополитенов;
* радиолокационных станций, радио- и телецентров, магистральных линий связи;
* общегородских объектов коммунального хозяйства в городах с расчетной численностью населения свыше 500 тыс. жителей;
* крупных объектов пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, оказывающих влияние на продовольственную безопасность страны или имеющих важное социальное значение;
* объектов оборонной промышленности, включая объекты по производству конверсионной продукции и продукции двойного назначения.

Документация по перечисленным объектам экспертизы рассматривается в части предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также соблюдения требований по осуществлению управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях и в военное время, обеспеченности узлами связи, централизованными и локальными системами оповещения, защитными сооружениями гражданской обороны, соблюдения других норм проектирования ИТМ ГО. Исключение составляет проектная документация по объектам строительства, заказанным МЧС России (комплексным и военным городкам, парковым и складским зонам, опорным базам поисково-спасательных служб, учебным центрам подготовки спасателей и др.). По ним готовится экспертное заключение в полном объеме на все разделы проекта.

Экспертные комиссии региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации (территориальные экспертные органы МЧС России) должны рассматривать документацию, относящуюся к градостроительству и строительству объектов на территории соответствующих регионов или субъектов Российской Федерации, за исключением той документации, которая подлежит экспертизе в Экспертном совете при МВК по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Государственной экспертизе проектов МЧС России.

Следует отметить, что в субъектах Российской Федерации могут создаваться специализированные экспертные центры или организации, уполномоченные на проведение экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Ознакомьтесь так же:  Штраф за переход на зимнее время

В своей работе экспертные органы руководствуются следующими основными принципами:
* единство политики в области государственной экспертизы как составной части процесса государственного регулирования различных видов хозяйственной деятельности в Российской Федерации;
* обязательность государственной экспертизы по всем важнейшим объектам экспертизы федерального, регионального и отраслевого уровней;
* независимость органов государственной экспертизы и экспертов при осуществлении ими экспертной деятельности в рамках установленных полномочий;
* компетентность и законность экспертизы, ответственность экспертных органов и обоснованность заключений по ее результатам;
* достоверность и полнота информации, предоставляемой на экспертизу;
* гласность, учет общественного мнения;
* гарантированность оплаты труда экспертов.

В соответствии с положениями об указанных экспертных органах МЧС России экспертиза проводится при условии ее оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экспертизе. Начало срока проведения экспертизы устанавливается после приемки экспертными органами комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме. Срок проведения определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать 1 месяца для градостроительной, предпроектной и проектной документации, а для экспертизы деклараций промышленной безопасности — 3 месяцев.

При необходимости экспертные органы МЧС России взаимодействуют в установленном порядке с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, с Главгосэкспертизой России и ее территориальными подразделениями, с органами государственной экологической экспертизы, экспертными подразделениями министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, государственными надзорными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Экспертиза в обязательном порядке должна проводиться несколькими экспертами, т.е. комиссией экспертного органа МЧС России. В установленном порядке в состав комиссии могут включаться внештатные эксперты, что предусмотрено приказом МЧС России от 28 августа 1996 г. № 568.

По завершению экспертизы готовится экспертное заключение, которое должно содержать:
* краткую характеристику объекта экспертизы с описанием основных проектных решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
* конкретные замечания и предложения по принятым решениям и технико-экономическим показателям с соответствующими обоснованиями;
* выводы — рекомендовать к утверждению, возвратить на доработку или отклонить представленную на экспертизу документацию.
Заключение подписывается всеми экспертами, участвовавшими в рассмотрении документации, и утверждается руководителем экспертного органа МЧС России.

В случае отрицательного заключения заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении. Замечания и выводы заключения государственной экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Государственная экспертиза является действенным средством предупреждения чрезвычайных ситуаций различного характера. В связи с этим на всех уровнях органы управления ГОЧС должны строго следить за тем, чтобы:
— заказчики согласовывали задания на проектирование и получали необходимые исходные данные для проектирования ИТМ ГО и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
— проектные организации разрабатывали разделы «ИТМ ГОЧС» в составе градостроительной документации и проектов строительства;
— все проекты и градостроительная документация направлялись территориальным органом государственной вневедомственной экспертизы на рассмотрение в соответствующий экспертный орган МЧС России;
— территориальные органы архитектурно-строительного надзора не допускали выдачу разрешений на строительство без наличия положительного экспертного заключения по вопросам гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
— лицензирующие органы не выдавали лицензии на проектирование организациям, которые недостаточно подготовлены для разработки разделов «ИТМ ГОЧС» проектов строительства и градостроительной документации.

Структура федеральных экспертных органов России представлена на рис.2.7.1 (территориальные экспертные органы имеют аналогичную структуру).

Схема взаимодействия экспертных органов и структурных подразделений МЧС России и субъектов Российской Федерации представлена на рис.2.7.1.

Рис. 2.7.1. Схема взаимодействия в области экспертизы между структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами МЧС России

Экологическая экспертиза: виды, цели и этапы процедуры

Сегодня во всем мире большое внимание уделяется экологии и соблюдению природоохранных норм. Любая человеческая деятельность должна оказывать минимальное воздействие на окружающую среду, и сейчас это ни у кого не вызывает сомнений. Для определения степени воздействия существует экологическая экспертиза – комплекс мер, призванных подтвердить безопасность объектов и производственных процессов.

Понятие, цели и виды экологической экспертизы

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет это понятие так: « Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду».

В нашей стране осуществляются государственная, общественная, ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза.

  • Государственная

Ее проведение обязательно для всех строительных объектов. Она осуществляется экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзором) в установленном законодательством порядке.

Общественная экспертиза вовлекает всех заинтересованных лиц в процесс принятия экологически значимых решений. Она проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления. Экспертиза осуществляется в отношении объектов государственной экологической экспертизы за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну.

Ведомственная экологическая экспертиза зачастую имеет технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта, в котором заинтересовано какое-либо ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы.

Научная экологическая экспертиза проводится для того, чтобы проверить определенные научные факты. Она не имеет строго регламентированных Законом положений.

Коммерческая экологическая экспертиза, как и научная, законодательством не регулируется и проводится добровольно для того, чтобы узнать, насколько безопасен тот или иной объект для людей и природы. Коммерческая экспертиза – весьма востребованная услуга, которую оказывают специализированные компании. На этом виде экспертизы мы остановимся подробнее.

Объекты и заказчики добровольной экологической экспертизы

Кому, когда и зачем может потребоваться коммерческая экологическая экспертиза? На практике большинство заказчиков – владельцы недвижимости, которые хотят быть уверенными в том, что жить и работать в здании безопасно. Это не пустое любопытство – случаи, когда в квартирах, офисных помещениях, частных домах или на дачных участках обнаруживались следы опасных химических веществ, болезнетворные бактерии, повышенные радиационный фон и электромагнитное излучение, совсем не редкость.

Какие объекты можно проверить на чистоту и безопасность?

  • квартиры;
  • загородные дома;
  • земельные участки;
  • офисные помещения;
  • производственные помещения и линии;
  • автомобили.

Существует немало ситуаций, в которых желательно проведение экологической экспертизы. Например, перед покупкой или продажей недвижимости или земельного участка. Особенно это актуально для тех, кто покупает жилую недвижимость. Так, нередки случаи, когда из-за использования низкокачественных строительных и отделочных материалов уровень токсинов в новостройках превышает нормы, жилье на вторичном рынке заражено плесневым грибком, а земельные участки обладают повышенным радиационным фоном. Владельцы недвижимости, особенно жилой, заказывают экспертизу при появлении неприятного запаха в квартире или доме, при обострении аллергических реакций, а также перед подготовкой апартаментов к появлению детей.

Проведение экологических исследований также рекомендовано застройщикам перед постройкой домов (экспертиза земельных участков), владельцам предприятий фармацевтической и медицинской отрасли, компаниям, собирающимся организовать на участке пляж, санаторий, курортное или лечебное учреждение, арендаторам лесонасаждений, владельцам земельных участков, на которых расположены водоемы и пастбища, владельцам зданий, предназначенных для организации детских учреждений.

Анализируемые показатели

Экологическая экспертиза – сложный комплекс мероприятий, который включает в себя лабораторные анализы и измерения с помощью высокоточных приборов. В ней принимают участие разные специалисты – биологи и химики, физики и экологи. Проверке подлежат как управляемые (чистота воды и почвы, наличие токсинов), так и неуправляемые (эрозия почв, радиационное загрязнение) факторы.

Все анализируемые показатели можно разделить на три группы.

  • Физические . Выявляются уровень радиации, шума, вибрации, электромагнитных излучений, степень освещения и особенности микроклимата.
  • Химические . При помощи лабораторных анализов специалисты определяют наличие химических загрязнений (например, наличие ртути, тяжелых металлов, фенола, формальдегида, аммиака). Проверяется также вода, которая может быть загрязнена нефтепродуктами, иметь повышенный уровень солей, железа, хлора и марганца.
  • Микробиологические . Микробиологи проверяют наличие в воздухе и воде болезнетворных бактерий, спор плесени и других биологических загрязнений.

Кстати

Мало кто знает, что самые обычные объекты могут быть потенциально опасны для здоровья. В эту «группу риска» входит антикварная мебель и новые предметы обстановки, включая ковры и ковровые покрытия, а также изделия из мрамора.

Порядок проведения экологической экспертизы на примере оценки недвижимости

Поскольку чаще всего экологическую экспертизу заказывают владельцы и покупатели недвижимости, мы остановимся на процессе предпродажной проверки жилых и офисных помещений подробнее.

Экологическая экспертиза квартиры

Стандартное исследование квартиры включает в себя измерение электромагнитных полей промышленных частот, источниками которых могут быть бытовые приборы, неправильно проведенная электропроводка, близлежащие трансформаторные подстанции и другие объекты, химико-газовый и микробиологический анализ воздуха, замеры уровня шума и радиационного фона.

Экологическая экспертиза дома

Как правило, экологическая экспертиза коттеджа включает в себя те же анализы и замеры, что и экспертиза квартиры, плюс анализ воды на химические и бактериологические показатели и измерение ЭРОА радона – радиоактивного газа, часто скапливающегося в подвальных помещениях и проникающего туда из разломов земной коры.

Экологическая экспертиза офиса

При обследовании офиса обычно замеряются электромагнитные излучения низкой частоты, источниками которого являются компьютеры, электропроводка, сервера и оргтехника, проводится химико-газовый анализ воздуха на наиболее типичные загрязнители, поступающие с уличным воздухом, через системы воздуховодов, выделяющиеся в результате работы оргтехники, осуществляются замер уровня радиации и микробиологический анализ воздуха.

Производственный контроль

Производственный контроль – это контроль исполнения юридическими лицами в ходе хозяйственной деятельности санитарных правил и гигиенических нормативов. Эта процедура проводится согласно санитарным правилам СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Помимо лабораторных тестов и инструментальных замеров он включает в себя контроль:

  • наличия сертификатов;
  • санитарно-эпидемиологических заключений;
  • личных медицинских книжек сотрудников;
  • обоснований безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологий ее производства;
  • ведения отчетности, установленной законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
  • информирования населения и органов местного самоуправления об аварийных ситуациях.

Большинство компаний, специализирующихся на экологической экспертизе, предлагает клиентам стандартные пакеты услуг для разных ситуаций и объектов, но при желании всегда можно заказать дополнительные исследования. Однако следует понимать, что это увеличит и стоимость, и сроки проведения экспертизы.

Ком­мер­чес­кая эко­ло­ги­чес­кая экс­пер­ти­за ча­ще все­го про­во­дит­ся добро­воль­но, но в не­ко­то­рых слу­ча­ях про­вер­ка по­ме­ще­ний – тре­бо­ва­ние за­ко­на. Так, спе­ци­аль­ная оцен­ка усло­вий тру­да (СО­УТ) про­во­дит­ся на всех пред­при­я­ти­ях лю­бой фор­мы собст­вен­нос­ти. Тру­до­вой Ко­декс РФ пре­дус­мат­ри­ва­ет про­ве­де­ние ат­тес­та­ции ра­бо­чих мест не ре­же, чем один раз в пять лет. На­ру­ше­ние дан­но­го за­ко­на вле­чет за со­бой штраф­ные санк­ции.

Государственная экспертиза предприятий и территорий

Оказание государственных экспертных услуг в сфере промышленного и гражданского строительства

  • минимальные сроки проведения экспертизы
  • экспертиза проектов на любой территории РФ
  • индивидуальный подход к каждому клиенту
  • с 2009 года рассмотрено более 7000 проектов
  • в учреждении трудятся

80-ти штатных экспертов высочайшей квалификации

  • мы работаем в строгом соответствии с системой менеджмента качества по ГОСТ ISO 9001-2011(ISO 9001:2008)
    • on-line информирование о статусе рассмотрения проекта
    • возможность получения услуги из любой точки мира
    • повышение эффективности Вашего инвестиционного проекта, сокращение сроков его реализации
    • оптимизация капитальных и операционных затрат

    Приветствуем вас на сайте петербургского Центра государственной экспертизы.

    СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» — одна из ведущих региональных экспертных организаций России, уполномоченная на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

    Повышая эффективность предприятия, а также учитывая интересы заказчиков, мы расширяем перечень оказываемых услуг и осваиваем новые востребованные направления деятельности.

    Мы всегда открыты для вас, ваших пожеланий и интересных проектов!

    Государственная экспертиза предприятий и территорий

    Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

    Раздел 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

    Проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) определено Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об охране окружающей среды».

    Основным законодательным актом в части организации и проведения экологической экспертизы является Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об экологической экспертизе».

    Государственная экологическая экспертиза проводится в соответствии с «Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.96 № 698, нормативными и методическими документами, регламентирующими ее проведение.

    Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 (ред. от 23.12.2005, с изм . от 27.03.2006) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 № 649 (ред. от 30.06.2006) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» установлена структура государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

    Организацию и проведение государственной экологической экспертизы в порядке, определяемом законодательством и Правительством Российской Федерации, осуществляют Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области ( Ростехнадзор ) и Управление Росприроднадзора по Кемеровской области ( Росприроднадзор ).

    Объектами проведения государственной экологической экспертизы являются: технико-экономические обоснования проектов; областные целевые программы; нормативно-правовые акты; материалы комплексных экологических обследований участков территорий, обосновывающих придание статуса особо охраняемых природных территорий и т. д.

    Отделом государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Кемеровской области в 2006 году была организована и проведена государственная экологическая экспертиза по 384 объектам, в том числе из общего числа проведенных экспертиз 35 объектов (9,1 %) были проведены по категории «сложные». Краткий перечень наиболее значимых объектов, относящихся к категории «сложные», и результатов проведения экспертизы представлен в табл. 5.1.

    Краткий перечень наиболее значимых объектов, относящихся
    к категории «сложные», и результатов проведения экспертизы

    ОВОС к акту выбора площадок шахты ОАО Разрез « Ольжерасский »

    Проект организации и ведения лесного хозяйства Чебулинского лесхоза

    ОВОС к акту выбора земельного участка под размещение промплощадки вертикального ствола шахты « Сибиргинская »

    Экологическое обоснование освоения участка недр «Шахта Распадская-2» Распадского каменноугольного месторождения

    Генеральный план. Спортивно-туристический комплекс « Шерегеш » Таштагольского района Кемеровской области. Сектор «Е».

    Генеральный план. Спортивно-туристический комплекс « Шерегеш » Таштагольского района Кемеровской области. Сектор «А».

    Рабочий проект «Организация и ведение хозяйства в защитных лесонасаждениях Новокузнецкого производственного участка (ПЧЛУ-2) Топкинской дистанции защитных лесонасаждений (ПЧЛ-4)»

    Материалы землеотводного дела, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные для разработки месторождения россыпного золота драгой № 310 на р. Мрассу

    Материалы землеотводного дела, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные для разработки месторождения россыпного золота действующей драгой № 317 на р. Б. Коура

    ОВОС к акту выбора площадок отработки участков Глушинский и Латышевский ООО « Ровер »

    Из общего числа проведенных экологических экспертиз 16 проектов (4,2 %) отправлено на доработку в результате отрицательной оценки комиссии. Основными претензиями к материалам, получившим отрицательное заключение ГЭЭ, являются:

    – отсутствие данных по экспликации земель, на которых намечается размещение объекта и воздействие на земельные ресурсы в процессе заявленной деятельности;

    – необоснованность испрашиваемых площадей;

    – отсутствие мероприятий, связанных с проведением рекультивации земель;

    – отсутствие мероприятий по снятию, сохранению и использованию плодородного слоя почв;

    – отсутствие геологических, гидрогеологических и гидрологических характеристик, необходимых для проектирования нарушенных земель, форм и параметров нарушений на начало проектирования;

    – отсутствие расчета ущерба и убытков земельным ресурсам;

    – отсутствие предложений по проведению экологического мониторинга;

    – несоответствие выставленных технических условий органов контроля и надзора к принимаемым техническим решениям;

    – отсутствие данных о возможности приема сточных вод владельцами очистных сооружений;

    – несоответствие санитарно-гигиеническим требованиям при организации санитарно-защитной зоны;

    – отсутствие оценки воздействия на подземные воды;

    – несоответствие проектов ликвидации буровых скважин и горных выработок правилам ликвидационного тампонажа буровых скважин различного назначения;

    – отсутствие данных общественного мнения.

    Основной процент поступающих на государственную экологическую экспертизу объектов составили материалы выбора площадок под строительство, реконструкцию объектов малого бизнеса, проекты рекультивации земель, проекты лесоустройства, проекты на проведение разведочных и поисковых работ, а также материалы, обосновывающие получение лицензии на добычу полезных ископаемых.

    Основным недостатком материалов, связанных с использованием полезных ископаемых, является то, что объект рассматривается как точечный, оценка воздействия на окружающую среду проводилась для минимальной зоны воздействия, с расчетом локального ущерба, практически только в точке размещения объекта, без учета развития территории в целом.

    Чаще всего при проведении экологической экспертизы выяснялось, что предпроектная стадия проработки альтернативных вариантов реализации объекта (по месту размещения объекта и инженерной инфраструктуры, по способам производства и утилизации отходов, по аккумуляции воздействия и т.п.) не выполнялась, что в значительной степени ограничило процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду.

    По результатам проведения экологической экспертизы материалов, связанных с разработкой месторождения или расширением действующих предприятий, можно выделить основные вопросы, по которым не в полном объеме были представлены материалы или относительно поверхностно проработаны технические решения, связанные с воздействием намечаемой деятельности на окружающую среду. Так, например:

    – в случае близкого расположения жилья – перенос его на новое место со строительством полного набора объектов инфраструктуры;

    – максимальное использование ранее нарушенных горными работами земельных участков для размещения проектируемых породных отвалов;

    – предоставление участков под проектирование промплощадок на уже нарушенных территориях с предварительным проведением на них рекультивационных работ;

    – максимальное использование очищенных сточных вод для нужд производства с исключением как водопотребления, так и сброса неочищенных (или недостаточно очищенных) сточных вод в поверхностные водные объекты;

    – обоснование принятия решений по использованию очистных сооружений близлежащих действующих или уже ликвидированных предприятий с учетом их фактического эксплуатационного состояния и возможности принятия дополнительных объемов;

    – разработка в проектах современных сопутствующих производств, связанных с попутным извлечением полезных компонентов из углей, с использованием вскрышных пород в качестве строительных материалов (например, при производстве кирпича, керамзита, заполнителя при изготовлении легких бетонов, в дорожном строительстве), а также с переработкой собственных отходов с целью их утилизации;

    – проработка в проектах таких технических решений, как насыщение кислородом стоков в прудах-отстойниках до их сброса в реку;

    – не применяются в проектах более экологически эффективные блочные разработки с внутренним отвалообразованием вскрышных пород с целью уменьшения землеемкости открытых горных работ, уменьшения затрат на рекультивацию, сокращения подвижных источников загрязнения (автосамосвалов), а также пылеобразующих площадок, откосов уступов и отвалов.

    Во многих проектах предусматривается ведение локального мониторинга только в пределах границ земельного отвода объекта, реже – в пределах границ санитарно-защитной зоны, и практически отсутствует в пределах данного района. Зачастую отсутствуют разделы по рекультивации нарушенных территорий, по охране животного и растительного мира, не предусмотрены затраты на возмещение вреда окружающей среде.

    Предложением, направленным на повышение эффективности проведения государственной экологической экспертизы характерных для Кемеровской области объектов недропользования , может служить обращение в Министерство природных ресурсов о разработке таких методических документов, как:

    – регламент проведения государственной экологической экспертизы материалов лицензирования объектов недропользования , водопользования;

    – регламент проведения государственной экологической экспертизы проектов рекультивации;

    – внесение дополнений и изменений в методические документы по формированию перечня предложений по включению участков недр в Программу лицензирования, где на самом первом этапе определить требования о необходимости учета не только экономических потребностей региона (страны) в полезном ископаемом, но и экологическое состояние территории, возможности использования существующей инфраструктуры в районе размещения объекта (наличие транспортной сети, возможности энергетического обеспечения и т.д.), о необходимости учета общественного мнения населения, чьи интересы могут быть затронуты в результате реализации данной программы.

    Отделом государственной экологической экспертизы Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области за отчетный период рассмотрено 724 заявки на проведение государственной экологической экспертизы предпроектной и проектной документации, из них:

    – выдано 321 положительное заключение и 7 отрицательных заключений;

    – отклонено 296 проектов (283 проекта в связи с некомплектностью материалов и 13 проектов в связи с неоплатой);

    – даны ответы по запросам природоохранной прокуратуры, органов местного самоуправления, гражданам по вопросам, входящим в компетенцию отдела, по 62 объектам.

    Из рассмотренных объектов 62 % составляют объекты сложные и средней сложности.

    По результатам рассмотрения объектов экспертизы выданы положительные заключения, из них:

    – рабочие проекты (ТЭО) –249, в том числе 73 по объектам соцкультбыта и 176 по объектам производственного назначения;

    – 49 материалов, обосновывающих получение лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами;

    – 7 материалов по созданию организаций горно-добывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающих использование ресурсов;

    – 16 иных видов документации, которые обосновывают хозяйственную и иную деятельность и реализация которых способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации.

    Основными заказчиками ГЭЭ являются предприятия по добыче угля и металлургической отрасли, ЗАО « Кузбасснефтепродукт », ЗАО « Кузбассдорфонд », предприятия мелкого и среднего бизнеса, администрации городов и районов.

    Наиболее значимые объекты:

    – «Комплексная программа повышения устойчивости функционирования и снижения негативного воздействия на окружающую среду ОАО «Кокс» на 2004–2010 годы»;

    – ТЭО перепрофилирования производства нормального электрокорунда на производство ферросилиция на базе комплекса имущества Юргинского абразивного завода;

    – программа мероприятий по достижению ПДС, ОАО «ЗСМК» на 2006–2012 годы;

    – полигон ТБО города Новокузнецк, площадка « Маркино »;

    – проект строительства шахты ОАО «Разрез “ Ольжерасский ”» в Томь-Усинском геолого-экономическом районе Кузбасса;

    – строительство участка « Тешский » филиала ОАО «УК “ Кузбассразрезуголь ” Калтанский угольный разрез»;

    – ТЭО (проект) строительства разреза по добыче угля с использованием КГРП на поле ЗАО «Разрез Инской »;

    – рабочий проект «Строительство разреза “ Барзасский ” ООО СП « Барзасское товарищество».

    Основными недостатками материалов, представляемых на ГЭЭ (некомплектность документации), являются:

    – отсутствие раздела оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) с учетом существующего состояния окружающей среды на участке предполагаемого строительства объекта, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами;

    – отсутствие актов выбора площадок, оформленных в установленном порядке, правоустанавливающей документации на пользование земельным участком (касается проектов);

    – отсутствие эколого-экономической оценки, в том числе расчетов платежей за негативное воздействие на окружающую среду;

    – недоработки программ экологического мониторинга;

    – отсутствие документально оформленных материалов общественного мнения о намечаемой деятельности объекта ГЭЭ;

    – содержание разделов «Материалы обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами» не соответствует требованиям «Методических рекомендаций по подготовке материалов, представляемых на ГЭЭ», утвержденных приказом МПР России от 09.07.2003 № 575.

    Рабочие места сотрудников отдела обеспечены информационной программой Lotus Notes . Указанная программа позволяет обеспечить проведение ГЭЭ в соответствии с действующим «Регламентом проведения Государственной экологической экспертизы», утвержденного приказом Госкомэкологии России от 17.06.97 № 280, зарегистрирован Минюстом от 28.07.97 № 1359.

    Кроме основной деятельности по организации и проведению ГЭЭ, отделом выполняется ряд работ по взаимодействию с органами местного самоуправления, природоохранной прокуратуры, общественностью и отдельными гражданами по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

    Кроме того, в период рассмотрения планов развития горных работ (ПРГР) была подготовлена исходная информация о рассмотрении либо наличии положительных заключений по проектной документации практически всех рассматриваемых угольных предприятий. Представитель отдела принимал участие в заседаниях по рассмотрению ПРГР и в дальнейшем в процессе согласования протокола рассмотрения ПРГР.

    В настоящее время существует необходимость законодательного установления порядка проведения государственной водохозяйственной экспертизы (далее ВХЭ). Это продиктовано невозможностью привлечения внештатных специализированных экспертов и экспертных организаций (гидрологических, гидротехнических и т. п.), без заключения которых невозможно принять обоснованное решение о возможности согласования мест размещения и проектных решений.

    Проведение государственной экспертизы определено статьей 80 «Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов» Водного кодекса РФ от 16.11.95 № 167-ФЗ.

    За отчетный период Отделом водных ресурсов по Кемеровской области в части рационального использования и охраны водного фонда рассмотрено 716 запросов, материалов предпроектной и проектной документации, в том числе предпроектной документации по 355 объектам, проектной документации по 323 объектам, отклонены от согласования материалы по 89 объектам.

    В результате рассмотрения указанных объектов согласованы материалы:

    – по выбранным площадкам – 141;

    – по проектам – 335;

    – на условия сброса сточных вод – 39;

    – на условия недропользования по твердым полезным ископаемым и по подземным водам, на лицензирование водозаборных скважин – 112.

    Наиболее часто встречающимися материалами, представляемыми на рассмотрение и согласование ВХЭ, являлись:

    – проекты строительства, реконструкции, корректировки горно-транспортной части угольных предприятий;

    – материалы на предоставление в частную собственность земельных участков под индивидуальное жилищное строительство;

    – акты выбора площадок, оценки воздействия, проекты объектов рекреации (зоны отдыха, горно-лыжные комплексы);

    – материалы на лицензирование существующих водозаборных скважин.

    По наиболее значимым объектам были представлены следующие материалы:

    – корректировка проекта строительства шахты «Ульяновская» в Ерунаковском геолого-экономическом районе Кузбасса ОАО ОУК « Южкузбассуголь », филиал Шахта “Ульяновская”, город Новокузнецк;

    – рабочий проект «Реконструкция внешнего гидрозолоудаления ЮК ГРЭС» ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС», город Калтан ;

    – рабочий проект « Томь-Усинская ГРЭС. Реконструкция системы ГЗУ» ОАО « Кузбассэнерго », филиал Томь-Усинская ГРЭС, город Мыски;

    – ОВОС « Золоотвал № 3 ОАО “ Кузбассэнерго ” Беловской ГРЭС»;

    – проект «Генеральный план спортивно-туристического комплекса “ Шерегеш ”», секторы «А» и «Е»;

    – рабочий проект «Строительство системы искусственного снегообразования на горно-лыжном комплексе « Танай »;

    – ОВОС и проект застройки «Жилая застройка с объектами обслуживания в квартале № 1а Центрального района г. Кемерово», ОАО « Промстрой-ЖСК », город Кемерово;

    – проект берегоукрепления в квартале № 1а Центрального района, ООО « Сибспецстрой », город Кемерово;

    – ТЭО (проект) «Город Кемерово, Центральный район, квартал № 1а. Жилой дом № 1», проект 84-квартирного 10-этажного дома в квартале № 1а города Кемерово, река Искитимка , ООО « Корвет-стройсервис », город Кемерово;

    – проект границ земельного участка под строительство 14-этажного 74-квартирного жилого дома № 6 со встроенными помещениями детского спортивного клуба, с дамбой-набережной реки Бол. Камышная , Заводский район, квартал № 21а, пер. Мичурина (стр. № 6) в городе Кемерово, ОАО « Кузбассгазпром », город Кемерово;

    – рабочий проект спрямления и берегоукрепления русла реки Искитимка (река Бол. Камышная ), (жилой дом № 6 в квартале № 21а города Кемерово), ОАО « Кузбассгазпром », город Кемерово;

    – проект планировки территории расширения границ села Андреевка , ООО «Инженерно-строительная фирма Новые Технологии», город Кемерово;

    – проект жилого комплекса «Квартал Серебряный бор», деревня Журавлево , ООО «Бор –1», город Кемерово;

    – проект границ земельного участка на период строительства 50-квартирного жилого дома, ООО «Пилон», город Кемерово;

    – рабочий проект спрямления берегоукрепления русла ручья Суховский , ФСК « Кузбасстрой »;

    – отчет о выполнении НИР по теме «Разработка нормативов ПДВВ р. Томь», Институт водных и экологических проблем, город Барнаул;

    – проект укрепления берега реки Чесноковка в селе Чусовитино Ленинск-Кузнецкого района;

    – проектирование и реконструкция очистных сооружений УН 1612/33 города Мариинска (ЛИУ –33, специализированное туберкулезное учреждение);

    – корректировка проекта «Очистные сооружения промливневых стоков» ОАО « Кузбассэнерго », филиал «Кемеровская ГРЭС».

    Основными недостатками представляемых материалов являются:

    – низкое качество представляемых ОВОС и проектов;

    – отсутствие полной и достоверно выполненной оценки воздействия проектируемого объекта на водный фонд;

    – отсутствие оценки вредного воздействия вод и опасных природных процессов и явлений на проектируемый объект;

    – отсутствие достаточных и обоснованных мероприятий по исключению, снижению негативного воздействия проектируемого объекта на водный фонд, по рациональному использованию, охране от засорения, загрязнения и истощения водного фонда;

    – нарушение требований действующих нормативных правовых актов, строительных норм и правил, государственных стандартов;

    – нарушение режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос;

    – отсутствие результатов инженерно-гидрологических и других изысканий;

    – отсутствие согласований предыдущих стадий инвестиционно-строительного процесса;

    – отсутствие альтернативных вариантов места размещения объекта.

    Одним из основных нарушений является самовольное строительство без согласований с контролирующими природоохранными органами и территориальным федеральным органом исполнительной власти в области управления, использования и охраны водного фонда.

    На основании изменений, внесенных Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», с 01.01.2007 объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются только:

    – проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды ;

    – проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

    – материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду ;

    – проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

    – материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации.