Как оформить семинарское занятие

Как оформить семинарское занятие

Эффективной формой организации обучения в высшей школе является семинарские занятия, с которыми органично сочетаются лекции

Семинар (лат seminarium — рассадник) — вид практических занятий, который предусматривает самостоятельную проработку студентами отдельных тем и проблем в соответствии содержания учебной дисциплины и обсуждение результатов у этого изучения, представленных в виде тезисов, сообщений, докладов, рефератов и т.д.. Семинары в форме дискуссий, участниками которых были ученые из разных стран мира, были очень распространены в. Киево-Могилянской и академии. С 1874-1875 годов семинарские и практические занятия стали широко использоваться в. Киевском университете по инициативе профессора. М. Авенариусіуса.

Проведение семинарских занятий позволяет решать следующие дидактические цели:

— оптимально сочетать лекционные занятия с систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, их теоретическую подготовку с практической;

развивать умения, навыки умственной работы, творческого мышления, умения использовать теоретические знания для решения практических задач;

— формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работы и привлечения к научным исследованиям, которые проводит кафедра;

— обеспечивать системное повторение, углубление и закрепление знаний студентов по определенной теме;

— формировать умения и навыки осуществления различных видов будущей профессиональной деятельности;

— осуществлять диагностику и контроль знаний студентов по отдельным разделам и темам программы, формировать умения и навыки выполнения различных видов будущей профессиональной деятельности

. Семинарские занятия выполняют следующие основные функции:

— учебную (углубление, конкретизацию, систематизацию знаний, усвоенных во время лекционных занятий и в процессе самостоятельной подготовки к семинару);

— развивающую (развитие логического мышления студентов, приобретение ими умений работать с различными литературными источниками, формирование умений и навыков анализа фактов, явлений, проблем и т.д.);

— воспитательную (воспитание ответственности, работоспособности, воспитание культуры общения и мышления, привитие интереса к изучению конкретной дисциплины и к профессии, формирование потребности рационализации н учебно-познавательной деятельности и организации досуга)

— диагностически-коррекционную и контролирующую (контроль за качеством усвоения студентами учебного материала, выявление пробелов в его усвоении и их преодоления)

Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:

— к семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);

— при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;

— необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профес ийний деятельности и т.д.)

— необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять разноуровневые межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивающая фор ния единой системы знаний, умений и навыков студентов

— важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования;

— в процессе проведения семинарского занятия необходимо обеспечивать органическое единство теоретического и опытно-экспериментального познания;

— семинарские занятия должны гармонично сочетаться с лекционными, практическими и лабораторными занятиями и самостоятельной работой студентов

зависимости от задач и содержания семинарских занятий их можно классифицировать как;

— традиционные (тематические) семинары;

— суммирующие семинары (повторения и систематизации знаний, межпредметные семинары и др.);

просеминары проводится со студентами — первокурсниками с целью их адаптации к лекционно-семинарской формы обучения в. ВУЗах. Главной задачей просеминарських занятий является формирование у студентов умений труд юват с учебниками, первоисточниками, выполнять реферативные исследования, готовить тезисы, доклады и научные выступления есть, просеминары являются своеобразными практикумами для подготовки первокурсников к уч ально-познавательной деятельности на лекциях, в процессе практических занятий и самостоятельной роботти.

При подготовке к первым семинаров преподавателю желательно обсудить со студентами содержание китайского пословица:»Лучшая память хуже, чем хуже чернила»Следует также продемонстрировать первокурсникам вы иди записей, использование которых поможет им принимать участие в обсуждении конкретных проблемих проблем:

— выписки, цитаты — дословные, точные записи конкретного текста с ссылкой на источник информации и его автора;

— план выступления — совокупность четко сформулированных, последовательно изложенных мыслей, которые отражают основное содержание прочитанного;

— тезисы — основные положения текста без дополнительных объяснений;

— конспект — короткий последовательное изложение информации из первоисточника. Для оперативного использования студентам можно рекомендовать

накапливать информацию на специальных карточках — листах плотной бумаги небольшого формата. Такие рабочие шее могут иметь разное назначение:

1. Каталожные карточки, на одной стороне которых делают запись исходных данных первоисточника, а на обороте его краткую аннотацию. Например:

Подоляк. ЛГ,. Юрченко. ВИ. Психология высшей школы:. Практикум:. Навчпосиб -. К:. Каравелла, 2008 — 336 с

Обратная сторона карточки

Пособие содержит методические материалы, характеризующие подходы авторов к организации семинарских и лабораторных работ, самостоятельной работы при изучении»Психологии высшей школы», конкретные ситуации, упражнения, задания. Может использоваться преподавателями, аспирантами и студентами магистратурагістратури.

Подобные карточки удобно размещать в компьютерной картотеке, что однако затрудняет их использование на аудиторных занятиях

2. Рабочие карты, на которых студент записывает формулировки понятий, законов, цитаты, примеры, формулы и тп

Рабочие карты удобно использовать для ответов, выступлений, запоминания материалов

Как разновидность просеминары можно иногда использовать семинар — комментированное чтение. Такой семинар эффективен, когда студентам демонстрируют методику обработки определенной научной работы (монографии, научной ст. Татти, дипломной работы или курсового исследования). Основная задача комментируемого чтения состоит в формировании у студентов умения анализировать и правильно толковать научный текст. Такие семинары. Эффективно и на младших курсах, на старших курсах их проведения почти не практикуетсяся.

На первых просеминары студентам следует предложить рекомендации, которые оптимизируют их самостоятельную работу и повысят эффективность интеллектуального труда. Например, первокурсникам можно дать следующие заметки

1 работает самостоятельно ежедневно в одно и то же время. Формируйте в себе привычку к постоянному умственного труда. Если сначала будет трудно, вспомните пословицу:»Ученье и труд все перетрут»

2. Планируйте умственный труд и досуг, это позволяет работать четко и ритмично

3. Ритмичность и чередование умственного труда и отдыха способствует повышению работоспособности

4 определяет конкретно, что нужно сделать сегодня, но не забывайте о перспективе. Выполнение сложной работы можно осуществлять отдельными частями

5. В период отдыха ншагайтесь активно двигаться, заниматься физическим трудом, спортом

6 обеспечивает себе полноценный сон, ведь это биологическая потребность организма

7. Правильная организация рабочего места, привычный для вас порядок — улучшат вашу работоспособность

8. Не забывайте ежедневно подводить итоги выполненного, вносить коррективы в еженедельный план

9. Всякий результат умственного труда должен быть четко оформлен в виде записи или устного высказывания. Помните, что»не за писана мнение — потерянное сокровище»(ДИМенделеев)

Традиционный (тематический) семинар ориентирован на обсуждение группы проблем, которые изучались студентами самостоятельно или обрабатывались на лекции. Среди тематических семинаров чаще всего используются так ки разновидности:

— семинар — беседа (обсуждение заранее подготовленных студентами докладов, рефератов, творческих работ);

— семинар -«круглый стол;

— семинар-симпозиум и др.

На семинарах студентам следует предлагать вопросы, имеют проблемный характер и требуют творческого, продуктивного мышления, например:»Как. Вы считаете, почему?»,»Аргументируйте свою точку зрения»,»Поре ивняйте научные факты и жизненные представления о»,»Чем можно объяснить, что?»И тп. В процессе дискуссии,»круглого стола»,»конференции»,»симпозиума», несущие элементы интерактивного обучения, студентов следует стимулировать к обсуждению, дебатов, приучает самостоятельно мыслить, способствует развитию аналитических навыков, умений защиты собственной точки зрения, взвешенной аргументации, уважения к мнению дручок, умінь захисту власної точки зору, виваженої аргументації, поваги до думки інших.

На старших курсах студентов привлекают к участию в спецсеминары, специально организованном общению начинающих исследователей с ведущими специалистами в определенной научной отрасли или профессиональной сфере. Спец цсеминар чаще приобретает характер привлечения студентов к научной школы, приучает студентов к научно-профессиональной творчествеі.

зависимости от типа структура семинара может быть различной, однако преподавателю следует знать, что при его подготовке учебно-познавательную деятельность студентов следует организовать следующим образом:

1. Сообщить тему и план семинара

2. Предложить для самостоятельного изучения основную и дополнительную литературу

3. Предоставить устные или письменные (в виде»Методических рекомендаций») советы по подготовке к семинарам

4. Предоставить студентам индивидуальные задания и при необходимости провести консультацию по теме семинара

Методика управления семинаром зависит от многих факторов: дидактической цели, педагогического мастерства преподавателя, готовности и активности студентов и др.. В наиболее общем виде типичная структура семинарского занятия имеет следующий вид (табл. 88).

Ознакомьтесь так же:  Приставы по мытищинский район

Структура семинарского занятия

Этапы семинара Содержание и характеристика этапа

Цель — мобилизовать студентов к обучению; активизировать их внимание, создать рабочую атмосферу для проведения занятия Этап содержит приветствие преподавателя со студентами, выявление отсутствующих, проверку при дготовлености к занятию (возможно короткое фронтальный опрос, короткий тест и тпп.)

Мотивация и стимулирование учебной деятельности

Предусматривает формирование потребности изучения конкретного учебного материала, сообщение темы, цели и задач семинара Мотивация способствует четкому осознанию цели семинара, состоит в достижении конечного евого, запланированного результата совместной деятельности преподавателей и студентовв

проблем, вынесенных на семинарское занятие

Заключается в обсуждении и управлении процессом рассмотрения основных вопросов семинара согласно выбранному виду и методики его проведения Преподаватель должен позаботиться о поэтапном обсуждения и понимания студентами и изученной учебной информацииї

Диагностика правильности усвоения студентами знаний

Состоит в выяснении причин непонимания определенного элемента содержания учебной информации, неумение или ложности выполнения интеллектуальной или практической действия Осуществляется с помощью серии оперативных х кратковременных контрольных работ (письменных, графических, практических), устных фронтальных опросов, тренинга (при необходимости с использованием компьютерной техники)

Предполагает краткое сообщение о выполнении намеченной цели, задач занятия (анализ того, что было рассмотрено, качество деятельности группы и отдельных студентов, оценки их работы)

Организация позаадиторнои самостоятельной работы студентов

Содержит объяснение содержания задачи, методики его выполнения, краткую аннотацию рекомендованных источников информации, предложения по выполнению индивидуальных заданий

Можно предложить две структурно-логические схемы тук преподавателя при проведении семинарского занятия:

1). При высокой степени готовности и активности студентов (I вариант);

2). При недостаточном уровне активности студентов (II вариант)

И вариант проведения семинарского занятия

Продолжение схемы 6. П вариант проведения семинарского занятия

В обоих случаях вступительное слово преподавателя должно освещать:

— значение темы для будущей профессиональной деятельности студентов;

— обоснование каким вопросам следует осуществить глубже;

— объяснение порядка выступлений на семинаре (по вызову или желанию студентов);

— требования к построению выступлений и проведения дискуссий, если она возникнет

Различные виды семинарских занятий требуют различных форм подготовки к ним студентов, в частности:

а) все студенты готовят сообщение по всем вопросам семинара;

б) каждый студент готовит реферат по отдельным вопросам семинара;

в) студент готовит доклад творческого характера, содержащей элементы исследовательского характера

Преподаватель должен обратить внимание студентов на необходимость глубокого ознакомления с проблематикой семинара, недопустимости механического переписывания материала из одного — двух источников, использование чужи их конспектов или плагиата Internet информации. Следует подчеркнуть, что критическое осмысление материала, разных взглядов на научную проблему, построение доказательных, аргументированных выступлений способствует формированию сам остийного творческого мышления, крайне необходимого современном высококвалифицированному специалисту, ориентированном на деятельность в условиях высокой конкуренцийї.

Преподаватель должен быть образцом для студентов в подготовке к семинару. Он сам должен глубоко и досконально проработать всю литературу, рекомендованную студентам, сделать необходимые заметки, тщательно сформулировать вать основные, дополнительные, вспомогательные вопросы, которые необходимо и можно поставить студентам; четко сформулировать вступительное и заключительное слово семинара. Мы разделяем точку зрения. ММ. Фицула, о необходимости о ведения лекций и семинаров одним преподавателем, ведь»при таких условиях возможны единый подход к изучению отдельных тем или вопросов курса, осуществление систематического контроля за самостоятельной работой студентовтудентів».

Студенту магистратуры, молодому преподавателю следует знать основные критерии оценки качества семинарского занятия, в частности:

1. Целеустремленность — четкое и аргументированное выдвижение научной проблемы, попытка соединить теоретический материал по. Его практическим использованием в будущей профессиональной деятельности

2. Планировка — выделение и сообщения студентам главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы

3. Организация семинара — умение начинать и поддерживать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов студентов, оптимальная информативность и наполненность учебного времени обсуждением проблем

4. Стиль проведения семинара — оживленный, с постановкой актуальных вопросов, наличие элементов дискуссии, или вялый, не вызывает интереса

5. Отношение преподавателя к студентам — уважительное, уравновешенное, толерантное, справедливо требовательное или безразлично

6. Отношение студентов к занятию — заинтересовано ли равно, конструктивно критическое или отрицательное

7. Качество управления группой — преподаватель быстро устанавливает контакт с участниками семинара, уверенно и свободно держится, взаимодействие с группой носит педагогически целесообразный характер и охватывает всех студентов в или, наоборот, преподаватель делает много замечаний, разговаривает на повышенных тонах, опирается в работе на нескольких студентов, а другие остаются пассивными.

8. Комментарии и выводы преподавателя — квалифицированные, доказательные, убедительные, или, наоборот, неквалифицированные, несущественные, не содержат в себе содержательных рекомендаций, качество оценки учебно-познавательной д деятельности студентев.

9. Качество организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов и определения темы следующего занятия и рекомендации по подготовке, изучение основных и дополнительных источников,. Интернет-ресурсов и тп

Знания студентов, обнаруженные на семинарах и других практических занятиях, должны комментировать и обязательно оцениваться. Оценки заносятся в журнал и учитываются при выставлении итоговой (или. Модулей ной) оценки по учебной дисциплини.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Практическое занятие «Оформление приказа»

Разделы: Технология

  • Закрепить знание о приказах.
  • Совершенствование техники письма.
  • Формировать умение правильной работе по 10-ти пальцевой системе
  • Развивать память, координацию, моторику пальцев, гибкость пальцев.
  • Воспитывать активность, усидчивость, аккуратность.
  • Оборудование: компьютера, тест-программа, карточки.

    1. Организационная часть занятия

    Карточки с заданием:

    I. Заполните пробелы в следующих предложениях.

    1.…………… – распорядительный документ, издаваемый единолично руководителем учреждения и содержащий обязательные для исполнения предписания.

    2. Приказы оформляются на ……….. бланке

    3. Текст приказа состоит из двух частей …………………………….

    4. Распорядительная часть начинается словом …………….

    5. Распорядительный документ вступает в силу с момента ………………….

    II. Найдите ошибки в составлении приказа:

    В конце выполнения задания дается правильный вариант оформления приказа, далее производится самопроверка и разбор допущенных ошибок.

    3. Рразминка с помощью программы-тренажера “Соло на клавиатуре”

    Выполнение разминок в программе.

    4. Выполнение практических заданий:

    Выполняется набор вышеуказанного приказа и приказов, находящихся в учебнике.

    Самостоятельная работа. В ходе самостоятельной работы текущий инструктаж с целью предупреждения ошибок в работе:

    • Обратить внимание учащихся на самоконтроль;
    • Оказать помощь учащимся;

    Оценить выполненную работу всех учащихся.

  • Проанализировать допущенные ошибки.
  • Итоги урока.
  • Семинар как одна из активных форм обучения студентов

    В настоящее время практически всем стала очевидна необходимость серьезной модернизации образования. В качестве главного результата в Стратегии модернизации рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих учебное заведение, вносить вклад в развитие и благополучие общества. Одними из важных целей образования становятся:

    — развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

    — готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

    — толерантность, терпимость к чужому мнению, умению, умение вести диалог, искать и находить содержать компромиссы.

    Одной из активных форм учебных занятий являются семинары, они используются при преподавании всех учебных дисциплин.Как правило, они строятся на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике. В действительности, как указывают многие педагоги, основной недостаток семинарских занятий в настоящее время заключается в пассивности слушателей, создания видимости активности, путем предварительного распределения вопросов и выступлений, отсутствие подлинно творческой дискуссии. Семинар позволяет активизировать познавательную и эмоциональную деятельность студентов, раскрывать их творческий потенциал.

    Содержание термина семинар неоднозначно. В переводе с латинского языка — это рассадник знаний. Согласно современным словарям и энциклопедиям, семинар — это и «обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п.» (Большой энциклопедический словарь.М.;СПБ.1998.с.1081), и «групповые практические занятия под руководством преподавателя» (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.. .М., 1999.С.710), и «групповое занятие . по какому-либо специальному предмету, теме» (Словарь русского языка. Т.4.С.75.).

    Существует несколько вариантов схем проведения семинаров, но если их обобщить, то структура семинарского занятия выглядит следующим образом:

    — вступительное слово преподавателя;

    — последовательное заслушивание студентов, выступающих с докладами, сообщениями по заранее обозначенным вопросам;

    — обсуждение выступлений, дополнения слушателей;

    — определение ценности прослушанной информации для практического использования, выявление положительных и отрицательных моментов, разрешение проблем;

    — подведение итогов и заключительное слово преподавателя.

    План семинара должен быть известен обучаемым за 5 — 10 дней в зависимости от темы. Студентов знакомят с методикой проведения семинара, раскрывают значение каждого вопроса, рекомендуют составить тезисы ответов на вопросы семинарского занятия.

    Ознакомьтесь так же:  Дарственная на дом не на родственника

    Этот вид занятия учит выступать с сообщениями, учит точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, укрепляет интерес студента к науке и научным исследованиям, учит связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью и приучает к самообразованию.

    Семинарское занятие основано на самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, которые учатся работать с обязательной и дополнительной литературой. У студентов формируются навыки, умения:

    — анализировать литературные источники,

    — кратко излагать их содержание,»

    — обобщать учебный материал,

    — делать краткие сообщения и доклады,

    — выступать в ходе обсуждения,

    — делать выписки, составлять план,

    — пользоваться мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, -доказательно рассуждать,

    — выделять и формулировать проблемы,

    — находить пути их решения.

    Назначение семинара: углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекции или в процессе самостоятельной работы, анализ проблемных вопросов, обмен опытом, контроль знаний.

    На семинаре основную роль играет функция обобщения и систематика знаний. Главное в семинарском занятии не столько передача новой информации, сколько расширение, закрепление углубление знаний, умений и навыков, способов их получения и применения.

    Одной из основных функций семинара является развивающая (развитие критического, творческого мышления, умения убеждать, обосновывать, отстаивать свою точку зрения).

    Высоко значение оценочной функции, поскольку в ходе обсуждения, дискуссий, споров формируются оценки, отношения, ценностные ориентации, что в конечном счете помогает усвоению системы гуманистических ценностей, определяющих становление личностного в человеке. С воспитательной точки зрения семинар может оказаться даже более действительным средством по сравнению с лекцией, поскольку обратная связь между преподавателем и студентом теснее.

    Организационно-ориентационная функция проявляется в направляемой преподавателем непосредственно или через методические пособия и рекомендации подготовке студентов к семинарскому занятию: подбор источников информации, выбор её обработки и т.д.

    Процесс обсуждения проблем дает возможность участникам глубже познакомиться с проблематикой изучаемой науки, разнообразием точек зрения, обнаружить пробелы в своих знаниях, что соответственно стимулирует познавательные потребности. В этом проявляется мотивационная функция семинара.

    Интенсивность работы зависит от форм проведения семинаров и форм контроля. Загвязинский В.И. наиболее плодотворными с этой точки зрения считает активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы», ролевые игры, «пресс-конференции» и т.п. Каждая из этих форм своеобразна, имеет специфические функции, свою методику подготовки, организации и проведения.

    Эффективным методом самостоятельной работы студентов является семинар в виде развернутой беседы по плану,заранее им известному, а также небольшого сообщения или доклада с последующим их обсуждением. В качестве тем для сообщений и докладов можно взять отдельные вопросы плана семинара или рекомендовать проблематику, углубляющую и конкретизирующую семинарскую тему.

    Распространенной формой является заслушивание и обсуждение докладовстудентов. Подготовка доклада включает несколько этапов и предусматривает длительную и систематическую работу студента и помощь педагога, оказываемую ему по мере необходимости. На первом этапе студент обращается к различным источникам, ищет и изучает разнообразную информацию. Эта стадия характеризуется тем, что студент намечает конкретные цели работы: что узнать, что уточнить, что уяснить, каким должен быть конечный результат. На втором этапе — планирования -разрабатывается содержание, устанавливается объем работы, корректируется, если необходимо, первоначальная формулировка темы, составляется план работы, тщательно изучается отобранный материал, определяется логика раскрытия темы. На следующем этапе материал систематизируется, уточняются композиция, выводы и обобщения, пишется текст, оформляется работа. Успех доклада в значительной степени зависит от того, как участвует группа в его обсуждении.

    Активной формой семинара является дискуссия. Дискуссия — это публичное обсуждение какого-либо проблемного вопроса, проблемы. Дискуссия оправдывает свое название в том случае, если обсуждаемый вопрос сложен, важен и неоднозначен по ходу и толкованию, т.е. предполагает альтернативные ответы. Дискуссия может быть намечена и спровоцирована преподавателем, но может возникнуть спонтанно.

    Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения проблем —диспут— это специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две и более стороны, отстаивающие свои позиции. Целью семинара-диспута является формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Участников лучше разделить на подгруппы, каждой из которых предстоит дискутировать с другой по заранее разработанным вопросам, подготовить сообщения и аргументы.

    Семинар-исследование — это форма группового занятия, смысл которого заключается в приобретении, распространении и частичной реализации mamaс привнесением в этот процесс компонентов научного исследования. Семинар-исследование особенно полезен и эффективен при изучении современной истории, поскольку учащиеся сами являются очевидцами происходящего. Но такие занятия могут носить в значительной мере политический (экономический, социальный, экологический и т.п.) характер, ибо то, что происходит сегодня, еще не история. Потребуется какое-то время, чтобы текущие факты и события заняли подобающее им место в историческом процессе. Это обстоятельство преподаватель должен учитывать всегда. Семинары-исследования можно проводить и на других общественных дисциплинах, например, на «Основах философии» по теме «Сознание», «Познание», а также в разделе «История развития философской мысли». Семинары-исследования проводятся и по темам более ранних исторических периодов.

    Семинар-исследование осуществляется в три этапа и часто выходит за рамки отведенного для урока времени. Здесь важны не только собственно семинар, но и его подготовка, и реализация теоретических и практических наработок.

    Задача семинара — исследования — осмысленное, целенаправленное приобретение и углубление исторических знаний, реализация воспитательной, практической и методологической функции при изучении темы семинара.

    Кроме вышеназванных форм семинарских занятий можно использовать разнообразные виды работы, которые будут плодом творческой деятельности преподавателя.

    Роль преподавателя при подготовке к семинарскому занятию.

    Преподаватель на семинаре — и организатор, и консультант, и оратор, и критик, и воспитатель. Чтобы семинар прошел результативно, преподавателю необходимо перед собой поставить цель и задачи, которые будут решены в процессе достижения цели. Если же он не определил глубинных целей — ни образовательных. Ни воспитательных, а следуя наполеоновскому принципу — главное ввязаться в бой, у него, как у педагога, а значит и у занятия, стрежневая линия отсутствует. Следовательно, от такого занятия успехов ждать не приходится. Преподаватель должен быть готов к ответу на любой вопрос. Уметь повернуть в правильное русло обсуждение вопроса. Чтобы семинар прошел на высоком уровне, с максимальным эффектом он должен быть хорошо подготовлен не только преподавателем, но и студентами.

    Важным условием результативности семинара является атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доверительная обстановка, когда студенты не боятся ошибиться, высказать своё мнение, спорные идеи. Необходимо приучить студентов задавать вопросы, не боясь обнаружить пробелы в знаниях. Главная особенность семинара — постоянное присутствие в нем элементов дискуссии, диалога преподавателя и студента.

    Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от студентов высокого уровня самостоятельности — умения работать с несколькими источниками, сравнивать, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, делать собственные обобщения и выводы.

    Большую роль преподаватель играет в подготовке студентов, т.к. ему необходимо не только правильно сформулировать вопросы, но и подобрать литературу, с указанием страниц, на которых студент найдет нужную информацию. Это позволит студентам больше уделить времени изучению вопросов. «Факты священны, мнение — свободно», как выразился С.Скотт, вполне применимы к семинарским занятиям. Когда студент при подготовке, не говоря уже о самом занятии, выражает свое мнение по вопросу недопустимо навязывать ему свое мнение. Сразу нужно ориентировать студентов на то, что необходимо подобрать известные факты по этой теме, а затем продумать своё отношение по данной проблеме. Преподаватель должен сориентировать студентов не только на подготовку по устным ответам, но и на использование наглядных пособий, схем, таблиц, ТСО, что повысит эффективность семинарского занятия.

    Преподаватель должен позаботиться о подготовке всей группы, о занятости каждого студента делами занятия и чтобы его умственное напряжение было предельно высоким, независимо от успеваемости. Этому может способствовать индивидуализация обучения.

    Рекомендации преподавателю при подготовке и проведении семинарского занятия.

    • Определить цель занятия и задачи, которые будут решены в процессе достижения цели;

    • Тщательно изучить содержательную часть семинара;

    • подобрать литературу, с указаниям страниц, на которых студент найдет нужную информацию;

    • Правильно сформулировать вопросы;

    • За 10-14 дней до проведения семинара ознакомить студентов с вопросами и литературой;

    • Сориентировать студентов не только на подготовку к устным ответам, но и на использование наглядных пособий, схем, таблиц, ТСО;

    • Позаботиться о подготовке всей группы, о занятости каждого студента делами занятия и чтобы его умственное напряжение было предельно высоким, независимо от его успеваемости;

    Ознакомьтесь так же:  Расторгнуть договор в связи с переездом

    • На занятие создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания;

    • Учить студентов делать собственные обобщения и выводы, выражать свое мнение по каждому вопросу;

    • Продумать различные виды работы каждого студента — рецензирование, обсуждение выступления, отгадывание кроссворда и др.

    • Заранее распределить время на обсуждение каждого вопроса и сообщить об этом студентам;

    • В конце занятия систематизировать материал, провести его анализ;

    • Оценить работу участников семинара;

    • После проведения занятия сделать его самоанализ, отметить положительные и отрицательные черты.

    Рекомендации студентам при подготовке к занятию и участию на нем.

    • Начинать подготовку заранее, не менее чем за 10 дней;

    • Подобрать по теме литературу;

    • Изучить данные вопросы по нескольким источникам, сравнить существующие точки зрения по данной проблеме;

    • По необходимости проконсультироваться у преподавателя;

    • Подобрать наглядности (репродукции, иллюстрации), составить таблицы;

    • По каждому вопросу плана занятий подготовиться к докладу и к участию в обсуждении и дополнении докладов.

    • Надо иметь в виду, что успех обучения зависит, прежде всего, от самостоятельной работы студента;

    • Позаботиться о внешнем виде, манере держаться;

    • Избавиться от чувства скованности;

    • Продумать своё мнение по каждому вопросу;

    • Не читать, а говорить.

    • Соблюдать средней темп речи;

    • Не говорить громко, либо слишком тихо.

    Список использованных источников:

    1. Большой энциклопедический словарь.М.;СПБ.1998.

    2. А.Т.Степанищев. История России — преподавание в школе. Уч. Пос.-М.: 20002.

    3. В.М.Загвязенский. Теория обучения: Современная интерпретация. Уч.пос. для студ.ВУЗов.М.:Изд. Центр «Академия», 2001.

    4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.М., 1999.С.

    5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.Л.Смирнова. — 4-е изд., испр.

    Семинарское занятие

    Семинарские занятия

    Семинарские занятия получили свое название от латинского слова seminarium, что означает рассадник. Они проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподавателей.

    В современной высшей школе семинар — один из основных видов практических занятий как по гуманитарным, так и по естественным дисциплинам. Семинар предназначен для углубленного изучения того или иного предмета.

    Семинары развивают творческую самостоятельность студентов, укрепляют их интерес к науке и научным исследованиям. В процессе семинарских занятий студенты овладевают научным аппаратом, приобретают навыки оформления научных работ и овладевают искусством устного и письменного изложения материала, защиты развиваемых научных положений и выводов.

    В отечественной высшей школе установились семинарские занятия трех типов: просеминар, спецсеминар и собственно семинар.

    Просеминар, как показывает само название, — занятие, подготавливающее, подводящее к семинару. Подобные занятия проводятся на I курсе главным образом с целью ознакомления студентов со спецификой самостоятельной работы, а также с литературой, источниками, методикой работы над ними. Опыт показывает, что студенты I курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, изложить его в соответствии с темой и поставленной целью. Поэтому особое внимание следует обращать на развитие навыков работы с источниками, предостерегая их в то же время от компилятивного подхода к решению научных проблем, который иногда развивается у студентов при работе по ряду источников. Второй этап работы в просеминаре — подготовка студентами рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их участниками просеминара с заключением руководителя.

    Более серьезные учебные и воспитательные задачи решаются на семинарах на II- III курсах, в особенности специальных семинарах на IV-V курсах, которые вырабатывают у студентов исследовательский подход к материалу. В высшей школе установились три типа семинарских занятий: семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним; семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы; семинар или спецсеминар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубления их разработки.

    По форме проведения семинарские занятия могут представлять собой развернутую беседу по плану, заранее сообщенному студентам, или небольшие доклады студентов с последующим их обсуждением участниками семинара. Противопоставлять эти виды семинаров нет никаких оснований. Если выступления неодносложны и основаны на привлечении дополнительных источников, они уже представляют собой краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями по ним и дискуссию по выдвинутым спорным положениям, т. е. момент живой беседы.

    Семинарскому занятию свойствен непосредственный контакт студентов с преподавателем, и очень важно, чтобы результатом такого контакта становились доверительные отношения между ними. Многие вузовские семинары запоминаются на всю жизнь благодаря тому, что руководителям семинара удается создать атмосферу научного творчества, товарищеской близости, взаимопонимания. Семинар у таких руководителей нередко перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива.

    Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, различные формы дискуссий, сохраняя в то же время и простое изложение некоторых концепций, заслушивание рефератов. Преподаватель заранее сообщает студентам, в какой форме он ожидает ответ на тот или иной вопрос — в форме реферата или рецензии, акцентируя внимание на оценке и обсуждении. При этом он учитывает подготовленность каждого студента, некоторые характерологические качества (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность и др.). В распоряжении преподавателя имеется достаточно средств управления дискуссией, не затрагивающих самолюбие студентов. Малоопытных или недостаточно уверенных в себе студентов преподаватель привлекает к дискуссии, предлагая им частные или облегченные вопросы, дающие и им возможность выступить — психологическое переживание успеха поможет им впоследствии перейти к более трудным вопросам в обсуждении.

    Семинар на старших курсах постепенно приводит студентов к спецсеминару.- специально организованному, хотя краткосрочному общению начинающих исследователей по определенной проблеме. Успех спецсеминара еще более, чем просеминара и семинара, зависит от того, кто им руководит. Спецсеминар, руководимый крупным специалистом, приобретает характер научной школы, которая приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству. Здесь важна соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов (например, моделирование ситуаций и т. п.). В конце занятий руководитель, как правило, делает полный обзор семинарских занятий и работ в широком научном плане, раскрывая горизонты дальнейшего исследования проблем, формируя интерес студентов к науке.

    Семинар и практическое занятие

    Практическое занятие — это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения (вычислений, расчетов, использования таблиц, справочников, номограмм).
    Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории и на методику решения типовых задач.
    На практическом занятии главное — уяснить связь решаемых задач с теоретическими положениями. При решении предложенной задачи нужно стремиться не только получить правильный ответ, но и усвоить общий метод решения подобных задач. Для ведения записей на практических занятиях обычно заводят отдельную тетрадь по каждой учебной дисциплине.

    Рекомендуется использовать следующий порядок записи решения задачи:

    • исходные данные для решения задачи (что дано);
    • что требуется получить в результате решения;
    • какие законы и положения должны быть применены;
    • общий план (последовательность) решения;
    • расчеты;
    • полученный результат и его анализ.

    Логическая связь лекций и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на лекции, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается.

    Семинар — это практическое занятие по гуманитарной дисциплине, на котором студенты приобретают умения оформлять рефераты, учатся конспектировать первоисточники, устно излагать материал, а также защищать научные положения и выводы.

    К семинару нужно тщательно готовиться: внимательно ознакомиться с планом семинара, изучить рекомендованную литературу, по каждому вопросу составить краткий план выступления. В процессе подготовки к семинару обычно требуется законспектировать один или несколько литературных источников: книг, брошюр, статей. Приобретение навыков конспектирования при работе с книгой исключительно важно, поскольку конспектирование представляет собой деятельность, которая будет необходима всю жизнь и инженеру, и научному работнику, и руководителю производства.

    При выступлении на семинаре нужно стремиться выразить свои мысли собственными словами, как можно реже прибегая к конспекту.