Налог на имущество организации расчет налоговой базы

Оглавление:

Налог на имущество: формула расчета

nalog_na_imushchestvo_organizaciy.jpg

Похожие публикации

Наличие недвижимого имущества на балансе организации автоматически делает последнюю плательщиком налога на имущество. В отличие от физлиц, расчет по данному сбору для которых производят сами налоговики, рассылая готовые квитанции с суммами к уплате, компании обязаны рассчитывать налог самостоятельно. Порядок расчета налога на имущество организаций мы и рассмотрим в данном материале.

Налог на имущество на федеральном и региональном уровне

Общие правила, когда производится расчет налога на имущество, определены в главе 30 Налогового кодекса. В то же время региональные власти устанавливают более детальный порядок перечисления платежа и отчетности по нему для конкретного субъекта РФ.

Есть два основных параметра, связанных с исчислением суммы налога на имущество, общие принципы по которым установлены в Налоговом кодексе, но могут видоизменяться введением в действие местных законов.

Во-первых, это ставка налога. Так, например, статьей 380 Налогового кодекса установлен верхний предел размера налога для общих случаев – 2,2%. В той же статье говорится, что местные власти самостоятельно определяют свои ставки платежа в пределах данного значения, на которые в конечном итоге и должны ориентироваться налогоплательщики данного региона страны.

Другая особенность в том, что отчетные периоды по налогу на имущество в разных субъектах могут не совпадать. Это опять же связано с общими положениями Налогового кодекса. Общий расчет платежа компании обязаны производить по итогам года. Но порядок исчисления налога на имущество организаций – авансовый, что означает необходимость рассчитываться с бюджетом по окончании 1 квартала, полугодия и 9 месяцев. Но на уровне субъекта РФ эта обязанность перечислять налог по частям ежеквартально может быть отменена. В этом случае налог на имущество уплачивается общей суммой по окончании года. Более того, власти региона имеют полномочия в том числе и устанавливать срок оплаты авансов по налогу, а также дату перечисления годового платежа.

В то же время несмотря на некоторую вариативность в расчете налога на имущество организаций, связанную со ставками налога и отчетными сроками, есть один неизменный для всех плательщиков подход к определению налоговой базы для расчета платежа. Она в свою очередь определяется двумя способами для каждого из двух существующих с точки зрения Налогового кодекса видов имущества.

Расчет имущественного налога по среднегодовой стоимости

Первый вариант определения налоговой базы – условно говоря, традиционный. Он применяется по умолчанию.

Юрлица признаются плательщиками имущественного налога тогда, когда у них на балансе числится имущество, являющееся объектом налогообложения, проще говоря – основные средства. К таковым может относиться дорогостоящее оборудование, автомобили, прочие механизмы, а также недвижимость. При этом для расчета налога на имущество учитываются не все основные средства. Обо всех возможных исключениях рассказывается в статье 374 Налогового кодекса. Так, в состав облагаемого имущества не попадают ОС из первой и второй амортизационной группы. Напомним, что распределение конкретных ОС между теми или иными группами производится исходя из Постановления Правительства РФ № 1 от 1 января 2002 года, либо же на основании технических условий и рекомендаций производителей, если объект имущества в перечне классификатора не прописан.

Далее, в расчете налога на имущество не участвуют такие специфические активы, как объекты культурного наследия, суда, зарегистрированные в международном реестре, объекты природопользования, некоторые другие объекты. Конечно, к большинству коммерческих компаний последнее не относится, поскольку владеют подобным имуществом сравнительно небольшое число собственников, однако не сказать о самом существовании таких исключениях нельзя.

Традиционная формула расчета налога на имущество организаций учитывает среднюю стоимость объектов, включенных в налоговую базу. Она в свою очередь определяется исходя из показателя остаточной стоимости имущества, то есть разности между стоимостью объекта по данным счета 01 «Основные средства» и отраженной по счету 02 по этим же объектам амортизации. Данные показатели определяются на каждое 1 число месяца отчетного периода.

Пример расчета налога на имущество

Рассмотрим пример расчета налога на имущество исходя из остаточной стоимости имущества в течение года по следующим данным:

Расчет налога на имущество

Порядок расчета налога на имущество организаций зависит от того, что конкретно является налогооблагаемой базой для расчета налога на имущество. Ведь по общему правилу налог на имущество рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ). Однако некоторое имущество облагается исходя из его кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ).

В данном материале мы расскажем о расчете налога на имущество по среднегодовой стоимости, а расчету налога на имущество по кадастровой стоимости мы посвятили отдельную статью.

Отметим, что кадастровое имущество не учитывается при расчете налога исходя из среднегодовой стоимости.

Налог на имущество: формула расчета по среднегодовой стоимости

Перед тем как делать непосредственный расчет налога на имущество организаций, необходимо определить среднегодовую стоимость имущества (п. 4 ст. 376 НК РФ):

Сам налог рассчитывается так:

С предельными размерами ставок можно ознакомиться в отдельной статье.

Учтите, что по общему правилу организации должны уплачивать авансовые платежи по налогу на имущество по итогам отчетных периодов (п. 4 ст. 376, п. 3 ст. 379, п. 4,6 ст. 382 НК РФ). Для расчета суммы авансового платежа потребуется определить среднюю стоимость имущества (п. 4 ст. 376 НК РФ):

То есть, например, при расчете средней стоимости за полугодие, в знаменателе будет стоять 7 (6 + 1).

Формула расчета непосредственно авансового платежа такая:

Сумма налога к доплате по итогам года определяется по формуле (п. 2 ст. 382 НК РФ):

Пример расчета налога на имущество

Приведем пример расчета налога на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости.

Условие примера

Решение

Шаг 1. Рассчитаем среднегодовую стоимость имущества

(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000 + 2550000 + 2400000 + 2250000 + 2100000 + 1950000 + 1800000 + 1650000 + 1500000 + 1350000)/13 = 2086538,46 руб.

Шаг 2. Рассчитаем годовую сумму налога

Для нашего примера возьмем максимальную ставка налога на имущество – 2,2%.

2086538,46 руб. х 2,2% = 45903,85 руб.

Так как налоги уплачиваются в полных рублях (п. 6 ст. 52 НК РФ), плательщик с учетом округления должен перечислить в бюджет 45904 руб. налога на имущество организаций.

Шаг 3. Рассчитаем среднюю стоимость имущества для расчета сумму аванса за I квартал

(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000)/4 = 2393750 руб.

Шаг 4. Рассчитаем авансовый платеж за I квартал

2393750/4 х 2,2% = 13166 руб.

Шаг 5. Рассчитаем среднюю стоимость имущества для расчета сумму аванса за полугодие

(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000 + 2550000 + 2400000 + 2250000)/7 = 2396428,57 руб.

Шаг 6. Рассчитаем авансовый платеж за полугодие

2396428,57/4 х 2,2% = 13180 руб.

Шаг 7. Рассчитаем среднюю стоимость имущества для расчета сумму аванса за 9-ть месяцев

(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000 + 2550000 + 2400000 + 2250000 + 2100000 + 1950000 + 1800000)/10 = 2262500 руб.

Шаг 8. Рассчитаем авансовый платеж за 9-ть месяцев

2262500/4 х 2,2% = 12444 руб.

Шаг 9. Рассчитаем сумму налога, подлежащую доплате в бюджет по итогам года

45904 – (13166 + 13180 + 12444) = 7114 руб.

Налог на имущество: расчет, уплата, бюджетный учет

Схема расчета и уплаты налога на имущество сравнительно прозрачна. Ее практическое применение, как правило, не вызывает проблем. Однако в преддверии подведения итогов налогового периода (по окончании календарного года) возникает необходимость уточнения правильности исчисления ранее произведенных авансовых платежей.

С этой целью следует провести анализ изменений налогового и бухгалтерского законодательства за истекший период. Одновременно – оценить необходимость корректировки процедур расчета и уплаты налога и схем документооборота в части, касающейся определения налоговой базы по налогу на имущество.

Налог на имущество организаций является одним из наиболее распространенных региональных налогов. Он устанавливается главой 30 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством. На уровне регионов законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы (дополнительно к перечню льгот, определенному в статье 381 НК РФ).

Налог на имущество организаций уплачивается практически всеми хозяйствующими субъектами всех отраслей материального производства, сферы торговли и услуг. Не являются исключением и бюджетные учреждения. При этом особенности организации и ведения бюджетного учета, а также правового статуса имущества, используемого учреждениями для осуществления основной и приносящей доход деятельности, обуславливают наличие определенных особенностей администрирования данного налога. Данные особенности целесообразно рассмотреть применительно к структуре главы 30 НК РФ.

Ознакомьтесь так же:  Если заплатить штраф в течение 20 дней

Объект налогообложения

Объектом налогообложения налогом на имущество согласно статье 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Следует обратить внимание на то, что земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы не облагаются налогом на имущество, хотя и учитываются в составе основных средств.
Кроме того, не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом исключение такого имущества из состава объектов налогообложения возможно только при условии его использования для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Перечень органов, в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Также согласно ст. 8 указанного закона к воинской службе приравнена служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При практическом определении бюджетными учреждениями состава объектов налогообложения возникают вопросы, обусловленные не только правовым статусом используемого имущества, но особенностями его бюджетного учета.
В частности, вопрос о том, следует ли включать в налоговую базу стоимость объектов нематериальных активов, вытекает из того, что ранее (до 2000 г.) такие объекты учитывались в составе объектов основных средств. Кроме того, Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) содержит раздел, содержащий перечень нематериальных основных фондов (по существу объектов нематериальных активов). С переходом в 2005 г. на новый план счетов бюджетного учета вопрос можно считать окончательно урегулированным. Тем не менее, правомерность исключения стоимости подобных объектов из налоговой базы по налогу на имущество до сих пор ставится под сомнение. В связи с этим письмом Минфина России от 16.09.2009 № 03-05-05-01/56, в частности, дополнительно разъяснено, что объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов, со сроком полезного использования более 12 месяцев, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101000 – 010109000), а нематериальные активы, учитываемые на счете аналитического учета 01020100000 «Нематериальные активы», не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Аналогично следует рассматривать вопрос о правомерности исключения из состава объектов налогообложения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. По общему правилу (с учетом правового статуса подобных объектов) результаты НИОКР могут учитываться либо в составе объектов нематериальных активов (если используются в деятельности учреждения), либо в составе готовой продукции (если работы выполнялись в соответствии с заказом или результаты работ предназначены для перепродажи). В обоих случаях не имеется оснований для включения стоимости подобных объектов в налоговую базу по налогу на имущество.
Более сложным до 2009 г. представлялся вопрос о налогообложении объектов основных средств, относящихся к имуществу государственной или муниципальной казны.
Так, еще в прошлом году письмом Минфина России от 15.05.2008 № 03-05-05-01/33 было разъяснено, что налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны (т. е. основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями) признается балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны.

В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, в План счетов бюджетного учета включены дополнительные счета (синтетический и аналитические) для обособленного учета имущества казны. С 1 января 2009 г. данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов. При этом введен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010410410, 010411410, 010412420).
В связи с тем, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.

Этот вывод содержится в нескольких письмах Минфина России, в частности: от 22.04.2009 № 03-05-04-01/17, № 03-05-04-01/26, №03-05-04-01/22, № 03-05-04-01/24, от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32 и от 22.07.2009 № 03-05-05-01/35.
Вместе с тем, следует учитывать, что государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 ГК РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Следовательно, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и переданное учреждению в оперативное управление, в состав государственной казны не входит, а муниципальное имущество, переданное муниципальному учреждению, не являются имуществом муниципальной казны.
Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе бюджетного учреждения в составе объектов основных средств и иных активов. Таким образом, учреждение в отношении находящейся на балансе на праве оперативного управления федеральной или муниципальной собственности (основных средств) обязано уплачивать налог на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Налоговая база

Статьей 374 гл. 30 НК РФ установлено, что налоговая база для целей налогообложения налогом на имущество определяется по данным бухгалтерского учета. Так как методы начисления амортизации объектов основных средств и определения их остаточной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете различаются весьма существенно, данное требование можно считать одним из наиболее специфических – в отношении других налогов имеются ссылки на соответствующие главы НК РФ (как правило, на гл. 25 НК РФ). Особенности налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений (для целей налогообложения налогом на прибыль) установлены нормами ст. 321.1 НК РФ. При этом правила учета амортизируемого имущества (в том числе объектов основных средств, стоимость которых включается в налоговую базу по налогу на имущество) существенно отличаются от правил бюджетного учета.

Пунктом 2 ст. 375 НК РФ специально оговорено, что в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Данная норма обязывала бюджетные учреждения включать в налоговую базу также и стоимость объектов библиотечного фонда (начисление амортизации или износа по которым ранее не предусматривалось). С 2009 г. библиотечный фонд был включен в состав амортизируемого имущества, а суммы амортизации должны были быть доначислены по состоянию на 1 января 2009 г. В результате, в настоящее время в налоговую базу по налогу на имущество фактически может быть включена только стоимость подарочных, раритетных и иных дорогостоящих книжных изданий (стоимостью свыше 20 тыс. руб.). В случае если стоимость объектов библиотечного фонда ниже указанной суммы, она списывается в состав расходов или полностью амортизируется в момент выдачи (приемки) объектов в эксплуатацию.

Порядок расчета налоговой базы установлен непосредственно в тексте главы 30 НК РФ (статьи 375 и 376 НК РФ).
Общий принцип определения среднегодовой стоимости имущества состоит в том, что определяется средняя арифметическая величина (до 2004 г. рассчитывалась средняя хронологическая). Однако в расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным. В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету (соответственно – 4, 7, 10 и 13). Подчеркнем, что к расчету принимается сумма ежемесячных остатков, а не ежеквартальных.

Пример 1
Стоимость объекта основных средств по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 200 тыс. руб. Норма амортизации – 12% (1% в месяц). При этом налоговая база в течение 2009 г. будет определяться следующим образом:

Рассчитываем налог на имущество организаций по-новому

Осталось совсем немного времени до 30 марта – последнего дня сдачи налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Сама форма декларации осталась прежней, а вот порядок расчета налога для многих организаций изменился.

ФОРМА

И хотя поправки в НК РФ в отношении налога на имущество были внесены в 2014 году, а некоторые даже в 2013 году, вступили они в силу только с 1 января 2015 года (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 307-ФЗ). А значит, что отчетность за 2014 год придется сдавать с учетом этих изменений. Разберемся, на что же обратить внимание при расчете налога.

Ознакомьтесь так же:  Оформление загородного дома в собственность цена

Кто платит налог на имущество и как рассчитать налоговую базу

Прежде всего стоит напомнить, что налог теперь должны платить все организации, имеющие налогооблагаемое имущество. Напомним, до 1 января 2015 года из их числа были исключены организации, находящиеся на УСН и ЕНВД (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Правда, последние по новым правилам обязаны уплачивать налог только с имущества, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость.

Дело в том, что, как и раньше, по общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, которая, в свою очередь, учитывается по остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ). Но для некоторых объектов теперь применяется другой порядок – исходя из кадастровой стоимости имущества. НК РФ устанавливает четыре вида таких объектов:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
  • нежилые помещения, предусмотренные или фактически используемые для размещения в них офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, которые не осуществляют свою деятельность в России через постоянные представительства или которые не используют такие объекты в своей деятельности на территории России;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Несмотря на то, что на первый взгляд перечень объектов невелик, в реальности он охватывает достаточно большое количество организаций. Ведь только в Москве на конец 2014 года, по оценкам международной консалтинговой компании в области недвижимости CBRE, общий объем предложения торговых площадей достиг отметки 4803 тыс. кв. м.

Если же организация владеет не всем зданием, а только частью помещений в нем и при этом кадастровая стоимость данных помещений не определена, налоговую базу следует рассчитывать следующим образом:

Налоговая база помещения = (кадастровая стоимость здания, в котором находится помещение / общая площадь здания) х площадь помещения (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

Кадастровую стоимость здания можно узнать на Публичной кадастровой карте, найдя соответствующее здание. Если же нужных сведений на этом ресурсе не оказалось, можно узнать кадастровую стоимость на сайте Росреестра в разделе «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»). Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер помещения или же его адрес. Еще один вариант – направить в ведомство электронный запрос на получение сведений из государственного кадастра недвижимости. Ответ должны прислать уже через пять рабочих дней (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; далее – Порядок). При этом форму ответа заявитель может выбрать самостоятельно – либо электронным письмом (для этого необходимо указать адрес электронной почты), либо на бумажном носителе (высылается почтой на указанный почтовый адрес, или направляется в любое территориальное отделение Почты России до востребования) (п. 27 Порядка). В первом случае размер госпошлины за услугу составит 150 руб., во втором – 400 руб. (скан-копия платежки должна быть приложена к запросу).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Рассчитать госпошлину за получение сведений из государственного кадастра недвижимости можно с помощью нашего калькулятора.

Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки. Обратиться можно в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра или в суд. Отметим, что для юридических лиц претензионный (досудебный) порядок оспаривания стоимости в комиссии является обязательным (ст. 24.18 гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Для обращения в комиссию нужно подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости и следующие документы:

  • кадастровую справку о стоимости объекта недвижимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (например, свидетельства о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости – если кадастровая стоимость оспаривается по этому основанию (например, оценщик исходил из ошибочного метража квартиры, что можно подтвердить техпаспортом помещения);

БЛАНК

Заявление на пересмотр кадастровой стоимости
Другие бланки

Налоговые ставки и льготы

Налоговые ставки при расчете налоговой базы на основе среднегодовой стоимости имущества устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (п. 1 ст. 380 НК РФ).

Для тех, кто будет рассчитывать налог исходя из кадастровой стоимости, предусмотрены другие налоговые ставки, которые также должны устанавливаться субъектами России. Если регионы ставки самостоятельно не установили, то для расчета налога нужно использовать ставку, определенную НК РФ. Отметим, что предусмотрен переходный период – в течение первых двух лет будут использоваться пониженные налоговые ставки. Так, для расчета налога на имущество за 2014 год установлена максимальная ставка в размере 1%, за 2015 год – 1,5%. С 2016 года максимальная ставка выравняется до уровня 2%. При этом для Москвы установлены индивидуальные ставки: за 2014 год – 1,5% и за 2015 год – 1,7%. В 2016 году размер налоговых ставок для столичных налогоплательщиков сравняется с размером общеустановленных (подп. 1-2 п. 1.1 ст. 380 НК РФ).

СОВЕТ

Посмотреть, какую ставку по какому виду имущества нужно применять в том или ином регионе, можно на официальном сайте ФНС России.

Также регионы могут самостоятельно установить ставки по налогу на имущество в зависимости от от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, которые не должны превышать общеустановленной (п. 2 ст. 380 НК РФ).

Некоторые организации могут воспользоваться и новыми льготами, то есть не уплачивать налог. Они распространяются на имущество, одновременно расположенное во внутренних морских водах России, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и используемое при разработке морских месторождений углеводородного сырья (п. 24 ст. 381 НК РФ).

Как рассчитывать налог на имущество по новым правилам

Рассмотрим на примере, как правильно рассчитать налог и заполнить декларацию.

Прежде всего стоит определить, какое имущество будет облагаться налогом. Потом, исходя из вида имущества, выбрать порядок расчета налоговой базы. Необходимо также проверить, имеются ли льготы по данному виду имущества. Далее, в зависимости от местонахождения имущества, определяется налоговая ставка и рассчитывается сам налог.

Организация владеет одним офисным помещением в Москве общей площадью 140 кв. м., при этом его кадастровая стоимость не определена. Кадастровая стоимость самого здания составляет 965 859 064 руб., при этом его общая площадь – 7003 кв. м.

Прежде чем определим налоговую базу, нужно рассчитать кадастровую стоимость офисного помещения. Для этого необходимо кадастровую стоимость всего здания разделить на его площадь и умножить на площадь офисного помещения:

965 859 064 руб. / 7003 кв. м х 140 кв. м = 19 308 906 руб.

Далее, определим налоговую ставку. Поскольку помещение находится в Москве, то для расчета налога за 2014 год должна использоваться ставка в размере 1,5%.

Исходя из этого рассчитаем налог – для этого налоговую базу умножим на ставку.

19 308 906 руб. х 1,5% = 289 634 руб.

СОВЕТ

Ознакомиться с порядком заполнения декларации по налогу на имущество организаций можно в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 24 ноября 2011 года № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения», которым утверждена и сама форма декларации.

После заполнения декларации необходимо проверить ее на соответствие утвержденным ФНС России контрольным соотношениям. Подробную таблицу с данными, описанием значений граф и полей декларации, а также с возможными нарушениями в случае расхождения показателей и вариантов их исправления ведомство разработало в декабре 2014 года (Контрольные соотношения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций).

Глава 30 НК РФ Налог на имущество организаций

Стоит начать с того, что согласно НК РФ, налог на имущество организаций является региональным и устанавливается определенный порядок расчета и уплаты принятым помимо Налогового Кодекса законами субъектов РФ. То есть, в соответствии с регистрацией имущества и привязкой к региону. Налог достаточно распространен и его могут уплачивать спец. режимные предприятия.

Плательщики налога на имущество организаций

Плательщиками налога на имущество являются организации, имеющие имущество, как недвижимое так и движимое, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с НК РФ, соответственно и порядок расчета будет разным. Объекты налогообложения, в отношении которых предусмотрен налог на имущество организаций, отражены в статье 374 НК РФ

Основание для расчета налога на имущество:

• Если это движимое имущество и учитывается на счетах бухгалтерского учета 01 «основные средства» или 03 ««Доходные вложения в материальные ценности» и не входит в классификатор по 1 и 2 группам амортизации, а также предприятие на ОСНО.

• Если это недвижимое имущество, учитываемое на 01 и 03 счетах бухгалтерского учета, для расчета налога на имущество организаций следует учитывать среднегодовую стоимость согласно НК РФ ст. 375 п. 1 или же кадастровую стоимость, которая и является базой для расчета данного имущества при определении налога на имущество. Этот налог учитывают и спец. режимные предприятия.

Ставки налога на имущество организаций

В случае расчета базы для налогообложения, как среднегодовой стоимости, то ставка налога составляет 2,2% п. 1 ст. 380 НК РФ, когда же расчет ведется по кадастровой стоимости, налог составляет максимум 2% п. 1.1 ст. 380 НК РФ. Нужно отметить, что региональное самоуправление может вносить поправки в ставки по налогу на имущество организаций.

Период и сроки предоставления отчетности по налогу на имущество организаций

Период для исчисления и уплаты признается 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год по среднегодовой. А вот имущество, определяемое по кадастровой стоимости признается период 1 квартал, 2 квартал, 3 квартал. (ст. 379 НК РФ)

Сроком сдачи признавать следует дату, не позднее 30 дней с момента сдачи соответствующего периода, а именного 1, 2, 3 кварталы и не позднее 30 марта при сдаче годовой (налоговой) отчетности. Попадание дат сдачи на праздничный или выходной день, переносят на первый из рабочих дней (п. 7 ст. 6.1 НК РФ)

Значимость налога

При введении налога на имущество организаций на территории РФ были определены основные мотивы. В первую очередь, формирование у организаций заинтересованности в реализации имущество, которое не используется, а также стимуляция эффективного использования, находящегося на балансе предприятия имущества.

Конечно же очевидным преимуществом для государства применение налога на имущество организаций является регулярность поступлений в бюджет, а также прозрачность в контроле и исчисления. Также при изначальном формировании налоговой системы было предусмотрено, что определение порядка отчислений в виде налога на имущество предприятиями, будет передано в администрирование региональным органам власти. Как итог налоговой реформы, отчисления в виде данного налога стали существенным источником формирования финансовых поступлений в региональный бюджет. Налог на имущество организаций оправдано занимает одну из лидирующих позиций среди других региональных налогов и играет ощутимую роль в формировании бюджета субъектов Российской Федерации.

Калькулятор налога на имущество организаций

Рассмотрим порядок составления расчета по авансовым платежам по налогу на имущество с учетом изменений 2018 года. Также ответим на следующие вопросы: как рассчитать налог на имущество организации; как правильно определить налоговую базу; как рассчитать налог на имущество по кадастровой стоимости; что такое калькулятор налога на имущество и как им пользоваться.

Как рассчитать налог на имущество организаций

Форма расчета по авансовым платежам изменилась. Начиная с отчетности за первое полугодие 2017, расчет налога на имущество организаций предоставляется по форме, утвержденной в Приложении № 4 к приказу ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected]

Разберемся, как исчисляется налог на имущество и на что стоит обратить внимание при расчете.

Налоговый и отчетный период

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ).

Отчетные периоды календарного года зависят от налоговой базы (п. 2 ст. 379 НК РФ):

Налог рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости

I квартал, полугодие, 9 месяцев

Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости

I квартал, II квартал, III квартал

В установленные отчетные периоды в налоговые органы предоставляются расчеты по авансовым платежам не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (п. 2 ст. 386 НК РФ).

Определение налоговой базы

При определении налоговой базы не все имущество включается в налоговую базу. То, которое не участвует при определении налоговой базы, разделим на две группы: освобождаемое и льготируемое.

Освобождение от налогообложения

Перечень имущества, которое не признается объектом налогообложения, дан в п. 4 ст. 374 НК РФ. Например, земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) и другие.

Одновременно с этим из налоговой базы исключаются объекты основных средств, относящиеся к I или II амортизационной группе, т. е. со сроком полезного использования от 1 года до 3 лет включительно (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В составе льгот учитывается имущество, перечисленное в статье 381 НК РФ. Подробно остановимся на льготе, применяемой в отношении движимых объектов, принятых на учет с 01.01.2013 в качестве основных средств (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Внимание! Если организация применяет указанную льготу, то необходимо следить за региональным законодательством . С 1 января 2018 субъекты РФ наделены правом устанавливать на своей территории льготы. В случае если регион не воспользовался этим правом, то с 01 января 2018 года льготы, предусмотренные пунктами 24 и 25 статьи 381 НК РФ, на его территории больше не действуют.

Подготовка к составлению расчета

Распределим все имущество, учетное на счетах 01 и 03, на 5 групп:

Недвижимость, по которой определена кадастровая стоимость

На официальном сайте Росреестра https://rosreestr.ru размещена кадастровая стоимость объектов

Недвижимость, по которой нет кадастровой оценки

Недвижимое имущество, учитываемое на балансе, по которому отсутствует кадастровая стоимость

Объекты, освобожденные от налогообложения

Перечень дан в п. 4 ст. 374 НК РФ

Перечень дан в ст. 381 НК РФ

Имущество, не попавшее ни в одну из вышеперечисленных групп

После того как мы определились с объектами основных средств, перейдем к заполнению расчета по налогу на имущество.

Расчет налога на имущество юридических лиц

Общие требования к заполнению

Приведем некоторые особенности заполнения авансовых расчетов:

  1. При отсутствии показателей в полях проставляется прочерк. Прочерк проводится по всей длине поля.
  2. Стоимостные показатели указываются в полных рублях.
  3. На всех листах указывается КПП и ИНН организации.

Письмом ФНС России от 14.04.2017 № БС-4-21/[email protected] даны дополнительные разъяснения:

  • исключена обязанность заверять декларацию печатью юридического лица;
  • исключен код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД.

Рассмотрим порядок заполнения разделов расчета (КНД 1152028).

Порядок заполнения раздела 1

Раздел 1 заполняется последним — итоговый лист. В нем отражается сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет по месту предоставления. Заполняется в разрезе соответствующих кодов по ОКТМО и КБК . Коды должны соответствовать следующим справочникам:

  • Код ОКТМО — справочник ОК 033-2013 (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.06.2013 N 159-ст);
  • КБК — указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н).

Сумма авансового платежа указывается в строке 030 расчета и определяется путем суммирования нижеперечисленных строк по всем разделам:

Строка 030 = (Раздел 2: 180 – 200) + (Раздел 3: 090 – 110)

Порядок заполнения раздела 2

В данном разделе отражается налоговая база исходя из остаточной стоимости активов.

Для того чтобы произвести расчет имущественного налога, и для исчисления среднегодовой стоимости за период включается остаточная стоимость, учтенная на балансе по состоянию на 1-е число каждого месяца, начиная с 1 января, и на конец отчетного периода.

Формула расчета налога на имущество такова.

Для определения числа месяцев в отчетном периоде учитывается количество месяцев в периоде + 1. Например, при составлении расчета за первое полугодие число месяцев составит 7 = (6 + 1).

Остаточная стоимость основных средств по состоянию на 1-е число каждого месяца отражается в таблице расчета (строки 020–110). В столбце 3 отражается остаточная стоимость основных средств, которая признается объектом налогообложения.

Для правильного заполнения необходимо вернуться к 5 группам, перечисленным в таблице выше. В табличной части расчета указываются объекты, которые отнесены ко II, IV и V группам.

Важно! В разделе 2 не отражаются недвижимость и имущество, освобожденное от налогообложения.

Порядок заполнения раздела 2.1

Раздел 2.1 заполняется по объектам недвижимого имущества, по которым кадастровая стоимость не определена. С учетом наших групп, это те, что были учтены во II группе. Налоговой базой признается среднегодовая стоимость.

Внимание! В разделе 2.1 не указываются выбывшие до окончания отчетного периода объекты недвижимости. Например, при заполнении расчета за первое полугодие раздел 2.1 не заполняется в отношении недвижимости, выбывшей до 01 июля.

Значение по строке 050 соответствует остаточной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем завершения предшествующего отчетного периода. Например, при заполнении расчета за полугодие указывается остаточная стоимость по состоянию на 01 июля.

Порядок заполнения раздела 3

На каждый объект недвижимости, по которым определена кадастровая стоимость, заполняется отдельный лист раздела 3. С учетом наших групп, это объекты, которые учтены в I группе.

В строке с кодом 020 указывается кадастровая стоимость актива по состоянию на 1 января.

Налог на имущество: онлайн калькулятор

Рассчитать налог на имущество онлайн поможет калькулятор налога на имущество.

Кратко расскажем, как им пользоваться, и приведем пример расчета налога на имущество.

Шаг 1. В первом окне можно ввести значение ставки налога, принятой в вашем регионе, если оно отличается от стандартного, или оставить уже введенное значение 2,2%.

Шаг 2. Далее необходимо в каждом месяце заполнить цифры остаточной стоимости.

Шаг 3. Нажать кнопку «Рассчитать».

В результате вы сможете узнать среднегодовую стоимость имущества, общую сумму налога, сумму авансовых платежей и сумму налога к доплате.

Ознакомьтесь так же:  Штраф за кожний день прострочення