Налог с продаж и ндс одно и тоже

Налог с продаж и ндс одно и тоже

Введите ваш e-mail:

О различиях между налогом на добавленную стоимость и налога с продаж

Главой Казахстана Н.А. Назарбаевым перед общественностью 5 мая 2015 года поручено Правительству рассмотреть возможность замены налога на добавленную стоимость на налог с продаж. Для того чтобы определить возможные налоговые риски в связи с возможным изменением, мы предлагаем сравнить эти концепции косвенных налогов.

Налог на добавленную стоимость.

В соответствии с Европейской Комиссией, межгосударственной структурой, занимающаяся развитием государств-участников «Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой основной потребительский налог», ([1]) целью которого является обложение всех хозяйствующих субъектов, которые вовлечены в процесс изготовления и реализации товаров, оказания услуг (общий налог) и налог, которым облагаются потребители (потребительский налог).

Первая директива Европейской комиссии относительно НДС попыталась дать исчерпывающее понимание это вида налога:

«Принцип общей системы НДС включает применение к товарам и услугам общего налога на потребление в размере пропорциональной цене товаров и услуг, ко всем сделкам которые могут иметь место от его производства и дистрибуции до этапа, на котором он уплачивается.

В каждой сделке, НДС, исчисляемый на цену товаров или услуг по ставке, применяемой к таким товарам и услугам, будет уплачен после зачета суммы НДС, уплаченного за приобретение различных составляющих затрат».

Схематическое изображение взимания НДС:

Налог с продаж.

Данный налог представляет собой процент дохода, налагаемого при ритейл продаже товаров или услуг, и носит характер именно налога на сделку. При этом налог с продаж может иметь каскадный характер, когда обязательство по уплате Налога с продаж несут все посредники (без права зачета как при НДС), либо обязательство по уплате налога с продаж несет только ритейлер, который реализовал товар непосредственно потребителю. В отличие от НДС, налогоплательщик Налога с Продаж перечисляет в бюджет всю сумму налога без какого — либо зачета.

Каскадный и некаскадный типы налога с продаж.

Пример каскадного налога с продаж (НсП).

При ставке НСП в 2%, компания – производитель ткани продает изготовленную им ткань по цене 100 тенге, при этом включает налог в товарную стоимость ткани для дизайнерского дома, который в итоге приобретает эту ткань по цене 102 тенге (100 тенге + 2 % НсП). Дизайнеры создают дизайн и шьют одежду, желая получить доход в 48 тенге чистыми без учета затрат на приобретение, поэтому цена дизайнерского дома на одежду без учета НсП составит 150 тенге (102 тенге (стоимость приобретении ткани) + 48 тенге), и ритейл магазин заплатит дизайнерам за одежду уже 153 тенге (150 тенге + 2%). Интерес ритейл магазина составляет 37 тенге и в итоге стоимость одежды в магазине ритейла без учета НсП составит 190 тенге (153 тенге + 37 тенге), но конечный потребитель приобретет ее за 193,8 тенге (190 тенге + 2%).

В итоге в государственный бюджет будет перечислена сумма 8,8 тенге (2 тенге+3 тенге+3,8 тенге), что на самом деле составит 4,6% (8,8/190).

Схематично это будет выглядеть следующим образом:

Вместе с тем, для практической реализации некаскадного НсП, каждый штат США вводит обязанность регистрации хозяйствующих субъектов, реализующих товары или услуги конечным потребителям. Например, штат Мичиган[2] требует от физических и юридических лиц, реализующих материальную личную собственность — наличие лицензии по уплате НсП (salestaxlicence).

При этом, субъекты, реализующие товары не конечным потребителям должны заявить об этом и получить соответствующий сертификат.

Что же отличает Налог на Добавленную Стоимость от Налога с Продаж? Приведем основные, по нашему мнению, отличия:

Территориальность.

НДС: имеет характер территориального налога, в частности, продажа товара или оказание услуги нерезиденту пройдет без начисления НДС.

НсП: чаще всего имеет характер «транзакционного налога» и будет начисляться нерезиденту.

Оплата.

НДС: оплата производится всеми плательщиками НДС от производителя до конечного потребителя.

НсП: при некаскадном НсП, налог уплачивает ритейлер.

Время поступления налога в бюджет.

НДС: поступает в бюджет по частям, еще до того как будет произведена реализация конечному потребителю.

НсП: поступает в бюджет только после реализации конечному потребителю.

Сопроводительные документы.

НДС: все стороны должны иметь счета – фактуры, выданные поставщиками для обоснования зачета по НДС, применения ставки НДС «0» или необлагаемых оборотов по НДС.

НсП: при некаскадном НсП, продавцы продающие товары не конечным потребителям должны иметь на руках сертификаты своих клиентов.

Время поступления налога в бюджет.

НДС: поступает в бюджет по частям, еще до того как будет произведена реализация конечному потребителю.

НсП: поступает в бюджет только после реализации конечному потребителю.

Сопроводительные документы.

НДС: все стороны должны иметь счета – фактуры, выданные поставщиками для обоснования зачета по НДС, применения ставки НДС «0» или необлагаемых оборотов по НДС.

НсП: при некаскадном НсП, продавцы продающие товары не конечным потребителям должны иметь на руках сертификаты своих клиентов.

[1]См. Alan Schenk, Oliver Oldman “Value added tax: a comparative Approach” Cambridge University Press 2007

Артем Тимошенко, Партнер Юридической фирмы Unicase

Айдар Масатбаев, Советник Юридической фирмы Unicase

Вместо НДС – налог с продаж

Со времени своего появления НДС создает массу проблем и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые – с его администрированием. Поэтому депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. НДС планируют заменить на налог с продаж или оборота.

Долгое время налоги с продаж и на добавленную стоимость сосуществовали. Изначально их объекты налогообложения практически совпадали. И в том, и в другом случае это была реализация товара. Разумеется, этот факт вызывал негодование бизнес-сообщества. Наконец, Государственная дума приняла решение, что один из налогов надо упразднить. Контролерам не пришлось долго размышлять, от какого из них нужно было отказаться. В самом деле: стандартная ставка НДС составляла 20 процентов, пониженная – 10 процентов. А предел для налога с продаж (НсП) был установлен в 5 процентов. Выбор государства был очевиден.

В итоге посвященная налогу с продаж Глава 27 Налогового кодекса, которая начала действовать в 2002 году, утратила силу в 2004-м. Причем о ее вступлении в силу и о последующей отмене налога говорилось в одном и том же Федеральном законе от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»».

Налог с продаж едва успели отменить, как компании заговорили о тяжести налогового бремени и необходимости снизить НДС. Закон об уменьшении его ставки с 20 до 18 процентов начал действовать с 1 января 2004 г. (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ).

Однако предприниматели продолжают требовать уменьшить НДС хотя бы до 15 процентов. По мнению представителей министерств и депутатов, это вполне возможно. Некоторые даже предлагают установить беспрецедентно низкую ставку НДС – всего лишь 13 процентов. Однако конкретных законопроектов по-прежнему нет. Поэтому возможная замена НДС на налог с продаж становится все более реальной.

Кто придумал «новый старый» налог с продаж?

Еще в октябре 2005 года одним из первых о подобной замене заговорил начальник экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович. По его мнению, у налога с продаж больше плюсов, чем у НДС. Однако он заметил, что такая «рокировка» может произойти не ранее 2009 года. Специалисты экспертного управления Президента РФ произвели соответствующие расчеты, о результатах которых объявил г-н Дворкович. Если отменить НДС и ввести налог с продаж со ставкой не более 10 процентов, суммы поступлений в бюджет существенно не снизятся.

О возможной замене НДС на налог с продаж высказался также глава МЭРТ Герман Греф. Свою позицию он объясняет тем, что у России может просто не остаться другого выхода – администрирование налога на добавленную стоимость практически зашло в тупик. Г-н Греф продолжает настаивать на том, что его можно улучшить. Однако, если этого не произойдет, с НДС придется расстаться. А чтобы бюджет не пострадал от отмены налога, который является одним из главных источников поступлений, его необходимо заменить на другой. Разумеется, на налог с продаж. Ведь НсП гораздо проще рассчитывать, чем НДС.

На первый взгляд схема уплаты налога на добавленную стоимость довольно проста. Если компания реализует продукцию, в общем случае она должна заплатить налог по ставке 18 процентов. А при покупке товаров или имущества его можно поставить к возмещению. Разницу между начисленными суммами НДС и отнесенными к вычетам компания должна перечислить в бюджет.

Однако, если сумма возмещения больше, чем к уплате, у фирм немедленно возникают проблемы. Контролеры возвращать налог из бюджета, как правило, не торопятся. Они убеждают компании не получать возмещение в виде «живых» денег, а зачесть его в счет будущих платежей по НДС. Как правило, фирмы соглашаются. Ведь такая процедура гораздо проще, чем возврат налога. Либо компании просят отнести переплату по НДС в качестве платежей по другим налогам, если у них существует задолженность по платежам.

Однако это не относится к ситуации, когда речь идет о возврате налога, уплаченного при экспорте товаров. Налоговый кодекс предусматривает целый пакет документов, который необходимо предоставить инспекторам в этом случае (п. 1 ст. 165 НК РФ). Собрать все бумаги непросто. Однако даже когда инспекторы получают полный комплект документов, они, как правило, отказываются возвращать налог из бюджета. Причина в том, что слишком много недобросовестных фирм подделывают документы и незаконно возмещают налог. В итоге ревизоры предпочитают подстраховаться. Пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса дает им право проверять обоснованность применения компанией нулевой ставки НДС в течение трех месяцев после получения документов. По итогам проверки редкой фирме удается увидеть поступившую на свой банковский счет сумму налога. Поэтому организации вынуждены обращаться в суд.

Ознакомьтесь так же:  Заявление на получение формы 2-2

На фоне описанных проблем замена НДС на налог с продаж представляется действенным решением. Но так ли это на самом деле?

Плюсы налога с продаж

До 2004 года максимальная ставка налога с продаж составляла 5 процентов. Ее конкретный размер устанавливали субъекты РФ. Налог должны были платить компании, которые продавали товары гражданам за наличный расчет или при помощи платежных карт (ст. 349 НК РФ). При этом товары, НДС с которых платили по ставке 10 процентов, налогом с продаж не облагались.

Допустим, налог на добавленную стоимость отменен и введена в действие глава кодекса в прежней редакции. В результате мы получим следующее. Платить налог будут лишь фирмы которые в основном торгуют в розницу. Для таких компаний НсП, на первый взгляд, выгоднее НДС – меньше и ставка, и декларацию проще заполнить.

Разумеется, если НсП действительно заменит НДС, он будет существенно отличаться от прежнего варианта. Так, например, налог нужно будет начислять на любую продажу товаров, работ или услуг. Исключений для определенных видов продуктов (хлеб, молоко, лекарства и т. д.) уже не будет.

Конечно, многим фирмам изменения будут выгодны. Ведь НсП, который предполагают ввести, будут платить только компании, которые продают товары конечным потребителям. Покупку сырья для последующего производства планируют освободить от налога.

Недовольные будут всегда

Как было сказано выше, в первую очередь должны поменяться плательщики налога и его ставка.

НсП будут платить с суммы реализованной продукции. В отличие от НДС, уменьшить расчетную базу налога на суммы, которые были уплачены при покупке товара, будет нельзя. Данное положение законодатели едва ли изменят. В противном случае замена одного налога на другой будет лишена смысла – все проблемы НДС связаны именно с вычетами. Альтернативным вариантом такой замене может стать снижение действующей ставки налога на добавленную стоимость. Именно уменьшение НДС пока по-прежнему остается решением депутатов Государственной думы.

Но если компании лишатся возможности возмещать налог, то базы по НДС и НсП не будут равнозначны. Ведь налог с продаж будут платить со всей реализации, а не с разницы между продажей и покупкой. То есть нельзя сравнивать 18-процентную ставку НДС и 10-процентную НсП. Для фирм, у которых разница между суммами НДС к возврату и к начислению в бюджет невелика, налог с продаж может оказаться непосильным бременем.

Как ни странно, против отмены НДС возражают и экспортеры. Пусть и через суд, им иногда удается получить сумму возмещения из бюджета на свои счета. У налога с продаж нулевой ставки для экспортируемых товаров не будет. Об этом говорят эксперты управления Президента России. Следовательно, цены экспортируемой продукции вырастут на сумму налога. В итоге отечественные товары станут неконкурентоспособными на международных рынках. Иностранные клиенты российских предприятий в этом случае начнут искать других поставщиков. У экспортеров останется лишь один выход – снижать себестоимость товаров.

Упрощенную систему отменят

Для крупных холдингов, которые состоят из множества фирм на «упрощенке», налоговая реформа также может оказаться очень неудобной. Введение налога с продаж вместо НДС предполагает возможную отмену упрощенной системы. По мнению идеологов НсП, ее вводили именно из-за сложности расчета НДС и его высокой ставки. Следовательно, переход на уплату налога с продаж будет означать отмену «упрощенки».

Справедливость данной позиции представляется сомнительной. Напомним, ставка налога при упрощенной системе равна 6 процентам от доходов или 15 процентам с разницы между доходами и расходами компании. В свою очередь, налог на прибыль платят по ставке 24 процента. Сравним его с единым налогом по ставке 15 процентов при упрощенной системе. Поскольку именно в этом случае базы для исчисления наиболее схожи. И в том, и в другом случае НДС можно относить на расходы. Следовательно, если отменить «упрощенку», малым фирмам придется платить государству как минимум на 9 процентов больше.

Заполнять декларации будут все

Эксперты управления настаивают на том, что декларацию по НсП должны будут сдавать все компании, включая тех, кто не платит налог. Например, предприятие выпускает и продает станки. Их покупают и используют только компании, которые занимаются производством. Значит, платить НсП предприятию не придется. Но от обязанности сдавать декларацию в инспекцию каждый отчетный период ее никто не освободит. Казалось бы, особых проблем не будет – всего-то придется отправить ревизорам пустые бланки с проставленным названием фирмы и ее реквизитами.

Но на практике все может оказаться не так просто. Появится новая проблема – налоговые проверки. Поскольку все компании будут плательщиками налога с продаж, инспекции получат право контролировать его уплату. Общеизвестно, что объектом выездных проверок в первую очередь становятся организации, которые регулярно сдают нулевую отчетность. Поэтому вполне вероятно, что инспекторы будут чаще наведываться в компании, которые на законном основании не платят налог с продаж, чем в те, что регулярно пополняют бюджет его суммами.

Грядущая реформа: за и против

Большинству компаний отмена НДС не выгодна. Их налоговая нагрузка возрастет. Экспортные организации будут лишены возможности возмещать налог, поскольку он не предусматривает ставки в 0 процентов. Фирмы, которые оказывают услуги конечным потребителям, а также холдинги, которые создают мелкие фирмы на «упрощенке», вероятно, тоже будут недовольны. Первым в этом случае придется платить налог по ставке 10 процентов с выручки от реализации вместо разницы между НДС к уплате и к возмещению. Для других подобная отмена означает увеличение налоговой нагрузки как минимум на 9 процентов.

Кроме государства, налог с продаж может быть выгоден только крупным компаниям, которые продают производственное сырье, не строят свою структуру в форме холдинга и не экспортируют товары. Таким предприятиям не придется платить ни НДС (он будет отменен), ни новый налог с продаж.

Законодатели еще не приняли окончательное решение о замене НДС на налог с продаж. Пока они в основном говорят о законопроектах, призванных усовершенствовать механизм взимания НДС. Вместе с тем не исключено, что к 2009 году обороты компаний будут облагать налогом с продаж.

Елена Федорцова, эксперт «Консультанта» Источник материала —

Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара
(Институт Гайдара)

НДС и налог с продаж: доводы «за» и «против»

Для консолидированного бюджета Российской Федерации НДС – один из основных источников налоговых поступлений. В 2006 г. доля НДС превысила 20%-ный рубеж. По данным ФНС России, за 11 месяцев 2007 г. доля поступлений НДС составила уже 16,96%.
Однако, несмотря на достаточно высокую собираемость данного налога, колеблющуюся около 90% 1 , проблема его администрирования остается актуальной. При том, что многие добросовестные экспортеры испытывают серьезные трудности с получением возмещения НДС из бюджета, широкое распространение «серых» схем возмещения НДС наносит ощутимый урон бюджету.
В последнее время ряд специалистов в области налогового законодательства настаивают на альтернативном варианте борьбы с уклонением от уплаты НДС – замене НДС оборотным налогом, по примеру налога с продаж. Главный аргумент в пользу такой реформы – простота и дешевизна администрирования оборотного налога, что обусловлено как отсутствием сложной цепочки вычетов, применяемых при обложении налогом на добавленную стоимость, так и простотой исчисления.
НДС в Российской Федерации был установлен Законом от 6 декабря 1991 г. № 1991-I «О налоге на добавленную стоимость», которым был применен принцип места назначения. НДС определялся как форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.
Система взимания НДС, используемая в России в настоящее время, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, других затрат, понесенных в связи с производством. Вместо этого ставка применяется к компонентам добавленной стоимости: к стоимости реализованного товара и к стоимости произведенных затрат. Этот метод расчета НДС называется методом зачета по счетам или инвойсным.

Поскольку большинство государств, взимающих налог на добавленную стоимость, ввели НДС в качестве альтернативы различным налогам с продаж, можно сформулировать несколько основных причин, по которым дилемма налоги с продаж – НДС решалась именно в пользу последнего:
1. Нейтральность НДС по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства.
2. Потенциально широкая база обложения НДС позволяет равномерно распределять нагрузку на все стадии экономического цикла и увеличивать государственные доходы.
3. Плательщиками НДС являются практически все юридические лица, что обеспечивает его устойчивость.
4. Расходы конечных потребителей облагать всегда предпочтительней, так как собираемость налога сразу упрощается.
5. При исчислении налоговой базы для НДС в расчет принимается только часть стоимости товара, и притом только новая, появившаяся на очередной стадии прохождения товара, в то время как для налога с продаж – валовая стоимость товаров (продукции, работ, услуг).
6. Концепция налогообложения добавленной стоимости предполагает, что, несмотря на занижение объемов продаж в розничной торговле, доход обеспечивается за счет сбора налога вдоль всей производственно-коммерческой цепочки. Это важно для России из-за высокого уровня уклонений от уплаты налогов, особенно в розничной торговле.
7. При многократном обложении фискальные органы имеют возможность получать оперативную информацию и осуществлять налоговый контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При однократном обложении только последней стадии (налогом с продаж) такая возможность теряется, что повышает риск налоговых махинаций со стороны налогоплательщиков.
8. НДС на импорт обеспечивает взимание налога в первом пункте ввоза в страну и позволяет собрать значительные доходы с импорта, не создавая протекционизма.
9. Обычно 80% доходов собираются с 20% или менее налогоплательщиков, поскольку есть некое пороговое значения для оборота, ниже которого предприятия не облагаются НДС. Таким образом, неформальный сектор и малые предприятия освобождаются от уплаты НДС. Соответственно бремя уплаты НДС возлагается либо на импортеров, либо на крупные предприятия в современных секторах промышленности.
10. В России НДС является крупнейшим по объему доходов налогом, за счет которого обеспечивается четверть доходов консолидированного бюджета (без учета ЕСН).
11. Применение НДС позволяет создать систему, совместимую с европейскими странами, если используется принцип страны назначения, и является необходимым условием вступления в Европейский Союз (многие страны Центральной и Восточной Европы рассматривают вступление в ЕС как следующий этап своей экономической реформы).
12. Применительно к российской практике к числу преимуществ НДС можно отнести также накопленный правовой опыт налогоплательщиков и налоговых инспекторов.

Ознакомьтесь так же:  Сайт электронный пропуск из зоны ато как оформить

Сравнение НДС и налога с продаж

Практическая разница между одноступенчатым налогом с продаж и НДС заключается в административных издержках, расходах налогоплательщиков и уклонении от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налога характерно и для НДС, и для налога с продаж. На ситуацию, безусловно, влияют общая налоговая дисциплина в стране и способность налоговых органов к эффективному администрированию.
При определенных условиях, основными различиями являются:
1. Риск неуплаты при одноступенчатом налоге с продаж концентрируется на одной стадии производственно-коммерческой цепочки, и вся сумма налога может быть полностью потеряна, поскольку розничные продажи являются слабым звеном производственной цепи. НДС же собирается на разных стадиях производственно-коммерческой цепочки, и риск потерь существует только на той стадии, на которой уклоняются от уплаты налога.
2. НДС предоставляет возможность уклонения от уплаты, которой нет при других налогах.
3. Налог с продаж взимается на стадии розничной реализации товаров (работ, услуг), т.е. на том этапе, когда уклонение от налогообложения является весьма легким. В этой связи администрирование налога с продаж становится более дорогостоящим по сравнению с администрированием НДС.
4. При взимании налога с продаж весь доход будет собираться на конечном этапе торговой цепочки, состоящей, в основном, из субъектов малого и среднего бизнеса. В настоящее время данные субъекты предпринимательской деятельности не признаются плательщиками НДС. Вовлечение же малых предприятий в налоговую систему оборотного налога может привести к непомерному увеличению налогового беремени для них. Освобождение же данного сектора экономики от налога с продаж приведет к сокращению налогооблагаемой базы, тогда как при существующей системе «освобождения» малого бизнеса от НДС, этот налог все равно учитывается в цене приобретаемых ими товаров.
5. Потери от уклонения от уплаты налога с продаж на импортируемые товары выше, т.к. НДС взимается непосредственно при таможенном оформлении товара, а налог с продаж поступает в бюджет после первой продажи внутри страны;
6. С точки зрения фискальной функции налоговой системы, преимуществом НДС является то, что бремя доказательства права на возмещение уплаченного НДС лежит на налогоплательщике, а доказательство факта занижения обязательств по налогу с продаж входит в обязанности налоговых органов.
7. Эффективное применение налога с продаж возможно при его сравнительно небольших ставках. В подавляющем большинстве стран налог с продаж ниже или равен 10%, а НДС, как правило, выше 10%. Если вводить налог с продаж со ставкой не более 10%, это повлечет существенные потери бюджета, а найти безболезненные и быстродействующие способы компенсации выпадающих в связи с отменой НДС доходов не представляется возможным.

Доводы в пользу замены НДС на налог с продаж

Несмотря на достоинства НДС, существуют и недостатки, связанные с этим налогом. Среди основных доводов в пользу отмены НДС и замены его налогом с продаж можно выделить следующие:
1. Поскольку косвенные налоги в конечном итоге оплачивает потребитель, то чем раньше налог будет уплачен, тем больше оборотных средств будет отвлечено из экономики. По мнению специалистов, НДС, взимаемый на каждой стадии производства, угнетающе действует на экономику. В условиях, когда товарная масса отстает от объема имеющихся на руках денег, введение и функционирование НДС может способствовать мобилизации денег в бюджет. Но в условиях дефицита денежной массы он лишь усиливает инфляционные процессы в экономике.
2. Чрезвычайно распространены схемы уклонения от НДС и необоснованного получения возмещения из бюджета (в частности, лжеэкспорта), что требует тщательного контроля за его применением.
3. Соответственно, взимание НДС влечет довольно высокие административные расходы (по оценкам, в развитых странах средние административные издержки, связанные с взиманием НДС, оцениваются в размере 100 долл. на зарегистрированное лицо в год, издержки, связанные с администрированием налога с продаж, при прочих равных условиях, могут быть ниже). Кроме того, НДС требует определенной квалификации и образования со стороны бухгалтерии и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования НДС как со стороны налогоплательщиков так и со стороны государства.
4. Существующий порядок возмещения НДС несовершенен, в результате чего, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой – у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета (в частности, по схемам лжеэкспорта).
5. В случае освобождения от НДС налогоплательщиков в середине производственно-коммерческой цепочки возможен каскадный эффект, свойственный оборотным налогам, т.е. многократного обложения одной налоговой базы, в том числе уже начисленного на предыдущих стадиях налога. Однако и налог с продаж при определенных условиях может порождать каскадный эффект, что приведет к существенному удорожанию товаров и, как следствие, к всплеску инфляции.

Таким образом, при сравнительном анализе НДС и налога с продаж выясняется, что, несмотря на некоторые недостатки, НДС имеет целый ряд преимуществ перед налогом с продаж. По нашему мнению, замена НДС налогом с продаж негативно отразится на стабильности налогового законодательства, как следствие – уменьшится инвестиционная привлекательность экономики Российской Федерации.
Для того, чтобы провести подобное реформирование с минимальными издержками, необходимо оценить финансово-экономические последствия такой реформы, причем во взаимосвязи с другими элементами налоговой системы государства, адекватность налогового администрирования.
Отмена НДС и замена его налогом с продаж будет сильнейшим шоком для экономики. При этом, кроме очевидного внутреннего шока для бюджета и предприятий, имеет место и эффект восприятия России со стороны остального мира (впрочем, это может относиться и к введению НДС-счетов). Как показывает международная практика, в мире процесс имеет обратный характер, т.е. осуществляется переход от налога с продаж к НДС, этому же нас учит и история.

Н.Ю. Корниенко – к.ю.н., зав. лабораторией налоговой политики,
М.С. Головнева – научный сотрудник АНХ при Правительстве РФ

1 Под собираемостью понимается отношение фактически поступившего НДС на товары, реализуемые на территории РФ, к начисленному, согласно отчетности ФНС России за период. По итогам 2003 г. собираемость составила 92,6%, в 2004 г. – 70,1%, в 2005 г. – 103,2%, в 2006 г. – 88,2%.

Коррупционный против неэффективного

Премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил вернуться к вопросу о введении в России налога с продаж. Дискуссия о возможной замене НДС налогом с продаж ведется в правительстве уже несколько лет, но пока к какому-то консенсусу противниками и сторонникам реформы прийти не удалось. «Лента.ру» спросила экспертов о преимуществах и недостатках НДС и НСП и о том, к чему может привести замена одного налога на другой.

Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается с каждого предприятия, которое в ходе своей хозяйственной деятельности увеличивает стоимость первоначально полученной ею продукции. Например, НДС нужно заплатить компании, которая купила товары дешевле и продает их дороже, производителю, который отдал за сырье меньше, чем получил за готовую продукцию, и даже компаниям, которые производят услуги «из воздуха». Налог с продаж взимается только с выручки компании, продающей товары и услуги населению.

В своем выступлении 3 декабря Дмитрий Медведев не пояснил, планируется ли заменить НДС налогом с продаж или два сбора будут применяться параллельно. Также нет ясности в том, кто будет получать доходы от налога с продаж — регионы или федеральный бюджет.

По данным деловых СМИ, сторонниками замены НДС на налог с продаж в правительстве являются Министерство экономического развития и вице-премьер Аркадий Дворкович. Главный противник — Министерство финансов. Глава этого ведомства Антон Силуанов, в частности, заявлял, что для компенсации всего одного процента НДС нужно пять процентов налога с продаж. Фактически, для возмещения всей 18-процентной ставки НДС потребуется налог с продаж в 90 процентов. Считается, что главный недостаток НДС — его сложное администрирование. Так, Федеральная таможенная служба называла НДС «самым коррупционным налогом», отмечая, что такая ситуация наблюдается не только в России, но и во всем мире.

Комментарий экспертов Комитета по налоговой политике Российского союза промышленников и предпринимателей

К возвращению налога с продаж мы относимся отрицательно. Параллельное применение налога с продаж и НДС или полная замена им НДС приведет к резкому сокращению суммарных налоговых поступлений в бюджет и ничего не даст бизнесу. Напротив, такая реформа лишит бизнес права беспроцентно пользоваться суммами НДС, подлежащими перечислению в бюджет, в течение квартала.

У налога с продаж только одно преимущество — простота. С другой стороны, налог с продаж намного сложнее собирать, чем НДС, учитывая российские традиции ведения теневого бизнеса. Поэтому мы считаем, что подобная налоговая реформа не является своевременной и вообще не нужна в ближайшее десятилетие. Что касается перераспределения доходов в пользу регионов, то эта задача должна решаться иными средствами, а не путем резкого снижения налоговых поступлений в консолидированный бюджет.

Александр Осипов, вице-президент, председатель экспертного совета «Деловой России»

Если будет переход к налогу с продаж при отмене НДС, то это положительная инициатива. Налог с продаж намного проще, удобнее и экономически целесообразнее. В свою очередь, у НДС есть большое количество недостатков. Если НДС заменят на налог с продаж, то это даст хороший экономический эффект. А вот если будет параллельное обложение и НДС, и налогом с продаж, то эта инициатива — отрицательная. Недостатки НДС останутся, при этом в два раза увеличится нагрузка на бизнес, связанная с учетом, администрированием и прочими издержками налогообложения.

«Лента.ру»: На ваш взгляд, бизнес поддержит переход на налог с продаж?

Во всяком случае «Деловая Россия» поддержит, и я поддерживаю. По этому вопросу в нашей организации консенсус, хотя, возможно, и есть отличные от общего частные мнения. Потенциально налог с продаж лучше НДС, но конечный результат будет зависеть от того, как это будет реализовано у нас. Вообще в мире накоплено много положительного опыта, который при внедрении в России дает противоположный эффект.

Все-таки можно чуть подробнее о недостатках НДС и преимуществе налога с продаж?

Ознакомьтесь так же:  Приказ мо рф 2019 субсидия

НДС намного более обременителен, заставляет вести во много раз большую отчетность и намного более сложен в администрировании. Кроме того, он подавляет экономический рост в самых технологически развитых отраслях. В технологичных экономиках, например, в США и Японии, нет НДС, там действует налог с продаж. Приведем такой пример: допустим, у нас есть компания Google с выручкой в 10 миллиардов долларов. В России она должна будет заплатить НДС в 1,8 миллиарда — почти пятую часть своих доходов. В США по налогу с продаж ей не придется заплатить ни цента, так как она не продает услуги населению, ее клиенты — в основном компании. Если мы даже уберем прочие факторы, то все равно из-за налоговой системы в США Google выгоднее работать, чем в РФ.

Налог с продаж уже действовал в России параллельно с НДС с 1998 по 2003 год. Он взимался в бюджеты регионов. Субъекты РФ могли самостоятельно устанавливать ставку налога с продаж, и в большинстве регионов он составлял максимальные пять процентов. НСП значительно уступал НДС по сборам: в 2003 году было собрано всего 56 миллиардов рублей налога с продаж против 882 миллиардов налога на добавленную стоимость.

Второй пример: предположим, что есть компания, которая берет песок по центу за килограмм и делает дорогое стекло для айфонов. У нее добавленная стоимость — почти 99 процентов. И все это будет облагаться налогом в 18 процентов. А теперь представим, что она берет тот же песок и делает самое плохое стекло на свете. И у нее добавленная стоимость минимальна, и НДС, следовательно, ей тоже придется платить очень небольшой.

Многие экономисты считают, что самым большим мультипликатором экономического роста является именно потребление населения. Не госинвестиции, расходы бюджета или затраты госкомпаний, а именно потребление товаров и услуг населением стимулирует рост бизнеса и создание рабочих мест. Налог с продаж побуждает экономические власти муниципального и регионального уровня способствовать росту доходов и потребления населения. Что же касается НДС, то он нейтрален к экономическому росту за счет роста потребительского рынка, хотя утверждается, и в науке в том числе, что это по-другому.

Для того чтобы администрировать НДС, нужно проверять контрагентов, вести книги покупок, книги продаж, компаниям нужно проводить сверки, пересылки документов и так далее — для налога с продаж все это не нужно. Кроме того, НДС постоянно вытаскивает у компаний деньги из оборота. С налогом с продаж ситуация совершенно другая. Ни производители, ни оптовая торговля, ни инжиниринговые компании, ни разработчики во всем этом не участвуют. Им не надо тратить время и деньги на всю эту кучу бумаг, на необходимые IT-продукты, отвлекаться на бесконечные проверки, и, самое главное, по итогам этого цикла им не нужно вытаскивать средства из оборота и отдавать их государству. Налог с продаж начисляется только при покупке конечной продукции населением.

Михаил Горст, преподаватель кафедры экономического анализа и организации рынков Высшей школы экономики

«Лента.ру»: На ваш взгляд, оправданно ли сейчас возвращение налога с продаж?

Михаил Горст: Насущной необходимости в этом нет — система взимания НДС «настроена» довольно неплохо. Этот инструмент работает, и причин его менять, с экономической точки зрения, я не вижу. Налог с продаж, который предлагается рассмотреть, в свое время уже функционировал в российской налоговой системе. Он существовал параллельно с НДС и был впоследствии отменен, что было правильно. У этих налогов сильно «перекрываются» объекты налогообложения, поэтому одновременно функционировать в налоговой системе они не должны. Иначе определенные сектора экономики будут нести двойную налоговую нагрузку.

К тому же НДС — это порядка 30 процентов доходов федерального бюджета. Эксперименты с таким источником доходов — дело рискованное. Каковы будут поступления налога с продаж? В какие бюджеты они будут направлены? Ведь традиционно налог с продаж — это региональный налог. Как перераспределять расходные полномочия? Правительство планирует масштабную бюджетную реформу? Вопросов здесь больше, чем ответов.

Некоторые говорят, что администрирование налога с продаж проще, чем НДС.

Это спорное утверждение. Если налог с продаж платится только при продаже товара или услуги конечному покупателю, то необходимо будет проверять кучу мелких торговцев, которые сейчас от НДС освобождены. Не уверен, что это проще, чем администрировать цепочку производства добавленной стоимости, в которой сейчас начисляется НДС. Если же налог с продаж предполагается платить и на промежуточных стадиях, то это мало чем будет отличаться от нынешней системы взимания НДС.

НДС является одним из крупнейших источников доходов российского бюджета. С января по октябрь федеральный бюджет заработал 9,161 триллиона рублей. На НДС пришлось 3,25 триллиона рублей, из них 1,5 триллиона — импортный НДС (взимается с импортеров товаров в Россию).

Введение нового налога неизбежно связано с построением системы его взимания. Как она будет работать, когда она заработает нормально — большой вопрос. Зная, как обычно у нас вводятся различные государственные новшества, можно с уверенностью утверждать, что неразберихи будет много и длиться она будет долго. За примерами далеко ходить не надо: это и введение ЕСН с его последующей отменой, и различные новшества по контролю за обращением алкогольной продукции и взимания соответствующих акцизов.

У нас почему-то традиционно издержки по «переключению» с одной системы на другую не принимают во внимание. Видимо потому, что основные издержки несут налогоплательщики, а для госорганов это не издержки, а освоенные средства и проведенные «реформы» — есть за что отчитаться.

Почему тогда в тех же США применяется налог с продаж?

У них так исторически сложилось. НДС – это недавнее изобретение, он был придуман в 60-х годах во Франции. США используют свою систему и не видят никакой необходимости переходить на другую, вот и все. Налог работает, а издержки по замене высоки — нет никаких причин менять систему.

Вообще сама постановка вопроса — «еще раз обсудить эту тему», замену НДС налогом с продаж, является умозрительной. Что-то я не слышал массовых призывов со стороны предпринимателей ввести налог с продаж вместо НДС. И у Минфина таких идей нет.

У нас что, более насущных проблем в сфере предпринимательства нет? Бегство капитала, например, или отсутствие стимулов инвестировать и развивать бизнес в России никого в правительстве не волнуют? Ведь чтобы что-то реально улучшить, надо сначала много поработать, а уже потом пиариться. А здесь можно сразу. Так же как объединить часовые пояса и ввести постоянное летнее время.

Галина Акчурина, руководитель практики налоговых споров «ФБК-Право»

Периодически у нашего государства возникает идея заменить налог на добавленную стоимость налогом с продаж. Другими словами, поменять косвенный налог на налог, фактически исчисляемый с выручки. И каждый раз совершенно справедливо НДС остается в силе. Налог на добавленную стоимость является, конечно, гораздо более прогрессивным, чем налог с оборота, с выручки. По этому вопросу проводилось много исследований, и они показали преимущества косвенных налогов, которые исчисляются с добавленной стоимости, а не с выручки. Я думаю, что и в этот раз от замены НДС на налог с продаж откажутся.

Единственная проблема, которая побуждает государство возвращаться к вопросу об отказе от НДС — сложность администрирования. Однако существующая судебная практика значительно упрощает администрирование налога. Кроме того, у государства нет проблем с механизмами защиты от фирм-однодневок и защиты от незаконного возмещения налога. Тот факт, что государство не в полной мере использует возможности для защиты от фирм-однодневок и возврата фиктивного НДС, как мне кажется, не должен быть поводом к замене последнего на налог с продаж. Тем более что у нас налог с продаж уже взимался, и он был совершенно справедливо отменен как неэффективный и нестимулирующий развитие бизнеса.

Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный»

Я очень хорошо отношусь к налогу с продаж, но только в том случае, если НДС останется в очень ограниченном виде или будет вообще отменен. Замена НДС на налог с продаж приведет к существенному уменьшению нагрузки на бизнес, связанной в том числе со сложной отчетностью, проблемами с возвратом и другой путаницей. В этом смысле замена НДС на налог с продаж похожа на отказ от транспортного налога в пользу акцизов на бензин. Если ты больше продаешь — то больше платишь, и до момента передачи или продажи товара ты ничего не обязан платить, даже если товар хранится у тебя годами.

«Лента.ру»: какие еще преимущества есть у налога с продаж?

Преимущества в том, что он проще, меньше и, следовательно, существенно уменьшает хлопоты бизнеса. Налог с продаж проигрывает только в том, что благодаря НДС государство собирает в разы больше денег в бюджет. Но не стоит забывать, что именно возврат НДС породил создание мощных преступных организованных групп, в том числе с участием налоговой службы и правоохранителей, которые похищают гигантские суммы из бюджета в виде возврата фиктивного НДС. Ущерб для нашей страны от этого не только финансовый, но и имиджевый, достаточно вспомнить «дело Магнитского».

На мой взгляд, если резервы государства позволяют перейти на налог с продаж, не снижая финансирования социальных программ, то, возможно, это один из немногих действенных способов стимулировать развитие бизнеса, производства, роста ВВП и, в конечном счете, инвестиционной привлекательности России. Неудивительно, что в итоге это может привести к увеличению общей массы собираемых налогов в отличие от повышения налогового бремени на бизнес, которое в итоге приведет к сокращению собираемости налогов. В какой-то степени это будет стимулировать и развитие регионов, особенно тех, которые будут поддерживать бизнес.

Но сможет ли налог с продаж так же хорошо выполнять фискальные функции, как и НДС?

Как я уже сказал, в конечном итоге, если все будет работать правильно, общий рост товарооборота, производства, ВВП позволит решать эти задачи. Кроме этого параллельно будут решаться многие вопросы, в том числе и социальные: создание рабочих мест, возможность тратить меньше на социальные программы и так далее. Ведь вопрос не столько в том, сколько собирается налогов, а в том, к чему это приведет в результате. Напомню, что многие страны в период реформ значительно снижали, а то и вовсе отменяли налоговый пресс на бизнес. И, в первую очередь, они старались стимулировать производство.