Полномочия и права фас

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России — федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в регионах составляет 2315 человек. Представительства ФАС России за рубежом, а также подведомственные ей органы государственной власти отсутствуют. Численность работников центрального аппарата составляет 1189 человек. Основная часть руководителей управлений и отделов ФАС России — люди в возрасте от 27 до 35 лет.

ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ISO 9001. 17 января 2012 года ведомством получен первый сертификат, удостоверяющий соответствие стандарту ISO 9001:2008.

На протяжении последующих лет Федеральная антимонопольная служба неоднократно подтверждала своё соответствие стандарту качества актуализируя свою деятельность в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Таким образом, 18 января 2018 года после успешного прохождения ведомством очередного сертификационного аудита, ФАС России получила сертификат соответствия новейшему стандарту ISO 9001:2015.

ВС ограничил полномочия некоторых руководителей ФАС

Карьера Олега Смирнова после окончания в 1999 году Хабаровского Дальневосточного юридического института МВД развивалась успешно. К 2009 году он уже стал замначальника отдела управления земельными ресурсами и правовой работы КУГИ Еврейской автономной области (ЕАО). Спустя четыре года чиновника назначили уже начальником этого отдела и одновременно зампредом КУГИ ЕАО.

Выговор, уголовное дело и спор с ФАС

Проблемы у госслужащего начались в конце 2016 года, когда тот передал изданию «Дебри-ДВ» информацию, которая стала известна чиновнику в ходе судебного разбирательства их ведомства с УФАС. СМИ воспользовалось этими сведениями для написания одного из своих материалов. А уже в начале 2017 года местный прокурор установил, откуда произошла «утечка» в прессу, и обратился к руководству региона с предложением проверить, насколько хорошо Смирнов соблюдает требования служебного поведения. Вице-губернатор ЕАО Алексей Куренков и начальник управления государственной службы и кадровой политики области Виктория Францева согласились с доводами прокурора и инициировали проверку в отношении зампреда КУГИ в январе того же года.

Весной проверочные мероприятия завершились, подтвердив нарушение норм служебного поведения у Смирнова. Но само наказание чиновник получил только летом 2017 года. Губернатор региона ограничился выговором для зампреда КУГИ. Правда Смирнову все равно не понравилось, что из-за передачи информации журналисту его наказали, и он оспорил выговор в судебном порядке. Две инстанции отметили, что госслужащего привлекли к ответственности за пределами месячного срока, который предусмотрен для таких ситуаций. Таким образом, суды признали выговор незаконным (дело № 33-876/2017).

Но промежуточная победа омрачилась для истца тем, что параллельно с перечисленными разбирательствами УФСБ ЕАО возбудило в отношении Смирнова дело по ч. 3 ст. 285 УК (Злоупотребление должностными полномочиями) и отстранило его на время расследования от должности. Чтобы защитить себя в споре с этой силовой структурой чиновнику понадобилась копия решения одного из антимонопольных дел, которое как раз находилось в УФАС. Смирнов обратился в ведомство с соответствующим запросом, но получил отказ со ссылкой на то, что госслужащий не являлся стороной этого разбирательства. Кроме того, в своем ответе антимонопольный орган добавил, что в запрашиваемых документах есть персональные данные, которые нельзя разглашать.

Чиновник оспорил отказ УФАС в судебном порядке, но безуспешно. Две инстанции признали обоснованными перечисленные причины для отказа выдать информацию (дело № 33а-790/2017). Кроме того, суды сослались на п.15.5 Положения об информационной политике ФАС и ее территориальных органов, утвержденные приказом этого ведомства 10 ноября 2015 года № 1069/15. Эта норма предусматривает, что в спорных ситуациях решение о том, какую информацию о деятельности ведомства нельзя публиковать в интернете, принимает руководитель территориального органа ФАС.

П.15.5 приказа ФАС: «В случае возникновения разногласий по вопросу необходимости обнародования информации, решение, что такая информация не подлежит обнародованию, принимает руководитель территориального органа Федеральной антимонопольной службы».

Зачем нужно спорное положение?

Тогда Смирнов оспорил такое положение в Верховный суд. На заседании в ВС сам административный истец отсутствовал. В своих письменных доводах заявитель утверждал, что обжалуемая норма нарушает его право на защиту по уголовному делу. Кроме того, чиновник упрекнул за спорное положение Минюст, который не увидел в нем коррупциогенный фактор. Ведь оспариваемый пункт приказа ФАС содержит «неопределенность условий для принятия решений», подчеркнул истец. Требования Смирнова поддержала и прокурор Лариса Степанова. Она тоже считала необходимым признать недействующим п. 15.5 Положения об информационной политике ФАС.

Но представители антимонопольного органа и Минюста возражали против иска чиновника. Елена Савостина, замначальника отдела судебной работы ФАС,уверяла, что спорная норма соответствует федеральному законодательству. Кроме того, она указывала на то, что истец не доказал, как его права нарушены оспариваемым пунктом. По ее словам, требуемые от ФАС сведения Смирнов может получить и другими путями: попросить следователя или адвоката направить запрос в ведомство. Савостина рассказала, что на своем официальном сайте антимонопольная служба публикует все документы, которые принимает. Однако существуют исключения, которые не превышают 1% от общего числа всех материалов ФАС.

«Только 1% решений антимонопольной службы не публикуется на официальном сайте», – Елена Савостина, замначальника отдела судебной работы ФАС.

– Почему все же есть некое дело, где есть какая-то тайна, что можно вообще не обнародовать? – недоумевал председательствующий судья Юрий Иваненко.

– Мы не можем представить какие-то решения, в которых есть информация, содержащая ту или иную тайну. В рассматриваемом случае речь идет о персональных данных, – объясняла Савостина.

– А разве нельзя выдать копию документа, изъяв оттуда эти персональные данные? Просто без них, – продолжил расспрос судья.

– Порой это бывает невозможно сделать. Например, когда речь идет о картельных делах. В таких материалах часто фигурирует переписка между лицами, которую нельзя частично убрать, потому что без нее исказится суть решения. И такие документы нельзя публиковать, – уверяла представитель ФАС.

Иваненко смутил и термин «разногласия», который прописан в спорной норме. Он пытался узнать у Савостиной, «разногласия» между кем и кем могут возникать, исходя из логики обжалуемого пункта. Представитель ответчика пояснила, что речь идет о спорах между двумя сотрудниками одного структурного подразделения.

– Какую вообще цель преследует эта норма? – уточнил Иваненко.

– Разрешать спорные ситуации, когда есть сомнения у сотрудников ФАС, – ответила Савостина.

– А какие именно сомнения? О том, есть ли тайна, которую нельзя публиковать в конкретном решении антимонопольного или нет? Вообще, соответствует ли эта норма принципу правовой определенности? – пытался выяснить судья.

– Она в высшей степени определенная, потому что не идет в отрыве от актов федерального законодательства, – заявила Савостина.

Позицию представителя ФАС поддержала и Ирина Гаврилова из Минюста. Выслушав все доводы сторон, судья удалился в совещательную комнату и спустя несколько минут огласил итоговое решение: требования Смирнова удовлетворить, признать спорную норму недействующей. Таким образом, руководители территориальных органов ФАС потеряют возможность принимать окончательные решения по вопросу публикации информации о деятельности ведомства, если возникли разногласия в необходимости этого.

Ознакомьтесь так же:  Приказ по безопасности в летний период

Основные полномочия и функции ФАС

ФАС: создание, основные документы

Антимонопольная служба — это особое ведомство, основными задачами которого являются защита конкуренции и недопущение формирования монопольной власти на современном рынке.

Учреждено это ведомство на основании указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314.

Ключевыми документами, которые устанавливают порядок его работы, являются:

  1. Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331.
  2. Закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — ФЗ № 135).
  3. Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» от 07.04.2004 № 189.
  4. Прочие нормативные акты, содержащие ссылки на необходимость использования антимонопольного законодательства в таких сферах, как:
    • реклама;
    • естественные монополии;
    • заключение контрактов на проведение работ для государственных нужд;
    • торговая деятельность;
    • инвестирование.

Функции ФАС России

Функции ФАС довольно обширны и содержатся сразу в нескольких нормативных актах, например:

  1. Проведение контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции на современном рынке и экономической концентрацией, выявление правонарушений и предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 22 ФЗ № 135).
  2. Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства, связанного с естественными монополиями (ст. 7 закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, ст. 25 закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ).
  3. Осуществление надзора при проведении государственных закупок (ст. 99 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
  4. Исполнение контроля и надзора в области рекламной деятельности (ст. 34–37 закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
  5. Иные функции, содержащиеся в других нормативных актах, указывающих на необходимость антимонопольного регулирования.

Деятельность Федеральной антимонопольной службы

Основные полномочия ФАС России, которые она осуществляет в процессе своей деятельности, перечислены в ст. 23 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ:

  1. Возбуждение и рассмотрение административных дел при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
  2. Оформление предписаний в случае выявления нарушений, направленных на прекращение определенных действий, таких как злоупотребление доминирующим положением или совершение действий, способствующих ограничению конкуренции.
  3. Оформление и выдача органам власти (исполнительные органы, местное самоуправление, их должностные лица) предписаний, основными из которых являются отмена или изменение принятых актов, недопущение заключения соглашений, при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение защиты конкуренции.
  4. Оформление и направление в ЦБ РФ предложений о внесении изменений в акты при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства.
  5. Направление в арбитражные суда исков, а том числе об изменении, расторжении договоров, ликвидации компаний, привлечении к ответственности и пр.
  6. Участие в судебных заседаниях по вопросам несоблюдения антимонопольного законодательства.
  7. Ведение реестра хозяйствующих субъектов в отношении лиц, привлеченных к административной ответственности при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
  8. Ведение и размещение в общедоступной сети интернет решений по вопросам, затрагивающим неопределенный круг лиц.
  9. Установление доминирующего положения компании.
  10. Проверка соблюдения законодательства всеми предприятиями.
  11. Другие полномочия, указанные в иных нормативных актах.

Полномочия ФАС — это обширный перечень действий, которыми наделена эта служба для осуществления контроля и надзора в сфере защиты конкуренции и недопущения формирования монополизации на рынке. Указанные функции содержатся в нескольких нормативных актах.

Полномочия сотрудников ФАС

Сотрудники ФАС изъяли документы не оставив и расписки, разве такие действия правомерны? Скорее нет, чем да. При выезде сотрудников антимонопольной службы на ваше предприятие стоит ознакомиться с перечнем действий, которые они вправе совершать, а какие нет.

Все возможные правомерные действия инспекции закреплены в Административном регламенте, утвержденным ФАС. В самом начале проверки следует убедиться в личности и полномочиях проверяющих попросив предъявить служебное удостоверение, приказ о проведении проверки и при возможности снять копии с данных документов. Инспекторы федеральной службы вправе совершать ряд действий в отношении вашей организации, рассмотрим поподробнее каждое из них.

Проход на вашу территорию

Должностные лица имеют право проходить на территорию, в здание и помещение проверяемого лица, кроме вашего жилища. При этом они обязаны предъявить служебные удостоверения и приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки.

Запрос информации

Имеют право получать различные документы, объяснения в письменной или устной форме, а также информацию, которая может быть предметом коммерческой и иной охраняемой законом тайны. Например, служебная переписка в электронном виде. Но для получения секретной информации требуется наличие у соответствующего члена инспекции, оформленного надлежащим образом допуска к сведениям соответствующей степени секретности.

Осуществлять осмотр территории, объектов, документов, также проводить фото- и видеосъемку, копировать бумаги и электронные документы. Здесь обязательно присутствие как минимум двух понятых и составление протокола осмотра. При возможности записывайте себе в блокнот каждое действие сотрудников ФАС, в том числе ответы на вопросы.

Изъятие документов

Антимонопольный орган вправе забирать документы для исследования, но при этом составив акт приема – передачи. Чаще всего сотрудники ФАС «ленятся» составлять данный документ, поэтому вы обязательно должны настоять на совершении данного действия. Также стоит отметить, что ни в коем случае не нужно уничтожать документы и корреспонденцию, если вы узнали о проверке. Возможно, вы не нарушали антимонопольное законодательство, а подтверждение тому — ваши документы, которые потребуются при обжаловании вынесенного предписания.

К проверке ФАС можно и нужно подготовиться, но в первую очередь нужно знать свои права и обязанности, а также права членов проверяющей инспекции и их обязанности, так как совершенные ими действия впоследствии можно будет обжаловать. Если вы теряетесь в сомнениях и не уверенны в своих силах, профессиональный юрист поможет вам.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 г. Москва Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе

Изменения и поправки

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной антимонопольной службе.

2. Федеральной антимонопольной службе внести до 1 октября 2004 г. в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях исключения избыточных и дублирующих функций в установленной сфере деятельности.

3. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1482) после слов: «в пределах своей компетенции» дополнить словами: «нормативных правовых и».

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1998 г. N 163 «Вопросы Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст.848);

постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1564 «Вопросы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 199);

постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1999 г. N 52 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1564» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 3, ст. 353);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. N 670 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1564» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 27, ст. 3367);

постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. N 793 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3756);

постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2000 г. N 142 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1564» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 8, ст. 972);

постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 307 «О внесении изменения в Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 16, ст. 1703);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2000 г. N 741 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1564 и от 12 июля 1999 г. N 793» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст. 4082);

пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. N 777 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с наделением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации функциями государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий на транспорте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 46, ст. 4366);

пункт 2 изменений и дополнений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 960 «Об утверждении Положения о Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации» и от 12 июля 1999 г. N 793 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2002 г. N 223 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 15, ст. 1437);

Ознакомьтесь так же:  Багаева 7 защита прав потребителей

постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 467 «О внесении изменения в Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 32, ст. 3228).

Положение о Федеральной антимонопольной службе

1. Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

2. Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

5. Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

5.2.1. порядок определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг;

5.2.2. порядок определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами;

5.2.3. порядок определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг;

5.2.4. порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг;

5.2.5. порядок определения доминирующего положения негосударственных пенсионных фондов;

5.2.6. формы уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций;

5.2.7. порядок принятия антимонопольным органом решений о проведении дополнительной проверки уведомлений о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг;

5.2.8. порядок выдачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа финансовой организации;

5.2.9. правила рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;

5.2.10. порядок представления антимонопольному органу ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

5.2.11. правила рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства;

5.2.12. акт о реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

5.2.13. формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

5.2.14. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5.3. на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

5.3.1. осуществляет контроль и надзор:

5.3.1.1. за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);

5.3.1.2. за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

5.3.1.3. за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях;

5.3.1.4. за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий;

5.3.1.5. за соблюдением установленных антимонопольным законодательством требований о заключении договоров хозяйствующими субъектами и финансовыми организациями, занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках;

5.3.1.6. за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний;

5.3.1.7. за деятельностью администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, а также за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии;

5.3.1.8. за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов и финансовых организаций;

5.3.1.9. за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций как между собой, так и между ними и хозяйствующими субъектами;

5.3.2.1. заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере;

5.3.2.2. заключения о наличии или отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов, а также при введении нетарифных мер;

5.3.2.3. предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями (их руководителями), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями (их должностными лицами), физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе;

5.3.3. осуществляет согласование:

5.3.3.1. создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, установленных законодательством о конкуренции на товарных рынках;

5.3.3.2. приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5.3.3.3. проектов решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций по вопросам предоставления льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам;

5.3.4. ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

5.3.5. определяет наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках и финансовых организаций на финансовых рынках;

5.3.6. проводит в установленном порядке проверку соблюдения антимонопольного законодательства на товарных рынках хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получает от них необходимые документы, информацию, объяснения в письменной и устной формах;

5.3.7. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

5.4. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, проводит анализ состояния товарных рынков;

5.5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

5.6. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.8. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;

5.9. организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.10. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

Ознакомьтесь так же:  Приказ мвд 29.08.2019 736

5.11. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.12. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.2. заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;

6.5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

6.7. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

6.8. издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции Службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных законодательством о конкуренции на товарных рынках, о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях и о рекламе;

6.9. учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.

7. Федеральная антимонопольная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Служба не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

8. Федеральную антимонопольную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы являются управления по основным направлениям деятельности Службы. В состав управлений включаются отделы.

10. Руководитель Федеральной антимонопольной службы:

10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

10.2. вносит в Правительство Российской Федерации:

10.2.1. проект положения о Службе;

10.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Службы и территориальных органов Службы;

10.2.3. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

10.3. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и территориальных органах Службы;

10.4. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Службы;

10.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной антимонопольной службе;

10.6. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

10.7. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

10.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

10.9. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Службы;

10.10. представляет в установленном порядке работников центрального аппарата Службы, территориальных органов Службы и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации.

11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

12. Федеральная антимонопольная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Место нахождения Федеральной антимонопольной службы — г. Москва.

Полномочия и права фас

+ 7 (495) 933 64 26 + 7 (495) 933 64 27 + 7 (495) 933 64 30 + 7 (495) 933 64 31

Расширение полномочий ФАС невыгодно для бизнеса и государства

Федеральная антимонопольная служба может получить право аннулировать результаты торгов государственным имуществом по административной процедуре, — сообщает глава ведомства Игорь Артемьев. Соответствующая поправка готовится ко второму чтению в Государственной думе «третьего антимонопольного пакета».

По мнению Игоря Артемьева, принятие поправки на итоговом совещании у вице-премьера Правительства Российской Федерации Игоря Шувалова приведет к беспрецедентной вещи: все вопросы, связанные с оборотом госимущества, будут регулироваться по административной процедуре антимонопольным органом как госзакупки. Это, по его словам, будет означать, что антимонопольная служба получит право аннулировать торги госимуществом. Согласно поправке «ФАС должна будет рассматривать жалобы не допущенных к торгам участников в 7-дневный срок», — заключил он.

Напомним, что в настоящее время признание торгов государственным имуществом недействительным относится к прерогативе суда: антимонопольный орган, выявив нарушение при проведении торгов, рассматривает дело в административном порядке и выдает предписание об устранении нарушений закона. В то же время для того, чтобы признать торги недействительными антимонопольному органу даже после выдачи предписания необходимо обращаться в суд, который ставит точку в законности позиции ФАС. Эта норма закреплена в Гражданском кодексе (ст.449) и в ФЗ «О защите конкуренции» (ст.17). Принятие поправки позволит ФАС без судебного решения признавать те или иные торги недействительными.

Эксперт по антимонопольному праву юридической фирмы «Частное право» Кирилл Чоракаев считает нецелесообразным принятие таких поправок. «Торги являются формой заключения договора и признание недействительности торгов влечет за собой недействительность самого договора. При оспаривании договора сторонам должны быть представлены максимальные гарантии реализации своего права на защиту. Такие гарантии могут быть обеспечены только в суде, но не при административных процедурах в антимонопольном органе», — отмечает он.

Кроме того, целями ФАС являются выявление нарушений и наказание виновных. Именно поэтому решение о признание торгов недействительными не может приниматься тем же органом, который проводит проверку и изначально выступает против одной или обеих сторон договора. «По аналогии можно предоставить возможность прокуратуре, поддерживающей обвинение ив суде, выносить приговоры», — заявляет эксперт. Когда дело рассматривает суд, ФАС и стороны сделки находятся в равных условиях, и на основе состязательности доказывают суду свою позицию о том, имели ли место нарушения при проведении торгов.

«Безусловно, такая поправка выгодна ФАС, – считает Кирилл Чоракаев, – служба расширяет свои полномочия, избавляется от необходимости самостоятельно инициировать судебные процессы. Для бизнеса же новое полномочие ФАС может означать увеличение количества сделок, которые могут быть признаны недействительными. Трудно найти какую-либо выгоду от принятия такой поправки и для государства в целом, поэтом хочется надеяться, что поправка будет отклонена на уровне обсуждения в Правительстве Российской Федерации», — заключает он.