Прошение на антиминс

Прошение на антиминс

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Канцелярия
  • Административная консультация
  • Получение антиминса в МЕУ

Получение антиминса в МЕУ

Для получения в храм св. антиминса настоятелю необходимо:

1. Подать заверенное благочинным прошение на имя Управляющего Московской епархией. В прошении указать наименование храма, наименование придела храма, получающего антиминс. В прошении также указать необходимый размер антиминса (малый, средний, большой).

2. Во исполнения резолюции Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского на получение святого антиминса, настоятелю следует предварительно связаться по телефону с заведующим канцелярией Московского Епархиального управления для согласования даты и времени прибытия в Епархиальное управление.

3. Получающий святой антиминс настоятель должен иметь при себе илитон и соразмерный ему нагрудный «мешец» и также прибывать в Епархиальное управление в рясе, епитрахили и поручах.

Прошение на антиминс

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Канцелярия
  • Канцелярия
  • Административная консультация
  • Получение антиминса в МЕУ

Плановое собрание духовенства округа состоится 19 марта (пн.) 2018 года в 9-00. Семинар по теме «Обеспечение доступности зданий и сооружений храмового комплекса для маломобильных групп населения» готовит прот. Сергий Якимов

Получение антиминса в МЕУ

Для получения в храм св. антиминса настоятелю необходимо:

1. Подать заверенное благочинным прошение на имя Управляющего Московской епархией. В прошении указать наименование храма, наименование придела храма, получающего антиминс. В прошении также указать необходимый размер антиминса (малый, средний, большой).

2. Во исполнения резолюции Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского на получение святого антиминса, настоятелю следует предварительно связаться по телефону с заведующим канцелярией Московского Епархиального управления для согласования даты и времени прибытия в Епархиальное управление.

3. Получающий святой антиминс настоятель должен иметь при себе илитон и соразмерный ему нагрудный «мешец» и также прибывать в Епархиальное управление в рясе, епитрахили и поручах.

Что такое антиминс и почему без него нельзя служить Литургию?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Антиминс – это прямоугольный матерчатый плат из шелка или льна (гладкой ткани, на которой легко подбирать частички Тела Христового или проскомидийных частичек: из священнической практики). Сам антиминс представляет собой вышитую икону положения Спасителя во гроб, т. е. образ Тела и Крови Христовых – главной святыни Литургии, для служения которой он и предназначен. По углам антиминса изображаются иконы четырех евангелистов. Часто на нем возле Тела Христового вышиваются лики Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тех лиц, которые участвовали в погребении Господа нашего Иисуса Христа. Также на древних греческих антиминсах могло быть просто изображение Распятия. В середину антиминса с обратной его стороны в специальный карманчик вшивается частичка мощей какого-нибудь святого, взятая на воск, прикрепленная к нему. Право освящать антиминсы принадлежит архиерею, потому он обязательно подписывает его, указывая при этом часто, для какого храма и какого населенного пункта он предполагается. На антиминсе также помещается специальная губка для того, чтобы собирать частицы Тела Христового и проскомидийные частицы для более удобного их потребления священником. Во время Литургии в определенные моменты службы (при поминании Патриарха, Предстоятеля Церкви и Правящего Архиерея на сугубой ектении после чтения Святого Евангелия) антиминс разворачивается, оставляется закрытой только верхняя его часть. Она раскрывается уже непосредственно перед Херувимской песнью на прошении «Открыет им Евангелие правды» ектении об оглашенных. Во время служения Литургии верных и основной ее части – Евхаристическом каноне, на котором происходит пресуществление Святых Даров, антиминс открыт. Фактически на нем и происходит великое Таинство Евхаристии. Он закрывается перед окончанием Божественной литургии, когда священник от лица всех верующих благодарит Господа за то, что Всевышний сподобил людей причастия святых Христовых Таин. Губка кладется в центр антиминса, сам он складывается конвертиком и заворачивается в другой больший плат обычно красного цвета, который также складывается конвертиком. Священник как в начале Литургии, так и по окончании крестообразно благословляет антиминс Святым напрестольным Евангелием и кладет его сверху на сложенный илитон с находящимся внутри антиминсом. Оно пребывает на антиминсе все время, если не служится Божественная литургия. Красный цвет илитона, конечно же, символ Крови Христовой, пролитой за нас. Слово «илитон» греческое, переводится на русский как обвертка. Он символизирует собою сударь (с церковнославянского языка плат), которым была обвита глава Спасителя при погребении.

Сам же антиминс символизирует собой, как уже было сказано выше, Тело Христово, положенное во гроб.

Слово «антиминс» греческого и латинского происхождения. Греческая приставка «анти» означает «вместо», а латинское «mensa» – «стол», «трапеза». То есть слово «антиминс» имеет значение «вместо престола» и это отображает его историческую функцию в церковном богослужении. Употребление антиминсов при служении Литургии – очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства. Часто у церковных общин, возглавляемых епископами или священниками, не было возможности построить храмы в Римской империи. Христиане должны были служить тайно, в катакомбах, перемещаться с места на место, чтобы выжить в условиях агрессивной языческой среды. Первоначально «вместопрестолие»-антиминс представлял собой разбирающийся легкий деревянный освященный стол, заменяющий собой Святую Трапезу (престол) в походных условиях или в условиях гонений. Такая практика существовала в начале IV века в войсках святого равноапостольного императора Константина Великого, где было много христиан. Она применялась в военных и миссионерских походах. Во время гонений первых веков антиминс раскладывали или разлаживали, если он был из материи, на могилах мучеников, где часто служили Литургии. Отсюда и берет свое начало более поздняя традиция вшивать в антиминс мощи мучеников, а потом и других святых. В начале XX века в СССР появилась скорбная и горестная практика, чем-то сходная с служением гонимых христиан первых веков. В ней и престолом и одновременно антиминсом служила грудь священника. Так, например, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века многие епископы и священники были арестованы и сосланы в Соловецкий лагерь особого назначения, где содержались в страшных условиях. Каждый день они ждали смерти. В этом почти непрерывном ужасе жизни, как в последний день, конечно, им хотелось служить Литургию для спасения и утешения. Служили они ее так…

С риском для себя (за совершение религиозных обрядов полагался расстрел) архиереи, батюшки, диаконы тайно собирались. Один из них до пояса раздевался и ложился. Его тело, как тело священника, над которым было совершено Таинство Хиротонии, служило престолом и антиминсом. На нем, на клюквенном соке и черном хлебе за неимением вина и просфор, совершали Литургию. И многие из страдальцев за веру Христову потом сподоблялись мученической кончины и святых венцов.

Святии новомученики и исповедники в земле Русской просиявшии, молите Бога о нас!

Впервые в церковной литературе слово «антиминс» почти в современном его значении употребляется в житии преподобного Маркиана Сиракузского (начало VIII века), где этим словом обозначается переносной престол, на котором святой совершил Литургию.

Позже антиминсы широко использовались в Церкви во время иконоборческих гонений (VIII–IX столетия), когда еретики оскверняли храмы и возобновили массовые репрессии против иконопочитателей-православных.

Постановление VII Вселенского Собора (787 год), завершившего иконоборческую эпоху победой православия и восстановлением почитания святых икон и мощей, говорит: «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (правило 7).

В Греческой Церкви сохранялась традиция вкладывать мощи мучеников в антиминсы, когда священник получал благословение и, соответственно, антиминс с мощами от Правящего Архиерея, чтобы послужить в храме с неосвященным престолом. Об этом свидетельствует святитель Симеон Солунский: «Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается все то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин».

В традиции же Русской Православной Церкви, по некоторым историческим данным, принято было вкладывать мощи не в престол, но в сам антиминс, так как церкви преимущественно строились деревянные и довольно часто страдали от пожаров. Антиминс все же легче вынести, чем престол. Московский Собор Русской Православной Церкви от 1675 года постановил иметь антиминс в храмах даже на освященном престоле. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно.

Ознакомьтесь так же:  Претензия авиаперевозчику за повреждение багажа

Также богослужебное использование антиминсов имеет и церковно-дисциплинарную составляющую. Антиминс освящается законно поставленным в определенную епархию Правящим Архиереем, подписывается им и выдается священнику для богослужения в установленном приходе. Тем самым это является символом апостольской преемственности и подтверждением того, что священнослужитель принадлежит к каноничной церковной иерархии.

Антиминс является одною из главных святыней православного храма. Он постоянно находится на престоле. Прикасаться к нему может только священнослужитель, облаченный минимально в подрясник, епитрахиль и поручи, максимально – в полное священническое облачение для служения Божественной литургии.

Почему же в антиминс помещаются мощи святых? Ответим с Божьей помощью на этот вопрос не только в конкретно-историческом, но и в духовном догматическом смысле.

Основанием для почитания мощей есть Боговоплощение Сына Божия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Восприняв на себя человеческую природу, во всей полноте Спаситель освятил ее и тем самым навечно утвердил достоинство человеческой телесности. Вспомним также, что Христос вознесся на небо и воссел одесную Престола Бога Отца не только как истинный Бог, но и как истинный Человек – в человеческой душевно-телесной природе. Потому для православных христиан тело – один из уровней человеческой личности, связь с которым личность сохраняет и после смерти. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не сво­и?» (1 Кор. 6:19).

Отсюда и происходит почитание святых мощей великих угодников Божиих, которые еще при жизни – и душевно, и телесно стали обиталищем Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский писал о мощах следующее: «У кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь» (154), ибо «совершенная любовь» ведет к преображению тела:
Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи (145)».

Это преображенное благодатью Святого Духа тело, носящее на себе печать Его и после смерти, ставшее обиталищем Его на веки вечные, мы и почитаем с благоговением. Тем более что православные поклоняются не столько самим костям, но силе Божией, явленной в мощах того или иного угодника Божия. Отсюда происходит и само наименовение таких останков «мощами», то есть мощью, силой Божьей. Потому они, конечно же, как драгоценные звезды, отражающие Божественный свет.

Во вшивании мощей святых в антиминсы есть что-то от видимой ощутимой связи Церкви небесной с Церковью земной, которая горнее и земное православное воинство соединяет Божьим благословением в одно целое – Тело Христово. В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными и всеми святыми находятся с нами в одном величественном славословии любви, коей есть Божественная литургия.

Куплю антиминс, желательно, дореволюционный!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Уже и антиминсы продают-покупают.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

А что, они продаются. Может что-то другое имеется ввиду?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

продаются антиминсы печатаные в патриархии а вышитые в магазинах

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Ой. У нас в Грузии АНТИМИНС выдаётся построенному и освященному храму с частичкой мощей и подписью правящего архиерея-когда и которому храму, считается, что миряне не должны к нему прикасаться (равно как и к Престолу и т.п. ).

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

ТОлько так, Тамара. Ты права.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Тогда, верно, здесь речь шла о ПЛАЩАНИЦАХ!?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

У нас в храме недавно был заменен антиминс (по причине ветхости) по прошению о. Настоятеля. Антиминс выдал архиерей. Думаю, что «купить» антиминс невозможно.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Согласен! Антиминс, это не предмет торга.

Долго рассказывать о причине столь необычного дела! Дело в том, что речь, конечно же, не идёт об антиминсе, находящемся в действующем храме. Речь идёт о том, что на руках у людей, бывает, встречаются антиминсы, по какой-то причине, не относящиеся к каому-то Храму. Есть старые, даже, до революционные. Именно о них, безхозных и идёт речь!

Для чего мне это надо? Разговор отдельный. Не на этом сайте. Скажу только о том, что антиминс мне нужен именно для использованию его по самому прямому назначанию!

С уважением, Вадим!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Уважаемая, Лия! Согласен, антиминс — не предмет торга! Но как Вы правильно заметили, идёт срочная замена ВСЕХ антиминсов, по всей стране, и не только по причине ветхости! Идёт страшная диверсия по всей стране! Нашу страну, решили окончательно лишить Благодати! Но это у них не получится!

Но это вопрос не этого сайта!

А антиминс мне нужен тот, который как раз вышел из обращения по разного рода причинам и не относится к какому-то Храму! Мне как раз и нужен старый антиминс, до перестроечный, а лучше — Царский!

С уважением, Вадим!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Заменив все богослужебные церковные вещи в храме он лишиться Благодати? Вы думаете молящиеся в комнате, если нет храма, без облачения, если и его нет, не услышаны будут?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Читала в житии святых (каюсь, имени не помню, время действия-первые века)- что христиан с епископом(или священником) схватили и бросили в темницу. Так вот, там, в заточении, скованный цепями, святитель незадолго до казни совершил Литургию и причастил всех со-узников. Причем у него НЕ БЫЛО ни антиминса, ни мощей- были только хлеб и вино, которые кто-то передал им снаружи. И Литургия СВЕРШИЛАСЬ! А служил он лёжа, скованный цепями,хлеб и вино положив на своей груди, ясно что без одежд святительских и без служебника. Сестрички, кто помнит имя- напомните.

Очень хорошо, что антиминс нужен для использования по назначению. Надеюсь, в юрисдикции канонической Церкви.

Насчёт благодати- не согласна.Благодать равно может быть где Господу угодно- Дух Господень веет где захочет (простите если перевод неточен,-Евангелие читаю на грузинском ). И не место освящает человека, а человек- место.

И Тайная Вечеря свершилась без антиминса.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Решили создать свою церковь?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вообще-то странно, если по назначению, то почему не обычным способом — через епархию?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вы всё правильно пишете! Не пытайтесь меня поймать на незнании истории и Жития Святых! Вы всё цитируете былое, но Вы даже не догадываетесь, что будет. И этого в Четьи Минеи нет! Всё что Вы опичываете, это крайний случай,, как и те, что были на Соловках, и служили на пеньках! Правильно, но такие вещи, служить без антиминса, могут совершать только высшие церковные чины — Архиереи и Епископы, а простой батюшка — только на антиминсе, а иначе, не будет происходить преосуществление хлеба и вина! Если Вы этого не знали — просвещайтесь!

А по поводу свое Церкви, нет, я в православной церкви и буду в ней до конца. Я Вам говорил выше, что это сложная тема и не здесь её нужно обсуждать. Служить на антиминсе будет обычный батюшка, который будет относится к Московской Патриархии. Сейчас, как правильно выже было замечено, идёт тотальная замена антиминсов, и не только по причине ветхости! Их заменяют на лже антиминсы — без Святых мощей! Ваше право — верить мне или нет! Только, православные, наступает исповедническое время, когда и православных будут гнать, а в церкви будеи «мерзость запустения»! И если кто-то думает, что эти времена не скоро, тот ошибается. Они уже наступают! Ладно, это не тема для обсуждения здесь.

Одним словом, нужен антиминс. Если у кого-то есть такая возможность (до революционный, или на худой конец, десяти лет и старше) — буду очень признателен!

Ознакомьтесь так же:  Приказ об утверждении положения о совете родителей

Спаси Вас всех Господь!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вот в этом-то и вся беда, Православные!

Вашим словами Вы высказали общую болезнь нынешнего православия!

«Не знаю и не хочу знать»!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Спасибо, познавательно, обязательно спрошу у священника. Наш батюшка хранит освященный Престол, из-за того, КТО его освещал и никому не позволит его забрать или поменять. Думаю то же делает касательно и таких богослужебных предметов, как антиминс.

Нам еще сложнее-за границей. Уже Владыка привозит с собой в храмы католиков на совместные богослужбы. Слава Богу, наш батюшка очень строг-и календарь держим Юлианский и церковнославянский язык, хотя батюшку постоянно склоняют к изменениям.

Ну почему же не знаем, что будет-знаем, читаем и приметы конца помним. Помоги Всем нам Господи!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Это и есть обновленчество.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вспомните Чукотку. В храме нет ничего случайного. Все и происходит одновременно.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

То есть служба с иноверцами?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Антитминсы не вдруг и не сразу появились в древней церкви, а скорее всего обычай служить Литургии на мощах мучеников пришел из римских катакомб. До антиминсов Литургия тоже совершалась.. Не могу прямо сейчас процитировать, но мысль эту прочла у А.П.Голубцова в его книге «Из чтений по церковной археологии и литургике»

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Раздобудет такой человек антиминс, и появится у нас, не приведи Господи, еще одни последователи пензенских катакомбников, которых потом долго из-под земли извлекать придется. Грустно и жалко людей.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вот-вот, Лиечка, и раскол

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

То есть служба с иноверцами?

Это экуминизм, Таморочка.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

О нём знаю:(Грустное явление. Ой как раскольники, да и сектанты охочи до подобных сюжетов. Сразу начинают поливать Православие грязью- дескать, сами же и нарушаете свои каноны.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Слышала такие речи и даже научилась на них достойно отвечать. Крещены были и Гитлер, и Ленин, и много кто еще. Я же в Церкви не на них равняюсь-Господь мне пример!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Ну что вы так сразу милые и дорогие сестры!

Купить антиминс можно а порой даже и нужно. Но только сначала антиминс покупается как простой плат без мощей, и только после освящения его правящим Архиреем, помазанием Святым Миро и вложением мощей и подписью с указанием для какого храма освящён сей антиминс становится АНТИМИНСОМ. То есть вместопрестолие!

http://ozon.in.ua/?mod=ecat&do. (тут продают но раньше он стоил 1233доллара)

http://azbyka.ru/parkhomenko/f. (это вышитый современный антиминс который можно купить)

http://azbyka.ru/parkhomenko/f. Этот антиминс уникальный. Он не изготовлен в мастерской, как было раньше, а… нарисован от руки тушью. Подобные антиминсы изготавливались в тяжелые годы гонений на веру. На антиминсе написано, что он освящен при Патриархе Тихоне, но год не читается. Скорее всего, это самое начало 1920-х годов. (Святитель Тихон умер в 1926 году.)

Сбоку приписано, что антиминс передается в другой храм, и стоит дата: 1946

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1056.jpg (редчайшее фото с Литургии Преждеосвященных Даров)

http://www.baltwillinfo.com/mp9-05/mp-17.htm (описание освящения престола)

Хотел найти изображение АНТИМИНСА на котором служат в Храме Христа Спасителя но увы

и простите что увлёкся!

В жизни видел антиминсы, и несколько уникальных. к примеру серебряный который складывается.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Кстати уникальнейший АНТИМИНС подписанный святейшим патриархом Никоном хранится в Свято-Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Спасибо, akaan , за информацию! Очень интересно было узнать!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

© Золотошвейная мастерская «Убрус», работы мастерской, 1999–2014.

Представленные на сайте произведения охраняются Законом об авторском праве и смежных правах. Запрещено использование материалов сайта без согласования с администратором или руководством Мастерской.

Прошение на антиминс образец

Священник беретик частицу ото части вместе с наименованием 8775 Иисус 8776 , говоря: Честное да Пречистое Тело да Кровь Господа да Бога равно Спаса нашего Иисуса Христа преподается ми, кличка рек, священнику, нет слов оставление грехов моих равно во бытие вечную. И, преклонив главу, молится: Верую, Господи, и исповедую Вечери Твоея тайныя Да отнюдь не на критика тож нет слов приговаривание

Божественная литургия

Произносится . «малая» песнопения « еще равно который раз, скопом Господу помолимся », . « снова-здорово равным образом заново на мире Господу помолимся ». « Господи, помилуй » отвечает тьма, а вкупе из ним равно всё-таки мы.

Когда же завершится XX век?

Певцы хора, до окончании пения чтецом первого стиха, встают из колен да так же поют 8775 Да исправится глас моя 8776 и в рассуждении сего заново становятся на колени декламатор но становится на колени умереть и далеко не встать промежуток времени пения хора равно около пении на решение -й 8775 Да исправится молебен моя 8776

Вера православная — Катехизис

Литургией Преждеосвященных Даров называется богомолье, изумительный времена которого верующим предлагаются с целью причащения Святые Дары, освященные вовремя на предыдущей полной литургии по части чину св. Василия Великого другими словами св. Иоанна Златоуста равно сохраняемые во ковчежце как правило на престоле либо — либо (реже) на жертвеннике.

Священник исходит с алтаря да раздает молящимся антидор. По окончании чтения псалма да раздачи антидора иерей возглашает: Благословение Господне на вас. Того благодатию да человеколюбием ввек, ныне равно непрерывно, равно во вежды веков.

Подойдя для жертвеннику равно со благоговением поставив на него сосуд, священник вливает на сосуд виноградное дионис равным образом воду (не про освящения). Затем некто беретик звездицу равным образом, окадив ее, ставит на сосуд надо Святым Агнцем взяв нокровец да окадив его, покрывает им блюдо окадив остальной покровец, покрывает им потир. Наконец, окадив атмосфера, покрывает им сосуд равным образом остензорий вместе.

Совершив курение, предстоятель воздымает к истоку обрезки со словами « Мы, херувимов во таинстве изображая равным образом животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим хлеб-соль, с тем чтобы во хмелю Царя таблица, сопровождаемого незримо чинами ангельскими. Аллилуйя, аллилуия, аллилуия ».

По окончании пения 8775 Верою да любовию 8776 совершаются три великих поклона из произнесением (по обычаю) священником вслух (из алтаря) молитвы св. Ефрема Сирина: Господи да Владыко живота мои

[i] Богослужебные тексты приводятся главным образом на русском переводе согласно изданию «Православное богослужение. Выпуск 6. Вечерня, Утреня, Литургия св. Иоанна Златоуста». – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский альма-матер, 7559.

Далее читается кондак денной (см. на Часослове на равных условиях, на отдельный с утра до ночи). (чтем кондак храма да рядовому святому. На 8775 Слава 8776 — Со святыми упокой 8775 Н ныне 8776 Богородичен: Предстательство христиан непостыдное (Типикон, 6 ваш покорный слуга неделя Святой Четыредесятницы, главнокомандующий 57-я).

Что такое антиминс и почему без него нельзя служить Литургию?

Антиминс – это прямоугольный матерчатый плат из шелка или льна (гладкой ткани, на которой легко подбирать частички Тела Христового или проскомидийных частичек: из священнической практики).

Сам антиминс представляет собой вышитую икону положения Спасителя во гроб, т. е. образ Тела и Крови Христовых – главной святыни Литургии, для служения которой он и предназначен. По углам антиминса изображаются иконы четырех евангелистов. Часто на нем возле Тела Христового вышиваются лики Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тех лиц, которые участвовали в погребении Господа нашего Иисуса Христа. Также на древних греческих антиминсах могло быть просто изображение Распятия. В середину антиминса с обратной его стороны в специальный карманчик вшивается частичка мощей какого-нибудь святого, взятая на воск, прикрепленная к нему.

Право освящать антиминсы принадлежит архиерею, потому он обязательно подписывает его, указывая при этом часто, для какого храма и какого населенного пункта он предполагается. На антиминсе также помещается специальная губка для того, чтобы собирать частицы Тела Христового и проскомидийные частицы для более удобного их потребления священником. Во время Литургии в определенные моменты службы (при поминании Патриарха, Предстоятеля Церкви и Правящего Архиерея на сугубой ектении после чтения Святого Евангелия) антиминс разворачивается, оставляется закрытой только верхняя его часть. Она раскрывается уже непосредственно перед Херувимской песнью на прошении «Открыет им Евангелие правды» ектении об оглашенных. Во время служения Литургии верных и основной ее части – Евхаристическом каноне, на котором происходит пресуществление Святых Даров, антиминс открыт.

Ознакомьтесь так же:  10 виндовс требования системы

Фактически на нем и происходит великое Таинство Евхаристии. Он закрывается перед окончанием Божественной литургии, когда священник от лица всех верующих благодарит Господа за то, что Всевышний сподобил людей причастия святых Христовых Таин. Губка кладется в центр антиминса, сам он складывается конвертиком и заворачивается в другой больший плат обычно красного цвета, который также складывается конвертиком. Священник как в начале Литургии, так и по окончании крестообразно благословляет антиминс Святым напрестольным Евангелием и кладет его сверху на сложенный илитон с находящимся внутри антиминсом. Оно пребывает на антиминсе все время, если не служится Божественная литургия.

Красный цвет илитона, конечно же, символ Крови Христовой, пролитой за нас. Слово «илитон» греческое, переводится на русский как обвертка. Он символизирует собою сударь (с церковнославянского языка плат), которым была обвита глава Спасителя при погребении.

Сам же антиминс символизирует собой, как уже было сказано выше,Тело Христово, положенное во гроб.

Слово «антиминс» греческого и латинского происхождения. Греческая приставка «анти» означает «вместо», а латинское «mensa» – «стол», «трапеза». То есть слово «антиминс» имеет значение «вместо престола» и это отображает его историческую функцию в церковном богослужении. Таким образом, по своему значению антиминс равен престолу.

Употребление антиминсов при служении Литургии – очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства. Часто у церковных общин, возглавляемых епископами или священниками, не было возможности построить храмы в Римской империи. Христиане должны были служить тайно, в катакомбах, перемещаться с места на место, чтобы выжить в условиях агрессивной языческой среды. Первоначально «вместопрестолие»-антиминс представлял собой разбирающийся легкий деревянный освященный стол, заменяющий собой Святую Трапезу (престол) в походных условиях или в условиях гонений. Такая практика существовала в начале IV века в войсках святого равноапостольного императора Константина Великого, где было много христиан. Она применялась в военных и миссионерских походах. Во время гонений первых веков антиминс раскладывали или разлаживали, если он был из материи, на могилах мучеников, где часто служили Литургии. Отсюда и берет свое начало более поздняя традиция вшивать в антиминс мощи мучеников, а потом и других святых.

В начале XX века в СССР появилась скорбная и горестная практика, чем-то сходная с служением гонимых христиан первых веков. В ней и престолом и одновременно антиминсом служила грудь священника. Так, например, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века многие епископы и священники были арестованы и сосланы в Соловецкий лагерь особого назначения, где содержались в страшных условиях. Каждый день они ждали смерти. В этом почти непрерывном ужасе жизни, как в последний день, конечно, им хотелось служить Литургию для спасения и утешения. Служили они ее так…

С риском для себя (за совершение религиозных обрядов полагался расстрел) архиереи, батюшки, диаконы тайно собирались. Один из них до пояса раздевался и ложился. Его тело, как тело священника, над которым было совершено Таинство Хиротонии, служило престолом и антиминсом. На нем, на клюквенном соке и черном хлебе за неимением вина и просфор, совершали Литургию. И многие из страдальцев за веру Христову потом сподоблялись мученической кончины и святых венцов.

Группа подсудимых священников в зале суда. Петроград.

Святии новомученики и исповедники в земле Русской просиявшии, молите Бога о нас!

Впервые в церковной литературе слово «антиминс» почти в современном его значении употребляется в житии преподобного Маркиана Сиракузского (начало VIII века), где этим словом обозначается переносной престол, на котором святой совершил Литургию.

Позже антиминсы широко использовались в Церкви во время иконоборческих гонений (VIII–IX столетия), когда еретики оскверняли храмы и возобновили массовые репрессии против иконопочитателей-православных.

Постановление VII Вселенского Собора (787 год), завершившего иконоборческую эпоху победой православия и восстановлением почитания святых икон и мощей, говорит: «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (правило 7).

В Греческой Церкви сохранялась традиция вкладывать мощи мучеников в антиминсы, когда священник получал благословение и, соответственно, антиминс с мощами от Правящего Архиерея, чтобы послужить в храме с неосвященным престолом. Об этом свидетельствует святитель Симеон Солунский: «Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается все то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин».

В традиции же Русской Православной Церкви, по некоторым историческим данным, принято было вкладывать мощи не в престол, но в сам антиминс, так как церкви преимущественно строились деревянные и довольно часто страдали от пожаров. Антиминс все же легче вынести, чем престол. Московский Собор Русской Православной Церкви от 1675 года постановил иметь антиминс в храмах даже на освященном престоле. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно.

Также богослужебное использование антиминсов имеет и церковно-дисциплинарную составляющую. Антиминс освящается законно поставленным в определенную епархию Правящим Архиереем, подписывается им и выдается священнику для богослужения в установленном приходе. Тем самым это является символом апостольской преемственности и подтверждением того, что священнослужитель принадлежит к каноничной церковной иерархии.

Антиминс является одною из главных святыней православного храма. Он постоянно находится на престоле. Прикасаться к нему может только священнослужитель, облаченный минимально в подрясник, епитрахиль и поручи, максимально – в полное священническое облачение для служения Божественной литургии.

Почему же в антиминс помещаются мощи святых? Ответим с Божьей помощью на этот вопрос не только в конкретно-историческом, но и в духовном догматическом смысле.

Вкладывание частиц мощей

Основанием для почитания мощей есть Боговоплощение Сына Божия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Восприняв на себя человеческую природу, во всей полноте Спаситель освятил ее и тем самым навечно утвердил достоинство человеческой телесности. Вспомним также, что Христос вознесся на небо и воссел одесную Престола Бога Отца не только как истинный Бог, но и как истинный Человек – в человеческой душевно-телесной природе. Потому для православных христиан тело – один из уровней человеческой личности, связь с которым личность сохраняет и после смерти. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).

Отсюда и происходит почитание святых мощей великих угодников Божиих, которые еще при жизни – и душевно, и телесно стали обиталищем Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский писал о мощах следующее: «У кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь» (154), ибо «совершенная любовь» ведет к преображению тела:
Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи (145)».

Это преображенное благодатью Святого Духа тело, носящее на себе печать Его и после смерти, ставшее обиталищем Его на веки вечные, мы и почитаем с благоговением. Тем более что православные поклоняются не столько самим костям, но силе Божией, явленной в мощах того или иного угодника Божия. Отсюда происходит и само наименовение таких останков «мощами», то есть мощью, силой Божьей. Потому они, конечно же, как драгоценные звезды, отражающие Божественный свет.

Во вшивании мощей святых в антиминсы есть что-то от видимой ощутимой связи Церкви небесной с Церковью земной, которая горнее и земное православное воинство соединяет Божьим благословением в одно целое – Тело Христово. В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными и всеми святыми находятся с нами в одном величественном славословии любви, коей есть Божественная литургия.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь