Возврат ндс сельхозпроизводителям в 2019 году

Оглавление:

Поправки в Налоговый кодекс: новшества для спецрежимиков и плательщиков НДС

Закон 335-ФЗ от 27 ноября 2017 года порядком изменил Налоговый кодекс. В прошлый раз мы рассказали о новшествах в части налога на прибыль, сегодня же расскажем о том, что касается ЕСХН, УСН, ЕНВД, а также упомянем об НДС.

Единый сельскохозяйственный налог

Самые большие изменения связаны с ЕСХН. Плательщики этого налога до конца следующего года по-прежнему освобождены от уплаты НДС. Такое право им дает пункт 12 статьи 9 закона 335-ФЗ. Правила, в соответствии с которыми вычитался и восстанавливался НДС при переходе с режима на режим, так же остались в силе. Вот они:

  • НДС, принятый к вычету до перехода на ЕСХН, восстановлению не подлежит;
  • предъявленный НДС в период применения ЕСХН после ухода со спецрежима вычету не подлежит;
  • включение входного НДС в расходы по приобретению товара (услуги) допустимо лишь в том случае, если к таким расходам относится стоимость этого товара или услуги.

Что изменится с 1 января 2019 года

По окончании 2018 года плательщики ЕСХН будут платить НДС. Как и прочие субъекты, уплачивающие этот налог, они смогут принимать входной НДС к вычету. Это будет возможно, поскольку подпункт 8 пункта 2 статьи 346.5 с 1 января 2019 года утратит силу.

К плательщикам ЕСХН будут применяться правила статьи 145 НК РФ, дающие право на освобождение от уплаты НДС. Однако порядок применения освобождения у этих субъектов будет иной. Заявить об освобождении будет необходимо в том же году, когда состоится переход на указанный налоговый режим. Если это правило не исполняется, то доходы компании или ИП от сельскохозяйственной деятельности за предыдущий налоговый период должны укладываться в определенный лимит (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Лимиты доходов от сельхоздеятельности для освобождения от НДС

Сообщить в налоговую инспекцию по месту регистрации о применении освобождения от НДС плательщик ЕСХН должен до 20 числа того месяца, с которого решено его применять. Освобождение от НДС дается только один раз — повторно обратиться за ним нельзя. Невозможно от него и отказаться, во всяком случае добровольно.

Однако стоит помнить, что «слететь» с этого освобождения плательщик ЕСХН может при превышении лимита дохода либо при реализации подакцизных товаров. Если это произошло, то с 1 числа месяца, в котором превышен лимит либо реализован подакцизный товар, субъект не имеет права применять освобождение от НДС. Он должен исчислить и уплатить налог уже за этот месяц. Если же информация об утрате права на освобождение будет скрыта, то компания или ИП рискует получить штраф, а также пени за несвоевременную уплату НДС.

Налог на имущество при ЕСХН

Субъекты на ЕСХН в общем случае от уплаты налога на имущество были освобождены. Что касается организаций, то освобождение действовало полностью, а для ИП — в части имущества, которое используются для предпринимательской деятельности, облагаемой ЕСХН. Со следующего года облагаться налогом не будет лишь то имущество, которое участвует в процессе производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также в оказании услуг производителями сельхозтоваров. С остального имущества компании и предприниматели на ЕСХН должны будут уплачивать налог.

Сельхозпроизводители с 2019 года будут платить НДС

Уточнение о вычете страховых взносов для спецрежимников

Известно, что предприниматели на ЕНВД и УСН могут уменьшать подлежащий уплате налог на сумму уплаченных страховых взносов. Правила такого уменьшения в предыдущей редакции Кодекса были прописаны не особенно четко. Так, было не до конца непонятно, имеет ли право ИП на ЕНВД без работников уменьшить свой налог на всю сумму взносов, а в не в пределах 50%. То же самое было справедливо и в отношении плательщиков УСН, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы и не имеющих сотрудников. Теперь эта неясность устранена — в соответствующих нормах Кодекса прямо прописали, что 50%-ное ограничение не распространяется на предпринимателей, которые не имеют наемных работников. Норма применяется с начала 2017 года — это отдельно указано в законе 335-ФЗ.

Справедливости ради отметим, что и раньше отсутствие точной формулировки не мешало предпринимателям без работников вычитать из налога собственные пенсионные взносы в полном составе. Это вполне соответствует мнению Минфина, изложенному в многочисленных разъяснениях. Однако теперь у предпринимателей не будет возникать и тени сомнений.

Изменения по НДС для получателей субсидий из бюджета

В статью 170 НК РФ вносятся поправки, касающиеся плательщиков НДС, получающих бюджетные субсидии. Первая из них уточняет порядок восстановления НДС, ранее принятого к вычету, в том случае, если затраты были возмещены из бюджета. Со следующего года начнет действовать правило, согласно которому восстановить НДС нужно будет вне зависимости от того, вошел ли он в сумму субсидии.

Кроме того, появится новое правило, действующее при частичном возмещении затрат. В этом случае восстанавливать ранее принятый к вычету НДС нужно будет пропорционально возмещенной части затрат.

Еще одно изменение — новый пункт 2.1, положение которого распространяется на покупки за счет бюджетных средств. В этом случае предъявленный налог, в том числе на таможне, вычету не подлежит. Правило распространяется не только на товары и услуги, но и на объекты основных средств, нематериальные активы и прочее имущество. Также не подлежит вычету и НДС, предъявленный в составе цены за услуги по капитальному строительству либо при покупке недвижимости, если эти операции осуществлялись на бюджетные деньги. Условие — приобретенное имущество увеличивает уставный капитал унитарных предприятий.

Получатели бюджетных субсидий должны вести раздельный учет входного НДС

С начала 2018 года получатели бюджетных субсидий должны будут в обязательном порядке вести раздельный учет входного НДС. В таком случае они смогут отнести на расходы налог, предъявленный при приобретении на бюджетные деньги товаров и услуг. Это справедливо лишь в том случае, если стоимость приобретенных товаров и услуг также относится к расходам. При отсутствии раздельного учета входного НДС включить в состав расходов будет нельзя.

Прочие изменения

Кратко приведем список остальных изменений Налогового кодекса, которые затрагивают плательщиков НДС.

  1. С 1 января 2018 года вводятся такие правила:
    1. Реализация лома цветного и черного металла будет облагаться НДС.
    2. Юридические лица и предприниматели, покупающие лом цветных и черных металлов, вторичный алюминий и его сплавы, а также шкуры животных, будут являться налоговыми агентами по НДС.
    3. Операторы сотовой связи и субъекты национальной платежной системы не признаются посредниками при покупке электронных услуг у иностранных организаций.
  2. С 1 января 2019 года вводятся правила, относящиеся к покупке электронных услуг у иностранных организаций:
    1. По этим затратам разрешено заявлять вычет НДС.
    2. Особенности исчисления и уплаты налога при осуществлении электронных услуг иностранцами распространены на случаи оказания таких услуг компаниям и ИП.

Кроме того, с 1 января 2018 года вводится новое правило и в части УСН. Уточняется, что суммы, которые ТСЖ, СНТ и подобные организации получают от собственников имущества для уплаты коммунальных услуг, не включаются в состав их доходов.

Обзор некоторых изменений по НДС с 2018 года:

Вычет НДС по основному средству для плательщика ЕСХН с 2019 года

С 2019 года у плательщиков ЕСХН появится новая обязанность, от которой они, казалось бы, навсегда должны были быть освобождены как пользователи одного из спецрежимов, призванного упростить ведение налогового учета и исчисление налогов. (Они не были плательщиками НДС.)

В отношении данного спецрежима в этой части ничего не корректировалось на протяжении многих лет, однако теперь ситуация изменилась. Мы начинаем серию материалов о том, как подготовиться к этому изменению

Федеральным законом от 27.11.2017 № 335‑ФЗ в п. 3 ст. 346.1 НК РФ внесена принципиальная поправка, которая будет применяться с 01.01.2019. Она предусматривает, что абз. 2 и 5 по­именованного пункта с указанной даты утратят силу.

А ведь в настоящее время согласно названным абзацам организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также НДС, уплачиваемого на основании ст. 161 и 174.1 НК РФ).

Следовательно, с 01.01.2019 организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, будут признаваться плательщиками НДС.

Пока что НДС для плательщика ЕСХН остается расходом.

В Письме Минфина России от 07.02.2018 № 03‑07‑11/7258 разъясняется, как плательщику ЕСХН поступить с объектом недвижимости, который вводится в эксплуатацию после 01.01.2019.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения плательщик ЕСХН уменьшает полученный им доход на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п. 4 и абз. 6 пп. 2 п. 5 этой же статьи).

Данные расходы принимаются с момента ввода основного средства в эксплуатацию, если они были произведены в период применения спецрежима в виде уплаты ЕСХН (пп. 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ). Их следует отразить в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм (абз. 6 пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Поскольку большинство названных расходов оплачивается, скорее всего, поставщикам, являющимся плательщикам НДС, данные поставщики в установленном порядке предъявляют налог плательщику ЕСХН. Однако так как он до 01.01.2019 не является плательщиком НДС, он не вправе предъявить его к вычету. Зато согласно пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ налог по приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам) он может отнести к расходам, которые уменьшают доход налогоплательщика, но при условии, что расходы по тем же товарам (работам, услугам) тоже подлежат включению в состав расходов в соответствии со ст. 346.5 НК РФ.

Таким образом, если основное средство используется в предпринимательской деятельности, расходы на его приобретение учтены при определении облагаемой базы по ЕСХН, то и соответствующий НДС участвует в определении этой базы.

Ознакомьтесь так же:  Архитектурно-строительные требования

Так будет только до 01.01.2019.

Минфин против вычетов, оплаченных в 2018 году.

Сам порядок учета расходов на основные средства останется тем же. Но утратит силу пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Получается, плательщик ЕСХН должен будет, как и иные плательщики НДС, принимать налог к вычету или все‑таки относить его в расходы, но в общем порядке, то есть по правилам, установленным гл. 21 НК РФ. Названные правила выделяют определенные ситуации, условия, при наличии которых НДС относится в расходы или принимается к вычету. Но поскольку налогоплательщик остается плательщиком ЕСХН, он по‑прежнему учитывает расходы кассовым методом. Поэтому если основное средство будет введено в эксплуатацию в 2019 году, то и расходы на него будут учтены в 2019 году, в том числе те, которые понесены (уплачены) в 2018 году, когда налогоплательщик уже был плательщиком ЕСХН, но еще не стал плательщиком НДС.

Но не так, по мнению Минфина, должно быть с НДС, предъявленным поставщиками по этим же расходам. Дело в том, что согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 335‑ФЗ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему систему налогообложения в виде ЕСХН, при приобретении товаров (работ, услуг), в частности основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, которые до дня вступления в силу данного закона не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении спецрежима в виде уплаты ЕСХН, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов.

Отсюда финансисты сделали вывод, что если объект недвижимости был принят в эксплуатацию в 2019 году, то НДС, предъявленный по расходам, учтенным в его стоимости, также должен быть учтен в стоимости основного средства, если данные расходы вместе с НДС были оплачены поставщику в 2018 году.

Однако, по нашему мнению, финансовое ведомство не учитывает, что НДС по этим расходам и не должен был быть учтен в 2018 году, пока объект недвижимости не был введен в эксплуатацию.

В подтверждение можно привести позицию самого Минфина, правда, касающуюся применения другого спецрежима – УСНО. В данном случае можно использовать его сходство с уплатой ЕСХН в той части, что «упрощенцы», как и плательщики ЕСХН до 2019 года, не являются плательщиками НДС, а сам налог, предъявленный поставщиками, они тоже учитывают в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Из Письма Минфина России от 17.02.2014 № 03‑11‑09/6275 прямо следует, что для учета НДС в расходах на спецрежиме должны быть выполнены два условия, до наступления которых налог учесть нельзя:

  • НДС оплачен поставщику;
  • соответствующие затраты учтены в расходах.

Так, финансисты указали, что согласно пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются при налогообложении по мере реализации указанных товаров. Поэтому и суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком, применяющим УСНО, по товарам, приобретенным для дальнейшей реализации, должны учитываться в составе расходов по мере реализации таких товаров.

А в Письме от 28.09.2007 № 03‑11‑04/2/239 они отмечали, что при приобретении сырья расходы, связанные с уплатой НДС, признаются в отчетном периоде по мере списания сырья в производство, поскольку именно в таком порядке списываются расходы на приобретение сырья и материалов (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

К сожалению, отсутствуют разъяснения чиновников, которые пояснили бы, как учитывается НДС по расходам, включаемым в стоимость основного средства, как для «упрощенцев», так и для плательщиков ЕСХН. Однако и приведенных выше разъяснений достаточно, чтобы уяснить позицию Минфина: НДС учитывается в расходах в тот же момент, что и затраты, к которым он относится.

Можно найти и арбитражную практику, касающуюся непосредственно учета расходов на основные средства и предъявленного по ним НДС. В Постановлении ФАС ДВО от 26.11.2013 № Ф03-5382/2013 по делу № А16-969/2012 указывается: неправильно считать, что НДС, уплаченный в составе стоимости товаров (работ, услуг), подлежит отнесению на расходы с момента фактической оплаты данных товаров (работ, услуг), поскольку это противоречит буквальному содержанию пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, а также положениям п. 3 названной статьи.

Иначе говоря, НДС, предъявленный по товарам (работам, услугам), включаемым в стоимость основного средства, должен учитываться в расходах в том же периоде, что и стоимость указанных товаров (работ, услуг). Только так можно избежать описанного противоречия.

Данный вывод применим как к УСНО, так и к уплате ЕСХН в период до 01.01.2019, поскольку соответствующие правила на обоих спецрежимах идентичны.

В рассматриваемой ситуации сумма НДС, предъявленная плательщику ЕСХН, должна быть учтена при вводе объекта недвижимости в эксплуатацию, то есть в 2019 году, а это значит, что к ней неприменима ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 335‑ФЗ. Следовательно, сумму НДС можно принять к вычету в 2019 году. Хотя, конечно, можно ожидать по этому поводу спора с налоговыми органами, учитывая позицию Минфина.

Однако такой проблемы не будет, если плательщик ЕСХН воспользуется возможностью получить освобождение от обязанностей плательщика НДС, которая специально для поименованных налогоплательщиков с 01.01.2019 появится в ст. 145 НК РФ. Но сумма дохода такого сельхозтоваропроизводителя не должна превысить 100 млн руб. за 2018 год.

Возврат ндс сельхозпроизводителям в 2019 году

Правительство намерено с 1 января 2019 года повысить базовую ставку НДС с действующих 18% до 20%. Об этом 14 июня заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на заседании кабинета министров. По оценке Минфина, этот шаг позволит дополнительно привлечь в федеральный бюджет более чем 600 млрд руб. в год, которые станут одним из основных источников для финансирования национальных целей, обозначенных в майских указах президента.

При этом, отметил Медведев, «чтобы эта нагрузка не падала на людей, все льготы по налогу на добавленную стоимость на основные социально значимые товары, на основные услуги будут сохранены». Так, по словам премьер-министра, предполагается сохранить пониженные ставки в отношении продовольственных товаров. Кроме того, рассказал первый вице-премьер — глава Минфина Антон Силуанов, одновременно готовится набор решений по компенсации эффекта от повышения НДС. «В частности, предлагается обеспечить ускорение возмещения НДС экспортерам путем снижения пороговых значений сумм уплаченных предприятием за три года налогов, что дает право на ускорение возмещения НДС, с 7 до 2 млрд руб.», — сообщил Силуанов. Также планируется снизить нагрузку на плательщиков НДС за счет сокращения сроков проведения камеральных проверок при возмещении НДС и отменить налог на движимое имущество. По словам Силуанова, правительство надеется на принятие парламентом решений по налогам уже в весеннюю сессию.

Несмотря на то, что по заявлению премьера, пониженные ставки в отношении продовольствия будут сохранены, избежать увеличения налоговой нагрузки на бизнес не удастся, уверен аналитик « Финам » Алексей Коренев. «Даже учитывая, что значительная часть продукции сельхозпроизводителей так или иначе может быть отнесена к категории социально значимых товаров, избежать роста цен на нее, как мы полагаем, не удастся. Дело в том, что в себестоимости любой продукции заложены затраты на все, что связано с производственным циклом — от канцелярской скрепки и до приобретения оборудования или амортизации основных средств производства», — прокомментировал Коренев « Агроинвестору ». Он напомнил, что для реализации майских указов правительству необходимо в ближайшие шесть лет изыскать дополнительно 8 трлн руб., а ряд экспертов озвучивают сумма в 2,5-3 раза больше. «Эти средства у кого-то должны быть изъяты, будь то конечный покупатель в розничной торговой сети, или работник самого агрохолдинга, или сотрудник фермы, в зарплате которого увеличение ставки НДС тоже проявится. А увеличение себестоимости продукции негативно скажется и на конкурентоспособности отечественных производителей», — спрогнозировал Коренев.

Вместе с повышением НДС с 18% до 20% рассматривался вариант отмены льготной ставки НДС в 10%, которая распространяется на сельскохозяйственную продукцию и которую Минфин предлагал заменить пособием. По информации газеты «Ведомости», на обсуждение идеи отмены льготной ставки чиновники потратили больше полутора лет, однако в итоге решено пока ее сохранить. Как сообщили изданию два федеральных чиновника, ставка НДС в 10% может быть отменена позднее, после принятия программы перехода на адресную социальную поддержку. В 2017-м льготная ставка НДС обошлась бюджету почти в 550 млрд руб., больше половины потерь пришлось на продукты питания.

По ставке 20% НДС взимался до 2004 года, потом она была снижена до 18%. Различные варианты налогового маневра в правительстве обсуждаются давно, в качестве альтернативы повышения НДС также рассматривались увеличение НДФЛ, введение налога с продаж, а также рост НДС до 21% при одновременном снижении совокупной ставки сборов в социальные фонды до 21%.

Повышение НДС с 18% до 20% может ударить по российской перерабатывающей промышленности и всей внутренней экономике страны, предупредил бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Суммарная налоговая нагрузка на бизнес (47,4%) в России на 7,2 п. п. выше, чем в среднем по миру. А по налоговой нагрузке на фонд оплаты труда наша страна в 2,2 раза превышает среднемировой показатель», — напомнил он через своего представителя. По его словам, такая налоговая политика, нацеленная лишь на пополнение бюджета, препятствует развитию производства. «Образно говоря, вместо того, чтобы оставлять картошку на семена, мы съедаем ее всю прямо сейчас», — добавил он.

Ритейлеры сделают все возможное, чтобы сохранить стабильность розничных цен, в свою очередь пообещал представитель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). В то же время, добавил он, отраслевая ассоциация не поддерживает повышение налоговой нагрузки без одновременного понижения отчислений во внебюджетные фонды или возврата налоговой льготы на движимое имущество. «На фоне стагнации доходов населения, низкой покупательной способности, острейшей конкуренции на рынке розничной торговли и, как следствие всех этих факторов, снижающейся рентабельности бизнеса усиление налоговой нагрузки создает существенные риски для здорового экономического развития ритейла», — сказал « Агроинвестору » представитель АКОРТ.

По данным Росстата , в 2016 году сборы от НДС в стране составили 2,7 трлн руб., на них приходилось 41% всей суммы налоговых поступлений в федеральный бюджет. Согласно рассматриваемому сейчас проекту обновленного бюджета на 2018 год, в этом году на НДС, собираемый внутри страны, придется 3,4 трлн руб., еще 2,4 трлн руб. — на НДС по товарам, ввозимым в Россию. При этом, в соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщики, занимающиеся сельским хозяйством, имеют право на применение специального налогового режима в виде уплаты единого сельхозналога. Его плательщики освобождаются от уплаты НДС. Общее число плательщиков ЕСХН в 2016 году составляло 99,7 тыс., в том числе 22,8 тыс. организаций и 76,9 тыс. предпринимателей и фермеров.

Ознакомьтесь так же:  Алименты в белоруси

Единый сельхозналог: с 2019 года нужно будет платить НДС

Рассказывает налоговый юрист Артур Дулкарнаев

Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — это сокращенное наименование специального режима налогообложения — системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, налогоплательщиками при которой могут быть организации и ИП.

Как и другие специальные режимы налогообложения, уплата единого сельхозналога, за некоторыми исключениями, заменяет собой уплату налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и НДС.

ЕСХН облагаются доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных расходов по ставке 6 %.

НДС на ЕСХН с 2019 года

Суть нововведения заключается в том, что в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ, с 1 января 2019 года плательщики ЕСХН будут обязаны уплачивать НДС.

Главным образом, уплата НДС позволит применять вычеты по НДС, применение которых ранее было невозможным. Напомню, что одним из условий применения вычета по НДС является приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС. Возможность применять вычеты по НДС означает возможность уменьшить величину «исходящего» НДС на величину «входящего» НДС. Следовательно, если операции не облагаются НДС (как сейчас), «исходящий» НДС нельзя принять к вычету, а если операции облагаются НДС (как будет с 1 января 2019), то «исходящий» НДС можно принять к вычету. Однако для большинства налогоплательщиков налоговой базой будет все равно являться цена реализуемой сельхозпродукции.

Освобождение от уплаты НДС

Тем не менее, с некоторыми оговорками, законодатель решил предоставить налогоплательщикам выбрать один из двух сценариев. Первый — уплата только ЕСХН. Второй — уплата ЕСХН + НДС. Оговорка заключается в размере выручки налогоплательщика.

Статья 145 Налогового кодекса предусматривает случаи освобождения от уплаты НДС. По общему правилу, организация или ИП имеют право не платить НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн. руб.

В отношении сельхозпроизводителей установлены иные значения. Так, организации и ИП, уплачивающие ЕСХН, имеют право на освобождение в двух случаях:

  1. Организации и ИП переходят на уплату ЕСХН и реализуют право на освобождение в одном и том же календарном году.
  2. За 2018 год сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 100 млн. руб.

Пороговые значения постепенно будут снижаться: 90 млн. руб. за 2019; 80 млн. руб. за 2020, 70 млн. руб. за 2021, 60 млн. руб. за 2022 и последующие годы.

Для освобождения по НДС организации и ИП должны представить письменное уведомление об использовании права на освобождение по НДС в налоговую инспекцию по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение. Форма такого уведомления утверждена Минфином России.

Организации и ИП не могут добровольно отказаться от освобождения по НДС в будущем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено.

Если сумма дохода превысила предельный размер, такая организация или ИП начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, утрачивают право на освобождение по НДС. Организации и ИП, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение. Сумма налога за месяц, в котором имело место превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет.

Последствия для организаций и ИП

Обязанность по уплате НДС влечет необходимость вести книги покупок и книги продаж, заполнять и сдавать в налоговую инспекцию налоговую декларацию. Налоговым периодом по НДС, напомню, является квартал.

Кроме того, при заявлении налоговых вычетов по НДС налогоплательщикам придется проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента, запрашивая у контрагента по сделке всевозможные документы, начиная от учредительных документов компании до документов, фиксирующих поиск данного конкретного контрагента. В противном случае велик риск того, что налоговая инспекция откажет в праве на вычет.

  1. Организации и ИП с выручкой до 100 млн. руб. за 2018 год с 1 января 2019 вправе самостоятельно настроить режим налогообложения: ЕСХН или ЕСХН + НДС. При уплате НДС налогоплательщик сможет применять вычет «входящего» НДС.
  2. Организации и ИП с выручкой свыше 100 млн. руб. за 2018 год, с 1 января 2019 будут являться плательщиками НДС.
  3. Налогоплательщику для получения освобождения по НДС в налоговую инспекцию необходимо представить уведомление.
  4. Переход на уплату НДС будет выгодным для крупных сельхозпроизводителей, которые имеют в составе затрат значительную величину «входящего» НДС.
  5. Налогоплательщикам необходимо будет научиться проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, вести книги покупок и книги продаж, подавать налоговые декларации по НДС. Освежить в памяти процедуру проведения камеральной налоговой проверки.

Грамотный выбор между ЕСХН и ЕСХН + НДС должен быть основан прежде всего на реальных цифрах именно вашего бизнеса.

Моя электронная почта: [email protected]

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Что изменилось в НДС в 2018 и изменится в 2019

Законодатель принял ряд законов, которые изменили правила исчисления и уплаты НДС организациями и предпринимателями (Федеральные законы от 27.11.2017 № 335-ФЗ, № 341-ФЗ, № 353-ФЗ).

Вычет НДС невозможен, если товар приобретен за счет субсидий

Неблагоприятные изменения затронут тех налогоплательщиков, которые приобретают товары, работы или услуги за счет бюджетных средств.

До 01.01.2018 действовали следующие правила. Если налогоплательщик принял НДС к вычету по товарам (работам, услугам), а позже затраты на их приобретение или на уплату ввозного НДС компенсируются за счет субсидий, то налог надо восстановить. С 01.01.2018 восстанавливать налог нужно также при получении бюджетных инвестиций. Уточнены правила такого восстановления (пп. «в» п. 12 ст. 2 Закона № 335-ФЗ):

  • НДС восстанавливается независимо от того, включен он в субсидии (бюджетные инвестиции) или нет;
  • при частичном возмещении затрат сумма НДС восстанавливается в доле, которая определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг) без НДС, приобретенных за счет субсидий (бюджетных инвестиций), в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) без учета НДС. Ранее в такой ситуации контролирующие органы рекомендовали восстанавливать налог в части полученных субсидий (см. письмо Минфина России от 19.01.2012 № 03-07-11/15).

Законодатель не ограничился только восстановлением НДС, а запретил с 01.01.2018 заявлять вычет по товарам, работам и услугам (в т. ч. основным средствам и нематериальным активам), которые приобретены за счет субсидий или бюджетных инвестиций (пп. «б» п. 12 ст. 2 Закона № 335-ФЗ).

НДС, который не был принят к вычету, можно включить в расходы по налогу на прибыль при одновременном выполнении двух условий:

  • расходы на приобретенные товары, работы и услуги учитываются в расходах при исчислении прибыли, в т. ч. через начисленную амортизацию;
  • ведется раздельный учет сумм НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным за счет субсидий или бюджетных инвестиций.

Поскольку изменения действуют с 01.01.2018, не рекомендуем заявлять налоговый вычет по тем товарам, которые приобретены (отгружены продавцом) за счет субсидий (инвестиций) после 01.01.2018.

Скорректированы ставки НДС для авиаперевозчиков

К числу операций, которые облагаются НДС по ставке 0%, отнесены услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположен на территории Калининградской области. Для подтверждения нулевой ставки и вычетов налогоплательщик должен представить в налоговый орган реестр перевозочных документов. Такие изменения внесены пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 27.11.2017 № 353-ФЗ. Они действуют с 01.01.2018 и распространяются на услуги, оказанные после этой даты.

Кроме того, до 31.12.2020 продлено применение ставки НДС 10 % к внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, кроме полетов в Крым и Севастополь (пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Это изменение внесено статьей 4 Закона № 335-ФЗ.

Раздельный учет НДС обязателен, даже если соблюдается правило 5%

Если налогоплательщик осуществляет как облагаемые, так и необлагаемые виды деятельности, он обязан вести раздельный учет хозопераций и сумм НДС (абз. 5 п. 4 ст. 170 НК РФ). Однако из этого правила есть исключение — правило 5%. Оно предусматривает, что если доля совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию товаров (работ, услуг), которые НДС не облагаются, не превышает 5% от общей суммы таких расходов за квартал, налогоплательщик может не вести раздельный учет и принять к вычету всю сумму «входного» НДС (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ).

1С:ИТС

Подробнее о раздельном учете входного НДС см. в справочнике «Налог на добавленную стоимость» раздела «Налоги и взносы».

На практике эта норма вызывала спор: можно ли правило 5% применять к товарам, используемым только в деятельности, которая НДС не облагается? Контролирующие органы и суды возражали против этого (см. п. 12 письма ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/[email protected]).

С 01.01.2018 такой подход закреплен законом. Теперь правило 5% применяется только к тем товарам (работам, услугам), которые используются одновременно как в облагаемых НДС операциях, так и необлагаемых.

Кроме того, с этой даты раздельный учет должны вести все налогоплательщики, которые осуществляют как облагаемые, так и необлагаемые операции. Исключений для тех, кто соблюдает правило 5%, нет. Такие изменения закреплены в подпункте «г» пункта 12 статьи 2 Закона № 335-ФЗ.

От применения нулевой ставки НДС можно отказаться

Законодатель разрешил налогоплательщикам отказаться от применения нулевой ставки НДС по следующим операциям:

  • реализация товара на экспорт;
  • услуги по международной перевозке товаров и другие услуги, связанные с ней (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работы (услуги), выполняемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, перечисленные в подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ;
  • услуги по транспортировке трубопроводным транспортом природного газа, перечисленные в подпункте 2.3 пункта 1 статьи 164 НК РФ;
  • услуги передачи по общероссийской электрической сети электроэнергии в энергосистемы иностранных государств (пп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работы и услуги по перевалке и хранению товаров в морских и речных портах (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • услуги по предоставлению ж/д вагонов и контейнеров, а также транспортно-экспедиционные услуги по транспортировке экспортированного (реэкспортированного) товара ж/д транспортом (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работы и услуги организаций внутреннего водного транспорта, перечисленные в подпункте 2.8 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Для применения по этим работам и услугам ставки 18 (10)% вместо нулевой нужно подать в налоговый орган заявление до 1 числа квартала, с которого планируется эту ставку не применять. Отказаться от нулевой ставки НДС можно на срок не менее 12 месяцев. Причем отказ от нулевой ставки НДС распространяется сразу на все перечисленные выше операции налогоплательщика, а не какие-то отдельно. Нельзя применять разные налоговые ставки в зависимости от того, кто является покупателем.

Эти изменения, так долго ожидаемые многими налогоплательщиками, внес Федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ. Они действуют с 01.01.2018. Отказ от нулевой ставки избавит налогоплательщиков от достаточно сложной процедуры ее документального подтверждения, а контрагенты смогут заявить к вычету предъявленный им НДС по ставке 18 (10) %. Ранее контролирующие органы были против применения ставки 18 % вместо 0 % и налогового вычета у контрагентов.

Ознакомьтесь так же:  Мировой суд суздальский

Условия получения вычета НДС при приобретении услуг у иностранных IT-компании

С 01.01.2017 иностранные IT-компании (без обособленных подразделений в РФ), оказывающие услуги гражданам в электронной форме, обязаны встать на налоговый учет в РФ и платить НДС (п. 4.6 ст. 83, ст. 174.2 НК РФ). Если такие услуги оказаны не физическим лицам, а российским организациям или предпринимателям, то исчисляют и уплачивают налог именно они в качестве налогового агента по правилам пункта 1 и 2 статьи 161 НК РФ (п. 9 ст. 174.2 НК РФ).

1С:ИТС

О налоговых агентах при покупке товаров (работ, услуг) у иностранного лица, порядке определения налоговой базы, о налоговых ставках, исчислении НДС, составлении (выставлении) счетов-фактур, применении вычета по НДС, заполнении декларации по НДС при покупке товаров (работ, услуг) у иностранца, см. в справочнике «Налог на добавленную стоимость» раздела «Налоги и взносы».

Однако с 01.01.2019 эта обязанность для российских организаций и предпринимателей отменяется, поскольку платить НДС будут иностранные организации, которые оказали электронные услуги. Такие организации будут обязаны встать на налоговый учет в РФ по правилам пункта 4.6 статьи 83 НК РФ.

Исчислять НДС они будут исходя из фактических цен реализации услуг с применением расчетной ставки 15,25 % на последний день налогового периода, в котором поступила оплата за них (п. 2, п. 5 ст. 174.2 НК РФ).

При этом иностранные организации не выставляют счета-фактуры, не ведут книги продаж, покупок и журналы учета счетов-фактур (п. 3.2 ст. 169 НК РФ). Уплачивать налог и сдавать декларацию им придется не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4, п. 7, п. 8 ст. 174.2 НК РФ).

Декларацию такая организация подает через личный кабинет налогоплательщика. Если не может его использовать, то через оператора электронного документооборота (п. 8 ст. 174.2 НК РФ).

Несмотря на отсутствие счета-фактуры от иностранной компании, российский покупатель сможет заявить налоговый вычет (пп. «а» п. 13 ст. 2 Закона № 335-ФЗ). Согласно новому пункту 2.1 статьи 171 НК РФ вычет предоставляется при наличии:

  • договора или расчетного документа с выделением НДС и указанием ИНН и КПП иностранной организации. В законе отмечается, что сведения о таких иностранных организациях (наименование, ИНН, КПП, дата постановки на налоговый учет) размещаются на сайте ФНС России;
  • документов на перечисление иностранной организации оплаты с НДС.

Полагаем, что буквальное прочтение норм НК РФ позволит покупателя IT-услуг заявить вычет по ним в том периоде, в котором они оплачены.

Кроме того, законодатель уточнил, что не признаются посредниками, участвующими в расчетах (соответственно, налоговыми агентами по НДС), организации, которые являются субъектами национальной платежной системы, а также операторы связи, которые переводят денежные средства за услуги иностранных IT-компаний (пп. «в» п. 17 ст. 2 Закона № 335-ФЗ). Это правило действует с 01.01.2018.

Сельхозпроизводители будут платить НДС

Организации и предприниматели, уплачивающие ЕСХН, не являются плательщиками НДС (исключение — уплата НДС при ввозе, а также в соответствии со статьей 174.1 НК РФ по договору простого товари­щества и др.). С 01.01.2018 этот список исключений дополнился операциями, перечисленными в статье 161 НК РФ, по которым НДС платит налоговый агент (п. 57 ст. 2 Закона № 335-ФЗ). Таким образом, если плательщик ЕСХН осуществляет операции, перечисленные в статье 161 НК РФ, то уплачивать НДС с них будет налоговый агент. Как правило, это покупатель.

Кроме того, с 01.01.2019 плательщики ЕСХН будут признаваться плательщиками НДС (п. 12 ст. 9 Закона № 335-ФЗ). Это означает, что они будут платить НДС по всем налогооблагаемым операциям. Но законодатель смягчил переход на уплату НДС, предусмотрев для них освобождение от НДС по новым правилам статьей 145 НК РФ. С 01.01.2019 плательщик ЕСХН сможет получить освобождение от НДС, если (пп. «а» п. 1 ст. 2 Закона № 335-ФЗ):

  • в этом же календарном году переходит на уплату ЕСХН;
  • либо за предшествующий налоговый период (календарный год) по ЕСХН сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) на данном режиме налогообложения без учета налога не превысила в совокупности:

— за 2018 год — 100 млн руб.
— за 2019 год — 90 млн руб.
— за 2020 год — 80 млн руб.
— за 2021 год — 70 млн руб.
— за 2022 год и последующие — 60 млн руб.

Для получения освобождения налогоплательщик должен подать письменное уведомление в налоговый орган по месту учета. Сделать это нужно до 20 числа месяца, с которого планируется использовать освобождение от НДС.

Право на освобождение утрачивается с 1 числа месяца, в котором:

  • сумма дохода от реализации товаров в пределах налогового периода на ЕСХН превысила установленный лимит (приведен выше);
  • осуществляется реализация подакцизных товаров.

В таком случае сумма НДС за указанный месяц должна быть восстановлена в бюджет. Обратите внимание: если плательщик ЕСХН утратил право на освобождение от НДС, повторно им воспользоваться уже не сможет.

Новые налоговые агенты по НДС — покупатели металла, шкур животных

Законодатель ввел новые случаи исчисления и перечисления НДС в бюджет налоговым агентами, добавив в статью 161 НК РФ пункт 8. С 01.01.2018 исполнять обязанности налоговых агентов должны покупатели (организация и ИП) следующих товаров (пп. «б» п. 5 ст. 2 Закона № 335-ФЗ):

  • сырых шкур животных;
  • лома и отходов черных и цветных металлов. До 01.01.2018 эта операция освобождалась от НДС по подпункту 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ, однако законодатель отменил эту льготу (п. 3 ст. 2 Закона № 335-ФЗ);
  • алюминия вторичного и его сплавов.

Налоговыми агентами признаются покупатели перечисленных товаров — организации и индивидуальные предприниматели, причем независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет. Физические лица без статуса предпринимателя налоговыми агентами не являются. Поэтому при реализации указанных товаров физическим лицам налог уплачивается в бюджет продавцом самостоятельно в обычном порядке (п. 10 ст. 2 Закона № 335-ФЗ).

Еще один случай, когда обязанностей налогового агента не возникает — когда товар продает неплательщик НДС. При этом договор или первичный учетный документ должен содержать отметку «Без налога (НДС)». Если продавец поставил такую отметку ошибочно, обязанность исчислить НДС ложится на него, а не налогового агента. Агенты-покупатели будут получать от продавца специальный счет-фактуру с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом» и рассчитывать налог исходя из рыночной цены товара с учетом налога и ставки 18/118 (пп. «б» п. 6 ст. 2 Закона № 335-ФЗ). При этом налоговую базу они должны будут определять на момент отгрузки товаров продавцом и на момент перечисления предоплаты за них (п. 9 ст. 2 Закона № 335-ФЗ).

Кроме того, для таких налоговых агентов установлен специальный порядок определения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет: исчисленная в качестве налогового агента в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 НК РФ сумма НДС будет увеличиваться на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 НК РФ, и уменьшаться на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 НК РФ (пп. «б» п. 15 ст. 2 Закона № 335-ФЗ). Следовательно, если покупатель (налоговый агент) является плательщиком НДС, то сумма налога к уплате по таким операциям будет равна нулю.

1С:ИТС

Числовые примеры отражения НДС продавцом и покупателем сырых шкур и лома в случае перечисления предварительной оплаты продавцу и при отгрузке указанного товара в счет ранее полученной предоплаты, см. в разделе «Юридическая поддержка».

В решениях «1С:Предприятие 8» необходимые изменения поддерживаются в программах: «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» (ред. 3.0); «1С:ERP управление предприятием 2»; «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.0 и 1.1); «1С:Управление производственным предприятием 8» (ред. 1.3). Подробнее — см. в «Мониторинге изменений законодательства».

В частности, отражение операций по продаже лома в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0 реализовано начиная с версии 3.0.57.

Компании, которые на постоянной основе занимаются продажей лома металлов (а также алюминия, сырах шкур животных), рекомендуется использовать в работе программу «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3). Как отразить разовую операцию в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0, читайте в статье «Лайфхак: как отразить продажу лома в 1С:Бухгалтерии 8 (ПРОФ и базовой)».

Иностранец может вернуть НДС, уплаченный при приобретении товара в РФ

С 01.01.2018 иностранный гражданин (не гражданин ЕАЭС), который вывозит за пределы ЕАЭС товар, приобретенный в розницу на территории РФ, может рассчитывать на компенсацию уплаченного НДС.

Компенсироваться будет сумма уплаченного НДС за минусом стоимости услуг по компенсации налога. При этом сумма покупки за 1 календарный день должна быть не менее 10000 руб. с учетом налога.

Чтобы получить компенсацию, иностранец должен потребовать у торговой организации специальный документ (чек). Он оформляется в единственной экземпляре на основании кассовых чеков. В дальнейшем на таком документе таможенный орган ставит отметку о вывозе товара за границу. Этот документ с отметкой таможенного органа и паспорт иностранца будут служить основанием для возврата ему НДС.

Возмещать НДС иностранцу будут организации розничной торговли, которые включены в перечень, утвержденный Минпромторгом РФ, или иные лица, действующие по соглашению с такими торговыми организациями. Такие положения содержатся в новой статье 169.1 НК РФ.

Минпромторг России приказом от 12.02.2018 № 416 (опубликован 13.03.2018) утвердил заявление и порядок включения в перечень организаций, применяющих систему Tax Free. Организации, которые компенсировали НДС иностранцу, смогут принять его к вычету в пределах одного года с даты компенсации. Вычет предоставляется только после того, как компенсация НДС выплачена иностранцу, а также при наличии документа (чека) с отметкой таможенного органа о вывозе товара. Такой порядок предусмотрен пунктом 4.1 статьи 171 и пунктом 11 статьи 172 НК РФ.

Услуги организаций по возврату иностранцу НДС облагаются по нулевой ставке по подпункту 2.11 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Порядок ее подтверждения установлен новым пунктом 3.10 статьи 165 НК РФ. Эти изменения утверждены Федеральным законом от 27.11.2017 № 341-ФЗ и действуют с 01.01.2018.

Организации, которые оформили иностранцу документы на возврат НДС, будут сообщать сведения о них в ФТС России в электронном виде, а таможенная служба в свою очередь передаст ФНС России данные о проставленных на таких документах отметках о вывозе товара за границу. Формат и порядок передачи таких сведений в элект­ронной форме будет утвержден дополнительно (ст. 3 Закона № 341-ФЗ).

В связи с введением в России с 01.01.2018 системы Tax Free для отражения указанных операций в книгах покупок и продаж в правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2011 № 1137) внесены поправки, действующие с 01.04.2017.